Казань лечение от заикания

Содержание:

Форум о заикании

Логотерапевтический центр в ПНД №1 — Леон Яковлевич Миссуловин (СПб)

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Inkognito, Skif

День добрый, господа и дамы. Кто-нибудь проходил курс лечения в ПНД №1 в СПб? Вот ссылка, там есть прейскурант с видом занятий http://pnd1.spb.ru/index3.shtml . Расскажите подробнее, как и что там было?

Стоит ли идти туда вообще? Несколько смущает наличие в документе гипнотерапии и аутогенных тренировок и всего одно занятие логопеда.

Центр психического здоровья Василеостровского района СПб ГБУЗ Психоневрологический диспансер № 1

Городской консультативно-диагностический логотерапевтический центр

Миссуловин Леон Яковлевич

Заведующий центром, д.п.н., профессор кафедры логопедии ЛГУ им.А.С.Пушкина, заслуженный работник здравоохранения РФ Миссуловин Леон Яковлевич.

В нашем центре Вам предложат высококвалифицированную помощь по поводу лечения заикания у взрослых и детей. Продолжительность курса лечения 3-3,5 месяца.

Лечение проводится комплексным методом с применением новых авторских методик, опубликованных в ряде монографий и научных статей по логопедии и психотерапии.

В начале курса проводится всестороннее обследование специалистами центра: дефектологами-логопедами, медицинским психологом, врачом функциональной диагностики, психотерапевтом. Все пациенты курируются профессором Миссуловиным Л.Я.

В процессе курса логопедическая работа проводится в тесной связи с рациональной и суггестивной психотерапией.

Вся лечебная работа проводится в группе и при необходимости индивидуально. Даются подробные рекомендации для самостоятельной работы над речью. После проведенного курса лечения с целью предупреждения рецидива заикания проводится наблюдение за пациентом в течение пяти лет.

Тел (812) 322-94-06

__ аналитик (без образования) по фармакотерапии заикания .

Администранция сайта предупреждает, что любое употребление лекарственных препаратов без прямого назначения вашего лечащего врача может создать угрозу для здоровья.

Проходил там курс лет пять назад. Миссуловин — классный. Лечение — ну, ничего серьёзного, как мне показалось. Классическая русская логопедия. На первой стадии было человек 10-15. На второй человека 2-3. Т.е. людям даже лень было туда просто дойти.
Тем не менее я бы всё же не стал исключать этот вариант. Это бюджетный курс, занимающий немного времени. В любом случае это ещё одна капля в копилку опыта. Может быть позже эта капля окажется решающей.

Можно воспринимать это, как клуб взаимопомощи заикающихся в присутствии именитого профессора.)

Тоже проходил этот курс, хочу рассказать поподробнее.

Если сразу о результатах, то никто из нашей группы (вроде, 9 человек) от заикания не вылечился, говорить можно лишь о некоторых улучшениях, причём даже не столько в отношении самой речи, сколько в отношении её оценки. То есть, люди стали несколько меньше переживать относительно своей проблемы, и как следствие, речь стала немного лучше, но принципиально ни у кого ничего не изменилось.
Так что весьма относительную бюджетность курса — 22 тысячи в 2017 году — надо оценивать с учётом результативности.

Работа проводится только групповая, индивидуальной нет, за исключением обследований (но не лечения).
Курс длится около 4 месяцев. Первый месяц мало-помалу (первые занятия очень короткие) осваивается так называемый аутотренинг (одна из методик саморелаксации), который нужно делать ещё и регулярно самостоятельно дома. Действительно, несколько успокаивает, но, к сожалению, ровно до того момента, как приходится говорить. Какого-то стойкого эффекта я не заметил.
Также, постепенно вводятся логопедические упражнения и методика равномерной послоговой речи: речь равномерно распределёнными во времени слогами, как бы под метроном (проще всего отстукивать рукой по ноге, например). Последняя действительно очень эффективна до того времени, пока ей пользуешься. Но поскольку такая речь очень далека от естественной, в обычных условиях ей пользоваться не будешь, потому как это выглядит лишь как замена одного дефекта речи на другой. Перехода такого стиля речи в свободный (автоматический) ни у кого в нашей группе, вроде бы, не произошло.
Проводятся обследования: электроэнцефалограмма, по результатам которой все оказываются здоровыми людьми; у психиатра, который назначает индивидуальное медикаментозное лечение. Приём транквилизаторов оказался для меня наиболее эффективной частью лечения: на фоне их приёма речь стала заметно улучшаться, но после окончания приёма снова ухудшилась.
С целью автоматизации нового (равномерного) стиля речи все как-то общаются, делают небольшие доклады. Такое общение способствует смягчению отношения к речи (не секрет, что большинство заикающихся переоценивают «ужасность» своей речи), но речь в обычных условиях, когда ни партнёр, ни руководитель группы тебе не помогают и не подсказывают, принципиально не меняется.
В конце курса, для «закрепления приобретённого нового стиля речи» проводится несколько сеансов гипноза. Несмотря на громкое название, ничего, кроме небольшой дремоты, эти занятия не вызывают. У меня сложилось впечатление, что профессор в действительности не владеет этой методикой.

