Категория стресса

Содержание:

Категории стресса: когда стресс становится травматичным для ребенка

«Боюсь травмировать мелкую. Ей уже год и 9мес. Она уже так привыкла. Боюсь навредить переделками», — такие опасения я слышу от многих мам, которые сомневаются в том, можно ли сделать работу по коррекции сна безопасной для малыша. Всегда в таких фразах звучит та или иная форма слова травма. И это, напомню, от мамы, которая уже просто на грани от усталости сама, и видит, что малыш в текущих условиях тоже страдает от недостатка отдыха – никто от хорошей жизни улучшением сна не занимается.

ТРАВМА. Какое сильное слово. И очень манипулятивное в современном интернете, где есть тонны статей о том, что любой неверный шаг родителей тут же обязательно приведет к травме малыша. К счастью, любой детский психолог вам с уверенностью скажет, что истинные травмы наносятся детям только через очень серьезные проступки взрослых: постоянное длительное насилие (как физическое, так и эмоциональное); регулярное игнорирование потребностей малыша (например, мамой в состоянии глубокой депрессии или, находящейся под воздействием наркотиков); отсутствие стабильных условий жизни (у малышей, которых перебрасывают из одного детского дома в другой); длительный стресс, вызванный тяжелыми жизненными условиями в семье (семья живет за порогом бедности или в условиях войны). Ко мне такие семьи не обращаются, наоборот, мои клиенты – это заботливые, образованные мамы, которые проводят с малышом целый день в смехе, обнимашках, пальчиковых играх, книжках, песенках, песочнице, и… содрогании перед каждым предстоящем укладыванием спать.

И вот тут-то и начинают маму грызть два чувства – вина за то, что устала и хочет выспаться, и страх за то, что может навредить своими «переделками». Лишь изредка такая мама скромно замечает, что да, и малыш не высыпается, капризничает и ходит с синяками под глазами, но ей все равно кажется, что это ОНА хочет выспаться (и кто ее может в этом винить?). Добрые соседки щедро делятся своими открытиями из интернета, что длительный стресс может быть токсичным для мозга малыша, что он приводит к серьезным изменениям в архитектуре нейронных связей (что, кстати, правда), и, что эти изменения приводят к последствиям на всю жизнь этого человечка. Осталось только определиться с тем, что же такое «длительный стресс», который может быть токсичным?

Центр изучения детского развития Гарвардского Университета (США) внес классификацию стресса, которая была принята Американской Ассоциацией педиатров. Согласно этой классификации стресс можно условно разделить на три уровня: позитивный, терпимый и токсичный:

Позитивный стресс — нормальная и важная часть здорового развития, характеризующаяся кратким учащением сердечного ритма и небольшим ростом уровня стрессовых гормонов. Примером ситуаций, которые могут запускать позитивный стресс может быть первый день с новой няней или получение прививки. Такой стресс – это часть нормальной жизни малыша и умение приспосабливаться к изменениям становится ключевым аспектом здорового развития ребенка. Враждебные события, которые запускают позитивный стресс, помогают детям научиться контролировать и управлять этими событиями — с помощью заботливых взрослых, и на фоне в целом спокойных, защищенных и теплых взаимоотношений.

Терпимый стресс – запускает усиленную работу систем организма, регулирующих стресс, в ответ на более серьезные и продолжительные события, такие как потеря любимого, природная катастрофа, или серьезная травма. Если запуск этих систем временный и амортизируется за счет взаимоотношений со взрослыми, которые поддерживают малыша и помогают ему адаптироваться, мозг и другие органы ребенка справляются с реакцией, которая могла бы быть травматичной в других условиях.

Токсичный стресс – образуется, когда ребенок находится под длительным, серьезным и/или частым давлением враждебных факторов. К перечню подобных факторов можно отнести физическое и эмоциональное насилие, хроническое пренебрежение потребностями ребенка, злоупотребление родными алкоголем или наркотиками, подвергание ребенка насилию, аккумулированные трудности, связанные с тяжелой экономической ситуацией в семье без должной поддержки со стороны взрослых. Подобная длительная активация механизмов в ответ на стресс, может нарушить формирование архитектуры нейронных связей и других систем, а так же увеличивает риск развития заболеваний, связанных со стрессом, ограничивает когнитивное развитие и может иметь эффект вплоть до взрослых лет.

