Как себя вести неврозах

Содержание:

Как себя вести неврозах

Как вести себя с близкими?
Добрый день, доктор!
Хочу попросить Вашего совета — как вести себя с людьми, которые страдают неврозами, психозами и иными состояниями?Ведь не секрет, что больной не только страдает сам, но и делает жизнь близких людей просто невыносимой.Вопрос не праздный. Я в своей жизни постоянно нахожусь в тесном общении с людьми, страдающими подобными недугами. Прежде всего в моей семье есть родственник, прошедший курс лечения в психиатрической клинике, а сейчас, вернувшись к труду и общению, создает крайне изматывающие ситуации с близкими. Еще у меня на работе есть сотрудница, в поведении которой я вижу ясные симптомы заболевания. Стараюсь относится к агрессивному поведению своих vis-a-vis с пониманием и терпением. Понимаю, что ошибки в труде, неадекватное поведение — все это проявление болезни, а не злостное вредительство. Что люди страдают. и что воспитательными мерами или каким бы то ни было своим убеждением, даже утешением, никого не исправишь.Что это болезнь и с ней можно справится только с врачами. Но ведь не все больные понимают, что они больны, готовы лечиться, имеют возможность лечиться. Поэтому их болезни несут не только они сами, но и мы -окружающие. И если семейные болезни мы должны принимать как данность, то работа с больным человеком приносит и боль, и несет большие риски.Я стараюсь как можно деликатнее описать ситуацию, думаю, Вам, как доктору, понятно, как тяжело общаться и жить , и работать с такими людьми, и понимать, что они больны, и терпеть постоянный ужасный изнурительный стресс, быть для них бесплатным психотерапевтом, утешителем и финансовой опорой.При этом выносить оскорбления, провокации на конфликт,выслушивать негативные и депрессивные эмоциональные переживания. Я сама уже в глубоком неврозе(иронизирую конечно, но возможно и недалека от истины), стараюсь не потерять трезвения, но эмоционально срываюсь.Очень тяжело.

Помогите пожалуйста. На сайтах, в книгах и по телевизору психотерапевты дают разнообразные консультации больным. А вот посмотреть на проблему со стороны (пока еще) здоровых близких?Помогите нам.

И второй аспект. Не секрет, что больные люди встречаются нам на улице, в общественных местах, по личной и служебной надобности мы сталкиваемся с больными, не зная о том, что люди больны.Конечно для того, чтобы не попасть в конфликную ситуацию, нужно быть просто вежливым и знать волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста». И все же бывает ,что придешь домой после общения со страдальцами,и самой уже жизнь не мила.Скажите пожалуйста еще одно какое-нибудь заветное слово(якарек), чтобы полегчало.

Спасибо.
Отредактировано Ravil: 25.01.2010, 12:46:06

Ответ для IRINA
Здравствуйте, IRINA!

Вопросы, которые Вы задаете, мне кажутся очень важными. Мы даже, пожалуй, поставим такую тему на занятии нашего Открытого психотерапевтического клуба «Встречи на Басковом».

Что же касается сути Ваших непростых практических вопросов, то мне думается вот что:

Вы спрашиваете: «…как вести себя с людьми, которые страдают неврозами, психозами и иными состояниями?»
Сначала, если позволите, чуть-чуть теории.
Отношение к людям, страдающим психическими расстройствами – это очень важная характеристика общества, его толерантности и терпимости в частности. Нацисты в свое время (думаю, Вы знаете) уничтожали психически больных, создавая расу арийцев. В современной медицине есть специальное учение — теория стигматизации, которое изучает взаимодействие человека с явным дефектом (стигмой) с другими людьми и обществом, и отношением общества к таким людям… Практически проблемы отношения больного и родственников поднимаются на специальных психообразовательных программах, которые проводятся специалистами клиник, где больной проходит лечение (обучают и самих больных, и родственников). Пока, к сожалению, эти программы реализуются не во всех клиниках, а только в самых лучших. Большую роль в реализации таких психообразовательных программ играют общественные организации родственников душевнобольных и родственников больных, страдающих эпилепсией (в Санкт-Петербурге есть несколько таких общественных организаций).
Если свести теоретические постулаты отношения к больному человеку к метафоре, то эта метафора «лезвия бритвы» – с одной стороны, требуется терпимость и толерантность в принятии самого дефекта больного человека, а с другой – поведение больного не должно нарушать права окружающих и создавать трудности в работе и жизни. Это очень тонкая грань: мы, с одной стороны, должны проявлять терпимость к наличию самого дефекта (тела или поведения), а с другой, не позволять больному нарушать наши интересы и права! Это важно и для окружающих: они не должны позволять пациентам вовлекать их в патологические отношения. Это важно и самим пациентам: они должны учиться адаптироваться в обществе.
Вот с таких позиций нам стоит строить отношения с больными людьми.

