Как заниматься с детьми с аутизмом

StopAutism

Игры с аутистом

Аутята особые детки и играют в особенные игры. Чтобы игры были развивающими и интересными, неплохо бы знать во что можно играть и какие области лучше развивать. Вроде бы очевидно, что играть и развивать надо все, нужно и речь подтягивать и самостоятельности учить, но все таки зная во что и как играть намного проще выбрать и начать собственно игры.

Вот что мы с сыном взяли себе на заметку из множества книг про игры и развитие особых деток. Надеюсь и вам пригодится такой перечень и вы определитесь чему и как учить вашего аутенка.

Имитация:

бытовая имитация, возьми веник, тряпку, щетку, делай как я

подражание стуку, ритмичное стучание по столу или кастрюле ложкой

поднять одну руку, одну ногу, покружиться, сесть, встать, лечь, остановиться

нажми, бей, отрывай, складывай, пинай, доставай…

звукоподражание взрослому: любой звук, ш-ш-ш-ш, звук индейцев ладошка по рту и т.д.

имитация касания разных частей тела: живот, нос, колени, уши, глаза, волосы, стопы и т.д

хлопать в ладоши, полетели-полетели, сорока-белобока…

руки вверх, вниз, в стороны, руки в боки, плавание и марширование

воздушный поцелуй, пока-пока, приветствие

рисовать подражая например линию, кривую, волну

показать носик, ушки, глазки у куклы или мишки

игра в куклы по образцу, две пары кукол и одеяла, уложить бай, накормить

имитация с пластилином, скатать колбаску по примеру, блинчик, чередовать, втыкать соломинки, спички по примеру

открыть рот, высунуть язык, вытянуть губы, постучать зубами и т.д., тренируется перед зеркалом

улыбка, мотание головой нет-нет, кивнуть -да, указательный жест

имитация с игрушками: покатать машинку, постучать мячом, подкинуть шарик и т.д.

поздороваться за руку, показать сколько годиков, вверх большой палец, разжать и сжать кулаки

закрыть лицо руками, прыгать, поднимать одну руку или ногу, скрещивать руки и ноги…

с предметами и игрушками: положи в ведро, позвени, по тряси, бей в барабан, толкай машинку, по маши флажком, стукни ложкой или молотком, собери, сложи…

с бытовыми вещами: надень шляпу, поднеси трубку к уху, пей из чашки, подуй, расчеши волосы, почистить зубы, вытри рот, отряхни ручки…

Понимание, восприятие:

реагировать на имя, откликаться на зов

выполнять простые инструкции и просьбы

указательный жест на желаемый предмет

подойти по речевому зову, тренируется с помощником

садись, стой, иди по команде

соотношение предметов, дай аналогичный предмет, где пара?

дай, положи, возьми, сложи по просьбе

реагировать на вопрос где? (Предмет, носик, мама и т.д.)

различать имена близких

узнавать по фото членов семьи и себя

приносить и давать предметы по просьбе: машинка, ботинок, мячик, кукла, чашка и т.д.

осознания себя, своего тела рисование контура ребенка, ручек, лица, ножек

узнавание себя в зеркале

Моторика мелкая и крупная:

ловить мяч, кидать мяч, катить мяч к маме или стене

кегли из предметов быта-разбивать мячом

игра в футбол, баскетбол, гольф, хоккей и т.д.

спускание и поднимание по лестницам, прыжки, бег, полосы препятствий, горки, качалки

игры с водой, льдом, под краном, в тазике, с емкостями, переливание в разные чаши, вливание, смешивание, купание

складывать бусин, мелких предметов, камушков, пуговок, бобов в маленькие коробочки, бутылочки, яичный домик

кидание предметов в коробку или банку, складывание в чеплашки или мешочек, копилки

рисование пальцами, кисточкой, карандашами, маркером, разукрашивавшие и т.д.

клеить наклейки в контуры и просто так, различные книжки с наклейками

рисование пальцами и ладошками

красиво оформленный сундучок или коробка, мешочек, которые содержат различные мелкие предметы.

