Как работать с психопатией

Психопатия и мозг психопата

Психопатия – это очень неприятное психическое заболевание. Подверженный ему человек полностью утрачивает эмоциональный и волевой контроль над своими действиями. Как следствие, проявляются агрессия в отношении других людей, стремление подчинить их своей воле, непредсказуемость поведения, полное отсутствие моральных норм и правил.

Такое болезненное состояние толкает больного к совершению преступлений. Если обратиться к статистике, то в той же Великобритании 15% особо опасных преступников составляют психопаты. К этому следует добавить, что отягощённые данным расстройством психики люди в количественном соотношении совершают значительно больше преступлений, чем те правонарушители, которые не страдают данным заболеванием.

Специалисты от медицины не знают, каким образом и по какой причине зарождается это опаснейшее психическое расстройство. Оно только диагностируется на основании анкетных опросов и психиатрических оценок. А вот профилактическая работа не ведётся, так как неясны источники заболевания.

Довольно интересные исследования были проведены ведущими специалистами лондонского Королевского колледжа. Сравнению был подвергнут мозг психопата и здорового человек. При этом использовалась новейшая сканирующая технология. Всего же исследовали серое вещество 9 больных, среди которых 8 были преступниками. Суд признал их виновными в изнасилованиях, незаконном лишении свободы, неумышленных убийствах. Но в связи с болезнью они находились в лечебнице, а не в тюрьме.

В результате сравнительного анализа специалисты обнаружили удивительную вещь. Пучок нервов (крючковидный пучок), соединяющий мозжечковые миндалины и глазнично-лобную кору имел значительные отличия у больных и здоровых людей из контрольной группы. При этом явно патологические признаки наблюдались у тех больных, которые страдали осложнённой формой психопатии.

Для справки надо заметить, что мозжечковая миндалина отвечает за удовольствие, страх и отвращение. А, благодаря глазнично-лобной коре, принимаются различные решения, побуждающие к действию. То есть эти участки генерируют эмоции и осуществляют контроль над ними. Если связь функционирует не должным образом, то возникают различные проблемы в поведении.

Таким образом, можно с определённой долей уверенности предполагать, что психопатия является следствием нарушения связи между полушариями серого вещества. В то же время нет подтверждения тому, что анатомические особенности мозга вызывают у человека какие-либо психические аномалии. Следовательно, хоть мозг психопата и имеет определённые несоответствия стандартам, но это ещё не даёт повод утверждать, что именно они и являются причиной антиобщественного поведения.

Если же экспертам удастся доказать прямую связь между взаимодействием нейронов больших полушарий и психическими отклонениями, то это откроет уникальные возможности для лечения и профилактики серьёзных психических расстройств. Соответственно, появятся и совсем иные способы диагностики. Они помогут медицине создать новые и эффективные методы лечения.

www.factruz.ru

Консультация психолога: импульсивная психопатия

Консультация психолога: импульсивная психопатия

Сегодня мы вам расскажем о таком пограничном (между нормой и патологией) состоянии психики, как импульсивная психопатия. Предварительно хотим обратить внимание читателей на четыре важных пункта:

1. Любая психопатия (более современный термин – расстройство личности) – это не психическое заболевание. Это промежуточное состояние между нормой и патологией. Вот что мы писали об этом раньше в статье «Консультация психолога: расстройство личности»:

«Если хотя бы часть параметров человеческой психики незначительно выходит за пределы коридора нормы, то принято говорить, что они находятся в зоне акцентуации, а обследуемый человек называется акцентуированным. Само слово акцентуация означает акцент на некоторых свойствах, т.е. некий дисбаланс в психике человека. Проще говоря, акцентуация личности (иногда говорят, акцентуация характера) предполагает, что у человека есть милые странности («тараканы в голове»), которые отличают его от окружающих. Эти милые странности заметны окружающим, но они не делают человека обременительным для себя и общества. Это просто индивидуальное своеобразие, милая «изюминка» в личности человека. Неудивительно, что большинство ярких и талантливых людей – акцентуированные личности.

