Как заполнить речевую карту ребенка с умственной отсталостью

Речевая карта ученика 1 класса

Транскрипт

1 1. Фамилия, имя 2. Год и месяц рождения 3. Откуда поступил (детсад, школа, класс) Оставался ли на второй год 4. Появление речи 4.1. Первые слова 42. Фраза 4.3. Речевое окружение ребенка 5. состояние слуха ребенка б. Артикуляционный аппарат. Губы Зубы Язык Небо Челюсти Прикус Подъязычная уздечка Маленький язычок 7. Моторика и двигательные функции артикуляционного аппарата (обследование см. приложение 1) Время включения в движение Истощаемость движений Темп и плавность движений Наличие гиперкинезови синкинезий Слюнотечение Жевание и глотание Речевая карта ученика 1 класса (строение и подвижность) (норма, толстые, тонкие, асимметричные, укороченные, малоподвижные, парез) (мелкие, крупные, лишние, недостающие, норма) (норма, большой, мясисты й, длинный, узкий, малоподвижный, парез, тремор) (норма, высокое, узкое, очень низкое) (норма, прогнатия, прогимия) (норма, открытый передний открытый нижний боковой) (норма, короткая, приращенная, эластичная, неэластичная) (отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает, отклоняется в сторону) (сразу, замедленное, отсроченное) (значительная, незначительная, отсутствует) (сохраняет заданный темп, не сохраняет) (есть, отсутствуют) (значительное, незначительное, отсутствует) (затруднено, незначительное затруднение, норма) Наличие утечки воздуха через н о с (есть, нет) 8. Темп и плавность речи (быстрая, замедленная, прерывистая, с запинками, н о р м а 9. Голос (сильный, тихий, гнусавый, глухой, слабый, истощаемый. приглушенный, норма) 10. Обследование звукопроизношения Начало года К он ец гада Гласные: А,О,У,И,Э,Ы Согласные: С Аня М о х Эко Ива Дым Собака Колесо Н о с СЬ Гусь Сено 3 Зуб

2 Замок Коза ЗЬ Зима Изюм Ш Шапка Кош ка Мышь Ж Жук Ножик Пижама Ц Цепь Курица Палец Ч Палац Чулок очки Ключ Щ Щетка Ящик Плащ Б Зубы Бобы БЬ Билет Д Дом Вода Дыня ДЬ Диван — Г Гуси Нога ГЬ Ноги В Вова Л Лук Пила Пол ЛЬ Липа Лиля Р Рыба Горы Сор РЬ Рис Репа Море М Мама Дом МЬ Мяч н Нож Банан Н Ь Сани Пень К Мак Как

3 Х Мука Петук ХЬ Мухи Петухи Ф Фонарь Шкаф Туфли Смягчение Лента Утюг Веревка Йотация: Я, Ящик Е,Ю Еж Юбка А й Сарай Трамвай Ей (ье, ья) Ружье Платье Свинья 11. Обследование фонематического слуха и восприятия Согласные звонкие и глухие: У папы болели зубы. Дети видели дятла. У Сони заноза. У Паши ножи. Твердые и мягкие согласные: Дима несет Сети. Катя и Дима увидели дым. Свистящие — шипящие: Саша п о м о г старушке. У Жоры железные гвозди. Щеткой чищу я щенка. С о н о р н ы е звуки: Лара разбила тарелку. 12. Проверка слоговой структуры слова: борода (3 ел.) сковорода (4 ел.) милиционер (5 ел.) велосипедисты (б ел.) регулировщики (б ел.) (примеры, указать чем заменяет) Характер искажений: (сокращение числа слогов, уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков), примеры записать 13. Обследование словарного запаса и м е н а с у щ е с т в и т е л ь н ы е Назови, каких ты знаешь животных (домашних, диких)? Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых и т.д 2. Назвать о д н и м обобщающим словом (овощи, фрукты, ягоды, обувь) по картинке. 3. Назвать о д н и м обобщающим словом

