Как вести себя с детьми больными аутизмом

Особые переводы

Как общаться с аутичным ребенком и не начать рвать на себе ( или на нем) волосы

Как общаться со своим аутичным ребенком, не выдирая при этом из головы свои (или его волосы)

Переводчик: Юлия Губанова

Редактор: Марина Лелюхина

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Несмотря на аутизм, мой сын выглядит совершенно нормальным, и в этом заключается самая большая сложность. В отношении его поведения даже есть определенные ожидания, которые иногда он просто не в состоянии оправдать. Но с первого взгляда вы не сможете понять, что с ним не так. Он не сидит в инвалидном кресле. У него не утрачено зрение. В большинстве случаев он слышит, что вы говорите. Но он инвалид. Я ненавижу это слово, но так оно есть на самом деле. Да, он страдает аутизмом. Правда, это официально не считается болезнью. Но кто же считает его больным?

Люди. Все эти женщины в магазинах, критикующие все на свете, и те, кто думает, что ребенок должен знать, как вести себя, и что его поведение – просто результат воспитания постоянно балующих его родителей.

А еще есть другие дети, которые могут быть жестокими, непонимающими. Они считают его странным. Он смешно разговаривает, немного более гортанно по сравнению с другими детьми. Иногда, особенно при перевозбуждении, он перестает отчетливо произносить слова. Его рассказы бесконечны. Честно говоря, многие из его сверстников не знают, что с ним делать. Это трудно. Но знаете что? Он существует. Он имеет право жить полной жизнью. И я не собираюсь держать его дома только потому, что он немного странно рассказывает о героях кинофильмов. Для него важно научиться общаться с другими, а окружающим необходимо научиться быть более терпимыми. Таким образом, они помогут друг другу.

Самое тяжелое для меня, как для матери – наблюдать за тем, как мой сын пытается влиться в коллектив. Он так сильно старается, он такой общительный, ему так хочется привлекать людей и взаимодействовать с ними. Но… у него это не очень хорошо получается. Аутизм – не самый лучший друг. Мне кажется, что я больше склонна замечать его промахи, чем остальные. Другим-то он как правило нравится. Я переживаю, когда он рядом с другими взрослыми, потому, что он легко сможет утомить их своей болтовней и они обидят его. Меня это пугает. Я стараюсь не слишком переживать, но каждый раз напрягаюсь, когда он с кем-то общается, особенно со взрослыми (с ними он особенно любит поговорить). Они говорят о том, какой он милый и добрый. Да, он такой и есть. Но кроме того он бывает чрезвычайно надоедливым.

Я рассказывала ему о возможных способах вести беседу, которыми он может воспользоваться. Мы проработали их от и до, проиграли по ролям, чтобы понять, как важно соблюдать очередность в разговоре, и каким образом это можно сделать. Мы обсудили невербальные сигналы, которые показывают, что собеседник устал и готов прекратить общение. Но к сожалению, сын просто не в состоянии понять их. И это совершенно не его вина, я его не обвиняю. Просто он такой, так воспринимает мир. Уроки жизни, особенно связанные с социальными контактами, находятся у него где-то на задворках памяти. Нам приходиться репетировать возможные вопросы и ответы, приемлемые темы. Снова и снова, раз за разом, и так по кругу. Он разговаривает со мной, и мы чудесным образом обсуждаем науку, погоду что угодно. Но как только он оказывается далеко от меня или мужа, у него все вылетает как в форточку.

Увлеченный непростой задачей, насладиться чьей-то компанией и взаимодействовать с другим человеком, он забывает обо всем, что мы обсуждали и переходит к одной из трех любимых тем: видео игры (в частности новая игра Indy Wii, которую он вам опишет в деталях и особенно путь к 7-му уровню, если вы, конечно, позволите). Что? Вам некогда все это слушать? Что ж, мой ребенок этого просто не заметит. Вот о чем я говорю.

Кроме того, он обсудит с вами конструктор Лего, кролика из Монти Пайтона (нет, он не видел фильм, только несколько клипов на YouTube), и все события, в которых он принял или примет участие в этом месяце. Гарантирую, ваши глаза остекленеют, и вы подумаете: «Сколько же времени ему нужно?!». Но дайте ему шанс, он, по-настоящему, старается. И он хочет пообщаться с вами. Вы ему искренне нравитесь, и, поверьте, он вам тоже может понравиться.

