Классификация шизофрении по снежневскому

Шизофрения. Виды

Шизофрения — эндогенное хроническое психическое заболевание, начинающееся, как правило, в молодом возрас­те. Для шизофрении характерно «расщепление», распад единства психики (гр. schizo — разделяю, расщепляю; phren -душа, ум, рассудок). Начало болезни в зависимости от фор­мы и типа течения может быть постепенным, подострым и острым. Клиническая картина отличается большим поли­морфизмом. Основными диагностическими критериями яв­ляются особенности течения процесса и совершенно особый характер изменений личности — своеобразный дефект психи­ки (негативная симптоматика), нарастающий по мере прогрессирования заболевания. При этом особенно страдают мышление, эмоции, волевые процессы.

На ранних этапах заболевания могут иметь место на­плывы мыслей (одновременное возникновение множества мыслей, которые путаются и в которых трудно разобраться), остановка, обрывы мыслей (так называемые шперрунги), па­раллельные мысли. Непродуктивность мышления в даль­нейшем выражается в резонерстве (склонность к пустым, бесплодным рассуждениям), появляются символика в мыш­лении, паралогичность, склонность к неологизмам (образо­вание новых слов, смысл которых окружающим непонятен) и, наконец, разорванность речи.

В эмоциональной сфере, прежде всего, следует отме­тить нарастание замкнутости, отгороженности от окружаю­щего мира (так называемый аутизм), имеет место холод­ность, безразличие к близким, парадоксальность эмоциональных реакций (например, вспышки гнева в ответ на про­явление заботы со стороны родных), неадекватность их (бур­ная реакция по поводу того, что в отделении дали тапочки не того цвета, и полное равнодушие к известию о болезни близ­кого человека), амбивалентность (одновременное возникно­вение двух противоположных чувств). Постепенно утрачи­ваются прежние интересы, нарастает эмоциональная опус­тошенность (эмоциональная тупость). При шизофрении на­блюдается также снижение побуждений, падение психиче­ской активности. Постепенно у больного отчетливо выявля­ется пассивность, бездеятельность, отсутствие волевых им­пульсов.

При неблагоприятном варианте течения заболевания формируется апатико-абулический синдром, который лежит в основе шизофренического слабоумия.

Продуктивная (психотическая), симптоматика крайне разнообразна и зависит от формы заболевания. Относительно форм шизофрении единой точки зрения не существует. Обычно выделяют простую, гебефреническую, кататоническую, параноидную, циркулярную формы болезни, причем первые три и частично параноидная (юношеская) относятся к так называемым ядерным, злокачественным формам шизоф­рении, при которых сравнительно быстро развивается апати­ческое слабоумие (шизофренический дефект).

Выраженность дефекта при шизофрении зависит от типа течения заболевания. В настоящее время используется систематика типов течения заболевания, разработанная со­трудниками НЦПЗ РАМН.

Систематика типов течения шизофрении (А.В. Снежневский, 1983)

  • • Злокачественная
  • • Прогредиентная (бредовой вариант, галлюцинаторный вариант)
    • • Прогредиентная (шизоаффективная)
    • • Малопрогредиентная (вялотекущая)
    • medichelp.ru

      Шизофрения

      цикл лекций 1964 г.