Занятия проводят две замечательные женщины — психолог и логопед, и иногда профессор Леонид Яковлевич Миссуловин. Что касается профессора, то он очень интересный, эрудированный человек, несомненно, обладающий громадным опытом, но, к сожалению, в силу возрастных особенностей не очень склонный кого-либо слушать (намного больше любит поучать), да и, вообще, не очень интересующийся результатом лечения. Его подход, скорее, подход учёного: всех тщательно обследовать, провести через одну и ту же методику и оценить результат. Помощницы профессора намного более участливы и явно хотят помочь, но не очень знают, как. Делают, что могут.

В общем, посещение этих занятий небесполезно, если у вас есть время, так как вы убедитесь, что вы не один такой, что (скорее всего) есть люди, у которых эта проблема стоит острее чем у вас, а тем не менее они живут вполне интересной жизнью. Кстати, 3-4 человека из нашей группы говорили, на мой взгляд, вообще нормально, только с небольшими запинками. Возможно, вы окажетесь одним из них и поймёте, что конкретно ваша проблема не такая уж и проблема. Так что, как инструмент социализации эти занятия полезны, а вот что касается конкретно решения проблемы несвободной речи, проблема не решается.

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Лечение markinscor по методике Л.З Арутюнян в ЦКЗ «Арлилия»

Описание: Личный опыт участников форума по преодолению заикания.
Модераторы: Inkognito, Skif

  • Перейти на страницу:
  • В рамках Ко Всемирному дню заикающихся 2015: бесплатное лечение мне была предоставлена возможность пройти полный курс лечения в Арлилии бесплатно.

    Дневник markinscor — здесь можно немного почитать обо мне.

    Итак. Марат, без пары часов 21 год. На данный момент проживаю в Казани, куда переехал полгода назад из Башкортостана. Заикаюсь с 2.5 лет, т.е с появления первой фразовой речи и пр. Наследственность от отца, все по канонам. Что у меня уже было:

    — Логопед в школе
    — Иванкины
    — Центр патологии речи в г.Уфа
    — Психоневралогический диспансер в г.Уфа
    — Многочисленные логопеды, 4-5 двухнедельных курсов в г.Нефтекамск
    — Гомеопат в г.Нефтекамск
    — ЦРР Татьяны Соловьевой в г.Санкт-Петербург

    Отношение к заиканию перевернулось после ЦРР в Петербурге. Я понял, что оно излечимо, понял, что все оно всего лишь в голове и нужно работать в этом плане. Однако результат удержать не удалось. Мое субъективное мнение — несовершенство методики, ее непродолжительность, банальное незнание что такое «эйфория», что улучшения временны. Устойчивого состояния достичь не удалось — заикание вернулось.

    Второе пришествие — самостоятельный переезд в Казань, поиск работы, жилья, поступление на учебу и сама учеба на заочке, собственно. Настрадался вдоволь, ступор на ступоре, депрессия. И тут выпал шанс поехать в Арлилию. С того момента все начало меняться. Подзабил на окружающих и их отношение к заиканию. Хочу ступорю, реакция неважна. Появилась девушка(с которой расстался пару дней назад), поверил в себя, увлекся философией и психологией. Увлекся людьми и их взаимоотношениями, увлекся решением своих личностных проблем, изменил свое видение и убеждения. Спасибо за помощь в разборе всего этого Бакумовой Наталье и моему лучшему другу, с которым мы на одной волне и вместе личностно взрослеем и растем.

    Сегодня утром я приехал в Москву. Меня отлично встретил дядя, у которого я и буду жить во время всех курсов. Днем даже успел увидеться с roman123321 — парень на все времена)

    Начало курса — 25 февраля. Тогда и уточню, что можно будет описывать в дневнике. В общем — буду писать про свои ощущения, изменение убеждений и вообще все, что придет в голову и может нести какую-то пользу для форумчан. Также постараюсь сбросить записи до курса(2 есть, остальные подредактировать нужно. Сложность в том, что очень тяжело себя слушать. Ненавижу свой голос и слышать ступоры в речи.)

    Всем добра, если будут вопросы — постараюсь ответить на них.

    Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:
    P.S — просьба Вике и цифровику не писать в этой теме. Все равно ничего путного не напишете, так что не будем тратить время друг на друга.

    markinscor , давай, верим в тебя!

    Добавлено спустя 36 секунд:
    Никогда не сдавайся.