4 без картинки: Ручка, тетрадь, пенал, альбом — это. Такси трамвай, автобус, самолет — это. ГЛАГОЛ 1. Назови, кто как передвигается? ЧЕЛОВЕК- ПТИЦА- РЫБА- ЗМЕЯ — КУЗНЕЧИК — 2. Кто как подает голос? СОЛОВЕЙ — ЖУК- ВОРОНА — КОШКА — 3. Кто чем занимается? ХУДОЖНИК- ПИАНИСТ- ШВЕЯ — ПОВАР- 4. Что может делать животное? СОБАКА — ЗАЯЦ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1. Какого вкуса этот предмет? С А Х А Р — СОЛЬ- ЛУК — Л И М О Н — 2. Какого цвета этот предмет? ПОМИДОР — СЛИВА — АПЕЛЬСИН — >. Какие основные черты характера у этих животных? ВОЛК — ЗАЯЦ — ЛИСА — СОБАКА — 4. Назвать как можно больше признаков каждого предмета. ОБРАЗЕЦ: ЯБЛОКО (КАКОЕ?) КРУГЛОЕ, КРАСНОЕ, СЛАДКОЕ, АРОМАТНОЕ, БОЛЬШОЕ. ЛИМОН — СТОЛ — ЗАЯЦ — 5. Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак.

5 Что бывает КРУГЛЫМ (КВАДРАТНЫМ, ОВАЛЬНЫМ, ТРЕУГОЛЬНЫМ)? Что бывает ВЫС О К И М (НИЗКИМ)? Чти бывает ЗЕЛЕНЫМ (КРАСНЫМ, СИНИМ? б.подбор антонимов: Назвать противоположные признаки: ДОБРЫЙ СТАРЫЙ ЧЕРНЫЙ Д Л И Н Н Ы Й ШИРОКИЙ ВЕСЕЛЫЙ Б О Л Ь Н О Й 7.Подбор синонимов: БОЛЬШОЙ (ОГРОМНЫЙ, ГРОМАДНЫЙ) КРАСИВЫЙ (ПРЕКРАСНЫЙ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ) ВЕСЕЛЫЙ (РАДОСТНЫЙ) 8. П о н и м а н и е фразеологизмов: СВЕТЛАЯ ГОЛОВА ЗОЛОТЫЕ РУКИ ВЕСЕЛО, СПОКОЙНО, ГРУСТНО, плохо, СТРАШНО, ТОСКЛИВО, УСТАЛО. 4. О расположении предметов в пространстве: Куда поднят предмет? ВВЫСЬ, ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПЕРЕД Куда передвинули предмет? ВЛЕВО ВПРАВО, ВПЕРЕД, НАЗАД. 14. Обследование сформированности грамматических систем. 1. Образование множественного числа сущестеительны х: -назвать по картинке предметы (один,

6 несколько> — назвать по предыдущему образцу: СТУЛ-СТУЛЬЯ ГЛАЗ — ОКНО ДЕНЬ- ВЕТЕР УХО- МЕДВЕЖОНОК — Согласование прилагательных с существительными: ДОМ (КАКОЙ?) ТРАВА (КАКАЯ? ) ДЕРЕВО (КАКОЕ?) ЯБЛОКИ (КАКИЕ?) Согласование существительных с числительными: ТРИ ШАРА, А ПЯТЬ. ТРИ ЛОЖКИ, А ПЯТЬ. ДВА МЕДВЕДЯ, А ПЯТЬ. ЧЕТЫРЕ ПУГОВИЦЫ, А ДЕСЯТЬ. ОДНА КОФТА, А ДЕСЯТЬ. ОДНА КАПЛЯ, А ДЕСЯТЬ. ОДИН ЛОБ, А ДВА. ДВА УХА, А ШЕСТЬ. Согласование глагола и существительного: Составить предложения: ДЕВОЧКА (ЧТО ДЕЛАЛА?) МАЛЬЧИК (ИГРАТЬ) ЖИВОТНОЕ з. Управление. Дополни: ПАПА МЫЛ (что?). Я ИГРАЮ (ВО ЧТО?). ЗАВ ЯЖИ БАНТ (КОМУ?). ОН ПОДОШЕЛ (К ЧЕМУ?). IIИЛЯТ (ЧЕМ?). РУБЯТ (ЧЕМ?) ПЛАТЬЕ ВИСИТ (ГДЕ?) ЕЗЖУ (НА ЧЕМ?) б. Употребление предлогов: ПOKA3, НА, В, под, НАД, около Составить предложение по отдельным словам: НА, САША, ЛЫЖИ, КАТАЕТСЯ, КЛЕТКИ, ЧИЖ, ИЗ, ВЫЛЕТЕЛ 7. Словообразование А) Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов: БОЛЬШОЙ КЛЮЧ, А МАЛЕНЬКИЙ.

