Как развить речь у ребенка с синдромом дауна

Содержание:

Развитие речи детей с синдромом Дауна в игровом взаимодействии со взрослым

В статье приводятся результаты исследования, которое было осуществлено на базе Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап с целью изучения общих и вариативных характеристик речевого развития детей с синдромом Дауна. На основе этого исследования автор дает конкретные рекомендации и описывает отдельные этапы обучения ребенка игре, что позволяет постепенно усложнять его деятельность и, соответственно, его речевую продукцию.

В связи с активным включением детей с синдромом Дауна в учебный процесс с последующим определением их образовательных потребностей вопросы развития их речи и обоснования адекватных методик коррекционной работы приобретают новое звучание.

Известно, что с развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических функций (восприятия, мышления и др.). Наличие широкой вариативности речи детей с синдромом Дауна, а также нарушенная динамика ее развития определяют необходимость обоснования и разработки системы методических рекомендаций.

На базе Центра ранней помощи «Даунсайд Ап» было проведено исследование, целью которого стало изучение общих и вариативных характеристик речевого развития детей с синдромом Дауна.

Анализ результатов исследования позволил выделить три однородные по качеству речи группы детей. Первая группа: дети, у которых нет фразовой речи. Вторая группа: дети, фраза которых состоит из слова (звукокомплекса или полного слова) и жеста. Третья группа: дети, фраза которых состоит из двух и более слов [3].[1]

Определение групп детей и описание их активной и пассивной речи, коммуникативных и игровых навыков позволило разработать дифференцированный подход к речевому развитию детей с синдромом Дауна и методические приемы его коррекции.

Рекомендации по речевому развитию детей первой группы

Речевая продукция этой группы имеет специфические особенности, подтверждающие ее некоммуникативный характер [3]. Наше исследование позволило установить, что отсутствие у детей инициативы в общении со взрослым, игнорирование или отказ от совместных с ним действий, неустойчивый зрительный контакт влияют на их речевые возможности, которые выражены криком и простыми вокализациями. Данные реакции носят безусловно рефлекторный характер и являются средством, которое заставляет взрослого обратить внимание на удовлетворение физических потребностей ребенка в случаях изменения температуры, недостатка пищи, резких звуков и т. д. [5].

Крик и спонтанные вокализации у детей первой группы не трансформируются в устойчивые обозначения. Часто взрослому, который сам находится в стрессовом состоянии, сложно заражаться эмоциями ребенка через мимику и интонацию, определять и обозначать качество его переживания; не формируется совместно разделенное переживание. Как показали исследования Г. Ю. Одиноковой, в этом случае не происходит удовлетворения потребности ребенка в признании и поддержке. Однако внимательное и доброжелательное отношение взрослого является условием появления и развития у ребенка потребности в общении, дальнейшего развития личностных и познавательных мотивов общения, формирования его экспрессивно-мимических, предметно-действенных и речевых средств [7].

На подобной основе, когда основные предречевые предпосылки не сформированы, невозможно строить речевой диалог, поэтому взрослому необходимо вернуться к ранним этапам эмоционально-личностного развития, сформировать потребность в общении, находясь в едином зрительном поле с ребенком. В связи с этим даже с детьми 3—5 лет мы рекомендуем вернуться на этап эмоционального общения и выполнить следующие условия:

