Как разговаривать с детьми с аутизмом

Аутизм и общение: 5 способов коммуникации с вашим ребенком.

Любой родитель, который имеет ребенка с аутизмом, в какой-то момент задается вопросом о том, как их ребенок будет общаться с ним. Интересно, что во многих случаях учиться общению и коммуникации следует не самому аутичному ребенку, а именно его родителям. Существует 5 основных способов понять, что же они пытаются сказать, и все они имеют отношение к органам чувств человека.

Большинство родителей считают, что когда у них будет ребенок, они научат его всему, что им нужно знать о мире. Однако если у ребенка развивается аутизм, то именно ребенок многому научит своих родителей, конечно, если родители готовы слушать и способны адаптироваться к их языку. Большинство детей с аутизмом говорят множеством различных способов, а не только словами. Зачастую они общаются посредством их чувств и языка тела, и нежелание понять этот факт приводит к моментам разочарования не только у ребенка, но и у его родителей.

Стратегии обучения тому, как общаться с аутичным ребенком, включают в себя следующие пять основных способов:

1. Зрение
2. Слух
3. Осязание
4. Обоняние
5. Вкус

Любопытно, что эти 5 основных способов общения с аутичным ребенком представляют собой те же способы коммуникации, которые используют все остальные люди. Разница, однако, состоит в том, что хотя дети с аутизмом способны воспринимать все эти 5 чувств, они испытывают трудности, выражая себя посредством речи. Так что помните, основная проблема коммуникации при аутизме – это что-то сродни «языковому барьеру».

В контексте аутичного человека зрение будет включать в себя такие вещи, как повышенная чувствительность к свету и особый интерес к определенным цветам или узорам. Большинство людей никогда не смогут понять, почему ребенку с аутизмом может понравиться определенная часть игрушки, а не игрушка в целом, а так происходит потому, что их больше привлекает цвет, рисунок или другие ее визуальные характеристики.

Яркий искусственный свет, как в супермаркете, может быть особенно раздражающим для ребенка с аутизмом, потому что яркое искусственное освещение производит блики, что вызывает дополнительную нагрузку на глаза и заставляет их работать интенсивнее. Многие аутичные дети видят отблески потолочного освещения на фотографиях и изображениях. Вот почему они иногда смотрят на предметы из уголков глаз.

Мигающие огни от экрана телевизора, компьютера и т.п. также могут вызывать зрительный стресс. Кроме того, некоторые аутичные дети также страдают от эпилепсии, а определенные вспышки света, блики или узоры могут очень легко вызвать у них эпилептический припадок.

Понимание этих вещей поможет вам эффективнее взаимодействовать с аутичным ребенком, когда их язык тела покажет, что свет или изображение каким-либо образом оказывают влияние на него.

Различные звуки, как правило, оказывают мощное влияние на ребенка с аутизмом. Настолько мощное, что, фактически, простой звук бегущей из-под крана воды может очень легко вызвать у ребенка истерику.

Дети с аутизмом слышат фоновый шум телевизора, звук аквариумного фильтра, работающую печь, тиканье часов и все те другие шумы, которых вы не слышите, если вы этого не хотите. Они не могут просто «отключить» эти шумы, например, как можем мы. Они слышат все, и окружающая атмосфера превращается для них в хаос, особенно если они пытаются удержать в памяти какую-либо информацию.

Понимание этого поможет вам общаться с вашим аутичным ребенком. Наблюдайте за языком их тела, и если они закрывают уши руками, ведут себя беспокойно или закатывают истерику, тогда прислушайтесь к окружающему шуму. Возможно, проблема может оказаться в тех звуках, которые доносятся до слуха вашего ребенка.

Если вы действительно хотите общаться с вашим аутичным ребенком, не следует ожидать, что это будет происходить посредством прикосновения. У многих детей с аутизмом через нервы проходят измененные сигналы. Если объятия или процесс одевания могут доставить вам удовольствие, то для аутичного человека они могут оказаться фактически болезненными ощущениями. И если у вас когда-либо был грипп, то вы помните это чувство, когда все ваше тело болит и ломит в самом его начале. Это именно то, что человек с аутизмом переживает большую часть времени.

Вот почему некоторые дети с аутизмом раздевают себя: они не могут выдержать тех ощущений, которые им приносит одежда на теле. Так что вам придется подобрать легкую одежду из нежной ткани, которая не шумит, когда ребенок двигается, и является максимально комфортной в ношении. Не забывайте, что цвет для аутичного ребенка тоже имеет огромное значение.