рисовать на своем теле, это помогает лучше узнать себя

игры с конструктором, мозаиками, магнитами на холодильник, магнитной азбукой и т.д.

пластилин, желе, тесто: трогать, мять, рвать, резать «ножичком», катать колбаски, шарики, высаживать мелкие предметы или крупу, размазывать и придавливать шаблонами…

пересыпание круп, игры с ватой, бусинами, пуговицами

прищепки на коробку или банку надевать и снимать

закручивать и откручивать крышки, болтики и винтики

нажимать кнопки, открывать двери, выключатели, ключик в замочек и т.д.

нанизывать на шнурок пуговицы или бусины, петельки, крючки, липучки.

складывать бумагу пополам, резать ножницами…
игры с «живым» кинеститическим песком, очень приятный и любимы аутистами материал(ищите в интернете)

Познание мира:

простая сортировка из двух или трех предметов (пуговицы, бусины, столовые приборы, обувь, цвета и т.д.)

соотношение предметов и картинки

раскладывать картинки или предметы по классам (например одежда, животные, предметы быта)

читать отдельные слова, находить пару слово-предмет, слово-слово, выкладывать буквы по контурам

класть кубики, лего, предметы на отмеченное место, контур(обрисовать любые предметы)

находить не идентичные пары предметов( ботинки но разные, ложки но из разных материалов)

чья мама, чей хвостик, лишний предмет из нескольких и т.д.

сортеры, пазлы, вкладыши, головоломки

строить кубики по образцу, линии, мостики, башни

соотношение фигур по величине, матрешка, стаканчики, коробочки…

игры в лото, домино, положить на соответствующую картинку

распознавать звуки, в разные коробочки насыпать разное содержимое и погреметь

узнать музыкальный инструмент, повторить разное количество стуков, например ложкой по столу

соотношения по размерам от большего к меньшему или наоборот, с образцом и без

Социальные отношения, общение

Физический контакт, сделайте его приятным постепенно, щекотушки, подкидывания, возня, ку-ку, догонялки, самолет полетели-полетели или наездник на лошадке.

Целовашки, научите вашего ребенка целоваться, обниматься, хвалите, пусть целует и папу и маму по просьбе, бежит в объятия.

Помогать маме, например выбрасывать мусор, вещать белье, поливать цветы. Хвалите за помощь!

Игра в прятки, выберите три места в комнате, нужен помощник, который спрячется вместе с ребенком, ищете малыша, активно радуйтесь, обнимайте, хвалите ребенка, потом сами спрячьтесь в тех же местах и пусть ребенок найдет вас вместе с папой.

Совместная игра в машинку, куклу спать и кормить, по очереди строить башню, пинать мяч, катать с гладильной доски мишку и т.д.

Перетягивание веревки или полотенца кто сильнее.

Брызгаться водой, купаться в бассейне, море вместе с ребенком.

Давать и брать предметы, хвалите если ваш ребенок что то вам принес по просьбе или по своей инициативе, давайте ему что то положить, взаимодействуйте.

Провоцируйте просьбы и контакт, прячьте нужные детали от пазлов, часть вагонов поезда, ставьте высоко, но на видное место то, что интересно ребенку. Тогда он будет обращается за помощью чаще.

Обучите ребенка показывать где у него болит, засуньте под футболку или привяжите к ножке игрушку. Как только ребенок заметит предмет, спросите «Что то мешает? Где бо-бо? Мама поможет! » И устраните неудобство. Делайте это упражнение до тех пора пока ребенок не поймет, что надо обратится за помощью к маме.

Подробнее о том в какие игры мы играли с сыном и множетсво фоторгафии смотрите тут Глава 14. Список игр и умений или чему же учить

Видео о наших играх и занятиях также доступны к просмотру!

Понравилось? Поделитесь в соцсетях!

22 комментариев: Игры с аутистом

Отличный материал. Большое спасибо.

Здравствуйте, очень огромное спасибо за полезную информацию.

