Как стресс влияет на поведение человека

В этой статье подробно разберем, что такое стресс и его влияние на человека. Стресс в нашей жизни – довольно частое явление. Его разрушительное влияние на организм человека очень велико. Поэтому важно понимать, как с ним бороться.

Как бы человек ни старался, стрессовых ситуаций ему никак не избежать, тем более в нашей современности, где все куда-то спешат, и отношение людей друг к другу оставляет желать лучшего. Каково же влияние стресса на человека? Чтобы ответить на этот вопрос сначала разберем само понятие стресса и его виды.

Канадский эндокринолог Ганс Селье в 1936 г. впервые описал физиологию стресса в рамках общего адаптационного синдрома, который включает три стадии:

  • 1) стадия мобилизации;
  • 2) стадия сопротивления;
  • 3) стадия истощения.
  • При сильных стрессах это помогает спасти организм от шока, полученного в результате физических травм либо от нервного потрясения.

    Виды стресса

  • Эмоциональный стресс – самая первая реакция при стрессе. Активизирует обменные процессы в организме, вегетативную нервную систему, эндокринную систему. При частом возникновении или длительном действии приводит к разбалансировке указанных систем.
  • Психологический стресс – обусловлен социальными факторами или собственными волнениями. Вызывается при конфликтных ситуациях в обществе, переживаниями о будущем. При таком стрессе человек может переживать такие эмоции, как страх, волнение, зависть, тоску, ревность, раздражительность, тревогу, беспокойство и т. д.
  • Биологический стресс – вызывается физическими стресс-факторами. К ним можно отнести: ожог; переохлаждение; заболевание; отравление; травмы; голод; облучение и т. д.
  • Стоит отметить еще один вид стресса – профессиональный стресс, возникающий вследствие рабочих стресс-факторов: вредные условия труда (загрязнение, шум); неудобный график работы; плохое питание; плохие отношения с руководством, сотрудниками; перегрузки, быстрый темп работы; монотонность, однотипность действий.

    Влияние стресса на жизнь человека

    При коротком воздействии стрессовых факторов, организм мобилизуется, у человека появляются силы, мотивация для решительных действий. Это положительное влияние стресса.

    При длительном пребывании человека в стрессовом состоянии под действием гормонов стресса организм разрушается.

  • Появляется психологическая и физическая слабость, неуверенность в себе, чувство неудовлетворения, дискомфорт, может развиться депрессия, приводящая к еще более глубоким системным нарушениям.
  • Влияние стресса на деятельность человека выражается в сниженной работоспособности, приостанавливается развитие человека в социуме.
  • Внезапно возникший сильный стресс приводит к резкому повышению кровяного давления, что может привести к сердечному приступу или инсульту.

    Кроме этого, при стрессе снижается иммунитет, организм в этот период более предрасположен к возникновению новых заболеваний и к обострению старых. Недаром говорят, что все болезни от переживаний. Поэтому с длительным эмоциональным стрессом необходимо бороться.

    Методов борьбы с эмоциональным стрессом предостаточно. Наиболее здоровые и действенные из них это физическая нагрузка, занятия спортом, правильное питание и режим дня. В тяжелых случаях может потребоваться медикаментозное лечение в стационаре.

    Заключение

    Стресс преследует нас в течение всей жизни. Избежать его мы не можем, но уменьшить его отрицательное влияние и поскорее от него избавиться – вполне реально.

    udietologa.ru

    Стресс и его влияние на человека

    Человек – эмоциональное существо, которое не может относиться спокойно ко всему. Все мы разные, и в силу своей индивидуальности, каждый реагирует на жизненные ситуации по-своему. То, что для одних покажется мелочью, для других это может стать катастрофой, и наоборот.

    Общее понятие стресса

    Стресс (напряжение, нагрузка) – ответная нормальная адаптационная реакция организма на физические либо психологические раздражители, нарушающие его саморегуляцию, и проявляющаяся в определенном состоянии нервной системы и целого организма.

      На первой стадии включаются адаптационные механизмы саморегуляции организма. Нарастает выброс в кровь адаптационных гормонов (глюкокортикоидов), пытающихся восстановить нормальную жизнедеятельность органов и систем.

      Вторая стадия наступает при относительной стабилизации работы нарушенных систем организма. В этот момент ведется устойчивое сопротивление стрессорам (факторам стресса).

      При этом расходуется адаптационная энергия, которая по представлениям Ганса Селье имеет ограниченный запас от рождения и не восполняется, а, по мнению другого ученого, Бернарда Голдстоуна, по мере расходования она восполняется.