Вот несколько идей, как можно сделать процесс общения менее болезненным для вас обоих:

1. Поговорите о том, в чем заинтересованы вы оба. Пусть он говорит о том, что интересно вам…ведите беседу. Если он начнет говорить об Индиане Джонсе, поменяйте тему… найдите что-то похожее. «Да, Инди – это, действительно, классный фильм, а что ты думаешь о ВАЛЛ-И?» «Правда? А что тебе там нравится?» Если вы будете управлять разговором, он пойдет более гладко.

2. Втяните еще кого-нибудь в разговор и поддержите моего сына. Подбросьте ему тему для беседы, что-то общее, что связывает его с человеком, которого вы привлекли. И как только у них завяжется разговор, БЕГИТЕ! Да я сама так часто делаю! Он вас, все равно, потом поймает …

3. Будьте ЧЕСТНЫ. Просто скажите ему, что не можете говорить на данную тему прямо сейчас. Что вы заняты, и, возможно, позже вы найдете время, чтобы все обсудить. Вероятнее всего, ему не будет больно, он оценит вашу прямоту. Но если вы ему это сказали, знайте, у него память как у слона, и, когда вы меньше всего будете этого ждать, он найдет вас.

4. Сыграйте в игру. «Я тайный агент», «Я думаю о слове «…», «Когда я поеду на Луну, я принесу…» — эти подойдут. Но не удивляйтесь, если он надерет вам задницу. Этот ребенок удивительным образом отмечает даже самые мелкие детали, а его память вас просто поразит.

5. Делайте то, от чего оба получаете удовольствие. Сходите на бейсбол. Займитесь творчеством. Найдите время для «поединка». Знайте, мы работаем над правильным отношением к спорту, настольным и видео играм – выигрыш или проигрыш, он может пожать вам руку и сказать: «Прекрасная игра!». Будьте готовы.

6. Если все попытки провалились, просто подайте мне знак, и я спасу вас обоих. вышесказанное провалилось, дайте мне знать. Я спасу вас обоих. Ни при каких обстоятельства не ведите плохо по отношению к нему. Он это запомнит. Вы можете не получить второй шанс.

Помните, он постоянно работает над собой. И по-настоящему старается. А если у него был трудный день, дайте мне все уладить. Пожалуйста, не судите мой родительский подход, не оспаривайте мои решения. Я знаю своего сына, я знаю, что помогает ему успокоиться, а что провоцирует у него приступ паники. И понимаю, что если только вчера он обсуждал с вами физику, это не значит, что сегодня он снова будет на это способен. Хотя, возможно, он будет в состоянии… да скорее всего, он наверняка сможет.

Сложность аутизма заключается в то, что он разный каждый день. Я продолжаю учить сына, а он взрослеет. Взросление — пожалуй единственное, чего мы можем ждать от любого человека. Познакомьтесь с моим сыном… или любым другим аутичным ребенком. Держу пари, вы найдете в нем удивительного собеседника с уникальным взглядом на мир.

specialtranslations.ru

Детский аутизм: особенности общения с ребенком

Детский аутизм – это отклонение от нормы психологического развития, выражающееся в особом контакте с окружающим миром. Ребенок, больной аутизмом, постоянно уходит в свой внутренний мир и не стремится взаимодействовать с миром внешним.

Признаки детского аутизма:

  • сниженная потребность или полное отсутствие потребности в общении с окружающими;
  • страх новизны или любой перемены в окружающей среде (например, на то, что родители передвинули шкаф в детской);
  • стереотипные игры и поведение (может часами перекладывать листочки, сортировать предметы);
  • расстройство навыков речи.
  • агрессия на родителей в ответ на их непонятные ребенку действия, на новых людей, зашедших в квартиру (особенно если раньше ребенок их не видел);
  • реакции протеста в знак несогласия (например, выбрасывание посуды из шкафа, потому что один из родителей отлучился из дома по делам);
  • расстройство интеллекта, проблемы с концентрацией внимания, обучением.

Характеристика раннего детского аутизма

Детский аутизм наиболее четко виден в период 3–5 лет, но одиночные симптомы у детей наблюдаются и в более раннем возрасте.