Желательно добавить на Вашем сайте кнопку «быстрой печати» для удобности

Пожалуйста! Про кнопочку подумаю)

Спасибо, это то что я сейчас как раз ищу.

Здравствуйте , а как можно ребёнка завлечь игрой, пытаюсь ему показать книжку с пазлами , он сразу выть и убегает к своим машинкам и ноль внимания . Поощрять как Вы делаете вкусняшками у нас не получится, он не особый едок

Идти через интересы ребенка. Нравится ребенку маша и медведь. Используйте их изображения в книжках, азбуках, игрушках. Фигурки сажате в машины и т.д. Делайте сессии игры очень короткими но частыми. Подошли показали карточки или кинули мячик порадовались ЯВНО эмоционально все озвучили и прервали занятие при потери интереса. Но регулярность сделает минизанятия привычными. И ребенок и мама втянутся. Увеличивайте упражнения и хвалите ребенка. После бурно кидайте или догоняйте щекотайте. Если ребено тормозит, пасивен. То можено и перед занятием попрыгать побегать взбодриться! Удачи!

В игре нужно идти за ребенком — нравится ему машинки значит и отталкивайтесь от этого, нужно добавлять постепенно что-то в его игру, но не навязчиво, так чтобы заинтересовать ребенка. Например, катает он машинку, а вы для начала говорить, как машинка едет «дыр, дыр», потом, когда он начинает повторять за вами и если у него есть понимание, что машинка это именно транспорт, а не просто 4 кругляша, которые крутятся, то добавляйте что-то еще, например, машинка кого-то везет, к примеру животных ( кису, а киса говорит «мяу, мяу» и т.д

мы будем стараться заниматься

Диагноз нам пока не ставили,(есть подозрение на аутизм) но я вижу что ребёнок не такой как все,ваша книга нам очень помогла, спасибо большое. Нам уже 2 года,занимаемся уже почти 2 месяца,конечно сдвиги есть, но их не так много.Боялся и шугался всех в том числе и папу,теперь тянется и любит его больше чем меня.

ходим в школу 1класс.занимаемся отдельно 1,5часа.я просто поговорила с директором чтоб занимается в школе.дома он в своём владении.а в школе сидит и более менее занимается и

У меня возник такой вопрос может быть глупый и слишком простой, но мы никак не можем освоить велосипед. Пытаемся дома пока научить крутить педали, но нивкакую. Сын не понимает, что мы от него хотим вообще, ему больше нравится по полу ноги волочить (рост у нас очень большой для нашего возраста, поэтому если педали не освоим вообще беда, даже на подставку не поставишь). Может у вас есть совет по этому поводу как вы осваивали педали и в каком возрасте получилось?

Мы очень долго учились крутить педали! Велосипед был моей навязчивой идеей с двух лет. Я очень хотела и прилагала много усилий, я меняла велосипеды, и в какой то момент просто угадала! Но у нас столько раз не получалось. может мы созрели, но в целом считаю что помог велосипед, он правда был и легкий и ехал почти сам.

В четыре года Максим поехал НАКОНЕЦ то и это было триумфом для меня и радостным для него! Чтобы научить сына я прибегала к некоторым хитростям. Например одевала поверх Максиминой ноги и педали большие папины носки или капроновые колготки, или липучки пришивала к педали. Чтобы закрепить ногу на самой педали, так как он не держал ноги. Это помогло. Он стал держать. Потом мы просто подталкивала хвалили и предлагали ,но помог именно легкий велосипед. ОН СМОГ на новом велике и понял принцип. Потом были железные велосипеды, тоже искали и пробовали по ребенку. В этом году будем убирать допколесики. Я мечтаю и верю что у нас получится!
Считаю физическое развитие ребенка и спорт вообще- важной состаляющей детсва и радость и удовольствие мамы тоже важно. Так что желаю успеха.

Здравствуйте. У меня дочь аутист 6лет неразговаривает.Колим инфламафертин с актовегином и таблетки депакин надеемся и ждем услышать слова.