Теперь вернемся к теме коррекции сна. Ни одна, даже самая прямая методика, не подразумевает игнорирования потребностей малыша, исключения теплых и действительно крепких взаимоотношений с малышом на протяжении всего времени внедрения процесса. Подумайте над этим: как можно сравнивать стресс от обучения самостоятельному засыпанию со стрессом от потери члена семьи, например (терпимый стресс)? Все существующие методики, прошедшие многократные исследования на безопасность и эффективность создают условия, в которых ребенок учится управлять и справляться с новыми обстоятельствами (необходимостью заснуть без опоры на внешние факторы). При этом само засыпание даже в самых сложных случаях не длится сутки напролет, и в периоды бодрствования у родителей есть возможность укреплять связь с малышом, поддерживать его, демонстрировать тепло, заботу, ласку, что как раз и является амортизирующим фактором для любых негативных аспектов, связанных со стрессом. Более того, на сегодняшний день есть несколько очень мягких методик, которые позволяют родителям быть с малышом рядом во время всего процесса обучения. Присутствие родителя, который ободряет, демонстрирует спокойствие и веру в ребенка уже зачастую достаточно для того, чтобы малыш перестал нервничать, расслабился и начал эффективно искать альтернативные инструменты для перемен без экстремально увеличенного стрессового ответа на измененные условия.

Наши дети могут справиться с обычным жизненным стрессом – это жизненный навык, который позволяет им быть гибкими и адаптироваться к вечно меняющимся жизненным условиям. Вспомните, как малыш встретил первое купание под душем, надевание шапок в холодную погоду, необходимость пристегиваться в автокресле, массаж? Скорее всего, малыш был не рад, но длилось ли это вечно? Скорее всего, нет – ребенок научился справляться с этой ситуацией, и она не принесла вреда его организму, хотя, возможно ему понадобилось десять сеансов массажа, чтобы привыкнуть или пару месяцев надевания шапки, чтобы перестать ее замечать. И ваша поддержка и настрой стали ключевыми факторами в облегчении адаптации для ребенка. Процесс обучения самостоятельному засыпанию никогда не длится месяцами и уж точно не подразумевает слез ребенка днями или неделями. Да, безусловно, как и любая перемена в жизни малыша – это стресс, но он позитивный, он ведет к освоению нового и ценного умения. Верьте в своего ребенка, он(а) обладает гораздо большими способностями, чем вы зачастую готовы признать, и наша задача, как ответственных родителей, дать этим способностям возможность раскрыться на полную мощь, предоставляя свое плечо и сердце для того, чтобы поддержать, направить, обнять, поцеловать и подарить замечательное ощущение «Я могу!».

www.sleep-expert.ru

Категории стрессов;

Организационно-личностные факторы

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективнотревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

• страх не справиться с работой;

• страх допустить ошибку;

• страх быть обойденным другими;

• страх потерять работу;

• страх потерять собственное Я.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-климатический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавлять и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для благоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как проводить профилактику стресса, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы может как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

К. Купер и Дж. Маршалл предложили 6 основных категорий стрессов, характерных для деятельности «белых воротничков» — специалистов управленческого труда:

1. Факторы, связанные с трудовой деятельностью.К ним относят условия труда (тяжесть, темповые характеристики, длительность или неудобства рабочего режима) и рабочие перегрузки, качественные или количественные. К сожалению, многие управленцы реагируют на перегрузки увеличением длительности работы: работы по выходным, вечерами, без отпусков, что в дальнейшем может привести к психосоматическим заболеваниям.

2. Роль в организации. К этой категории стрессов относят ролевую неопределенность (у работника недостаточно информации о своих профессиональных обязанностях, условиях работы, ожиданиях коллег), ролевой конфликт (работник считает, что он выполняет несвойственные ему функции), чрезмерная ответственность (наличие малой реальной власти при высоком уровне ответственности. Существует определенная зависимость: люди умственного труда тем больше подвержены стрессу от ролевых конфликтов, чем меньшую физическую нагрузку они имеют.

3. Взаимоотношения на работе. В этой категории необходимо выделить взаимоотношения с руководством — плохое отношение со стороны руководства вызывает чувство напряжения; отношения с подчиненными — отказ подчинённых выполнять указания руководителя из-за отсутствия средств давления; взаимоотношения с коллегами — соперничество, отсутствие адекватной социальной поддержки в сложных ситуациях.

4. Развитие карьеры. В этот фактор включают «боязнь ранней отставки» вследствие реальной или предполагаемой профессиональной неуспешности и несоответствие статуса (медленное или слишком быстрое продвижение).

5. Организационная структура и психологический климат. Само участие в организации — это своего рода угроза свободы личности, ее автономии и статусу. Стрессорами могут стать отсутствие или малое участие в процессах принятия решений, отсутствие чувства принадлежности к организации, невозможность получить квалифицированную помощь, отсутствие оценок хорошей работы или излишний контроль, интриги.