Если часть параметров человеческой психики значительно выходит за пределы коридора нормы и даже за пределы зоны акцентуации, то говорят, что эти параметры находятся в зоне психопатии. Раньше про такого человека говорили, что у него психопатия (не путать с психопатологией – о ней в следующем абзаце!), а теперь принято говорить, что у такого человека расстройство личности. Поменялась терминология, но суть осталась той же. Если говорить по-простому, у человека с расстройством личности его странности перестали быть «милыми», а «тараканы в голове» стали настолько огромными, что всё это уже очень обременительно и для самого человека, и для окружающих.

Зоны акцентуации и психопатии объединяются общим названием, их называют пограничной зоной или зоной пограничных состояний психики».

2. В обществе значительное количество людей с различными видами психопатий – по нестрогим подсчетам 10-15%. Мы все живем среди этих людей. Более того, любой из нас может страдать одним из видов психопатии. Так что, лучше об этом знать и быть готовым хотя бы информационно, чем не знать и прятать голову в песок.

3. Людей, страдающих импульсивной психопатией мы будем сокращенно называть импульсивными психопатами. Это не обзывательство и не «наклеивание ярлыков», это просто сокращение, чтобы не загромождать текст. Для того, чтобы тест был легко читаем обычными людьми, а не только специалистами, нам приходится использовать не совсем строгие формулировки.

4. Данный текст ни в коем случае не является ни серьезным обучающим курсом по клинической психологии, ни руководством для самопомощи. Мы даем людям общее упрощенное представление о том, что такое психологическое своеобразие личности, и каким оно может быть, чтобы клиент психолога и психолог лучше понимали друг друга во время психологической консультации или курса психотерапии.

А теперь перейдем к главной теме нашей статьи «Консультация психолога: импульсивная психопатия».

«Вычислить» импульсивного психопата по внешним признакам без применения строгих методов психодиагностики (в том числе, тестирования) возможно, но есть трудности. Дело в том, что импульсивный психопат в определенных ситуациях может выглядеть просто очень эмоциональным или творческим или даже героическим человеком. Все эти качества вполне симпатичны. Но в других ситуациях этот же человек проявляет себя эгоистичным, безответственным, нежелающим и неспособным строить отношения, и даже агрессивным к родным и близким.

Как правило, если не идти формальным путем консультации психолога и психологической диагностики, то только долгое внимательное наблюдение за человеком в разных ситуациях дает возможность определить, что перед нами импульсивный психопат. С одной стороны, это очень неудобно, т.к. создает определенные трудности в диагностике. С другой стороны, это свидетельствует о том, что импульсивные психопаты могут быть вполне адаптивны и удобны для общества, если им найти подходящую сферу деятельности. И в этом есть перспективы психологической помощи людям с импульсивной психопатией.

Контролируемая волей и интеллектом импульсивность может быть очень полезной. Импульсивные психопаты не тратят время на чувства и переживания, а также на длительный многовариантный анализ – пока другие чувствуют и думают, импульсивные психопаты уже действуют. Если ситуация этому способствует (в относительно простых или форс-мажорных условиях) импульсивные психопаты могут быть очень эффективны и успешны. А вот в сложных ситуациях, требующих многостороннего анализа, выстраивания человеческих отношений, длительных планомерных усилий – здесь люди с импульсивной психопатией обычно не достигают успеха.

Импульсивные психопаты очень реактивны – любое внешнее воздействие (стимул) приводит к мгновенной поведенческой реакции без учета отдаленных последствий своего поведения. Перефразируя известное «Пришел! Увидел! Победил!», импульсивный психопат живет по формуле «Увидел! Возбудился! Сделал!» Возбудимые психопаты очень слабо тормозят свои нервные импульсы (возбуждение доминирует над торможением) и очень слабо сдерживают свои желания (захотел – сделал!). Они не вникают и не анализируют, а действуют; часто не дослушивают, а перебивают; они могут быть чрезвычайно активны вплоть до гиперактивности и гипоманиакальности.

Импульсивному психопату всё время нужно реагировать на внешние стимулы. Если такие стимулы не поступают естественным образом, импульсивный психопат начинает эти стимулы создавать и провоцировать. Для этого импульсивный психопат начинает создавать вокруг себя экстремальные, конфликтные или провокационные ситуации, чтоб как-то раскачать ситуацию вокруг себя. Чувство ответственности или вины за последствия у импульсивного психопата не возникает, его обычная фраза: «А что я ТАКОГО сделал?!»

