Какие формы речи нарушаются при заикании

Симптомы и проявления заикания

Заиканием называют нарушение темпо-ритмической составляющей речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата. Основные проявления заикания — изменение ритма речи, а также ее темпа и плавности — в зависимости от вида заболевания могут наблюдаться при определенных ситуациях или сопровождать человека постоянно. Как правило, нарушения речевого поведения — это лишь верхушка айсберга, под которой скрываются органические патологии или серьезные психологические проблемы.

Типы заикания и их особенности

  1. Неврологическая (органическая) форма.

Дефекты речи в данном случае являются следствием физической патологии. При обследовании мозговой деятельности у пациентов выявляются выраженные нарушения, а симптомы заикания могут сопровождаться сложностями при произношении многих букв, а также навязчивыми движениями, нервным тиком, нарушениями моторики.

Дальнейшее развитие неврологического заболевания приводит к постепенному ухудшению речи. Дефект у таких больных проявляется постоянно, не зависит от состояния, и может быть скорректирован только совместно с лечением физической патологии.

Невротическое заикание (логоневроз).

Значимых отклонений в работе головного мозга при этом типе речевых нарушений не наблюдается. В спокойном состоянии у детей или взрослых с логоневрозом симптомы могут не проявляться совсем или проявляться минимально, а при тревоге или волнении речь существенно ухудшается, что не дает вести нормальный разговор. Возникает своеобразный «замкнутый круг» — патология речи приводит к возникновению чувства тревоги, которая, в свою очередь, усиливает симптоматику заикания.

Симптомы и развитие заикания

Специалисты различают следующие группы симптомов, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой:

  1. Физиологические (биологические):
    • речевые судороги;
    • нарушения работы ЦНС;
    • изменения общей моторики;
    • патологическое речевое поведение.
    • Психологические (социальные):
      • выраженное заикание во время сильного эмоционального возбуждения;
      • фиксированность на дефекте;
      • логофобия;
      • уловки;
      • замыкание в себе, а также другие особенности личности.
    • Давно замечено, что симптомы логоневроза усиливаются при сильной эмоциональной вовлеченности — необоснованные паузы учащаются и становятся более продолжительными, нарушается интонация, громкость, ритм речи. Не меньшую проблему представляет для заикающихся их фиксированность на собственном дефекте. Если у малышей, которые еще не осознают свою проблему, степень фиксации нулевая, то в подростковом возрасте она может достичь умеренной или даже выраженной стадии, когда любое действие осмысливается, исходя из собственной речевой неполноценности. В конечном итоге, такая ситуация вызывает логофобию, т.е. боязнь любого разговора, а также способствует формированию особых черт личности — социофобии (боязни общества), заниженной самооценки, уходу в себя.

      Особое внимание специалисты уделяют уловкам, или так называемым маскирующим движениям, с помощью которых заикающиеся люди пытаются скрыть свой дефект. К маскирующим симптомам заикания относятся вспомогательные движения руками, головой, корпусом, а также изменение речевой моторики и использование вспомогательных звуков, слогов, слов («э», «вот», «ну» и т.д.).

      В проявлении заикания можно выделить 4 фазы:

    • Эпизодические нарушения, возникающие у дошкольников.
    • Хроническая форма, характерная для младших школьников. Симптомы логоневроза у детей этого возраста проявляются достаточно часто и характеризуются напряжением при разговоре и осознанием своего недостатка.
    • Фаза тревоги, при которой дефект проявляется в определенных ситуациях, связанных с волнением.
    • Патология речи, которая сопровождается выраженными психологическими симптомами. Обычно развивается в подростковом или взрослом возрасте.
    • Специалисты речевого центра «Арлилия» убеждены: нарушения речи являются излечимыми на любой фазе их развития. Безусловно, чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду, тем быстрее восстановится речевое поведение ребенка.

      На первичной консультации специалисты Центра оценивают, как проявляется заикание у детей, и выбирают соответствующую программу его коррекции. Для малышей, которые только начали заикаться, предлагается специальная ускоренная программа, а взрослым и детям, уже осознавшим свой дефект, логопеды рекомендуют полный курс избавления от речевых патологий. Качественное и ответственное выполнение заданий специалистов позволяет навсегда забыть о дефектах и вернуться к здоровой, полноценной жизни.

      www.arlilia.ru

      Какие формы речи нарушаются при заикании

      «Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата».

      («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

      В Заикании выделяют две группы симптомов: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

      Физиологические симптомы.

      К физиологическим симптомам относят речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики.

      Основным внешним симптомом Заикания являются судороги в процессе речевого акта. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

      При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: «т-тополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, т.к. его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он в процессе речи работает как нерасчленимое целое. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые или артикуляционные судороги.

      Отмечаются 3 формы нарушения дыхания при Заикании: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

      Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом: смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться – голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога – получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а, а, а»); размыкательная (голосовая щель остается открытой – при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь); вокальная, свойственная детям (дети протягивают гласные в словах).

