Как проявляется психические расстройства

В психиатрии симптомы психических расстройств — отдельные признаки, которые чаще всего могут наблюдаться при определенных патологиях.

Более того, не всегда и сразу же можно определить, какие именно симптомы наблюдаются у человека, ведь многие пациенты не только не рассказывают о том, что их беспокоит, но и пытаются скрывать аномальные признаки, чтобы у них не заподозрили психическое расстройство.

Содержание:

Галлюцинации — восприятие без реального объекта

Галлюцинации — расстройства восприятия, возникающие на месте предметов и явлений, которых на самом деле не существуют. Почему же они возникают, при каких патологиях и как от них избавиться.

Дереализация: особенности расстройства восприятия

Дереализация — термин, означающий ощущение измененности окружающего мира, все кажется «чуждым», «нереальным», «подстроенным», «искусственным».

Агрессия и агрессивность

Почему возникает агрессивность. Какие ее основные формы проявления у мужчин, женщин, подростков, пожилых людей. Как правильно общаться с агрессором, чтобы не допустить фатальных последствий. Этим и многим другим проблемам посвящена статья.

Эмоциональная лабильность: хорошо это или плохо?

Деперсонализация — нарушение восприятия собственной личности

Деперсонализация — состояние, проявляющееся утратой собственной идентичность, свое тело, свои мысли воспринимаются как чужие. Данное состояние очень тяжело переносится больными.

Компульсия — что это такое, почему возникает, как избавиться

Компульсия — мощное внутреннее стремление к действиям, которые вызывают негативное эмоциональное состояние, им очень сложно противостоять.

Как бороться с обсессиями: 4 составляющих

Обсессии еще иначе называют навязчивыми идеями. Как часто мы употребляем данный термин в своем повседневном лексиконе, только правильно ли?
Эта статья о том, что такое обсессия, почему она возникает, какие ее основные проявления, а также рекомендации по поводу того, как самостоятельно избавиться от патологии.

Преодолеваем дисфорию — злобно-тоскливое состояние

Дисфория — патологическое состояние, для которого характерно угнетенное настроение в сочетании с раздражительностью, тоской и злобой.

Сенестопатия: что это такое?

Сенестопатия — интенсивные и крайне тягостно переживаемые больными неприятные ощущения в различных частях тела.

Что известно про эйфорию

Эйфория — это хорошо или плохо? Болезнь или норма? Давайте вместе разберемся с данным симптомом, определимся, когда он требует лечения.

  • Шизофрения? Помоги себе сам!
  • Я много статей посвятила описанию признаков шизофрении, основных форм заболевания. Мало знать симпто

    Здравствуйте! Незнаю даже как и рассказать свою проблему. Наверное мно …

    Здравствуйте, я болею шизофренией с 2013 года, бывает кажется что за м …

    Здравствуйте! Моему сыну 40 лет. 12 лет тому назад на работе ( он рабо …

    psi-doctor.ru

    Как распознать душевное расстройство

    Ваша 68-летняя мама внезапно призналась, что за ней все время кто-то следит. Муж, прежде спокойный и общительный человек, неожиданно потерял интерес ко всему. Что это, временное нарушение поведения или серьезная болезнь? А главное — что с этим делать?

    Каждому, чей близкий родственник, член семьи вдруг изменился, стал другим человеком, непросто принять эту перемену. У многих первой реакцией становится отрицание, которое проявляется в упреках, жестких требованиях и раздражении, за которыми страх, непонимание. И сам больной, и его родные подолгу не признают изменения. Человек может страдать от болезни несколько месяцев и даже лет, прежде чем обращается к специалистам. Первые проявления душевной болезни возникают иногда в юности и остаются незамеченными. Симптомы депрессии относят к меланхоличности, тревогу –к застенчивости, расстройства мышления к философскому складу ума, нарушения поведения объясняют сложным характером.

    Как узнать болезнь?

    Душевное расстройство — это общее понятие для разных нарушений психики и поведения. Среди из них — тревожное расстройство (им заболевает каждый четвертый), депрессия (каждый восьмой). Шизофрению диагностируют у одного из ста человек. Каждое конкретное душевное расстройство сопровождается нарушением ключевой функции психики и характерным поведением, на что первыми обращают внимание близкие и окружающие. Некоторые примеры.

    Расстройства когнитивных функций (наиболее характерное — деменция, возрастное слабоумие): заметное снижение памяти и других когнитивных способностей, таких как счет, понимание, суждение, концентрация, вплоть до их частичной или полной потери. Человек забывает имена, не может вспомнить детали из прошлого, но и не способен усвоить новую информацию. Он теряет способность к разумному и критичному мышлению, не может планировать и осмыслять свои действия.

    Расстройства настроения (наиболее характерное — депрессия): снижение настроения, потеря интереса и чрезмерная усталость, сопровождающиеся чувством вины, отсутствием мотивации, нарушениями сна и аппетита. Или, напротив, мания — чрезмерно повышенное или раздражительное настроение, с пониженной потребностью в сне и еде. Человек слишком говорлив, легко отвлекается, совершает необдуманные, рискованные поступки. К расстройствам настроения относятся также тревоги, страхи, неврозы. Они выражаются во внезапных, беспричинных (паника) или, наоборот, обусловленных конкретным фактором (метро, высота) приступах страха. В такие моменты затрудняется дыхание, учащается сердцебиение, появляются головокружение, чувство потери контроля над ситуацией. Также может быть постоянная и чрезмерная тревожность по самым разным поводам.

    Расстройства сознания (наиболее характерное — делирий): спутанное сознание, дезориентация, перевозбуждение, галлюцинации, бред. Как правило, обостряется в вечернее время. Наиболее частые причины — болезни центральной нервной системы, осложнения соматических расстройств, алкогольные и наркотические интоксикации и злоупотребления. Так называемая «белая горячка» как раз относится к последним.

    Расстройства мышления и восприятия (наиболее характерное — шизофрения): бредовые идеи в виде мании величия или преследования, алогичное, зацикленное, крайне скудное мышление, быстрая, непонятная речь. Навязчивые мысли, такие как страх загрязнения, заражения, страх причинения вреда себе или другим. Навязчивые мысли часто сопровождаются компульсивными действиями или ритуалами, например частым мытьем рук, приведением вещей в порядок. Визуальные, слуховые, реже обонятельные или тактильные галлюцинации. Иллюзорные переживания.

    Расстройства поведения (большинство из них впервые появляются в детском или юношеском возрасте): гиперактивность, социальная изоляция, агрессия, суицидальные попытки. Практически все личностные расстройства, например диссоциальное, параноидальное, эмоционально неустойчивое, сопровождаются тем или иным нарушением поведения.

    Однако резкие перепады настроения, странные эмоциональные реакции и физиологические проявления сами по себе не говорят о болезни. Наша психика устроена так, что эмоции, чувства и поведение уязвимы перед различными факторами. Они могут меняться в тот момент, когда организм адаптируется к стрессовой ситуации. И проходят, когда человек с ней справляется.