    Через 2 дня кончается основной курс и я поеду домой. Как только приеду — обязательно все распишу. Занимаемся весь день, добираться до дома далековато, а еще упражнения и поспать — времени вообще нет. Ну и все таки решил написать, когда общее представление сложится, чтобы подвести промежуточный итог какой-то. В общем и целом пока все хорошо. Некоторые проблемы с техникой, но это решаемо.

    Также прилагаю запись разговора с начальником и напарником до начала лечения(как раз по поводу заявления заходил), чтобы было ясно, что я имел —

    Долго думал с чего начать

    У нас большая группа – 10 человек. Из них 2 девушки. 50 на 50 примерно Москва/регионы. Все успешно окончили основной курс) Прошло ровно 11 дней. С обеда первого дня у всех речь с «нулевым заиканием». Лично я уже забыл старую речь, она не прорывается, по инерции говорю всегда по технике(пытаюсь что-то в этом роде выдавать, по крайней мере). Не буду скрывать, техника непростая, правильное выполнение дается далеко не всегда, нужно больше практики и правок.

    Первые 4-6 дней мы молчали. И как-то свободно было. Ты немой и все тут. Записочки у тебя, блокнотик. Говорить-ступорить не надо. Никто не ходит не морщится и не удивляется, как на заикающихся. Показываешь на блокнотике — улыбаются и все объясняют.
    На 2-3 день тело начало «отпускать» от молчания. Мышечные напряжения, вызванные спазмами при речи больше не волновали и не появлялись.

    С первых же дней «подходы». Сначала с блокнотиками, потом записочками, потом потихоньку предложения и полноценные вопросы пошли. Особых проблем с подойти в принципе нету, но иногда заставлять себя приходится конечно. Но не так чтоб убегал там от людей, нет Надо — делаешь, не хочешь — заставлям.

    Вдвоем полегче подходить, кооперировались с одним парнишкой с утра иногда, или после занятий в метро к людям приставали.

    А потом было 3 дня выступлений. Сначала перед всеми логопедами Арлилии, потом в школе перед 10 классом, и еще около метро с мегафоном. Все на камеру, разбор полетов после. Но факт остается фактом — ни одной запинки ни у кого не было, и это радует)

    Добавлено спустя 14 минут 55 секунд:
    Вообще группа отличная, все адекватные и веселые. Сразу быстро сдружились, помогаем друг другу в случае чего, хоть и разброс по годам 14-33. Общая проблема, как никак)

    Коллектив в Арлилии дружный и все болеют за общее дело, ни секунды без работы или обсуждения чего-нибудь. Преданы люди своему делу, несомненно)

    Добавлено спустя 9 минут 6 секунд:
    Все собственно идет по плану. Чего ждал — то и получил. Настраивался на долгую работу — так и будет. Никакой эйфории и преждевременных выводов.

    Поражает системность методики все-таки. Затыканы все дыры, что других методиках. Как уже говорилось в интервью — декагон. Заикание обступают со всех сторон, если образно. А человек уходит от заикания — если в реальности. С первого же дня.

    Добавлено спустя 6 минут 26 секунд:
    11 дней — дней сплошной беготни. Живу у дяди на Народного Ополчения. Это сначала до Полежаевской на троллейбусе, и потом на метро с пересадкой до Медведково. Полтора часа в будни как минимум. Вставал в 7 — приходил после 8 уже обычно. Быстренько позанимался/поел/вещи постирал и спать.

    Есть еще в рядах Арлилии замечательный человек — Вячеслав Дмитриевич Колодко. Телесно-ориентированный психотерапевт, директор Rio Abierto(открытая река) в России. Невероятно жизнерадостный и доброжелательный человек. Собственно с В.Д мы встречались 3 раза в фитнес-зале. Его занятия раскрепощают, освобождают от накопленных, но не испытанных эмоций. Через танцы и различные игры мы начинаем понимать себя и других, учимся вести друг с другом диалог, улучшаем отношения. Выходишь с занятий как новенький, разгрузка мощнейшая)))

    Было одно занятие по риторике — со Сметаниной Екатериной Николаевной. Я еще в тему не совсем въехал в этом плане, думаю дальше получше будет.

    Добавлено спустя 30 минут 27 секунд:
    Теперь в плане занятий. Каждый день нужно писать речевой дневник, отправлять диктофонные записи. Ни фразы без диктофона. Потом прослушивание, анализ и исправление ошибок. Сегодня приехал рано утром, сразу же на вокзале связался по хэндс-фри с Миграном Арутюновичем, задал пару вопросов прохожим, выслушал замечания) Пошел за продуктами — записал 3 вопроса, еще по разговору с продавщицей и аптекарем. Все на диктофон и на почту к профессорам) Вечером связались в скайпе, обсудили записи/потренировался/закрепил/втык получил. Также каждый день утром/вечером занятия по полчаса на расслабление и на голос. 15-20 вопросов незнакомым людям каждый день(по пути на работу/обратно, в аптеках/сбербанках/кафешках и прочее). Общение на работе — все так же по технике под запись.