      Когда процесс расходования адаптационной энергии идет быстрее процесса ее восполнения, она заканчивается и наступает третья стадия – стадия истощения, если ничего не предпринимать, человек может погибнуть.

      Существует два вида стресса – дистресс и эустресс.

    • Эустресс – стресс в результате положительных эмоций либо недолгий и легкий стресс, мобилизующий силы организма. Такой стресс оказывает положительное влияние на организм человека и не опасен.
    • Дистресс – сильный стресс, вызванный негативными факторами (физическими, психическими), с которыми организму очень сложно справляться. Такой стресс оказывает негативное влияние на нервную систему и на здоровье человека в целом.
    • Эти два вида стресса подразделяются на типы по характеру воздействия:

      Как уже было сказано ранее, стресс может влиять на организм и жизнь человека как положительно, так и отрицательно.

    • Нарушается аппетит, снижается вес. Исчезает интерес к жизни.
    • Человек в депрессивном состоянии не способен принимать адекватные решения, стресс имеет сильное влияние на поведение человека, что может привести к суициду.

      Методы борьбы со стрессом

      Так как в стрессовом состоянии организм теряет много энергии, необходимо поддержать его витаминами, минералами, которых много в овощах и фруктах. Даже всего лишь один банан способен повысить настроение.

      Не стоит пренебрегать аутогенными тренировками, настраивающими мысли человека на положительный лад, укрепляющие его волю и эмоции. Не бойтесь общения с психотерапевтом, который поможет преодолеть все трудности, возникшие перед вами.

      Для этого нужно соблюдать режим дня, добавлять в рацион больше фруктов и овощей. Можно приступить к физическим, психологическим тренировкам, обратиться к специалисту.

      Главное – не поддавайтесь разрушительному воздействию стресса, боритесь и тогда у вас все будет замечательно!

      Влияние стресса на поведение человека в аварийных ситуациях

      Основные причины аварийности и травматизма распределяют по следующим группам:

      — напряженность труда, нетипичность ситуации, особенности технического обеспечения;

      — отрицательное воздействие санитарно-гигиенических условий;

      Психологический анализ возникновения аварийных ситуаций направлен на изучение причин, связанных с человеческим фактором. Это совокупность причин, которые сами по себе не провоцируют аварийных ситуаций, но влияют на поведение работника таким образом, что он сам создает аварийные ситуации. Данную совокупность, в частности, могут составлять:

      — плохая организация работы;

      — введение новых обозначений сигналов;

      — шум от скопления народа в помещении и т.п.

      Все это нередко провоцирует возникновение ошибок в работе человека, что порой заканчивается аварийными ситуациями на производстве. Современный подход позволил выделить глобальные причины возникновения аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором:

      1. В ходе эволюции некоторые качества человека ухудшились. У него снизилась способность противостоять опасностям. С развитием техники количество самых разнообразных видов опасности растет быстрее, чем человеческое противодействие им.

      2. Рост цены ошибки. Ошибки современного человека обходятся ему гораздо дороже, чем его предку.

      3. Адаптация человека к опасности. Человек настолько привык к технике, что забывает о ее потенциальной опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод человек пренебрегает техникой безопасности и повышает вероятность возникновения аварийной ситуации. Так, стремясь быстрее добраться до места назначения, водитель превышает скорость, идет на обгон в местах и случаях, когда это запрещено правилами дорожного движения. В результате вероятность возникновения аварийных ситуаций и непосредственно аварий возрастает. Отражается на количественных показателях аварийности возраст и уровень профессионализма работников.

      Помимо общих причин, на аварийность влияют и субъективные, индивидуальные факторы. Психолог К. Марбе предложил объяснительную теорию, согласно которой ранее полученные травмы порождают новые аварийные ситуации. Он считал, что личность проживает «плохие» и «хорошие» периоды. Люди в «плохие» периоды с большей вероятностью попадают в аварийные ситуации, совершают ошибки и получают травмы. По закону К. Марбе, это порождает новые опасные ситуации и т.д. Такие личности

      предрасположены к ошибкам и травмам. Эта предрасположенность — природная. Специальным обучением ее можно уменьшить, но не устранить. Некоторые личностные свойства способствуют «плохим» периодам. Это агрессивность, нетерпимость, тревожность, импульсивность. Существуют исследования, доказывающие то, что изолированность рабочих мест, максимальная самостоятельность сотрудников в решении задач ослабляют контроль за их работой и снижают безопасность труда. Отрицательно на безопасности труда работников сказываются семейные ссоры, социальные конфликты, нестабильность рабочих групп.