    Что отличает болезнь от кратковременного стресса?

    1. Длительность изменений. У каждого душевного расстройства своя длительность: симптомы депрессии должны наблюдаться не менее двух недель, панического расстройства и шизофрении — месяц, посттравматическое расстройство можно диагностировать уже через несколько дней.

    2. Постоянство симптомов — это один из основных критериев. Симптомы должны проявляться каждый день или с высокой периодичностью.

    3. Серьезное ухудшение дееспособности и качества жизни. Если изменения препятствуют социальным контактам человека, ограничивают его физическую активность, снижают уровень жизни, вызывают страдания — это безусловно повод, чтобы обратиться к врачу.

    4. Набор специфических симптомов – самый главный критерий. Определить его может только психиатр.

    Насколько это серьезно?

    Даже при очевидной клинической картине близкие больных пытаются убедить себя, что это пройдет и нужно просто взять себя в руки. Больные, не понимая или не зная, что с ними происходит, склоны скрывать свои душевные проблемы, чтобы не обременять других или избежать неприятных и, как им кажется, ненужных разговоров. На самом деле при душевных расстройствах в мозге человека происходят устойчивые, а порой и необратимые изменения: нарушаются те структуры и те нейрохимические системы, которые отвечают за регуляцию настроения, эмоций, мышления, восприятия и поведенческие стереотипы. То есть перемены в душевном состоянии и поведении обусловлены биологически. В этом смысле любое психиатрическое расстройство ничем не легче физического заболевания, такого, например, как гипертония или диабет. И рассчитывать на то, что «все само рассосется», к сожалению, не приходится. Чем длительнее течение болезни, чем меньше оказано пациенту помощи, тем серьезнее и обширнее нарушения в его мозгу. Риск повторения депрессии после первого депрессивного эпизода составляет 50%, после второго — уже 70%, после третьего — 90%. При этом каждый новый эпизод снижает шанс на выздоровление.

    Что делать?

    1. Осознать, что верный диагноз может поставить только врач, психиатр. И лучше развеять сомнения у специалиста, чем запустить болезнь.
    2. Действовать в интересах жизни и здоровья близкого человека и окружающих его людей. Можно ожидать, что сам заболевший вряд ли захочет обратиться к врачу. Юридически никто не вправе требовать от него искать помощи и принимать лечение. Но есть такие состояния, например острый психоз, которые все-таки требуют стационарного лечения. В том случае, если близкий вам человек представляет опасность для себя или окружающих, все-таки необходимо вызывать психиатрическую бригаду скорой помощи: возможно, это убережет семью от трагичных последствий.
    3. Искать хорошего специалиста. У многих из нас все еще очень силен страх перед психиатрическими больницами и диспансерами, многие боятся выйти оттуда в еще худшем состоянии. Но помимо психоневрологических диспансеров, в России работают кабинеты неврозов при районных поликлиниках, куда люди с тревожными и депрессивными расстройствами обращаются гораздо охотнее. Уместно интересоваться у лечащего врача о его действиях, планах и длительности лечения, о терапевтических и побочных эффектах. Единственная причина, по которой лечащий врач может не дать исчерпывающей информации по лечению, это его непрофессионализм. В поисках хорошего врача можно принять к сведению рекомендации на форумах и других интернет-ресурсах. Но приоритетом должны стать не отзывы, а больший опыт специалиста в конкретном психиатрическом расстройстве. Конечно, хорошие психиатры чувствуют себя уверено и компетентно в любой области психиатрии, но на практике предпочитают заниматься лишь ограниченным спектром расстройств. Научные труды, тематические публикации, исследования, академическое положение наряду с клинической практикой — все это также является верным признаком профессионализма.

    К сожалению, большинству тех, кто страдает психиатрическими расстройствами, предстоит пожизненное лечение. Но, осознавая это, важно понимать и другое: поддержка близких, чуткое отношение улучшает их состояние. А от самих пациентов потребуется больше усилий, чтобы научиться жить в гармонии с собой, чем это было до болезни. Но в этом, возможно, и есть призыв души, к которому нужно уметь прислушаться.

    Эдуард Марон, психиатр, доктор медицинских наук, профессор психофармакологии Тартуского университета (Эстония), почетный лектор Имперского колледжа Лондона. Он практикует 15 лет, из них пять лет в клинике Лондона. Эдуард Марон — автор романа «Зигмунд Фрейд» (АСТ, 2015), под псевдонимом Давид Мессер.

    Принять то, что мы не можем изменить

    Расставание, болезнь, смерть дорогого человека. В жизни есть вещи, которые мы не в силах изменить, но которые нам важно принять — чтобы преодолеть боль и пройти через это испытание.

    Тело тоже помнит

    Наше тело неспособно лгать. Оно говорит о наших переживаниях, конфликтах, страданиях. Но могут ли они стать причиной болезни? До какой степени наше прошлое может влиять на здоровье?

    Когда болеет кто-то близкий.

    Если кого-то из родных или друзей настигает болезнь, нелегко найти нужные слова и верную меру заботы. Может, мы делаем что-то лишнее или что-то недодаем. Почему нас охватывает это мучительное чувство вины?

    «У моей матери деменция»

    Ольге исполнилось 45 лет, когда она заметила первые странности в поведении матери. Постепенно она смогла признать, что это не капризы и не плохой характер, а проявление болезни.

    www.psychologies.ru

    Полезная информация

    Описание органических расстройств

    Органические расстройства — психические заболевания, которые характеризуются устойчивым нарушением работы головного мозга, и, как следствие, значительными изменениям в поведении больного. Пациент страдает от психического истощения и снижения мыслительных функций. Как правило, органические расстройства личности проявляются еще в раннем возрасте и дают о себе знать всю оставшуюся жизнь. Характер течения заболевания зависит от возраста, наиболее опасными считаются подростковый и климактерический периоды.

    В большинстве случаев органические расстройства протекают хронически, у незначительной части больных заболевание может прогрессировать и приводить в конечном итоге к социальной дезадаптации. Нередки случаи, когда больные не признают у себя наличие заболевания и настойчиво отказываются от врачебной помощи.

    Причины органических психических расстройств

    Наиболее частой причиной органических расстройств выступает эпилепсия: у больных, страдающих от эпилептических припадков более 10 лет, риск развития органического расстройства очень велик.

    Помимо эпилепсии существует целый ряд причин, способных привести к формированию органического расстройства:

    • черепно-мозговые травмы
    • энцефалиты
    • ДЦП
    • опухоли мозга
    • множественный склероз
    • употребление стероидов, галлюциногенов и подобных психоактивных веществ
    • хронические отравления марганцем
    • инфекции головного мозга
    • сосудистые заболевания
    • После эпилепсии, лидирующую позицию среди причин занимают травмы головы, а так же повреждения височной и лобной долей головного мозга.

