Как распознать заикание у детей

Как распознать заикание у ребенка?

Заикание – это нарушения темпа и ритма речи, которые вызваны судорогами. Судороги наблюдаются в разных частях речевого аппарата.

Причины недуга

Чаще всего заикание у ребенка развивается по следующим причинам:

  • эмоциональная напряженность;
  • наследственные факторы;
  • поражения головного мозга различного характера;
  • частые стрессовые ситуации.
  • Как распознать признаки?

    Распознать признаки заикания довольно просто. Ребенок может внезапно замолкать, обычно на несколько часов, после чего вновь начинает говорить. Наблюдается систематическое употребление лишних звуков, обычно «и» и «а». Часто повторяются первые слоги или целые слова в начале фразы. Различные затруднения перед началом разговора могут также указывать на заикание, у ребенка в этом случае могут развиваться комплексы, которые со временем перерастают в серьезные проблемы. Именно поэтому очень важно вовремя обратиться к специалисту за помощью.

    Лечение

    На данный момент существует множество методик, позволяющих предотвратить или скорректировать заикание, лечение которого зависит от степени тяжести заболевания и назначается врачом в индивидуальном порядке. До начала обследования анализируются значимые моменты дородового периода: заболевания отца и матери, непосредственно само течение беременности. Далее оценивается информация о речевом развитии малыша: появление первых звуков, слов, фраз, темп речи.
    Очень важно знать речевое окружение ребенка (нет ли заикающихся среди взрослых, не слишком ли быстрый у них темп речи и т.д.). Еще одним важным фактором, влияющим на заикание у ребенка, является его воспитание в семье. Важно ограничить излишнее проявление ласки, потакания капризам ребенка, или же, наоборот, физические наказания, запугивания, резкое обращение. Дети в возрасте от двух до четырех лет лучше всего поддаются лечению. Диагностировать заикание на ранних этапах сложно, но своевременное оказание помощи может полностью избавить ребенка от недуга. Профессиональный логопед разработает индивидуальную методику работы с ребенком, которая вылечит, скорректирует или предотвратит заикание. Лечение дома также является одной из важных составляющих общего комплекса.

    Некоторые рекомендации для родителей

    Родителям стоит принять во внимание следующие рекомендации:

    • говорите с ребенком плавно и достаточно четко, темп речи должен быть умеренным;
    • требуйте от ребенка возможного, поощряйте и наказывайте в меру, ни в коем случае не прибегая к физическому насилию;
    • не стоит вовлекать заикающегося ребенка в игры, которые могут требовать индивидуального речевого выступления. А вот игры, в которых есть хоровые ответы, хороводы и другие групповые занятия пойдут на пользу вашему малышу;
    • музыка и танцы способствуют развитию речевого дыхания, поэтому для детей, страдающих заиканием, они рекомендованы.

    Важно помнить, что заикание у ребенка развивается с самых ранних лет, и прогрессирует этот недуг довольно быстро. Попробуйте внимательнее понаблюдать за ребенком. Заикание, выявленное на ранних этапах, проще поддается лечению.

    fb.ru

    Как распознать заикание у детей

    посмотрите поиском заикание..вылезет несколько топов,там давали явки-пароли..

    Просмотрелв все темы они или досаточно старые 🙁 , или мне мало информации!

    Вот недавняя тема (http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=4300138), там и некоторые фамилии мелькают.

    Спасибо, смотрела эту тему. Нашла там для себя кое что полезное, но не особо много.
    Мы всей семьёй стараемся, чтобы ребенку было как можно более комфортно.
    У меня еще вопрос: как нам себя вести поправлять его или делать вид, что этого не замечаем?

    Может быть и тот и другой вариант, зависит от разных факторов, не последняя роль — обстановка в семье. Но для начала нужно сходить к врачам, возможно сделать ЭЭГ, доплер и т.п.

    Плюсану про обстановку в семье. Причина, скорее всего, там. Говорю по собственному опыту. На «ровном месте» не бывает заикания. Имхо, работайте с причиной. Скорее всего вы ее знаете.

    Безусловно есть предпосылки к стрессу, т.к. я вышла на работу и провожу с ребенком не 6-7 часов в день, как раньше! Мне важно знать, это может быть временно или обязательно должно прогрессировать?

