Классификация заикания невротическое и неврозоподобное заикание

Содержание:

Сравнительная характеристика проявлений заикания

Классификация заикания по данным литературы. Проявления заикания — сложного по своему симптомокомплексу заболевания, включающего в себя не только нарушения речевой и общей моторики, но и многообразные патологические нервно-психические состояния, изучаются с разных позиций врачами, дефектологами-логопедами, медицинскими психологами, физиологами.

Во многих работах, в которых рассматривается симптоматика этого нарушения речи, приводятся данные исследования нервной системы больных, особенностей их личности и общения, речевого и моторного развития, степени фиксации заикающихся на своем недостатке. Результаты наблюдений и экспериментальных исследований, проведенных в указанных направлениях, легли в основу классификации заикания.

Первые попытки классифицировать заикание по этиопатогенетическим и симптоматическим признакам были сделаны уже в XIX веке.

Так, И. А. Сикорский (1889) подразделил всех заикающихся детей на 2 группы. К 1-й группе (67,5 %) он относит больных, которые начали заикаться «внезапно и бурно» в результате острой психотравмы. Для этой же группы детей, по наблюдениям автора, характерны преждевременное развитие речи, обширный, не соответствующий возрасту запас слов, правильное синтаксическое оформление высказываемой мысли.

Ко 2-й группе (32,5 %) он отнес больных, начавших заикаться вследствие травмы черепа, инфекционных заболеваний, «худосочия». Эти дети отличаются поздним развитием речи и замедленным, постепенным началом заикания, которое возникает в период активного формирования фразовой речи.

Более подробно о том, что представляют из себя эти группы заикающихся детей, И. А. Сикорский, к сожалению, не сообщает. Можно предположить, что к 1-й группе относятся дети с невротическим заиканием; ко 2-й — с заиканием, развившимся на фоне различной органической симптоматики.

В 40-х годах нашего столетия, основываясь примерно на тех же критериях, что и И. А. Сикорский, предлагает следующую классификацию заикания у детей:

  • 1. Заикание на фоне задержанного развития моторики и речи.
  • 2. Заикание, связанное с алалией. У этих детей наблюдаются недоразвитие моторики, ригидность мускулатуры, затрудняющие свободное произношение. Они говорят с напряжением, быстро утомляются.
  • 3. Заикание незначительной степени при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервности. Нередко у детей этой группы наблюдается косноязычие.
  • 4. Заикание у невротиков, обычно внезапно возникающее в раннем возрасте. Такие дети слабовольны, несобранны, рассеянны; речь у них торопливая.

К. П. Беккер и М. Совак (1981) пишут, что, согласно представлениям последних лет, в литературе выделяют невротическую форму и варианты неврозоподобной формы заикания.

Подробное описание этих форм мы находим в работах Н. А. Асатиани с соавт. (1978, 1980, 1983), в которых указанная классификация проводится на основании клинико-физиологического исследования заикающихся детей дошкольного возраста. Основное отличие невротического заикания от неврозоподобного сводится к тому, что при невротическом заикании в анамнезе у детей отмечалось раннее и бурное развитие речи при хорошем развитии общей моторики. У больных этой группы наблюдается тесная связь возникновения заикания с психотравматизацией и зависимость степени речевых расстройств от тяжести невротических проявлений. Характерным для этой группы, в целом, являлась обратимость речевых и невротических расстройств в результате комплексного курса лечения.

При неврозоподобном заикании, напротив, было выявлено некоторое запаздывание в развитии речи. Нарушение речи у детей протекало на фоне косноязычия и недостаточности моторных функций организма. Заикание обычно возникало постепенно и носило тяжелый характер. Комплексная терапия приводила к редукции психоорганических и неврозоподобных симптомов, расстройство же речи было более резистентным и требовало длительной коррекции.

В работах М. И. Теркиной (1972), А. В. Ястребовой (1980), выполненных с психолого-педагогических позиций, предлагается классификация заикания у дошкольников и младших школьников, в основу которой легли наблюдения за проявлениями нарушения речи в различных условиях общения и в процессе учебной деятельности.

Так, М. И. Теркина, исследуя изменения речи у 19 заикающихся дошкольников с нормальным уровнем речевого развития, поставила цель проследить зависимость проявления заикания от места, где происходит общение, и от круга собеседников, с которыми общается ребенок. В зависимости от различий в общем поведении и проявлений общительности автор делит испытуемых на 2 группы.