В разговоре о чувствах аутичного ребенка особого внимания заслуживает чувство голода. Оно может оказаться в 10 сильнее, чем у обычного человека, и проявляться в кусании губ, языка, аутоагрессии и аутостимуляции. Добавьте к этому чувство фрустрации от того, что ребенок не в состоянии вам об этом сказать, и вы осознаете всю серьезность этой проблемы. Текстура и фактура потребляемой пищи также может быть проблемой в случае ребенка с аутизмом.

Кроме того, среди аутичных детей существует тенденция к возникновению более серьезных проблем поведения во время интенсивной нагрузки сразу на два или более органов чувств. Голод одновременно с запахом еды, которую ребенок не может съесть. Торговые центры, в которых присутствует высокий уровень шума, яркое освещение, разнообразие цветов и т.п., специально проектируются таким образом, чтобы овладеть вашим вниманием через органы чувств. Такие маркетинговые ходы, однако, могут нанести ущерб человеку с сенсорными расстройствами.

Аутичный ребенок гораздо более восприимчив к различным запахам, чем обычные люди, и, как правило, обладает очень тонким обонянием.

Список запахов, которые могут вызвать резкий дискомфорт у аутичного ребенка, можно перечислять долго, но возглавляют этот список духи, шампуни, продукты питания, грязные животные и т.п., и это может привести к возникновению нежелательных ситуаций. Понимание того, что запах, который вы слышите, ощущается вашим аутичным ребенком в 10 раз интенсивнее, поможет вам во взаимодействии с ним.

Наряду с чувством голода и запахами, вкус является очень мощным чувством у аутичных детей. Приятные и неприятные для вас вкусовые ощущения, безусловно, усиливаются в несколько раз у человека с аутизмом. Кроме того, они имеют свои собственные вкусовые предпочтения, поэтому не стоит сердиться, если ребенку не нравится приготовленная вами пища, потому что «невкусная» пища ощущается ими в несколько раз более интенсивно.

Язык тела играет огромную роль в том, как человек с аутизмом пытается общаться с окружающими. Теперь вам не нужны специальные приспособления для того, чтобы понять, что крик вашего малыша в ресторане может быть вызван запахом пищи и / или дополнительным уровнем белого шума, который он слышит; или для осознания того, что он закрывает свои уши руками каждый раз, когда вы отправляетесь в детский аквариум на экскурсию, потому что работающие фильтры воды могут быть для него проблемой.

Возможно, аутичные дети не всегда понимают вас, но понимаете ли вы их? Обратите внимание на их язык тела и органы чувств, и только тогда вы сможете говорить с ними на одном языке.

autism-aba.blogspot.com

Аутизм общение. Как общаться с ребенком-аутистом?

Аутизм общение

Как общаться с ребенком-аутистом?

У каждого аутиста наблюдаются серьезные проблемы с общением
А потому, чтобы просто быть рядом с ним, не говоря уже о взаимодействии, следует соблюдать целый ряд правил

Если вы родитель такого особенного малыша, то, со временем, вы найдете к нему подход, настроитесь на его, проявив свое чутье

Если же аутичный ребенок родился у ваших родственников или друзей, вам придется заранее освоить основы взаимодействия с ним, чтобы не повредить его и без того поврежденной психике

В любом случае, изложенная ниже информация может помочь вам наладить контакт с этим необычным человечком

7 основных способов общения с аутистом

Проявляйте терпение

Это основа основ во взаимодействии с аутичными детьми

Не каждый человек сможет выдержать медлительность и монотонность такого малыша
Не каждому понравится, что его вопросы и знаки внимания игнорируются
Не каждый способен смириться с асоциальным поведением особенного ребенка

Прибавьте к этому капризы, истерики, непослушание

Дети-аутисты у всего своего окружения проверяют запасы терпения, а также учат взрослых людей развивать это ценное качество характера

Просто всегда помните о том, что они ведут себя так не из вредности – им больно и страшно
Но они имеют право на жизнь и на то, чтобы быть такими

Старайтесь быть спокойными и выражать в сторону такого малыша лишь положительные эмоции

Постарайтесь принять их

Общение с особенными детьми – очень тонкое искусство

Как учесть их непохожесть на других людей, но при этом не акцентировать внимание на этих чертах?
Как наладить контакт с аутистом, не напоминая его постоянно, что он не такой, как все?