    может быть и так, и так.
    в большинстве случаев запинки (считается, что это нормальный этап развития речи) проходят, но могут и закрепиться.
    у сына было — тоже примерно в 2,5 года. от его «маму-я-я хочу-чу-чай» я чуть не поседела.
    были у невролога, пили лекарства (очень легкие). главное — не акцентировать на этом внимание, спокойная обстановка, никакого телевизора и компьютера, минимум эмоций (и позитивных в том числе)
    прошло месяца через три — к этому времени я окончательно «забила» на это и перестала внутренне нервничать. ну, запинается и запинается, не самая большая проблема. дети чувствуют эмоции мамы, так что верьте, что все пройдет — и так оно и будет. имхо.

    Как мне рекомендовали, самое главное не акцентировать внимание, чтобы ребенок уже сознательно не зациклился на этом. Я не поправляю, просто спокойно жду, когда выскажется. Но у нас это связано с перевозбуждением. Как переиграет, перепсихует — сразу проявляется.

    Нам тоже сказал психолог (взрослый), чтоб терпиливо выслушать, не зацикливаться и не заострять внимание.

    2009-2012.littleone.ru

    Детское заикание и эффективные методы его корректирования в игре

    Заикание может появиться у человека в любом возрасте, причем причины возникновения дефектов речи могут быть самыми разнообразными, от проявлений наследственности до сильного испуга. Часто логоневрозы появляются в раннем детстве, в том возрасте, когда начинает активно формироваться речь малыша. Родителям детишек в возрасте от двух до шести лет необходимо особенно внимательно следить за формированием речевых навыков ребенка, чтобы своевременно определить появившееся заикание у девочек и мальчиков.

    Согласно данным статистики, мальчики значительно более подвержены появлению логоневрозов, особенно, если это стеснительные и очень впечатлительные дети. У многих родителей возникает вопрос, можно ли самостоятельно определить и как распознать заикание у ребенка в возрасте двух-трех лет? В этот период навыки произнесения различных звуков еще только начинают формироваться, речевой аппарат активно развивается, и очень важно своевременно заметить возникновение речевых нарушений.

    На что следует обращать особое внимание? Послушайте, как ребенок произносит гласные и согласные звуки, а также отдельные слоги. Если вы заметили, что малыш начинает слишком долго произносить гласный звук или повторять некоторые буквы, вполне возможно, что вы обнаружили начинающееся проблемы с развитием артикуляционного аппарата. Многие родители уже при первых произносимых двухгодовалым малышом звуках могут определить появившееся заикание у ребенка, что делать в этом случае?

    Прежде всего, необходимо оказать малышу логопедическую, психоневрологическую и психотерапевтическую помощь. Эти специалисты точно определять не только форму заикания, но и то, насколько серьезны появившиеся симптомы. Чаще всего своевременно оказанная логопедическая помощь позволяет полностью скорректировать проблемы с произнесением звуков.

    Работа с маленькими детьми происходит только в игровой форме, ведь именно в игре ребенок способен легко обрести и закрепить навыки правильной, плавной и красивой речи. Игровые методики дают возможность укрепить в ребенке уверенность в своих силах, чувство собственной значимости. Именно уверенность в себе – один из важнейших компонентов успешной коррекции заикания.

    zaikanie.spb.ru

    Запинки или заикание?

    Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!».
    На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

    Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

    Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

    Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

    При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.

    Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

    Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка.
    Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

    Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры.
    Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

    Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.

    Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.

    Проводим курс расслабляющего массажа.

    Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

    При коррекции заикания делаем так:

    Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.

    Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.

    Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.

    Занимаемся с психологом.

    Советы родителям на каждый день.

    Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

    Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.

    Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.

    Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.

    Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.

    Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.

    Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.

    При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.

    Если запинки в речи малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают самого ребенка – то кроме консультации у логопеда ничего делать не нужно. При правильном психолого-педагогическом подходе все это проходит само собой.