      Симптомы органических психических расстройств

      Для больных, страдающих органическими расстройствами, характерны следующие симптомы:

      1. замедленное осмысление происходящего, бедность ассоциативного ряда, немногословность
      2. бесчувствие, вялость
      3. заострение характерообразующих черт личности
      4. эйфория/дисфория
      5. немотивированная агрессия, утрата контроля над импульсами и побуждениями
      6. стереотипность высказываний, однообразие шуток
      7. На поздних этапах заболевания пациенту свойственна апатия, возникновение серьезных проблем с запоминанием и воспроизведением информации, которые в конечном итоге могут привести к слабоумию.

        Диагностика органических расстройств

        Чтобы диагностировать органическое психическое расстройство, врач выявляет эмоциональные и характерологические изменения личности. Проводятся процедуры МРТ и ЭЭГ, а так же ряд психологических тестов. Для окончательной постановки диагноза у больного на протяжении полу года должны наблюдаться не менее двух из перечисленных ниже признаков:

      8. заметное снижение работоспособности
      9. возникновение проблем с целенаправленной деятельностью
      10. неустойчивость эмоциональных состояний, резкая смена настроений
      11. антисоциальные проявления
      12. изменение скорости речи, «застревание» на определенных переживаниях
      13. изменение сексуального поведения
      14. идеи, носящие параноидальный характер

    Лечение органических расстройств

    Лечение органических расстройств основано на акцентированном воздействии на фактор, ставший причиной заболевания. В зависимости от симптоматики лечащий врач назначает медикаментозную терапию, чтобы снять внешние проявления заболевания (это могут быть антидепрессанты, нейролептики, противотревожные препараты, гормоны), а так же проводит курс психотерапии. Госпитализация больного на постоянной основе необходима только в тех случаях, когда пациент начинает представлять опасность для себя или для социума.

    Благодаря новейшим психотерапевтическим методам, применяющимся в центре Бехтерев, наши врачи помогут пациенту в преодолении навязчивых состояний, депрессии, сексуальных проблем, вызванных органическими расстройствами. Индивидуальная, групповая и семейная терапия даст больному возможность выстроить приемлемые взаимоотношения с окружающими и получать необходимую эмоциональную поддержку от родственников.

    www.bechterev-psy.ru

    Нервно-психические расстройства у детей

    Невропатия

    Невропатия — это врожденная детская нервность. Дети-невропаты, как правило, изящны, худы, очень подвижны, ловки и музыкальны. Часто они опережают своих сверстников в психическом развитии (быстрее начинают говорить, читать, считать). Такие дети чрезмерно любопытны и подвижны. Внимание у них неустойчиво, эмоции очень лабильны: переходы от слез и рыданий к безудержному смеху мгновенны. А вот успокоиться им бывает сложно. Все эмоции чересчур. В связи с этим они часто конфликтуют со сверстниками, среди взрослых слывут непослушными. У детей часты нарушения желудочно-кишечного тракта (расстройства аппетита, тошнота, рвота, неустойчивый стул), повышенная потливость, кожные высыпания. Повышенная активность детей-невропатов приводит к тому, что они настолько устают за день, что не имеют сил на то, чтобы угомониться и заснуть. Уложить их спать — целая проблема. Часами родители сидят у кроватки, похлопывая, поглаживая ребенка, а то и укачивая его на руках. Кажется, что малыш уже заснул, но стоит родителю с облегчением вздохнуть и попробовать уйти, как он снова слышит требовательный оклик или плач. Сон невропатов очень чуток!

    Важно иметь в виду, что у этих детей часто отмечаются парадоксальные реакции на прием лекарств: успокаивающие препараты могут их возбуждать, и наоборот. Многие считают, что при трудностях засыпания может помочь широко применяемый и распространенный димедрол. Невропаты от него, как правило, возбуждаются. Совсем плохо, если в подобной ситуации родители решают, что доза была недостаточна, и дают ребенку еще таблеточку. Возбуждение у ребенка при этом усиливается, у него могут появиться галлюцинации.

    Дети-невропаты трудно лечатся, по с возрастом при правильном воспитании, учитывающем их особенности, они выравниваются. При общении с любыми детьми, а с невропатами особенно, важно помнить, что они очень чувствительны к эмоциям окружающих. Родителям необходимо научиться «заражать» детей своей уравновешенностью, спокойствием. Это нелегко. К сожалению, как правило, бывает наоборот — дети «заражают» родителей своим возбуждением, и мать кричит на ребенка: «Да заснешь ты, наконец, когда-нибудь! Спи сейчас же!» Разумеется, под такую «колыбельную» заснуть непросто.

    Гиперкинетический синдром

    Гиперкинетический синдром — диагноз, который довольно часто встречается сейчас, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. Он проявляется рано, обычно в первые 5 лет жизни ребенка. При этом ребенок отличается повышенной активностью, но редко доводит до конца начатое дело. Ему трудно прилагать усилия для достижения цели. В связи с этим у него отмечается тенденция частых переходов от одного занятия к другому. С возрастом такие дети становятся более организованными, однако в школе, как правило, испытывают серьезные трудности. Их импульсивность, непоседливость нередко приводят к тому, что дети совершают необдуманные поступки, в связи с чем слывут злостными нарушителями дисциплины. С ними чаще, чем с другими детьми, происходят несчастные случаи.

    Дети с подобными нарушениями требуют особого подхода, а родители подчас не понимают, что отклонения в поведении ребенка обусловлены болезненными нарушениями. Дети не оправдывают надежд родителей, доставляют им много хлопот. Это ухудшает их взаимоотношения, что усугубляет ситуацию. Возникает своеобразный порочный круг. Вырваться из него может помочь опытный психотерапевт или психиатр.

    Задержка психического развития

    Задержка психического развития проявляется более поздним, по сравнению со сверстниками, появлением речи, сюжетных игр, трудностями в овладении чтением, запоминании стихов и песен, отсутствии интереса к книгам, конструкторам, настольным играм, манкированием подготовительных занятий к школе.

    Встречается неравномерное развитие интеллекта. При этом ребенок преуспевает в одной, но отстает в какой-либо иной области. Дети с задержками психического развития или с неравномерным развитием интеллекта часто становятся чрезмерно обидчивыми, конфликтными, порой агрессивными, или замыкаются в себе, стараются избегать контактов с другими детьми. Лечение у психотерапевта или психиатра может очень помочь таким детям и их семьям.

    Задержки и неравномерное психическое развитие являются пограничными с умственной отсталостью состояниями.

    Врожденная умственная отсталость

    Врожденную умственную отсталость, или олигофрению (малоумие), еще с девятнадцатого века делят на три формы по степени тяжести. В основе деления лежит два принципа:

    • способность себя обслуживать;

    • способность к обучению.