Здравствуйте! Подскажите был ли у вас такой период что очень трудно было заниматься лепкой, аппликацией и прочими такими вещами из-за того, что ребенок хочет только все крутить в руках и больше ничего ни сам ни нам не дает делать. Это само проходит со временем или есть какие-то хитрости?

Творчество и лепка в целом не интересовали Максима до 5 лет. Он конечно мог сделать что то если настаивать. Но только последние полгода он делает это САМ и с удовольствием что то пытается повторить сотворить или нарисовать! Считаю это общим прогрессом, есть мотивация учиться, любопытство=творчество! Восстановление должно быть изнутри, здоровый ребенок развивается и хочет играть учиться и лепить! Направьте усилия на причины ПОЧЕМУ ребенок не хочет, а не на симптомы. Действуете или изнутри или через интересы, игры, поощрение. То есть надо либо поднять общий уровень мотивации, или быть локомотивом для ребенка и поощрять хвалить его, подбадривать на пути! Считаю творчество важной составляющей, игрой и моторикой.

Скажите в каком возрасте вы начали замечать ,что ребёнок особенный как себя вел дома на улице ?у меня двойняшки и не такие сообразительный и не разговорчевые как сверстники нам 2 года

Было много странностей и мелочей, но в целом считаю что до полутора лет развивтие было в норме, потом был сильный регресс и откат ,совпало с прививками… Полный список того какие симптомы были у моего сына с рождения и до +- 2года, выложен тут http://stopautism.ru/книга-аутизм/глава-3/

спасибо за информацию-перечень работ приличный!всем успехов!не смейте сдаваться.

ребёнок постоянно вокализирует — большинство действий сопровождается а-а-а..пробовала ставить запреты,передразнивать,переключать-ничего..но может обходиться без вокала-когда едет в транспорте,на прогулках с папой-он прикрикнет и все!т.е.может же.ваши предложения…

Мы не запрещаем вокализировать и говорить одно и тоже. Просто если это не уместно или устали, просим потише. НЕТ ПОВТОР или ПОТИШЕ. Самоконтроль появится в 7-8 лет и речь будет развернутая уже. Стимы и вокализация(тоже стим) уходят последними. Мы пока вокализируем фразамаи и штампами, но так как сын ХОЧЕТ говорить и говорит и часто нам, то мы стараемся радоваться речевой инициативе!

Здравствуйте! У нас как у многих наверное аутизм соседствуют с СГДВ. Ребёнок вообще не в состоянии сконцентрировать внимание ни на чем, дольше, чем на минуту-две, потом уходит, бесцельно ходит по комнате, опять-таки отвлекаясь на что-то на минутку-другую, если не даём уходить — выключается, смотрит по сторонам, капризничает. Наталия, у вас с Максимом были проблемы с дефицитом внимания? Как справлялись?

СДВГ у нас не было, у нас напротив был апатичный ребенок без желаний и энергии. А внимание было хорошее, если удавалось достучаться. Но как только аутичное стало уходить и мы дали клеткам все что нужно появилась энергия. Назвать сына спокойный я не могу сейчас) Ему все интересно, он ВСЕ хочет попробовать, научиться и очень любопытен. Он не геперактивный, а именно активный. Развивающийся. Долгое время была несформирована эмоциональная волевая сфера, с 4лет уже все хорошо в этом плане. Задежка психоречевого развития у нас сейчас. Аутичные черты минимальны и в целом Максиму не мешают развиваться и учиться, ходить в обычный садик.
Дефицит внимания есть у многих детей. Не боритесь с симптомами, помогайте ребенку изнутри. Разматывайте как клубок. То есть не речь надо ставить. А искать проблемы по пониманию речи ,помогать голове. Не учить одежду одевать и злиться что ребенку все равно или не понимает или не запоминает или отвлекается, а помочь изнутри, наладить кишечник, пищеварение, дать здоровье ребенку. А здоровый ребенок развивается. А гиперактивность это только черта. Я гиперактивный ребенок выросший в активную женщину) Да руки ноги ломала в детстве, под машины попадала, миллион дел одновременно ,говорю громко и думаю быстро и делаю быстро. Это не мешает мне жить, а во многом и помогает! Используйте эту черту характера. подстройтесь по ребенка. Показывайте карточки быстрее. Спорт ,плавание и т.д.