    Речь после основного курса сильно ограниченная. Больше не ради общения, а для тренировки. Неважно сколько говорить, главное качественно. Чтобы основа техники закрепилась, вошла в привычку, была на автомате. А дальше уже, насколько я понял, будут откалываться неприятные вещи(типа артикуляции и медленного темпа), и приклеиваться приятные(хорошая интонация, те же знания по риторике, удлинение фраз и пр).

    Всем дают листочки со всеми объяснениями для учебы/работы. Все условия в общем, шагнуть не туда просто не получится, а это очень важно для заикающегося.

    Добавлено спустя 22 минуты 32 секунды:
    А вообще, за 11 дней столько всего накопилось. И с теми охота увидеться, и с этими. И рассказать много чего. Приходится как-то компоновать мысли, чтобы меньше говорить, объясняться во вконтакте. Чуточку помогает.

    В 1 же день были у психологов. Но только с целью опроса. Вроде как на всех этапах лечения будет что-то новенькое. Вопросы примерно такие:
    -Что ожидаете от лечения?
    -Была бы ваша жизнь другой, если бы Вы не заикались?
    -Насколько заикание влияет на Вашу жизнь?
    -Что для Вас заикание?

    Добавлено спустя 1 минуту 25 секунд:
    Завтра постараюсь выложить что-нибудь из записей моей сегодняшней речи, а теперь отсыпаться)

    stuttering.su

    Все заболевания на «З» — Справочник заболеваний

    Заикание — что это такое?

    Заикание – дефект речи, характеризующийся тем, что человек запинается при разговоре, несколько раз произносит один и тот же слог, и все это создает значительные трудности в общении.

    Детское заикание, как правило, обнаруживается в период интенсивного формирования речи.

    По характеру течения выделяют:

    • невротическое заикание – наличие выраженного дефекта произношения (нечленораздельность речи), люди с этой формой заикания начинают говорить позже своих сверстников;
    • неврозоподобное заикание – наличие в речи элементов заикания, возникающих только при провоцирующих факторах (стрессовые ситуации).
    • В настоящее время многих людей интересует, возможно ли устранение заикания. К сожалению, точные причины возникновения заболевания до сих пор не выяснены, но врачи предполагают, что среди них:

    • неправильное речевое развитие (слишком быстрая речь, нечеткое произношение слов);
    • наследственная предрасположенность;
    • повышенная активность речевых центров головного мозга;
    • нарушения режима сна, питания;
    • осложнение перенесенных заболеваний (рахита, коклюша);
    • перенесенные стрессовые ситуации (внезапный испуг, нападение собаки, развод родителей);
    • переживания, травмы, неблагоприятные условия жизни матери в период беременности.
    • Симптомы заикания

      Симптомы заикания можно разделить в зависимости с формой:

    • тоническое заикание – во время разговора формируются своеобразные паузы (будто человек не может произнести следующий слог в слове) или человек растягивает отдельные слоги в словах;
    • клоническое заикание – во время разговора заикающийся человек неоднократно повторяет отдельные звуки, слоги или слова;
    • смешанное заикание – при таком заикании в равной степени присутствуют признаки как тонического, так и клонического заикания.
    • Диагностика

      Чтобы установить, как избавиться от заикания, логопед проводит общий осмотр и беседует с пациентом, чтобы установить тип нарушения и провоцирующие факторы.

      Лечение заикания

      Лечение заикания включает в себя:

    • занятия с логопедом (медленная речь, разработка плавности речи);
    • дыхательную гимнастику (обучение правильному ритму дыхания во время разговора);
    • успокоительные препараты.

    Дополнительно могут потребоваться консультации психотерапевта, психолога.

    Если своевременно не определить, как вылечить заикание, это может привести к эмоциональным травмам ребенка.

    Профилактика

    Чтобы в будущем не потребовалось лечение заикания у детей, рекомендуется:

  • самостоятельно заниматься с ребенком развитием речи;
  • своевременно обращаться за помощью к логопеду;
  • обеспечивать спокойную психо-эмоциональную ситуацию в семье.
  • kazan.medcentr.online

    Лечение речевых дефектов(нарушений) у детей

    Формирование речи — один из главных пунктов в развитии ребенка. Речь — это форма связи ребенка с окружающим миром. Это высшая психическая функция, которую обеспечивает головной мозг. То есть любые отставания и отклонения в речи говорят о неполадках в деятельности мозга, и должны быть немедленно исправлены.

    Связная речь ребёнка

    Чтобы речь формировалась правильно, должно быть своевременное и правильное созревание речевых центров головного мозга, соответственно этому должен формироваться и речевой аппарат. Еще очень важно, чтобы малыш был окружен полноценной речью с рождения.