  • Отвечать на все инициативные действия ребенка. Если ребенок просто протянул руку, взрослый может поймать ее, слегка пожать, потрясти, дождаться зрительного контакта, улыбнуться малышу. Можно обыграть этот жест как приветствие.
  • Комментировать внешний мир для ребенка. Взрослый может взять ребенка на руки или присесть рядом с ним и прокомментировать звуки, движения людей, явления природы. Например: «Ой, кап-кап – дождь пошел», «Бам — тетя дверь закрыла» и т. д.
  • Одобрять любое ответное действие ребенка. Если взрослый обратился к ребенку с просьбой, а малыш в то же время тянется к предмету в противоположной от взрослого стороне, следует ответить на его действие. Необходимо проследить взглядом за рукой ребенка и озвучить название предмета. Если позволяет ситуация, можно выполнить функциональное действие с указанным предметом, а затем повернуть ребенка таким образом, чтобы оказаться с ним в едином поле зрения, и повторить свою просьбу.
  • Играть наравне с ребенком, используя предметные средства общения. Взрослому необходимо играть вместе с ребенком. Бывают ситуации, когда взрослый передает ребенку новую игрушку в надежде, что малыш сам придумает возможные способы действия, но это ошибочное мнение. Ребенка нужно научить играть, показать, как строится башня, как опускаются разные фигурки в «почтовый ящик», как можно уложить куклу спать. Ребенку с синдромом Дауна очень сложно самостоятельно переносить увиденные в реальной жизни действия в игру. Только взрослый может помочь открыть ему этот мир.
  • Позитивно или безоценочно интерпретировать внутренний мир ребенка. Комментировать действия и проявления ребенка (движения, вокализации, взгляды и т. д.), наделяя их определенным коммуникативным смыслом.
  • Открыто выражать положительные эмоции. Взрослый не должен ограничивать свою похвалу скупым словом «Молодец!», необходимо обнять ребенка, погладить его по спинке. Нужны дополнительные экспрессивно-мимические средства, способные выразить радость взрослого.
  • Комментировать проявления ребенка в 1-м или 2-м лице. Когда взрослый обращается к ребенку, следует использовать в речи такие личные местоимения, как «я», «ты». Очень часто на консультациях мы слышим обращенную к малышу речь: «Оля умница, она сейчас будет заниматься». Лучше будет, если взрослый произнесет: «Оля, ты молодец! Садись, будем играть».
  • Повторять вслед за ребенком его реакции и действия: вокализации, улыбку, мимику, жесты, предметные действия и т. д. Следует повторять за ребенком доступные для него движения, это поможет ему научиться замечать, оценивать, контролировать собственные действия.
  • Вносить в общение элементы новизны и неожиданности. Проявлять изобретательность и вносить новое в традиционные способы общения и игры, заинтересовывая ребенка.
  • Хвалить ребенка. За свои действия (ответные или инициативные) ребенок должен получать похвалу: поглаживанием, поцелуем, словами и т. д. Похвалы и поощрений должно быть больше, чем порицаний.
  • Принимать за инициативу и использовать самостоятельные действия ребенка с предметами, случайную эмоциональную реакцию, вокализацию, начиная общение, игру.
  • Запрашивать «любимый однозначный ответ». Обращаться к ребенку с вопросом, на который он обязательно даст эмоционально яркий ожидаемый ответ, например: «Как ты маму любишь?» [7].
  • Учитывая ведущий вид деятельности ребенка (игру) и организуя простые эмоциональные игры на установление контакта, учить ребенка реагировать на простое обращение по имени без дополнительного прикосновения.
  • Учить понимать названия предметов и действий в различных ситуациях (дома, в кабинете у специалиста, на прогулке, в гостях), прислушиваться к голосу, адекватно реагировать на интонацию, узнавать знакомые голоса; понимать отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, выполнять некоторые речевые просьбы: «Поцелуй маму», «Где папа», «Дай ручку».
  • Учить ребенка выполнять одношаговые поручения в знакомых и новых ситуациях; отвечать на вопросы, используя указательный или имитирующий жест; учить обозначать предметы звуком, звукосочетанием или жестом; при общении сохранять устойчивый зрительный контакт; подражать движениям (собственным, знакомым движениям взрослого, новым движениям), жестам, звукам и звукосочетаниям.
  • Формировать в ходе общения простую предметную деятельность, так как это лежит в основе отобразительных игр.
  • Благодаря использованию предложенных рекомендаций ребенок начнет проявлять инициативу в общении со взрослым, отвечать на предложения взрослого, диапазон средств общения у него будет расширяться и дифференцироваться, нахождение рядом со взрослым будет для малыша предпочтительным и эмоционально комфортным. В свою очередь взрослый сможет наделять ребенка позитивными характеристиками, поддерживать инициативное и ответное поведение, хвалить, играть с ним, используя способы стимуляции его активности.

    Данные рекомендации помогут научить ребенка новым лепетным и звукоподражательным словам; местоимениям, словам-обращениям (мама, папа, имена людей и игрушек: кукла по имени Ляля, Додо, Тото и т. д.). Детям будет легче начать использовать имитирующие жесты и простые глаголы («дай», «на») в различных бытовых и игровых ситуациях.

    Рекомендации по речевому развитию детей второй группы

    Ко второй группе относятся дети, фраза которых состоит из слова и жеста. Их психоречевое развитие также характеризуется рядом особенностей [3].

    Дети этой группы уже умеют различными способами действовать с предметами. Трудность заключается в удержании внимания на конкретном предмете, а поскольку мышление наглядно-действенное, то с изменением пространства, например с поворотом головы ребенка в другую сторону, переключается и внимание. Важно научить ребенка фиксировать внимание на действии в течение некоторого времени, чтобы была возможность неоднократного повтора действия для понимания контекста обращенной речи.

    Наше исследование показало, что детям второй группы доступны простые отобразительные игры с машинками, куклами. На данном этапе хорошо проигрывать с предметами все те действия, которые встречаются в реальной жизни ребенка. Действие переходит во внутренний план и оречевляется только после того, как осуществится во внешнем плане, т. е. будет выполнено самим ребенком. Для лучшего понимания речевой инструкции, поручения, пожелания выполнить действие ребенку необходима практика в выполнении данного действия с предварительным показом, образцом. Если взрослый хочет, чтобы ребенок отреагировал на инструкцию «Иди мой руки», а в дальнейшем проговорил фразу «Мою руки», надо научить ребенка этому действию, и учить надо неоднократно, каждый раз обозначая нужное действие словом.

    Как мы уже указывали, у детей второй группы в активном словаре очень мало глаголов (в основном это «дай» и «на»). Для развития глагольного словаря и возможности обозначать действия эти дети могут учиться обозначить их имитирующими жестами. Когда взрослый использует жесты для обозначения предметов или действий, то их необходимо сопровождать речью. Для этого необходимо назвать действие сначала полным словом, а затем – упрощенным, звукоподражательным.

    Дети второй группы хорошо подражают, им нравится действовать с предметами, играть, но самостоятельно придумать эти действия они не могут. Взрослый должен научить ребенка различным действиям с предметами. Именно в совместном выполнении действий взрослый учит ребенка обозначать их словом и жестом, тем самым расширяя глагольный словарь малыша. Исследование показало, что у детей, которые больше действуют с игрушками и предметами, глагольный словарь намного шире.

    Поскольку ребенок только знакомится с глаголами, сначала в его речи преобладают грамматически неоформленные фразы («телеграфного стиля»). Однако малыш уже способен улавливать тонкие нюансы словоупотребления и учится воспроизводить их в собственной речи. Первой в словаре ребенка появляется форма инфинитива («гулять», «спать» в значении «хочу гулять», «хочу спать»). Необходимо научить ребенка этой форме глагола для того, чтобы он мог рассказать о своих желаниях, потребностях и действиях в данный момент. Наряду c этим ребенка можно учить употреблять некоторые важные глаголы в форме повелительного наклонения («дай», «кати», «идем») и использовать их, чтобы добиться от взрослого совершения определенного действия. Важно знать, что первоначально дети употребляют слова-действия изолированно и только потом учатся строить с их помощью фразы [2].