      В 2007 году исполнилось 20 лет с тех пор, как из жизни ушёл один из крупнейших психиатров современности, корифей отечественной психиатрии Андрей Владимирович Снежневский.
      Заслуги Андрея Владимировича в развитии клинической психиатрии огромны, его концепция единства патологии и нозологии помогла раскрыть сущность многих явлений в психиатрии, создать основу для современной национальной классификации психических болезней.
      А. В. Снежневским была создана оригинальная классификация шизофрении, являющаяся результатом многолетнего клинического и катамнестического исследования, в котором принимали участие сотрудники и ученики Андрея Владимировича. Эта классификация не игнорировала, а ассимилировала опыт мировой (и в первую очередь немецкой) психиатрии в исследовании шизофрении.
      Круг интересов А. В. Снежневского в области психиатрии был невероятно широк: вопросы клиники различных психических заболеваний, включая симптоматические психозы и атрофические заболевания головного мозга, однако интерес к изучению одного из наиболее распространённых заболеваний — шизофрении — занимал особое место.
      Многолетние усилия, направленные на глубокое и всестороннее осмысление сущности данного заболевания, в значительной степени расширили представления об этой психической болезни.
      Андрей Владимирович был не только учёным в самом высоком смысле этого слова, но и замечательным педагогом. Его блестящие лекции, нередко лекции-раздумья, лекции-размышления, а также непревзойдённые клинические разборы высоко оценивались врачами-психиатрами.
      Как известно, лекции по общей психопатологии, прочитанные А. В. Снежневским, неоднократно издавались в нашей стране и продолжают оставаться настольной книгой врачей-психиатров.
      Предлагаемый курс лекций по шизофрении, который был прочитан в 1964 году и издаётся впервые, не потерял своей актуальности и в настоящее время.
      Публикация этого курса, бережно и квалифицированно отредактированная профессором В. С. Ястребовым, — дань памяти великому учёному и педагогу.

      Действительный член РАМН,
      директор Научного центра психического здоровья
      А. С. Тиганов

