Классный час как справиться со стрессом

Классный час тема: СТРЕСС И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ. Автор: учитель МОУ СОШ п.Пионерский Васильева Е.Д. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемwww.klassnye-chasy.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Классный час тема: СТРЕСС И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ. Автор: учитель МОУ СОШ п.Пионерский Васильева Е.Д.» — Транскрипт:

1 Классный час тема: СТРЕСС И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ. Автор: учитель МОУ СОШ п.Пионерский Васильева Е.Д.

2 У каждого из нас бывает всё на свете… нехорошо. В чём дело, сразу не поймёшь. Просто хочется: 1)спрятаться, 2)заплакать., 3)снова появиться и на кого-нибудь наорать, 4)совершить прочие противоправные действия. Совсем не хочется: 1)работать, 2)общаться, 3)быть добрым и отзывчивым.

3 Причин у этого состояния, называемого модными словами «СТРЕСС» ИЛИ «депрессия», огромное количество. И все они разные. Но выход один: бороться и не позволять себе раскисать.

4 Пессимистично настроенный человек не вызывает у окружающих желания общаться, у босса – поощрять, у любимого… вообще никакого желания. И наоборот, улыбчивый и добродушный человек «обречён на успех». Это подтверждают психологи всего мира. Итак, решено: бороться со стрессом до последней капли грусти! Да, но как?

5 Когда всё не так… 5 % людей обращаются к психоаналитику…

6 35 % людей отрываются на домашних, любимых…

7 А знаете ли вы, что… Итальянцы снимают стресс, флиртуя с коллегами. В японских офисах выставляют чучело начальника… чтобы его бить.

8 Женщины Гонконга, чтобы снять стресс, предпочитают бить мужей.

9 Один румынский бизнесмен, дабы не подвергать себя стрессу, платит жене за молчание. Американские врачи своих пациенток направляют на курсы… стриптиза.

10 Зимой в университетах Гарварда и Принстона этот способ снятия стресса очень популярен: студенты раздеваются догола и бегают на морозе.

11 Полицейские в Турции снимают стресс, слушая классику. В полицейских участках Анкары звучат произведения Моцарта, Шопена и Бетховена.

12 В Нью-Йорке организован клуб для снятия стресса у собак. Сначала собаки расслабляются, затем специальный инструктор усаживает собак в традиционные для йоги позы.

13 В некоторых американских офисах в качестве способа борьбы со стрессом сотрудники после обеда в течении получаса могут просто… поспать.

14 Лучшее лекарство — смех Смех снимает стресс, нервное напряжение и хроническую усталость. Помогает избавиться от неприятных мыслей. Способствует скорейшему выздоровлению при самых различных заболеваниях. Феерия хохота позволяет настроиться на волну бодрого состояния духа.

15 КОГДА ВСЁ НЕ ТАК… делаем так: 1.Сразу после стрессовой ситуации: Встаньте, постарайтесь расслабить сжатые руки, стиснутые зубы, расстегните пуговицы у ворота, помассируйте напряжённую шею. Постойте так некоторое время. Почувствуйте, как сильно ваше тело, и топните ногой уверенно и твёрдо. Повторяйте про себя: «Я здесь стою, это моя территория!». Так вы восстановите ощущение твёрдой земли под ногами и сможете уверенней продолжать действовать.

16 2. Перед сном приготовьте себе ароматическую ванну: смешайте 5-6 капель эфирного масла лаванды или мелисы с пеной для ванны. Получившуюся смесь вылейте в воду комфортной для вас температуры. Полежите так минут 20.

17 Побалуйте себя! 3. Не важно, что именно вы сделаете: съедите шоколадку, купите букетик цветов, пойдёте к массажисту или почитаете детектив. Важно то, что в эти минуты, окунувшись в праздничное настроение, вы дадите себе возможность выдоха.

18 Каждый день: 4. Чтобы не нервничать и хорошо высыпаться, рекомендуется: 1 ст.л. мёда и выжатый сок ½ лимона растворить в стакане минеральной воды и выпить утром до завтрака. Принимать 1-2 недели.

19 Смейтесь! Улыбайтесь! Ионизируйте над собой и над обстоятельствами! Умение увидеть смешное, забавное в собственных трудностях – лучший способ изменить отношение к проблеме.

www.myshared.ru

Классный час: Стресс. Способы борьбы со стрессом. 8 класс

Ход

1. Вводная беседа: «Стресс и здоровье человека».

— Кто испытывал стресс?

— При каких обстоятельствах?

— Чем чаще всего вызывается стресс? (тревога, неуверенность, напряжение и т.д.)

— Стресс это хорошо или плохо?

2. Понятие стресса.

«Стресс – это реакция организма при резких и сильных воздействиях на него. Когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность, он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникать дрожь и т.д.»

На человека накричали, его обругали, оскорбили, а он не может ничего ответить. Что испытывает этот человек?

Что испытываете вы в такой ситуации?

Человек начинает волноваться, переживать, внутри его зреет взрыв. Такое состояние называется стрессом.

Стресс с англ.яз. переводится как «давление, напряжение, усиление». Это всё стресс со знаком «-». «Стресс со знаком «+» это движение жизни» — говорил канадский учёный.

Во время стресса в организм человека выделяется гормон адреналина – особое вещество, которое заставляет наши мышцы двигаться быстрее. Если мы двигаемся, нам легче, а если мы стоим на месте, нам хочется бежать.

Активное действие – это естественный способ выхода из стресса, способ справиться с ним.

Как можно снять стресс?

Некоторые прибегают к употреблению алкоголя.

1. Беседа через презентацию «Алкоголизм и здоровье человека».