    Таким образом, следует расширять речевые возможности детей данной группы и усложнять речевую фразу в различной деятельности. Для этого надо учить ребенка сочетать местоимения и существительные, например «Мой дом», «Моя кукла», а также учить его использовать глаголы в повелительном наклонении, например «Ляля, сиди!», «Вова, ешь!» и т. д.

    Поскольку речь ребенка разворачивается в игровой деятельности и связана с движениями, а для игры важно положение тела в пространстве, взрослому необходимо учитывать двигательные возможности ребенка.

    Снижение мышечного тонуса и проблемы с удержанием равновесия в позе стоя и при совершении движений приводят к стремлению увеличить площадь опоры, то есть принять симметричные, устойчивые позы, например положение сидя или лежа. В этом случае у ребенка резко уменьшается объем деятельности, а соответственно, и вариативность действий. Взрослому необходимо стимулировать ребенка перемещаться в пространстве, совершая различные действия с предметами. Таким образом у взрослого и ребенка появится больше тем для диалога.

    Поскольку у детей с синдромом Дауна снижена концентрация внимания, а потребность в движении, как у любого другого ребенка, сохраняется, повышается вероятность стремительного переключения внимания с одного предмета на другой без фиксации на возможных вариантах действий с этими предметами. В этом случае мы часто сталкиваемся со следующей родительской интерпретацией происходящего: «Ему (ей) уже надоела эта игрушка». Такое поведение наблюдается у детей со слабой инициативностью. В этом случае ребенку сложно распределить внимание между самой возможностью двигаться, назначением предмета и возможностью быстро придумать вариант действия с ним. При всех этих трудностях от ребенка ожидают еще и речевого сопровождения. Конечно же, малыш будет молчать.

    Речевое обращение к ребенку в подобных случаях оказывается неэффективным, т. к. это создает дополнительную нагрузку для малыша. Взрослому необходимо сначала обратить внимание ребенка на себя, для этого подойдут варианты физического ограничения его передвижения: ребенка можно придержать за руку, погладить по спине, обнять. Обращенная к ребенку речь в этот момент очень простая. Действия взрослого можно обыграть как игру «Ловишки»: «Стоп, поймал тебя!» Можно использовать различные тактильные игры. Взрослый должен находиться с ребенком в одном зрительном поле и переключить внимание ребенка на себя. А далее необходимо сориентировать его в ситуации: показать возможные игрушки и реальные предметы; а также возможные действия с ними. И уже во взаимодействии со взрослым ребенку будет легче обратить внимание на его речевую инструкцию и выполнить ее, будет легче подражать деятельности и самой речи.

    После того как ребенок научился замечать действия взрослого в повседневной жизни, его можно учить переносить эти действия в игру. На начальных этапах игра должна протекать в едином зрительном пространстве ребенок – игрушка — взрослый. Постепенно для усложнения игры взрослый начинает использовать пространство как средство обучения переносу сформированного навыка действия с одних предметов на другие предметы. В процессе игры ребенок учится сначала переключать внимание с игрушки на взрослого, а затем распределять внимание между несколькими игрушками и взрослым. Все это помогает ребенку концентрировать свое внимание на запланированных целенаправленных действиях с учетом присутствия в поле зрения других посторонних предметов. Таким образом мы подводим ребенка к речевому планированию через планирование предметной деятельности.

    Нами были определены некоторые этапы, важные для обучения ребенка игре.

    Первый этап: учите ребенка одному конкретному игровому действию с одной игрушкой. Ребенок учится выполнять и обозначать действие, называть глагол. Это действие он выполняет с одним предметом. Например: кормить куклу. Для игры можно расположиться на полу, на диване, за столиком. Важно, чтобы расстояние между игрушкой и ребенком не превышало длины вытянутой руки ребенка. Действие, которому учит взрослый, можно выполнять с ребенком по очереди. Пусть сначала взрослый поднесет ложку ко рту куклы, а затем ребенок. В этой игре взрослый учит: 1) соблюдать очередность, что необходимо для ведения речевого диалога в будущем; 2) использовать глагол «ам-ам» в значении «есть»; 3) понимать, что ребенок кормит куклу по имени Ляля; 4) давать поручение кукле: «Ляля, ешь». За одну короткую игру выполняется только одно действие с одной игрушкой, а ребенок учится строить фразы: 1) местоимение и глагол («я кормлю»); 2) местоимение и существительное («моя кукла»); 3) существительное и глагол повелительного наклонения («Ляля, ешь»). Действия необходимо сопровождать простыми словами. Фраза «А давай сейчас мы с тобой покормим нашу любимую куколку» не подходит. Речь должна быть краткой, с выделением ключевых слов: «ЕШЬ, Ляля».

    Второй этап: учите ребенка выполнять одно действие с разными игрушками. Игрушки должны быть подготовлены заранее и располагаться рядом друг с другом. Взрослому необходимо взять, например, кошку, собачку, куклу, бегемота, крокодила, посадить их в ряд и показать, как их можно кормить кашей. Поскольку это не занятие по знакомству с окружающим миром, то кашу могут есть все, включая крокодила с бегемотом. В этой игре важно зафиксировать внимание ребенка на повторяющемся действии. Именно в повторяющихся, цикличных действиях ребенок будет ощущать стабильность и надежность в отношениях с миром [1]. В стабильной ситуации ребенок активней использует речь.