Аутические дети обычно с раннего детства стремятся к одиночеству. Они могут быть равнодушны к родителям, которые о них заботятся, могут вести себя так, словно их нет рядом. Ряд детей склонны прогонять от себя взрослых, стремясь остаться наедине с собой. Любое изменение окружающей действительности или привычного ритма жизни сопровождается протестом: плачем, криками, валянием по полу.

У аутических детей может быть задержка в усвоении навыков самообслуживания. Они могут не уметь умываться, пользоваться туалетной бумагой и т. п.

Уровень интеллекта таких детей варьируется. Известны случаи тяжелой умственной отсталости, нормального развития интеллекта и детей-гениев в какой-либо области. Часто такие талантливые дети имеют хобби, не соответствующее их возрасту. Например, разбираются в компьютерных программах не хуже дипломированного специалиста.

Речевое развитие детей может быть нормальным или с задержкой. Но в любом случае такие дети не стремятся общаться с другими, игнорируют заданные им вопросы, часто повторяют вопросы, вместо того чтобы ответить.

Общение с детьми-аутистами: советы родителям

Устраняем раздражающие факторы
Вам кажется, что ваш ребенок «плохо» себя ведет? Не слушается, лазает повсюду, раскидывает вещи, кричит в общественных местах? На самом деле его поведение – это не что иное, как реакция на внешние проблемы. Определите, что является раздражающим фактором для ребенка. Может быть, скопление людей в магазине или уличный шум? По возможности устраните эти факторы или избегайте их, и ваш ребенок станет спокойнее.

Меняем ожидания
Если вы всегда считали, что двухлетний ребенок уже хорошо должен пользоваться ложкой, несправедливо требовать этого от малыша-аутиста. Ваш ребенок совершенно другой. А следовательно, времени на приобретение данного навыка ему потребуется больше.

Заботимся о безопасности
Аутисты очень активны физически, а потому обеспечьте им безопасность. Укрепите шкафы, стойки, положите больше подушек на диван, мягкий ковер на пол. Уберите опасные или дорогие вам предметы из зоны доступа ребенка.

Даем выход энергии ребенка
Увеличьте требуемую ребенком сенсорную нагрузку и направьте активность ребенка в позитивное русло. Например, если ребенок любит лазать по мебели, постройте ему спортивный уголок или запишите в секцию. Заодно он приобретет друзей и будет развиваться физически.

Мотивируем похвалой
Искренне радуйтесь успехам ребенка и хвалите за каждое правильно сказанное предложение, за хорошие результаты в школе развития и т. п.

Развиваем, играя
Придумывайте веселые совместные игры. Аутистам трудно выражать эмоции, поэтому в данном направлении развития ребенка надо работать. Понаблюдайте, что особенно радует вашего сына или дочь? Крепкие объятия, щекотка или, может быть, шуточное закатывание в одеяло? Поиграйте с чадом.

При раннем обнаружении аутизма (в младенческом возрасте) поведение
и психофизическое развитие детей еще поддается коррекции. Между тем
диагноз «аутизм» у детей в основном ставят в 3–4 года,
когда процесс почти необратим.

Общая программа коррекции нежелательного поведения

Ее можно применять при отсутствии зрительного контакта, отсутствии реакции на инструкции, падении на пол, побегах от взрослых, стремлении забираться на высокую мебель, криках, ругательствах, шуме, плаче, истериках, ломании игрушек, крушении предметов, укусах, драках.

Определяем для себя одно нежелательное поведение ребенка, с которым хотим поработать. Например, ребенок отбирает игрушки у других детей, причем отнятыми предметами не играет. Почему ребенок так себя ведет? Ведь игрушки, по сути, ему не нужны. Все правильно, цель ребенка – привлечь ваше внимание. Определите, когда это происходит? Например, когда вокруг дети, а вы читаете книжку. Перепланируйте свою деятельность. Если идете гулять, сделайте так, чтобы у вас с ребенком были общие дела на прогулке. А почитать книжку или поговорить по телефону можно в другое время.

Обучите ребенка желаемому поведению. Например, чаще повторяйте ему «мы все дружно играем с детьми, делимся игрушками», придерживайтесь этого сценария, находясь среди других детей и взрослых. Поддерживайте верное поведение сына или дочери, играйте вместе с детьми.

Не стимулируйте нежелательное поведение, не подавайтесь на провокации, не обещайте купить то-то и то-то, если ребенок прекратит так себя вести. Увлеченно займитесь чем-нибудь не раздражающим ребенка (например, поиграйте его игрушкой) или выйдите в другую комнату, если находитесь дома.