«Ведь не секрет, что больной не только страдает сам, но и делает жизнь близких людей просто невыносимой».
Нет, в данном случае это близкие не обеспечили корректное отношение к пациенту из-за ложного понимания долга или чувства вины перед больным родственником и сами допустили, что их жизнь становится невыносимой (кто больной то?)…

«Я в своей жизни постоянно нахожусь в тесном общении с людьми, страдающими подобными недугами».
Вы, как здоровый человек, должны сами определить нужную дистанцию с больным человеком с учетом Ваших возможностей и интересов. Вы можете показать четкую границу Ваших возможностей и строить отношения с учетом Ваших интересов. Их, возможно, стоит осознать и проговорить…

«Прежде всего, в моей семье есть родственник, прошедший курс лечения в психиатрической клинике, а сейчас, вернувшись к труду и общению, создает крайне изматывающие ситуации с близкими».
Требуйте от клиники проведение для Вас и родственников психообразовательных занятий или обращайтесь в следующий раз в клинику, в которой такие программы реализуются. Правда, для этого необходимо принять на себя ответственность за лечение пациента и не допускать экстренных госпитализаций!

«Еще у меня на работе есть сотрудница, в поведении которой я вижу ясные симптомы заболевания. Стараюсь относиться к агрессивному поведению своих vis-a-vis с пониманием и терпением».
Нет, это ошибка — попустительское отношение к агрессивным проявлениям только усиливает его. Вам стоит провести переговоры с сотрудником, попросить (а если нужно, то и потребовать) вести себя корректно по отношению к Вам, если это будет продолжаться, то обратиться к руководителю.

«Понимаю, что ошибки в труде, неадекватное поведение — все это проявление болезни, а не злостное вредительство. Что люди страдают. и что воспитательными мерами или каким бы то ни было своим убеждением, даже утешением, никого не исправишь».
Нет, это тоже не верно. Если больной человек не способен работать и сотрудничать он должен получить инвалидность…или исправиться!

«Но ведь не все больные понимают, что они больны, готовы лечиться, имеют возможность лечиться. Поэтому их болезни несут не только они сами, но и мы –окружающие».
Ну понимаете, они и могут понять, что больны только по реакции окружающих, а если окружающие потакают их агрессивности, безответственности и безнаказанности, то эти тенденции только усиливаются.

«Вам, как доктору, понятно, как тяжело общаться и жить, и работать с такими людьми, и понимать, что они больны, и терпеть постоянный ужасный изнурительный стресс, быть для них бесплатным психотерапевтом, утешителем и финансовой опорой».
Нет, Ирина, мне это не трудно, потому что я стараюсь выбирать нужную дистанцию и проговариваю последствия. Если человек точно знает, что его неадекватное поведение будет иметь последствие, то поверьте, он измениться. Никогда не бывает, что человек болен на 100% !

«Помогите, пожалуйста. На сайтах, в книгах и по телевизору психотерапевты дают разнообразные консультации больным. А вот посмотреть на проблему со стороны (пока еще) здоровых близких? Помогите нам».
Возможно стоит посетить программу психообразования или действительно обратиться на консультацию психотерапевта (личную или семейную) и выработать программу поведения с больным родственником…

«… для того, чтобы не попасть в конфликную ситуацию, нужно быть просто вежливым и знать волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста»…Скажите пожалуйста еще одно какое-нибудь заветное слово (якарек), чтобы полегчало».
Пожалуйста – «мне это не нравится», «мне неприятно», «я огорчена», «прошу учитывать мои интересы»…

Равиль Назыров, врач-психотерапевт, врач-психиатр,
руководитель Центра, к.м.н.
Отредактировано Екатерина: 25.01.2010, 17:51:49

www.baskov34.ru

Как вести себя с родственником, у которого обсессивно-компульсивное расстройство?

Вопрос психологу:

Как вести себя родственникам с человеком, у которого диагноз окр?

Ответ психолога theSolution:

Вы задали очень важный и интересный вопрос. Действительно, при любом расстройстве психики большое значение имеет поведение родственников, членов семьи, друзей — всего ближайшего окружения. Когда речь идет о родительской семье, то ее члены часто сами страдают обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР). ОКР не всегда является чистым неврозом. Иногда под маской ОКР находятся более серьезные расстройства, в соответствии с принципом психиатрической воронки. То есть на ребенка может влиять, как генетический фактор, так и поведенческий, когда родители на своем примере обучают ребенка, о чем нужно беспокоиться и как справляться с тревогой. Этот ответ посвящен тому, как вести себя с родственником, страдающим ОКР исключительно в форме чистого невроза навязчивостей.

