Какая причина стресса не характерна для труда шахтеров

Стресс медицинских работников

Стресс медицинских работников вызван рядом специфических осо­бенностей их профессии.

Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжким грузом ложится на их плечи.

Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмо­ций — страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал.

В-третьих — это неравномерный режим работы с ночными и су­точными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные способности организма.

В-четвертых (что характерно для постсоветского пространства), заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы. Однако следует заметить, что четвертая причина стрессов (зарплата) не является определяющей, о чем свиде­тельствуют данные по западным медикам.

Например, в 1992 году в Англии 40% всех случаев нетрудоспособности у лиц коммуникативных профессий, в частности врачей, были связаны со стрессом. Среди обследованных медиков 1 /з принимала медикаментозные средства для снятия эмоционального напряжения, а степень употребления ими алкоголя с этой целью превышала средний в популяции уровень. Об­следование 620 врачей общей практики в Великобритании в 1995 году вы­явило у 41% из них высокий уровень тревоги и у 26% врачей — клиниче-

ски выраженную депрессию, нередко даже более значительную, чем у их пациентов. Это неожиданное открытие оказалось важным стимулом не только к тому, что для врачей в Великобритании стали проводить регуляр­ные семинары по диагностике и преодолению профессионального стресса, но и к тому, что в Британской медицинской ассоциации в середине 90-х го­дов открыли круглосуточную службу психологической поддержки для медработников.

Исследования показывают, что явление стресса сопутствует повсе­дневной, рутинной профессиональной деятельности, часто требующей от врачей достаточно интенсивного, не обязательно конфликтного, но эмо­ционально напряженного общения с пациентами, причем у врачей общей практики частота и интенсивность этого синдрома оказалась даже боль­шей, чем у хирургов или травматологов 1 .

Симптомы «стресса медработников» не отличаются строгой спе­цифичностью и могут варьировать в широком диапазоне — от легких реакций типа раздражительности, повышенной утомляемости и т. д. до невротических и даже психосоматических расстройств у самих врачей. При этом большое значение играют тип ВНД и черты лично­сти, например, у меланхолика больше шансов впадать в уныние и бес­покойство по поводу работы, а у холерика выше вероятность возник­новения агрессивного стиля общения с пациентами.

Как отмечает специалист в области профессиональных стрессов В. А. Винокур, профессиональный стресс — это, прежде всего, следст­вие снижения профессиональной мотивации, а «профессиональное выгорание» и сохранение увлеченности работой — это два полюса взаимоотношений человека и профессии. Целым рядом исследова­ний показано, что постепенно развивающаяся профессиональная де­формация у медицинских работников достаточно часто приводит к тому, что при высокой степени «выгорания» нарастает тенденция к негативному, нередко даже скрыто-агрессивному отношению к паци­ентам, общению с ними в односторонней коммуникации путем кри­тики, оценок, давления, от чего, естественно, страдают обе стороны.

Стресс руководителя

1 Винокур В. Л. Профессиональный стресс у медицинских работников // Вестник МАПО. 2002. № 2, с. 4.

в сладкий вкус победы. Стресс руководителя — это одна из форм не­избежной расплаты за движение вверх по карьерной лестнице, веду­щей к власти и богатству. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит ему на плечи, тем большим ко­личеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фак­тов и явлений он должен держать под контролем.

+ требовательные клиенты и т. д.

Вопросы и задания для проверки усвоения знании 149

+ «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;

+ «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны ру­ководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предпри­ятий);

Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей раз­ного ранга является целый букет невротических и психосоматических

1) повышенная раздражительность;

3) нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва
желудка, дисфункция поджелудочной железы);

4) головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д.
Следствием этих хронических заболеваний являются инфаркты,

1. Перечислите основные объективные факторы возникновения про­
фессионального стресса.

3. Приведите примеры объективных факторов, вызывающих профес­
сиональный стресс:

4. Перечислите четыре группы межличностных факторов, которые
могут вызывать стресс.