stopautism.ru

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

На сегодняшний день опубликовано много работ по игротерапии, однако специфика практической работы с аутистами представлена явно недостаточно. Такие характерные особенности этих детей, как стереотипные действия ребенка, отсутствие речи или ее отстраненный характер, нарушение контактов, эти симптомы делают невозможной совместную игру. Встает вопрос, а применима ли вообще игротерапия к детям с таким диагнозом? В этой работе мы предлагаем некоторые советы, исходящие из нашего опыта практической работы.

Как утверждает Г.Лэндрет, базисом всех терапевтических изменений является система взаимоотношений с ребенком. (Миттельдорф, 2007) И в работе с аутичным ребенкам так же важно выстраивать систему отношений, при которой ребенок воспринимается как уникальная личность, заслуживающая уважения. Важно понимать и принимать ребенка, и только при этих условиях с пациентом происходят личностные изменения. Именно система эмпатических отношений с ребенком имеют терапевтическую ценность.

Установление отношений

Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации (Питерс, 2003). Психолог, работающий с таким ребенком, время от времени, невольно начинает воспринимать ситуацию, как собственную проблему, ибо ощущает дискомфорт и неудовлетворенность от имеющихся отношений. Не только аутист страдает из-за этой особенности, но страдают и те люди, которые с ним сталкиваются. Отсутствие радостной реакции на ваш приход, неожиданные впышки гнева, избегающий взгляд – все это приносит психологу душевное страдание. Прошу маму с утра несколько раз предупреждать ребенка о моем приходе заранее. Это важно для развития у ребенка временной перспективы, для умения строит ожидания и эмоционально настраиваться на встречу с чужим человеком. Мама не делала этого, думая, что ребенок все равно не поймет ее. Если ребенок не разговаривает, то и окружающие его люди начинают склоняться к тому, чтобы обходиться с ним без речи. Приходится объяснять маме, что ребенок не умеет управлять своими эмоциями. Ребенку нужно время, чтобы самому настроиться к началу нашего сеанса. Можно мою фотографию на холодильник приклеивать! Получается, что для ребенка я «сваливаюсь как снег на голову». Ибо начало контакта для них является буквально потрясением. Это состояние «рыбы, вынутой из воды».

По согласованию с родителями можно давать ребенку при встрече маленькую конфетку, в качестве позитивного подкрепления. Это, конечно, маленькая взятка, родители в праве ожидать, что ребенок будет рад вашему приходу и без конфетки.

Почему аутист не любит общаться — он бесчувственный или, напротив, сверхчувствительный? Он не способен сопереживать или специально отстраняется от чужих переживаний и видит в них угрозу собственному эмоциональному балансу. По крайней мере, его сензитивные пороги несколько иные, чем у других детей. В сеансах с маленькими детьми я включаю очень много телесного контакта. Но делается это очень постепенно, сначала я только дотрагиваюсь до ручки или ножки и смотрю на реакцию ребенка. Довольно скоро мне удается обнимать, щекотать и кружить ребенка. В течение сеанса легко включить элементы массажа и пассивных физических упражнений, которые необходимы ребенку. Упражнения с перекрестными действиями способствуют налаживанию в мозгу межполушарных связей. А делать движения по просьбе или по подражанию такой ребенок не может. Аутист обычно не показывает по просьбе взрослого глазки, ушки, коленки, но мы можем включить эти движения как пассивные упражнения. По лицу ребенка можно определить нравится эму это взаимодействие или оно неприятно. Не стоит настаивать, но спустя некоторое время, на том же сеансе или на следующем, можно сделать еще одну попытку. Например, для некоторых людей щекотание ладошки может быть приятно, а для других – переходит допустимы порог чувствительности. Если аутисту что-то не нравится, он может вас ударить, будьте готовы! Психотерапевт всегда старается быть деликатен и учитывает индивидуальные особенности. И конечно, нужно время, чтобы ребенок к вам привык, иногда требуется два месяца встреч, что бы аутист начал доверять новому человеку.