    Легкая степень умственной отсталости, называемая также дебильностью, характеризуется тем, что больного можно научить обслуживать себя. Он сможет самостоятельно есть, одеваться, усвоить навыки опрятности, пользоваться туалетом. Занимаясь по специальной облегченной программе, он сможет научиться читать, писать, считать, овладеет несложной профессией. В будущем он сможет зарабатывать себе на жизнь, создать семью. Очень важно своевременно — к 6-7 годам — правильно определить форму обучения такого ребенка. Квалифицированно эти вопросы решает специальная медико-педагогическая комиссия. К сожалению, нередко родители не находят в себе мужества, не хотят смириться с заключением специалистов о том, что у их ребенка общее психическое недоразвитие в степени дебильности. Они начинают чр’езмерно много заниматься с ним. Больной ребенок не справляется с заданиями, вызывая раздражение, или выполняет их, но это дается ему огромным перенапряжением сил. Между тем родители настаивают на том, чтобы он посещал обычную школу, адаптироваться в которой ему необычайно сложно. Сравнивая свои успехи с успехами сверстников, не справляясь или с трудом справляясь с заданиями, легкими для других учеников, понимая, что родители и учителя ими недовольны, дети с умственной отсталостью очень переживают свою несостоятельность, страдают. В результате у них нередко развиваются невротические расстройства, чреватые нарушениями поведения, агрессивностью.

    Многие, читающие эти строки, могут вспомнить свои школьные годы и одноклассника двоечника и второгодника. Вспомните, как относились к нему ребята, каково ему жилось. Как правило, адаптируясь в классе, дети с легкой умственной отсталостью либо становятся агрессивными, драчливыми, пытаясь заставить уважать себя силой, либо соглашаются быть посмешищем и превращаются в классных шутов. И в том, и в другом случае самооценка у них очень низкая. Иногда благодаря усердным занятиям дети с легкой степенью умственной отсталости, особенно имеющие хорошую механическую память (что бывает не так уж редко), плохо, но все же справляются с программой. Получая свои тройки, они переходят во второй, в третий класс. Чем дальше, тем им становится сложнее.

    Хронически уставшие, не имеющие настоящих друзей изгои, не оправдавшие надежды родителей и испытывающие в связи с этим чувство вины, с выраженным комплексом неполноценности, эти дети испытывают неимоверные трудности. Невротическая симптоматика при этом усугубляется, часто возникают депрессии, психосоматические расстройства. При обучении во вспомогательной школе этого, как правило, удается избежать. Что заставляет родителей устраивать детям такие стрессы? Прежде всего — страх, который они испытывают перед диагнозом «дебильность», и незнание того, что за этим стоит. В представлении человека, далекого от психиатрии, психологии, педагогики, дебил — это конченый человек, которому нет места в современном обществе. Нередко можно услышать от родителей, да и на страницах печати встречаются неграмотные утверждения, согласно которым, если ребенок умеет, например, вязать или делать простые модельки самолетов, если он помнит наизусть всего «Руслана и Людмилу», то, конечно же, он не дебил. К сожалению, это не так. В этих утверждениях — невежество и неуважение к человеку с легкой умственной отсталостью, который, как я уже говорил, может овладеть определенным ограниченным объемом школьных знаний, профессией, может, будучи взрослым, обеспечивать себя материально, заниматься творчеством (рисовать, петь, танцевать и т. д.), может жениться и иметь детей. Не нужно только требовать от него больше, чем он может, — например, окончить техникум или институт. Опытный психиатр и психотерапевт способны помочь такому человеку (и его семье) справиться с трудностями и найти оптимальный жизненный путь.

    Годам к трем-четырем опытный психиатр уже может достоверно поставить ребенку диагноз умственной отсталости средней степени, или имбецильности. Такие дети почти не могут овладеть школьными знаниями, но способны научиться обслуживать себя и выполнять несложную домашнюю работу. Родителям очень важно понимать это, чтобы правильно наметить оптимальные цели воспитания. Попытки обучать имбецила грамоте, счету и т. п. нужно предпринимать очень осторожно. Занятия лучше проводить индивидуально. Очень важно следить, чтобы они не вызывали у больного ребенка отрицательных эмоций, являющихся показателем чрезмерности нагрузки. В противном случае это может привести к печальным последствиям.

    В качестве примера я хочу привести историю слабоумной девушки Саши шестнадцати лет. Когда мне привели ее на консультацию, больше года находилась она в психиатрической больнице, причем часто ей приходилось связывать руки или давать сильнодействующее лекарство. Эти меры были необходимы, так как у девушки была повышенная агрессивность, направленная, прежде всего, на себя, но и на окружающих тоже. При поступлении в больницу на ее лбу была рана, которую она нанесла себе сама ногтями и постоянно расцарапывала до крови. Иногда без видимого повода она могла наброситься на кого-нибудь из окружающих людей и ударить. Лекарство, беседы с ней помогали мало. Разговаривая с матерью, очень заботливой интеллигентной женщиной, я выяснил, что у Саши есть старший брат-студент, который всегда прекрасно учился. До 15 лет Саша не была агрессивной. Иногда она была упряма, но, как правило, с ней удавалось договориться. Саша полностью обслуживала себя, научилась мыть посуду, подметать пол. Иногда ее даже отправляли за хлебом в находящуюся в их доме булочную, где ее знали продавцы. Маме удалось вспомнить, как впервые Саша проявила агрессию. Когда девушке исполнилось 15 лет, мать решила научить ее читать и писать. Упорные занятия в течение полутора месяцев дали результат: Саша стала узнавать буквы «А», «Б» и «М», пыталась воспроизводить их на бумаге. Проходили занятия бурно. Бывали и слезы, и уговоры, и обещания конфет за красивую букву, и даже угрозы. Вспоминая это время, мать задним числом отметила, что у Саши нарушился сон, она стала более раздражительной и упрямой. Впервые взрыв агрессии произошел во время одного из ежедневных занятий. После очередной неудачной попытки написать букву Саша неожиданно вскочила, подбежала к брату и ударила его по лицу. После этого она, рыдая, подошла к зеркалу и стала сильно расцарапывать свое лицо. Успокоить ее удалось с трудом. В последующие дни занятия продолжались, а вспышки гнева и агрессии у Саши становились все сильнее. Наконец, однажды родные не смогли справиться с ней и вызвали бригаду специализированной психиатрической «скорой помощи». Так она попала в больницу. Вся семья очень переживала за Сашу. Заботливая мать уговорила заведующую отделением и ежедневно приходила кормить дочку домашним обедом, после чего продолжала учить ее грамоте. Состояние больной было расценено как депрессивное, и ей были назначены соответствующие препараты. Мать прислушалась к нашим рекомендациям и прекратила занятия с дочерью. Через три недели Саша была выписана домой с зажившим лбом, приступы агрессии у нее не повторялись. Через год состояние девушки было удовлетворительным.

