Карвасарская аутизм

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

«Осознанный аутизм» Екатерина Карвасарская

Предисловие к книге Екатерины Карвасарской «Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы»

Перед вами книга-поиск, книга-размышление, книга-проживание. Она написана в жанре дневниковых записей, из которых, как из мозаики, складывается целостная картина, отражающая представления автора о сущности аутизма, о способах работы с аутичными детьми и о многом-многом другом.

В ней органично переплетаются две линии: одна — про аутизм, его природу, специфику, про семьи аутичных детей, про их отношения с близкими, про виды терапии и способы работы с ними и т.п.

Основная мысль автора заключается в том, что аутизм преодолим, из него можно выйти, хотя для этого и требуются титанические усилия и глубочайшие изменения прежде всего внутри семьи.

Для аутичного ребенка, так же как и для любого человека, важнее всего почувствовать свободу, ощутить возможность самостоятельно делать что-то, принимать решения и в конечном счете обрести способность ощущать себя, влиять на собственную жизнь, стать ее автором, а не объектом действий других. Для специалиста и любого близкого взрослого важнее всего научиться быть включенным и в то же время спонтанным и естественным, чувствовать и понимать состояние ребенка и быть готовым к долгой, серьезной работе, к глубоким осознанным изменениям.

Вторая линия — это рефлексия профессиональной позиции и мировоззрения самого автора, путь профессионального становления и обретения личностной зрелости.

Меняя что-то в тех, с кем мы работаем, меняемся и мы сами. Процесс личностного роста автора, все более ясного и отчетливого понимания себя самого, своих возможностей и ограничений, который прослеживается по ходу чтения, необычайно интересен.

«Был период, когда я работала потому, что это “хорошо и правильно”, но по большому счету не очень понимала, что и зачем делаю, опираясь исключительно на интуицию и ощущения, — пишет автор. — Я сильно уставала, загружалась и занималась хоть чем-нибудь, а не чем-то конкретным и осознанным Сложно было удерживать позитивный настрой как по отношению к себе, так и по отношению к работе, в частности к детям и родителям.

Сейчас же легко почти со всеми, и мне понятно, что конкретно я делаю, когда, почему; я могу объяснить любое свое действие. Но заниматься я буду по-разному, и объяснять по-разному, и у меня будут разные цели, средства, задачи и способы их реализации. И я надеюсь, что сейчас могу быть полезной практически для любой семьи и для любого ребенка.

Раньше так не было, и главную роль сыграли, на мой взгляд, мои собственные личностные изменения и глобальное осознание и принятие себя, своих чувств, ощущений и действий».

Вспоминаются слова Карла Рюля, экзистенциального терапевта: «В результате встречи с клиентом я существенно продвинулся в работе со своим самым трудным случаем — с самим собой. По сути, терапия — это не столько успех в излечении пациента, сколько совместный рост. В этом случае различие между тем, что есть дефект, и тем, что есть терапевтическое средство, стирается, и дефект, немощь становится даром, а слабое обретает силу».

Хотелось бы обратить внимание читателей еще на один момент. В названии книги ключевыми являются два понятия: осознанность и свобода. Осознанность подразумевает наблюдение, рефлексию, подробный анализ происходящего, учет множества внешних и внутренних факторов. Свобода — спонтанность, естественность, непосредственность, отсутствие жесткой программы. Казалось бы, одно противоречит другому. Но это только на первый взгляд. «Интересно, что мы ощущаем себя наиболее спонтанными в тех сферах жизни, в которых у нас больше всего опыта и навыков. Как и в случае с талантливыми импровизаторами-музыкантами, хорошая импровизация в терапевтической беседе основана на дотошном, упорном внимании к развитию терапевтических навыков» (Уайт М. «Карты нарративной практики. Введение в нарративную терапию.»). И это касается не только терапевтической работы. Маленький ребенок абсолютно свободен и непосредственен в общении, в восприятии мира. Со временем спонтанность утрачивается, действия становятся более продуманными, осторожными и стереотипными. И лишь осознав себя, обретя внутреннюю уверенность, мы вновь становимся открытыми непосредственным впечатлениям и естественными. Получается некое движение по спирали. От интуитивной непосредственности в действиях через большую внутреннюю работу мы при нормальном развитии событий вновь возвращаемся к спонтанности и свободе, но уже совсем на другом уровне. Таким образом, осознание и рефлексия — это путь к свободе и естественности.