Постарайтесь просто принять как факт, что есть такие люди, что среди ваших знакомых или родных тоже есть такой человечек

С ним нужно общаться терпеливо, но при этом не стоит забывать, что он – всего лишь ребенок, который также нуждается в четко выстроенных границах и в назидательном отношении со стороны взрослых

Разделяйте с ними их интересы

Каждый человек, независимо от того, здоров они или имеет свои физиологические особенности, наделен рядом талантов
Так и маленькие аутисты наверняка имеют свои увлечения

Присмотритесь внимательнее к такому малышу – может быть, он

талантливо рисует
или самозабвенно выстраивает в ряд все свои машинки
или же день за днем просто собирает камешки на пляже

Если вы проявите истинный интерес к его деятельности, то сможете стать для аутичного ребенка кем-то вроде друга

Просто присоединитесь к нему, когда он ищет камни для своей коллекции
Дарите ему машинки
Хвалите и вешайте в рамку его картины

Вы увидите, как благотворно влияют на особенного ребенка такие простые знаки внимания

Профессиональный психолог делится секретами общения с аутистами

Разговаривайте с ними

Всегда говорите с маленьким аутистом, даже если он пока не владеет речью , даже если в ответ он произносит одно-единственное бессмысленное слово

Всегда проговаривайте свои эмоции, свои действия, свои намерения

Так вы личным примером учите ребенка общаться, устанавливаете с ним незримую связь, закладываете в его мозг программу, которая, со временем, сможет быть активирована вашими же усилиями

Если ваше чадо немного говорит, то, опять же, проявляйте терпение, когда он медленно и непонятно излагает свои мысли

Не перебивайте аутиста
Не подгоняйте его
Не договаривайте за него

Это очень важно!

Можете присесть на корточки перед ним, когда он пытается что-то сказать, смотрите ему в глаза, держите за руку
Так вы оказываете особенному ребенку колоссальную поддержку

Всегда подкрепляйте свою речь жестами

Дети-аутисты, как правило, с трудом понимают речь

В общении с ними идеально работает правило: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Если вы зовете малыша к себе, сделайте соответствующий жест руками
Указывайте на предметы, которые вы хотите получить от него

Всегда держите в голове микроцели

Чем бы вы не собирались заниматься вместе с аутичным ребенком, всегда намечайте себе цель

сейчас мы идем гулять
сейчас он съест тарелку супа
сейчас он освоит это упражнение

Бесцельные коммуникации не приведут к положительным результатам
Ваша глобальная задача по восстановлению маленького аутиста ежедневно должна складываться из сотен маленьких целей, которых вы обязательно должны достигать

Просто любите их

Умеет ли разговаривать ваш ребенок-аутист
Быстро ли он прогрессирует
Дает ли вам спать по ночам

В любом случае, ему, как и каждому ребенку, нужна любовь

Старайтесь как можно чаще проявлять это чувство по отношению к малышу – целуйте, обнимайте его, если он, конечно, позволяет это делать , говорите ему об этом, дарите свое внимание, свою заботу, свое тепло

И он ответит вам взаимностью

Мы гарантируем это и приглашаем вас в программы по восстановлению здоровья детей с аутизмом, в рамках которых успешно лечим их продуктами пчеловодства и специальной диетой

apicorrection.com

Джоэль Смит: «Как быть другом аутиста»

Я крайне благодарен за дружбу, которую я нашел с несколькими особыми людьми. Я не самый простой человек в общении, но эти люди все равно включили меня в число своих друзей. Я ценю эту дружбу и считаю себя благословенным ею, поскольку она дала мне шанс поближе познакомиться с по-настоящему удивительными людьми.

В дружбе аутисты хотят того же, что и другие люди. Мы хотим иметь любящих, честных и добрых друзей. Я пишу этот текст в расчете на не аутичных читателей, которые хотят быть другом аутичного человека. Должен отметить, что хотя многие аутисты согласятся с приведенными ниже мыслями, не все нижеперечисленное относится к каждому аутисту без исключения. Лучше всего обсудить эти пункты с вашим другом, и выяснить, что вы можете сделать, чтобы стать более близкими друзьями.

Выражайтесь ясно

Аутисты редко могут «читать между строк». Наш опыт окружающего мира является крайне интенсивным, и зачастую он связан с очень глубокими эмоциями. С другой стороны, большинство не аутичных людей привыкли жить в мире многочисленных нюансов и оттенков серого. Этот мир является чужим для аутиста, поскольку мы мыслим очень ясно, в черно-белых понятиях. Мы не всегда понимаем оттенки серого, мы даже не понимаем, почему кому-то может нравиться жить в мире оттенков серого! Так что мы очень ценим любые усилия, которые предпринимает наш друг, чтобы выражаться наиболее ясно. Например, если вы устали от темы разговора, то так нам об этом и скажите! Просто скажите: «Мне бы хотелось поговорить о чем-нибудь другом». Если мы слишком засиделись у вас в гостях, то скажите нам об этом ясно и прямо, поскольку мы можем не заметить ваши деликатные намеки. Не аутичным людям часто кажется, что если они скажут что-то намеками, то это будет добрее. Аутисты иногда пропускают непрямые утверждения. Вы можете быть одновременно добрым и говорить прямо – более того, большинство аутистов высоко оценят такую ясность.