В 1-ю включены дети, которые относительно легко приспосабливались к новым условиям и людям, предпочитали подвижные, шумные игры, быстро принимали решения при столкновении с трудными обстоятельствами. У них наблюдалось стремление к расширенным контактам с окружающими, умение создавать достаточно сложные речевые конструкции. У большинства этих детей речь появилась своевременно, и накопление речевого запаса происходило без отклонений. При общении с детским коллективом состояние речи у детей 1-й группы ухудшалось. Это было обусловлено их повышенной эмоциональной возбудимостью, неустойчивостью внимания. Указанные недостатки поведения усиливались при эмоциональном напряжении, вызванном обстоятельствами общения.

Во 2-ю группу вошли дети, более робкие, застенчивые, не отличавшиеся инициативностью, активностью, избегавшие расширенных контактов с окружающими. Они испытывали наибольшие речевые затруднения в тех ситуациях, когда необходима быстрая речевая реакция. В этих случаях свойственная им заторможенность коммуникативных процессов усугублялась, что приводило к усилению заикания. В обстоятельствах, не требующих быстрой речевой реакции, их речь улучшалась.

А. В. Ястребова, изучающая заикающихся школьников младших классов в процессе учебных занятий, указывает, что содержание высказываний является для таких детей одним из ситуативных факторов, оказывающих определенное влияние на проявление дефекта. Вторым, не менее значимым, по мнению автора, фактором являются условия, в которых осуществляется деятельность общения.

Очевидно, классификация заикания у детей, предложенная процитированными выше авторами, несмотря на некоторые различия, по сути дела, с разных позиций отражает одни и те же явления. Это говорит о верной направленности и определенной объективности проводимых исследований.

Если сравнивать классификацию проявлений заикания у детей с попытками классифицировать особенности проявлений и течения этого речевого нарушения у взрослых, то сразу становится ясным факт, говорящий о пристальном внимании исследователей к нервно-психическим заболеваниям (в частности, вторичным невротическим наслоениям), к выраженности эмоциональных расстройств и изменениям в структуре личности больных, которые у взрослых заикающихся носят более дифференцированный и сложившийся характер.

Так, В. М. Шкловский (1967), рассматривая заикание как дискоординационное нарушение речи, нередко связанное с выраженными в той или иной степени органическими и невротическими расстройствами, приводит данные изучения кожно-гальванических реакций (КГР) у большой группы взрослых заикающихся. Анализ полученных результатов дал возможность автору условно разделить больных на 3 группы в соответствии с особенностями нарушений моторики и степенью выраженности эмоциональных расстройств.

По уровню эмоциональных нарушений больные были распределены следующим образом: в 1-ю группу вошли заикающиеся, в структуре личности которых не было отмечено стойких патологических отклонений, заикание не наложило характерного отпечатка на систему их отношений с окружающими людьми. В социальном плане эти больные были в достаточной степени адаптированы.

Во 2-ю, наиболее многочисленную, группу вошли больные, у которых отмечались значительные эмоциональные расстройства, выраженный страх речи в ситуациях, требовавших наиболее активного речевого общения, что, по мнению автора, свидетельствует об избирательном характере нарушений в системе отношений этих больных.

К 3-й группе, примерно равной по количеству больных 1-й, В. М. Шкловский относит заикающихся, у которых тяжесть заболевания определялась выраженностью эмоциональных нарушений. В структуре личности больных 3-й группы, по данным клинико-психологических исследований, отмечались стойкие патологические отклонения. У них наблюдалась дезорганизация всей системы личностных отношений и поведения, основанная на непреодолимом страхе речи и резко выраженном чувстве собственной неполноценности.

У больных 3-й группы возникали большие трудности при получении образования, существенно была нарушена трудовая и общественная деятельность.

Изучению личностных и эмоциональных особенностей заикающихся посвящены и отдельные работы зарубежных авторов, в которых в качестве ведущих черт характера этой категории больных отмечаются боязливость, замкнутость, тревожность, мнительность, склонность к невротической депрессии, неуверенность в своих силах и в завтрашнем дне.

Дифференцированный подход к нервно-психическим особенностям взрослых заикающихся и установление корреляции между этими особенностями и спецификой проявления нарушений речи у этой группы больных являются основной целью исследований В. А. Ковшикова (1972, 1976). Автор, используя данные медицинских обследований и диагнозы психотерапевтов и невропатологов, распределяет своих пациентов по группам в соответствии с выявленной у них психоневротической симптоматикой, на фоне которой протекает речевое нарушение. Внутри каждой группы, а их выделено 7, В. А. Ковшикову удается убедительно показать взаимосвязь между нервно-психическими, личностными и речевыми особенностями больных, страдающих заиканием.