      Издание циклов лекций крупных отечественных и зарубежных психиатров в нашей стране является сложившейся традицией. Достаточно указать на публикации лекций Е. Kraepelin’a [1], А. Н. Бернштейна [2], И. М. Балинского [3], О. В. Кербикова [4], Г. Е. Сухаревой [5] и других. Опубликование этих циклов не всегда преследовало непосредственно образовательные цели. Ряд лекций, как например, лекции И. М. Балинского, были переизданы спустя много лет, как указывают составители, для ознакомления с историей отечественной психиатрии, её корнями и традициями.
      Одним из наиболее известных отечественных психиатров советского периода, занимающим место в плеяде таких учёных, как П. Б. Ганнушкин, В. А. Гиляровский, М. Я. Серейский, является А. В. Снежневский. Ему принадлежит целый ряд ключевых заслуг в истории отечественной психиатрии как в деле организации научной деятельности, так и в сфере разработки оригинальных концепций, преимущественно касающихся эндогенных психических расстройств.
      В многочисленных публикациях, посвященных памяти А. В. Снежневского, традиционно отмечается вклад Андрея Владимировича в психиатрическую науку и практику. Отдельного упоминания при этом удостаивается его педагогическая деятельность.
      По свидетельству современников А. В. Снежневского, лекции, которые он читал на кафедре психиатрии Центрального института усовершенствования врачей (ЦМУв), пользовались огромной популярностью среди врачей-психиатров, научных сотрудников, которых привлекали новизна и глубина лекционного материала, доступность, простота языка, гармоничное сочетание теоретических положений с наглядными клиническими разборами больных. Всё это объясняло не только высокую посещаемость данных лекций, но и большой спрос на их стенограммы, которые уже в 60-х гг. XX века стали появляться в виде самостоятельно оформленных слушателями машинописных текстов.
      Такая стенограмма лекций А. В. Снежневского по общей психопатологии была положена в основу авторского ротапринтного издания, вышедшего всего лишь тысячным тиражом [6]. Как следует из предисловия к этому изданию, А. В. Снежневский чрезвычайно ответственно подошёл к его подготовке, проделав большую работу по редактированию текста лекций и расширив его. С момента появления указанный труд получил широкую известность, с одной стороны, и статус библиографического раритета — с другой. Начиная с 2000 г., эта книга была переиздана трижды.
      В составе курса частной психиатрии кафедры Института, который наряду с А. В. Снежневским проводили В. М. Морозов, Г. А. Ротштейн, Р. А. Наджаров, А. С. Тиганов, В. Н. Фа-ворина, М. Е. Вартанян, В. А. Ромасенко, Андрей Владимирович традиционно читал лекции по шизофрении. Их неавторизованные машинописные стенограммы также получили распространение среди врачей. И хотя такие планы, возможно, существовали, лекции по частной психиатрии так и не были опубликованы.
      Составители отобрали и подготовили для публикации цикл из 10 лекций, прочитанных А. В. Снежневским весной 1964 г., включавших характеристику отдельных форм шизофрении, описание их разновидностей и отражавших позицию А. В. Снежневского и его сотрудников на систематику данного заболевания. Известно, что с 1951 г. основной интерес и усилия А. В. Снежневского, а также и сотрудников его кафедры, а с 1962 г. и сотрудников Института психиатрии АМН были сосредоточены на психопатологическом и клиническом изучении отдельных форм шизофрении, разработке её классификации. Многие из положений, сформулированных в результате этих исследований, остаются актуальными и в наши дни. Характерной особенностью публикуемых лекций, на которую нельзя не обратить внимания, является то, что при изложении рассматриваемых вопросов систематики шизофрении автор не утверждает их в качестве догмы, а скорее, аргументированно размышляет о тех или иных доводах в пользу предлагаемого понимания логики патологического процесса, как бы приглашая слушателей к обсуждению выдвигаемых позиций.
      Уже при первом знакомстве с исходным материалом было видно, что он хорошо структурирован, чётко изложен и не требует сколько-нибудь значимых структурных изменений, без которых практически не обходится ни одно преобразование для печати устного текста. Вместе с тем любая подготовка фоно- либо стенограммы выступления, доклада или лекции к публикации неизбежно связана с необходимостью внесения существенной редакторской правки, устранения допущенных при расшифровке и перепечатывании текста орфографических, стилистических, иных неточностей и опечаток, уточнения отдельных выражений, формулировок. При подготовке настоящего издания в этой части работы составители старались проявить особую тщательность и деликатность. Ряд неточностей, видимо, внесённых в текст при перепечатке, оказалось возможным устранить путём сопоставления различных вариантов стенограмм. При редактировании устного текста перед нами стояла и другая, более сложная и ответственная задача: сохранить стиль изложения автором лекционного материала, присущие ему речевые обороты, не допустить искажения его взглядов и позиций путём внесения каких-либо изменений. Мы надеемся, что нам удалось с этим справиться.
      При работе над текстом мы сочли необходимым снабдить его редакторскими комментариями, а также добавить именной указатель авторов, упоминаемых в лекциях.
      С точки зрения преемственности целесообразным представлялось предварить публикуемый текст лекций вступлением, подготовленным одним из учеников А. В. Снежневско-го. Такое предложение было сделано профессору, академику РАМН А. С. Тиганову, который работал на кафедре у Андрея Владимировича с 1954 г. и прошёл путь от клинического ординатора до заведующего этой кафедрой. А. С. Тиганов дал любезное согласие написать такую вступительную статью.
      Составители выражают глубокую признательность ученикам Андрея Владимировича А. С. Тиганову, В. А. Концевому, Т. П. Платоновой, М. Г. Щириной и другим, которые поделились воспоминаниями об ораторском стиле А. В. Снеж-невского и помогли воссоздать ту неповторимую атмосферу, в которую погружались его слушатели, а также оказали помощь в трактовке некоторых определений, выражений, терминов, использовавшихся им в лекционном материале, высказали ряд ценных соображений относительно публикации данного издания.
      Идея выпуска этой книги была одобрена дочерью
      A. В. Снежневского Майей Андреевной Снежневской, которой мы, пользуясь случаем, выражаем свою признательность. Мы также приносим благодарность сотрудникам Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им.
      B. П. Сербского В. О. Чахаве и В. И. Бородину за предоставленные варианты стенограмм лекций и содействие в подготовке издания. При упоминании людей, которые помогли этой книге увидеть свет, отдельно хотелось бы упомянуть сотрудника фармацевтической компании «Лундбек» А. С. Мирзояна, чья организационная поддержка в её издании носила решающий характер.