При длительном наблюдении за человеком импульсивную психопатию можно определить по следующим признакам:

А) Крайняя степень своеволия и эгоцентризма (захотел – сделал!), пренебрежение чувствами и интересами других людей, недостаток способности и желания вникать в чужие переживания. В ситуациях, затрагивающих чужие интересы, импульсивные психопаты могут выглядеть убежденными злодеями, хотя на самом деле импульсивному психопату просто всё равно, что происходит с другими людьми. Также они могут стремиться к лидерству и доминированию без каких-либо на то оснований, просто реализуя свои неукротимые желания.

Б) Агрессивность, раздражительность или враждебность в той или иной форме: физическая или вербальная агрессивность, постоянное злословие (человек ни о ком не отзывается хорошо) или чрезмерно острый юмор (смеется над тем, на чем смеяться бы не стоило). Вспыльчивость, немотивированная жестокость (при наличие сдерживающих факторов – эмоциональная). При этом в «спокойных» промежутках импульсивный психопат может проявлять чрезвычайную обходительность, нарочитую улыбчивость и «эпилептоидную слащавость». Смена поведения на агрессивное происходит быстро и неожиданно.

У импульсивных психопатов циклоидного типа происходит накопление нервно-психического напряжения, затем разрядка в форме агрессии или конфликта и далее цикл бесконечно повторяется. Если повода для агрессии или конфликта нет, импульсивный психопат его сам создает. Пострадавшие от действий импульсивного психопата обычно рассказывают на консультации психолога, что агрессор «взял повод», «придумал повод», «спровоцировал конфликт» – и во многих случаях это действительно так. Ведь у импульсивного психопата циклоидного типа существует потребность разрядить свое нервно-психическое напряжение в виде агрессии или конфликта. И он эту потребность реализует, не считаясь ни с чьими чувствами и интересами.

В) Безответственность и игнорирование социальных норм, правил и своих обязанностей. Отсутствие чувства вины и склонность обвинять во всем окружающих. Стремление вести праздный или асоциальный образ жизни: например, не работать, а заниматься приятным хобби вместо работы или никак не участвовать в жизни своей семьи. Импульсивный психопат в своем поведении может выглядеть глуповатым и инфантильным, например: “вечный подросток”, “всегда боец”, “настоящий мачо”, “борец за справедливость”. Для некоторых близких людей это может являться очень привлекательным образом до тех пор, пока они не столкнутся с издержками поведения импульсивного психопата.

Г) В близких отношениях ярко выраженное нежелание строить длительные доброжелательные отношения с близкими людьми на основе взаимопонимания, компромиссов и партнерства. Эгоцентризм, эмоциональная черствость, отсутствие внимания к чувствам и потребностям близких людей. Агрессивность или враждебность к самым близким людям. Развязывание конфликтов и эмоциональные провокации в отношениях с близкими людьми. Часто лживость и мстительность. У близких обычно возникает ощущение, что они такому человеку не нужны и что с ними не считаются. В принципе, это так и есть. И это типичная жалоба на консультации психолога.

Д) Нежелание и неспособность просчитывать отдаленные негативные последствия своих поступков. В тяжелых случаях импульсивные психопаты склонны к различным видам насилия, сексуальным девиациям, воровству, бродяжничеству, систематической лжи, нарушению законов и традиций, иногда к пьянству и наркомании, а также к прочим асоциальным поступкам.

К наказаниям, опасностям для жизни, трудностям и лишениям они могут относиться пренебрежительно, и в этом смысле импульсивные психопаты могут быть опасны не только для окружающих, но и для самих себя. В тяжелом случае удержать такого импульсивного психопата можно только физическими ограничениями или страхом. Беда импульсивности в том, что импульсивный психопат не накапливает внутри себя негативный опыт и не делает из него для себя выводов. Однако в легких случаях импульсивные психопаты могут быть удерживаемы выгодой или отвлечением на какую-либо активность: физическую или умственную.

Если хотя бы один из этих признаков ярко выражен у вас или у близкого вам человека, есть смысл задуматься о том, что происходит, и что с этим можно поделать.