Важное примечание: навязчивые мысли и навязчивые действия. а также панические атаки являются показанием для обязательной дифференциальной диагностики с неврозоподобными состояниями, на очной консультации врача-психиатра. Ошибка в отличии невроза от неврозоподобного состояния может очень дорого стоить. Поэтому в психотерапии есть правило, согласно которому лица с навязчивостями принимаются на психотерапию психологами только после обследования у психиатра и заключения врача о том, что это именно чистый невроз.

Обсессивно — компульсивное расстройство в виде невроза навязчивостей

По статистике ОКР является одним из наиболее распространенных невротических расстройств, однако за лечением люди, страдающие ОКР, обращаются, как правило, спустя много лет течения заболевания, когда оно уже наносит существенный урон их здоровью и жизни. Как показывают исследования, более этому расстройству подвержены женщины.

Что важно знать об обсессивно-компульсивном расстройстве

Обсессивно-компульсивное расстройство является формой невроза, имеющего общие черты с другими невротическими расстройствами и особенности, которые характерны только для него. Чтобы дифференцировать ОКР с другими невротическими расстройствами, важно пройти диагностику у врача-психиатра или врача-психотерапевта. Неверно ставить диагноз ОКР себе или близкому человеку, ознакомившись с симптомами расстройства или прочитав статью на эту тему. Это предостережение для тех людей, которые могут подумать, что страдают ОКР, прочитав данную или любую другую статью на эту тему. Диагноз ставит только врач. Иногда для этого требуется время и наблюдение за пациентом, поскольку симптомы невротических расстройств схожи между собой, и только тонкости отличают одно расстройство от другого.

Характерной чертой ОКР являются навязчивые мысли, которые появляются у человека непроизвольно, которые он не может контролировать или остановить и которые причиняют ему сильный дискомфорт. Чтобы заглушить навязчивые мысли человек начинает совершать навязчивые действия или старается нейтрализовать их другими навязчивыми мыслями, повторяемыми многократно.

Пример навязчивости: навязчивая мысль: “Я могу потерять важные записи”, навязчивое действие: многократная проверка записей в блокноте или наличия самого блокнота. Другой пример: навязчивая мысль: “Я могу кому-то навредить”, навязчивое действие: человек прячет от себя или запирает острые, колющие, режущие предметы, старается меньше контактировать с людьми.

Если близкому человеку поставили диагноз обсессивно-компульсивное расстройство как невроза

Если вашему члену семьи или близкому другу поставили диагноз ОКР вам важно знать, что следует, а чего не следует делать в его адрес. Многих людей пугают внешние проявления болезней других людей. Под влиянием этого страха они могут относиться к ним предвзято или не знать, как поддерживать с ними отношения. Вам важно знать, что для вас поведенческие проявления болезни близкого человека с ОКР не опасны. Однако, вам потребуется много терпения и сострадания, чтобы помочь человеку справиться с его проблемой.

Чего делать не нужно, если у вашего родственника или близкого человека обсессивно-компульсивное расстройство

Не нужно игнорировать и делать вид, что ничего не происходит. Близкий человек может воспринять это как равнодушие и безразличие. Его это ранит. А при общей тревожности, которая характерна для любого невротического расстройства, человек начнет себя чувствовать отвергнутым, одиноким, нелюбимым.

Не нужно убеждать человека, что он может взять под контроль свои навязчивые действия и не совершать их, потому что в них нет целесообразности. Эта попытка быть для близкого человека психотерапевтом и, таким образом, помочь ему справиться с непродуктивными действиями, может способствовать созданию новой навязчивости в борьбе с обсессиями (навязчивыми мыслями, которые вызывают навязчивые действия). Впоследствии человек может стать зависим от заверений окружающих в том, что он может остановить эти действия, и при отказе от них никаких негативных последствий не случится.

Не нужно поучать, критиковать и подшучивать над человеком. Это усилит и без того сильную тревогу, и может лишь отсрочить навязчивые ритуальные действия, которые потом возобновятся еще с большей силой и будут иметь большую продолжительность. Вам потребуется много терпения, чтобы принять тот факт, что человек не может это контролировать, и помочь вы ему можете только косвенно.

Не нужно подчинять свою жизнь навязчивостям близкого человека, избегать того же, чего избегает он или помогать осуществлять его ритуалы (компульсивные действия). Это усилит его деструктивные навязчивые мысли о том, что ему действительно нужно беспокоиться, избегать и избавляться от навязчивых мыслей с помощью навязчивых действий. Так вы станете союзником его болезни.