Можно соглашаться или не соглашаться со взглядами автора на проблему аутизма, можно разделять или не разделять ее представления о методах работы с аутичными детьми, главное не это. Книга «включает», затрагивает, активизирует, заставляет задумываться. Она делает нас сопричастными происходящему и позволяет иначе взглянуть на проблему аутизма, на собственные личные и профессиональные проблемы и на жизнь в целом.

С некоторыми главами из книги можно ознакомиться на нашем сайте, перейдя по ссылкам в оглавлении.

Часть первая, которая планировалась быть последней — МОЖНО ПОЧИТАТЬ
Часть вторая, которая появилась из-за неудачной попытки закончить часть первую

www.eti-deti.ru

Название книги

Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы

Карвасарская Екатерина Евгеньевна

К вопросу о критике, о доверии — недоверии уровню профессионализма специалиста, работающего с ребенком.

М.: Я считаю, что специалист должен знать, с чем он работает.

Я: Я знаю, с чем работаю, но объяснить не могу. И я считаю, что не это главное. Главное — могу ли я оказать реальную помощь или нет, а не то, могу ли я объяснить, каким образом я ее оказываю и что из чего следует.

М.: Я предпочитаю, когда лечу зубы, работать с таким специалистом, который знает и может мне объяснить, что со мной, как это называется, от чего это, как надо лечить и почему именно так.

С этого разговора, пожалуй, и начались мои записи…

С этого знакомства в достаточно непростой для меня стрессовой жизненной ситуации и малоприятного общения, на которое я сама же и шла каждый раз, с регулярных споров и, как мне казалось, защиты своего мнения.

Полтора месяца еженедельных встреч, на которых мы постоянно возвращались к вопросам аутизма, хоть это и не было их непосредственной темой. На протяжении всего времени общения многие позиции, касающиеся аутизма, вызывали у меня недоумение, иногда изумление, сопротивление и несогласие вплоть до агрессии, не всегда конструктивной.

В этих разговорах я узнала много «интересного» об аутизме вообще и о личности аутиста в частности, вернее, о ее отсутствии. Узнала о проблемах, вернее, об их отсутствии. О том, кто и как работает с такими детьми и как это делать «правильно». О том, что «там хорошо, где нас нет». И все это вызывало у меня бурю эмоций, которые оставались со мной, не имея адекватного выхода.

На тот момент я еще с трудом, как мне кажется, говорила. С трудом могла выразить, сформулировать, отстоять и доступно изложить свои взгляды, мысли. Особенно в кругу незнакомых людей, в незнакомом месте, не на своей территории. И как правило, я предпочитала молчать. Молчать и слушать, смотреть, наблюдать, делать выводы. Только эти выводы редко обретали словесную, четко очерченную форму, все чаще оставаясь во мне на уровне чувств и ощущений.

Тем не менее этот опыт общения и, как я полагаю, состояние, в котором я на тот момент находилась, многому меня научили, на многом заострили мое внимание и привели к тому, что я стала писать. Вернее, не писать, а записывать. Из чувства протеста, от негодования и несогласия практически совсем, что слышала об аутистах и аутизме. В противовес чужому знанию, а также чтобы донести свои взгляд, вероятно, отличный от взглядов большинства.

Писать мне оказалось проще, чем говорить, — никто не перебивает и не сбивает с мысли. На тот момент это было особенно актуально, так как одновременно что-то отстаивать и справляться с эмоциями у меня еще не получалось. Я слишком включалась в эти обсуждения и слишком переживала.

Сейчас я намного спокойнее отношусь к непониманию, к непринятию и к мнению окружающих, зачастую отличному от моего. Кто захочет — поймет, примет. Кто — нет… ну значит — нет. Значит, у нас просто разные пути, разные взгляды и разные мнения.