    Таким образом, обучение фразовой речи происходит как и в первом этапе игры, но с возможностью распределения внимания между разными игрушками, которые находятся в одном зрительном поле. У ребенка закрепляется навык подражания действиям, а если учитывать, что речь — это деятельность, то, соответственно, и навык подражания речи, сопровождающей игровые действия.

    Третий этап: учите ребенка игровым действиям с учетом небольшого изменения пространства. В этом случае необходимо немного изменить расположение игрушек. Если на втором этапе они располагались в ряд, то теперь игрушки можно расположить сначала полукругом, а потом вокруг ребенка. Это делается для того, чтобы ребенок учился постепенно распределять свое внимание между игрушками, двигаясь в различных направлениях. Характер речевых инструкций остается прежним.

    Таким образом, взрослый постепенно усложняет игровую ситуацию, но в то же время игра остается доступной ребенку, и он не будет от нее отказываться. С усложнением игры предлагаемым образом происходит развитие внимания у ребенка с постепенным включением в игровую деятельность речи и ее усложнением.

    Четвертый этап: учите ребенка выполнять знакомые игровые действия, перемещаясь в пространстве. Перемещение в пространстве должно равняться ровно одному шагу в различных направлениях. Например, чтобы накормить кошку, необходимо сделать шаг вперед – она сидит на стуле; чтобы накормить собаку, необходимо наклониться – она сидит под стулом; чтобы накормить крокодила, необходимо повернуться – он сидит на диване. Ребенок начинает свободнее ориентироваться в пространстве. В данном случае новизна не повлечет за собой блокировку речевой продукции.

    Постепенно расстояние между игрушками увеличивается. Ребенок учится распределять внимание на несколько предметов, расположенных на расстоянии друг от друга, в течение более продолжительного времени.

    Все эти приемы необходимы для того, чтобы постепенно усложнять деятельность ребенка, а соответственно, усложнять и его речевую продукцию. Некоторые дети могут все этапы пройти за одну игру, другим нужно проживать каждый этап в течение нескольких дней. Если взрослый пропускает какой-то этап, возникает риск того, что ребенок потеряет интерес к игре и отбросит игрушку в сторону.

    Таким образом, речевое развитие детей происходит за счет усложнения деятельности в игровом взаимодействии. Ребенок учится использовать сначала имитирующие жесты и простые звукосочетания для обозначения предмета и действия, а с развитием игровой деятельности совершенствуется и речь ребенка. Ему становится интересно поддерживать речевой диалог со взрослым, в котором постепенно использование жеста заменяется словом.

    Рекомендации по речевому развитию детей третьей группы

    К данной группе относятся дети, фраза которых состоит из двух и более слов. Психоречевое развитие детей этой группы сопровождается активным подражанием взрослому, инициативностью в деятельности с игрушками и в общении со взрослым, отмечается разнообразие в сюжетах отобразительных игр.

    Сложность понимания речи детьми данной группы заключается в том, что при достаточно быстром запоминании двигательных и речевых образцов они не всегда понимают смысл ситуации. Такое часто встречается, когда у детей мало ориентировочных возможностей. Это часто связано со стремительной сменой социальных ситуаций, с отсутствием у ребенка времени для осмысления происходящих событий. Например, когда увлекательная игра ребенка дома сменяется быстрым переключением внимания на одевание и сборы в магазин, поликлинику или на занятия в досуговом центре. Инструкции взрослого могут опережать возможности ребенка в понимании реальной ситуации. Ребенок может механически повторить услышанную инструкцию, но при этом не совершить каких-либо ответных действий. Например, повторить за взрослым «Обувай сапоги, и пойдем», но при этом сидеть на стульчике и играть с перчатками, пряча их в карманы. Очень часто взрослые трактуют эту ситуацию как упрямство, осознанное проявление характера. Но стоит взрослому показать ребенку те самые сапоги, сказать: «Надевай» — и показать уличные игрушки, малыш сразу начинает обуваться. Конечно же, не исключены варианты проявления характера, но, как правило, взрослый ожидает от говорящего ребенка сиюминутного выполнения инструкции. Мы же ориентируем взрослых на предоставление ребенку наглядности и времени для более точного понимания речевых инструкций.

    Если на первых этапах речевого развития при развитии подражательных функций речевые повторы допустимы, то у детей, которые уже активно используют речь, эти явления должны настораживать. Такие повторы могут проявляться при произнесении как отдельных слов, так и словосочетаний и более длинных фраз. За фразой, которую ребенок автоматически повторил за взрослым, отсутствует понимание ее смысла. Можно предложить ребенку игрушку и попросить: «Покорми зайку». Действия ребенка будут ограничены повтором фразы: «Покорми зайку». Он может взять в руки игрушку, но дальнейших действий не последует.

    Родители очень радуются, когда ребенок становится самостоятельным, может поддержать диалог, выполнить простое поручение, ответить на вопросы по картинкам. Но следует внимательно отнестись к действиям ребенка. Нам часто приходится замечать, что ребенок с синдромом Дауна автоматически повторяет действия педагога — например, в ситуации беседы с ним по сюжетной картине. Когда взрослый задает вопрос о персонаже иллюстрации, указывая на него пальцем, ребенок в ответ повторяет фразу взрослого и также указывает пальцем на изображение без каких-либо ожидаемых ответных действий и слов.

