Как проявляются неврозы у детей

Содержание:

Неврозы у детей: как проявляются и почему возникают

Проблема неврозов в детском возрасте сейчас как никогда актуальна. С мигательными и голосовыми тиками к специалистам обращаются родители двухлетних детей! Пик обращений приходится на возраст пяти и семи лет.

На данный момент выделяется несколько видов неврозов:

невроз навязчивых состояний;

Снаружи все они могут быть заметны из-за психомоторных нарушений — тиков, энуреза, заикания, но причины возникновения отличаются друг от друга.

Дети с неврастенией

Дети с невростенией отличаются повышенной утомляемостью и плохим аппетитом. Им трудно сконцентрироваться на чем-либо, они легко отвлекаются и плохо запоминают нужную информацию. Однако, и это их отличительная особенность, с трудом удерживают эмоции и легко заводятся с полоборота.

Самая частая причина такого невроза: внутриличностный конфликт между своими возможностями и потребностями, которые обычно исходят со стороны. Например, если мама очень хочет пятерки по всем предметам, а ребенок — просто не имеет ресурсов, чтобы их получить.

Дети с неврозом страха

Дети с неврозом страха боятся всего и без конкретного содержания, они тревожны, избегают новой для себя деятельности и очень неуверены. Однако, при этом они зачастую очень послушны и легко управляемы.

Внутренние переживания таких детей связаны со строгими, навязываемыми им социальными нормами – о том, как надо делать и каким надо быть. Например, если ты не сделаешь это или это, то . И вот, ребенок уже сформировал себе реальность, несущую угрозу.

Невроз навязчивых движений

С неврозом навязчивых движений или, по-другому, обсессивным (одержимым) неврозом к специалистам обращаются чаще всего. Действительно, трудно не заметить, когда у ребенка присутствуют регулярные навязчивые действия или ритуалы. Например, определенным образом сложить одежду, пройти из школы домой. И такая картина повторяется не раз, а при попытке нарушить ее, ребенок выдает неадекватную реакцию.

Это связано с наличием у ребенка внутреннего конфликта между эмоциональным и рациональным и, как следствие, полным отсутствием ощущения безопасности, которое ребенок и стремится обеспечить себе через ритуал. Например, эмоционально ребенок очень любит папу, но рационально — мама говорит, что отец плохой. И тогда от непонимания происходящего возникает напряжение и тревога.

Истерический невроз

Истерический невроз связан с фиксацией внимания окружающих на своем состоянии. Ребенок, привлекающий к себе внимание истериками и демонстративным поведением, никогда не причинит себе вреда, а единственное, что он хочет получить на самом деле, — компенсация недостающей ласки, внимания и любви. Самые заметные проявления такого невроза — энурез и энкопрез — часто возникают в период потери привилегированного положения в семье.

Собственно, потеря интереса к себе и является основной причиной. Например, когда появляется младший брат или сестра или другое важное событие в семье внезапно отвлекает значимых взрослых. Ребенок с таким неврозом может, действительно, испытывать боли, но клиническая картина при этом будет показывать, что он здоров.

Несмотря на различия между этими типами неврозов, все они схожи тем, что начинаются с накопления, подкрепляются обстановкой в семье и влекут за собой нарушение всех сфер жизни ребенка: питания, общения и активности.

Рекомендации и помощь при обнаружении такого состояния заключаются в следующем: четкий режим дня, отсутствие эмоциональных перегрузок и неожиданных для ребенка моментов, создание возможностей для активного высплеска энергии и поддержка организма витаминами, по рекомендации врача.

50 процентов неврозов проходит в возрастом, после созревания нервной системы, но, если невротичные проявления мешают ребенку вести привычный образ жизни, стоит обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру).

Беседа с Татьяной Гилевой на тему: «Неврозы у детей: проявления, причины возникновения, способы борьбы».


littleone.com

Что скрывается за понятием детский невроз?

Функциональное расстройство психики, которое развивается в результате длительных эмоциональных переживаний называется неврозом. Эта патология имеет обратимый характер. Детский невроз, к сожалению, далеко не редкость в современном мире. Недуг сопровождается частыми сменами настроения, утомляемостью, вегетативными нарушениями и так далее.

Виды неврозов

Виды неврозов достаточно разнообразны:

  • невроз страха;
  • невроз навязчивых состояний;
  • депрессивный;
  • истерический невроз;
  • ипохондрический;
  • невротическое заикание;
  • дыхательный невроз;
  • неврастения или астеническая форма;
  • анорексия – пищевой невроз;
  • невротические тики;
  • невротические нарушения сна;
  • невротическийэнурез или энкопрез.
  • Невроз у детей может развиться в любом возрасте – как у ребенка в 2 года, так и у подростков.