Автор и эксперт: Ольга Самойлова, психолог

www.medweb.ru

Как общаться с аутистом? 15 советов на каждый день

Фонд «Выход» опубликовал на своем сайте рекомендации людям, не затронутым аутизмом лично, от матери двух аутичных детей. С разрешения фонда публикуем эти полезные советы

Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным детям

1. Будьте терпеливы. На самом деле это относится к любым детям без исключения. У детей есть право быть рядом с вами в этом мире, есть право на полноценное участие в этом мире, который скоро будет принадлежать им. Дети в целом, но в первую очередь дети с особенностями развития, могут только учиться правильному социальному поведению, они могут шуметь в библиотеке (но если они громко любят книги, то как можно на них злиться?), они могут постоянно ерзать рядом с вами в самолете, они могут разрыдаться в очереди к кассе в супермаркете, потому что они увидели ту шоколадку (возможно, вам она тоже нужна, просто вы научились выражать свои желания социально приемлемым способом). Вне всяких сомнений, мы все плохо себя вели хотя бы изредка (или часто), и, если нам повезло, то рядом с нами были терпеливые и понимающие взрослые, даже если нам самим не хватало терпения.

2. Спрашивайте и слушайте. Мой сын говорит. Это наше благословение, и это то, ради чего мы долго и упорно трудились. То, что он говорит, обычно исполнено смысла (хотя порою этот смысл известен только ему самому) и необычного взгляда на вещи. Мой сын говорит медленно, крайне медленно, он часто по нескольку раз повторяет части предложения, он говорит тихим монотонным голосом, практически без мимики, без жестов, не глядя в глаза. Остановитесь, присядьте, чтобы оказаться на его уровне, слушайте его, дайте ему время подобрать слова, дайте ему возможность говорить — ему действительно есть что сказать. Он научил меня очень многому, и я научилась верить ему, даже когда мне кажется, что он выдумывает, например, про ту розовую бетономешалку, но он действительно видел ее на стройке вниз по улице.

3. Обсуждайте с ними их интересы. Цитата из Темпл Грандин недавно заставила меня задуматься о детях и об их личном понимании своего аутизма: не побуждаем ли мы их слишком много думать о своих отличиях от других людей? Хотя мне кажется важным, чтобы мы, взрослые, проявляли понимание к этим детям, они не сводятся к своим диагнозам, нарушениям и неврологическим отличиям. Мне кажется, это тот самый момент, когда «принятие» становится важнее «информирования о проблеме». Настоящее принятие означает, что вы соглашаетесь, что нечто является частью вашего мира и вашей жизни, но вам нет нужды постоянно думать только об этом. У многих детей в спектре аутизма есть очень удивительные интересы, либо интересы, в которых лишь они способны увидеть что-то удивительное, эти интересы позволяют им сохранить душевное равновесие и спокойствие, и порою, при правильной поддержке и поощрении, они могут стать экспертами в области своего интереса и сделать его своей карьерой. Спросите у моей дочери что-нибудь о кондорах, и вас ожидает очень длинный (и очень информативный) разговор, и я уверена, что он доставит вам такое же удовольствие, как и ей. Присоединитесь к моему сыну, когда он собирает маленькие камушки в парке. Это успокаивает, и вы тут же установите с ним отношения, которых не добиться одними лишь словами.

4. Общайтесь с ними и принимайте их коммуникацию с вами. Большинство детей в спектре аутизма имеют те или иные проблемы с коммуникацией, которые могут быть как сильно выраженными, так и почти незаметными. Если ребенок не говорит и не имеет других средств коммуникации, то вы можете наблюдать за его поведением, за тем, что он делает, что доставляет ему удовольствие — общайтесь на этом уровне или просто будьте рядом без привычной коммуникации, для многих это уже очень большой шаг. У меня не так уж много опыта с неговорящими детьми, но я знаю, что поведение — это коммуникация, и если вы относитесь к ребенку с принятием, и вам комфортно в его присутствии, то это тоже форма коммуникации, которая может оказаться очень полезной для вас обоих. Дети, которые могут говорить, также имеют отличия в коммуникации, так что мы должны осознать, что при общении с ними какие-то стереотипные аспекты коммуникации могут отсутствовать (например, очень часто это контакт глазами), кроме того, они могут иначе интерпретировать язык (смотрите пункт 2).