7. В чем проявляется учебный стресс?

10. Перечислите три формы соревновательного стресса.

г) чрезвычайные обстоятельства.

2. Какая причина стресса не характерна для труда шахтеров?

в) низкая температура;

г) ожидание возможной аварии.

3. Какой фактор стресса относится к форс-мажорным обстоятельствам?

а) срыв поставок продукции;

б) длительная работа;

в) страх неудачи;

а) чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение количества по­
ложительных эмоиий, возникаюших в связи со своей работой;

б) ииничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное,
равнодушное отношение к пациентам, клиентам, посетителям);

6. Какая профессия, по результатам исследования английских психологов,
считается наиболее стрессогенной?

7. Какой фактор учебной сессии снижает уровень стресса?

а) повышенная статическая нагрузка;

б) изменение режима сна и бодрствования;

в) эмоциональные переживания;

б) длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоиий пациентов;

б) некомпетентные подчиненные;

2. Фаустов Л. С., Щербатых Ю. В. Обучение и здоровье. Воронеж, 2000,
с. 3-25.

Дополнительная

4. Боканова О. М. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у сту­
дентов вечернего отделения в период экзаменационной сессии // Вопро­
сы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974, с. 130.

5. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990, с. 10-113.

6. Доскип В. А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психи­
ческое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988, с. 147-160.

7. Кемпипски А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975, с. 26-28; 259.

8. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпириче­
ские исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001.
Т. 22, № 1, с. 90-101.

9. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в ус­
ловиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. № 5, с. 48-50.
Самоукина Н. В. Психология идюдагогика профессиональной деятельно­
сти. М., 1999, с. 186-213.

Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, с.111-115.

Щулшенко И. М. Семестровые экзамены в медицинском вузе: учебная не­обходимость или дань традиции? // Врачебное дело (Л1кар. справа). 1998. № 1, с. 202-204.

Элкин А. Стресс для «чайников». М., 2005, с. 311-313. Вугпе В. М. Вигпои!: *ез1:т§ Ьг 1пе уаНсПСу, герНса^оп апс! туапапсе оГ саиза! зггисШге асгозз е!етеп1;агу, тг.егтесПа1;е апс! зесопс!агу 1еасЬегз // Атепсап ЕсЫсаСюпа! КезеагсЬ ]. 1994. V. 31 (3). Р. 645-673. Но!( Р., Рте М.>., ТоИе/зоп N. МесНаглп^ зггезз: Зитуа! оГ сЬе Ьагс!у // Рзу-сЫо^у т г-Ье 5сЬоо1з. 1987. V. 24 (1) Р. 51-58.

МазЬсН С. ВигпоиС: А тиШсНтепзюпа]регзрес1луе // РгоГеззюпа! Ьигпои1: Кесеп!: с1еуе!ортеп1з т 1пе 1пеогу апо 1 гезеагсЬ. \УазЫп§1;оп В.С.; Тау!ог & Тгапс1з, 1993, Р. 19-32.

РгсЪепщ ТН. ТЬе е№ес1з о^ оссираНопа! з^гезз оп Ыоос! ргеззиге 1п теп апс! \уотеп // Ас1а рЬузю!. зсапс!. 5ирр1.1997.У. 161, 5ирр!.№. 640. Р. 125-128. 5сНера^а^. /)., А1’АЫ М., ШгКей Т. I. Раззеу К. В., 1оиа11о Ж К. АсМИуе ргеззог еЯес1з оГсагТете апс! з^гезз 1п та!е тесНса! з1ис!еп1:5 а1 пзк Гог Ьурег-1епз1оп // Ат. ]. НурегСепз. 2000. V. 13. Р. 475-481.

stydopedia.ru

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Перечислите основные объективные факторы возникновения профессионального стресса.

2. Перечислите основные субъективные факторы возникновения профессионального стресса.