Мы не всегда понимаем социальные правила

У нас могут быть очень определенные понятия о добре и зле, и мы можем верить, что социальные правила должны распространяться на всех. Зачастую мы способны следовать только тем правилам, которые мы считаем разумными. Мы можем нарушить «социальное правило», потому что мы не знаем о его существовании, или если оно требует от нас невозможных действий (например, контакта глазами, запоминания имен/лиц других людей и т. д.) В других случаях мы можем нарушать те правила, которые кажутся нам абсурдными. Например, некоторые из нас воспринимают намеки и непрямые утверждения как неэффективный и нечестный способ общения.

Мы не любим большие сборища!

Обычно аутисты не хотят быть частью большой группы людей. Мы предпочитаем встречи с одним или двумя людьми, которых мы очень хорошо знаем. Например, вместо того, чтобы идти в кинотеатр, мы скорее предпочтем посмотреть фильм дома в компании пары друзей.

Кроме того, люди, которых мы плохо знаем, могут вызывать у нас дискомфорт. Если, например, нас пригласили к другу на ужин, то мы предпочтем знать заранее, будет ли там кто-нибудь еще, чтобы мы смогли «подготовиться» к подобной социальной ситуации. Мы можем отказаться от визита, если мы считаем, что нам не хватит энергии, чтобы справиться с социальной ситуацией. Если мы решили сказать «нет», когда вы приглашаете нас провести время с вами и вашими другими друзьями, то, пожалуйста, не думайте, что нам не нравитесь вы или ваши друзья. Просто иногда общение с более чем одним-двумя людьми требует от нас слишком больших усилий.

Тем не менее, пожалуйста, продолжайте приглашать нас, поскольку в следующий раз у нас могут найтись энергия и желание встретиться с новым человеком.

Не надо сразу на нас обижаться

Иногда аутисты выражаются слишком прямо, а не аутичным людям это не нравится. Часто не-аутисты ошибочно принимают такую прямоту за попытку оскорбить. В случае с моей собственной прямотой действует правило о том, что я почти никогда не хочу никого оскорбить. Я тот, кто я есть, и я не могу это изменить. Я умею говорить только прямо. Вы можете обнаружить, что в результате я не следую многим «негласным» правилам и нарушаю их, что может вас обидеть. В такой ситуации я, скорее всего, просто не знал об этом неписанном правиле. Чтобы быть моим другом, важно спрашивать меня о моих намерениях. Скорее всего, я не понимал, что задел ваши чувства.

Иногда нам просто надо побыть одним

Бывают периоды, когда нам очень тяжело находиться рядом с другими людьми. Если вы приглашаете нас провести с вами время, и мы отказываемся, это может просто быть один из этих периодов, когда нам надо побыть одним. Пожалуйста, не обижайтесь, и пожалуйста, продолжаете приглашать нас к участию в вашей жизни!

Для нас вы странные!

Аутичная личность может казаться странной не-аутистам, но обратное тоже верно. Пожалуйста, помогайте нам понять, кто вы, и каково ваше восприятие мира! Делитесь с нами вашими мыслями и эмоциями максимально ясно, чтобы мы лучше могли понять вашу особенную личность. Пожалуйста, помните, что лучше говорить очень прямо, когда вы переводите свои мысли в слова, чтобы мы могли их понять.

Я нормально вижу и слышу!

Мы можем пропускать социальные намеки или иметь трудности в самовыражении, но мы все равно такие же люди, как и вы. Мне не нравится, когда люди начинают орать или говорить со мной медленно, несмотря на то, что у меня есть проблемы с восприятием речи на слух. Сам по себе мой слух в полном порядке (на самом деле, он острее, чем у большинства людей). Однако в некоторых ситуациях моему мозгу сложно обрабатывать входящую информацию. Крики и замедленная речь тут ничем не помогут. Это также унижает меня, заставляет меня чувствовать, что со мной обращаются как с ребенком.

И не надо говорить мне, чтобы я «смотрел на вас». Большую часть времени я не смотрю в глаза. Поймите, что я должен смотреть на вас искоса, а не напрямую. Когда мне говорят сделать что-то, что я не в состоянии сделать, это лишь заставляет меня чувствовать себя плохо. Поскольку я не смотрю людям в глаза, им может быть непонятно, слушаю ли я их или нет. Если вы в этом не уверены, то самый простой выход – спросить меня, у меня нет проблем с тем, чтобы признаться, что я не слушаю.

Позвольте нам быть аутичными!