5. Любите их. Потому что, в чем еще нуждаются все дети, если не в любви и принятии? (Помимо кислорода, еды, воды и крыши над головой, но вы поняли мою мысль).

Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным взрослым

1. Проявляйте уважение. Независимо от того, есть ли у человека видимая инвалидность или нет, трудно ли ему дается коммуникация или нет, каждый человек заслуживает, чтобы к нему относились достойно и с уважением. Мне кажется, нет смысла объяснять этот пункт, но нам всем не мешает как следует его обдумать.

2. Общайтесь с ними. Независимо от того, как человек общается с вами, в том числе, если он использует iPad, компьютер, SMS, печать или устную речь для коммуникации, слушайте его, задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Аутичные люди — это главные эксперты в отношении своего опыта, и каждому есть чему у них поучиться. Многие взрослые люди в спектре аутизма очень много работают, чтобы поделиться с другими людьми своими идеями и важным опытом в отношении аутизма как части нашего мира. Примеров тому масса: это и новая книга Карли Флейшман, и биография Темпл Грандин и забавные комиксы «Dude, I’m an Aspie!»

3. Анализируйте собственное поведение. Вы не делаете ничего странного, когда остаетесь наедине с собой? Бывает, что вы перебиваете других людей? У вас нет привычки постукивать ногой по полу или пальцами по столу, когда вы нервничаете, или вам скучно? У каждого из нас есть самостимулирующее или саморегулирующее поведение. Повторяющееся поведение при аутизме может привлекать больше внимания, оно может быть намного интенсивнее или стереотипнее, но его суть та же. И все мы время от времени допускаем социальные ошибки и бываем невольно грубы или надоедливы. Каждый время от времени нарушает неписанные социальные правила.

4. «Придумывайте извинения». Будучи мусульманами, наша семья следует правилу «придумывать извинения» (или, по крайней мере, она должна ему следовать). Некоторые жалуются на грубость или надоедливость аутичных людей, но если мы знаем, что человек аутист (и даже если мы этого не знаем), мы должны «придумать извинения» его действиям, прежде чем обижаться и игнорировать другого человека. Кто-то может показаться невежливым, например, как описывает Джон Элдер Робинсон в своей книге «Будь другим», человек может переключить телевизионный канал, хотя в комнате есть другие люди, которые его смотрят. Но есть ли в таком поведении злой умысел? Или человек действительно не заметил, что другие люди смотрят телевизор, или что они вообще присутствуют в комнате?

5. Откажитесь от жалости. Жалость подразумевает предположения насчет чужих неудач и чувство собственного превосходства благодаря своей удаче. Можно испытывать жалость к тому, кого постигло внезапное несчастье — потеря члена семьи, онкологическое заболевание, уничтожение дома во время стихийного бедствия. Это внезапные события, которые мы никак не можем контролировать. Жалость к человеку лишь потому, что его разум или тело развивались иначе, чем ваши, означает, что вы считаете этого человека беспомощным, и что вы игнорируете его попытки использовать существующие способности и сильные стороны, чтобы контролировать свою жизнь настолько, насколько это возможно. Жалость — это прямая противоположность принятия, откажитесь от нее.

Пять способов проявить принятие по отношению к родителям аутичных детей

1. Перестаньте использовать катастрофичный язык. Это опасно. Мы можем контролировать, как мы реагируем, и как мы общаемся с родителями, и СМИ несут львиную долю ответственности за это. Не нагнетайте обстановку, не говорите, что вам жаль, потому что отчаяние опасно воздействует на родителей, из-за таких взглядов детей убивали!

2. Будьте рядом. Это самый надежный способ оказать помощь. Если родители страдают от стресса или хронической усталости, выслушайте их. Предложите им готовый обед, мытье посуды, посидеть с ребенком. И при этом не забывайте о пункте 1.

3. Не осуждайте и не давайте «ценных советов». «Я тут читала про диету/теорию/исследование/метод излечения», «А вы слышали, что Дженни Маккарти…», «Я уверена, он это перерастет», «Тебе нужно быть более последовательной». Вы хотите как лучше, мы это понимаем, но мы все это уже слышали, это просто очередная истерия в СМИ, лишь очередное наследие обвинений в адрес родителей. Я научилась задавать вопросы, а не предлагать советы или свое мнение о том, чего я не знаю: «Какие виды терапии вы планируете попробовать?», «Я обязательно поговорю об этом с врачом/учителем/терапистом, посмотрим, что они скажут. Расскажи, что получится!» или просто «Хотелось бы мне предложить тебе какое-то решение. Если захочешь поговорить, то дай знать, по крайней мере, я всегда выслушаю».