3. Приведите примеры объективных факторов, вызывающих профессиональный стресс:

+ вредные характеристики производственной среды – это ______

+ к тяжелым условиям работы можно отнести ________________

+ примеры чрезвычайных производственных обстоятельств _____

4. Перечислите четыре группы межличностных факторов, которые могут вызывать стресс.

5. К внутриличностным факторам профессионального стресса можно отнести: _________________________

6. Назовите основные симптомы синдрома эмоционального выгорания и напишите, в чем они выражаются.

8. Опишите фазы развития экзаменационного стресса исходя из концепции Г. Селье.

9. Перечислите факторы, которые могут способствовать развитию стресса у спортсменов.

Выберите правильный вариант ответа:

1. Какая причина стресса не относится к группе объективных факторов:

а) вредные характеристики производственной среды;

б) тяжелые условия работы;

г) чрезвычайные обстоятельства?

2. Какая причина стресса не характерна для труда шахтеров:

а) условия замкнутого пространства;

г) ожидание возможной аварии?

3. Какой фактор стресса относится к форс-мажорным обстоятельствам:

д) значительные физические нагрузки?

4. Какая причина стресса относится к группе профессиональных субъективных причин:

б) неуверенность в себе;

г) нехватка знаний, умений и навыков?

5. Явление деперсонализации, которое сопровождает синдром эмоционального выгорания, – это:

а) чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение количества положительных эмоций, возникающих в связи со своей работой;

б) циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, равнодушное отношение к пациентам, клиентам, посетителям);

в) формирование чувства некомпетентности, фиксация на неудачах в своей профессии?

6. Какая профессия, по результатам исследования английских психологов, считается наиболее стрессогенной:

7. Какой фактор учебной сессии снижает уровень стресса:

г) уверенность в себе;

д) неуверенность в себе?

8. Какой фактор, вызывающий стресс у медицинских работников, назван неверно:

б) длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций пациентов;

в) монотонный режим работы;

г) низкая заработная плата?

9. Какой из перечисленных факторов, влияющих на развитие стресса, отсутствует у бизнесмена – владельца компании:

а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги);

д) зависимость от своего начальника?

Похожие главы из других книг

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции Одним из важнейших звеньев процесса обучения является контроль усвоения знаний. Он показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Что такое стресс?2. В чем состояла основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды?3. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во время стресса?4. Каково

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Назовите четыре возможные формы проявления стресса.2. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?3. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.4. Какие существуют объективные методы оценки

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Опишите основные стадии развития стресса согласно концепции Ганса Селье.2. От каких трех факторов больше всего зависит характер влияния стресса на человека?3. Как влияет на характер стресса тип высшей нервной

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Перечислите субъективные причины возникновения стресса.2. Перечислите возможные неадекватные установки и убеждения личности, которые могут приводить к стрессам.3. Перечислите четыре основные группы объективных причин

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Перечислите основные объективные факторы возникновения профессионального стресса.2. Перечислите основные субъективные факторы возникновения профессионального стресса.3. Приведите примеры объективных факторов,

Вопросы для проверки знаний

Вопросы для проверки знаний 1. Что является предметом в социальной психологии?2. Что относят к объектам социальной психологии?3. Назовите разделы социальной психологии. Обоснуйте свой ответ.4. Какие отрасли социальной психологии наиболее активно развиваются в настоящее

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте определение малой группе. Какова численность малой группы? Приведите примеры классификации малых групп.2. В чем сущность групповой сплоченности?3. Назовите общее и отличное у лидерства и руководства в малых группах.4. Что такое

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте определение понятиям «общение», «коммуникация»2. Перечислите функции, виды, средства общения.3. Проанализируйте существующие в социальной психологии классификации типов взаимодействий.4. Дайте характеристику основным терминам,

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте понятие личности.2. Охарактеризуйте деятельностный подход к психологии личности.3. Раскройте определение «социализация»4. Назовите три сферы, на пространстве которых осуществляется социализация индивида. Опишите, как происходит

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте определение психологии как науки.2. Перечислите основные функции и проявления психики.3. Охарактеризуйте категории и принципы психологии.4. Расскажите о месте психологии в системе наук.5. Раскройте отрасли в психологии.6. Дайте

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте понятие личности.2. Расскажите о «Я-концепция» личности.3. Охарактеризуйте психологическую структуру личности.4. Раскройте понятия потребности и интересы личности.5. Психоаналитическая теория З. Фрейда.6. Индивидуальная психология А.