Итак, на консультации психолога возникает закономерный вопрос, что же со всем этим делать? Прежде всего, надо убедиться в том, что мы имеем дело именно с импульсивной психопатией, а не с чем-то другим. Психика человека почти бесконечно вариабельна, а ошибка в психологическом диагнозе может дорого стоить: психологу репутации, а клиенту денег и счастья. Вот почему на консультации психолога мы часто рекомендуем пройти психологическую диагностику (тесты). Это очень сильно снижает риски ошибочного психологического диагноза. (Статья «Зачем нужна психодиагностика?»)

Жертвам импульсивной психопатии можно, в самом общем виде, порекомендовать то же, что и жертвам агрессии. Процитируем свою же собственную статью «Агрессивный партнер – притягательное зло»:

«Спастись от агрессивного поведения можно двумя способами:

А) Полностью разорвать любое взаимодействие с агрессором: сбежать, спрятаться, изолироваться, лишить агрессора любой информации о себе, вести свою собственную сепаратную личную и социальную жизнь, как физически, так и психологически.

Б) Доминировать над агрессором, держать агрессора в постоянном страхе и демонстрировать свое превосходство регулярно. Агрессор подчиняем силой. Агрессор уважает поступки, а не слова. Агрессор удерживаем страхом. Но этот путь подразумевает ежедневную войну. Проигранная война трагична по последствиям».

Ну, и конечно, жертвам импульсивной психопатии можно порекомендовать попробовать помочь импульсивному психопату.

Если говорить о психологической помощи импульсивным психопатам, то это всегда непростая задача. Как мы уже писали выше, в легких случаях импульсивные психопаты могут быть удерживаемы выгодой или отвлечением на какую-либо активность: физическую или умственную. Для этого мы на консультации психолога вместе с клиентом – импульсивным психопатом – разрабатываем систему отвлечения и сдерживания человека от разрушительных импульсивных реакции. Но это требует, как минимум, желания самого человека, страдающего импульсивной психопатией. А вот с возникновением этого желания и, главное, с его устойчивостью на долгий период времени у импульсивных психопатов в большинстве случаев возникают закономерные проблемы. Тем не менее, мы гордимся тем, что импульсивную психопатию некоторых наших клиентов нам удалось обуздать и направить в полезное русло. Эти люди закономерно достигли больших успехов в социальной и личной жизни. Ведь импульсивная психопатия – это «ядерный реактор», который может всё уничтожить, а может стать почти бесконечным источником энергии для созидания.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

www.uspeshnie-mozgi.ru

Начальник-психопат: чего ожидать и как найти общий язык

Ваш начальник – психопат? Почему вы так решили? Лишь потому, что он заваливает вас работой или чересчур требователен к вам? Ну, это совсем не повод вешать клеймо «психопата» на него. Давайте разберемся, какие симптомы действительно свойственны психопатам, какие уловки помогут вам найти общий язык с таким руководителем.

В одной из предыдущих статей я уже описывала, по каким признакам можно определить, что ваш будущий муж – психопат. Благодаря этому вы сможете трезво оценить перспективы будущей семейной жизни и постараетесь сглаживать острые углы, если уж решите соединить свою судьбу с таким человеком.

Взаимоотношения с руководителем – не менее щепетильная тема для разговора. Если ваш начальник – психопат, то вы, конечно, можете уволиться, чтобы не работать под началом такого шефа, только всегда ли это правильное решение? Может, именно эта работа – мечта всей вашей жизни? Или ваша семья сейчас переживает финансовый кризис, и ваша зарплата – единственный источник заработка? Или устроиться на новую работу по вашему профилю в вашем городе равноценно тому, чтобы полететь в космос? Что же делать? Попробуем наладить отношения с шефом!

Кстати, везде в статье я буду употреблять слово начальник. Не думайте, что психопатия – удел мужчин. Психопатом может быть и начальник, и начальница.

Что это за зверь такой – психопатия?

Прежде, чем причислять вашего шефа к психопатам, давайте разберемся, что это за расстройство – психопатия, которым, как вы считаете, страдает ваш начальник.

Психопатия (или расстройство личности) – это не болезнь, а пограничное состояние, стойкая аномалия характера, вследствие которой человеку тяжело выстраивать нормальные взаимоотношения с другими людьми. Более подробно про нее вы можете прочитать в этой статье.

Выделяют несколько типов психопатий – шизоидную, параноидную, истерическую, психастеническую, эпилептоидную, астеническую, неустойчивую и другие. Подробное описание каждого типа психопатии вы можете найти на этом сайте.