      Профессор В. С. Ястребов

      [1] Prof. E. Kraepelin. Введете в психиатрическую клинику. 30 клинических лекций. Перевели с немецкого: врач Я. Ф. Каплан, ординатор психиатрической больницы Уфимскаго Губернского Земства, врач С. А. Каплан. Уфа, Электрическая Типо-Литография В. П. Холмацкаго и К», 1901 г.
      [2] Прив.-доц. Ал. Н. Бернштейн, заведующий центральн. приемным покоем для душевно-больных в Москве. Клиническая лекция о душевных болезнях. Записал С. И. Зандер, ординатор харьковской губернской земской психиатрической больницы. Под редакцией и с дополнениями автора. Издание В. М. Саблина Москва, 1912 г.
      [3] И. М. Балинский. Лекции по психиатрии. Под редакцией Н. И. Бондарева и Н. Н. Тимофеева. Ленинград, Медгиз, 1958 г.
      [4] О. В. Кербиков. Лекции по психиатрии (избранные главы). Москва, Медгиз. 1955 г.
      [5] Г. Е. Сухарева Клинические лекции по психиатрии детского возраста Т. 1. М.: Медгиз, 1955 г.; т. 2. М.: Медгиз, 1959 г.; т. 3. М.: Медгиз, 1965 г.
      [6] А. В. Снежневский. Общая психопатология. Курс лекций. Валдай, 1970 г.

      Ответственный редактор
      профессор В. С. ЯСТРЕБОВ

      timpa.ru

      Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

      Описание: Учебная цель: Изучение шизофрении шизотипических и бредовых расстройств. Распространенность Этиология и патогенез шизофрении различные теории ее возникновения история учения о шизофрении Крепелин Э.Крепелина и формы шизофрении по Крепелину: простая параноидная кататоническая гебефреническая. Место шизофрении в структуре психических болезней.

      Дата добавления: 2015-01-30

      Размер файла: 17.08 KB

      Работу скачали: 6 чел.

      Поделитесь работой в социальных сетях

      Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

      Государственное бюджетное образовательное учреждение

      высшего профессионального образования

      «Башкирский государственный медицинский университет

      «Башкирский государственный медицинский университет МЗ РФ»

      Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ИПО

      Профессор _______ В.Л. Юлдашев

      12 февраля 2013 г.

      лекции по психиатрии

      1. Тема: «Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства».

      2. Курс 5 семестр 9,10

      3. Продолжительность лекции 2 академических часа

      4. Контингент слушателей: студенты лечебного факультета Башкирского государственного медицинского университета.

      5. Учебная цель: Изучение шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств. Отмечается значительная распространенность этой патологии, что и определяет актуальность темы.

      6. Иллюстративный материал и оснащение: таблицы, плакаты, слайды, ноутбук, мультимедийный проектор.

      7. Подробный план лекции:

      Шизофрения. Распространенность Этиология и патогенез шизофрении, различные теории ее возникновения, история учения о шизофрении (Крепелин, Э.Блейлер, Кандинский, Снежневский). Определение «раннее слабоумие» Э.Крепелина и формы шизофрении по Крепелину: простая, параноидная, кататоническая, гебефреническая. Место шизофрении в структуре психических болезней. Термин «шизофрения» Э.Блейлера как первичное расщепление психики. Современные представления о шизофрении. Понятие о шизофреническом процессе и «процессуальных заболеваниях». Течение шизофренического процесса. Классификация шизофрении по типам течения: малопрогредиентная, средиепрогредиентная (параноидная) и злокачественная формы непрерывнотекущей шизофрении; приступообразно-прогредиентная (шубообразная) и периодическая (рекуррентная) шизофрения. Возрастная структура и частота каждого типа течения и форм шизофрении. Зависимость прогноза и клиники от типа течения процесса.