Вопросы для проверки знаний 1. Раскройте понятие и средства общения.2. Перечислите виды общения.3. Назовите основные стратегии общения.4. Перечислите структуру общения.5. Выделите средства общения.6. Назовите виды жестов.7. Охарактеризуйте понятие проксемика и

Вопросы для проверки знаний 1. Дайте характеристику внимания как психического явления.2. Расскажите о физиологических механизмах ощущения.3. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.4. Дайте характеристику основным видам памяти.5. Дайте характеристику формам

Вопросы для проверки знаний 1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».2. Раскройте основные характеристики эмоций.3. Назовите основные виды эмоций.4. Дайте характеристику понятие чувства.5. Дайте характеристику воли как процесса сознательного

Вопросы для проверки знаний 1. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.2. Расскажите об основных типах темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический).3. Расскажите о концепции типов телосложения и темперамента У.

psy.wikireading.ru

Психология стресса и методы коррекции

Вопросы и задания аля проверки усвоения знаний

  1. Перечислите основные объективные факторы возникновения про­
    фессионального стресса.
  2. Перечислите основные субъективные факторы возникновения про­
    фессионального стресса.
  3. Приведите примеры объективных факторов, вызывающих профес­
    сиональный стресс:

Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

вредные характеристики производственной среды к тяжелым условиям работы можно отнести

<> примеры чрезвычайных производственных обстоятельств

  • Перечислите четыре группы межличностных факторов, которые
    могут вызывать стресс.
  • К внутриличностным факторам профессионального стресса мож­
    но отнести:_____________________
  • Назовите основные симптомы синдрома эмоционального выгора­
    ния и напишите, в чем они выражаются.
  • В чем проявляется учебный стресс?
  • Опишите фазы развития экзаменационного стресса, исходя из
    концепции Г. Селье.
  • Перечислите факторы, которые могут способствовать развитию
    стресса у спортсменов.
  • & Выберите правильный вариант ответа

    1.Какая причина стресса не относится к группе объективных факторов?

    а)вредные характеристики производственной среды;

    б)тяжелые условия работы;

    в)отношения с руководством;

    2.Какая причина стресса не характерна для труда шахтеров?

    а)условия замкнутого пространства;

    г)ожидание возможной аварии.

    3.Какой фактор стресса относится к форс-мажорным обстоятельствам?

    а)срыв поставок продукции;

    в)высокий темп деятельности;

    д)значительные физические нагрузки.

    4.Какая причина стресса относится к группе профессиональных субъектив­
    ных причин?

    б)неуверенность в себе;

    г)нехватка знаний, умений и навыков.

    5.Явление деперсонализаиии, которое сопровождает синдром эмоииональ-
    ного выгорания, это:

    а)чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение количества по­
    ложительных эмоиий, возникаюших в связи со своей работой;

    б)ииничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное,
    равнодушное отношение к пациентам, клиентам, посетителям);

    в)формирование чувства некомпетентности, фиксаиия на неудачах в своей
    профессии.