    Все эти проявления автоматических повторов слов, фраз и действий говорят о том, что ребенку сложно быстро осознать и выполнить речевую инструкцию. В этом случае следует обратить его внимание на контекст фразы. Если ребенок начинает повторы, взрослому необходимо вернуться на этап ориентировки. Надо обратить внимание ребенка на окружающие предметы и возможные варианты действия с ними.

    Поскольку дети данной группы начинают активно использовать фразовую речь, следует обратить внимание на развитие планирующей функции. Для того чтобы ребенок мог четко обозначить свои желания и потребности, то есть то, что он только собирается совершить или попросить у взрослого, его необходимо научить озвучивать уже произошедшие действия. При наличии умения называть и обозначать то, что ребенок уже сделал, у него постепенно появится возможность называния того, что он только собирается совершить. Взрослый должен задавать ребенку больше уточняющих вопросов: «С кем ты сегодня играл?», «Что случилось с куклой?» и т. д.

    В играх с детьми необходимо создавать проблемные ситуации — без прямых инструкций и действия. Например, взрослый вместе с ребенком кормит куклу. В какой-то момент, когда ребенок в очередной раз пытается напоить куклу чаем, взрослый может убрать куклу чуть в сторону и сказать: «Ой! Горячий чай!» Фразу можно повторить несколько раз. Взрослый создает проблемную ситуацию, ожидая, чтобы ребенок поднес чашку с чаем к губам и подул на него. Можно использовать другую ситуацию: когда ребенок укладывает куклу спать, взрослый приподнимает ее в кроватке и говорит: «Ой! Я замерзла!», «Ой! Как холодно!» В этот момент взрослому необходимо выдерживать паузы между фразами и ожидать дальнейших действий ребенка. Ожидаемые действия: принести одеяло или одежду для куклы.

    Используя такие приемы, взрослый стимулирует активность ребенка. Ребенок начинает искать способы разрешения проблемной ситуации, расширяя контекст игры, придумывая новые игровые действия. Постепенно эти механизмы отражаются и на речевом развитии. У детей расширяется словообразование, формируется грамматический строй речи, они придумывают новые слова и фразы. С ребенком можно учиться составлять рассказы по одной картине или серии сюжетных картин, описывать иллюстрации. Можно составлять маленькие книжки из собственных фотографий. Все это позволяет активно обсуждать и поддерживать речевой диалог.

    Важными задачами являются понимание контекста ситуации, расширение собственной фразы в соответствии с ситуацией за счет называния признака предмета. Необходимо обыгрывание признака предмета, игра речевыми конструкциями. Например, инструкции ребенку: «Дай мне большое яблоко», «Дай мне маленькое яблоко». Сначала взрослый учит ребенка использовать прилагательное (признак) и существительное, а уже затем добавлять в конструкцию уже знакомый глагол.

    Таким образом дети с синдромом Дауна учатся не только оценивать окружающие события, подстраиваться к изменяющимся ситуациям, но и вербализовать свои желания и потребности, поддерживать речевой диалог.

    Литература

  • Баенская Е. Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2008. 46 с.
  • Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам : пособие для родителей. М. : Просвещение, 2008. 109 с.
  • Иванова М. М. Общие и вариативные характеристики речевого развития детей с синдромом Дауна 3—7 лет // Синдром Дауна. XXI век. 2015. № 1 (14). С. 19–25.
  • Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избранные труды / ред.-сост. Г. В.Чиркина, П. Б. Шошин. М. : АРКТИ, 2005. С. 87–88.
  • Мишина Г. А. Становление речи как психологического средства : автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 2012. 53 с.
  • Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. М .: Педагогика, 1985. 208 с.
  • Одинокова Г. Ю. Выявление и преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна : автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2015. 25 с.
  • [1] Работа выполнена в рамках Государственного задания № 2015/Р 12 Минобрнауки РФ.

    downsideup.org

    Дети с синдромом Дауна – что нужно знать родителям

    Рождение малыша с синдромом Дауна – настоящее испытание для родителей. Многие впадают в депрессию, многие стесняются собственного ребенка, но ведь эта патология известна человечеству давно, современная медицина с уверенностью заявляет, что при должном обучении, отношении такие «солнечные детки» вполне адаптируются в обществе, способны получить образование и профессию.

    Незачем впадать в панику при рождении малыша с синдромом Дауна, разумнее будет получить информацию об особенностях таких детей и настроиться на долгую работу для получения результата.

    Для начала немного статистики:

  • Задержка в развитии у детей с синдромом Дауна будет обязательна, но они вполне обучаемы. С помощью специально разработанных обучающих программ удается повысить их IQ до 75, такие дети учатся в школе по общей программе и способны получить высшее образование.
  • Развитие ребенка с синдромом Дауна происходит гораздо быстрее, если он общается со здоровыми сверстниками и растет в семье, а не в специализированном интернате.
  • «Солнечные детки» обладают такими качествами, как доброта, открытость, дружелюбие – они ярко выражены и более искренни, чем у здоровых детей. Будучи взрослыми, такие дети могут создавать семьи, но риск рождения у них малыша с синдромом Дауна составляет 50%.
  • Продолжительность жизни человека с рассматриваемой патологией современная медицина довела до 50 лет, в некоторых случаях они доживают и до преклонных лет.
  • Ни в коем случае родители не должны винить себя в рождении ребенка с синдромом Дауна! Существуют факторы риска, но большинство деток с таким диагнозом родились у здоровых женщин в возрасте 18-35 лет.
  • Если в семье уже имеется ребенок с синдромом Дауна, то риск рождения второго малыша с таким же диагнозом равен 1 %.
  • Развитие ребенка с синдромом Дауна

    Еще несколько десятилетий назад рассматриваемый диагноз воспринимался как приговор – детей оформляли в специальные интернаты, изолировали их от общества. Сейчас же ситуация кардинально меняется – общество учится воспринимать таких детей адекватно, родители стараются дать им максимум возможности на будущее в плане образования и получения профессии, семьям с такими детьми оказывает помощь и государство.