      Клиника шизофрении. Понятие о негативной и продуктивной симптоматике. Классификация шизофрении по Снежневскому в зависимости от течения и клинической форм процесса, преобладающего синдрома. Основные клинические признаки шизофрении: аутизм, нарушения мышления и речи (разорванность, соскальзывание, символизм, резонерство, паралогика, имбивалентность, персеверации и стереотипии, актуализация латентных признаков и т.д.); синдром Кандинского-Клерамбо, его структура: идеаторный, сенсорный и кинестетический автоматизм. Понятие о псевдогаллюцинациях, их место в клинике шизофрении Дисморфофобия, гебоидный синдром, симптомы регресса.

      Аффективные нарушения при шизофрении: двойственность, парадоксальность, отчуждение эмоций. Шизофренический деффект, изменение личности и апатическое слабоумие. Уплощение эмоций, их монотонность. Нарушение в двигательно-волевой сфере: извращение и снижение влечений, амбивалентность поведения, «дрейф». Кататонический синдром и кататоническая форма шизофрении. Кататоническое возбуждение и ступор (люцидный и онейроидный).

      Гебефреническая форма шизофрении. Простая шизофрения. Рекурентная шизофрения, ее особенности. Этапы развития онейроидного приступа. Фебрильная шизофрения. Снижение энергетического потенциала и регресс личности при шизофрении. Виды шизофренического дефекта: психопатоподобный, апато-абулический. Апатическое слабоумие.

      Реадаптация и реабилитация больных. Прогностические вопросы. Особенности течения шизофрении в детском и пожилом возрасте.

      Трудовая и военная экспертиза. Судебная экспертиза, вопросы вменяемости и невменяемости больных шизофренией.

      8. Методы контроля знаний и навыков: опрос на практических занятиях, тестовый контроль.

      О С Н О В Н А Я:

    • 1. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А.Психиатрия и наркология: учебник-М.: ГЭОТАР — Медиа 2006
    • Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия: Учебник.- М.: МЕДпресс-информ, 2008.
      1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник.- М.: Медицинское информационное агентство, 2009.
      2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. – Изд-во «Речь», 2010.
      3. Наркология. Национальное руководство /Иванец Н.Н., Анохина И.П., Винникова М.А. .- М.: ГЭОТАР — Медиа 2008.
      4. Незнанов Н.Г. Психиатрия — М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.
      5. Эйдемиллер Э.Г. Детская психиатрия: Учебник.- СпБ.: Питер. 2005.
      6. Психиатрия. Национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, и др.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.
      7. Автор методической разработки Пермякова О.А.

        refleader.ru

        Классификация шизофрении по снежневскому

        На главную страницу сайта «Судьба и здоровье»

        В.М. Блейхер. Толковый словарь психиатрических терминов. Часть 357

        и парафренные симптомы.

        Шизофрении формы по Снежневскому [Снежневский А.В., 1969]. Систематика форм Ш., в основу которой положен принципиально различный характер их течения при единстве симптоматологии и тенденций динамики патологического процесса, стереотипа развития заболевания. Различаются непрерывнотекущая, рекуррентная и приступообразно-прогредиентная Ш. Каждая из этих форм включает в себя различные клинические варианты (см. Шизофрения).

        Шизофреническая реакция. См. Реакции шизофренические, шизофренные.