      В артикуляционном аппарате различаются судороги – губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (К, Г, П, Б, Т, Д); реже и менее напряженно – щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т.п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмоционального осложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты Заикания имеет ритм речи.

      Заикание нередко сопровождается нарушением звукопроизношения, лексико-грамматическими нарушениями. Нарушается словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

      В проявлениях Заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

      Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

      Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется больным внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще больше приковывает к себе внимание больного. Н.И.Жинкин, рассматривая Заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи.

      Феномен фиксированности – это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека.

      По степени болезненной фиксации выделяют три группы заикающихся:

      1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

      2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

      3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживает их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

      Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности, как-то: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое.

      В зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся. Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже – в речевой моторике (покусывание кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т.д.) в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т.д.

      Различают три степени заикания

      · Легкая – заикаются лишь в возбужденном состоянии при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;

      · Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

      · Тяжелая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

      Типы течения заикания:

      · Постоянный – заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.

      · Волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает

      · Рецидивирующий – исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи.

      Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения. Но в первую очередь – от желания самого заикающегося. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в высокой степени.

      Почему Заикание считается тяжелым речевым нарушением? С какой бы точки зрения не рассматривали заикание, всегда логопатологи отмечают комплексность симптоматики: речевые судороги, нарушение речевого дыхания, нарушение темпа и ритма речи, интонационной окраски высказывания, логических (смысловых) ударений, фонетические и грамматические нарушения, психологические сложности (логоневроз, склонность к самоанализу, уловки оборонительного характера, невротический тип личности….). В современной логопедии принято говорить о триаде заикания – речевые судороги, страх речи и желание скрыть дефект.

      Причины. Очень часто родители говорят «Ребенок заикается после того, как его напугала собака, корова…». Испуг мог стать спусковым механизмом, но не причиной заикания. Ведь в детстве всех нас пугали если не собаки, то громкие звуки, ссоры и т.д., но далеко не каждый из нас заикается. Чаще всего заикание возникает при уже имевшейся предрасположенности, при особенном строении коры головного мозга. Современные исследования говорят, что есть 3 варианта возникновения заикания:

      1. Заикание появляется «на фоне отстающего речевого онтогенеза». При этом у детей не было «испуга» (психотравмирующей ситуации), но вербальная (словесная) речь появилась позже нормы, при этом у ребенка может наблюдаться общая моторная неловкость, нарушение мелкой моторики, соматическая ослабленность (заболевания), трудности с определением правого и левого… В этом случае заикание возникает по причине того, что мозг не справляется с возросшей речевой нагрузкой. Поэтому, когда в детском саду такому ребенку дают на заучивание трудные для понимания и воспроизведения стихи (длинная строчка, много длинных слов со сложной слоговой структурой, с большим количеством стечений согласных), детский мозг просто не успевает обработать весь этот поток информации, происходит временной сдвиг – запинка, снова запинка, добавим сюда неприятные эмоции («Повтори!», «Неправильно!», «Ты не будешь рассказывать стишок Деду Морозу!») — здравствуй, заикание. Подчас даже занятия по развитию речи могут дать заикание, т.к. это тоже увеличение речевой нагрузки. Это не значит, что не стоит заниматься с маленькими детьми исправлением речи. Просто делать это нужно осторожно, может быть, растянув это во времени, плавно увеличивая нагрузку, как можно больше хваля ребенка, следить за эмоциональным состоянием, больше использовать сопряженную речь, учить ребенка произносить слова плавно. Иногда приходится прерывать занятия с логопедом или добавлять занятия с психологом (который, на самом деле, больше работает с родителями).

      2. Во втором случае мозг ребенка изначально «готов к заиканию». Такое бывает, когда мозг не определился – какое из полушарий главное, левое или правое. За вербальную речь отвечает левое полушарие, за правильное распределение речевых единиц во времени. А правое полушарие образное, в нем информация хранится «в картинках». И если картинок может быть одномоментно наложено друг на друга несколько, то речевой поток строго последователен. Представьте, если за речь возьмется отвечать правое полушарие, которому абсолютно все равно, что в какой последовательности выдать на поверхность. Именно тут и происходит сбой в программе, речевая судорога – эмоции — заикание.

      3. Третий случай – невротическое заикание. Изначально мозг ребенка работает правильно. Но если на него длительное время воздействует психотравмирующая ситуация, или же стресс запредельно силен – тогда возможно появление заикания. Также возникает заикание у ребенка с изначальным неврозом развития, когда отношения с миром у ребенка некомфортны или неадекватны. «Наследственное» заикание может быть в случае, если родители передали своему ребенку тип нервной деятельности (иногда говорят темперамент) или же свой невроз – тревожная мама «заражает» неврозом ребенка.