    6.Какая профессия, по результатам исследования английских психологов,
    считается наиболее стрессогенной?

    lib100.com

    Стресс руководителя

    Согласно одному из важнейших постулатов китайской философии, все в этом мире уравновешено и сбалансировано. Так же, как две сущ­ности инь и ян плавно перетекают друг в друга, любое наше достиже­ние, любой успех имеют оборотную сторону, которая вносит горечь

    148 Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

    Известный польский ученый А. Кемпински так описывает стресс руково­дителя: «Типичным примером гиперстенической формы может служить так называемый «директорский невроз», появляющийся у людей, зани­мающих руководящие посты, которые не могут справиться со своими обя­занностями и живут в постоянном напряжении. Они все время что-то оформляют, неоднократно держат сразу несколько телефонных трубок, на простые вопросы реагируют вспыльчивостью и часто дают противоречи­вые распоряжения. Своим поведением они раздражают окружающих, все вертятся как белки в колесе, что в результате приводит к всеобщему раз­дражению» [7; с. 27].

    Автор далее отмечает, что цена подобного карьерного продвижения может оказаться слишком высокой. Он пишет: «Борьба с сопротивлением окружения у таких руководителей приводит к большой мобилизации ве­гетативной и эндокринной систем. Особенно перегружена бывает в этих случаях сердечно-сосудистая система. В результате инфаркты миокарда являются частым ответом этой неумелой борьбе с сопротивлением окру­жения» [7; с. 259].

    Источником «профессионального» стресса у бизнесмена (как вла­дельца небольшой фирмы, так и управляющего крупной кампанией) может стать любой фактор:

    У высокопоставленного служащего госаппарата часть этих стрес­сов, связанных с бизнес-рисками, отсутствует, но они с лихвой по­полняются неустойчивостью его положения в иерархической струк­туре, более выраженной зависимостью от своего непосредственного начальника и бескомпромиссной карьерной конкуренцией, скрытой от постороннего взгляда, но от этого не менее жесткой.

    В числе главнейших стрессов руководители различного уровня на­звали:

    + «сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;

    + «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и кон­фликты с ними», «постояннюую нехватку времени»;

    + «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и ре­альными результатами»;

    + «потерю смысла деятельности»;

    + «стресс несбывшихся надежд» и т. д.

    2) бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;

    инсульты и сокращение продолжительности жизни современных рос­сийских руководителей, несмотря на их, казалось бы, неограничен­ные возможности в получении высококачественного лечения. Такое положение связано с отсутствием навыков к рефлексии и саморегу­ляции у многих руководителей.

    Вопросы и задания аля проверки усвоения знаний

    2. Перечислите основные субъективные факторы возникновения про­
    фессионального стресса.

    5. К внутриличностным факторам профессионального стресса мож­
    но отнести:_________________________

    6. Назовите основные симптомы синдрома эмоционального выгора­
    ния и напишите, в чем они выражаются.

    8. Опишите фазы развития экзаменационного стресса, исходя из
    концепции Г. Селье.

    9. Перечислите факторы, которые могут способствовать развитию
    стресса у спортсменов.

    & Выберите правильный вариант ответа

    1. Какая причина стресса не относится к группе объективных факторов?

    в) отношения с руководством;

    б) угольная пыль;

    в) высокий темп деятельности;

    г) повышенная ответственность;

    д) значительные физические нагрузки.

    4. Какая причина стресса относится к группе профессиональных субъектив­
    ных причин?

    а) низкая самооценка;

    г) нехватка знаний, умений и навыков.

    5. Явление деперсонализаиии, которое сопровождает синдром эмоииональ-
    ного выгорания, это:

    в) формирование чувства некомпетентности, фиксаиия на неудачах в своей
    профессии.

    д) неуверенность в себе.

    8. Какой фактор, вызываюший стресс у медицинских работников, назван не­
    верно?

    а) ответственность за жизнь и здоровье пациентов;

    г) низкая заработная плата.

    9. Какой из перечисленных факторов, влияюших на развитие стресса, отсут­
    ствует у бизнесмена — владельца компании?

    в) недобросовестные партнеры;

    д) зависимость от своего начальника.

    Литература Основная

    1. Вяткин Б. Л. Управление психическим стрессом в спортивных соревнова­
    ниях. М., 1981, с. 5-77.

    3. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 5-118.

    Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

    studopedia.info