    Участковый педиатр

    С момента выписки ребенка с синдромом Дауна и до его совершеннолетия именно участковый педиатр несет ответственность за него. Врач должен рассказать родителям, как правильно ухаживать за ребенком, выдаст направление на полноценное обследование – это поможет выявить сопутствующие патологии, быстро предпринять шаги к лечению.

    В 60% случаев рождения детей с синдромом Дауна обнаруживаются проблемы со зрением. Причем, в раннем возрасте определить у малыша какие-то отклонения невозможно, только окулист сможет провести полноценное обследование и поставить диагноз. Чем раньше будет обнаружена патология, тем лучше делают прогнозы врачи, поэтому пропускать визиты к окулисту не стоит.

    Эндокринолог

    Этот специалист может выявить нарушения в работе эндокринной системы, особое внимание он уделяет щитовидной железе. Обратиться к эндокринологу следует тем родителям, у которых ребенок с синдромом Дауна начинает поправляться, становится вялым и сонливым, его ладони и стопы отличаются холодностью.

    Врач должен наблюдать за развитием нервной системы ребенка, при необходимости он может назначить лечебную физкультуру, массажи, лекарственные препараты и физиопроцедуры для стимуляции правильного развития.

    ЛОР (отоларинголог)

    Этот специалист проверяет слух ребенка – при синдроме Дауна сопутствующей патологией может быть тугоухость, что обязательно скажется на речевом и психоэмоциональном развитии малыша. Первым признаком нарушений слуха является отсутствие реакции ребенка на громкий, внезапный звук (он должен хотя бы вздрогнуть). Иногда отоларинголог проводит операцию по удалению аденоидов, что обеспечивает постоянное закрытое состояние рта.

    Регулярные занятия со специалистом позволят уменьшить проблемы с речью – звуки ребенок с синдромом Дауна будет произносить четко и внятно, а это ему пригодится и для адаптации в обществе, и для дальнейшего обучения.

    Но родители должны заботиться не только о своем ребенке с синдромом Дауна, но и о собственном здоровье. Неплохую поддержку может оказать психолог – он научит воспринимать собственного малыша адекватно, научит любить его, не стесняться. Кстати, психолог поможет и самому ребенку – подберет для него курс занятий, что позволит выровнять развитие малыша и подготовить его к дошкольному или школьному учреждению.

    Несмотря на полную помощь от специалистов, основные заботы ложатся на родителей. Именно они должны постоянно развивать в ребенке физические и умственные способности, чтобы он смог стать полноценным членом общества. А помогут в этом нелегком труде специальные издания, литература:

    1. «Маленькие ступеньки». Эта программа специально разработана для занятий с детьми, которые отстают в развитии. В ней пошагово и максимально подробно расписаны упражнения, которые помогут обеспечить нормальное всестороннее развитие малыша с синдромом Дауна.
    2. Система Монтессори. Эта программа настолько эффективна, что иногда дети с синдромом Дауна в развитии опережают своих здоровых сверстников!
    3. Но родители должны понимать, что ребенку с синдромом Дауна учеба будет даваться трудно, они должны будут постоянно с ним заниматься. Стоит знать сильные стороны таких особых деток, чтобы делать упор на них.

      Сильные стороны у детей с синдромом Дауна

      Да, такие малыши отстают в развитии, но и у них есть сильные стороны!

      Отличное зрительное восприятие, внимание к деталям

      С первых дней занятий малышу нужно показывать карточки с цифрами и предметами, называя их. В день нужно изучать 2-3 новых понятия – этого вполне достаточно. И вся дальнейшая учеба будет опираться на наглядные пособия, какие-то знаки/обозначения и жесты.

      Учатся на примере взрослых и детей соответствующего возраста

      Внимательно следите за своими действиями и словами – ребенок с синдромом Дауна повторяет все за окружающими. Если требуется привить какой-то навык ему, то просто сами демонстрируйте правильный порядок действий. Только учтите, что повторять придется свои действия неоднократно, малыш с синдромом Дауна не сразу все запоминает.

      Быстро учатся читать

      Дети с синдромом Дауна могут выучить текст и даже пользоваться им, поэтому учите их здороваться, прощаться с людьми, высказывать свои просьбы. Отличным «подкреплением» станет демонстрация действия жестами.

      Художественные таланты

      «Солнечные детки» любят петь и танцевать, выступать на сцене, писать стихи. Поэтому специалисты часто используют для их развития арт-терапию – рисование, лепку из пластилина и глины, роспись по дереву и другие направления.

      Спортивные достижения

      Знаете ли вы, что в параолимпийских играх отличных результатов достигают пловцы, гимнасты и бегуны с синдромом Дауна? Такие дети начинали свой путь с обычных занятий физкультурой, которые они выполняют с удовольствием.

      Отлично осваивают компьютер

      Этот навык может стать основой для будущей профессии – люди с синдромом Дауна успешно трудятся на ниве IT-технологий.

      Кроме вышеперечисленного, дети с синдромом Дауна очень тонко чувствуют окружающих, их эмоции, быстро распознают фальшь. Поэтому нужно оберегать их от отрицательных эмоций – не общаться с людьми, которые испытывают к малышу жалость или брезгливость.