Но, к сожалению, до сих пор еще публикуются работы, в которых отсутствует дифференцированный подход к детям, подросткам и взрослым; не учитываются особенности их личности и психики либо затушевываются принципиальные различия между возрастными категориями больных.

Например, А. И. Богомолова считает, что старшеклассники и взрослые отличаются от младших школьников лишь большей закрепленностью стереотипа речи с заиканием и ослаблением способности к подражанию. А трудности и специфика коррекционной работы с подростками и взрослыми сводится только к тому, что с ними приходится проводить больше логопедических занятий.

malish.info

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата».
Синонимы: логоневроз, логоклония, lalonevros, balbuties.

Вероятно, заикание появилось практически одновременно с речью, ведь упоминания о нём доходят до нас с древнейших времён. Заикались: египетские фараоны, персидский царь Бат, возможно, пророк Моисей (страдал неким дефектом речи, по описаниям похожим на заикание), римский поэт Вергилий, философ и оратор Демосфен и др.

Типы заикания.

Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов.
Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания.

Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность (сосуществование двух и/или более синдромов) с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них.

Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ (электроэнцефалография) в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга.

При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но с случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

Признаки заикания.

Заикание сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков(например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз»).

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

Распространённость заикания.

Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Но чаще всего заикание проходит с возрастом. По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (Меньшикова С.В., 1999; Селиверстов В.И., 2000).

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка (Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., 1995).

Причины заикания.

Причины возникновения:

Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов.
В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем.

Механизм заикания:

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

Факторы улучшения/ухудшения речи при заикании:

Данные факторы индивидуальны по типу заикания, но есть некоторые «правила», «работающие» в большинстве случаев.

Условия, благоприятно влияющие на речь заикающегося:

Сикорский, Иван Алексеевич (1842—1919) — российский врач-психиатр, профессор, в честь которого заикание получило в России второе название — «невроз Сикорского». В своей монографии «О заикании» Сикорский рекомендовал «медленную речь, произносимую низким голосом и однообразным тоном» в качестве фактора, уменьшающего заикание.

Условия, неблагоприятно влияющие на речь заикающегося:

Если заикание — невроз, оно усиливается, когда человек начинает нервничать, а также вообще при сильных эмоциях.

Методики лечения заикания.

Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100%. Все методы так или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз.

Первые советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь.

Вторые концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество, но единой «правильной» не существует.

Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

Логопедические
Психологические
Психотерапевтические
Логопсихотерапевтические
Социореабилитационные
Медикаментозные
Физиотерапевтические
Комплексные
Нетрадиционные.

Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.

Сравнительная характеристика невротической, неврозоподобной и смешанной форм заикания представлена в таблице.

logoportal.ru

❤ soylib.ru | Как избавиться от заикания

Виды (формы) заикания: неврозоподобный, невротический

Специалисты (логопеды, неврологи и др.) делят заикание на две основные категории: неврозоподобное и невротическое. Зачем это деление? Прежде всего оно дает нам представление о структуре нарушения и способе лечения заикания. Чтобы нам было проще разобраться с этим, стоит выяснить основные определения этих форм заикания, выделив их особенности и различия.

Неврозоподобный вид заикания

При этой форме речевое отклонение возникает под влиянием сторонних факторов. Например, токсикология матери при беременности, сложные роды, асфиксия и т. д. То есть человек рождается с каким-либо нарушением мозговой активности. Это не значит, что он имеет физические или умственные отклонения. Человек может быть в остальном абсолютно здоровым. Но сюда же относят и людей с более явными последствиями перенесенных травм.

Заикание при этой форме возникает внезапно, без видимых причин. Ребенок начинает испытывать затруднения в речи совместно с ее становлением, т.е. в возрасте 3-4 лет. Совместно с этим нарушается речевое дыхание. Начиная с подросткового возраста запинки и задержки сопровождаются судорогами лицевых мышц.

Невротический вид заикания

Проблемы с речью начинаются после психотравмирующей ситуации. Началом заикания также может послужить раннее введение в речь второго языка. Ребенок не может с этим справиться, путается какое слово на каком языке произносить.