Иногда аутист может делать определенные повторяющиеся движения или вести себя странно, например, раскачиваться, трясти кистями рук, принимать странные позы, мычать под нос. Для нас такое поведение является способом справиться с этим запутанным миром. Подобные виды поведения – это утешение и способ снять стресс. Пожалуйста, не пытайтесь забрать их у нас, и не надо стыдиться, если мы практикуем их в общественных местах – это то, кто мы есть. Когда я нахожусь с понимающими друзьями, то я часто стучу/раскачиваю ногой или заворачиваюсь в одеяло. Это способы уменьшить стресс, и если вы позволяете мне практиковать их, то это помогает мне наслаждаться вашей компанией.

Помогите мне, если я об этом прошу

Иногда я не могу сделать то, что могут другие люди. Мне приходится полагаться на помощь моих друзей. Я до сих пор учусь, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить другого человека о помощи. Одна из областей, в которых мне нужна помощь – это социальные ситуации, например, вечеринки или встречи. Когда я с друзьями, то я полагаюсь на то, что они упомянут имена тех, с кем я разговариваю (я не узнаю людей по лицам), и «переведут» скрытые намеки на тот язык, который я могу понять. Понимающий друг может сделать это очень по-доброму. Например, если мы подходим к Бобу, друг может сказать «Привет, Боб», и я сразу пойму, что это Боб. Или мой друг может сказать: «Было приятно поболтать с тобой, Боб! Но мы лучше вернем тебя жене». Так я пойму, что разговор закончен.

Однако всегда позволяйте нам решать, нужна нам помощь или нет. Мы знаем наши ограничения гораздо лучше, чем даже очень хороший друг. Не предполагайте, что у нас есть то или иное ограничение, потому что вы можете ошибаться. Если речь идет о хорошем друге, то я не против, чтобы он спросил меня, нужна ли мне помощь. Однако, пожалуйста, спрашивайте об этом только наедине.

Отвечайте на наши вопросы

Аутисты могут казаться наивными или невинными в понимании мира. Мы учимся иначе, чем остальные люди, так что нам нужно объяснять множество вещей, которые остальные люди понимают интуитивно. Иногда мы задаем «глупые вопросы» тем, кому мы доверяем. Если мы задали вам вопрос, то мы и правда не знаем ответа.

Не надо искать в наших вопросах какой-то скрытый смысл. Если я спрашиваю: «Тебе не холодно?», то не надо додумывать, что это я прошу включить обогреватель! Скорее всего, из-за своего аутизма я не знаю, холодно ли мне или нет, и я пытаюсь понять, что именно я ощущаю, так что я действительно ожидаю в ответ «да» или «нет»!

Задавайте нам вопросы

Дайте нам знать, если вам интересно, кто мы такие. Для меня так проще всего объяснять, кто я. Аутизм – это не ругательство. Если вам любопытно, что такое аутизм, или как он влияет на нашу жизнь, то спрашивайте. В большинстве случаев мы с готовностью ответим на ваши вопросы. Многим из нас жаль, что специалисты не расспрашивают аутистов про их жизнь, прежде чем приходить к выводам! Также спрашивайте о других сторонах нашей жизни, чтобы показать, что мы интересны вам как люди.

Позвольте нам пользоваться альтернативными формами коммуникации

У некоторых из нас есть серьезные проблемы с речью. Зачастую мы предпочитаем альтернативные формы коммуникации. Для меня это электронная почта, текстовые чаты, портативный синтезатор речи, письменная речь и другие способы коммуникации с друзьями помимо устной речи. Если я пользуюсь этими техниками, то лучшая реакция – продолжать разговаривать со мной нормально, понимая, что разговор лучше перевести в более ригидную форму беседы «по очереди», когда вы что-то говорите, а затем ждете моего ответа, так как некоторые из этих техник не дают мне прерывать собеседника и занимают больше времени, чем устная речь. Просто слушайте меня и позволяйте мне говорить так, как мне комфортнее.

Позвольте нам молчать

У некоторых аутистов, которые в норме вербальны, начинаются проблемы с речью из-за сенсорной перегрузки или просто потому, что в данный момент у нас нет энергии. Я один из таких аутистов. В эмоционально перегруженной ситуации или в присутствии множества говорящих людей, я могу быть неспособен говорить с вами. Если я не отвечаю вам, то, скорее всего, я не игнорирую вас – дело в том, что сейчас это невозможно для меня, и я просто хочу находиться рядом с вами. Не прикасайтесь ко мне и не обнимайте меня, так как мне это не доставляет удовольствия (для некоторых аутистов это не так, так что спросите, если вы не уверены). Другие аутисты могут захотеть просто остаться одни.

Помимо этого, мне гораздо проще выражать свои самые глубокие чувства в письменной, а не в устной форме. Пожалуйста, позволяйте мне пользоваться данным методом самовыражения – я пользуюсь им только потому, что для меня это очень важно, и потому что я доверяю вам как другу.