    К годовалому возрасту специалисту уже может быть окончательно ясно, что ребенок страдает тяжелой степенью умственной отсталости — идиотией. Часто такие дети имеют сопутствующие заболевания внутренних органов, неврологические нарушения, расстройства зрения и слуха. В связи с этим они нередко ограничены в подвижности, не могут овладеть навыками опрятности, страдают недержанием мочи и кала. Таким образом, больные не способны обслужить себя и нуждаются в постоянном уходе.

    Они практически не обучаемы. Словарный запас очень скуден, иногда вообще отсутствует. Однако, при адекватном надзоре и руководстве, грамотном постоянном лечении больные иногда способны принимать участие в домашних делах.

    Умственная отсталость ребенка — серьезное испытание для всей его семьи. Часто родители пытаются искать причины несчастья, донимают врачей расспросами о том, кто виноват в том, что развитие нарушено. Нередко они предлагают свои версии случившегося и ждут от врача их подтверждения. Например, отец считает, что во всем виновата его жена, которая простудилась во время беременности, одеваясь «по своей глупости недостаточно тепло, но нарядно». Мать считает виноватым мужа, который, во-первых, «иногда крепко выпивает», а во-вторых, «имеет двоюродную тетку, больную эпилепсией». И, наконец, оба родителя часто считают виноватыми во всем акушеров-гинекологов и других врачей, которые якобы что-то недоглядели или что-то сделали не так. Всякое, конечно, бывает. Однозначного ответа на вопрос «кто виноват?», как правило, нет. Да и не нужен он до той поры, пока не встанет вопрос о возможности рождения следующего ребенка. В этом случае и мать, и отец обязательно должны обратиться в генетическую консультацию и обследоваться там. Во всех остальных ситуациях поиски виновного деструктивны. Они отражают чувство собственной вины, попытки облегчить свои переживания. Нередко споры о виновнике могут привести к ухудшению взаимоотношений в семье и даже к ее распаду.

    Умственно отсталый ребенок — беда, и уж если она пришла, членам семьи нужно сплотиться и поддерживать друг друга. Нужно научиться принимать ребенка таким, какой он есть, стараться создавать комфортные условия для его развития, быть требовательным к нему, но в пределах его возможностей. В противном случае возможно воспитание «в культе болезни», при котором родители, а вслед за ними и ребенок считают, что если малышу не повезло, ему ни в чем не должно быть отказа. При таком воспитании дети становятся эгоистичными, плохо адаптируются и обучаются. При правильном подходе к ребенку близкие очень скоро обретают способность радоваться общению с ним, его пускай даже скромным успехам. Благоприятная обстановка в семье, отсутствие у родителей чрезмерных амбиций способствуют развитию ребенка. Умственно отсталые дети развиваются, хотя их развитие имеет определенный предел и они никогда не смогут догнать своих здоровых сверстников.

    Умственно отсталый ребенок должен постоянно наблюдаться у одного психиатра, хорошо знающего его особенности, его семью, понимающего его возможности. Родителям не следует метаться от одного специалиста к другому, ездить в другие города и страны в поисках чудесного целителя или лекарства. Грамотный психиатр, постоянно наблюдающий ребенка, нужен ему, как правило, значительно больше, чем разовая консультация знаменитости. Психиатр периодически проводит умственно отсталому ребенку курсы лечения, способствующие улучшению его развития, предупреждению сопутствующих невротических реакций. Таким образом, умственно отсталый ребенок может быть горем семьи, ее позором, хронически травмирующим фактором, а может приносить радость, как другие здоровые дети. Все зависит от отношения к нему семьи, правильного понимания задач воспитания и лечения, правильного подхода.

    Судорожные состояния

    Судорожные состояния, возникающие в детском возрасте, — свидетельство серьезных нарушений здоровья. Дети, даже однократно перенесшие судорожный припадок, обязательно должны регулярно наблюдаться и обследоваться у врача, несмотря на то, что в межприступный период они могут выглядеть абсолютно здоровыми, даже если у них эпилепсия. Насколько серьезен диагноз, как часто нужно обследоваться и наблюдаться, может решить только врач.

    При возникновении припадка у ребенка ни в коем случае нельзя впадать в панику, кричать, трясти ребенка, пытаться вывести его из бессознательного состояния. В случае эпилепсии течение приступа не зависит от воли и сознания больного, возникает внезапно и так же внезапно кончается. Если родитель присутствует при этом, он должен, не теряя присутствия духа, попросить кого-нибудь вызвать «Скорую помощь», постараться положить ребенка удобно — так, чтобы во время судорогой не ушибся, не пытаться сдерживать при этом амплитуду судорожных движений. Голову лучше положить себе на колени, расстегнуть воротник и пояс. Между верхними и нижними зубами желательно положить свернутое жгутом полотенце — это предупредит прикус языка. Пытаться сделать это пальцем не стоит, так как можно получить травму. Важно отметить время, когда начался приступ и когда он закончился, особенности движений, совершаемых больным. Все это может очень пригодиться врачу. После окончания судорог наступает глубокий сон, стараться вывести ребенка из которого не нужно. После того как ребенок пришел в себя, он, как правило, ничего не помнит. Некоторые больные перед началом приступа переживают так называемую «ауру» в виде головокружения, каких-то звуков или образов перед глазами, ощущения дурноты и пр. Это — предвестники приступа. Если при их появлении дать лекарство, иногда можно предотвратить его.

    К принципам лечения эпилепсии относятся долговременность, скрупулезность. Нужно очень строго соблюдать назначения, ни в коем случае не прекращать прием препаратов или снижать их дозу без рекомендаций врача. Это поможет предупредить изменения личности, нарушения мышления, снижение интеллекта. Больной ребенок может оставаться хорошо адаптированным и чувствовать себя вполне здоровым. Однако не следует скрывать от него, как это делают некоторые родители, что он подвержен приступам. Он должен знать о них и о том, что может их спровоцировать:

    • глубокое частое дыхание, возникающее при сильных физических нагрузках, например, беге. Это не значит, что ребенку, больному эпилепсией, совсем нельзя бегать, плавать и т. д. Можно, но во всем нужна мера. Вот в спортивных соревнованиях ему лучше не участвовать (если, конечно, это не шахматный матч);
    • перегревание на солнце, в ванной, в бане. Он может находиться на пляже, но в тени и обязательно в головном уборе. Купаться, плавать он может, но обязательно в сопровождении взрослого. Париться в бане таким детям категорически не рекомендуется;
    • недостаточный по времени сон, грубые нарушения режима, чрезмерные умственные и физические нагрузки;
    • возникновение сопутствующего заболевания, особенно сопровождающегося повышением температуры тела. При этом часто возникает необходимость усилить поддерживающую терапию, но сделать это может только врач;
    • мелькание перед глазами световых вспышек, частая смена зрительных образов. В связи с этим детям, подверженным припадкам, не рекомендуется смотреть в окно во время поездки в автомобиле, в поезде. Часто используемые сейчас на дискотеках световые эффекты могут спровоцировать приступ. Длительный просмотр телепередач, просиживание часами у монитора компьютера также нежелательны. Это не значит, что ребенка нужно совсем лишить возможности смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры. При этом дети часто чувствуют себя неполноценными, некоторые скандалят. Вред от бурных отрицательных эмоций, испытываемых при этом, может быть больше, чем от часа, проведенного у экрана. Во всем необходимо соблюдать меру, в том числе и запреты должны быть разумными. Определить меру поможет врач.
    • Невротические расстройства

      Невротические расстройства у детей возникают очень часто. Их появление — прямое показание для обращения к психотерапевту. Наиболее часто встречающиеся причины невротических расстройств — неправильное воспитание, психотрав-мирующие ситуации (в семье, в детском саду, в школе).