Большая часть людей страдавших такой формой излечиваются сами без каких-либо усилий. Тогда говорят, заикался в детстве, но потом все прошло. Однако, все же есть ряд факторов повлиявших на исправление речи: улучшение психологической обстановки, взросление и обретение уверенности и т.д. То есть травмирующие факторы были удалены из жизни, ребенок смог самостоятельно пережить свой стресс, а значит имел устойчивую психику.

Редко, но все же бывают случаи когда эта форма заикания сохраняется на продолжительный период жизни. Это лишь свидетельствует о ранимости человека, его психической нестабильности, возможно лени и нежелании работать над собою. При этой форме избавиться от заикания можно в течении нескольких дней. Для вас в помощь наше пособие.

Как лечить неврозоподобную форму заикания

В зависимости от сложности и общего состояния человека можно порекомендовать:

  • Самостоятельные занятие. (Если нет других отклонений речи и психики. Как минимум принесет видимое улучшение речи и уверенность в собственных силах).
  • Занятия в центрах по исправлению речи. (Если работать над собой самостоятельно трудно либо лень).
  • В специализированных центрах, когда поражения головного мозга более серьезны.
  • Другая форма заикания: логофобия

    Как вы уже поняли из окончания (-фобия) — это скорее психологическая проблема, боязнь разговора. В большинстве случаев она формируется под уже существующим нарушением речи. То есть возникает у страдающего заикание. У других, чаще детей, логофобия вытекает как страх перед речью вообще. Это бывает у излишне застенчивых людей и имеющих психологические отклонения, перенесших психологическую травму. Такие люди бояться «рта раскрыть», ответить на вопрос, первыми заговорить с незнакомым человеком. В последствии это вызывает запинки, задержки в речи, которые формируются в привычку заикания.

    Человек сначала боится заговорить, потом чувствует, что запинается и начинает волноваться еще больше. То есть к страху речи (просто сказать) добавляется страх, что он это плохо скажет. Также эти люди очень зависимы от стороннего мнения, ведомые, не любят повышенного внимания. Здесь прежде всего необходима комплексная работа и на первом месте стоит не логопед, а психолог.

    Виды заикания по форме судорог

    Выше мы рассмотрели клиническую картину заикания, теперь давайте разберем еще одну классификацию — по форме судорог:

  • Клоническое заикание — небольшие, следующие друг за другом судороги, заставляют человека произносить один и тот же звук несколько раз.
  • Тоническое заикание — по сути спазм, вызывающий задержку речи, заикающемуся сложно начать говорить, он делает непроизвольные паузы в предложении.
  • Смешанная форма — присутствуют клонические и тонические судороги.
  • Справиться с излишним напряжение мышц, какой формы это бы ни было помогает пение и артикуляционная гимнастика. Кстати, последнюю вы можете скачать совершенно бесплатно с ЯндексДиска.

    soylib.ru

    Заикание: невротический аспект заболевания

    Темпоритмическое нарушение речи в виде заикания появилось с того момента, как человек научился говорить. По статистике 1% взрослых и 2-3 детей страдают таким видом нарушения речи. Представленная патология встречается как у мужчин, так и женщин, хотя у представителей сильного пола в 2-3 раза чаще. Еще в древности стало известно, что в причине развития заикания, кроме органической патологии лежит психологический фактор. В работах Авиценны, Плутарха об этом упоминалось, как об отдельной нозологии связанной с духовной слабостью. В современной медицине описанный недуг обозначается, как невротическое заикание.

    Заикание и его клинические формы

    Заикание (логоклония) – это нарушение речевой функции, представленное в виде темповой задержки, разрывом ритмичности произносимых звуков и слогов. Описанное заболевание проявляется частым повторением, прерыванием и пролонгацией слов.

    В норме, 7-10 процентов слов произносится с подобными проявлениями, когда используются звуки: «э-э», «м-м», или междометия. Диагноз устанавливают, когда в разговорной речи встречается больше 10% таких симптомов. Частота встречаемости заикающихся людей в разных странах неодинакова. Например, французы подвержены этой патологии в 2-3 раза чаще, чем немцы и русские.