        Шизофренический дефект. Патологические изменения личности, наступающие при течении шизофренического процесса и отчетливо обнаруживающиеся в период ремиссии, когда в известной мере затухает процессуальная симптоматика. Состояние дефекта обладает известной подвижностью за счет входящих в него функциональных, обратимых, расстройств. Основные симптомы Ш.д. – снижение, редукция энергетического потенциала, аутизм, эмоциональное отупение. Динамика Ш.д. обнаруживается как при его углублении, так и при известном ослаблении степени выраженности дефектных расстройств в связи с уменьшением глубины функционально-динамического компонента дефекта. А.Г. Амбрумова [1962] различает компенсированные и декомпенсированные резидуально дефектные состояния. При полной их декомпенсации, считает автор, можно говорить об исходных состояниях (см.). Основное отличие Ш.д. от исходного состояния в практической необратимости последнего. Ш.д. является понятием динамическим, а не статическим, тогда как исходное состояние – это стабилизовавшийся тотальный дефект [Перельман А.А., 1944).

        Син.: остаточные резидуальные состояния [Mayer-Gross W., 1955].

        Шизофренический спектр [Ketty S.S., 1968; Rosenthal D., 1975). Концепция, согласно которой шизофрения рассматривается в контексте группы шизофреноподобных психозов, в том числе и протекающих стерто, неманифестно. Основой для изучения расстройств Ш.с. послужили исследования близких родственников больных шизофренией. По А. Жабленскому [1986], Ш.с. в свете современных данных включает: 1) «твердый» спектр (прогредиентные формы шизофрении, пограничные формы – латентная шизофрения); 2) «мягкий» спектр (острые шизофреноподобные психозы, шизотипные личности, «мягкие» неврологические синдромы, являющиеся признаком возможного дизонтогенеза ЦНС и часто встречающиеся у родственников больных шизофренией).

        Шизофрения. Эндогенное прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциацией психических функций и протекающее с обязательным развитием психического дефекта в эмоционально-волевой сфере и разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами (бред, галлюцинации, аффективные расстройства, кататонические симптомы и др.).

        В клинической картине Ш. выделяют триаду основных, облигатных симптомов – аутизм, расщепление и эмоциональное отупение. Название заболевания происходит от слова «расщепление». Расщепление проявляется характерной для Ш. диссоциацией, дискордантностью психических функций.

        Заболеваемость Ш. выше всего в подростковом и юношеском возрасте, а также в возрасте 20-29 лет.

        Имеются данные об этиологической роли генетических факторов, полученные как клинически, так и специально проводившимися исследованиями (изучение конкордантности близнецов, «стратегия приемных детей» и др.). Тип наследования шизофренических психозов не выяснен, высказано предположение о том, что различные клинические формы Ш. генетически отличаются друг от друга различными констелляциями ряда дискретных наследственных факторов, уникальная комбинация которых создает своеобразие клинических картин заболевания и течения различных его форм [Вартанян М.Е., 1983].

        Син.: Блейлера болезнь, преждевременное слабоумие, дискордантное помешательство, раннее слабоумие.

        Ш. амбулаторная [Zilboorg G., 1956]. Относительно доброкачественно протекающая Ш., клиническая картина которой характеризуется, главным образом, неврозоподобной симптоматикой. Больные поддаются психотерапевтическому воздействию. Понятие, аналогичное «мягкой» Ш.

        Ш. асимптоматическая [Гиляровский В.А., 1933]. Выделение предманифестной фазы в течении шизофренического процесса, когда еще отсутствует явная клиническая симптоматика заболевания, однако на экзогенные вредности нервная система реагирует шизофренической симптоматикой. Таким образом, выделенные Каном шизоидного типа реакции и Поппером шизофренного типа реакции рассматриваются как проявление реакции скрыто протекающего шизофренического процесса на экзогению. До начала асимптоматической фазы реакции будущего больного шизофренией соответствуют обычным экзогенного типа реакциям, обнаружение шизофренических симптомов рассматривается как признак уже текущего

        Современные средства устранения депрессии: быстро и эффективно!

        s5s.ru

        Типы течения шизофрении

        Систематика шизофрении, основанная на синтезе синдромологии и общих тенденций течения (А.А. Снежневский, 1960, 1966, 1969) включает 3 основных типа течения:

        2. Приступообразный (периодический, реккурентный);

        3. Приступообразно-прогредиентный (шубообразный).