Не нужно помогая близкому человеку поддерживать избегающее поведение, делая за него то, что его страшит и пугает. В этом случае вы так же становитесь на сторону его болезни, хотя внешне это может приносить ему временное облегчение. Например, если ваш близкий страдает от страха загрязнения в общественных местах и заражения какой-либо болезнью, не нужно возить его на личном автомобиле, чтобы он не пользовался общественным транспортом, ходить вместо него в магазин или в аптеку и прочее. Сюда же относится стерилизация посуды, которой пользуется близкий человек, приобретение бахил, одноразовых перчаток, дезинфицирующих средств и тому подобного, все это будет поддерживать его компульсии.

Не нужно контролировать близкого человека и гиперопекаит его. Это укажет на его беспомощность и усилит тревогу. Не нарушайте его личные границы, относясь к нему, как к нуждающемуся в помощи и не способному самостоятельно справиться с проблемами и сложностями. Соблюдайте личную дистанцию в общении, не проявляйте давления или постоянного беспокойства о его состоянии.

Что нужно делать, если у вашего близкого обсессивно-компульсивное расстройство

Человек с ОКР нуждается в стабильности, поддержке и эмоциональном контакте с близкими людьми. Важно это не путать со спасительством близкого человека, который болен ОКР, потому что оно ему противопоказано. Впрочем, как и любому другому человеку. Спасительство является предложением человеку роли Жертвы, то есть беспомощности и зависимости от других людей. Человек, страдающий ОКР и без того зависим от своих навязчивых мыслей и действий. И именно зависимость и ощущение собственной беспомощности лежит в основе его расстройства.

Нужно давать близкому человеку ощущение опоры, эмоциональной связи, понимания и принятия его с его проблемой. Это значит, что вы его выслушиваете, когда он хочет поделиться с вами чем-либо, и здесь вам понадобятся навыки активного слушания. То есть умения вдумчиво слушать, давать безоценочную обратную связь о том, что вы услышали, выказывать сопереживание, поощрять его планы по работе с его расстройством или какие либо другие планы, цели, мечты, проекты. Знание и ощущение, что его любят и принимают, несмотря на его расстройство, даст ему дополнительные ресурсы для выдоровления. Это значит отражать его эмоции, тем самым показывая, что вы понимаете, что с ним происходит и сопереживание ему. Это значит узнать о его индивидуальных эмоциональных потребностях и быть готовым считаться с ними, то есть дать своему близкому знать, что вы хотите ему помочь чувствовать себя лучше и если вы можете что-то для этого сделать, то хотите, чтобы он вам об этом сказал.

Важно замечать результаты в лечении человека, страдающего ОКР, замечать его успехи в этом направлении. Попросите его делиться с вами своими успехами, чтобы вы могли порадоваться вместе с ним и, тем самым, поддержать его и придать веры в себя и свои силы. Это даст ему информацию о том, что его результаты наблюдаемы со стороны, что они признаются, а значит, они есть, что он двигается по направлению к цели, и у него получается преодолевать свои внутренние проблемы. Делитесь с ним своими позитивными наблюдениями за его состоянием. При этом уделять внимание состояниям регресса не нужно. Когда у него не получается следовать плану лечения, не нужно акцентировать на этом внимание, акцентируется на тех моментах, где он достигает успеха, каким бы маленьким или большим, временным или постоянным он ни был.

Словами и действиями покажите близкому, что вы доверяете ему и верите в его способность справиться с возникшей проблемой. Знание о том, что в него верят и поддерживают, позволит ему чувствовать себя более уверенно, защищено, придаст ему сил, уменьшит тревогу, поддержит его самооценку.

Нормализация эмоционального контакта

Близкому человеку с ОКР важно давать поддержку в его лечении. Это значит, что вы можете предложить ему сопровождать его на приемы к врачу, обсуждать его сомнения в связи с решениями в отношении лечения и помогать найти аргументы в пользу начала лечения, проходить вместе семейную терапию у клинического психолога, предложить ему помощь в следовании плану лечения, например организации приема лекарств и выполнении упражнений, рекомендованных клиническим психологом или врачом-психотерапевтом.

Изучите литературу, посвященную ОКР, чтобы лучше понимать что происходит с вашим близким человеком. Это поможет вам выражать больше сочувствия, сопереживания, поддержки, терпения и принятия, что очень для него важно. Опасайтесь относиться к нему, как к беспомощному и тяжело больному человеку. Примите его решение, каким бы оно ни было — действовать или проявлять пассивность в связи со своей болезнью. Здесь работает принцип: чем больше вы опекаете и спасаете, тем ниже мотивация человека выздороветь и приложить к этому максимум усилий. Удачи вам и здоровья вашим близким!

thesolution.ru

Советы родителям: неврозы — как помочь ребенку?