    В зависимости от клинической картины логоклония делится на две формы:

  • Тоническая, возникает как следствие длительного сокращения мышц артикуляционного аппарата (щеки, губы, язык, мягкое небо), а также связок гортани. Проявляется эта форма в виде пауз во время речи и растягивания звуков. При этом лицо напряжено, рот полуоткрыт либо закрыт с плотно сомкнутыми губами, отмечается общая скованность организма.
  • Клоническая характеризуется менее длительным судорожным эпизодом, по сравнению с тонической формой. Спазм мускулатуры артикуляционного аппарата сменяется расслаблением. Человеку с такой формой заикания свойственно повторение отдельных звуков, слогов и слов.
  • Смешанная, такой тип заикания совмещает в себе два предыдущих, при этом наблюдается их чередование с соответствующей симптоматикой.
  • Виды заикания

    Заикание подразделяют в зависимости от причины возникновения. Данная классификация определяет наличие или отсутствие структурной (органической) патологии. Таким образом, заикание бывает неврозоподобным и невротическим.

  • Неврозоподобная логоклония отмечается у людей с выраженным неврологическим дефектом, который возникает вследствие органической патологии. При таком варианте нарушается общая моторная (двигательная) функция, а также артикуляция. Неврозоподобное заикание проявляется отсутствием логофобии, повышенной речевой активностью, моторики, которая усиливается при психомоторном возбуждении и после соматической патологии.
  • Невротическая форма заикания, или логоневроз, возникает вследствие негативного психологического фактора. Неврологический статус при этом без нарушений, функционирование мозга физиологичное. Развитие логоневроза возникает на фоне нормального или слегка повышенного моторного и речевого развития. Состояние таких больных в целом соответствует неврозу. Представленный вид заикания протекает в виде тонической, клонической или смешанной (тонико-клонической) форме.
  • Причины возникновения невротического заикания

    Логоневроз встречается, как у взрослых, так и детей. Это объясняется тем, что они недостаточно адаптированы к внешним психическим факторам. Кроме того, в возрасте 4-5 лет происходит активное формирование речевой функции. Именно в этот период заикание возникает чаще всего.

    Причиной возникновения логоневроза является негативный психологический фактор, степень выраженности которого индивидуален для каждого человека. Однако не все люди после воздействия стресса, разной степени значимости, начинают заикаться. Причиной тому служит генетическая предрасположенность функциональной недостаточности речевого аппарата, которая передалась по наследству от близких или дальних родственников. При этом отмечается повышенная судорожная готовность моторных речевых центров (центр Брока) и усиленный нервный и мускулатурный тонус.

    Психологический фактор, на фоне которого возникает представленное темпоритмическое нарушение речи, бывает острым и хроническим. В первом случае, внезапный испуг, приступ гнева агрессии — основные провоцирующие элементы.

    Хронический стресс также относится к одной из причин возникновения логоневроза. Возникновению логоневроза на фоне хронического стресса дети подвержены чаще, чем взрослые. Психотравмирующей ситуацией в этом случае являются дискомфортный неблагоприятный климат в семье, патологическое воспитание, завышенные требования к ребенку, информационная перегрузка, билингвизм. Кроме того, развитие логоневроза возникает, если дети начинают подражать заикающемуся родителю.

    Симптомы логоневроза

    Основным проявлением невротического заикания, в отличие от других видов, является неравномерность интенсивности речевых нарушений. Это проявляется в том, что у одного и того же человека клиника логоневроза варьирует в зависимости от обстоятельств. Таким образом, спокойная для пациента обстановка уменьшает, а иногда и полностью скрывает логоневроз. Противоположный результат практически у всех пациентов отмечается при предстоящем выступлении на сцене перед аудиторией, общении с незнакомыми людьми, при осознании ответственности.

    С течением болезни формируются негативные изменения в поведении пациента. В школе, дети боятся принимать участие в учебной программе. На работе больные отказываются проводить планерки и т.д. Таким образом, формируется логофобия (боязнь произношения звуков, общения). Она сопровождает социальную дезадаптацию.

    Важно! Если у ребенка наблюдается заикание, не стоит насильно требовать от него самостоятельного избавления от проблемы. Это может привести к стигматизации и развитию стойкой лого- и социофобии. Обращение к врачу будет правильным решением

    Существуют заболевания, которые без длительной специализированной помощи возникают на фоне невротического заикания, к ним относятся:

  • Астения.
  • Депрессия.
  • Энурез.
  • Вегетососудистая дистония.
  • Нарушение циркадных ритмов и сна.
  • Для логоневроза характерна волнообразность течения процесса. Улучшение клинической картины сменяется эпизодами ухудшения и наоборот. После коррекции заикания в детском возрасте нередко возникает рецидив в пубертатном периоде. У взрослых тяжелое психическое потрясение может возобновить перенесенный ранее логоневроз.