Не игнорируйте нас

Как и другие ваши друзья, мы можем очень расстроиться, если вы будете нас игнорировать или исключать нас. Пожалуйста, спрашивайте нас, хотим ли мы принять участие в том или ином занятии или встрече, не решайте за нас, что нам это не понравится. Например, возможно, обычно мы не ходим на вечеринки, но мы расстроимся, если вы пригласите всех своих друзей, кроме нас. Возможно, мы ответим «нет, спасибо», если вы нас позовете. Но когда вы нас об этом спрашиваете, вы демонстрируете, что вам интересно наше общество. Кроме того, иногда мы удивляем даже самих себя, получая удовольствие от нового!

Наше прошлое

У некоторых из нас было очень тяжелое прошлое. Пожалуйста, не расспрашивайте нас, но позвольте нам рассказать, если мы решим это сделать. Так это будет значимо для нас обоих.

Прощайте нас

В тот или иной момент нашей дружбы мы вас подведем. Аутисты часто пропускают знаки и правила, и иногда мы говорим на запрещенные темы. Мы можем говорить слишком прямо и иногда кажется, что мы испытываем совсем другие эмоции (иногда мое выражение лица совершенно не соответствует тому, что я чувствую). Я знаю, что мне часто нужно прощение моих друзей, возможно, чаще, чем большинству людей. Однако я также прощаю вас, когда вы что-то не понимаете в отношении меня.

Представленный выше материал — перевод текста «Being an Autistic’s Friend».

www.aspergers.ru

ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ

8 800 777 7050
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ПРЯМО СЕЙЧАС

Тренинги по детской безопасности

Как общаться с детьми с аутизмом?

Диагноз “аутизм” звучит страшно и волнительно. Растерянные родители не знают, как быть дальше, как правильно воспитывать ребенка, как помочь ему общаться с другими и свести к минимуму все острые ситуации. Если для вас или ваших близких актуальна тема аутизма, эти рекомендации по общению от психологов будут полезны.

  1. Рутина — это хорошо. Детям нужно расписание, действия, которые они выполняют изо дня в день, даже самые простейшие. Если что-то идет не по плану, это очень расстраивает особенных детей.
  2. То же самое касается и порядка. Например, если вы понимаете, что ребенок кладет свою мочалку или ставит кружку на определенное место, не стоит это менять.
  3. Используйте визуальную информацию. Например, для бытовых действий можно придумать карточки. Так ребенок будет лучше понимать ваши намерения, желания и предложения. Если ничего нет под рукой, можно использовать смартфон или планшет.
  4. Не используйте сложных речевых оборотов при общении с ребенком. Чтобы он лучше вас понимал, выражайтесь кратко и говорите по делу.
  5. То же самое касается метафор, дети с аутизмом могут их попросту не понимать.
  6. Наберитесь терпения. Иногда ребенку нужно больше времени, чтобы понять вас, принять решение, не стоит торопить и нервничать.
  7. Ритуалы успокаивают ребенка, поэтому держите под рукой то, что может привести в порядок нервы. Например, пупырчатую пленку, любимую игрушку. Кому-то подойдет качели или гамак. Наблюдайте за ребенком, чтобы понять его пристрастия.
  8. Будьте добры и не скупитесь на похвалу. Не стоит злоупотреблять едой как наградой, лучше выбрать для ребенка интересный досуг и, конечно же, не забывать про слова любви и поддержки.

Не стесняйтесь говорить с друзьями и родственниками о том, как стоит общаться с ребенком с аутизмом. И тогда для самого ребенка коммуникация с вами не будет вызывать негативных эмоций.

stop-ugroza.ru

Как разговаривать с детьми с аутизмом

Как общаться с ребенком-аутистом?

«Страдать аутизмом – не значит не быть человеком. Это значит, быть странным. Это значит, что то, что нормально для других, не нормально для меня, а то, что нормально для меня, ненормально для других. В некоторых отношениях, я очень плохо подготовлен, чтобы выжить в этом мире, как если бы я был инопланетянин, приземлившийся без учебника. Но моя личность не тронута. В глубине себя я чистый. Я чувствую большое значение и ценность моей жизни, и у меня нет никакого желания быть вылеченным.
Признайте, что мы отличаемся друг от друга, будучи равными, что мой способ существования – это не только искаженная версия вашего.
Давайте вместе работать, чтобы мы смогли построить между нами мосты».

Слова аутиста об ощущении себя в окружающем мире,
«Мама, это человек или животное?» Де Клерк Х., пер. с французского. – СПб., 2001. Баенская Е.Р.

Обращаем ваше внимание на то, что автор этого текста – не врач, даже не медработник, а просто человек, который волею судьбы связан с особыми детками, их родителями, проблемами, разочарованиями и, конечно же, победами. Ниже я излагаю то что, поняла и узнала из увиденного, услышанного, прочитанного. А всего этого было немало.