      Особенности физического развития малыша с синдромом Дауна

      Именно в первый год жизни ребенка с рассматриваемым диагнозом очень важно начинать его физическое развитие и постоянно общаться с ним. Если родители поставят перед собой задачу одевать/кормить/купать малыша, а развитие откладывать на потом, то в будущем возникнут проблемы с этим. Тем более что приобретение какого-то одного навыка «тянет» за собой приобретение новых. Например, ребенок научился сидеть – он тут же начнет брать/манипулировать игрушками, а это развивает мелкую моторику, которая способствует развитию речи и логического мышления.

      Массаж и гимнастика

      Это лучший метод укрепления мышц, повышения их тонуса. Массаж разрешено делать детям старше 2 недель и весом более 2 кг, курсы массажа следует повторять каждые полтора месяца.

      Обратите внимание: нет необходимости каждый раз обращаться к специалистам – массаж можно выполнять и самостоятельно в домашних условиях. Синдром Дауна как раз тот случай, когда материнский массаж не уступает профессиональному.

      Правила проведения массажа детям с синдромом Дауна:

    4. Движения могут быть только поглаживающими, легкими. Слишком активное проведение массажа не укрепит мышцы, а, наоборот, ослабит их.
    5. Рука массажирующего должна легко скользить по телу ребенка. Кожа малыша не должна при этом собираться в складки или натягиваться.
    6. Особое внимание во время массажа стоит уделять кистям и предплечьям – именно в этих местах расположены рефлекторные зоны, несущие ответственность за речь человека.
    7. Делайте и массаж лица – это позволит улучшить мимику и произношение звуков. Можно делать движения от спинки носа к ушам, от подбородка к вискам и круговые вокруг рта.
    8. Последним этапом процедуры должны стать легкие прикосновения подушечками пальцев к щечкам и ко лбу ребенка. Если массаж делается перед кормлением, то малышу будет легче сосать.
    9. Специалисты настойчиво рекомендуют дополнить массаж гимнастикой – вот о том, какие упражнения можно выполнять, должен рассказать врач-педиатр.
    10. Обратите внимание: массаж и гимнастика ускоряют движение крови и значительно увеличивают нагрузку на сердце. Поэтому в случае диагностирования у малыша порока сердца (сопутствующая патология) перед проведением массажа и гимнастики нужно получить консультацию у кардиолога.

      Самая первая появится в полтора-четыре месяца (все зависит от степени отставания в развитии). Чтобы вызвать улыбку, достаточно посмотреть в глаза ребенку и искренне улыбнуться. А если в ответ малыш тоже улыбнулся, то нужно его похвалить, прижать к себе, нежно погладить по голове – такие действия помогут закрепить навык.

      Комплекс оживления

      Гулить и протягивать ручки к родителям/братьям/бабушке/дедушке дети с синдромом Дауна появляются в 6 месяцев. Но это не означает, что до этого момента он никого не узнает, никому не радуется – просто его сниженный мышечный тонус не дает возможности выразить чувства.

      Умение сидеть

      Желательно добиться ранней «посадки» малыша, но из-за анатомических особенностей ребенок с синдромом Дауна садится только в 9-10 месяцев. Некоторые дети учатся сидеть только к 2 годам своей жизни – это зависит от имеющихся сопутствующих патологий, от общего развития организма. Но как только малыш сел, его можно приучать держать в руке сухарик, бутылочку с водой и даже высаживать его на горшок.

      Передвижение

      Дети с синдромом Дауна начинают ползать и ходить в полтора-два года. Причем, сначала родители должны помочь ему научиться ползать, передвигая его ножки – малыш поймет, что ему нужно делать для самостоятельного передвижения и закрепит этот навык.

      Ребенок с рассматриваемым синдромом научится делать все то же самое, что и здоровый малыш, но несколько позже. Не стоит расстраиваться по этому поводу – с возрастом отставание в развитии будет не так заметно, тем более, что некоторые «солнечные детки» развиваются в пределах нормы.

      Развитие личности при синдроме Дауна

      Проблема у ребенка с лишней хромосомой может возникнуть и в психофизическом плане. Дело в том, что таким детям очень тяжело контролировать свои эмоции, их практически невозможно заставить делать то, что им не хочется в данный момент. Исправить ситуацию поможет только четкий распорядок дня – все основные «мероприятия» должны проходить в определенное время. Это поможет организоваться ребенку с синдромом Дауна, привыкнуть к обязательным действиям, научит его дисциплине.

      Родители должны помнить, что «солнечные детки» с удовольствием выполняют маленькие задачи, но могут возникнуть трудности с выполнением более затяжных – они просто не могут представить себе конечный результат. Например, малыш с успехом выполнит задание «поставить один кубик на другой», но будет долго соображать над заданием «построй домик». Совет родителям – каждое занятие просто разбивайте на этапы и выдавайте задание строго по ним.

      У 20% детей с синдромом Дауна диагностируются аутические расстройства. Проявляется это отказом от общения с окружающими, повторяющимися однотипными действиями (например, может кружиться или прыгать часами), приступами агрессии и стремлением к однообразию. Если такое поведение отмечается у ребенка, то нужно обратиться за помощью к психологу, затем – к психиатру.