      Отдельно стоят причины, связанные с непригодностью человека по физическим, физиологическим или психическим признакам к выполнению той или иной работы, определенных функций. Установлена связь между частотой травм и уменьшением скорости и точности движений.

      В результате исследований установлено, что при прочих равных условиях у женщин травматические ситуации возникают реже, чем у мужчин, хотя нарушений и ошибок они допускают больше. Вместе с тем женщины работают более надежно и безопасно только в нормальных условиях. В экстремальных условиях их надежность уменьшается. Это связано с тем, что женщины по своей природе стремятся предугадать, подстраховать опасную ситуацию, избежать ее. Такая поведенческая стратегия женщин способствует тому, что они реже создают опасные ситуации. Мужчины менее дальновидны и более рискованны, а поэтому вероятность травматических ситуаций у них выше, но в уловиях экстрима они более устойчивы и надежны, чем женщины.

      В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью — стрессом.

      Под стрессом (stress — англ. — давление, нажим, напряжение) принято понимать состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Стресс проявляется как необходимая и полезная реакция организма на резкое

      увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиений, росте давления, расширении кровеносных сосудов, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в экстремальных условиях.

      Однако стресс оказывает положительное влияние на результаты труда и способствует преодолению возникших препятствий лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня.

      Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

      Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами.

      В аварийных же ситуациях в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва.

      Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным закономерностям, и, как правило, проходит несколько фаз.

      Первая фаза — гипермобилизация сопровождается снижением точности движений, что может вызвать неверные реакции иди привести к ошибкам.

      Вторая фаза — потеря ориентации. Рабочий перестает замечать важные показатели работы машины, нарушается контроль над процессом труда, неверно оценивается поступающая информация.

      Третья фаза — нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но в состоянии стресса у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам, и он начинает заниматься мелочами. В конечном итоге это приводит к распаду структуры операций. При этом нарушение последовательности операций, сосредоточение внимания человека на выполнении отдельной операции не способствуют поиску путей выхода из аварийной ситуации.

      Четвертая фаза — обострение оборонительных реакций и отказ. По мере усложнения ситуации обостряются оборонительные реакции, а с ростом неудач понижаются волевые функции по преодолению возникших трудностей. В таких условиях у человека появляется склонность возложить вину за все неудачи на плохо работающую технику или на других людей, работающих с ним. Вместо того чтобы прилагать усилия для разрешения аварийной ситуации, у рабочего складывается «эгоцентрическая» интерпретация событий, его начинают беспокоить уже не возникшие трудности, а то, как другие отнесутся к волнующей его неудаче. Все его устремления направляются на то, чтобы скрыть эту неудачу, ее последствия от товарищей, руководства. При дальнейшем обострении стресса возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией.

      Помимо вышесказанного, поведение человека в экстремальных условиях определяется и психологической готовностью к деятельности. Различают

      заблаговременную — общую (или длительную) готовность и временную — ситуативную готовность.

      Общая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На ее основе возникает готовность к выполнению тех или иных текущих задач.

      Временная готовность — это мобилизация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

      Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных качеств, уровня подготовки, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее частой причиной, приводящей к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Компенсировать недостаток информации в подобных условиях может высокая предварительная психологическая готовность. Обеспечить ее можно с помощью тренировок, развивающих быстроту мышления, вырабатывающих необходимые навыки действий в условиях неполной информации, формирующих способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо готовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он мог выделять главные моменты происходящих событий. Здесь может помочь воображаемое «проигрывание» возможных вариантов действий при возникновении тех или иных ситуаций в работе, вплоть до аварийных.

      У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудной ситуации. Но самоуправление всегда предполагает умение внушать себе нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания.

      Возможности самоуправления увеличиваются, если человек внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.

      Дата добавления: 2015-11-18 ; просмотров: 626 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

      helpiks.org

      Как стресс влияет на поведение человека

      Особо нужно остановиться на поведении человека в ситуациях, значительно отличающихся от обычных. К таким ситуациям относятся критические, которые, в свою очередь, могут вызываться экстремальными факторами.

      К критическим ситуациям относят стресс, фрустрацию, кон­фликт и кризис.

      Стресс — это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делаю­щий сложную операцию, студент, сдающий экзамен и т.д.

      Фрустрация — это также состояние нервно-психического на­пряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия, как материальные, так и иде­альные или воображаемые. Например, ребенок находится в со­стоянии фрустрации, когда родители из-за неимения денег или по другим причинам не хотят купить ему игрушку; молодые люди, пожелавшие пожениться, когда на их пути встал запрет родите­лей; рабочий, захотевший внедрить новую технологию, но столк­нувшийся с запретом мастера.