Объективность и адекватность родителей

Прежде всего, будьте объективны и адекватны. Обнаружив проблему в своем ребенке, не постесняйтесь обратиться за помощью. Не стоит недооценивать серьезность состояния малыша, возможно, своевременное обращение к специалистам поставит вас на путь решения проблемы в корне. Драматизировать ситуацию, не находя рациональных путей помощи ребенку, в нашем случае также не выход. Это, по сути, – путь к депрессии, зачастую длительной и тяжелой. В подобных обстоятельствах у родителей (особенно у матерей) появляется комплекс вины, и семья нередко распадается. Это наносит еще больший вред развитию ребенка. Увы, но, к сожалению, есть и родители, которые стыдятся своего малыша и скрывают его – и тогда аутичные детки лишаются квалифицированной помощи.

Достигнув, наконец, определенности: «Дай, мой ребенок — аутист», необходимо выбрать для себя эффективные, единственно правильные стратегию и тактику поведения. Для начала нарисуем себе нашу главную цель – добиться максимальной социальной адаптации нашего малыша в обществе, в котором ему, так или иначе, придется существовать. Ведь мы, родители, не вечны и должны отдавать себе в этом трезвый отчет. Именно поэтому, если мы действительно настаимвем на том, что нами движет истинная любовь к нашим чадам, лечение, ориентированное на решение проблемы – наш единственно правильный путь. Следуя по нему, мы должны неукоснительно соблюдать установленные правила и играть исключительно по ним.

Будем объективны к себе и своим близким – решать проблему нужно грамотно и, главное, эффективно, а не ставить галочки в дневничке собственной совести. Не стоит обманывать себя, придумывая ребенку «хоть какое-то развлечение», прививать малышу массу навыков, которыми он при необходимости не сможет воспользоваться в силу своего естественного состояния. Наша цель – научить ребенка жить, настолько, насколько это возможно. А ведь это не значит просто уметь мыть посуду, чистить ботинки, шить чепчики по команде или при благоприятных для этого обстоятельствах. Навыки нужно уметь применять тогда, когда это нужно, а необходимость в реализации того или иного опыта или навыка возникает зачастую неожиданно, непредсказуемо. Научиться «ловить» подобную неожиданность минуя или невилируя стресс (пусть далеко не всегда) – для нас большая победа.

В то же время, уважаемые родители, любите и берегите себя: еще потребуется много сил и энергии для того, чтобы ваше чадо могло сделать первые по-настоящему амостоятельные шаги по жизни. Находите время для самих себя, развлекайте себя и ухаживайте за собой. Это поможет вам избежать депрессии, которая, по сути, тоже болезнь.

Где же кнопка? «Включаем» человека в мир

Детки-аутисы – дети дождя, нераскрывшиеся цветы, люди-загадки, непробившиеся чистые ручейки. И наша с вами задача, наша возможность, наше право и счастье – открыть для них мир, а миру показать те бесценные крупицы чистоты, таланта, гениальности, наконец, которые надежно спрятаны в этих маленьких головках. Поэтому с ними необходимо общаться много и по-разному: разговаривать, ставить вопросы (причем стараться открытые, требующие развернутого ответа из цикла «зачем-почему»), играть, вмешиваться в их игру, изучать и предлагать неизвестные предметы, явления, всячески провоцировать обретение нового, живого опыта. И с каждым разом ваш малыш будет воспринимать ваши «инъекции» все спокойней. Так или иначе привыкание к подобным стрессам начнет появляться, пусть и не в степени, присущей обычным людям.

Общаясь с нашими маленькими гениями, мы обязательно должны помнить, что ОНИ тоже ХОТЯТ ОБЩАТЬСЯ. Проблема для них состоит в отсутствии навыков выходить на контакт с внешним миром и парализующий страх. Наше общение с ними – способ преодоления этого страха в разных жизненных ситуациях. Постоянно «включать» ребенка в реальность и таким образом создавать условия, в которых он будет постоянно получать новый опыт из внешнего мира, и при необходимости помогать ему учиться обращаться с этим новым знанием. Отсюда вывод: включить – значит спровоцировать ребенка устремиться к новому, непознанному. Заметьте, горизонты интересов и скрытых наших детей нам, увы, не известны. Посему ограничим себя любимых в «нельзя», «осторожно», «не трогай», «не будем», «не надо», «пока рано, потом» и т.п. Предоставим малышу больше самостоятельности, свободы выбора и передвижений, подстрахуем лишь при необходимости, обусловленной угрозой жизни или здоровью. Постараемя направить мышление маленького человека все-таки на позитив, когда не страшно, а интересно, приятно. Зафиксируем в памяти ребенка каждый позитивный момент выхода на контакт с внешним миром и его обитателями – и тогда страхи и обусловленные ими стрессы станут мягче, легче, а некоторые, возможно, пройдут.