      Механизм. Заикание составляют несколько взаимосвязанных вещей – прежде всего речевая судорога, которая может проявиться сильно с самого начала или нарастать постепенно (в зависимости от типа заикания), к ней добавляются эмоции (беспокойство, страх) – в этот момент происходит фиксация дефекта. До этого момента заикание достаточно легко обратимо, если взрослые поведут себя правильно, избавят ребенка от стрессогенной ситуации, снимут негативные эмоции, успокоят ребенка и главное – не будут паниковать сами, обратятся к специалисту (к психологу и логопеду) – до 50% случаев заикания проходят сами собой. Но это относится только к случаям с маленькими детьми, когда проявилась только судорога, а не вся триада заикания. Но если судороги прочно связались в сознании ребенка со страхом речи… В дальнейшем к этим двум компонентам добавляется третий корень заикания – осознание дефекта, проявляющееся в уловках, желании скрыть дефект. Древо заикания зацвело пышным цветом. Т.е. если есть осознание дефекта, если мысль о речи вызывает страх – заикание само собой никуда не исчезнет.

      Итак, в основе заикания лежит рассогласование в работе «компьютера» — человеческого мозга, который в силу разных причин выдает и принимает речевые сигналы в неправильной последовательности (например, голосовые складки сомкнулись раньше, чем пошел выдох, сигнал в мозг отправляется об «ошибке», обратно с запаздыванием поступает сигнал об исправлении ошибки, снова смыкание, запаздывание, снова ошибка – получается судорога). Но пока нет фиксации и осознания — рано говорить о заикании.

      Поэтому у детей иногда стоит говорить о запинках, как о естественных детских итерациях (повторы слогов или звуков). Они бывают, когда ребенку еще не хватает словарного запаса, чтобы в полном объеме передать маме свои мысли, чувства и главное эмоции. Например, он съездил в цирк. Там было столько всего нового, красочного, веселого…. Попробуй, расскажи спокойно маме об этом, когда и слов-то таких еще не знаешь. Вот и получается: «Ма, ма, ма, а там, там, там… обезьянки, ки, ки и слоны, и собачки, ки, ки…» — все эти «ки, ки» — это способ протянуть время, чтобы подобрать следующее слово. В детских итерациях нет ничего страшного, это естественное явление. Но из них можно вырастить чудесное невротическое заикание, если взрослые, вместо того, чтобы успокоить ребенка, поддержать, подсказать слово – начинают пугаться сами: «Ах, он заикается! Не торопись, повтори еще раз правильно. », малыш видит, что мама вместо радости испытывает почему-то страх, значит, ему тоже нужно испугаться. Замечаете, как на запинку накладывается та самая отрицательная эмоция? До заикания осталось совсем чуть-чуть…

      Иногда заикание может быть симптомом каких-либо психических или неврологических проблем. Поэтому обязательно нужно пройти обследование у логопеда, психолога и невропатолога.

      Лечение. Прогноз. Всех заикающихся волнует вопрос – а лечится ли заикание? Да, лечится. Существует несколько работающих и дающих очень хорошие результаты методик. Это методика Л.З. Андроновой-Арутюнян, методика Ю.Б. Некрасовой и методика Н.Л. Карповой. Если вы мечтаете о «таблетке» — разочарую, такую не придумали. И вряд ли придумают, ведь вы уже поняли, что заикание – это проблема личности, а не химических процессов в организме. Для преодоления заикания, для полного избавления от него, потребуется активное участие самого заикающегося, упорный труд, поддержка близких. Совместная работа логопеда и заикающегося, при возможной поддержке невропатолога и психолога – результат достижим. По методике Андроновой (Вероятность излечения 95%)основной курс длится 24 дня, самостоятельное закрепление качественной бессудорожной речи – в течение года. Часто задают вопрос – как вылечиться самому, как облегчить заикание, как быстро и безболезненно, быстро и легко избавиться от заикания? Не стоит искать легких путей, например таблетки от заикания, чтобы облегчать заикание – его нужно раз и навсегда победить. А попытки «облегчения» — может быть это тоже уловка заикания?

      Выражаю огромную благодарность Лилии Зиновьевне Андроновой-Арутюнян, которая преподавала нам курс заикания, дала нам свою методику, и научила нас результативно лечить заикание.

      «Со всей ответственностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечиваемого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, чем легкие. Видимо успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении».

      sites.google.com

      Заикание у детей. Часть 2

      Во время игр, прогулок на свежем воздухе занимайтесь воспитанием плавной речи.

      Во время игр, прогулок на свежем воздухе занимайтесь воспитанием плавной речи. Не назидательно, исподволь, в зависимости от ситуации, в которой оказался ребенок, совершенствуйте его вопросно-ответную форму речи.

      — Женя, кто это бежит?
      — Это бежит собачка.
      — Как зовут собачку?
      — Собачку зовут Рекс.
      Ребенок в песочнице.
      — Женя, что ты делаешь?
      — Насыпаю песок в формочку.
      — Что у тебя получилось?
      — Получилась белочка.
      — Скажи, Женя, что ты сейчас взял?
      — Я взял ведерко.
      — Куда ты насыпал песок?
      — Я насыпал песок в ведерко.