А дальше давайте разберемся, чем отличаются отдельные психопатии, особенно если спроецировать их на личность начальника.

Отдельные типы

Заподозрить у начальника шизоидное расстройство личности можно по следующим признакам: такие люди целиком поглощены своей работой, всячески избегают общения с окружающими, в том числе и с подчиненными, поддерживают с ними только формальный контакт. Люди с шизоидной психопатией сдержаны в проявлении чувств, их не интересует мнение окружающих. Такой начальник предпочтет просмотреть отчет о выполненной работе в электронном виде, чем станет уточнять у вас какие-то цифры.

Если вы хотите сохранить нормальные взаимоотношения с таким начальником, усвойте несколько правил:

  1. В большинстве случаев шизоиды – примерные работники и требуют этого же от своих сотрудников. Поэтому старайтесь выполнять свою работу в срок и максимально внимательно;
  2. Вашему начальнику безразличны все ваши личные проблемы, он никогда не будет переживать их вместе с вами. Поэтому не испытывайте его терпение и не пытайтесь блистать красноречием – не поможет. В самых неотложных ситуациях вы можете взять оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск. Просто так никто вас не станет отпускать с работы.
  3. У многих шизоидов есть «слабое место» — их увлечение. Если вы разузнаете, чем увлекается ваш начальник, и проявите к этому интерес – вы можете получить некоторые бонусы на работе.

    Параноик – человек с параноидным расстройством личности. Параноикам свойственно формирование сверхценных идей – какой-то малозначимый факт они начинают считать супер важным и требуют от окружающих, чтобы и они придерживались такого же мнения.

    Для начальника-параноика мнение подчиненных – пустой звук. Такой человек эгоистичен, у него всегда эмоции берут верх над рассудком. Пойти против него – себе во вред. С работы он вас точно уволит (а точнее – сживет), но на этом может и не остановиться, а сделать все, чтобы перечеркнуть вашу карьеру, уж очень параноики мстительны.

    Если вы дорожите работой, тогда запомните следующие правила:

  4. Начальник всегда прав. Никогда не перечьте ему, а если он действительно не прав, тогда постарайтесь объяснить это ему в максимально мягкой и тактичной форме и желательно наедине;
  5. Параноики не терпят не только противостояния, но и равнодушия, высокомерия. Поэтому вам, чтобы поддерживать хорошие взаимоотношения с начальником, нужно ему «петь дифирамбы», как этого требует его уязвленное самолюбие.

А если между вами и вашим начальником-параноиком все-таки возникнет конфликт, лучше поскорее уйти, а не отстаивать свои права. Помните, что параноики излишне мстительны, этот факт лучше не проверять на себе.

Эпилептоид

Начальника-психопата, страдающего эпилептоидной психопатией, отличает педантичность, колебания настроения, инертность и злопамятность. Эпилептоиды не любят строить воздушные замки, они живут реальной жизнью. Вы можете ничего и не сделать, а получить «по полной катушке». Дело в том, что такие люди постепенно накапливают раздражение, а потом «вспыхивают» как пушечная бочка. В ход может пойти и брань, и швыряние документами.

Эпилептоидам свойственно злобно-тоскливое настроение. Не стоит задевать ущемленное самолюбие эпилептоида. Свойственная ему инертность распространяется и на мыслительные процессы. Поэтому если вы хотите, чтобы такой руководитель вас услышал и понял, изъясняйтесь максимально просто, спокойно, не пытайтесь объять необъятное, излагать лишь конкретные факты.

Если ваш начальник страдает эпилептоидной психопатией, тогда вы должны смириться с тем, что можете попасть «под раздачу» в любой момент, старайтесь не расстраиваться и не обращать внимания на эмоциональные вспышки начальника. Такой уж он человек, и ничего с этим поделать не получится.

Истероиду, как известно, необходимы благодарные зрители. Чтобы было перед кем руки заламывать, представления устраивать и аплодисменты срывать. Если ваш начальник любит «работать на публику», всеми силами стремится обратить на себя внимание, при этом не столько занят работой, сколько демонстрацией своей собственной персоны, велика вероятность того, что он страдает истерической психопатией.