7 БОЛЬШАЯ КРОВАТЬ, А МАЛЕНЬКАЯ. БОЛЬШОЕ ЗЕРКАЛО, А МАЛЕНЬКОЕ. б) Образование глаголов при помощи приставок: ВЕСНОЙ ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ, А е ОСЕНЬЮ. НА ДЕРЕВО ЗАЛЕЗАЮТ, А С ДЕРЕВА СЛЕЗАЮТ. в дом ВХОДЯТ, А ИЗ ДОМА ПТИЦЫ ЧЕРЕЗ ДО РОГУ ПЕРЕЛЕТАЮТ, А ЗМЕИ. ЧЕРЕЗ ВЕРЕВОЧКУ ПЕРЕПРЫГИВАЮТ, А ВВЕРХ. В) Образование имен прилагательных: У ЛИСЫ ХВОСТ ЛИСИЙ, А У ЗАЙЦА У ЛОШАДИ ГОЛОВА ЛОШАДИНАЯ, А У ПЕТУХА 15. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИНИМАНИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1.А) покажи ключ, карандаш Б) покажи карандашом ключ В) Карандаш — Ключом 2. А) Нарисуй круг под крестом. Б) Крест под кругом. З.Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной? 4. Ваня выше Пети. Кто выше ростом? 5. Сашу ударил Коля. Кто драчун? б. Охотник бежал за собакой. Кто впереди? 7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? 16. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. 1. Пересказ знакомой сказки («Колобок», «Репка», «Три медведя» и г.ц.) Наличие простого предложения (нераспространенного) Простое распространенное предложение Из 3-4 слов (с определением, дополнением, обстоятельством, предлогами, без предлогов,

8 наличием однородных членов) Употребление простого распространенного предложения с 5-7 членами Употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА На начало года На конец года Учитель (подпись, дата)

docplayer.ru

Материал по теме:
Речевая карта

Предлагаю удобный и простой электронный вариант стандартной речевой карты для школьных логопедов. Никого не хочу удивлять-многие заполняли эти формы в разной полиграфии.

Речевая карта

(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)

3.Домашний адрес , телефон.

4.Дата зачисления в логопедический пункт.

5.Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность)

11.Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству ( привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение , замена и смешение отдельных звуков; различение аппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (Смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся- диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения(побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя- логопеда.

18. Результаты исправления речи ( отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

РЕЧЕВАЯ КАРТАЛогопедический пункт при _____________________________________________________________Фамилия, имя обследуемого ______________________________________ возраст ___________Дата обслед.

Речевая карта. Фамилия, имя____________________________________________________________________________Возраст ______________________________________________________________________________.

в данном документе содержатся примерные образцы речевых карт ( для детей с ОНР, дизартрией, речевая карточка учащегося и т.д).

При обследовании детей, поступивших в нашу школу, я столкнулась с проблемой выбора речевой карты для детей с тяжёлой умственной отсталостью. Просмотрев и проанализировав речевые карты из р.

nsportal.ru

Материал по теме:
Речевая карта.

Образец речевой карты для логопункта при школе VIII вида.

Предварительный просмотр:

  • Фамилия, имя____________________________________________________________________________________
  • Дата рождения___________________________________________________________________________________
  • Класс____________________________________________________________________________________________
  • Домашний адрес__________________________________________________________________________________
  • Родители_________________________________________________________________________________________
  • Жалобы учителя и родителей________________________________________________________________________
  • Краткая характеристика обучающегося по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, отношение обучающегося к своему речевому нарушению) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Заключение психолого- медико-педагогической комиссии_______________________________________________ __________________________________________________________________________________________________
  • Анамнез общего и речевого развития_________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Состояние слуха______________________________ Состояние зрения______________________________________
  • Состояние общей моторики__________________________________________________________________________
  • Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) __________________________________________ _________________________________________________________________________________________________
  • Общая характеристика речи _________________________________________________________________________
  • а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире и т.д.; правильно ли использует слова по назначению, какие имеются замены слов, какие части речи преимущественно употребляются)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    б) грамматический строй (указать возможности формообразования, построения предложений, типы употребляемых предложений)_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    в) произношение и различение звуков:

    — произношение звуков (отсутствие, замена, искажение отдельных звуков)__________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    — различение звуков на слух__________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    — произношение слов с различным слоговым составом__________________________________________________

  • Письмо (образцы диктантов, анализ ошибок):
  • а) успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические занятия______________________________ __________________________________________________________________________________________________

    б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов_____________________________________________________

    в) указать имеются ли характерные для дисграфии замены букв___________________________________________

    а) успеваемость по чтению в начале логопедических занятий ____________________________________________

    б) характеристика овладения техникой чтения__________________________________________________________

    в) ошибки при чтении_______________________________________________________________________________

    г) понимание прочитанного__________________________________________________________________________

    1. Результаты исправления речи._______________________________________________________________________
    2. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Вариантов речевых карт множество. Я предлагаю свой вариант: минимум заполнения, максимум информации. В заявлении о приёме на логопункт есть анкета для родителей.