6. Внереализационные источники стресса. Это самый большой и разнообразный круг воздействий. Прежде всего сюда следует отнести проблемы семьи (недостаток времени на семью и наоборот), финансовые проблемы, возрастные кризисы, конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми в организации, личностные особенности.

studopedia.su

Общие понятия и категории стресса

Факторы, вызывающие стресс и неспецифические способы борьбы с ними, интенсивность потребности организма к адаптации. Неприятное эмоциональное возбуждение, сопровождаемое возрастанием физиологического стресса, отрицательные рефлексивные ощущения человека.

Подобные документы

Понятие стресса, его виды, способы предотвращения и преодоления. Разделение физиологического и психического стресса. Стрессоустойчивость и факторы, вызывающие стресс. Борьба с ежедневными стрессовыми ситуациями и релаксация как профилактика стресса.

контрольная работа, добавлен 27.10.2015

Стресс как один из видов эмоционального состояния организма человека. Причины и признаки стрессового состояния. Факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. Жизненные ситуации, вызывающие стресс. Характеристика разновидностей стресса.

курсовая работа, добавлен 21.05.2014

Понятие стресса, его психологические признаки. Динамика развития стрессового состояния. Влияние стресса на поведение и деятельность человека, в том числе криминогенного характера. Реакция организма на стресс и основные способы борьбы со стрессом.

реферат, добавлен 22.10.2014

Понятие стресса, основные причины. Стресс и фрустрация. Физиологические механизмы стресса. Причины и признаки стрессового напряжения. Способы выхода из стресса. Факторы вызывающие стресс. Методы профилактики стресса. Стрессовый и нестрессовый стиль жизни.

курсовая работа, добавлен 23.01.2010

Анализ стресса, причины его возникновения и влияние на организм человека. Организационные факторы стресса, проявление, жизненно важная роль и опасность для здоровья. Приемы поведенческой антистрессовой защиты, способы борьбы и методы профилактики стресса.

реферат, добавлен 23.05.2013

Психологические проявления стресса как вида эмоционального состояния сильного и длительного психологического напряжения. Предвидение жизненных ситуаций, вызывающих стресс. Адаптация стресса, его стадии. Способы борьбы со стрессом, его профилактика.

реферат, добавлен 03.12.2014

Рассмотрение проблемы психологического стресса населения, его понятия, как особого психического состояния, основных стадий и факторов способных вызвать стресс, а также причин и последствий стресса для человеческого организма и методов борьбы с ним.

реферат, добавлен 06.03.2014

Стресс-состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Теория стресса Г. Селье. Реакции организма на стресс. Профилактика стресса. Методы саморегуляции стресса. Основные методы борьбы со стрессом.

контрольная работа, добавлен 09.10.2008

Физиологические механизмы стресса. Причины и признаки стрессового напряжения. Факторы, вызывающие стресс. Способы борьбы со стрессом: релаксация, концентрация, регуляция дыхания. Методы профилактики стресса. Результаты экспериментальных исследований.

курсовая работа, добавлен 25.05.2009

Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Повреждающие агенты, неспецифические требования, предъявляемые их воздействием. Стадии развития стресса, реакция организма; адаптационный синдром.

allbest.ru

Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая категория

Стресс как биологическая и психологическая категория

Похожие главы из других книг

2.2. Психологическая система деятельности и стресс

2.2. Психологическая система деятельности и стресс Информационный стресс человека-оператора является категорией, характеризующей его деятельность в экстремальных условиях. Но это состояние человека и порождается этой деятельностью. Стресс рассматривается как

Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая категория

Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая

63. КАТЕГОРИЯ БУДДЫ

63. КАТЕГОРИЯ БУДДЫ 16 сентября Я обращаюсь к проповеди Будды и нахожу такие слова: «Он — мирской человек — назовет отречением то, что для Озаренного есть чистейшая радость. Он увидит уничтожение там, где Совершенный находит Бессмертие. Он будет считать смертью то, что

Глава 1. Интеллект и биологическая адаптация

Глава 1. Интеллект и биологическая адаптация Всякое психологическое объяснение рано или поздно завершается тем, что опирается на биологию или логику (или на социологию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернативой). Для некоторых

Глава V. Корни гомосексуальности: биологическая основа

Глава V. Корни гомосексуальности: биологическая

Не всякий стресс – стресс. И несчастье может быть благословением

Не всякий стресс – стресс. И несчастье может быть благословением Не делайте из травм культа! Возвращаться к ним в мыслях и проклинать – это путь к неврозу и самоистязанию.Даже катастрофы можно превратить в интересные события.Когда висишь на волоске, радуйся совершенно

7. КАК УСТРОЕНА КАТЕГОРИЯ?