      Кратковременные преходящие невротические расстройства называют невротическими реакциями. Они позволяют адаптироваться в сложной ситуации, но эта адаптация не рациональна. Можно смело утверждать, что на свете нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни, попав в трудную ситуацию, не давал невротических реакций. Если невротические реакции становятся привычным способом реагирования, начинают определять поведение человека, тогда уже можно говорить о возникновении у него невротического состояния, то есть собственно невроза.

      Невроз — это уже заболевание, имеющее все характерные признаки болезни: причины, начало, определенную динамику, исход. Нередко неврозы приобретают хроническое течение и длятся годами. В этих случаях становление личности невротика идет в неблагоприятных условиях, происходит невротическое развитие личности. Родителям очень важно не допускать этого. Поэтому они должны знать, что приводит к неврозам, уметь предупреждать их, выявлять и правильно квалифицировать их первые проявления. В то же время, говорить и писать о симптоматике неврозов бесполезно, так как при разных неврозах симптоматика может быть одинаковой или почти одинаковой. А лечение при этом требуется разное. Вот почему при лечении неврозов особое значение приобретает не симптоматический (борьба с симптомом), а этиологический (выявление и устранение причины) подход. К сожалению, родители детей, больных неврозом, о причине расстройства не задумываются, а стараются все свои усилия направить па купирование именно симптомов (обидчивости, плаксивости, тревоги, страха, головных болей, нарушений сна, тиков, недержания мочи, недержания кала, грызения ногтей, онанизма и тому подобных). Мероприятия, направленные лишь на борьбу с симптомом, как правило, безуспешны. Если все же и удается с ним справиться, то часто через некоторое время он возвращается вновь в прежней или измененной форме. Вот почему так важно разбираться в причинах неврозов и закономерностях их развития.

      Подавляющее большинство психотерапевтов выделяют всего три формы неврозов: неврастения, истерия и невроз нарязчивых состояний.

      Неврастения

      Неврастения (астенический невроз) — это невроз хронической усталости центральной нервной системы, постоянно испытывающей перегрузки. Возникает неврастения в тех случаях, когда к ребенку предъявляют требования, которые он не в силах выполнить, по воспитан так, что старается вовсю. Для родителей таких детей характерна повышенная амбициозность. Они не считаются с потребностями ребенка в отдыхе, игре, общении со сверстниками, считая их второстепенными и не достойными внимания. Движимые тревогой за будущее своих детей, мечтая о том, чтобы они заняли высокую ступеньку на социальной лестнице, родители, не учитывая их способностей и возрастных особенностей, чрезмерно нагружают ребенка различными «развивающими играми», занятиями иностранными языками, музыкой, рисованием, спортом и т. д. Если способности ребенка позволяют, он посещает эти занятия, а к тому же еще успевает пообщаться с друзьями, погулять, поиграть в игры, которые родители считают «бесполезными». В этом случае невроз не разовьется. В противном случае заболевание неизбежно.

      Однажды ко мне на прием мама привела девочку 5 лет и пожаловалась на ее «патологическую лень». Она с болью говорила о том, что дочь не хочет читать («хотя читает бегло, не по складам»), не хочет учить английские слова («хотя учительница английского языка замечательная!»), не хочет играть гаммы и даже не хочет ходить в бассейн. На вопрос о том, чем же девочка будет заниматься, если ее оставить в покое и дать возможность самой организовать свой досуг, мать раздраженно ответила: «Меня это просто бесит! Есть у нее три куклы. Она часами может причесывать их, купать, переодевать, укладывать спать. » Психологи давно доказали огромное значение игр для правильного психического развития ребенка. Игры — это социальный тренинг детей, никакие развивающие игры их не заменят.

      Часто астенический невроз проявляется у детей в ситуации, когда жизнь резко меняется и предъявляет новые требования. Нередко это может быть поступление в детский сад или в школу.

      Ребенок, живущий в окружении любящих, принимающих, хотя и тревожных близких людей, готовится идти в детский сад. Он слышит постоянные разговоры об этом, с ним проводят беседы, призывая вести себя примерно, слушаться воспитательницу, не конфликтовать с детьми. После подобной подготовки ребенок идет в детский сад, стараясь все время контролировать себя, соответствовать предъявляемым к нему высоким требования. Здесь он впервые остается один — без мамы, бабушки, папы, сам вынужден принимать решения. Он впервые может столкнуться с тем, что у него отнимут игрушку, даже стукнут. Если ему не повезет, то жесткие, нечуткие, авторитарные воспитательницы и нянечки не только не помогут его адаптации в новых условиях, но и замедлят ее. Ребенок всерьез может принять угрозы вылить недоеденный суп ему на голову или зашить ниткой веки на время тихого часа.

      От постоянного сверхконтроля нервная система ребенка перенапрягается. К вечеру он очень устает, становится плаксив, капризен, жалуется на головную боль, у него могут появиться мигательные тики. Вечером он долго не может заснуть, ночью его мучают кошмары, утром он выясняет, что описался, так как не почувствовал в глубоком сне позывов к мочеиспусканию.

      То же самое может произойти с ребенком, поступившим в школу. Родители внушили ему, что учиться он должен только на «отлично». Хорошо, если его психофизиологические данные позволяют ему достичь таких успехов. Л если нет? Такой ребенок, возвращаясь домой из школы, сразу же садится за приготовление домашнего задания. Он начинает старательно писать упражнение, предвкушая, что учительница поставит ему пятерку, похвалит перед всем классом, а мама и папа будут гордиться сыном. Он очень старается, но внимание постепенно истощается, и в последнем слове ребенок пропускает букву. Другой, не склонный давать неврастенические реакции ребенок на его месте отнесся бы к описке спокойно, дописал бы букву сверху и получил бы не пятерку, а четверку, особенно не переживая по этому поводу. Не так поведет себя наш герой. Он очень огорчится, поплачет, вырвет страницу, вставит новую и начнет все сначала. В итоге весь вечер он работает, но все равно часто не успевает сделать все, не успевает отдохнуть, а иногда отправляется спать с недоделанными до конца уроками. Бедняга долго не может заснуть, а когда часа в два ночи забывается тяжелым сном, его мучают кошмары: учительница вызывает к доске, а уроки не сделаны, и весь класс дружно смеется над ним. Утром его трудно разбудить, у него болит голова, настроение плохое, внимание неустойчиво. А в школе ночной кошмар повторяется наяву. Он идет домой из школы и думает о том, что нужно больше работать! Нужно переписать как следует вчерашнее упражнение, отлично сделать задание на завтра, и тогда. А ведь ему еще предстоят дополнительные занятия музыкой и английским языком, на которых тоже надо быть на высоте.