Писать я стала спустя несколько месяцев после того разговора. Он был одним из факторов, запустивших механизм мыслемешания и попыток сформулировать и выделить свои мысли, итогом которых и стала эта книга.

litresp.ru

Осознанный аутизм или мне не хватает свободы

Предисловие

Часть первая, которая планировалась быть последней

Осознанность и свобода

Карвасарская Е.Е. «Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы… Книга для тех, чья жизнь связана с аутичными детьми». — М.: Генезис, 2010. — 400 с. (Расширение горизонтов), ISBN 978-5-98563-219-4

Предисловие

В мере расширения моих социальных и интеллектуальных горизонтов и общения с разными людьми, в том числе со специалистами, так или иначе имеющими отношение к аутизму, я решила поделиться своим видением и пониманием этой проблемы, которые, как я поняла, во многом отличаются от взглядов большинства, и в том числе от взглядов людей, непосредственно работающих с аутичными детьми.

Я стала записывать все, что приходило мне в голову и имело отношение к аутизму. Постоянно имея в кармане телефон, я «складывала» туда свои мысли, не давая им задерживаться в голове и потом забываться. Мысли, которые позже я перепечатывала, развивала и расширяла. Из этих живых записей и состоит вся книга.

Я разобрала аутизм, как механические часы, досконально изучила, как он работает, рассмотрела каждую деталь и ее назначение, а затем вновь собрала воедино, уже вооруженная знанием и пониманием — как внешним, так и внутренним. Надеюсь, что теперь я не просто знакома с аутизмом, а понимаю его.

Так получилось, что я читала очень мало специальной литературы как по аутизму, так и просто по психологии. Поэтому большинство изложенных идей, мыслей, взглядов основаны на собственном опыте, наблюдениях, ощущениях, переживаниях и проживании аутизма. Возможно, очень возможно, что многому из написанного здесь есть какие-то названия, давно придуманные, теоретически обоснованные и описанные в литературе. Возможно, многое идеально вписывается в какую-нибудь концепцию, педагогический подход или психотерапевтическое направление работы. Однако я этого не знаю и не могу сказать, что сильно жалею.

Сразу оговорюсь, что:

1) Это не научная работа, и соответственно она не претендует на точность формулировок и примеров. Все они основаны на бытовых представлениях о происходящем, и так как мне важно привести пример, а не быть абсолютно точной, то я допускаю наличие погрешностей.

2) То, что здесь написано, подходит далеко не каждому специалисту, работающему с аутичными детьми, далеко не каждой семье и не каждому ребенку на конкретном жизненном отрезке его пути.

Что-то будет «ваше», возможно, и все, а что-то категорически нет, возможно, и все. Изложенное здесь ни в коем случае не является истиной. Это всего лишь один из взглядов, с которым можно согласиться или нет, взять на вооружение или отмести, над чем-то задуматься, что-то принять и понять — возможно, отличное от того, что написано мной. Может быть, прочитанное натолкнет на какую-то иную ценную мысль, идею, действие, мнение.

3) В книге использовано много примеров из практики, и я сознательно редко указываю возраст детей, так как развитие аутичного ребенка не соответствует каким-то возрастным нормам, а моя цель — показать, как бывает вообще и на что стоит обратить внимание.

4) Приводя примеры, я где-то чуть усиливаю свои и чужие слова, действия, поведение, а где-то, напротив, чуть смягчаю, однако это не играет определяющей роли, так как мне важно показать саму ситуацию, обратить на нее внимание. Иногда эти примеры снабжены какими-то наблюдениями, выводами, комментариями и предположениями, а иногда оставлены просто примерами.

5) Если вы осилите всю книгу, то наверняка обратите внимание на массу повторов и противоречий, встречающихся в ней. Дело в том, что каждый раз я смотрю немного по-другому, под другим углом, нахожу новые образы, примеры, объяснения и записываю их. В итоге какие-то из них становятся более удачными или более точными. Возможно, кому-то один пример, образ будет непонятен или неинтересен, зато другой подойдет, хотя в действительности они об одном и том же. Ну и кроме того, иногда я просто не помню, о чем уже писала, а о чем еще нет.

Что касается противоречий, то в чем-то за время написания книги я и правда поменяла свои позиции. Все изложенное основано на общении с разными людьми, детьми, родителями, на чтении, наблюдениях и просто жизни, в которой постоянно что-то происходит, что-то меняется и так или иначе влияет на нас и на наше восприятие действительности.

Также эта зачастую поверхностная противоречивость и амбивалентность, которую всегда можно объяснить, вообще свойственна аутичным людям и действительно может не исключаться одна другой.