4. Приглашайте их. Та вечеринка, которая наверняка будет слишком напряженной для их особого ребенка? Все равно пригласите их. Дайте понять, что вы действительно их ждете, спрашивайте еще на стадии планирования, сотрудничайте с родителями (и с ребенком, если это возможно), чтобы сделать вашу вечеринку более доступной, сенсорно-дружелюбной, безопасной, спокойной и принимающей. Вам может быть сложно учитывать потребности ребенка, которые вы не до конца понимаете, но для семьи, которой редко выпадает возможность сходить на праздник, ваши усилия будут значить очень многое.

5. Дайте им передохнуть. Зайдите на кофе и будьте готовы сами вытереть разлитый напиток. Сходите на прогулку и будьте готовы схватить ребенка, который побежал в сторону шоссе. Будьте готовы болтать в сопровождении громких самостимуляций. Пройдитесь по магазинам, потому что четыре руки лучше, чем две. Принимайте тот факт, что у ваших друзей или родственников есть аутичный ребенок, принимайте аутизм, научитесь чувствовать себя комфортно и наслаждаться его компанией. Ваша жизнь гарантированно станет интереснее!

www.miloserdie.ru

Аутизм у детей и правила поведения с больными детьми

Вполне нормальное и обоснованное желание каждого родителя – растить здорового малыша. Но, к сожалению, природа иногда распоряжается по-другому, и приходится бороться с серьезными и нежелательными заболеваниями. Одна из проблем ,с которой сталкиваются родители, — это аутизм у детей. Заболевание относится к расстройствам нервной системы, проявляется различными симптомами в зависимости от психического состояния ребенка. Своевременное обращение к врачу неврологу или психиатру позволит избежать серьезных проблем. А такой диагноз как аутизм у детей и правила поведения с больными детьми диктует свои, особенные.

Распознать первые симптомы аутизма можно у ребенка в возрасте еще до трех лет. Именно тогда у него проявляются первые отказы от контакта с матерью, он не любит, когда его берут на руки и обнимают. Ребенок старается вырваться из объятий и заняться своим делом. Аутизм у детей проявляется и в приступах агрессии, злости, которые ничем не обоснованы. У малыша плохо развита речь, тактильные ощущения, он не проявляет интереса к чему-то новому в его окружении, не хочет играть со сверстниками, полностью посвящая себя своему маленькому, неизвестному никому миру. Ребенок никогда не смотрит кому-то в глаза, он просто не способен выдержать подобного зрительного контакта.

Родители, детям которых поставлен подобный диагноз, не должны расстраиваться, винить себя в чем-либо и впадать в панику. Сегодня опытные психологи и педагоги могут заниматься с любыми детьми, даже если они немного не такие, как все. От их профессионализма зависит то, в какой степени будет проявляться аутизм у детей.
Если соблюдать самые основные рекомендации и правила поведения с больными детьми, то можно избежать неприятных последствий. Родители должны помнить, что ребенок, неадекватно воспринимающий окружающий мир, постоянно находится в опасности, сам того не понимая. Он не оценивает окружающую обстановку как угрозу, но такие опасности как электричество и оголенные провода, несущаяся на большой скорости машина, могут представлять опасность для ребенка. За такими детками требуется постоянное наблюдение!

Во-первых, родители должны убедить малыша в том, что он полноценный, нормальный член их семьи. От него никто не откажется, его любят и ему готовы всегда помогать. Делать такие убеждения слишком открыто и часто не стоит, — чем больше внимания этому уделять, тем больше ребенок будет зацикливаться на проблеме и понимать, что его успокаивают, и на то есть причины.

Во-вторых, поскольку аутизм у детей проявляется в нарушении режима сна и бодрствования, то его нужно установиться родителям. Постарайтесь сделать это ненавязчиво, так, будто ребенок сам так решил. Отклонений в установленном ежедневном режиме не должно быть ни на полчаса.