7. КАК УСТРОЕНА КАТЕГОРИЯ? Известно, что категория как базовое понятие научного знания восходит к началам науки как таковой. Категориями и классами как абстрактными конструкциями и инструментами познания постоянно занимались философы, математики, естествоиспытатели и

Категория души

Категория души Каждый человек есть свободная личность, и его душа является неисчерпаемым источником радости, силы и творчества. Эти возможности – плод творческого акта, творения. Бог каждого человека украсил великим даром – бессмертной живой душой, а значит,

ГЛАВА II Смерть клиническая и биологическая

ГЛАВА 1. Самец и самка. Биологическая эволюция отношений

ГЛАВА 1. Самец и самка. Биологическая эволюция отношений Из разговора Бога с Адамом: — Тебе что, ребра жалко? — Да нет, просто какое-то нехорошее

ГЛАВА 2. Мужчина и женщина. Биологическая история цивилизации

ГЛАВА 2. Мужчина и женщина. Биологическая история цивилизации Выбирая богов — мы выбираем себе

Глава 1 Самец и самка. Биологическая эволюция отношений

Глава 1 Самец и самка. Биологическая эволюция отношений Из разговора Бога с Адамом: – Тебе что, ребра жалко? – Да нет, просто какое-то нехорошее

Глава 2 Мужчина и женщина. Биологическая история цивилизации

Глава 2 Мужчина и женщина. Биологическая история цивилизации Выбирая богов – мы выбираем себе

psy.wikireading.ru

Основные виды стресса – изучаем врага, выигрываем сражение

Стремление к покою характерно не только для любого тела во вселенной, но и для нервной системы. Любое внешнее воздействие на организм запускает адаптационную реакцию – стресс. Какие бывают базовые виды стресса? Выделяют четыре основных группы: эустресс, дистресс, физиологическая и психологическая форма. Классификация стрессов учитывает степень пагубного влияния раздражителей, способность самостоятельно справится с нагрузкой и скорость восстановления стабильности нервной системы.

Какие бывают виды стресса?

В психологии принято разделять подобную нагрузку на две основные категории:

  • «Хорошая» форма (эустресс);
  • «Плохая» форма (дистресс).

Механизм запуска стресса необходим человеку для выживания, поскольку является формой адаптации к изменяющемуся миру. Краткосрочные стрессы тонизируют организм, высвобождая энергию, позволяющую человеку быстро мобилизовать внутренние ресурсы. Возбудимая стадия эустресса продолжается считанные минуты, поэтому нервная система быстро восстанавливает стабильность работы и негативные аспекты не успевают проявиться.

«Плохим» стрессом в психологии называют воздействие, с которым организм не в состоянии справится самостоятельно. Речь идёт о длительном стрессовом воздействии, когда ресурсов психики не хватает для адаптации, либо идёт речь о нарушении физического здоровья. Дистресс предполагает пагубное влияние на организм – в критических случаях человек без должного лечения полностью теряет работоспособность. Длительный стресс способствует истощению иммунной системы, что в свою очередь влечёт за собой ряд хронических или острых заболеваний.

Физиологический стресс – элементарная форма адаптации

Классификация стрессов также базируется на способе запуска адаптационных процессов. Категории «простого» стресса учитывают минимальный набор воздействий –факторы окружающей среды, физические перенагрузки. Результатом становится физиологический стресс.

Данная форма подразумевает острую реакцию тела на агрессивное воздействие окружающего мира. Резкий перепад температур, чрезмерная влага, длительное отсутствие еды или питьевой воды, пронизывающий ветер, излишняя жара или холод – любой подобный фактор требует излишней мобилизации. К пусковым механизмам физиологического стресса следует также относить чрезмерные физические нагрузки, характерные для спортсменов, а также пищевые отклонения, спровоцированные излишним или недостаточным питанием (обжорством или голоданием).

В популярной психологии выделяется особая, пищевая форма стресса, которую провоцирует неправильное питание (нарушение режима, неадекватный подбор продуктов, чрезмерное поглощение пищи или отказ от неё).

В нормальных обстоятельствах физиологическая форма проходит бесследно за счёт высокой выносливости человеческого организма. Однако в случае, когда человек продолжительное время пребывает в дискомфортном состоянии, его организм перестаёт правильно адаптироваться и происходит сбой на физическом уровне – возникает болезнь.