    Причем, это важно — для коррекции речевых расстройств обращаться нужно в первую очередь к детскому неврологу. Этот специалист решает вопрос именно с причиной заболевания, после чего становится целесообразна и продуктивна работа логопеда.

    Записаться к детскому неврологу

    Стоимость приёма детского невролога

    Первичный прием врача невролога, вертеброневролога

  • Осмотр
  • Сбор анамнеза
  • Неврологические тесты
  • Консультация врача
  • Все повторные приемы врача невролога во время лечения

    В зависимости от того, в чем именно заключается дефект речи, какие именно симптомы появляются ярче всего, выделяют следующие виды речевых дефектов:

    Нарушения звукопроизношения

    Если ребенок не умеет произносить какой-либо звук, заменяет один звук другим или искажает звуки, это называют нарушением звукопроизношения. Это самый распространенный дефект речи у детишек дошкольного возраста.

    Временные задержки развития речи

    Речь ребенка может отставать от норм развития по разным причинам. Когда словарный запас недостаточен относительно возрастной нормы, есть отставание в формировании фраз, или слишком долго сохраняются дефекты в произношении звуков, причиной могут быть всевозможные заболевания, которыми переболел ребенок в первый год жизни. Большое негативное влияние оказывают вирусные заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта, они нарушают питание организма в целом и коры головного мозга в частности. Позже, при выздоровлении и создании благоприятных условий для развития речи, при своевременной помощи по восстановлению работы детской нервной системы ребенок догоняет своих сверстников. Но, чтобы помочь ему, нужны будут специальные занятия и процедуры.

    Если у ребенка 3-5 лет при хорошем слухе полностью или частично отсутствует речь, это алалия. Причина кроется в том, что у ребенка поражены или недоразвиты речевые зоны коры головного мозга. Причем, поражение произошло еще до начала формирования речи. Позже, когда ребенок начинает овладевать речью, появляются разные проблемы: накопление словаря идет очень медленно. Такие детки с трудом строят фразу, например, выбирая неверный порядок слов и согласование падежных окончаний: «Девочка песочница ведерко играет» (Девочка играет с ведерком в песочнице). В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Если с ребенком заниматься, словарный запас увеличивается, лучше становятся фразы, но без лечения у невролога и проведения специальных процедур ребенок постоянно будет отставать в речевом развитии от детей своего возраста. К сожалению , подобный вид проблемы речевого развития самостоятельно пройти не может, в худшем случае может даже прогрессировать отрицательная динамика. Чем раньше начинается неврологическая коррекция у таких деток, тем лучше будут результаты.

    Если при нормальном слухе и здоровой иннервации речевого аппарата произношение звуков нарушено, эту патологию называют дислалией. У малышей, особенно в группах (в детском саду) часто встречаются физиологические, соответствующие возрасту, нарушения в произношении звуков. При работе с ребенком, вне этого детского коллектива, эту проблему можно изжить. Важно помнить, что формирование правильного произношения каждого звука имеет свой временной порог. Если с возрастом качество произношения у малыша так и не становится лучше, вы замечаете очевидную разницу между речью вашего ребенка и сверстников, имеет смысл проконсультировать малыша у невролога, ведь только опытный специалист сможет определить истинную причину задержки речевого развития. Если при нормальном слухе и здоровой иннервации речевого аппарата произношение звуков нарушено, эту патологию называют дислалией.

    Если у малыша в речи встречаются вынужденные остановки, или он многократно повторяет отдельные звуки или слоги, то врач невролог ставит вопрос о заикании. Оно часто встречается у детей со слабой нервной системой. Как правило, первые его появления чаще наблюдаются в возрасте от двух до пяти лет. Не пропустите первые признаки заикания, чтобы вовремя помочь ребенку.

  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.
  • Уважаемые родители! Заикание легче предупредить, чем лечить! Лечится заикание у детского невролога. Лечение заикания на этапе формирования дает, как правило, максимально положительные результаты.

    Перед тем, как назначить лечение вашему ребенку, мы проводим комплексное неврологическое обследование. Оно включает в себя:

  • Сбор анамнеза (беседа с мамой, изучение медкарты ребёнка, истории беременности и родов и результатов проведённых ранее исследований),
  • специальные неврологические тесты,
  • активные и мышечные тесты,
  • рефлекторную диагностику,
  • локальное пальпаторное обследование позвоночника и опорно-двигательного аппарата.
  • В дополнение к основному обследованию, при необходимости врач может назначить:

  • НСГ (нейросонография, УЗИ мозга)
  • МРТ
  • УЗИ
  • Рентген
  • Лабораторные анализы
  • ЭЭГ
  • Для лечения наших маленьких пациентов мы применяем только безболезненные, мягкие способы лечения, которые не приносят дискомфорта малышу.