В-третьих, родители должны быть внимательны к любым достижениям и маленьким успехам ребенка. Любые психологи предлагают такие рекомендации и правила поведения с больными детьми для того, чтобы наладить какой-нибудь контакт. Похвала должна быть искренней, но не очень настойчивой и наигранной. Указания на ошибки тоже должны быть, но мягкие и выраженные в форме наводящих вопросов. Ребенок с аутизмом может неадекватно воспринимать критику и замечания, а тои в овсе закрываться еще больше от родителей. Поэтому требуется максимум осторожности и минимум фальши. Кстати, аутизм у детей может проявляться и в некоторых провалах памяти и забывчивости. Поэтому хвалить и поощрять ребенка лучше сразу же после достижения им какой-то маленькой победы. На следующий день он может не помнить о том, чем занимался вчера, и за что его сейчас хвалят.

Ребенок, страдающий аутизмом, конечно, требует мягкого воспитания. Однако в некоторых случаях его поведение может быть недопустимым. Баловство или любые другие действия дома или в общественном месте для всех одинаковы, поэтому малышу необходимо указывать, как можно себя вести, а как – нельзя. Даже если проявляются приступы агрессии во время замечаний, родители должны быть решительными и пресечь любые недопустимые действия сразу же. Но при этом ругать детей нужно, не указывая им на их болезнь. А только объясняя, что подобное поведение недопустимо ни для кого из деток.

Если же ребенок решил пойти сам на контакт или захотел что-либо изменить, пусть и в мелочах, это нужно развивать и поддерживать. Если малыш захочет что-то спросить или узнать, ему необходимо ответить, терпеливо объяснить. В случае, если вы ему грубо откажите или оттолкнете, у него появится ощущение того, что он никому не нужен, а перемены и стремление к познаниям – это плохо. После такого ребенок замкнется в себе еще больше и вряд ли когда-нибудь предпримет попытку еще что-то спросить, тем более у посторонних людей, — воспитателей, психолога и т.д..

Родители должны постараться объяснить своему ребенку, что вокруг него только доброжелательно настроенное окружение. Мир приветлив и вовсе не так страшен, а наоборот, в нем много интересного и нового. Со временем ребенок поверит в ваши слова, и в этот момент очень важно подтвердить на деле все, что вы сказали.
Конечно, дети с подобными проблемами в развитии, должны посещать специализированную школу, где работают подготовленные педагоги, психологи и неврологи. Именно в таких учреждениях детям могут оказать квалифицированную помощь, понять и поддержать, уделить внимание правильно.

Как бы не было тяжело воспитывать малыша с диагнозом «аутизм», родителям нельзя сдаваться. Для того, чтобы не замкнуться на своей проблеме, почаще общайтесь с родителями таких же деток, обсуждайте проблемы их развития, устраивайте для двух-трех малышей с таким диагнозом маленькие праздники. Это поможет им адаптироваться в обществе, перестать быть социально ограниченными. Со временем дети могут подружиться, что еще больше повысит и укрепит их самооценку и позволит сделать большой шаг вперед.

www.vashaibolit.ru

Как говорить с взрослым аутистом?

1. Вы говорите с взрослым человеком. Не надо сюсюкать и говорить с ним как с ребенком.

2. Не спрашивайте, где его родители, сопровождающий или помощник. Это взрослый человек, и совсем не обязательно, что за ним кто-то приглядывает.

3. Если он не смотрит вам в глаза, то не надо думать, что он игнорирует вас и не хочет с вами общаться.

4. Если он смотрит в свой телефон, планшет или куда-либо еще, то не надо думать, что он игнорирует вас.

5. Если он не кивает головой и не говорит что-то вроде «угу», когда вы говорите, то не надо думать, что он вас не слушает.

6. После своих слов делайте достаточно длинные паузы, чтобы он мог начать говорить устно или напечатать ответ.

7. Помните, что у взрослого аутиста может быть задержка в обработке информации, предоставьте ему дополнительное время, чтобы понять сказанное вами и сформулировать ответ.

8. Если этот человек использует альтернативную и дополнительную коммуникацию (то есть, это взрослый человек, который использует карточки с изображениями, жесты, символы или печать на компьютере), то предоставляйте ему еще больше времени, чтобы сформулировать ответ и воспроизвести его. Альтернативная и дополнительная коммуникация требует гораздо больше времени, чем устная речь, так что убедитесь, что ваш собеседник находится с вами в равных условиях.