Работа с родителями

Это для меня самая сложная часть сеанса. Нельзя избежать контактов с родителями. Психотерапевту важно знать семейную ситуацию, как обращаются родители с таким ребенком, как они относятся к диагнозу. Работая с ребенком у него дома, мы вынуждены от 20 до 50% времени посвящать беседе с родителями. Родители настойчивы в поиске ответов на два риторических вопроса: почему у нас это, и что его ждет в будущем. Если вы слишком оптимистичны, то родители начинают сомневаться в вашем профессионализме, а если вы рисуете мрачные картины будущего, то у родителей просто опускаются руки. Хотя вам платят только за игротерапию, но вы вынуждены втягиваться и в семейную терапию, ибо все перемены в семейной ситуации оказывают свое искаженное влияние на поведение ребенка. Если, к примеру, семья готовится ко дню рождения старшей сестры, то ваш пациент становится возбужденным, непослушным, и всем мешает.

Дать определение игры очень трудно, так как многие виды деятельности могут быть отнесены к игре. (Пухова, 2007). Игра проходит разные стадии в процессе развития ребенка от игры с телом, например, пальчиковые игры, простое перекладывание предметов, а затем движется к символической игре. Это движение и надо принять за вектор работы с аутистом. В нашей книге «Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет» представлена подробная картина зарождения и развития символической игры (Пухова, 2005). В книге приведении протоколы игры в случае нормального развития ребенка, но этот дневник может послужить образцом для работы на начальном этапе. В норме мы легко прослеживаем, что символическая игра связана с общим психическим развитием ребенка.

Игра давно считается средством самовыражения для ребенка. На ранних этапах развития речь служит ребенку лишь дополнением к игре и не является необходимым условием для общения. Дети играют ради удовольствия и не задумываются о стадиях игры или о ее развивающих функциях. С аутистами все выглядит иначе.

Стереотипные движения

Стереотипные движения разного рода встречаются у аутистов довольно часто, но трудность работы игротерапевта состоит еще в том, что такой ребенок не может объяснить, для чего он это делает. Стереотипии еще можно назвать автостимуляцией, конечно, стереотипные движения позволяют удовлетворить те сенсорные потребности, которые аутист не может получить иным способом. Кружения или вращения пугают родителей, так как кажутся странными.

Вращение – это один из видов стереотипий, которые мы наблюдаем у аутистов и относим его к симптомам, подтверждающим диагноз. Кажется, что работа должна быть направлена против этого симптома, и надо бы желать, чтобы симптом исчез. Однако, симптом – это скорее костыль, на который опирается больной, утверждала Собчик. Арнольд Минделл и его последователи в процессуальной терапии предлагают усилить симптом. Чтобы понять, что же при этом происходит и для чего он нужен больному. Попробуем предположить, для чего может служить вращение.

Но если отвлечься от больного, то мы найдем немало примеров объяснимого поведения, которое содержит разного рода вращения: это и элементы балета и фигурного катания, спортивная гимнастика, тренировка летчиков, карусели и другие подобные сооружения детской площадки. Это элементы некоторых религиозных практик, например, шаманы и тибетские монахи. Монахи дают свое объяснение этому действию, утверждая, что таким образом они осуществляют нормализацию психических процессов.

Роже Каюа выделяет класс игр, содержащих элементы головокружения. Когда, во время сеанса мы видим, что ребенок начинает это вращение, можно взять его на руки и немного покружиться вместе, при этом, давая символическое значение действию: «мы с тобой кружимся как на карусели». Можно запустить с ребенком юлу или волчок, и потом покружиться с ним на руках, приговаривая, «вот как кружится юла». Нужно при этом очень внимательно следить за выражением лица ребенка. Если такая активность ему приятна, то ребенок улыбается, если же вы перестарались и не уловили, до какой степени вам позволительно дойти, то у ребенка может возникнуть страх, который может фатально повлиять на ваши отношения. В некоторых случаях удается вдвоем с ребенком проиграть в «каравай». То есть пропеть: «как на Мишкины именины испекли мы каравай, вот тако-ой ширины, вот тако-ой ужины…» Но повторяем, что это становится возможным лишь в потоке действий, порожденных кружением самого ребенка.