    Далее будут рассмотрены самые часты формы невротических состояний.

    Неврозы у детей дошкольного возраста чаще всего наблюдаются в форме истерии. Проявляется данное состояние в падении на пол и ударами ногами или головой о пол, в это время ребенок кричит и плачет.

    Не так часто, но встречаются приступы мнимого удушья, которые наблюдаются при отказе выполнять требования малыша или, когда ребенок наказывается. Особенно это распространенное явление у детей 3 лет. В подростковом возрасте истерия может проявляться в сенсорных расстройствах – так называемая истерическая слепота, ухудшение чувствительности рецепторов кожи и слизистых.

    Неврастения

    Чаще наблюдается у детей 10 лет и подростков. Данное состояние может быть следствием чрезмерных нагрузок в школе, дополнительных занятий, но в большинстве случаев встречается у физически слабых детей. Проявляется в раздражительности, нарушениях сна, плаксивости, неусидчивости, быстрой утомляемости.

    Неврозы навязчивого состояния

    Этот вид патологии делится на 2 подвида – невроз навязчивых движений и фобии. Однако, встречаются и смешанные формы. Первый подвид чаще возникает у ребенка 4 лет – выражается в непроизвольных вздрагиваниях, шмыганье носом, подергиваниях, движениях кистями, топанье ногами и прочее. Такие явления наблюдаются при психологическом напряжении. Движения непроизвольные и возникают помимо желания малыша. Фобический невроз представляет собой различные страхи – замкнутого пространства, темноты, у детей 7-8 лет могут наблюдаться фобии отвечать у доски и так далее.

    Ночное недержание мочи. В большинстве случаев этим недугом страдают дети с наследственной предрасположенностью, психотравмирующими факторами, тревогами.

    Важно! Физические наказания не решают, а еще больше усугубляют проблему.

    После 5 лет ребенок начинает переживать из-за данной патологии, у него падает самооценка, стараясь не допустить неосознанное мочеиспускание, ребенок старается не спать, в результате чего к этому виду невроза присоединяются и другие – плаксивость, фобии, тики.

    Пищевой невроз

    Выражается в нарушении аппетита – ребенок может очень медленно принимать пищу, долго жевать, срыгивать, отмечается плаксивость во время еды, а также обильная рвота.

    В некоторых случаях может иметь место невроз глотки – ребенок не может проглотить пищевой ком, в результате чего возможна рвота или удушающее состояние.

    Справка! Непосредственной причиной данной формы невроза может стать насильственная попытка родителей накормить ребенка или сильное перекармливание.

    Причины неврозов у детей

    Причины развития детских неврозов кроются ранимости детской нервной системы. Психика ребенка еще недостаточно сформирована, дети не имеют опыта реакции на стрессы, и не могут четко сформулировать и выразить свое эмоциональное состояние.

    Большим значением в развитии детских неврозов является рост случаев патологического течения беременности и родов, особенно тогда, когда наблюдается внутриутробная гипоксия плода.

    Толчком для невроза может стать:

  • унаследованная от родителей предрасположенность к нервным заболеваниям;
  • стрессы;
  • ситуации, которые могут травмировать незрелую детскую психику.
  • Также запустить механизм развития патологии могут:

    • тяжелые заболевания;
    • недосып;
    • нездоровый семейный климат;
    • чрезмерное физическое или психоэмоциональное напряжение.

    Кто более подвержен данной проблеме?

    Признаки невроза чаще наблюдаются у детей, находящихся в группе риска, это:

  • дети 2-5 и 7 лет, поскольку эти периоды имеют специфические особенности – попытка осознать и отстоять свое место в мире и острое реагирование на обстоятельства;
  • дети, которые имеют очень выраженную позицию собственного «я»;
  • физически слабые дети;
  • дети, которые длительное время вынуждены находиться в сложных ситуациях.
  • Симптоматические проявления

    Симптомы патологии во многом зависят от характера ребенка, его воспитания, модели поведения взрослых, которые он имеет перед глазами, а также от типа нарушения психики.