    Также человека, страдающего логоневрозом, среди остальных людей выделяет особенности психики, которые сопровождают его повседневную деятельность. Такие поведенческие отличия возникают не сразу, а формируются в процессе заболевания. У человека с невротическим заиканием отмечаются следующие черты психики:

  • Чрезмерная застенчивость, робость и смущение в контакте с людьми.
  • Повышенная мнительность, впечатлительность, как правило, люди с логоневрозом склонны воспринимать все близко к сердцу.
  • Гипо- или абулия (снижение или отсутствие волевой сферы), которая имеет относительный характер, так как проявляется не во всех, а в конкретном случае.
  • Мечтательность, бурная фантазия.
  • Диагностика и дифференциальная диагностика невротического заикания

    Нарушения речевой функции, как и любой другой требуют постановки точного диагноза в ранние сроки патологического процесса. Для этого используются данные анамнеза жизни ребенка, дифференциального анализа и инструментальных методов исследования. Диагностика невротического заикания производится логопедом, психологом и неврологом.

    При обследовании пациента с предполагаемым логоневрозом, выясняют наличие психологической травмы в детстве. Также определяют характер речи пациента, его плавность и ритмичность. Проводят неврологическую оценку, которая важна для исключения органического генеза заикания.

    Неврозоподобное заикание и тахилалия схожи по клинической картине с логоневрозом, поэтому требуют тщательного дифференциального диагноза. В первом случае, нарушение речи связано с наличием органической патологии. Постановку диагноза ставят, учитывая анамнез, в котором указаны приобретенные в жизни или в процессе родов травмы головы, инфекционные заболевания ЦНС.

    Чтобы точно определить генез заикания, проводятся инструментальные обследования организма, такие как: МРТ (магнитно-резонансная томография), КТ,УЗД сосудов головного мозга, электроэнцефалография. Такие методы диагностики с высокой точностью определяют наличие ишемического или геморрагического инсульта, опухоли мозга, аутоиммунных и дистрофических заболеваний.

    Также логоневроз необходимо отличать от тахилалии, которая проявляется быстрым темпом речи, паузами, запинками и неправильным построением предложения. Однако описанные симптомы не связаны с судорогами артикуляционного аппарата. Представленные заболевания носят функциональный характер, поэтому основные отличия друг от друга обнаруживаются в клинической картине.

    Логоневроз, в отличие, от тахилалии проявляется тем, что у больного присутствует осознание дефекта, речевой акт становится лучше при чтении знакомого текста, в спокойном кругу общения. Ухудшение симптоматики наблюдается при ответах требующих точности, эмоциональном напряжении, акцентировании внимания на проблеме. Также отмечается заторможенность письменной речи.

    Лечение и прогноз логоневроза

    Коррекция невротического заикания – длительный и объемный процесс. Терапия при логоневрозе проводится комплексно, где участвуют логопед, психолог, невролог и психотерапевт. Отдельное воздействие каждого из специалистов не приносит желаемого результата. Например, занятия, направленные исключительно на коррекцию артикуляции, будут неэффективны. Это объясняется тем, что в основе развития логоневроза лежит психотравмирующий агент, при продолжении воздействия которого, возникают новые эпизоды заикания.

    Также, не стоит забывать о родительском воздействии, если речь идет о заикающемся ребенке. Негативный микроклимат в семье будь это взрослый, или ребенок играют ключевую роль в поддержании недуга. Человеку с логоневрозом, требуется по максимуму находиться в комфортной, спокойной среде на период лечения. Если существуют проблемы внутри семьи, то показана групповая консультация психолога с возможной психотерапией всех членов семьи.

    Психолог помогает пациенту избавиться от воздействия негативных психологических факторов, которые провоцируют заикание, логофобии, стигматизации. Задача невролога заключается в уменьшении или полном купировании судорожной готовности. Осуществляется это при помощи седативных препаратов, антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков. Также, с такой целью используется рефлексотерапия, электросон. Помощь психотерапевта показана при наличии у пациента невроза, депрессии, тревоги.

    Прогноз заболевания, при раннем обращении за помощью и комплексном подходе благоприятный, однако многое зависит и от самого пациента, его желания избавиться от проблемы.

    simptomyinfo.ru