То есть, мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет.

Природа психических процессов еще хранит много загадок. В окружающей нас микро и макро природе, многие явления представляют собой закручивающиеся вихри. Поэтому игры с элементами вращения: «карусели» или «летящие самолетики» могут влиять стимулирующее на отдельные процессы в работе головного мозга, способствовать созреванию отдельных структур, подобно действии нейролептиков.

В природе много примеров это вращение воды в реке, называемое омутом, такой вихрь способен затянуть на дно хорошего пловца. В космосе мы наблюдаем спирали галактик. Есть вихри в атмосфере, которые способны превратиться в смерч. В ускорителе элементарных частиц сначала такая частица раскручивается в очень маленьком круге. Таких примеров можно привести очень много, но мы лишь хотим аргументировать наш вывод, что ребенок может испытывать объективную потребность в таких вращениях. Почему же психиатр определяет это поведение как нежелательную стереотипию? Потому что аутист не умеет «заключить» это действие в рамки других, социально приемлемых действий. Например, в просьбу: давай поиграем в «карусель».

Иногда внимание ребенка удается привлечь к вращению волчка или юлы, и в другой раз, в момент его стереотипного вращения можно дать интерпретацию, ты кружишься как юла? Давай я буду тебя раскручивать, и вы совершаете имитирующее действие.

Можно сформулировать нашу задачу еще так: пусть это действие приобретает произвольность и управляемость, пусть станет осознаваемым, с нашей точки зрения. Ведь другие дети, которые готовы полдня провести на каруселях, не кажутся нам странными.

Многие дети любят накрываться покрывалом или прятаться за шторами. Хотя родители и не разрешают играть со шторами на окнах, мы можем обойти эти запреты и использовать в работе различные куски ткани. Иногда под рукой оказывается одеяло или можно попросить у родителей дать нам для игры большой платок, а иногда я приношу с собой из дома легкую тюлевую занавеску или косынку. Можно пробовать разные предметы, что-то нравится ребенку больше, а что-то может вызывать протест. Надо экспериментировать и внимательно наблюдать. Будучи накрытой большой простынею, ребенку легче сконцентрироваться на выполнении заданий. Иногда мы долго сидим вдвоем под покрывалом, и ребенок складывает кубики или картинки из пазлов, нанизывает колечки на полочку и т.п. Какое влияние оказывает покрывало? Оно помогает создать отдельное пространство, свободное от других отвлекающих факторов, что и помогает ребенку удерживать внимание. Под покрывалом моя пациентка легче привлекается к тем заданиям, к которым обычно ее не удается привлечь в домашней обстановке. В комнате всегда много предметов, которые отвлекают ребенка. Потому что ребенок-аутист не умеет произвольно осуществлять селекцию поступающих в его мозг сигналов.

Маленькая полупрозрачная косыночка используется нами совсем по-другому. Известный признак аутизма это трудности глазного контакта. Существует множество толкований причины этого факта. Мы предложили простой способ его преодоления. Оказывается, что через прозрачную косыночку аутисту легче смотреть в глаза другого человека. Так, многие молодые люди прячут свою неуверенность за солнечными очками. В животном мире мы можем найти много таких примеров, когда в ситуации психологического превосходства животное не выдерживает прямого взгляда.

Есть выражение «смотреть как удав на кролика», вероятно аутист ощущает себя таким кроликом перед лицом внимательно смотрящего на него человека. Можно изобрести разные способы «помощи» аутисту в удержании взгляда. Например, если соединить большой и указательный пальцы в колечко и приложить к своим глазам, словно вы изображаете очки, то аутист опять-таки с интересом начинает вас разглядывать, ваш собственный взгляд становится для него, как бы безопасен.