    Мы используем методы

  • Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) — воздействие постоянного электрического тока небольшой силы (менее 1 мА) на ткани головного мозга с целью активизации отдельных центров головного мозга (речевых, моторных, психомоторных и др.).
  • Мануальная терапия
  • Остеопатия — лечение руками доктора, мягкое воздействие на костно-мышечную систему, нервную и сосудистую системы, внутренние органы.
  • Иглорефлексотерапия — воздействие на биологически активные точки микроиглами.
  • Фармакопунктура — введение лечебных препаратов натурального происхождения в очаг проблемы.
  • Изометрическая кинезиотерапия — индивидуальные гимнастические техники/упражнения, по показаниям с элементами суставного массажа.
  • Изометрическая кинезиотерапия на установке «Экзарта»
  • Озонотерапия — лечение активным кислородом.
  • Физиотерапия
  • Физиотерапия с ферментными препаратами
  • Медицинский массаж
  • Лечебные капельницы
  • Гирудотерапия — лечение пиявками.
  • Цуботерапия — мягкое воздействие на рефлекторные точки организма.
  • Причины, вызывающие развитие у ребенка дефектов речи, могут быть различными, начиная от пренатальной патологии развития и заканчивая перенесенным стрессом и неблагоприятной социальной обстановкой. Все причины делятся на следующие группы:

    Пренатальные и перинатальные

    • токсикозы первой или второй половины беременности;
    • острые и хронические заболевания матери во время беременности;
    • резус-конфликт;
    • падения и ушибы (особенно в области живота) матери во время беременности;
    • курение матери во время беременности и употребление ею алкогольных напитков;
    • стрессовые ситуации, связанные, например, с распадом семьи, смертью близких родственников;
    • ОРВИ в период беременности;
    • внутриутробные инфекции;
    • анемия;
    • родовспоможение акушерскими щипцами , вакуум экстрактором;
    • кесарево сечение;
    • сложные роды (долгие, стремительные, с долгим безводным периодом, кесарево сечение).
    • В период раннего развития ребенка

    • травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга; воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит);
    • недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;
    • применение некоторых лекарств, избирательно воздействующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия;
    • приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания ребенком пальца; дефекты речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию.
    • Социально-речевые причины («сюсюканье», двуязычье в семье, бедный словарный запас и неграмотная речь ближайшего окружения) .

      Преимущества лечения в отделении Детской неврологии «Алан Клиник»

    • 1
    • Все повторные осмотры и консультации лечащего врача детского невролога во время лечения – БЕСПЛАТНО.
      Осмотры лечащего врача после курса лечения через 3 и 6 месяцев – БЕСПЛАТНО.

      Комплексный подход

      Во время лечения с пациентом работает слаженная команда из 4-5 и более специалистов.
      Все процедуры и лечение проводятся под контролем лечащего врача.

      Высокая квалификация

      Врачи в любой момент могут получить академические рекомендации от профессуры, курирующей клинику. При необходимости возможна бесплатная консультация профессора Анны Петровны Скоромец (по решению лечащего врача).

      Комфортное лечение

      Максимально мягкие и безболезненные методики лечения.
      Курс лечения можно проходить в удобное время, без отрыва от работы.
      Работаем с 08:00 до 20:00, без выходных.

      kazan.alanclinic.ru

    • Главная /
    • Article Category Blog /
    • Лечение заикания
    • All Modules

      A Deep Menu

      Лечение заикания

      1. Заикание. Что это такое?

      С конца XIX в. все определеннее становится мнение, что заикание – это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, лежат нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер.

      Нельзя, однако сказать, что в настоящее время механизм заикания полностью разгадан. Многое неизвестно. Современные исследования и опыт прошлого показал, что заикание в большинстве случаев относится к числу неврозов.

      У многих детей с заиканием были обнаружены различные нарушения высшей нервной деятельности и физического здоровья: повышенная раздражительность, обидчивость, плаксивость, негативизм, различные нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, склонность к простудным заболеваниям, физическая ослабленность, анурез.

      У детей с заиканием выявлен целый ряд разнообразных произвольных движений, к которым ребенок прибегает с целью замаскировать или облегчить свою неправильную речь. У заикающихся детей часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство или вялость движений.

      2. Внешние проявления речи детей с заиканием:

      1. В устной речи у заикающихся, прежде всего обращает на себя внимание нарушение ее плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, с трудными произнесениями отдельных звуков, их сочетаний или просто затруднено начало произнесения фраз.

      2. У многих заикающихся обнаруживаются речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов.

      3. Речевая активность у многих детей с заиканием снижена, общение с окружающими ограничивается, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции.

      4. У заикающихся детей наблюдается неправильное произношение звуков, неправильное употребление слов, построение фраз.

      5. В некоторых случаях недостатки устной речи у заикающихся детей отражаются в их письменной речи, в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения.

      Заикание – не только расстройство речевой функции, но и прежде всего это расстройство нервной системы, соматического здоровья, общей и речевой моторики при наличии психологических особенностей.