    Как проявляется невроз, и на что стоит обратить внимание родителям:

  • наличие выраженные детских страхов;
  • заикание;
  • ступор;
  • слезливость и изменение мимики;
  • плохой аппетит;
  • раздражительность;
  • различные нарушения сна;
  • ребенок желает находиться в одиночестве, нет коммуникабельности;
  • чрезмерная утомляемость;
  • высокая внушаемость;
  • повышенная чувствительность;
  • головные боли;
  • нерешительность;
  • припадки истерического характера;
  • мнительность;
  • недержание мочи или кала.
  • Диагностика неврозов

    Крайне важно диагностировать невроз и начать его лечение в раннем возрасте. Диагностические мероприятия проходят в несколько этапов:

  • анализ жизни ребенка с психологической точки зрения;
  • анализ семейного климата и оценка отношений между ребенком и другими детьми и взрослыми;
  • беседа с ребенком в игровой форме, в ходе которой специалист будет задавать специально разработанные вопросы;
  • наблюдение за ребенком в процессе игры;
  • оценка и анализ рисунка ребенка, по которому можно понять его желания и переживания;
  • сбор семейного анамнеза.
  • Когда нужно обратиться к врачу и как лечить ребёнка

    При обнаружении хотя бы одного из перечисленных выше симптомов, родители должны обратиться к педиатру и рассказать о своих опасениях. При подозрении на невроз, детский врач может дать направление к детскому невропатологу, который расскажет чем лечить и выпишет препараты, снимающие головные боли, нормализующие сон и устраняющие раздражительность. Возможно будет назначен массаж, который можно будет получать в специализированных учреждениях или проводить в домашних условиях. Если такое лечение не будет эффективным, потребуется помощь психотерапевта.

    Медикаментозное лечение включает в себя прием общеукрепляющих средств, травяных успокоительных настоев или транквилизаторов.

    Целью психотерапевтических сеансов является нормализация семейных отношений и отношений родителей с ребенком, во время которых родители приобретают навыки плавильного взаимодействия с ребенком.

    Что касается неврологического заикания, то после работы психолога к процессу подключается специалист по дефектам речи, он будет заниматься по собственной методике, которая подразумевает дыхательную гимнастику, лечебный массаж, игровую форму лечения.

    Профилактические меры и чего не стоит делать при неврозах

    Основным профилактическим моментом, который направлен на предотвращение развития у ребенка невроза является понимание родителями причин, способных дать толчок для подобной патологии. Когда родители будут достаточно осведомлены в этом вопросе, они смогут обращать более пристальное внимание на воспитание ребенка, и сумеют обойти «острые углы» в этом вопросе.

    В семье должна быть максимально благоприятная погода для роста и развития ребенка, для этого необходимо:

  • адекватно организовывать физические нагрузки для ребенка;
  • вовремя лечить возможные заболевания;
  • сбалансировать питание;
  • следить за тем, чтобы ребенок полноценно отдыхал и спал по ночам;
  • организовать правильные воспитательные мероприятия, чтобы сформировать в ребенке сильную личность.
  • Профилактика неврозов гораздо более проста, чем их последующее устранение.

    Для предупреждения развития неврозов не рекомендуется:

  • давать ребенку противоречивые установки – за один и тот же поступок то наказывать, то игнорировать,
  • высмеивать недостатки ребенка;
  • игнорировать вопросы ребенка по поводу ваших собственных поступков;
  • пугать ребенка врачами, полицией, детским домом, сказочными героями;,
  • сравнивать ребенка с его друзьями, особенно не в пользу вашего ребенка;
  • за любую повинность без выяснения причины сразу применять наказание;
  • практиковать телесные наказания.
  • Невроз у ребенка – это ситуация, от которой нельзя отмахиваться, и думать, что все пройдет само собой. Возможно с возрастом проявления неврозов не будут такими яркими, но невротику будет гораздо сложнее адаптироваться к окружающему миру и добиться в нем успеха и самореализации.

    onevrologii.ru

    Как проявляются неврозы у детей

    Для того чтобы понять, какую нужно проводить профилактику для предотвращения развития неврозов у детей, необходимо знать их характеристику. Что же такое неврозы?

    Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся страхом, тревогой, депрессией, колебаниями настроения, гиперактивностью ребенка, кусанием ногтей, нарушением сна, а так же изменением общего самочувствия. Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6-7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости. Согласно исследованиям невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.

    Предпосылкой развития неврозов у детей является патология беременности, родовые травмы, тяжёлый период послеродовой адаптации, наличие врождённых и хронических заболеваний, пренатальное поражение ЦНС. Как правило, это отражено в медицинской карте ребёнка, но родители не придаю значения ранним диагнозам и считают, что многие проблемы уйдут сами, с ростом и развитием ребёнка. Клинический опыт показывает, к сожалению, обратную картину. С ростом и развитием ребёнка более чётко обозначаются симптоматические проявления, скрытые в раннем возрасте.