Хотя я вижу целью наших сеансов, развитие символической игры, умение воспринимать неоднозначность объектов и событий, но в процессе сеанса вполне могут быть использованы задания для развития интеллекта. Если аутист понял, в чем состоит смысл такого задания, он выполняет его охотно и получает удовольствие от достигнутого результата. Аутиста привлекает открывание всевозможных баночек, пересыпание монеток или фасоли, выкладывание геометрических вкладышей. Специфическая память такого ребенка вызвана трудностями контейнирования накапливаемой информации. Он не объединяет однородные качества, в его мозгу не выстраиваются ассоциации, и он не видит аналогий в различных ситуациях. Чтобы противостоять этому хаосу, ребенок пытается упрощать всевозможные ситуации. Это делает его поведение ригидным и не гибким. Всевозможные манипулирования, осуществляемые ребенком с самыми разными предметами, служат развитию интеллекта, улучшают дифференциацию сенсорных ощущений. Здесь задача игротерапевта состоит в том, чтобы предлагать что-то новое, среди знакомых и изученных заданий, чтобы таким образом противостоять образованию стереотипий.

Если сеансы игротерапии проходят дома у ребенка, то я обязательно приношу с собой сумочку своих игрушек. У обычного ребенка в этом случае срабатывает ориентировочный рефлекс, который запускает исследовательское поведение. Такой ребенок легко привлекается к новым предметам и новым способам взаимодействия с ними. С аутистом, все наоборот. Как будто у них нет ориентировочного рефлекса? Новые предметы не запоминаются, а словно создают дыру в восприятии. Но, обнаружив у моей пациентки стремление открывать коробочки, теперь приношу на каждый сеанс новую баночку или шкатулочку, или помещаю в знакомую баночку новый предмет. Ей нравится собирать и рассыпать и снова собирать мелкие предметы. Использую для этого старые монеты, крупные пуговицы, разноцветную фасоль. Но психолог должен быть очень внимателен, к тому, чтобы ребенок не брал эти предметы в рот, не засовывал себе в уши. Если оральное исследование еще присутствует, то такому ребенку давать мелкие предметы не рекомендуется.

Символическая игра

Наблюдения показывают, что аутисты не используют символическую игру. Некоторые ранние психоаналитики давали стереотипным действиям аутистов сложные символические интерпретации. Они исходили из особенностей собственной психики (а откуда же еще исходить!). Эти интерпретации были очень красивыми, но не имеющими никакого отношения к данному ребенку. Однако опыт показывает, что аутиста можно обучить элементарным игровым действиям, носящим символическим характер. И тогда в его голове словно приоткрывается какая-то дверка, и ребенок мало помалу начинает использовать символическую игру, а потом про него врачи говорит, что «аутизм ушел». Символическая игра делает некий прорыв в его туманном и в тоже время ригидном сознании, просветляя его и выстраивая нужные связи.

Та дезорганизация процессов головного мозга, которая приводит в конечном итоге к аутичным проявлениям в поведении ребенка, может быть преодолена через прохождение всех этапов развития игры. Если говорить об аутизме на языке нейропсихологии, то нужно привести большую цитату из книги Семенович А.В.: «Обращаясь к проблеме мозгового обеспечения единого онтогенетического процесса, отметим, что мозг … это не только правое и левое полушарие, мозолистое тело, их связывающие подкорковые образования. Это и периферическая нервная система, обеспечивающая непрерывный диалог головного мозга совсем телом. И различные нейрофизиологические, нейрохимические, нейроэндокринные системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции. Эти разнонаправленные процессы в определенный период синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на требования окружающего мира». (Семенович, 2007).

Терапевт должен осознавать постепенность терапевтического процесса и не пытаться все ускорить. Мы должны понимать, что полезные изменения происходят из внутреннего мира ребенка, и только тогда, когда психика подготовлена и ребенок готов к изменениям.

psyjournal.ru