      Опираясь на конкретные предметы в условиях деятельности, ребенок легче формулирует своит ответы.

      После прогулки продолжите занятие по знакомым картинкам. Возьмите иллюстрированный рассказ В. Сутеева «Кто сказал «мяу?». Прочитайте, просмотрите картинки и побеседуйте по ним. Вопросы стройте так, чтобы ребенок отвечал на них развернуто и получил всестороннее представление о предметах и действиях, изображенных на картинках.

      Нарисуйте цветными карандашами ведерко, обратите внимание ребенка на то, как надо делать овал, проводить боковые линии. При выполнении рисунка ставьте вопросы:

      — Женя, что ты сейчас делаешь?
      — Я провожу линию («Я раскрашиваю»). Усложните вопрос:
      — Чем ты раскрашиваешь?
      — Красным карандашом.
      — Как ты проводишь линии?
      — Сверху вниз.

      На этом занятии стремитесь, чтобы свои действия ребенок сопровождал речью.

      Цель игры состоит в том, чтобы закрепить навыки вопросно-ответной речи, помочь ребенку свободно вести себя в различных ситуациях. Дети любят играть в лото, домино, мозаику.

      — У кого гриб?
      — У меня гриб.
      — Что ты хочешь сделать?
      — Я хочу положить гриб.
      — Какой ты положил гриб?
      — Я положил белый гриб.

      Речевая зарядка на координацию слова с движением. Ребенок играет мячом и читает стихотворение С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч». Изготовление корзиночки из пластилина. Вначале покажите ребенку, как изготовляется поделка, а затем предложите ему сделать ее самому. По ходу работы вопросы:

      — Женя, какого цвета пластилин ты взял?
      — Зеленого.
      — Что ты сейчас делаешь?
      — Я разминаю пластилин.
      — Что ты сделал?
      — Стенку.
      — Какая у тебя получилась стенка?
      — Стенка получилась гладкая.
      — А сейчас что ты прилаживаешь?
      — Я прилаживаю донышко.
      — Чем ты прилаживаешь?
      — Я прилаживаю пластилином.

      По изготовленной поделке проведите беседу. (Из чего сделана? Какая получилась корзиночка? Что положим в корзиночку? Куда ее поставим?).

      Чтение русской народной сказки «Теремок».

      Вечерняя прогулка

      Если ребенок увлекается ездой на велосипеде, то предоставьте ему возможность покататься, не забыв при этом использовать катание для воспитания навыков вопросно-ответной формы речи:

      — Женя, что ты делаешь?
      — Нажимаю на педали.
      — Как ты едешь?
      — Я еду медленно.

      Сделайте отметку на дорожке — 25 метров, предложите ему проехать это расстояние:

      — Женя, сколько метров ты проехал?
      — Я проехал 25 метров.

      Основываясь на примерной композиции занятий в период освоения вопросно-ответной формы речи, применяйте самые различные варианты работы с ребенком в течение дня. Беседы по знакомым картинкам (картинки выбирайте цветные, яркие) чередуйте с рисованием, лепкой, изготовлением поделок. Организуйте игры, упражнения на координацию слова с движением, проводите гимнастические упражнения под музыку.

      Для развития речи, воспитания ее плавности и ритма прочитайте ребенку: К. Чуковского «Айболит», «Путаница», «Федорино горе», «Бармалей», «Муха-цокотуха»; С. Маршака «Пожар», «Багаж», «Рассказ о неизвестном герое», «Дом, который построил Джек»; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Лиса и козел», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка».

      Заучите с ребенком наизусть: А. Пушкин «Ветер по морю гуляет», «Румяной зарею»; А. Барто «Кораблик»; С. Маршак «Трубач», «Елка», «Январь», «Февраль», «Май»; С. Михалков «Дядя Степа», «Андрюшка»; А. Плещеев «Солнышко блестит».

      Изготовьте вместе с ребенком из бумаги коробочку, лодочку, скворечник, корзиночку, светофор; из пластилина — корзиночку, совок, шар, гриб, помидор, огурец, яблоко; из природных материалов — бусы (из желудей), филина (из желудя), Деда Мороза (из шишки).

      Нарисуйте елку, дерево, дом, снеговика, рыбу, кукол, машины, волка, зайца; вырежьте из бумаги квадрат, дом, салфетку, буквы алфавита.

      В период освоения вопросно-ответной формы речи устраняйте у ребенка недостатки звукопроизношения по подражанию. Покажите ребенку (положение языка, губ) как произносится тот или иной звук, и он сам вскоре сможет произнести его правильно.

      Следующий этап — это самостоятельный рассказ по знакомым картинкам, о знакомых предметах, о выполняемой работе.

      Приведем примерный типовой план занятий с ребенком по освоению новой формы речи. Особенность его состоит в том, что ребенок, опираясь на предметы, строит самостоятельный рассказ, иными словами, близок к тому, чтобы вести свободную от заикания беседу. Однако, чтобы достичь этого, необходимы упорные и длительные тренировки.