Спокойствие – одно из важных правил общения

Всегда сохранять спокойствие, избегать эмоциональных всплесков – важно. В первую очередь потому, что наши эмоции, которые «хлещут через край» могут вызвать дополнительный стресс. А это нам совершенно ни к чему.

Все новое вызывает у ребенка-аутиста панику, поэтому очень важная наша задача – научиться правильно реагировать в экстремальные моменты, и не помешать в обретении ребенком нового опыта реакции на стрессовую ситуацию. Будьте уравновешенны и постарайтесь не вмешиваться в ситуацию. Именно свой собственный, самостоятельно обретенный новый опыт позволит почувствовать уверенность, защиту. Ваша же миссия зачастую суметь держать себя в руках. Пусть победа будет одержана ценой небольшого синячка или ссадины, но это будет настоящая, хотя и маленькая, но истинная победа.

Наш помощник – наблюдательность

Как правило, дети-аутисты идеально послушны, причины их плохого поведения носят зачастую физиологический характер. Вредничание таких деток может свидетельствовать о каком-либо возникшем у них дискомфорте, например, плохом самочувстии. Посему, общаясь с малышом-аутистом, следует быть достаточно надлюдательным, особенно, если ребенок не может разговаривать.

Наблюдательность же поможет нам найти новые подходы к нашему ребенку, новые предметы, процессы, явления, которые могут быть для него интересными и которые в то же время страшат его. Наша задача – найти, увидеть эти возможные интересы малыша и помочь ему, избегая или минимизируя страх, познакомиться с предметом его интереса. При этом, мы должны помнить, что вмешательство наше в восприятие ребенком нового должно оставаться по возможности минимальным.

Будучи как можно дольше свидетелем игр и других занятий малыша, искренне стараясь вникнуть в смысл происходящего и производимого им, вы сможете обрести новые пути взаимопонимания. Дав человечку почувствовать, что смысл его действий не раздражает и не удивляет вас, а наоборот, вы тем самым «приоткроете дверцу» для выхода на контакт «с той стороны мира».

Говорить ли ребенку, что он – аутист?

По большому счету, это решать вам, родители. Тем не менее, прежде чем принять такое решение, ответьте себе на такой вопрос: как вам лучше передвигаться в пространстве в темноте, на ошупь, набивая синяки и шишки, или при свете, когда видна дорога вперед? Если вы поняли для себя, что у вашего ребенка есть диагноз (а кого сегодня его нет? просто наш – диагноз особый, относительно редкий), то он вправе знать о нем, чтобы понимать причины своих проблем. Это, наконец, уменьшит количество его страхов и неопределенностей. Кстати, ни для кого не секрет, что в западной врачебной пркатике сообщать пациенту диагноз – это закон, правило, которому неукоснительно следуют. Поэтому, как только ваш маленький человечек созреет для понимания своей проблемы, не лишайте его информации о ней. Это поможет вам вместе двигаться по пути решения и профилактики возникновения новых проблем.

Если ребенку-аутисту нужна няня

Стоит ли приглашать няню для ребенка-аутиста? Должна сказать, что можно привести несколько причин, по которым можно дать положительный ответ на данный вопрос. Если исходить из потребностей исключительно ребенка, то няня для аутиста – это плюс еще один новый человек с новыми подходами, вариантами игр и общения, это в принципе – новая личность, с которой необходимо знакомиться. Если ваша няня – профессиональный психолог, тем более детский, который знаком с нюансами общения с подобными детками – это еще один довод в пользу ребенка, поскольку, такой человек позволит вам скорректировать некоторые моменты взаимодействия с малышом, подскажет что-то новое, интересное, что может принести положительный результат, эффект в решении наших проблем. Третий положительный момен в пребывании няни в вашем доме – у ребенка может возникнуть ощущение некоторой самостоятельности, оторванности от мамы, ведь няня как человек со стороны смотрит на проблему извне, а значит может быть более объективной и находить более рациональные способы взаимодействия с ребенком. Кроме того, родители, вы ни в коем случае не должны забывать о себе: находите для себя время, увлечения, вырывайтесь из замкнутого круга, чувствуйте себя свободными, и тогда ваш ребенок, глядя на вас, также будет чувствовать себя менее замкнутым и более самостоятельным и менее скованным.

Впрочем к выбору няни для аутичного малыша стоит подойти достаточно серьезно.

Любовь поможет.

Любите своего ребенка такием, каков он есть, но не забывайте, что он тоже должен любить себя, и, что особенно важно, себя в мире и непосрдственно мир, в котором он живет.

u-s.com.ua