Психологический стресс

Психологический стресс – бич современности. Данная форма стала характерной чертой эпохи, поскольку напрямую связана с адекватностью взаимодействия человека с обществом. Если на физическом уровне адаптация является первичным залогом выживания и облегчается мощным механизмом инстинктивных реакций, то психологический стресс способен надолго выбить человека из колеи.

Характеристика психологической формы стресса

«Подорванная» психика является результатом экстремальной реакции на два вида воздействия – информационные или эмоциональные факторы.

  1. Информационные перегрузки. Работники умственного труда по собственному опыту знают, какие бывают последствия от поступления большого количества информации. Хотя обработка информации является базовой функцией полушарий головного мозга, излишек данных приводит к пагубным последствиям. Сбой напоминает зависание компьютера – снижается способность к концентрации, замедляются мыслительные процесса, наблюдаются нарушения логики, снижается острота мысли, иссякает воображение.
  2. Эмоциональные перегрузки. Собственно психическая форма стресса подразумевает эмоциональные перегрузки различного рода (позитивные и негативные), являющиеся неотъемлемой частью жизни человека в социуме.

В категории психологического стресса выделяют две составляющие:

  1. Межличностные виды стресса. Психологический стресс возникает после переживания интенсивных эмоций, к которым человек был эмоционально не готов. Внезапное счастье столь же пагубно воздействует на психику, как и внезапное горе. Резкие изменения в жизни приводят к психическим перегрузкам и состоянию длительного стресса. Нередко после достижения желанной цели или фрустрации (потери желаемого) человек надолго теряет способность активно действовать и переживать тонкие эмоции – возникает такое специфическое явление, как «эмоциональная тупость». Основной средой для возникновения психологического стресса является внутрисемейное общение, а также профессиональные ожидания. Создание семьи и карьерные достижения входят в набор основных человеческих желаний, поэтому любые изменения в этих сферах дестабилизируют психику.
  2. Внутриличностная форма. Пагубное воздействие оказывает на психику острый конфликт с самим собой, вызванный несовпадением реальности с ожиданиями, а также возрастные кризисы, вызванные необходимостью перехода на новый социальный уровень и сопряжённые с физиологическими изменениями (старение).
  3. Реакция на психологический стресс – методы восстановления

    Психологический стресс вызывает набор стандартных реакций. На первоначальной стадии возникает резкое увеличение активности и высвобождение внутренних психических ресурсов. Потенциально человек, пребывающий в острой стадии стресса, способен совершать всевозможные подвиги и «чудеса».

    Примеры острого психологического стресса

    Типичным примером острого психологического стресса является ситуация, когда человек оказывается на грани между жизнью и смертью. Нервное напряжение, вызванное нахождением в горячей точке, позволяет солдату долгое время не испытывать боль от тяжелейшей раны. Мать, наблюдающая картину смертельной опасности для своего ребёнка, способна активизировать невероятные физические силы и с лёгкостью оттолкнуть от малыша тяжёлый автомобиль. Напуганный человек, в обычной жизни не способный без одышки подняться даже на второй этаж, при нападении собаки легко перепрыгнет через двухметровый забор.

    Последствия острого стресса

    Когда момент опасности проходит, наступает стадия расслабления и наблюдается полное психологическое истощение. Если физическое восстановление происходит относительно быстро (в зависимости от наличия или отсутствия повреждений, болезней), то психика может восстанавливаться годами. Впрочем, чаще всего последствиями эмоциональной перегрузки становится тяжёлое физическое заболевание, вызванное подрывом иммунитета или сбоем в работе внутренних органов.

    Будничный стресс – офисная болезнь

    Самой противной разновидностью эмоциональных перегрузок является хронический стресс. Нагрузки на психику не отличаются особой интенсивностью, но происходят циклично – каждый день человеку приходится сталкиваться с рядом неприятных и довольно однообразных проблем. Отсутствие ярких впечатлений, смены обстановки, нарушение режима дня и постоянное получение негативных эмоций приводит к состоянию хронического стресса.

    При отсутствии должного лечения возможно возникновение ряда психических отклонений – деперсонализации, невроза, депрессии. Человек, не обладающий глубокими познаниями в психологии, не способен самостоятельно справиться с хроническим стрессом. Необходима консультация опытного психолога, который подберёт первичное лечение. Впрочем, на начальных стадиях (до возникновения тревожной апатии и ощущения бессмысленности жизни) помогает смена обстановки (отпуск) и нормализация режима дня.

    Весьма эффективным методом борьбы с хроническим стрессом являются досаточные физические нагрузки, а также частые прогулки на свежем воздухе. В ситуации когда наблюдаются серьёзные личностные изменения, разумнее не заниматься самолечением, а попросить помощи у специалиста.

    ostresse.ru