      Познавательная сфера

      Родители должны знать некоторые особенности познавательной сферы малыша с синдромом Дауна:

      1. Чтение таким особым деткам дается легко, это нужно поощрять. Умение читать пополнит словарный запас ребенка, улучшит его мышление. Многие дети чтению предпочитают письмо – это тоже весьма полезный навык.
      2. Внимание к деталям у «солнечных деток» просто невероятное – они могут после первого занятия запомнить цвет предмета, определить его в какую-то группу (например, предметы мебели или гардероба).
      3. Недостаточно развита у детей с синдромом Дауна кратковременная слуховая память, а ведь именно она нужна для развития речи, для ее усвоения и восприятия. Люди с рассматриваемой патологией говорят медленно, объем памяти у них достаточно маленький, поэтому им тяжело следовать инструкциям, посчитать в уме, понять прочитанный текст. Тренировать кратковременную слуховую память можно и нужно – просите ребенка повторять услышанные фразы, начиная с однословных и подходя к более сложным.
      4. Пространственная и зрительная память у особых деток не нарушена, этим нужно воспользоваться при обучении. Если происходит изучение новых слов, то нужно показывать карточку с нарисованным предметом или цифрой. Если же идет изучение действий, то их при совершении нужно словесно описывать («Я наливаю чай», «Я обуваюсь»).
      5. С математикой у малышей с синдромом Дауна определенно возникнут проблемы. Чтобы освоить устный счет, приобретите ему счетные палочки, либо проводите занятия со знакомыми предметами – карандаши, кубики, машинки.
      6. Родители в процессе обучения должны учитывать самые сильные стороны своего малыша – подражательность и старательность. Покажите ребенку пример того, как нужно сделать, объясните, что нужно сделать и малыш наверняка все исполнит. Только не торопите его! Импульсы в коре головного мозга у них возникают реже, чем у здоровых деток, поэтому просто наберитесь терпения и дождитесь от него выполнения поставленной задачи.

        Развитие речи

        Развитие речи – важный аспект, и начинать этот процесс нужно с первых дней жизни малыша с синдромом Дауна. Разговаривать с таким ребенок нужно громко и эмоционально, четко произнося все слова – не допускайте сюсюканья! Пусть голос будет то тихим, то громким – это позволит развить не только речь, но и слух/эмоции ребенка.

        Постоянно называйте предметы и озвучивайте свои действия – «Сейчас будем пить из бутылочки», «Мама надевает тебе штаны». Многократное повторение обговоренных действий поможет в будущем связать ребенку предмет и действие, сопоставить их.

        Любые занятия и манипуляции с малышом обязательно подкрепляйте положительными эмоциями. Похлопывайте его по ручкам и ножкам, гладьте по спинке, щекочите и улыбайтесь ему – это спровоцирует повышение двигательной активности ребенка, которая сопровождается произношением звуков. А родители должны повторять эти звуки – малыш будет рад, что его «понимают», привьется навык вести беседу.

        Если изучаете название каких-то предметов, то обязательно подкрепляйте все звуками. Например, новое слово «машина» — руками «покрутите руль», порычите как мотор. Если вернетесь к этому слову, то опять повторите все произнесенные действия и звуки – это создаст в голове малыша четкий образ «предмет-действие».

        Эмоциональная сфера

        Люди с синдромом Дауна подвержены стрессам и депрессиям – это относится и к детям. Их психоэмоциональный фон слишком неустойчив, они отлично понимают/ «угадывают» эмоции окружающих и негативное отношение может привести «солнечного ребенка» к вспышкам агрессии, расстройствам сна, потере аппетита, истерикам. Особенно важно контролировать психоэмоциональный фон у подростков с рассматриваемым синдромом – они уже отлично осознают свою особенность и могут расстроиться до мысли о суициде. В этом случае поможет только психиатр, который при необходимости может назначить ребенку антидепрессанты.

        Родители должны привлекать к общению с детьми с синдромом Дауна здоровых сверстников – круг друзей и знакомых не должен ограничиваться реабилитационным центром. Во-первых, малыши с рассматриваемой патологией очень общительны, во-вторых, их развитие будет ускорено при общении со здоровыми детками.

        Игры с малышом

        Ребенок с синдромом Дауна нуждается не только в занятиях по развитию, но и в простых играх. Родители и тут должны проявить терпение и настойчивость – «солнечным деткам» нужно прививать навык игры.

        Начинается все с погремушек и кубиков – вложите игрушку в руку малышу, научите ее держать, а затем и пользоваться ею. Специалисты считают, что именно с такими особыми детками нужно проводить игры-потешки («Сорока-ворона»), пальчиковые игры. Старайтесь во время игры рассмешить малыша – это будет еще и элемент дыхательной гимнастики.

        Лучше всего покупать малышу игрушки из натуральных материалов, что поможет улучшить тактильную восприимчивость, ребенок с синдромом Дауна научится распознавать различные поверхности. Можно все сделать и самому – например, обмотать ручку погремушки шерстяной ниткой, пошить яркую наволочку, соединить за уголки несколько цветных шелковых платков. Отличным подспорьем станут движущиеся игрушки – например, модули на кроватку.

        Что касается музыкальных игрушек, то лучше обойтись без электронной музыки, которая появляется при нажатии на кнопку. Ребенок с синдромом Дауна должен играться игрушечным пианино, трещотками, ксилофоном – у малыша разовьется чувство ритма, для чего нужно под музыку совершать движения. Например, при быстрой музыке быстро и громко топайте ногами, во время медленной мелодии – просто имитируйте ходьбу на месте.

        Развитие ребенка с синдромом Дауна – это труд родителей. Не стоит зацикливаться на этом и ежеминутно «терзать» малыша какими-то упражнениями. Старайтесь выполнять рекомендации специалистов, посещайте реабилитационные центры и специальные занятия для родителей – это поможет выстроить собственную схему обучения. А наградой станет поступление ребенка с синдромом Дауна в общеобразовательную школу или высшее учебное заведение.

        Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

        3,666 просмотров всего, 5 просмотров сегодня

        okeydoc.ru