      Экспресс-обследование состояния речи ребенка.

      РЕЧЕВАЯ КАРТА ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА (образец заполнения)

      1.Фамилия, имя, возраст Иванов Иван, 7 лет

      2.Школа — МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

      3.Домашний адрес ул. Гайдара 24-16

      4.Дата зачисления на логопедический пункт 15.09.2017

      5.Успеваемость / к моменту обследования/ не аттестован

      6.Жалобы учителей и родителей Со слов учителя: на уроке малоактивен, стесняется говорить.

      Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.

      7.Заключение психиатра без патологии

      8.Состояние слуха без патологии

      9.Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2 – 2,5 годам, фразы к 4 – 5 годам. Речь непонятна окружающим.

      10.Состояние артикуляционного аппарата /строение, подвижность/ Строение – N

      Подвижность – с трудом удерживает заданную позу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую

      11.Общая характеристика речи / запись беседы, самостоятельных связных высказываний/

      В беседе о семье: мама – (Ирина ), не знаю (отчества); папа ( ), не знаю (отчества); Бран зовут ( Игорь); На работе (про маму);Кем работает папа (не знаю);

      а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика)

      Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. качественная характеристика ( ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг(вода),графин(бутылка),шофер (вместо машиниста),часовщик, крановщик(не знает),почтовиха(вместо почтальон), стеклещик (стекольщик),мащина(вместо слова транспорт), ботинки(вместо обувь); смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона — ворота

      б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов

      Карандаши вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу. На деревьев появились первые листочки.

      Мн.ч. Им.п. – деревы, глазы, крыли …

      Мн.ч. Род.п. – тетрадов, вороткнов, осёл…

      Варенье яблочный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.

      в) Произношение и различение звуков

      1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков

      2) различение оппозиционных звуков: тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица)

      па-ба-ба (N) та-да-да (N) га-ка-ка (N)

      за-за-за ( жа-жа-за) ча-ча-ча (тя-ча-тя) ча-ча-ча (ча-ща-ча)

      ра-ра-ра (ра-ла-ра) за-за-за (за-жа-за) тя-тя-тя (тя-ча-тя)

      ща-ща-ща (ща-ча-ча) ща-ща-ща (ща-ча-ча) ла-ла-ла (ла-ра-ра)

      3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры)

      лигуливат ( регулирует), тлансп, штампат (транспорт) , мещанел (милиционер),

      зелено-зелено…(железнодорожный), скоровод(экскурсовод), писиный (апельсиновый)

      г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа

      12.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова

      Плащ: Сколько всего звуков? – «2». 1-й звук;? – «П»; 2-й звук? – «А»; 3-й звук? – «Ф». назови последний звук? – «А»; назови 1-й звук? – «Т!; назови 3-й звук? – «А».

      13.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся.

      Воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М —

      Образец заполнения Речевой карты

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________________________

      2. Школа__________________________________ класс___________________________________

      4. Домашний адрес__________________________________________________________________

      5. Дата зачисления на логопедический пункт____________________________________________

      6. Успеваемость по родному языку____________________________________________________

      7. Заключение психоневролога________________________________________________________

      __________________________________________________________________________________8. Данные о ходе развития речи. Анамнез.______________________________________________

      9. Состояние слуха, зрения___________________________________________________________

      10.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      11.Общая характеристика речи_______________________________________________________

      а) словарный запас__________________________________________________________________

      ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б) грамматический строй____________________________________________________________

      в) состояние звукопроизношения______________________________________________________

      г) фонематическое восприятие________________________________________________________

      д) слоговая структура слова__________________________________________________________

      е) темп и внятность речи_____________________________________________________________

      12.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова__________

      13.Письмо. Наличие и характер специфических ошибок.__________________________________

      а) характеристика владения техникой чтения____________________________________________

      б) ошибки при чтении_______________________________________________________________

      в) понимание прочитанного__________________________________________________________

      б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)______

      в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      16.Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)__________________________________________________________________

      18.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопе- дического пункта)__________________________________________________________________

      1. Фамилия, имя, возраст _____________________________________________________________

      2. Школа – ____________________ класс ___

      3. Домашний адрес __________________________________________________________________

      4. Дата зачисления на логопедический пункт15.09.2014 г.