Вряд ли кто-то не согласится, что в современном мире человеку все сложнее сохранить свое здоровье. Ритм большого города ежедневно заставляет нас забывать обо всем в нашей вечной гонке. Неудивительно, что двое из трех жителей мегаполиса страдают той или иной формой невроза.
Но еще более печальная картина вырисовывается, когда речь идет о детях, ведь они гораздо более восприимчивы к любым психологическим нагрузкам: детский сад, школа, а нередко и семья становятся постоянным источником стресса для ребенка.
Часто случается так, что неврозы долгое время остаются незамеченными и годами портят человеку жизнь, нарастая, как снежный ком: на фоне небольшого нервного расстройства ребенок начинает хуже учиться, это провоцирует конфликты с учителями и родителями, невроз усиливается, появляются проблемы со сверстниками, что дополнительно усугубляет картину расстройства.
И так далее, по замкнутому кругу. Чтобы избежать такой ситуации, сохранить отношения с ребенком и его здоровье, необходимо уметь вовремя заметить признаки начинающегося невроза и сделать все для устранения его причины.

Первая группа неврозов – это тревожно-фобические расстройства, к которым относятся не только сами фобии, но и панические атаки, общие тревожные состояния.
Навязчивый страх, или фобия – одна из самых распространенных форм невроза. Особенность ее в том, что однажды появившись, она остается с человеком очень надолго, если не навсегда.
Причиной возникновения этого состояния чаще всего является какая-то конкретная ситуация, и страх возникает всегда, когда появляется шанс ее повторения. У детей стресс – не обязательная составляющая для формирования фобии. Зачастую впечатлительному ребенку достаточно услышать от сверстника леденящую душу историю о том, как маньяк убил в темном подъезде маленькую девочку — и боязнь темноты уже сформирована.
Всем очевидно, что ребенку не стоит смотреть “криминальную хронику”, но из вышесказанного можно сделать еще один, не менее ценный вывод: лучше обсудить с ребенком все, что он увидел или услышал, пока он еще не успел “обдумать” все сам, дорисовав в воображении ужасные подробности, и сделав свои выводы из ситуации.

С паническими атаками дети чаще всего впервые сталкиваются в подростковом возрасте. Это состояние возникает спонтанно, приступ длится около 20 – 30 минут. Появляется учащенное сердцебиение, потливость, слабость, иногда чувство удушья или тошноты.
Все это сопровождается паническим беспричинным страхом, чаще всего, боязнью смерти или сумасшествия. Такие приступы являются результатом длительного воздействия стрессового фактора и переутомления в сочетании с перестройкой организма, происходящей в пубертатном периоде. К ребенку необходимо отнестись со вниманием, постараться разгрузить его режим дня, проконсультироваться с невропатологом.
Общие тревожные состояния вызываются теми же причинами, что и панические атаки, но проявляются не так ярко. В этом случае ребенка преследует постоянное ощущение дискомфорта, неясной тревоги, он плохо засыпает, раздражителен и часто плачет. Кроме того, часто возникают болезненные ощущения: слабость, головная боль, невозможность глубоко вдохнуть. Как и в случае паник, нужно максимально снизить учебную нагрузку на ребенка, добиться постоянства режима дня.

Не менее распространенная группа неврозов – навязчивые состояния. В нее входит множество различных расстройств – навязчивые сомнения, идеи, действия, контрастные навязчивости.
Навязчивые сомнения – невротическое нарушение, с которым сталкивался практически каждый из нас: сложно найти человека, который никогда не обдумывал возможные повороты уже давно завершенного диалога, не возвращался бы домой, чтобы посмотреть, выключен ли утюг, не проверял бы по три раза билеты по дороге на вокзал. Но в некоторых случаях этот безобидный невроз доводит свою жертву до изнеможения, приобретая форму настоящей мании.
У детей это чаще всего проявляется расстройствами сна: ребенок не может заснуть, десятки раз повторяя в голове неудавшийся разговор с одноклассником, или вскакивает по несколько раз за ночь, чтобы проверить, положил ли он в портфель тетрадь по математике (“учительница кричать будет” – говорит он, пытаясь объяснить такое поведение).
Конечно, иногда такие эпизод бывают у всех – невозможно не переживать по некоторым поводам, но когда это приобретает некоторую регулярность, родителям стоит задуматься о причинах такого невроза.
Стоит обсуждать с ребенком все, что его волнует, находить решения его проблем, не делая особенного акцента на том, что он должен был их избежать (об этом тоже нужно говорить, но потом, когда неприятная ситуация уже себя исчерпала).