    Началом этих проявлений являются наиболее яркие ступени развития — появление первых слов, ходьба, предметная игра, общение с родителями и со сверстниками. В дошкольном возрасте, невролог может своевременно распознать нарушенное развитие и принять необходимые меры по его коррекции. Сегодня в арсенале врача имеется широкий спектр терапевтических средств, с помощью которых можно избежать агрессивной лекарственной терапии и хорошо подготовить нервную систему и психику ребёнка к учебным нагрузкам. Наиболее показательными в плане школьной адаптации являются I и 5 классы. Именно в этот период родители «бьют в колокола» — обращаются к неврологам, психологам и другим специалистам. Обращения, по поводу того, что ребёнок не справляется со школьной программой, всегда взаимосвязаны с его психофизической готовностью к школьным нагрузкам. Сюда же относятся и поведенческие реакции, и рост заболеваемости, и невротические проявления, которые можно легко увидеть даже не специалисту. Наиболее наглядные симптомы «выдающие» школьную тревожность или являющиеся частью невротического симптомокомплекса: кусание ногтей, накручивание волос, покусывание губ. подёргивание лицевых и глазных мышц, сильный нажим руки во время письма и т.д. К более серьёзным проявления относятся: тики — мигания, наморщивание кожи лба. повороты головой, подергивание плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание, притопывание ногами: нарушения сна — беспокойный сон, трудное засыпание, снохождение и сноговорение, страшные сноведения, высокая утомляемость, вялость, общее недомогание, снижение темпа мыслительной деятельности и другие астено-невротические симптомы. Могут наблюдаться снижения по возрастным нормам со стороны высших психических функций: памяти, внимания, речи. К невротическим проявлениям относятся разные типы заикания — логоневрозы. Не надо бояться увидеть эти проявления, гораздо хуже игнорировать то. что уже проявлено. Единственная просьба к родителям: «Будьте бдительны!». Со многими проблемами ребёнка можно справиться в начальной школе, пока нервная система достаточно пластична и поддаётся не только негативному воздействию, но и хорошо реабилитируется, специально подобранными лечебными и психологическими коррекционными программами. Прежде всего, это осуществляют специалисты психологи, которые параллельно сопровождают ребёнка программами коррекционно-развивающего обучения. И в течение всего учебного года, а если необходимо и более долговременно, ребёнок должен наблюдаться психологом. Такое взаимодействие даёт положительные результаты и выносимые проблемы, решаются поэтапно и своевременно.

    Кроме того, причиной неврозов является действие психических травм. Психическая травма определяется содержанием информации, которую получает человек. Чаще всего неврозы вызываются информацией: о семейных невзгодах (ссоры в семье, развод родителей), о потере родителей, о наказании за совершенное деяние. Психической травмой может быть как безречевое, так и речевое воздействие, например, вид горящей квартиры или сообщение о пожаре или взрыве. Действие слова как носителя патогенной информации является одной из самых частых причин неврозов. Информацию может нести не только физический сигнал, но и его отсутствие, например, прекращение связи с родными и близкими. Или же возникновение различного рода неприятностей, которые в свою очередь при многократном повторении могут вызвать развитие невроза.

    Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов имеют так же внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы: особенности личности, повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам; эмоциональная неустойчивость; изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризовые) периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде. Внешние факторы: неправильное воспитание; неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия; трудности школьной адаптации, психотравмирующие ситуации т.п.

    На развитие невроза влияет не только сама психотравмирующая ситуация, а так же ее значимость для человека, которая определяется содержанием значимых травмирующих переживаний в его жизни (переживания, вязанные с болезнью или смертью близких, несчастными случаями и т.п., случаи серьезных неудач в его жизни и т.д.).

    Собственно развитию неврозов предшествует этап психологической переработки личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательными эмоциями (страх, тревога, обида и др.). В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление и др.). В связи с сильным воздействием психотравмирующих факторов и слабости механизмов «психологической защиты» происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности.