9. Если рядом с взрослым человеком находится специалист, помощник или родитель, то НЕ обращайтесь к нему через них и не задавайте им вопросы об аутичном взрослом. Обращайтесь к аутичному взрослому только напрямую.

10. Если у него есть служебное животное, например, кошка или собака, то не прикасайтесь к нему, не зовите его и не привлекайте его внимания, если вы не получили разрешения владельца животного.

11. Если вы смотрите в глаза и на лицо аутичного взрослого, а он не смотрит в ответ, то не надо чувствовать себя неловко.

12. Не задавайте ему личных вопросов, например, связанных с его здоровьем, самочувствием, сексуальной жизнью или финансами. Не спрашивайте того, о чем вы не стали бы спрашивать взрослого человека без инвалидности в аналогичных обстоятельствах.

13. Не спрашивайте аутичного взрослого, где он работает, или какое у него образование, так как непропорционально большое число аутичных взрослых безработные, имеют работу намного ниже их квалификации и/или не имели доступа к высшему образованию. Хотя многие аутичные взрослые имеют стабильную работу, учатся в вузе или окончили его, гораздо больше тех, у кого не было такой возможности, и подобный вопрос создаст неловкость и ненужное напряжение в разговоре.

14. Если разговор зашел об отношениях, романтике или сексе, то не надо предполагать, что у аутичного взрослого никогда не было отношений. Хотя аутичные молодые люди часто не получают достаточной информации об этой стороне жизни, разнообразие интимного и романтического опыта среди аутичных людей может быть таким же, как и среди людей без аутизма.

15. Если разговор зашел о родительстве, то не надо предполагать, что аутичный взрослый не может быть родителем, если не известно наверняка, что у него нет детей. У многих аутичных людей есть дети. (Иногда у этих детей тоже есть аутизм).

16. Если вам нужно задать аутичному взрослому вопрос, то постарайтесь сделать его настолько конкретным, насколько это возможно. Неоднозначные, общие и размытые вопросы недоступны для понимания многих аутичных людей.

17. Не надо кричать или повышать голос на аутичного взрослого. Громкие голоса могут спровоцировать паническую атаку и крайнюю степень тревожности.

18. Не пяльтесь, если аутичный взрослый «стимится» — трясет кистями рук или взмахивает руками, ходит туда-сюда, издает звуки, кружится, раскачивается и так далее. Не надо от этого смущаться. При аутизме это нормальное и естественное поведение.

19. НИКОГДА не говорите аутичному взрослому «успокоиться» или «опустить руки» в ответ на стимы. Никогда.

20. Не говорите аутичному взрослому, что его мысли или чувства неправильные. Такое поведение называется «газовый свет» [попытки заставить человека сомневаться в собственной реальности]. Он знает, что для него лучше.

21. Если аутичный взрослый называет себя «аутистом», то не надо его поправлять, говорить, что это неуважительный или оскорбительный термин и правильно говорить «человек с аутизмом». У каждого человека есть право определять себя так, как ему нравится.

22. Не используйте в присутствии аутичного взрослого слова вроде «умственно отсталый» или «дебил». Большинство из нас слишком часто подвергались травле, нападкам и попыткам заткнуть рот с помощью таких выражений, так что о нейтральном использовании этих слов не может быть и речи.

23. Если аутичный взрослый говорит вам, что му нужно уйти отсюда, чтобы продолжить разговор, то послушайте его и сделайте это. То или иное место может вызывать у него сенсорную перегрузку, тревожность, потерю сил или создавать иное препятствие для эффективной коммуникации.

24. Никогда не прикасайтесь к аутичному взрослому, не спросив предварительного разрешения, если только он не инициирует прикосновение сам (например, раскрывает руки для объятий или протягивает руку для рукопожатия). Если аутичный взрослый не инициирует прикосновение, то спросите «Вы не против объятий?» или что-то вроде этого.

25. Не смущайтесь, если аутичный взрослый вдруг резко сменил тему разговора. Вы всегда можете возобновить первоначальную тему разговора, которую хотите обсудить, хотя если он скажет вам, что тема закрыта, не возвращайтесь к ней.

26. Вы говорите с взрослым человеком. Говорите с ним, используя тот же словарь, тон голоса и темы для беседы, которые вы использовали бы с взрослым человеком без инвалидности, при той же степени знакомства и в аналогичной ситуации.

outfundbel.ru