    Данную статью подготовила Наталия Пятибратова — логопед-дефектолог,Монтессори педагог,

    ivanovomama.ru

    Среди детских заболеваний, которые нам приходится лечить, заикание (логоневроз) – наиболее часто встречающееся. Огромное количество литературы написано по этому поводу, однако проблема остается актуальной и поныне. В настоящее время во всем мире создаются объединения людей, страдающих этим недугом. Достаточно заглянуть в Интернет, чтобы понять масштабность данной проблемы. По данным международной ассоциации заикающихся, число нуждающихся в квалифицированной помощи составляет 10-12%. Конечно, от заикания никто еще не умер, но это не дает оснований к недооценке серьезности заболевания. Заикающийся человек в большинстве случаев социально дезадаптирован в обществе и внутренне страдает от этого. Если малолетний ребенок еще не ощущает своих комплексов, то, подрастая, он начинает чувствовать дискомфорт в общении со сверстниками. Выпускники школ испытывают трудности при поступлении в вузы, приеме на работу в престижные фирмы. В связи с этим появляются комплексы: замкнутость, неуверенность в себе, что приводит к алкоголизации, употреблению наркотиков, как средствам снятия стрессов и т.д.

    Что же такое заикание?

    Заикание – это заболевание центральной нервной системы с преимущественным поражением речи. Как правило, родители считают причиной заболевания воздействие внешних факторов (а именно – «собака испугала», «упал», «испуг» и т.д.), не ведая, что причина данного недуга может находиться глубоко в психике ребенка.
    В основе заикания лежат два типа «поломок» психики. Первый действительно заключается в воздействии внешних факторов, о чем было сказано ранее. Сюда можно отнести внезапную разлуку с родителями, дисгармоничные отношения в семье – отец или мать страдают хроническим алкоголизмом, грубое отношение к ребенку окружающих – то есть любая длительная психотравматизация может привести ребенка к невротическому заиканию.
    К этому же типу можно отнести и непомерные требования в семье, избыточные информационные перегрузки. Иногда ребенок начинает подражать старшим, которые заикаются или срабатывает фактор наследственности (заикается один из родителей).
    Вторая группа речевых расстройств обусловлена поражением мозговых структур (речедвигательный центр) различного происхождения. Это травмы при родах, обвитие пуповиной плода, болезни матери в период беременности (грипп, ОРВИ), алкоголизация и курение. И как следствие всего этого, помимо непосредственного повреждения нервной ткани мозга ребенка, также нарушается кровообращение плода. Способствует речевым расстройствам наличие гипертензионного синдрома (повышенного внутричерепного давления).
    Очень много факторов участвует в появлении этого недуга. Причины разные, но объединяют их признаки заболевания: нарушается плавность речи, ритма и темпа, связанные судорогами мышц, принимающих участие в воспроизведении слов. Иногда родители недооценивают это, считая, что все пройдет с возрастом. Причем иногда сами врачи дезинформируют родителей, стараются убедить их в том же. К сожалению, это в корне неверно, т.к. с каждым годом, с каждым возрастным периодом будет деформироваться, изменяться психика ребенка, появятся комплексы неполноценности, затруднится общение со сверстниками, будут нарастать замкнутость и возбудимость. В результате, с каждым годом все труднее оказывать помощь таким пациентам. Несомненно, когда заикание уже сформировано, не составляет труда понять, что налицо дефект речи, но на ранних стадиях бывает порой трудно распознать патологический механизм, который уже запущен и набирает обороты.

    Общие признаки заикания:
    -употребление перед отдельными словами и слогами лишних букв (а, и )
    — повторение первых слогов или целых слов в начале фразы
    — вынужденные остановки в середине фразы или слова
    — затруднения перед началом речи
    — картавость, нечеткое произношение звуков.
    При этом необходимо сделать электроэнцефалограмму головного мозга, по возможности обследовать глазное дно у окулиста, сделать рентгеновские снимки мозга. Эти обследования крайне необходимы, так как позволяют дифференцировать оба вида «поломок» психики.
    Если результаты обследования в норме, то можно считать, что заикание – причина стресса, испуга, т.е. носит невротический характер. Если же есть изменения при обследовании (повышенное внутричерепное давление, повышенная возбудимость структур головного мозга, либо судорожная готовность, то данное заболевание требует серьезного и длительного лечения у специалистов (психотерапевтов,логопедов и т. д.)