    Профилактика неврозов должна строиться на правильном понимании их сущности, повышении общей культуры, духовного и материального уровня населения, а также на предупреждении детской нервозности и правильном воспитании детей. Уменьшению заболеваемости неврозами способствуют ряд условий: правильное трудовое воспитание в семье и школе, регулирование нервно-психической и физической нагрузки, своевременное лечение соматических болезней, широкое распространение спорта и туризма, борьба с алкоголизмом и курением, достаточное поступление в организм питательных веществ, необходимых для реализации нормальной функции нервной системы. Поскольку одними из причин неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, профилактикой травм мозга, в том числе родовых, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

    У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи, с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания. Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов, — может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка.

    Таким образом, проведение всех вышеперечисленных мероприятий ведет к профилактике развития неврозов и уменьшению заболеваемости. Будьте здоровы!

    admmegion.ru

    Депрессивный невроз у детей: проявления и течение депрессии

    Депрессивный невроз оформился в отдельный термин в 70-х годах 20в., а в соответствии с актуальной классификацией расстройств, мы будем обозначать этим понятием отдельную группу заболеваний. К подобной группе мы отнесем психогенные заболевания, основным проявлением которых являются смещения настроения к угнетенному, подавленному фону.

    Содержание статьи:

    Депрессивный невроз у детей: трудности диагностики

    В детском возрасте трудно говорить о «типичной» картине депрессии, что делает практически невозможным стандартную диагностику. В иностранной клинике понятие намеренно расширяется, подминая под себя области физиологических проявлений депрессии, что приводит к включению в понятие и психосоматических расстройств, и нарушений поведения, что является нетипичным для российской клиники.

    Чем вызывается депрессия и невротизация?

    В клинике детских неврозов ведущую роль занимают психотравмирующие ситуации, связанные с ближайшим окружением детей. К таким факторам относятся:

  • -Тяжелые болезни родителей, внезапная смерть
  • -Развод и семейные скандалы
  • -Длительная (иногда вынужденная) разлука с родными
  • Важно отметить, что зарубежные школы большое значение придают фактору сиротства, как обуславливающего депрессию.

    Развитие депрессивной невротизации у детей может связываться и со школьной неуспеваемостью, обусловленной невысокими показателями интеллекта (не только IQ). В таком случае, депрессия возникает при чрезмерной требовательности родителей, не принимающих его. К сожалению, более 40% детей, поступивших в клинику, были «свалены» в невротические состояния своими родителями – на сегодня это серьезная проблема для России.

    Другая проблема связана с косметическими дефектами и инвалидизирующими болезнями. Здесь депрессия развивается как следствие приписывания себе ярлыка неполноценности, чему помогает и социальное окружение пациента. Сюда же относятся и отклонения, вроде заикания и дислексии (трудности в овладении письмом/чтением). В подростковом возрасте депрессии, развивающиеся по этим причинам, толкают детей на суицид.

    Депрессивный невроз: возрастные особенности

    На разных этапах развития, депрессивный невроз у детей проявляется по-разному, порой в крайне непохожих формах. Для того чтобы проследить симптоматику по возрастам, давайте разделим возраст на четыре условных этапа:

  • -Ранний детский возраст
  • -Дошкольный возраст
  • -Младший школьный возраст
  • -Школьный и подростковый возраста (пубертат)
  • Теперь изучим депрессивный невроз у детей в его проявлениях по конкретным категориям. Итак, начнем мы с раннего возраста.

    Депрессивный невроз в раннем возрасте

    Полувековая история изучения этого невроза так и не дала вразумительного ответа на то, как нужно диагностировать депрессивный невроз у детей раннего возраста. Согласно имеющимся на сегодняшний день данным, депрессия на этой стадии выливается в расстройства психомоторной сферы:

  • -Например, моторное беспокойство
  • -Общая заторможенность
  • -Дневные стереотипии (раскачивания из стороны в сторону, дробные хлопки в ладоши и т.п.)
  • -Яктации (ночная стереотипия – раскачивания во сне)
  • -Непроизвольные крики
  • Помимо психокинетики нарушается и сфера соматовегетативных функций:

  • -Нарушения аппетита, вплоть до отказа от еды
  • -Резкое падение веса
  • -Нарушения сна, в том числе его ритмов
  • -Плаксивость
  • Ссылаясь на практический опыт, заметим, что любая тревога в таком возрасте выражается либо беспокойством (двигательным в том числе), либо плачем. Поэтому трудно сказать, действительно ли у ребенка развивается депрессивный невроз.