6) Некоторые записи могут показаться незаконченными, нерасшифрованными до конца, но многие из них постепенно дополняются мной, и по прочтении всей книги большинство из них становятся понятными и выстраиваются в общую картину.

7) Все написанное было прожито и осмыслено «здесь и сейчас», и вполне возможно, что через какой-то период времени изменится для меня. Возможно, кардинально, но, опять-таки, «здесь и сейчас».

Кроме того, я полагаю, что все здесь написанное имеет отношение к людям вообще и не помешает в общении, понимании, взаимодействии, игре с самым обычным, стандартным, среднестатистическим ребенком, да и взрослым тоже.

Я прекрасно осознаю, что у этой книги будет много противников, так как обычно от подобного взгляда на проблемы аутизма закрываются, отключаются, считают необходимым оспаривать его и доказывать обратное. Но надеюсь и на то, что будут у нее и сторонники. Что кому-то она поможет разобраться в проблеме аутизма, принять этот взгляд или однозначно отвергнуть его и принять какой-то другой. Тем не менее хочется, чтобы прежде чем эмоционально реагировать на прочитанное, каждый из читателей подумал, стоит ли того эта реакция, оправданна ли она? То ли подразумевал автор, на что вы реагируете? Имеет ли написанное отношение именно к вам?

Также я понимаю, что здесь много спорных, незаконченных и неоднозначных мыслей. Я и сама, перечитывая свои записи и формулировки, уже не со всеми из них согласна, однако не хочу ничего менять, так как мне интересно проследить динамику своих мыслей, их изменение. Возможно, это будет интересно и кому-то еще.

И конечно, я не написала тут всего того, что думаю. Что-то не вспомнилось, что-то не получилось оформить в слова. Что-то еще не пришло в голову на момент написания книги. Мне кажется, что это отправная точка, от которой можно оттолкнуться, если написанное покажется близким.

Это в любом случае опыт как минимум для меня самой. Опыт формулировать, объяснять, делиться, отстаивать, понимать, видеть, слышать, выделять.

С уважением, Екатерина Карвасарская

www.psychol-ok.ru

Карвасарская аутизм

Карвасарская И.Б.
В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми

Часть вторая. Родители

От первого лица

От первого лица

Джим Синклер. Не плачьте о нас (выдержки из статьи). // Our Voice. Autism Network International, vol. 1, №3, 1993.

Родители часто рассказывают, что известие о том, что их ребенок является аутистом, было самым тяжелым событием в их жизни. Не-аутисты считают, что аутизм — это огромное несчастье, а родительский опыт представляет собой непрерывную череду разочарований и огорчений на всех этапах жизненного цикла ребенка и всей семьи.

Но это горе вызвано отнюдь не аутизмом ребенка как таковым. Это горе из-за потери нормального ребенка, которого надеялись и ожидали получить родители. Представления и надежды родителей и несоответствие между тем, что родители ожидают от ребенка данного возраста и реальным развитием их собственного ребенка, вызывают больший стресс и большие страдания, чем фактические сложности жизни с аутистом.

. эти страдания о выдуманном нормальном ребенке должны быть отделены от восприятия ребенка, который у них есть: аутичного ребенка, который нуждается в поддержке и заботе взрослых и который может создать с этими людьми очень тесные эмоциональные отношения, если ему будет дана такая возможность.

Длительная концентрация внимания на аутизме, как на источнике страданий разрушительна и для родителей и для ребенка и препятствует развитию между ними приемлемых для обеих сторон, настоящих отношений. Ради них самих и ради их детей я советую родителям радикально изменить свое представление о том, что такое аутизм.

Я предлагаю вам взглянуть на аутизм и на ваши страдания с нашей точки зрения.

Аутизм — способ существования. Невозможно избавить человека от аутизма.

Поэтому, когда родители говорят: «Я хочу, чтобы у моего ребенка не было аутизма», на самом деле они говорят: «Я хочу, чтобы этого моего аутичного ребенка не было, а вместо него у меня был другой (не аутичный) ребенок.»

Прочтите это еще раз. Вот что мы слышим, когда вы горюете о нашей жизни. Вот что мы слышим, когда вы молитесь о нашем выздоровлении.

Аутизм не является неприступной стеной.

Вы пытаетесь установить связь с вашим аутичным ребенком, а ребенок не отвечает.

Он вас не замечает; вы не можете установить с ней контакт; ничего не получается.