      Заикание часто пытаются замаскировать, избавиться от него и это приводит к стеснительности, вплоть до робости, стремлению к уединению, речебоязни, чувству угнетенности и постоянным переживания за свою речь. Иногда наоборот – расторможенность, показная разболтанность и резкость.

      Типичным симптомом заикания является речевая судорога. Речевые судороги при заикании различаются ро форме , месту и частоте.

      По форме судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение одинаковых речевых движений: та-та-та-та-тарелка), тоническими (сильное, длительное сковывание движений: п…пила) и смешанными(одновременно клонические и тонические: п…пет-ту-тух)

      В зависимости от места возникновения речевые судороги при заикании отличаются: артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные.

      Артикуляционные: судорога поражает мышцы языка, губ, или мягкого неба. Это происходит на смычных согласных, б-бабушка, бу-бу-бумага(судороги губ); д-дом, дя-дя-дяденька (судороги кончика языка); г-гуси, й-йяблоко (судороги корня языка или мягкого неба)

      Голосовые судороги охватывают мышцы гортани. И тогда голосовые связки или плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука (а-арбуз, о-огурец) или голосовые связки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

      Дыхательные судороги в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух как бы задерживается и человек как бы замирает с открытым ртом. Или наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу и фраза произносится на явно недостаточной выдохе.

      При заикании речевые судороги по месту возникновения бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые…

      У детей и взрослых заикание усиливается в зависимости от условий, окружающей среды, где им приходится общаться.

      Заикаются меньше в хорошо знакомой обстановке, заикаются больше – при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны.

      3. При заикании возникают речевые судороги? От чего?

      Известно, в коре головного мозга непрерывно протекают два процесса – возбуждения и торможения. Их правильное взаимодействие определяет нормальное состояние всей высшей нервной деятельности человека. Но когда равновесие нарушается происходит перенапряжения их силы или подвижности, возникает явление, которое Павлов назвал «сшибкой».

      Образовавшиеся в результате такой «сшибки», очаг в коре головного мозга нарушает правильное взаимодействие коры с подкоркой, где заложены центры, управляющие темпом и ритмом речевых движений. Следствием этих нарушений является расстройство согласованных речевых движений (дыхания, голоса, артикуляции), которое выражается в речевых судорогах. – возникает заикание.

      4. Что вызывает у детей заикание?

      Причины могут быть разные. так нарушение нервной деятельности ребенка может быть обусловлено частыми и тяжело протекающими заболеваниями, ослабляющими его организм.
      Ребенок может родиться с ослабленной нервной системой. Это может быть при неблагоприятно протекающей беременности, патологических родах, при неблагоприятной наследственности.
      Заикание возникает на почве нервной ослабленности, когда достаточно малейшего повода, чтобы спровоцировать его возникновение.

      Заикание появляется в результате неправильного воспитания. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей, внезапные переходы от ласки к ругани, запугивающие наказания.
      Такие неправильные приемы воспитания служат постоянными психическими травмами и могут вызвать нарушение высшей нервной деятельности и как результат – заикание.

      Нередко срыв нервной деятельности происходит вследствие испуга. Однако многие в детстве чего-то пугались: будь-то паровозный гудок, собака, петух, карнавальная маска, но однако, заикаются как мы видим далеко не все.

      Запинки в речи возникают от неосознанного подражания речи заикающихся родителей или сверстников. Запинки (не судороги) характерны для определенного периода речевого развития многих детей, в период развития фразовой речи (от 2-х до 5-ти лет). Запинки появляются как результат недостаточно сформированного речевого механизма ребенка.

      Появившиеся запинки могут закрепиться в речи и далее — возникает заикание.

      Анализ статистических данных о заикании.

      1. Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 4 лет т. е. в период наиболее интенсивного развития фразовой речи.

      2. Заикание часто встречается у детей в начальных классах школ. Начало школьного обучения способствует обострению заикания, которые до школы были мало заметны

      3. Усиление заикания у детей обычно наблюдается в период их школьного обучения, особенно в первый год, а затем в период их полового созревания.

      4. На усиление заикания влияет школьная обстановка, оценка знаний и т.п. Особенности отношений с учителями и сверстниками.

      5. Заикание у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3 раза (это связано с лучшим врожденным развитием двигательных центров левого полушария у женщины сравнительно с мозгом мужчины)

      5. Заикание или запинки?

      В зависимости от причин возникновения все речевые запинки у детей можно разделить на две основные формы:

      а) запинки несудорожного характера (физиологические, возникшие под влиянием неблагоприятного речевого развития на фоне быстрой, хаотичной речи.

      б) запинки судорожного характера (собственно заикание)

      Физиологические запинки проходят как только ребенок приобретает определенную уверенность в выражении своих мыслей.

      Физиологические запинки – это следствие того, что развитие мышления ребенка опережает развитие его речевых возможностей.