      Никакими таблетками, гипнозом, физиотерапией неврастению не вылечить, если не снизить уровень притязаний больного и к больному ребенку, не изменить ситуацию.

      Для многих родителей отличная учеба детей имеет совершенно особую ценность. Я предлагаю им вспомнить круглых отличников из своего класса. Во многом ли их профессиональная и личная жизнь сложилась успешнее, чем у одноклассников, имеющих среднюю успеваемость? Некоторые родители заявляют о своем ребенке: «Он может! Вот я отругаю его, потом сижу с ним, и отлично работает, а как только отойду. » Да, такой ребенок под воздействием дополнительной стимуляции действительно может на короткое время собраться и под грузом вины и под страхом наказания показать отличный результат. Но он не может работать в таком же ритме все время! Нельзя 1000 метров бежать со скоростью, которую развил на 100-метровой дистанции.

      Профилактика неврастении — уважение ребенка, признание его прав на отдых, организацию досуга, а также понимание его возможностей, организация оптимального, а не изнуряющего ритма работы.

      Истерический невроз

      Истерическим неврозом часто заболевают дети, являющиеся «кумиром семьи». Их любят и балуют. Любые их желания выполняются. Каково же бывает их недоумение и возмущение, когда с них начинают что-то требовать или в чем-то им отказывают.

      Наверное, многим довелось наблюдать типичную истерическую реакцию где-нибудь в магазине. Ребенок, которому мать отказалась купить игрушку, начинает орать, размахивает руками и ногами, бросается на пол. Испуганная мать испытывает неловкость перед окружающими, однако никакие уговоры на ребенка не действуют. Тогда мать покупает игрушку, а удовлетворенный ребенок мгновенно успокаивается. Таким образом, мать дает ребенку понять, как он может добиться своего при помощи истерических реакций. Он теперь знает: чтобы сделали так, как он хочет, нужно орать. Он чувствует себя сильнее матери, так как может манипулировать ею. Попав в детский сад или в школу, такой ребенок сталкивается с людьми, которыми манипулировать сложнее, чем домашними. Они совсем не готовы восхищаться им и выполнять все его капризы. Да и печем особенно восхищаться: он не умеет и не любит работать, не способен преодолевать трудности. Такие дети, как правило, выполняют задания не лучше, а даже хуже сверстников. При этом очень страдает их самолюбие. Понятно, что в детский сад или в школу ходить им не хочется. У таких детей может развиться выгодная им, но пугающая родителей симптоматика, позволяющая избегать неприятных ситуаций.

      У одной моей четырехлетней пациентки была «стенокардия напряжения», которая встречается только у взрослых. По дороге в ненавистный детский сад малышка останавливалась, покрывалась холодным потом, хваталась за грудь и говорила: «Кинжальная боль!» Все, как у дедушки. Разумеется, в детский сад ее не вели, а возвращались домой, где она была окружена вниманием и заботой встревоженных родственников и вызванных на дом врачей.

      Ни в коем случае не следует путать симуляцию и истерическую симптоматику. Истерик — не симулянт! Симптоматика развивается у него без включения сознания. Он ничего не придумывает, а действительно страдает. Перечислять истерическую симптоматику бесполезно, ее разнообразие поражает. Это могут быть параличи, судорожные приступы, слепота, глухота, тики, заикание, всевозможные боли, тошнота и рвота, недержание мочи и кала. Перечень можно продолжать без конца. Объединяет эти разнообразные симптомы лишь то, что они выгодны больному и помогают решать некие проблемы, не делать того, чего не хочется. Единственная возможность справиться с истерической симптоматикой — сделать ее невыгодной.

      Невроз навязчивых состояний

      Невроз навязчивых состояний связан, прежде всего, с повышенной тревожностью детей. Уровень тревоги у них высок всегда, но возрастает в ситуациях, предвидеть исход которых сложно. Часто такой невроз развивается у детей, воспитание которых носит противоречивый характер. За один и тот же поступок он может получить наказание или поощрение — в зависимости от настроения взрослого. Когда у мамы хорошее настроение, она, придя с работы, говорит: «Давай-ка быстренько уберем игрушки и пойдем погуляем, мороженое поедим!» Если же настроение у нее плохое, она с порога набрасывается на ребенка: «Я устала как собака, у тебя тут все разбросано!» Ребенку трудно выработать стереотипы поведения. Он не может понять, что одобряют, а что нет значимые взрослые. То же происходит в семьях, в которых бабушка безмерно балует ребенка, отец пытается жесткими мерами «воспитать настоящего мужчину», а мать заботится о «гармоничном развитии личности», таская ребенка по кружкам.

      Непредсказуемость ситуации — вот частая причина тревоги. Попытки предугадать, что ожидает, заставляет верить в приметы, придумывать собственные («Если первая машина, которая проедет мимо, будет светлой, мама не будет сегодня ругаться, а если темной. »). Повышенная тревог» у детей часто бывает в семьях, имеющих тайну. Например, родители находятся в процессе развода, но скрывают это от ребенка, поддерживая между собой вполне корректные отношения, или ребенку не говорят о серьезности болезни кого-нибудь из близких. В любом случае ребенок чувствует гнетущую атмосферу в семье, как правило, понимает, что ему чего-то не говорят, тревожится за будущее благополучие семьи и свое собственное.

      Навязчивости могут проявляться в эмоциональной сфере (навязчивые страхи), в сфере мышления и в сфере движений (навязчивые ритуалы). Возможны различные сочетания проявлений иавязчивостей в разных сферах. Объединяет все навязчивости критическое отношение больного к ним, непонимание их психологического смысла, его тщетные попытки с ними справиться. Понимая необоснованность страхов, глупость навязчивых мыслей, нелепость ритуалов, больной борется с ними, но чем интенсивнее борьба, тем сильнее тревога, тем более выражены их проявления.

      Чтобы справиться с тревогой, ребенок — часто на бессознательном уровне — формирует ритуалы, смысла которых не понимает сам и не может объяснить взрослым. Психотерапевт может помочь понять их.

      Ритуалы могут быть связаны с агрессией, направленной на себя (аутоагресси-ей). К ним относятся: грызение ногтей, покручивание и выдергивание волос, обдирание заусениц, расцарапывание и расчесывание кожи, покусывания губ, легкие и не очень удары, наносимые себе и тому подобные действия. Таким образом ребенок как бы заранее наказывает себя. Он бессознательно надеется, что после этого судьба (Бог, Провидение, Природа, Случай) будет более милостива, все закончится благополучно (задачка на контрольной решится, хулиганы не пристанут, мама не заметит разбитой чашки и т. п.).