Более распространенным видом навязчивостей у детей являются навязчивые действия: движения и ритуалы.
К навязчивым движениям можно отнести всевозможные тики и обессивную медлительность. Тик – одна из самых распространенных форм невроза, причем разнообразие таких навязчивостей велико: это и различные подергивания мускулатуры, и заикание, и постоянное вставление в речь слов-паразитов.
Чаще всего, тики возникают на фоне постоянного стрессового воздействия, причем усиливаются пропорционально увеличению стресса и не зависят от конкретных ситуаций. В большинстве случаев, тики со временем проходят сами, но это отнюдь не значит, что их нужно игнорировать.
Если ребенок совершает навязчивые движения, либо вставляет в речь лишние слова, следует обращать его внимание на это, со временем он сможет лучше контролировать себя и тик пройдет. С заиканием дело обстоит иначе: не стоит акцентировать внимание ребенка на его проблеме – это и без вас сделают “добрые” одноклассники.
Такого ребенка нужно слушать очень внимательно, не перебивать – он должен избавиться от волнения в разговоре. Хорошо, если вы будете просить ребенка читать вслух или учить стихи наизусть – все это тренирует и ставит речь.

Обессивная медлительность – довольно частое явление, которое, в большинстве случаев долго остается незамеченным. Проявляется это в том, что ребенок как бы “зависает” при выполнении некоторых действий: часами ест или одевается, весь день сидит над домашним заданием, с пустым взглядом уставившись в учебник.
Как и в случае с тиками, большая роль в устранении медлительности отводится тренировке самоконтроля – этому поможет написание распорядка дня “по минутам”, где всему отводится четкое время.

Навязчивые ритуалы – своеобразная форма невроза, которая в какой-то степени выражена у всех. К ним относятся те действия, которые мы совершаем, руководствуясь своими собственными приметами и суевериями: ходить, не наступая на тени или на трещины на асфальте, ходить на ответственные мероприятия только в определенной “счастливой” одежде. Когда таких ритуалов не слишком много и они не мешают ребенку нормально жить, не стоит о них беспокоиться – часто такие действия нужны для создания ощущения комфорта.
Более редкой формой неврозов являются контрастные навязчивости. Это состояние включает в себя как бы две составляющие: сначала у человека появляется идея, противоречащая общечеловеческим нормам и правилам, во второй фазе возникает страх перед возможностью реализации этой идеи из-за потери самоконтроля (“А что если я сам это сделаю?”).
Самая большая проблема этого невроза в том, что люди, им страдающие, склонны скрывать эту свою проблему. Да и кому признаешься в тех мыслях, которые пугают даже тебя? Стоит помнить о возможности подобных расстройств, побольше говорить с ребенком о его переживаниях, успокаивать его. Ведь только одно осознание того, что у него возникают “плохие” мысли может стать настоящей травмой и всерьез отразиться на самооценке.
Необходимо объяснить, что мы все в силах контролировать себя, какие бы идеи не приходили порой нам в голову.

Кроме того, родители часто игнорируют особый род навязчивостей – сверхценные идеи. Хорошо, когда ребенок особенно увлечен чем-либо, но стоит насторожиться, если хобби поглощает его целиком, мешает учебе и распорядку дня.
Чтобы избежать подобных состояний, стоит предлагать ребенку различные варианты времяпрепровождения, расширять круг его общения и интересов. Это поможет ему не только вырасти во всесторонне развитую личность, но и избежать ряда психологических проблем.

У младших школьников часто встречаются неврозы, проявляющиеся расстройствами пищеварения и головной болью. Связаны они обычно бывают с непомерной нагрузкой, которую взваливают на плечи детей дома и в школе.
К сожалению, зачастую родителям не понять, что музыкальная школа для первоклассника – явное излишество, даже если она и не занимает очень много времени. В начальных классах лучше обратить внимание на танцевальные и спортивные секции, посещать которые лучше тоже не более двух раз в неделю.

Особенным вариантом неврозов являются истерические расстройства, чаще всего их появление связано с особенностями воспитания: обычно такие дети единственные либо младшие в семье.
Сначала ребенок специально изображает истерику, чтобы добиться своего. Потом, если это оказывается действенным методом, истерика становится неконтролируемой реакцией организма.
Выглядеть такие приступы могут совершенно душераздирающе: ребенок катается по полу с криком или хрипами (ему может казаться, что он задыхается), бьет ногам и руками. Такая картина чем-то похожа на приступ эпилепсии и может напугать родителей. Но есть главное различие: при истерическом припадке сознание сохраняется, поэтому такие дети моментально отреагируют на щипок, окрик, или любой другой резкий поворот событий.
Кроме того, истерика возникает только в присутствии зрителя, так что лучшее, что вы можете сделать – просто спокойно выйти из комнаты и закрыть за собой дверь, как бы трудно ни было это сделать. Не пройдет и пары минут, как ребенок начнет успокаиваться. Если такое происходит с маленьким малышом, его нужно отвлечь, переключить внимание на что-то другое.