      В этот период его активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки. Ребенок уже многое понимает, а еще больше хочет знать!
      Со временем под влиянием воздействия окружающих, детская речь выравнивается.

      6. Предупреждение и устранение речевых запинок.

      Взрослым нужно заботиться об упорядочении его поведения и развитии речи.

      Для этого необходимо создать для ребенка определенный и твердый режим дня. Благодаря режиму в организме выработается привычка к четкому чередованию различных видов деятельности и устанавливается определенный ритм жизни – это благотворно оказывает влияние на высшую нервную деятельность всего организма ребенка.

      Воспитать у ребенка спокойное, уравновешенное поведение. С этой целью полезно заниматься какой-нибудь одной игрой или делом. Этим мы уберегаем ребенка от излишне частого переключения с одной деятельности на другую и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности.

      Таким образом взрослым нужно воспитывать у ребенка увлеченность, длительную заинтересованность каким-либо занятием. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости закончить одно занятие и начать другое. Если ребенок излишне капризен, неспокоен, раздражителен, логопед должен обязательно рекомендовать родителям обратиться к врачу-психоневрологу для консультации.

      7. Лечить заикание или воспитывать?

      В комплекс лечения заикания входит целый ряд различных мероприятий. Необходимо создать спокойную обстановку, в которой он был бы огражден от сильных раздражителей, от отрицательных эмоций.

      Большое значение для нормализации речи ребенка имеет правильная речь окружающих, поэтому основные требования заключаются в следующем: тон должен быть спокойным, ласковым, доброжелательным; не допускаются резкие окрики, не следует передразнивать его, торопить при ответах, ибо только терпеливое внимание к речи ребенка может вызывать у него желание говорить. Полезно подбадривать и похвалить стесняющегося своей речи ребенка.

      Твердый режим дня, обеспечивающий определенный ритм жизни ребенка – непременное условие для нормализации у него высших отделов нервной системы. Заикающиеся дети быстро утомляются. Поэтому они особо нуждаются в периодическом отдыхе.

      Не менее важным для заикающегося ребенка является активный отдых.
      В режиме дня заикающегося ребенка должны найти свое место и закаливающие процедуры. Закаливание способствует его физическому развитию. Сюда относится ежедневное пребывание на свежем воздухе. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, различные спортивные развлечения успокаивают его нервную систему, создают эмоциональный подъем, бодрое настроение.

      Частью лечебной физкультуры для детей с заиканием является логопедическая ритмика. Это система двигательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением или согласованных с речью ребенка. Формы этих упражнений разнообразны: отстучать определенный такт, изменить темп, характер или просто направление движений в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламации, рассказывание стихотворений в сопровождении сопутствующих движений, танцы, речевые игры и т.п.

      Очень важно, чтобы в момент речи ребенок был спокоен: волнение, чрезмерное возбуждение также способствуют усилению заикания.

      8. Большое место в комплексном лечении заикания отводится специальным логопедическим занятиям.

      На этих занятиях у детей воспитываются навыки правильной, свободной речи. Это не значит, что ребенок должен говорить нараспев. Достаточно, если он говорит не спеша. Именно это чаще всего и не умеют заикающиеся дети.

      Стремясь в речи «проскочить» возникшую преграду, они пытаются говорить быстро. А быстрый темп способствует нарушению координации речевых движений, провоцирует речевые судороги.

      Очень важно, чтобы ребенок в момент речи был спокоен: волнение, чрезмерное возбуждение также способствует усилению заикания.

      На логопедических занятиях по лечению заикания у ребенка воспитывается правильное речевое дыхание. Это важно для заикающихся детей так как дыхание у них в момент речи обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным. Хорошим упражнением на этих занятиях может служить рассказывание ребенком стихотворений с паузами для вдоха после каждой строчки.

      Например:

      У Танюши дел немало (пауза, вдох),
      У Танюши много дел (пауза, вдох)-
      Брату утром помогала (пауза, вдох).
      Он с утра конфеты ел.

      В разговорной речи на одном выдохе достаточно произносить 4-6 слов. Но при этом важно, чтобы слова во фразах ребенок произносил слитно.

      Итак, задача речевых занятий в том, чтобы благотворно воздействовать на разные стороны речи заикающегося ребенка: ее темп, плавность, речевое дыхание, громкость, выразительность.

      Важное значение имеет воспитание личности ребенка с заиканием. Необходимо предупредить у него возникновение болезненного отношения к своей речи (страха), перестроить путем разъяснительных бесед, организации повседневной жизни, внушить уверенность в своих силах, побудить желание активно работать над своей речью и поведением.

      Задача специальной психотерапии с заикающимся ребенком состоит в том, чтобы перестроить душевный мир ребенка, заставить его пересмотреть свое отношение к себе, к окружающим, к своей речи.

      npsy4kids.ru