      Конфликт — еще более сложная форма проявления критических ситуаций; он всегда связан с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций и т.п. Существуют межнациональ­ные конфликты, религиозные, производственные, экономические, межличностные, внутриличностные и т. д.

      Наконец, кризис — это особое состояние, в которое попадает человек, например: кризис болезни, кризис возраста, кризис, свя­занный с утратой близкого человека, отрывом от семьи, переме­щением в другое место, другую страну и т. п.

      Все эти критические ситуации переживаются человеком доста­точно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне.

      Индивидуальные способы поведения в критической ситуации многообразны и определяются как самой ситуацией, так и харак­тером человека, который в них попадает. В то же время можно выделить некоторые общие способы поведения в отмеченных си­туациях. К этим способам относятся следующие: импульсивность, пассивность и активность.

      При импульсивном способе реагирования человек бурно, эмоцио­нально переживает ту или иную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно и, как правило, терпит фиаско. Например, сту­дент в стрессе во всем обвиняет преподавателя, обсуждает событие с однокурсниками, но ему не приходит в голову просто выучить материал, вынесенный на экзамен. Ребенок в состоянии фрустра­ции начинает не просто капризничать, он бьется в истерике, от­ключается от внешнего мира, требуя свою игрушку. Сотрудник уч­реждения, попавший в конфликтную ситуацию, обвиняет во всем случившимся противоположную сторону, приписывая ей самые невероятные пороки. Человек, переживший утрату близкого чело­века, обвиняет во всем себя и прокручивает в голове бесчисленные варианты иного поведения, при котором близкий остался бы жив.

      При пассивном способе, наоборот, человек как бы отключает­ся, отстраняется от ситуации, впадает в эмоционально заморо­женное состояние. Студент, не сдавший экзамен, замыкается в се­бе, отказывается от общения с окружающими. Ребенок, которому не купили игрушку, уходит в подавленное состояние, отказывает­ся от пищи, плохо спит, не реагирует на ближних. Сотрудник уч­реждения на конфликт реагирует вяло, стремится отказаться от всякой борьбы и сопротивления. Человек в кризисной ситуации, переживая потерю близкого, впадает в апатию и годами может не выходить из этого состояния.

      Иное дело активный способ реагирования. Здесь поведение че­ловека характеризуется инициативой, поиском выхода из создав­шегося положения, стремлением преодолеть имеющиеся трудности, найти точку опоры в себе и в других. Студент, не сдавший экзамен, начинает активно готовиться к переэкзаменовке и в конечном итоге поражает преподавателя своими знаниями и эрудицией. Ребенок, которому не купили игрушку, соглашается на более для родителей дешевый вариант. Сотрудник учреждения ищет пути к сотрудниче­ству и компромиссу. Человек, переживший потерю близкого, нахо­дит утешение в том, что, например, близкий ему человек страдал долгой и мучительной болезнью, от которой он теперь избавился.

      Нужно сказать, что именно активная форма реагирования дает человеку возможность жить дальше, преодолевать трудности, не фиксироваться на случившемся, определяет в конечном счете его оптимистическую и жизнеутверждающую линию поведения.

      Все сказанное применимо и к особой группе ситуаций, которые получили название экстремальных. Сюда относятся стихийные бедствия: наводнения, землетрясения, пожары, оползни и т.д., а также войны, кражи, разбойные нападения и т. п. Все эти события вызывают очень сильный стресс, фрустрированные состояния, кризисы, вводят в состояние озлобленности, агрессии, конфликта, что детерминирует адаптивное или дезадаптивное поведение. Од­нако способы реагирования в таких ситуациях по своим механиз­мам подобны описанным выше.

      Либо следует бурное эмоциональное переживание с непредска­зуемыми последствиями, либо уход в себя, сопровождающийся апатией, либо стремление жить дальше в изменившихся условиях, сопровождающееся желанием заново воссоздать вокруг себя жиз­ненную среду, построить новые отношения с миром с учетом при­обретенного негативного, а иногда и «страшного» опыта.

      Важным является также вопрос, касающийся поведения чело­века в случае стихийного бедствия. К стихийным бедствиям отно­сятся снежные бури, наводнения, смерчи, землетрясения, изверже­ния вулканов, инфекционные и вирусные заболевания, а также укусы ядовитых животных. Если рассматривать стихийные бедст­вия только геофизического ряда, то к ним относятся экстремаль­ные геофизические явления, по своим размерам или последствиям значительно превосходящие обыкновенные ожидания людей и приносящие им большие страдания как нанесением серьезного материального ущерба человеку, так и возможными потерями че­ловеческих жизней. Дж. Голд считает, что по сравнению с инфор­мацией о физических характеристиках и масштабах стихийных бедствий сведения об особенностях мыслительной деятельности людей и их реакции в таких случаях получить гораздо труднее. Поведенческие реакции на стихийные бедствия включают в себя настолько сложный набор различных поступков, которые опреде­ляются параметрами личностного, социального и культурного характера, что эти реакции могут быть объяснены диаметрально противоположными способами.