      Речевая зарядка: ребенок изображает все, о чем говорится в стихотворении:

      — Моем шею,
      Моем уши,
      Вытираемся посуше.
      Зубы чистим каждый день
      Делать это нам не лень.

      Положите перед ребенком стопку картинок с изображением животных, дайте образец рассказа:

      Слон стоит. Мальчик ловит рыбу. Девочка прыгает. Женя продолжает: «Бабочка летит. Птичка сидит на ветке. Собачка лает. Кошка спит. Мальчик играет. Бабушка вяжет. Мама читает». Усложните рассказ ребенка наводящими вопросами: «Куда летит бабочка?» — «Бабочка летит к цветку». «К какому цветку?». Тогда ответы по картинкам станут примерно такими: — Маленькая птичка сидит на зеленой ветке. Белая собачка громко лает. Полосатая кошка Машка спит на диване. Кудрявый мальчик играет на дудочке. Бабушка вяжет Жене теплые носки. Мама читает интересную книгу.

      Разложите картинки в такой последовательности, чтобы получились короткие рассказы:

      — Бабочка летит к желтому цветку. Маленькая птичка сидит на зеленой ветке. Белая собачка на нее громко лает. Кудрявый мальчик играет на дудочке.
      — Бабушка вяжет теплые носки. Рядом спит полосатая кошка Машка. Мама сидит за столом и читает интересную книгу.

      Постройка дома из кубиков. По ходу «строительства» задавайте ребенку вопросы, связанные с завершением той или иной операции.

      — Женя, что ты сейчас сделал?
      — Я поставил красный кубик.
      — Где ты его взял?
      — Я его снял с полки.

      Вопросы старайтесь строить в той последовательности, в которой осуществляется сооружение домика.

      — Женя, что ты еще успел сделать?
      — Я сделал крышу и трубу.
      — Какого цвета домик?
      — Домик разноцветный.

      Сквер (лес). Разговор ведите по поводу уже совершенных ребенком действий.

      — Женя, что ты сорвал?
      — Я сорвал цветок.
      — Как называется цветок?
      — Одуванчик.
      — Что ты с ним сделал?
      — Положил в ведерко.
      — Женя, что ты сейчас сделал?
      — Я спрятался.
      — Где ты стоишь?
      — Я стою за кустом.
      — Где твоя лопатка?
      — Лежит тут.

      После прогулки продолжите занятия по сюжетной картинке, например «Три медведя». Наводящими вопросами создайте ребенку возможность в логической последовательности изложить события, изображенные на картинке. Прочитайте сказку «Три медведя», разыграйте ее по ролям.

      Изготовление конверта из листа бумаги

      Возьмите обычный почтовый конверт, расклейте, положите его на плотный лист бумаги, обведите карандашом. Предложите ребенку по контурным линиям сделать разрезы. Задавайте вопросы по поводу произведенных действий. В этих случаях речь «шлифуется» не только в условиях непосредственного созерцания, но и частично по представлению, по следам сделанного, без опоры на наглядность в момент ответа. Речь при этом носит более сложный характер.

      — Женя, что ты сейчас сделал?
      — Я вырезал уголок.
      — С чего ты начал?
      — Сначала взял ножницы, потом надрезал лист до отметки. А дальше разрезал по линиям.
      — А сейчас что ты сделал?
      — Я только что согнул два уголка, как ты показала.
      — Для чего это нужно?
      — Чтобы склеить уголки.
      — Скажи, что ты сделал?
      — Намазал уголки клеем.
      — А дальше?
      — Сейчас.

      Женя сгибает уголки и осторожно разглаживает пальцем.

      — Вот, смотри,- я склеил.

      В процессе изготовлеиия поделки речь становится более свободной и разнообразной. При этом развивается логическое мышление и память.

      Разучивание стихотворения З. Александровой «В школу».

      Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.

      Разложите в логической последовательности 3-4 картинки с изображением знакомых ребенку предметов и действии. Вначале используйте вопросно-ответную форму речи (Кто изображен на картинке? — Мальчик. Что у него в руках? — Удочка). Затем предложите ребенку самостоятельно построить рассказ.

      — Мальчик с удочкой идет на реку удить рыбу. На берегу он размотал леску. На крючок насадил червячка. Закинул леску в воду и присел на корточки. Ждет, когда начнется клев. Ждать пришлось недолго. Поплавок ушел в воду. Мальчик быстро встал и вскинул удочку. В воздухе заметалась серебряная рыбка. Поймал.

      Изготовление гриба из пластилина. Во время работы над поделкой ведите разговор по поводу предстоящих действий. Вопросы ставьте так, чтобы ответы на них давались в форме будущего времени. В этом случае ребенок будет учиться плавно говорить без конкретной опоры на восприятие, по следам представлений, а значит, более абстрактно, более естественно, повествовательно. Здесь ребенок уже сам формулирует вопросы, дает критическую оценку сделанному, рассказывает о том, как он изготавливал гриб.