    Как определить, какой вид заикания имеется у вашего ребенка?
    При поражении мозговых структур заикание начинается постепенно, с легких запинок на фоне слабо развитой речи. Часто мама отмечает, что ребенок начинал говорить достаточно четко и ясно, не зная о том, что речь ребенка еще неусложненная, достаточно простая. Фразы, которые произносит ребенок, укладываются в его дыхательный ритм: « пойдем гулять», «на, возьми» и т. д. Но к 4 – 5 годам, когда усложняется речь, начинаются запинки и остановки в речи, приводящие впоследствии к логоневрозу и стойкому формированию дефекта речи. Это порой направляет по ложному пути: родители своевременно не обращаются к врачу; идут к некомпетентным знахарям; начинают лечение травами, которые прямо противопоказаны в данный момент.
    Уважаемые родители, посмотрите на своего ребенка внимательно. Разденьте его, поставьте перед собой. Обратите внимание на его голову – пропорциональна ли она туловищу, не большая ли она, не маленькая. Попросите закрыть глаза и встать по стойке «смирно». Понаблюдайте за ним – нет ли подергивания мышц каких-либо участков тела. Обратите внимание на то, как реагирует малыш на перемену погоды, не жалуется ли на головную боль, не утомляется ли. Спокойный ли у него сон: не кричит ли, не ходит во сне, не мочиться ли в постель ночью. Днем во время игры, как правило, у таких детей обращает на себя внимание излишняя подвижность, о таких детях говорят «шило». Ребенка становится трудно удержать. Иногда, переутомившись, он с трудом реагирует на замечания, в беседе перебивает взрослых, кричит (естественно, опуская варианты неправильного воспитания). Что же касается речевых расстройств ребенка по первому, невротическому, варианту, то, как правило, ребенок начинает заикаться после какой-то определенной причины, стресса. Такой ребенок спокоен, предпочитает больше молчать. Взрослея, начинает стыдиться своего недуга, испытывает страх при разговоре (логофобия). В данном случае достаточно назначить успокаивающие травы, обратиться к психотерапевту, создать спокойную обстановку в семье – «режим молчания». Но очень часто и этот вид речевых расстройств требует длительного лечения. Специальное медикаментозное лечения должен назначить врач, но и это не всегда является основным. При втором типе заикания, вызванном поражением мозговых структур мозга, требуется комплексное лечение с назначением медикаментозных и немедикаментозных методов. Самое главное в лечении этого недуга – это нормализовать питание головного мозга, научить ребенка правильному дыханию, снять страх, затормозить ускоренную речь.

    Что могут сделать родители?
    Научить ребенка диафрагмальному, а затем и полному дыханию, которое обеспечит плавность вдоха и выдоха, плавную работу диафрагмы и гортани. Осваивается диафрагмальное дыхание в положении лежа, согнув ноги в коленях. На вдохе живот идет вперед, слегка приподнимается грудь. Выдох – живот слегка подтягивается и затем опускается грудь. После выдоха следует кратковременная задержка дыхания. Хочется отметить, что у пациентов, как правило, снижена устойчивость организма к кислородной недостаточности. Как это проверить? Очень просто. Сосчитать пульс в течение одной минуты, затем на выдохе задержать дыхание. При этом можно зажать пальцами ноздри. Засеките время, разделите количество ударов пульса на время задержки дыхания. В норме считается коэффициент от 2 и меньше.
    Приведем пример: количество ударов пульса 90 в мин., максимальное время задержки дыхания 35 сек. 90:35=2/коэффициент/. Вырабатывать ритмизацию речи – произносить слова по 10 – 15 мин. 2 – 3раза в день в ритме полного дыхания. Заставлять громко вслух читать тексты.
    Разговаривать как можно меньше, короткими фразами. Перед тем, как что-либо сказать, надо научить ребенка как бы увидеть эту фразу написанной или предварительно произнесенной про себя.
    Ограничить чтение книг и просмотр телевизионных программ, т.к. это возбуждает и переутомляет психику ребенка Стараться не баловать ребенка, испольняя все его прихоти, т.к. любая незначительная психотравма (отказ в чем-то желаемом) может привести к усилению или возникновению заикания,Не фиксировать внимание ребенка на его недуге, стараться переключать его. Использовать варианты аутогенной тренировки. Подбирать такие фразы, которые бы укрепляли его уверенность, придавали смелость в общении.Говорить с ребенком не торопясь, четко и плавно. Самим родителям следить за своей речью. Относиться к ребенку ровно и быть требовательным. Нормализовать обстановку в семье.
    Обязательно лечение у специалистов, которые при необходимости могут назначить медикаментозные препараты.

    Вячеслав Анатольевич Петров
    Преседатель ОО «Свободная речь»
    врач – психиатр, психотерапевт

    Материал предоставлен журналом Здоровье.Счастье.Любовь.

    www.medgorodok.ru