        Хотя каждая форма течения содержит различные клинические варианты (см. ниже), отличающиеся по темпу прогредиентности, по возрастному фону, общий стереотип развития болезни внутри каждой из основных групп остается единым.

        Непрерывнотекущий тип течения шизофрении.

        Характерен для параноидной, гебефренической и простой форм. Этот тип течения наиболее полно отражает особенности шизофрении как прогредиентного заболевания, в клинических проявлениях которого сочетаются продуктивные и негативные симптомы. Без лечения болезнь развивается неуклонно и беспрерывно до возникновения дефекта. «Ремиссии» (в условном смысле) обычно бывают следствием лечения и удерживаются до тех пор, пока применяется поддерживающая терапия. Темп развития болезни различен:

        A) малопрогредиентная, вялотекущая шизофрения — характеризуется вялым, доброкачественным течением, не глубокими изменениями личности, неврозоподобной, психопатоподобной и паранойяльной продуктивной симптоматикой.

        Б) среднепрогредиентная, параноидная шизофрения характеризуется постепенной сменой паранойяльного, параноидного и парафренного синдромов, нарастанием шизофренического дефекта и исходом в параноидное слабоумие.

        B) злокачественная шизофрения — включает в себя простую шизофрению (быстрое нарастание шизофренического дефекта без продуктивной симптоматики), кататоническую (гебефреническую) и раннюю параноидную форму. Заболевание у этих больных возникает в подростковом и юношеском возрасте и в течение 3-5 лет приводит к выраженному дефекту (параноидное, кататоно-гебефренное и бормочущее слабоумие).

        Приступообразно-прогредиентный (шубообразный) тип течения шизофрении.

        Характеризуется смешанным типом течения, при котором приступы чередуются с непрерывным течением. Начало обычно в подростковом возрасте, часто с изменений личности. Манифестные приступы длительны (несколько лет), особенно деперсонализационные и психопатоподобные (гебоидные). Последующие приступы полиморфны, сочетают в себе аффективные, неврозоподобные, бредовые и псевдогаллюцинаторные расстройства; либо мономорфные, в которых доминируют расстройства параноидного ряда (острый параноидный синдром, острый синдром Кандинского-Клерамбо, вербальный галлюциноз, острый парафренный синдром). Возможно течение с утяжелением каждого последующего приступа. Может быть исход в непрерывное течение. В ремиссиях отмечаются выраженный инфантилизм, психопатизация, чудаковатость, нажитая циклотимия, остаточная продуктивная симптоматика. Ремиссия — светлый промежуток, который может быть полным (практически временное выздоровление) и неполным (с признаками шизофренического дефекта или с остаточными симптомами прошедшего приступа).

        Прогноз в случаях приступообразно-прогредиентной шизофрении должен быть осторожным: отмечаются случаи поздних ремиссий после многолетних кататоно-бредовых приступов, а так же — повторные тяжелые приступы после многолетних ремиссий.

        Наиболее типичен для параноидной формы шизофрении.

        Приступообразный (периодический, рекуррентный) тип течения шизофрении.

        Характеризуется полиморфностью приступов онейроидно-кататонического или аффективного типов. Первые приступы, обычно стертые, аффективные, не всегда распознаются. Манифестные приступы более глубокие, с помрачением сознания, псевдогаллюцинациями, фантастическим бредом. С течением времени происходит удлинение приступов, но клиническая картина их становится более простой (аффективной). Частота приступов различна: от 1-2 в течение жизни, до ежегодных обострений. Возможно возникновение серии приступов с кратковременными и неполными ремиссиями. Изменения личности выражены незначительно в виде легкой астенизации, снижения активности, повышения сенситивности и полярных колебаний аффекта.

        www.newpsyholog.ru