      С детьми следует больше заниматься изготовлением поделок, предварительно обсуждая предстоящие операции. Этот этап служит своеобразной базой для перехода на закрепление навыков спонтанной (самостоятельной) речи.

      На первых порах изготовляют такие поделки, которые требуют всего несколько операций. Главное внимание обратите на то, чтобы ребенок сопровождал речью все процессы, которые он осуществляет.

      Изготовьте сами из пластилина гриб — образец поделки, ориентируясь на который малыш сам попытается вылепить такой же.

      — Женя, что ты сначала будешь делать?
      — Сначала я возьму пластилин и раскатаю его.
      — Покажи, как это нужно делать?

      Женя раскатывает колбаску между ладошками.

      — Хорошо! Правильно. А что дальше?
      — Из этой колбаски я буду делать ножку гриба.
      — Как?
      — А вот так. Внизу — потолще, вверху — потоньше. Получилась груша.
      — Как ты будешь делать шляпку?
      — Сначала скатаю шарик. Катает шарик между ладошками.
      — А что получится из шарика?
      — Шарик я разомну и получится лепешка.
      — Что сделаешь в середине?
      — Выдавлю ямку и загну края. Потом возьму ножку и присоединю ее к шляпке.
      — Не торопись, Женя. Ребенок разглаживает шляпку.
      — Грибок готов.
      — Как называется грибок?
      — Это подосиновик. Он растет под осиной.
      — Куда мы его поставим?
      — Поставим на полку, рядом с корзиночкой.

      Когда ребенок без затруднений планирует свои действия, все предстоящие операции по изготовлению поделки, то он без запинок может вести разговор независимо от сложности вопросов и использовать в речи распространенные предложения.

      Игра в зоологическое домино. По ходу игры задавайте ребенку вопросы:

      — Какую фишку ты собираешься поставить?
      — Бабочку-лимонку.
      — Какого она цвета? На что похожа?
      — Эта бабочка желто-зеленого цвета. Похожа на лимон.
      — Что ты сейчас поставил?
      — Я поставил слона. Слон огромный. Я видел его в зоопарке. Он пил воду и выпускал ее из хобота. Получался фонтанчик.

      Вопросы на занятии можно задавать самые разнообразные, чтобы они вызывали у ребенка желание высказаться эмоционально. Предлагайте ему вспоминать и называть других животных, описывать их по памяти. Поощряйте ребенка за хорошие ответы.

      Разучите с ребенком по ролям (с опорой на картинки) стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр».

      Для выработки прочных навыков плавной речи старайтесь разнообразить работу по составлению рассказов, изготовлению поделок, разучивайте короткие ритмичные стихотворения, организуйте речевые игры — драматизации по русским народным сказкам и стихотворениям К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. Если на занятии по освоению более сложных форм речи ребенок начнет делать запинки, не справляться с заданием, то перейдите на тот уровень речи, на выполнение тех поделок и игр, во время которых он не испытывал трудностей.

      Помните, соблюдение принципа постепенности и последовательности — важнейшее условие преодоления заикания. Рассказывать распространенными предложениями разрешайте ребенку в том случае, если он плавно описывает картинки и поделки короткими фразами. Стройте занятия живо, интересно, занимательно, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от них, находился в состоянии постоянного ожидания.

      Вовсе не обязательно тренировать речь ребенка только описанием картинок, при изготовлении поделок. Готовитесь ли вы к прогулке, обеду, сну, всегда стремитесь подчинить все эти моменты развитию правильной речи — от ответов на вопросы до самостоятельного описания эпизодов прошедшего дня.

      Следующий этап преодоления заикания — это пересказ прослушанного рассказа, рассказы о том, как осуществлялись поделки, проводились игры.

      На данном этапе важно подобрать интересные рассказы для пересказа. Вы их без труда найдете в детских журналах и книжках. Великолепным материалом служат различные сказки, детские рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, А. Чехова, М. Горького, К. Паустовского, М. Пришвина.

      Для начала возьмите короткий, динамичный рассказ или сказку. Прочитайте два раза, побеседуйте с ребенком — уяснил ли он содержание прочитанного, запомнил ли название, имена главных героев. По мере освоения пересказа переходите к более сложным рассказам.

      Что касается рассказов об изготовленных поделках, то в данном случае ребенок учится владеть более сложной (контекстной) формой речи. Он по памяти, без зрительной опоры на конкретные действия, описывает все процессы, которые он выполнял при изготовлении поделки (корзиночки, грибка и т. д.). Если ребенок свободно, без затруднений пересказывает рассказы, объясняет принципы создания поделок, делится своими удачами и неудачами, значит под влиянием обучения произошла перестройка речевой деятельности. Заикание как дефект исчезло. Приведем пример занятия.

      Речевые упражнения на координацию слова с движением.

      Изготовьте два флажка, выучите текст:

      Правой вверх,
      Левой вверх,
      В стороны,
      Накрест,
      В стороны,
      Вниз.

      Проделайте это упражнение сначала сами, а потом с ребенком.