Существует огромное множество вариантов невротических расстройств, мы рассмотрели лишь некоторые из них. И важен не диагноз и не то, какими словами называют это врачи. Главное – ваши отношения с ребенком, ваши доверие и понимание, которые так необходимы детям.
Важно понимать, что те проблемы, которые выглядят смешными, если смотреть на них с высоты вашего жизненного опыта, могут казаться неразрешимыми для маленького человечка, и именно поэтому начинать и решать нужно вместе.

www.detskiysad.ru

У ребенка невроз. Как родителям не сойти с ума

ВОПРОС Сыну 8 лет. С рождения наблюдаемся у невролога. Сначала ПЭП, потом РЭП, потом гипервозбудимость. Лет с 6-ти более менее всё нормально было, продолжали профилактическое лечение. Пошёл в первый класс, учился хорошо, несмотря на сложную программу. К концу года устал, стал нервничать, раздражаться, устраивать истерики к вечеру. Поведение хорошее, но стал делать всё назло, абсолютно не слушался учителя, не слушал нас дома. При хорошей успеваемости и поведении бесконечные конфликты со взрослыми, делает так, как ему нужно, как ему удобно. К концу года весь дневник красный, и замечания — огрызался, упрямился, спорил, скандалил, сорвал урок… . Скандал дома каждый вечер. Если не удаётся спровоцировать родителей (а нервы уже, если честно, у всех не в порядке из-за безвыходности и постоянного напряжения) — значит закатит этот скандал сам на пустом месте. Появились какие-то судорожные вздохи, очень глубокие. Поставили диагноз невроз. Лечим уже месяц, результат нулевой, скоро все сойдём с ума. Посоветуйте, что делать? ОТВЕТ Добрый день! Для начала хотелось бы, чтобы вы осознали и приняли для себя не очень приятную закономерность — развитие невроза напрямую зависит от типа семейного воспитания. При лечении неврозов лекарств не достаточно, ребенку требуется еще и психологическая помощь, а возможно и психотерапия. Говоря о том, откуда взялся невроз, необходимо прослеживать весь путь, начиная от зачатия ребенка и до настоящего момента. При этом важны любые составляющие — ваше состояние, желанность беременности, условия, в которых беременность протекала, как проходили роды, в каких условиях проходили первые годы жизни вашего сына. Еще одним важным фактором является и ваше отношение к факту рождения «проблемного» ребенка, насколько вы сами смогли принять необходимость хождения по врачам, лечения малыша, необходимость полностью подчинить свою жизнь потребностям ребенка. Соответственно лечние должно быть комплексным — должен быть нормализован микроклимат в семье, нормальными должны быть и ваши, супружеские отношения, и отношения родителей с ребенком. Во всем нужна гармония. Что делать: Обращайтесь к психологу/психотерапевту. Вам понадобится квалифицированная психологическая/психотерапевтическая помощь. Вам придется постоянно преодолевать в себе: 1. Недостаточную (несвоевременную) эмоциональную отзывчивость. 2. Чрезмерную фиксацию на себе и своих интересах, равно как и недоверие к возможностям детей. 3. Неспособность пойти на жертвы во имя ребенка, в том числе, экономического характера. 4. Собственные недостатки характера и поведения, являющиеся отрицательным примером для детей. 5. Изжившие себя стереотипы воспитания, в том числе чрезмерную принципиальность, формализм и диктат в общении с детьми. Это не ваш вариант. 6. Конфликты и ругань с другим родителем. 7. Усмиряйте в себе повышенную чувствительность к стрессу, учитесь психологически защищаться. Закаляйтесь психически. А вот, что вам необходимо развивать в себе: 1. Понимание серьезности положения, насколько адекватно и серьезно вы воспринимаете беды вашего ребенка, любите его и цените его здоровье. 2. Доброта и искреннее желание помочь ребенку. 3. Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы. 4. Вставайте на сторону ребенка, смотрите на себя его глазами. 5. Будьте готовы к переменам. 6. Контролируйте свои чувства и поступки. 7. Будьте терпеливы и последовательны. 8. Вам, родителям, нужно быть соратниками. Очень важно участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка. 9. И главное — верьте в положительные результаты лечения! Все будет хорошо!