    Депрессивный невроз дошкольного возраста

    Здесь говорить о классических проявлениях депрессии также не приходится. Безусловно, обращает на себя внимание некоторая подавленность в настроении, однако у дошколят депрессия проявляется куда чаще в:

  • -Тревожности
  • -Капризности
  • -Ипохондричности
  • -Плаксивости
  • -Боязливости
  • -Склонности к надуманным страхам
  • Стоит оговориться, что эти показатели не самые точные. Если ваш ребенок всегда был капризным, то при появлении плаксивости не стоит приписывать ему депрессивные состояния.

    При реально развивающемся депрессивном неврозе дети как бы опускаются в уровне своего развития, нарушаются приобретенные навыки опрятности, дефект которых выражается в энкопрезе и энурезе.

    Поскольку депрессия здесь переходит на уровень физиологии, легко впасть в ошибку при постановке диагноза. Ведущим фактором, позволяющим поставить диагноз депрессивного невроза, становится резкий приступ подавленного настроения, который связывается с травматической ситуацией.

    Депрессивный невроз у детей 7-9 лет

    Здесь особенности проявления депрессии определяют уже частично сложившиеся черты личности. Например, дети с тормозными чертами (флегматики, меланхолики) при депрессивном неврозе проявляют следующие особенности:

  • -Колебания настроения
  • -Вялость
  • -Безвольность
  • -Задумчивость
  • -Медлительность
    Кстати, названные проявления, иногда, являются единственными у девочек.
  • У детей стеничных (активных) проявляются прямо противоположные черты депрессии:

  • -Раздражительность
  • -Упрямство
  • -Озлобленность
  • -Агрессивность
  • -Реакции протеста
  • -Непослушание
  • -Грубость
  • Практика показывает, что дети этого возраста проявляют депрессивный невроз в негативных формах, то есть они легко поступаются приобретенными нормами поведения.

    Депрессивный невроз в пре- и пубертате

    На этом возрастном этапе картина расстройства приближается к протеканию его у взрослых пациентов. Подавленное настроение и общий унылый фон мыслей, однако, подобное состояние не приводит к нарушению деятельности. Важно понимать, что такое настроение напрямую связано с травмирующей ситуацией, а также идеями, которыми наделил ее подросток. То есть тут важны (они же вскрываются в диалоге) мысли подростка по поводу того, что стало для него травматическим фактором. С детьми необходимо обсуждать любое стрессовое происшествие, будь то развод родителей или смерть близких родственников.

    В поведение такого больного наблюдаются следующие признаки:

  • -Грустное выражение лица и бедная мимика
  • -Тихая речь
  • -Слезливость
  • -Вязкость движений
  • -Тяга к уединению
  • Обращает внимание и речь заболевшего, он обесценивает себя, считает неполноценным. В речи же в изобилии присутствуют фразы, связанные с психотравмой. На фоне расстройства может падать успеваемость в учебе.

    Всегда наблюдаются уже названные соматические нарушения, вроде снижения веса, аппетита, появления запоров и бессонницы.

    Течение заболевания и прогнозы

    Благо, депрессивный невроз у детей проходит мягче и в меньшие сроки. Бывает достаточно сменить обстановку или устранить вызвавший нарушение фактор, чтобы состояние ребенка стабилизировалось.
    В тоже время, при наличии у больного ярко выраженных черт характера, депрессия может развиваться затяжным образом, что может вызвать переход ее в личностную характеристику ребенка, сделав его личностно тревожным и подавленным. Для того чтобы этого не произошло, необходимо провести несколько встреч с психологом, для разрядки негативных эмоций и переживаний, а также переосмысления ситуации.

    Отдельные виды неврозов у детей первых 2 лет жизни

    В этом возрасте причина нарушения одна – длительная разлука с матерью или опекуном. Если подобный дискомфорт устранить не удается, то помимо плача, расстройства сна и отказов от еды, проявляются и другие нарушения. К ним относятся общая апатия и отсутствие интереса к новому, а также подверженность инфекционным заболеваниям. При длительной депривации (лишения) эмоциональной сферы, дети начинают отставать в развитии, как физическом, так и умственном.

    Диагностировать депрессивный невроз у детей своими силами невозможно, но можно обнаружить определенные «маячки», которые помогут увидеть нарождающуюся проблему. Для диагностики необходим специалист, знакомый с причинами возникновения заболевания и его развитием.

    При наличии схожих состояний крайне важно обратиться к врачам общего профиля, а также психиатрам. Делается это для дифференциальной диагностики, чтобы исключить заболевания головного мозга, депрессивные состояния при начальном этапе шизофрении, эпилептические депрессии и циклотимию (скачку настроений) у подростков.

    love-mother.ru