Это самое трудное, с чем приходится иметь дело. Вот только на самом деле это не так.

Подумайте об этом еще раз: Вы пытаетесь общаться как родитель с ребенком, в вашем привычном понимании того, что такое обычный ребенок, исходя из ваших собственных родительских чувств, опыта и интуиции. А ребенок не отвечает вам привычным для вас образом.

Это не означает, что ребенок вообще не может общаться. Это означает только то, что вы предлагаете ему систему взаимного общения, взаимного понимания сигналов и значений, на которые ваш ребенок просто не отвечает взаимностью. С таким же успехом вы могли бы попытаться завязать доверительный разговор с человеком, который не понимает вашего языка. Разумеется, этот человек не поймет, о чем вы говорите, не будет реагировать так, как вы ожидаете, и вообще может счесть весь процесс общения непонятным и неприятным.

Для того, чтобы пообщаться с человеком, родной язык которого отличается от вашего, потребуется немало усилий. Отличия аутизма гораздо глубже, чем только на уровне языка или культуры; аутисты будут «инопланетянами» в любом обществе. Вам придется отказаться от попыток найти общие значения. Вам придется отступить на такие, более базовые уровни, о которых вы, вероятно, не думали раньше; вам нужно будет переводить ваши мысли и проверять, понятны ли ваши переводы. Вам придется отказаться от уверенности, которую вы испытываете, находясь на знакомой территории, зная, что вы в ответе за все — и позволить вашему ребенку научить вас азам своего детского языка и хоть немного поделиться с вами своими представлениям о мире.

Мы общаемся по-другому. Если вы будете слишком настаивать на вещах, которые в вашем понимании являются нормальными, вы можете столкнуться с разочарованием, возмущением, обидой, даже проявлениями гнева и ненависти. Подойдите к процессу общения уважительно, без предубеждений, будьте открыты к изучению нового — и вы откроете для себя мир, который даже не могли себе представить.

Да, это требует больше усилий, чем общение с неаутичными людьми. Но это можно сделать — если только неаутичные люди не будут более ограниченными, чем мы, в своем умении общаться. Мы тратим на это всю жизнь. Каждый из нас, кто научится говорить с вами, кому вообще удается функционировать в вашем обществе; каждый, кому удается установить с вами связь, существует на чужой территории и устанавливает связь с чужими существами. Мы тратим на это всю жизнь. И после этого вы говорите, что мы не умеем общаться.

Больше всего родителей расстраивает невозможность установления ожидаемых отношений с ребенком, который по ожиданиям должен был быть нормальным. Речь не идет об аутизме, речь идет о несбывшихся ожиданиях.

При аутизме вы не теряете своего ребенка навсегда. Вам кажется, что вы потеряли его, потому что он никогда не будет таким, как вы ожидали. Аутичный ребенок ни в чем не виноват, и мы не должны нести на себе бремя ответственности. Нам нужны семьи (и мы заслуживаем этого), которые будут нас понимать и ценить за то что мы есть. Если это нужно, горюйте о несбывшихся мечтах. Но не горюйте о нас. Мы живые. Мы настоящие. Мы уже здесь, и мы ждем вас.

Вы нам нужны. Нам нужны ваши помощь и понимание. Ваш мир не очень открыт для нас и мы не сможем в нем разобраться без вашей сильной поддержки. Да, с аутизмом связана трагедия: не в связи с фактом нашего существования, а из-за вещей, которые с нами происходят. Если хотите, можете об этом грустить. Но лучше хорошенько разозлиться и начать что-нибудь делать. Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас.

Посмотрите на аутичного ребенка еще раз и скажите себе: «Это не тот ребенок, которого я ждал. Это инопланетянин, который случайно приземлился у меня. Я не знаю, кто этот ребенок и кем он станет. Но я знаю, что это ребенок, выброшенный в чужой мир, без своих инопланетных родителей, которые знают, как о нем позаботиться. Ему нужен кто-нибудь, кто о нем позаботится, кто будет его учить, понимать и защищать. Так случилось, что этот инопланетный ребенок попал в мою жизнь, — поэтому теперь я буду и хочу за это отвечать.»

www.autism.ru

Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы

Книга написана в жанре дневниковых записей, из которых, как из мозаики, складывается целостная картина, отражающая представления автора о сущности аутизма, о способах работы с аутичными детьми и о многом-многом другом.