Читайте также

Вышивка лентами пиона для начинающих

Если вы уже почувствовали свою уверенность в вышивке лентами, то предлагаем для вас урок, который будет сложен для начинающих, но оптимален для тех, кто уже успел попрактиковаться

Вышивка лентами подсолнуха для начинающих

Самим делать ленты, окрашивать их и вышивать ими будет интересно не только начинающим, но и умелым мастерам. А раскроет секреты Маргарита Тихонова, мастер из Санкт-Петербурга

Чем занять ребенка летом

«Комсомолка» озаботилась этим вопросом и предлагает несколько идей

C кем можно оставить ребенка: автоняни, бебиситтеры и гувернантки

Лето — тот сезон, когда детей часто бывает не на кого оставить: родители на работе, а бабушки-дедушки далеко или тоже заняты. «Комсомолка» решила изучить вопрос, с кем можно оставить ребенка, если у самих не получается остаться дома

Вышивка лентами тюльпана для начинающих

Справятся даже начинающие рукодельницы

Как найти няню для ребенка

«Комсомолка» дает несколько советов как подобрать няню, чтобы потом не пожалеть об этом

Дневник трижды мамы: «Три одинаковые игрушки — не гарантия мира»

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть сорок третья, в которой дети начинают говорить и некоторые даже становятся способны на человеческие переговоры [фото, видео]

Как жить с ребенком-аллергиком

Наш колумнист, мама аллергика со стажем, рассказывает, как можно облегчить жизнь своему ребенку

Дневник трижды мамы: ”Коляска пятьдесят кило и солнце жарит”

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть сорок вторая, про тролля Риту, саблезубого Ивана и третье слово после “мама” и “папа” [фото, видео]

Дневник трижды мамы: ”Ивана обижают брат с сестрой, а Рита панически боится берёзовых серёжек”

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть сорок первая, про режим “электровеник”, любовь к банке тушёнки и гастрономических пристрастиях

Маменькин сынок: Почему родительская гиперопека вредна

Стремление дать своим детям лучшее и оградить их от жизненных проблем породило еще одну тенденцию — в России растет поколение маменькиных сынков. Разбираемся, что к этому приводит и как избежать

ЧетверНЯШКИ: близнецам, родившимся в пятницу 13-го, устроили бесплатную фотосессию

Трогательные снимки уже покорили Инстаграм, а в это время молодым родителям пообещали ключи от квартиры [фото]

Дневник трижды мамы: «Помышляю назвать книгу «Детьми битая»»

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть сороковая, про собаченек, авангардизм и самостоятельность [фото, видео]

Детские страхи: как помочь ребенку избавиться от кошмаров и фобий

Дети часто начинают бояться чего-то, а родители не понимают, почему. Разбираемся со специалистом, что делать, чтобы детские страхи не остались с ребенком на всю жизнь

“Это прилетит потом бумерангом”: как можно (и вообще нужно ли) наказывать детей

В чём не права Яна Рудковская и кто может вырасти из малыша, которого наказывают ремнём

Дневник трижды мамы: «»Поцелуй меня» — прошу. А она мне чуть нос не сломала»

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть тридцать девятая, о том, как Маргарита чуть не стала Айлой, а Иван побыл немного Егоркой

На пути к «Дому Роналда Макдоналда»

20 мая 2018 года в столице Татарстана пройдет традиционный Казанский марафон — один из красивейших стартов в Европе, который ежегодно собирает любителей бега со всего мира

Дневник трижды мамы: ”Живём скромно, поэтому дача у нас на балконе”

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть тридцать восьмая, про детей, собак и красноармейцев

“У мам и детей одна общая беда – эта армия доброжелателей”

Почему всегда нужно становиться на сторону своего ребенка. Даже если он двоечник и порвал штаны

Воспитание детей в семье: Сделала домашку — цени супермамашку!

Почему гиперопека в воспитании детей в семье входит в норму, чем она опасна и как побороть в себе желание стать самым заботливым в мире родителем

Дневник трижды мамы: ”На этот раз не болею я сама и это превосходно!”

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть тридцать седьмая, в которой многодетное семейство возвращается из затяжных болезней к жизни [видео]

Третья четверть в школе: как родителям помочь школьнику ее пережить

Как справиться с переутомлением и весенней депрессией в третьей четверти в школе

Буллинг в школе

Способы распознать, что вашего сына или дочь задирают другие дети, и методы противодействия буллингу в школе

Дневник трижды мамы: ”Застукала Риту, перекладывающую козявки из своего носа в Ванечкин”

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть тридцать шестая, в которой дети болеют, но продолжают мощно эволюционировать

Как правильно наказывать ребенка

Когда ребенок не слушается многие родители по мягкости характера избегают наказаний, но это может навредить детям. «Комсомолка» совместно с психологом посмотрела основные способы и предлагает ознакомиться с тем, как правильно наказывать ребенка

Дневник трижды мамы: ”Сегодня я спала около двух часов, из них глубоким сном — тридцать минут”

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть тридцать пятая, в которой все трое устроили лазарет

Дневник трижды мамы: ”Иван включил режим «единственный ребёнок в семье»”

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть тридцать четвертая, в которой дети начали делить бабушку

Дневник трижды мамы: ”Видео из садика я смотрю как фильм ужасов”

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть тридцать третья, дети ускоренными темпами превращаются в людей [видео]

Возрастная категория сайта 18+

m.kp.ru