      Другие ритуалы можно связать с попытками больных противостоять тревоге, демонстрируя свою силу. Дети бессознательно пытаются отпугнуть опасность, побороть ее. К таким ритуалам относятся навязчивые сплевывания, отмахивания, подергивания головой, постукивания по предметам и т. п.

      Следующую группу ритуалов объединяют попытки больного вытеснить тревогу, вызывая у себя приятные эмоции. К ним относятся навязчивые облизывание губ, сосание языка, ковыряние в носу, поглаживание себя, иногда эрогенных зон, и другие действия.

      Иногда ритуалы представляют собой действия, когда-то позволившие больному справиться с трудной ситуацией, приведшие его к успеху. Их отличает большое разнообразие и, как правило, алогичность. Например, один наш пациент во время школьных соревнований по бегу споткнулся, но первым достиг финиша. С этих пор он неосознанно спотыкается не только во время спортивных соревнований, но и, например, когда идет на экзамен, когда поздно возвращается домой и гадает: «Будут ругать или нет?»

      Нередко именно ритуалы помогают больным справиться с навязчивыми идеями или страхами. Навязчивые страхи очень разнообразны. А. И. Захаров (1998) считает, что некоторые из них (страх темноты, страх одиночества, страх замкнутого пространства) могут быть связаны с тревогой, испытанной ребенком еще в период внутриутробного развития и в процессе родов.

      Навязчивые идеи также разнообразны. Они могут быть достаточно безобидны (навязчивая попштка вспомнить чье-то имя, навязчивая мелодия), а могут вызывать очень сильные переживания, отрицательные эмоции. У детей и особенно подростков часто бывают так называемые хульные мысли, как правило, сексуального содержания (навязчивое желание ругаться матом, представлять своих родителей во время полового акта и т. п.).

      Справиться с проявлениями невроза навязчивых состояний можно, только выявив причину тревоги и по возможности устранив ее. Борьба с симптомом без понимания его происхождения и сути редко приводит к положительному результату, а иногда ухудшает состояние пациента. Например, когда мать постоянно одергивает ребенка, грызущего ногти, тревога у него возрастает, самооценка снижается. Шансов справиться с «вредной привычкой» при таком подходе почти нет. Вот почему многие навязчивые симптомы не проходят годами.

      Невротические расстройства, связанные с сексуальностью

      Поскольку в происхождении невротических расстройств у детей и подростков часто большую роль играют особенности их сексуального развития, опасения, связанные с этой сферой человеческих взаимоотношений, следует сказать несколько слов и об этом. Тем более, что последнее время в России отмечается либерализация сексуальной морали. В результате этого все реже встречается негативное отношение к проявлениям детской сексуальности, что имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

      С одной стороны, преодолены устоявшееся неверное представление об отсутствии полового влечения у детей допубертатного возраста и оценка любых его проявлений как патологических. В наше время все реже встречается онанофобия. Приведенный в 1984 году Д. Н. Исаевым в качестве одного из проявлений «патологичное подростковой мастурбации» признак «большой частоты» (чаще одного раза в 10-60 дней) нуждается в пересмотре.

      С другой стороны, многих родителей теперь совершенно не беспокоят даже такие сексуальные проявления, интенсивность и качественное своеобразие которых свидетельствуют о нарушениях здоровья детей.

      На приеме детского психотерапевта все чаще появляются пациенты с невротическими расстройствами, в структуру которых входят сексуальные проявления. К ним относятся упорные стремления к мастурбации, к подглядыванию за переодеванием, физиологическими отправлениями лиц противоположного пола, к организации сексуальных игр со сверстниками, квалифицируемые нами как проявления гиперсексуальности. Они отличаются от встречающихся в норме у детей подобных эпизодических явлений тем, что носят постоянный, часто навязчивый характер и приводят к нарушению психологической и социальной адаптации. 3. Фрейд (S. Freud) считает, что у таких детей затруднено формирование тех «душевных сил», которые возводят «плотины на пути сексуального влечения и сужают его направление», то есть у них возникают трудности при формировании чувства стыда, эстетических и моральных установок.

      Одной из причин развития детской гиперсексуальности, отмечаемой нами в структуре невротических нарушений у детей, является недостаточное внимание к ним со стороны взрослых, социально-бытовая запущенность. Это подтверждается наблюдениями за детьми, которые воспитываются в детских домах и испытывают дефицит впечатлений и положительных эмоций. Нередко это встречается и в семьях, в которых детям уделяют мало внимания.

      Сексуально стимулирующими являются воспитание детей в духе «движения за свободную телесную культуру» (В. Е. Каган, 1991), неправильно проводимое половое воспитание (И. В. Добряков, 1996).

      Зачастую детская гиперсексуальность провоцируется сексуально неудовлетворенными родителями. Это может происходить в неполной семье, в которой одинокий

      родитель (чаще женщина) не в силах разрешить свои сексуальные проблемы, а также в семьях с дисгармонией супружеских отношений. В подобных ситуациях нередко формируются неосознаваемые отношения с детьми противоположного пола, носящие скрытый сексуальный характер. Нами отмечались следующие их проявления.

      • Излишне подробные, не соответствующие запросам ребенка половое воспитание и просвещение (рассказы о строении половых органов, их функционировании, о половом акте и пр.).

      • Одностороннее нарушение телесных границ ребенка: требование не стыдиться наготы, порицание и даже наказания за это; мытье детей старше пяти лет родителями противоположного пола, их участие в инструктаже и проведении процедур личной гигиены; телесные наказания, особенно за проявления сексуальности.

      • Двухстороннее нарушение телесных границ включает все перечисленное во втором пункте, а также провокационные действия родителей в виде обнажения перед ребенком противоположного пола, совместные купания, излишне нежные ласки, объятия, поцелуи, борьба, совместное пребывание в одной постели в ночное время.

      • Специфически направленное беспокойство родителей в отношении незначительных или вообще отсутствующих у детей противоположного пола заболеваний половых органов (постоянные расспросы по поводу мочеиспускания, осмотры, ощупывание половых органов, проведение «лечебных» мероприятий: ванночек, спринцеваний, обработка половых органов мазями и т. п.).

      Подобные отношения с родителями часто вызывают у детей противоречивые чувства: удовольствие сексуального характера, ощущение значительности и обладания властью в семье, с одной стороны, и сексуальный дискомфорт, чувство вины — с другой.

      Часто встречаются сочетания перечисленных проявлений скрытых сексуальных отношений. Как правило, в качестве психологической защиты используется рационализация: свое поведение родители объясняют твердой уверенностью, что не воспринимают собственных детей как представителей противоположного пола, и не верят в то, что могут представлять для своих детей сексуальный интерес.

      Многочисленные случаи косвенной коррекции детской сексуальности путем решения сексуальных проблем родителей подтверждают правомочность подобных взглядов на детскую гиперсексуальность.

      www.stepan-blog.ru