      Имея в руках по флажку, ребенок выполняет движения одновременно с чтением текста.

      Другое упражнение. Движения выполняются в соответствии со словами:

      Ванька, встань-ка,
      Ванька, встань-ка,
      Приседай-ка, приседай-ка,
      Будь послушен, ишь какой,
      Нам не справиться с тобой.

      Пересказ прочитанной сказки «Курочка ряба».

      Прочитайте сказку два раза. Проработайте ее по вопросам. «У кого была курочка ряба? Что снесла курочка? Какое яичко снесла курочка ряба?» и т. д.

      Обычно дети быстро запоминают сказку и читают ее наизусть. В дальнейшем учите ребенка пересказывать сложные рассказы своими словами.

      Ручной труд. Лепка посуды из пластилина.

      — Женя, что ты будешь лепить?
      — Я буду лепить чашку и тарелочки.

      Женя выполняет поделки молча. Как только будет готова чашечка, попросите ребенка рассказать о том, как он смастерил ее.

      Аналогичным должен быть рассказ и о тарелочках. По ходу задавайте наводящие вопросы, чтобы рассказ получился полным, насыщенным.

      Заучивание стихотворения А. Барто «Веревочка».

      Прогулка. Заикание преодолевается не только последовательностью речевых упражнений, но и последовательностью ситуаций (знакомая, малознакомая, незнакомая обстановка). Для того, чтобы ребенок чувствовал себя так же свободно, как и дома, во время прогулок создавайте ему малознакомые и незнакомые ситуации.

      Например, предусмотрите покупку конфет в магазине у знакомого продавца. Пусть ребенок сам скажет:

      — Тетя Зина, дайте мне пакетик «Белочки».
      — Женя, ты любишь «Белочку»?
      — Да, я люблю эти конфеты. Они вкусные.
      — Пожалуйста, возьми.
      — Спасибо, тетя Зина.

      При затруднении придите ребенку на помощь — задайте наводящий вопрос. Если ребенок уже свободно общается со знакомым продавцом, предусмотрите покупки у незнакомого продавца. Покупайте те предметы, которые необходимы ребенку и которые нравятся ему.

      После прогулки. Изготовление поделки — бумажного стаканчика для карандашей.

      На этом занятии предоставьте ребенку возможность говорить без ограничений. Следите только за последовательностью изготовления операций и при необходимости регулируйте темп работы и речи.

      Занятие разделите на две части: вводную и основную.

      Вводная часть — подготовительная.

      — Женя, что ты собираешься делать?
      — Я собираюсь делать бумажный стаканчик.
      — Что ты приготовил для этого?
      — Я приготовил ножницы, клей, кисточку, цветную бумагу, карандаш, линейку.
      — С чего ты начнешь?
      — Сначала я размечу карандашом на бумаге стенки для стаканчика, потом дно. Возьму ножницы, по линиям вырежу полоску бумаги для стенок и кружок для дна. Намажу боковые края полосок клеем, согну их и склею, потом приклею дно. Стаканчик готов.

      Ребенок раскладывает инструменты и заготовки в той последовательности, о которой речь шла выше.

      Основная часть — разметка бумаги и изготовление поделки.

      Ведите с ребенком самый непринужденный разговор. Ставьте его в такое положение, чтобы у него возникла потребность содержательно высказаться по ходу деятельности, правильно сформулировать вопросы.

      После изготовления поделки побеседуйте с ребенком о ней. Какая она получилась? Для чего предназначена? Как будет выглядеть стаканчик, если в него поставить карандаши.

      Чтение рассказа Джанни Родари «Лошадь, дерево и мальчик».

      Обсудите с ребенком прочитанное.

      Пересказ рассказа Джанни Родари «Лошадь, дерево и мальчик».

      После пересказа нарисуйте в альбоме лошадь, дерево, мальчика.

      Предложите ребенку «выложить» утенка, сопровождая каждое действие рассказом. Побеседуйте о выполненном задании. Подберите стихотворение об утенке.

      Разучивание стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет».

      Составление рассказа о прошедшем дне. Это интересная форма работы, но требует живого участия родителей. Ребенок охотно станет рассказывать в том случае, если день у него прошел занимательно и был насыщен впечатляющими событиями.

      На этом тренировочный период заканчивается. Его результатом должна быть совершенно свободная от заикания речь. В своем дневнике отметьте этот момент. Поставьте в известность логопеда и врача о достигнутых успехах. Посоветуйтесь с ними о дальнейших мероприятиях по укреплению здоровья ребенка, совершенствованию речевой деятельности.

      Закрепительный период — это период самостоятельной речи. Цель его состоит в том, чтобы закрепить навыки плавной речи, выработанные на ежедневных занятиях, перенести эти навыки в более сложные условия, на более высокий уровень речевого общения. Используйте для этого разучивание стихотворений, пословиц, загадок, считалок. Стихотворения придают речи правильный ритмический рисунок, делают ее уверенной и выразительной. Устраивайте прослушивание записи стихов, обращайте внимание ребенка на радиопередачи с участием мастеров художественного чтения. Речь выдающихся актеров служит блестящим образцом для подражания. Магнитофон будет служить своеобразным контролером в речевом процессе.