      5. Успеваемость по родному языкуначало учебного года

      6. Заключение психоневрологана учёте не состоит/_____________________________________

      Данные о ходе развития речи. Анамнез

      А)Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца _______________________________________________________________________________

      Б) Речевая среда: благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении ___________________________________________________________________________________

      8. Состояние слуха, зрения — соответствуют норме/не соответствуют норме ______________________________________

      9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность):

      Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,

      Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,

      Зубов: особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д. ,

      Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;

      Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,

      Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,

      Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,

      Носоглотки, ротовой полости и глотки: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д. ,

      Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

      состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);

      подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);

      неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);

      состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);

      наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);

      подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

      движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

      тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

      10. Словарный запас:

      объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);

      резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;

      неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

      несформированность семантических полей;

      трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);

      трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

      11. Грамматический строй:

      морфологические и синтаксические аграмматизмы;

      владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;

      ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;

      нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);

      своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

      фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

      Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

      Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.

      Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.

      Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

      Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).

      Слоговая структура слова

      Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

      Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

      14.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова

      Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы — сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.

      Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

      Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

      Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы

      15. Письмо. Наличие и характер специфических ошибок .____________________________________________________

      а) характеристика владения техникой чтения_________________________________________________________________

      б) ошибки при чтении_____________________________________________________________________________________

      в) понимание прочитанного________________________________________________________________________________

      а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

      б) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      18 .Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений

      сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);

      преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.

      снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);

      непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).

      19.Заключение учителя-логопеда __________________________________________________________________________

      20 .Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта) ________________________________________________________________________________________________________

      Фамилия, имя _________________________________________________

      Дата обследования _____________________________________________

      Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца ______________________________________________________________________________________

      Речевая среда : благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении _________________________________________________________________

      Беременность по счету ____________________________________________________________

      Как протекала ___________________________________________________________________

      Когда закричал __________________________________________________________________

      — стал держать головку ____________________________________________________________

      Раннее речевое развитие:

      — первые слова ___________________________________________________________________

      — не прерывалось ли речевое развитие _______________________________________________

      после 1 года ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты) – соответствуют норме/не соответствуют норме __________________________

      внимание устойчивое (неустойчивое)

      взгляд фиксирует (не фиксирует);

      переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);

      общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);

      слабая концентрация внимания;

      общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

      познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;

      запоминание произвольное /непроизвольное;

      быстрое запоминание /медленное, с трудом;

      Произвольная мимическая моторика:

      отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная;

      лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

      состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики);

      сглаженность носогубных складок;

      оральные синкинезии; асимметрия лица;

      состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);

      подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);

      неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);

      состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);

      наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);

      подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

      движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

      тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

      16. Общая произвольная моторика:

      объем движений (полный /неполный);

      точность выполнения (неточные /точные);

      самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых);

      координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует);

      темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный);

      активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность);

      качество движений (моторная напряженность, скованность);

      переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими).

      особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации — стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания; соскальзывания.

      объем движений (полный, неполный),

      координация (нормальная, некоординированность),

      наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре,

      темп (медленный, быстрый, нормальный),

      переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное),

      активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность),

      персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении,

      ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях).

      Анатомическое строение органов артикуляции:

      Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,

      Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,

      Зубов: особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д. ,

      Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;

      Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,

      Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,

      Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,

      Носоглотки, ротовой полости и глотки: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д. ,

      Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

      Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

      Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

      Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.

      Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.

      Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

      Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).

      Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).

      Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы — сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.

      Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

      Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

      Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы

      Состояние слоговой структуры слова

      Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

      Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

      объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);

      резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;

      неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

      несформированность семантических полей;

      трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);

      трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

      Грамматический строй речи:

      морфологические и синтаксические аграмматизмы;

      владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;

      ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;

      нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);

      своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

      умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен;

      легко входит в контакт /контакт затруднен;

      участвует в общении по инициативе других;

      активность в общении /активен; малоактивен.

      фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

      фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

      лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

      общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой ( речевой ) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

      Примерные формулировки логопедических характеристик

      Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

      Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).

      Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

      infourok.ru