Как найти общий язык с таким человеком? Стать благодарным зрителем и слушателем. Постарайтесь изобразить интерес ко всем «выступлениям «начальника, восторгайтесь ним, поддерживайте его идеи – и ваше положение на работе заметно улучшится.

Психастеник

Психастеником называют человека с психастенической психопатией. Отличают такие личности чрезмерный самоанализ и заниженная самооценка. Психастеник не станет ничего делать на авось. Он всегда заранее составляет план, тщательно продумывает все мелочи и всячески старается следовать плану.

Если вы хотите сохранить хорошие отношения с таким начальником, тогда не стоит действовать спонтанно и надеяться на удачу. Постарайтесь и вы в своей работе быть максимально пунктуальным, планируйте и обязательно выполняйте в срок все задания шефа.

Человек с астенической психопатией вряд ли займет руководящую должность, ведь основные проявления данного расстройства личности – непереносимость любой психической и физической нагрузки. Если в силу каких-то обстоятельств ему придется стать начальником, то он работу, в том числе и свою, будет делегировать подчиненным. А при любом удобном случае астеник будет отсиживаться на больничном, ведь работа как таковая для него неприемлема.

У вашего руководителя могут быть и другие странности, только невозможно перечислить их все в одной статье. Поэтому если вы дорожите своей работой, то постарайтесь принять своего руководителя со всеми его требованиями и странностями, уважайте его, в срок выполняйте поставленные задания. И он обязательно оценит ваши старания, а ваши взаимоотношения обязательно наладятся!

psi-doctor.ru

Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения

Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, то такие дети, как правило, ока­зываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выпол­няют учебных заданий, вступают в конфликты с товари­щами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убега­ют из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.

Несмотря на то, что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодоле­вать препятствий.

Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность элементарных эмоциональных образований при недораз­витии более сложных форм эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из нарушения ядра его личнос­ти. Степень выраженности дефекта бывает различной, но его структура всегда остается единой.

В коррекционно-педагогической работе с такими деть­ми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят нача­той работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшли­во. Следовательно, самое главное при обучении детей с органической психопатией — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно да­вать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.

В ходе коррекционно-педагогической работы очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность существен­но затруднит дальнейшую работу с такими детьми- Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения ана­лизировать и правильно оценивать свои поступки. Учи­тывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведе­нием, проявляют неустойчивость, внушаемы и легко по­падают под негативное влияние, педагогу необходимо по­стоянно ставить их в условия строго организованного ре­жима и не выпускать из поля зрения. В работе с такими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и до­ходят до аффективной вспышки по самому незначитель­ному поводу. При этом педагогу необходимо помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую — либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание может только усилить возбуждение.

В ходе коррекционно-педагогической работы с психо­патическими детьми педагогу очень важно поддерживать тесную связь с родителями школьников, чтобы обеспе­чить единый подход к их обучению и воспитанию. Кроме того, родители могут оказать существенную помощь пе­дагогу в его работе.

Важен также контакт с врачом-психоневрологом для использования в случае необходимости лечебных мероп­риятий.

Также выделяют группу детей с так называемой конституциональной психопатией. Этиологи­ческим фактором этой психопатии является патологичес­кая наследственность. Так, в семьях, где имеются случаи эпилепсии, встречаются психопатические личности с эпилептоидными чертами характера. Основные особенности данной группы — вязкость и тугоподвижность эмоцио­нальных проявлений. Для эпилептоидов характерны застревания на переживаниях, угрюмость, подозрительность, недовольство, склонность к резким аффективным вспыш­кам, мстительность, злобность, скупость и жадность. Ко­нечно, эти симптомы не всегда встречаются сразу у одно­го лица, и степень выраженности этих проявлений может быть различной. У людей с эпилептоидной психопатией есть много положительных черт: хорошая работоспособность, тщательность в выполнении заданий, целенаправ­ленность, умение сосредоточиться на работе и преодоле­вать трудности.

Развитие детей с эпилептоидной психопатией имеет свои закономерности. Уже в раннем детстве у них появ­ляется повышенная раздражительность, причем она бы­вает длительной и плохо переключаема. В дошкольном возрасте у таких детей нарастает аффективное напряже­ние, выражающееся в «застревании» на своих пережива­ниях, действиях. В школьном возрасте из сочетания этих особенностей формируется ряд вторичных характероло­гических черт, как положительных, так и отрицатель­ных. С одной стороны, эти дети целенаправленны в своей деятельности, аккуратны и педантичны при выполнении заданий, продуктивны в работе, активны. С другой сторо­ны, они злопамятны, мстительны, скупы, склонны к аф­фективным вспышкам. В переходном возрасте к этому добавляется неустойчивое настроение, замкнутость, по­дозрительность, недоверчивость к окружающим.