      Эффективными формами закрепления речевых навыков являются ручной труд, рисование, лепка, конструирование, рассказ об увиденном в течение дня. Используйте все это.

      Создавайте ребенку различные речевые ситуации, стремитесь к тому, чтобы он выступал с чтением стихотворений, рассказов перед своими сверстниками. Устраивайте периодически «чай», приглашайте на него гостей. Старайтесь предусмотреть для приглашенных интересное занятие, следите, чтобы каждый ребенок был активным участником торжества.

      Надо хорошо продумать весь ход праздника: подготовьте интересные рассказы и сказки, устройте «страничку» загадок, вопросов и ответов, «страничку» игр. Праздники объединяют детей, воспитывают у них положительные черты характера, умение хорошо держаться и говорить. Ваш ребенок почувствует уверенность в себе, испытает радость речевого общения со сверстниками. Непринужденно и содержательно проходят праздники в том случае, если ребятам предлагают выполнить коллективную работу, например, выложить из мозаики автомобиль, самолет и т. д. Речь при этом звучит эмоционально, естественно, приподнято.

      Очень полезны игры-драматизации, игры-инсценировки, поставленные по (мотивам русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.

      Систематически предлагайте ребенку рассказывать об увиденном на улице, в парке, о просмотренных кинофильмах и телепередачах.

      Старайтесь, чтобы ребенок разговаривал со сверстниками в магазине, театре, на детских праздниках, был активным участником мероприятий, организуемых для детей в парках, живых уголках и т. д.

      Если ребенку около 7 лет, готовьте его к школе, больше рассказывайте о школе, познакомьте с учебниками для первого класса, просмотрите их. Обучайте его грамоте, но помните, что освоение букваря — дело трудоемкое, не перегружайте ребенка длительными занятиями, ибо возможны рецидивы заикания. Буквы осваивайте постепенно, сразу же учите читать звуковым аналитическим методом. Недостатки звукопроизношения поправляйте по мере освоения букв. Учите ребенка писать печатные буквы, составлять из них слоги, простейшие слова.

      Обучение грамоте значительно облегчит пребывание ребенка в школе, особенно на первых порах. Напомним, что поступление в школу — это новый этап в жизни детей, вызывающий перестройку всей повседневной деятельности. Он сопряжен с большой умственной и физической нагрузкой. Вот почему нередко у ребенка, избавившегося от заикания, в этот период недуг проявляется снова и с еще большей силой.

      Следует позаботиться о том, чтобы адаптационный период в школе прошел как можно мягче, спокойнее. Заранее познакомьте ребенка с учителем, расскажите ему о речевой патологии ребенка, имевшей место в прошлом. Выработайте совместные пути щадящего режима в период прохождения букваря: общение с помощью облегченных форм речи, опора на наглядность, создание спокойной обстановки в классе, вовлечение в общественную деятельность. Внимательно следите за учебой, за изменениями в психологии и поведении ребенка, вызванными учебным процессом. Малейшие признаки заикания служат основанием для обращения за помощью к специалистам. Родители, разумеется, должны постоянно направлять усилия на укрепление здоровья ребенка, его нервной системы.

      Свободное владение речью в общении со взрослыми и сверстниками свидетельствует о полном преодолении заикания, а, следовательно, отпадает всякая необходимость в организации логопедических занятий и в медицинском вмешательстве.

      Если же у ребенка снова обнаружится заикание, то весь комплекс медико-педагопических мероприятий повторяется.

      Почему заикание чаще всего возникает после перенесенных заболеваний?
      Как известно, всякое заболевание приводит к ослаблению защитных сил организма и, в частности, нервной системы. Достаточно в этот момент подействовать травмирующему фактору, и может возникнуть заикание.

      Почему заикание развивается после двух лет, а не раньше?
      Речевая система практически начинает формироваться с двух лет, поэтому в самом раннем возрасте из-за недостаточной осознанности дети не испытывают патологического влияния психического травмирования.

      Почему при шепотном произношении заикание ослабевает? Можно ли шепот использовать как метод преодоления заикания?
      При разговоре шепотом возникают облегченные условия для голосообразования: голосовые связки работают с наименьшим напряжением, голос выключен. Кроме того, заикающиеся не чувствуют той ответственности, которую они испытывают при нормальной речи. Разговор шепотом используется как один из приемов устранения заикания на начальных этапах.

      Влияет ли заикание на память?
      Заикание в ряде случаев, особенно у школьников, заметно снижает запоминание. Объясняется это сильным эмоциональным волнением.

      Имеются ли лекарства, эффективно влияющие на заикание?
      Медикаментов, прямо действующих на заикание, нет. Есть лекарства, которые нормализуют состояние нервной системы, т. е. физиологическую основу речи.

      www.7ya.ru