      Исследователи поведения людей в условиях стихийных бедст­вий находят четыре причины, усложняющие ситуацию.

      Во-первых, в большинстве районов стихийные бедствия слу­чаются сравнительно редко, поэтому они представляют собой со­бытие, которое не вписывается в обычную повседневную жизнь. Кроме того, нерегулярность восприятия стихийного бедствия при­водит к искаженной оценке происходящего. Поэтому опасность кажется очень отдаленной, а не реально существующей, готовой обрушиться в любой момент.

      Во-вторых, человек имеет дело с проявлением природных сил, которые он не способен контролировать.

      В-третьих, в случае стихийного бедствия часто необходимо менять образ жизни, место жизни, к чему люди, как правило, не готовы.

      В-четвертых, в случае стихийного бедствия люди принимают не совсем адекватные решения, нежели в спокойной обстановке, на что влияет и весьма противоречивая информация о происхо­дящем.

      Дж.Голд считает, что формирование каждой из этих причин обусловлено действием четырех основных факторов.

      Прежде всего накопленный человеком опыт переживания сти­хийного бедствия очень сильно влияет на его оценку, на осозна­ние последствий стихийного бедствия, а также на характер меро­приятий, которые необходимо предпринять для борьбы с ним. Чем реже происходит стихийное бедствие, тем быстрее стирается в памяти воспоминание о нем, а стало быть «сглаживается» в па­мяти тот стандарт, с которым человек сравнивает размах нового стихийного катаклизма. Следует также отметить, что на оценку последствий стихийного бедствия влияет твердость характера и наличие оптимизма у оценивающего лица.

      Другим важным фактором, который еще мало изучен, явля­ются личностные особенности реакции людей на стихийные бед­ствия.

      Третий фактор — характер отношения людей к природе — в зна­чительной степени отражает влияние культуры, к которой они принадлежат. Здесь речь идет о различных типах отношения че­ловека к природе, о которых мы говорили раньше достаточно подробно.

      Четвертый фактор связан с характером привязанности человека к данному месту. На земле существует немало мест, где периоди­чески происходят стихийные бедствия, однако люди продолжают жить на этих территориях, так как они являются землями постоян­ной высокой притягательности вследствие колоссальной культур­ной ценности этих мест, их громадной экономической выгоды и т.д.

      Все эти факторы играют большую роль в определении харак­тера поведенческих реакций людей на стихийные бедствия. Для формирования той или иной поведенческой реакции на индиви­дуально-личностном уровне необходимо, чтобы размах стихийно­го бедствия превысил тот уровень, порог, выше которого, по мне­нию данного человека, любые формы приспособления к стихий­ному бедствию перестают иметь смысл. В этом случае человек на­чинает рассматривать и выбирать всевозможные альтернативы и останавливает свой выбор на наиболее подходящей. Если же та­кой возможности нет, то человек осуществляет повторную оценку возможных вариантов поведения или продолжает поиск каких-либо новых способов приспособления.

      «Социальная экология» рассматривает взаимоотношения в системе «общество — природа», специфическую роль человека в системах различного ранга.

      Экология , социальная экология и правовая экология. Термин «экология» (от двух греческих слов:oikos — дом, жилище и logos — наука, знание) был предложен в 1866 г.

      У них общая цель — обеспечить высокий экономический интерес природопользователя к экологии.Экология, социальная экология и правовая экология.

      Экология , здравоохранение, социальное обеспечение. В связи с резким обострением проблемы охраны окружающей среды, поставившим под угрозу само существование человека.

      4. Конституционные основы экологического права. При анализе Конституции России как источника права можно выделить двеЭкология, социальная экология и правовая экология.

      ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Глава 1. ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ И ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. Экология, социальная экология и правовая экология.

      Среди различных направлений этой области знания ближе всего к экологической психологии стоят экология человека и социальная экология.

      Социально -экономическое развитие общества в XX в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического ростаЭкология, социальная экология и правовая экология.

      1998. Такого рода заявления по существу противоречат положениям экологического права.Экология, социальная экология и правовая экология.

      М., 1988; Вайнер Д. Экология в Советской России.5) своевременное разрешение социальноэкологических конфликтов, возникающих в процессе осуществления различных видов.

      www.bibliotekar.ru