Патологические черты характера у этих детей форми­руются постепенно и возникают лишь на определенных этапах развития. Своевременное коррекционно-педагогическое воздействие может значительно смягчить особен­ности характера детей с эпилептоидной психопатией. И чем раньше будет начата коррекционно-воспитательная работа, тем большего эффекта можно добиться. Главным в этой коррекционно-воспитательной работе должно быть стремление преодолеть имеющуюся у этих детей склон­ность к «застреванию» на своих переживаниях. Для это­го нужно включать их в различные виды деятельности и оказывать необходимую помощь в процессе ее выполне­ния. При проявлении упрямства, негативизма, озлоблен­ности педагогу не следует авторитарно воздействовать на ребенка. Лучше всего переключить его на какую-либо де­ятельность, с которой он хорошо справляется. Поскольку у таких детей наблюдается некоторая замедленность мыш­ления, целесообразно в процессе дополнительных занятий предварительно пройти с ребенком учебный матери­ал. Их следует привлекать к общественно полезной круж­ковой работе. Особенно благоприятно на воспитание этих детей действует труд, поэтому очень важно включать их в различные виды трудовой деятельности. При аффектив­ном возбуждении, которое может проявиться в неблагоп­риятных условиях, ребенка лучше всего изолировать, то есть поместить в спокойную обстановку, и дать по пред­писанию врача необходимые лечебные средства, снижаю­щие возбуждение.

Недоверчивость и раздражительность, повышенная обидчивость этих детей часто приводят к появлению враж­дебного отношения не только к товарищам, но и к педа­гогу. Поэтому очень важно установить хороший контакт с ребенком, убедить его в том, что педагог старается ему помочь. Индивидуальный подход к этим детям с учетом особенностей их характера обычно дает положительные результаты.

Для детей с истерической психопатией наиболее харак­терен эгоцентризм. Они склонны к хвастовству и приукра­шиванию своих качеств, стремятся выставить свою лич­ность на первый план. Эти качества обычно сочетаются с повышенной внушаемостью, нестойкостью эмоциональных проявлений, неустойчивостью настроения. Уже в дошколь­ном возрасте дети с истерическими чертами конфликтуют со сверстниками, капризничают, они раздражительны, не всегда послушны, склонны к истерическим реакциям — бросаются на пол, плачут, стучат ногами, всячески стара­ясь настоять на своем. В школьном возрасте к проявлениям эгоцентризма у этих детей присоединяется неусидчи­вость в работе, неумение доводить начатое дело до конца.

Коррекционно-воспитательную работу с детьми, име­ющими истерические черты характера, нужно начинать с того момента, когда эти черты будут замечены. Нередко истерические черты характера у ребенка формируются в семье, где родители часто не только не противодействуют проявлениям эгоцентризма у ребенка, а наоборот уступа­ют ему во всем, потакают его капризам. Такой подход очень вреден для этих детей.

Для истеричных детей очень полезно пребывание в детском коллективе, поскольку в ходе игры со сверстни­ками им приходится подавлять свои эгоистические тен­денции.

Коррекционно-воспитательную работу необ­ходимо строить с учетом их полноценного интеллекта и положительных качеств личности этих детей. В первую очередь необходимо выявить его склонности и способнос­ти, поддерживать их и на этой основе строить работу по перевоспитанию личности ребенка. Необходимо помочь такому ребенку, опираясь на его положительные черты, занять определенное положение в детском коллективе, сформировать положительное отношение к нему со сторо­ны товарищей.

Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований в работе и общении с детьми как в детском саду, так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.

Основные требования к родителям такие:

— не изнеживать ребенка;

— не воевать с ребенком;

— не капитулировать перед ребенком.

Родителям следует создать в семье условия для спокойствия и сдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться видеть себя, свое поведение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть по телевизору только детские мультфильмы, не более 30 минут в день.

www.psychologos.ru