В ней органично переплетаются две линии: одна — про аутизм, его природу, специфику, про семьи аутичных детей, про виды терапии. Вторая линия — это рефлексия профессиональной позиции и мировоззрения самого автора, путь профессионального становления и обретения личностной зрелости.

Издание будет интересно не только тем, кто работает с аутичными детьми, не только их близким, но и всем думающим и чувствующим читателям.

Оглавление

  • От издательства
  • Предисловие
  • Начало
  • Дребезги
    • Часть первая, которая планировалась быть единственной
      • Ноябрь 2007
      • 04.05.2008
      • 08.05.2008
      • 12.05.2008
      • 17.05.2008
      • 29.05.2008
      • 30.05.2008
      • 01.06.2008
      • 09.06.2008
      • 10.06.2008
      • 12.06.2008
      • 13.06.2008
        • Аутизм — шизофрения
        • Аутизм — умственная отсталость
        • Аутизм — алалия
        • Аутизм — синдром дефицита внимания (СДВ)
        • Аутизм — гиперактивность
        • Аутизм — задержка психического развития
        • Аутизм — задержка речевого развития
        • Аутизм — слепота и аутизм — глухота
        • Аутизм — детский церебральный паралич (ДЦП)
        • Аутизм — эпилепсия
        • 14.06.2008
        • 16.06.2008
        • 18.06.2008
        • 19.06.2008
        • 20.06.2008
        • 21.06.2008
        • 22.06.2008
        • 23.06.2008
        • 24.06.2008
        • 25.06.2008
        • 26.06.2008
        • 27.06.2008
        • 28.06.2008
        • 29.06.2008
        • 30.06.2008
        • 01.07.2008
        • 02.07.2008
        • 03.07.2008
        • 04.07.2008
        • 05.07.2008
        • 06.07.2008
        • 07.07.2008
        • 08.07.2008
        • 09.07.2008
        • 10.07.2008
        • 11.07.2008
        • 12.07.2008
        • 13.07.2008
        • 14.07.2008
        • 15.07.2008
        • 16.07.2008
      • Часть вторая, которая появилась из-за неудачной попытки закончить часть первую
        • 17.07.2008
        • 18.07.2008
        • 21.07.2008
          • Езда на велосипеде
          • Компьютер — заставка
          • Грязное окно — чистое окно
          • 23.07.2008
          • 11.08.2008
          • 14.08.2008
          • 15.08.2008
          • 18.08.2008
          • 22.08.2008
          • 24.08.2008
          • 25.08.2008
          • 29.08.2008
          • 30.08.2008
          • 08.09.2008
          • 09.09.2008
          • 10.09.2008
          • 14.09.2008
          • 15.09.2008
          • 16.09.2008
          • 17.09.2008
          • 18.09.2008
          • 19.09.2008
          • 21.09.2008
          • 22.09.2008
          • 23.09.2008
          • 24.09.2008
          • 26.09.2008
          • 28.09.2008
          • 29.09.2008
          • 30.09.2008
          • 01.10.2008
          • 02.10.2008
          • 03.10.2008
          • 04.10.2008
          • 09.10.2008
          • 10.10.2008
          • 11.10.2008
          • 12.10.2008
          • 13.10.2008
          • 14.10.2008
          • 15.10.2008
          • 20.10.2008
            • 21.10.2008
            • 22.10.2008
            • 23.10.2008
            • 24.10.2008
            • 25.10.2008
            • 26.10.2008
            • 27.10.2008
            • 28.10.2008
            • 29.10.2008
            • 30.10.2008
            • 01.11.2008
            • 02.11.2008
            • 03.11.2008
            • 04.11.2008
            • 05.11.2008
            • 06.11.2008
            • 07.11.2008
            • 08.11.2008
            • 09.11.2008
            • 10.11.2008
            • 12.11.2008
            • 13.11.2008
            • 14.11.2008
            • 18.11.2008
            • 19.11.2008
            • 20.11.2008
            • 21.11.2008
            • 23.11.2008
            • 24.11.2008
            • 25.11.2008
            • 27.11.2008
            • 28.11.2008
            • 30.11.2008
            • 02.12.2008
            • 05.12.2008
            • 07.12.2008
            • 09.12.2008
            • 11.12.2008
            • 14.12.2008
            • Часть третья, на сей раз окончательная
              • 23.12.2008
              • 24.12.2008
              • 26.12.2008
              • 29.12.2008
              • 30.12.2008
              • 01.01.2009
              • 02.01.2009
              • 08.01.2009
              • 11.01.2009
              • 12.01.2009
              • 13.01.2009
              • 15.01.2009
              • 17.01.2009
              • 18.01.2009
              • 22.01.2009
              • 23.01.2009
              • 24.01.2009
              • 26.01.2009
              • 27.01.2009
              • 01.02.2009
              • 04.02.2009
              • 05.02.2009
              • 06.02.2009
              • 08.03.2009
              • 09.03.2009
              • 10.03.2009
              • 11.03.2009
              • 12.03.2009
              • 17.03.2009
              • 18.03.2009
              • 19.03.2009
              • 20.03.2009
              • 24.03.2009
              • 29.03.2009
              • 30.03.2009
              • 01.04.2009
              • 02.04.2009
              • 03.04.2009
              • 04.04.2009
              • 06.04.2009
              • 07.04.2009
              • 08.04.2009
              • 11.04.2009
              • 13.04.2009
              • Осознанность и свобода
              • Рекомендуемая литература
              • Это может быть вам полезно
              • Читайте еще:

                ПРЕДИСЛОВИЕ ЭЛИЗАБЕТ КЮБЛЕР-РОССCopyright: Stanislav Grof, Joan Halifax «THE HUMAN ENCOUNTER WITH DEATH» E.P. DUTTON NEW YORK, 1978

                ГЛАВА 4. ПРОИЗВОЛЬНОСТЬНа рис. 7, 8, 9 и 10 показаны четыре различные фигуры, которые достаточно просты, но не настолько, чтобы их можно было обозначить одним словом. И хотя каждая фигура отличается от другой, тем не менее все они могут быть описаны с помощью какой-то одной знакомой фигуры.

                Глава VIII. НАЧАЛЬНИК, КТО ОН?Задавать вопрос «Женщина-начальник, кто она прежде всего — начальник или женщина?» было бы глупо. Понятно, что женщина всегда и везде прежде всего — женщина. Однако интересно разобраться, как у нас, женщин, получается командовать и как к этому относятся те, кем они командуют.

                1Нет. Напротив. Моя рука стала тверже. И голос звонче. И песни веселей. Я не потерял мое искусство. И тому порукой мои книги за последние десять-двенадцать лет. Тому порукой эта моя книга. Она написана во многих жанрах. И жанр художника здесь, смею надеяться, не самый слабый.

                ЧАСТЬ II ОПАСНОСТЬ ИНТУИЦИИКаким оказался результат этого эксперимента? Интервьюеры оказались явно слишком уверены в себе. Хотя они делали правильные предположения в 63% случаев, они чувствовали себя на 75% уверенными. Выдвигая предположения относительно того, какие ответы мог бы дать их собственный сосед по комнате, они.

                Боже, как теперь воспитывать дочь? НР мужчины противны до тошноты, а ВР действительно все скоты. Впору в монастырь…Вместе с тем, чрезвычайная распространённость изложенной в вашем вопросе точки зрения определённо нуждается в анализе и разъяснении. Начнем с того, что этот тезис высказывается уже тысячи лет, что впрочем не мешает каждому его глашатаю искренне полагать себя его первооткрывателем. А всё потому.

                Gehirn II Gesamntelte AbhandlungenВозникало даже опасение, хватит ли при таких условиях клеточных центров лля принятия всех поступающих в мозг впечатлений, но это опасение было быстро устранено прямым подсчетом. В коре полушарий нервных клеток оказалось, «по самому минимальному расчету от 600 до 1200 миллионов»4′, так что при.

                ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРАВспомните мои слова о характере двойственного сознания, определяющего сферу наших жизней, – в противоположность сознанию запредельному, которое в конечном счете и по меньшей мере является недвойственным. Если говорящий находится на уровне недвойственного прозрения, то любые достаточно полные.

                Что я не готов предложить?Далее я ещё буду говорить о поведении, какое нравится, какое — нет, но уже более детально. А сейчас — просто на уровне моей готовности-неготовности взаимодействовать.

                bookap.info