2. Способы борьбы со стрессом.

— Обратиться к тому, кто вас выслушает и поймёт

— Выбирать тёплые, яркие цвета в одежде

— Смотреть на зелёный тон

— Хорошее питание, чередование активной работы с отдыхом

— Больше гулять на свежем воздухе.

Вывод.

В Древнем Риме говорили: «Управляй своим настроением, ибо оно будет управлять, повелевать тобой».

koncpekt.ru

«Как бороться со стресом?» Классный час по ЗОЖ

ЦЕЛИ:

    раскрытия понятия “стресс”, “невроз”, “психическое здоровье”;
  • довести до детей информацию о причинах и механизме возникновение неврозов, ознакомить с их видами;
  • научить детей защищаться от неврозов, профилактика стрессов и неврозов и психических травм.
  • ОБОРУДОВАНИЕ:

  • схема по терминам;
  • цитата Кеннет Купера;
  • анкета;
  • литература по психологии;
  • карточки;
  • поговорки;
  • плакат.
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: написаны на плакате, он висит перед классом.

    1. Стресс – состояние напряженности, наступающее в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

    2. Невроз – реакция человека на неблагоприятную жизненную ситуацию, нервно– психологическое заболевание, возникающее под влиянием тяжелых переживаний.

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ НА ЗАНЯТИИ:

      словесные: учительское слово, выступления учащихся, рассказ, вопрос-ответ, вывод из фактов действительности, проблемное изложение, диалогическая форма беседы, комментарий, обсуждение;
    • наглядные: плакат, схема, литература по психологии, карточка, анкета;
    • практические: практическая работа, анкетирование, творческое задание.

    ПРИНЦИПЫ МОЕЙ РАБОТЫ:

  • научность;
  • правдивость;
  • связь с жизнью;
  • доходчивость;
  • убедительность.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

1) ознакомление с темой, целями занятия, основными положениями;

2) раскрыть, почему эта тема выбрана.

В наш XXI век существенно изменилась структура заболеваемости человека. Большое место в жизни людей занимают “болезни цивилизации”. Что это за болезни? Врачи связывают такие болезни с длительными эмоциональными напряжениями в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, тревоги и депрессии. Все это является реакцией организма на жизненные трудности и внутренние конфликты.

Современная медицина именно внутренним конфликтам приписывает основную роль в возникновении неврозов и стрессов. Что же такое невроз и стресс? Посмотрим на психологический плакат.

Работа по плакату, показ книг по теме, комментарий учителя.

ВОПРОС К КЛАССУ: подумайте и сделайте вывод! Что связывает понятия “стресс” и “невроз”? Что у них общего?

ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: действительно: эти два понятия связаны психическим состоянием человека, его психическим здоровьем. Давайте подумаем вместе, от чего зависит психическое здоровье? Какие слова нужно убрать из этих понятий, чтобы у человека не было неврозов и стрессов?

Возможные ответы учащихся:

– угнетение психики;
– переживания и перенапряжения;
– неблагоприятные факторы.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫВОД: Значит, психическое здоровье – это уравновешанное состояние, когда отсутствуют факторы давления на нервы и психику человека. Это– страх, обида, отчаяние…

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ. Неврозы бывают различных видов:

1) неврастения – нервная слабость;
2) истерия – бурная реакция на что-либо;
3) истерика – нервный припадок.

Все эти виды отличаются по интенсивности протекания нервных процессов: по степени их воздействия: реакцией на них со стороны человека.

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (по карточке знакомят характеристиками видов неврозов).

1 ученик. При неврастении человек начинает замечать несвойственную ему прежде быструю утомляемость, потерю спокойствия, его тянет в сон: но он не может заснуть. У человека повышенная возбудимость, раздражимость. Здоровый человек после рабочего дня спокойно засыпает, у больного неврастенией сон неглубокий, им овладевают множество мучительных мыслей.

2 ученик. При истерике с человеком случается нервный припадок, происходят неожиданные переходы от смеха к слезам, к рыданию, к истеричному крику. Никого человек при этом не слушает, не воспринимает того, что происходит рядом. После болит голова, бывают неприятные ощущения в сердце, в желудке, в кишечнике. Человек чувствует себя обессиленным, вялым.

3 ученик. Больные истерией слишком бурно ко всему относятся: всегда подчеркивают свои симпатии и антипатии, капризны, крикливы, резки в движениях, Если смеются, то долго, если плачут, то навзрыд. Обычно такие люди стремятся привлечь внимании, изображают себя обиженным. В их поведении много фальши. Истерия может начинаться с детства, но чаще проявляет себя в юношеские годы.

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: надо с детства беречь свои и чужие нервы, научиться хорошо относится друг к другу, помнить – главное в жизни – здоровье.

АНКЕТИРОВАНИЕ. Цель: выявление причин неврозов!

Выберите из ниже перечисленных положений те, которые определяют причину неврозов.

  1. Неблагоприятные жизненные ситуации.
  2. Нервные расстройства.
  3. Беззаботная жизнь, безделье.
  4. Реакция человека на свою болезнь.
  5. Обидное: оскорбляющее слово.
  6. Переутомление от непосильной работы.
  7. Конфликты различного рода.
  8. Длительное умственное напряжение.
  9. КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: чтобы сохранить себя свежим и здоровым, лучше всего вести здоровый образ жизни. Остерегайтесь от нервных потрясений!

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Давайте выясним, относитесь ли вы к тем людям, у которых невроз! Посмотрим внимательно друг на друга:

    – румяны ли ваши щеки, здоровый ли цвет лица;
    – гибки ли мышцы рук и ног;
    – ясный ли ум, хорошая ли память;
    – не потеют ли часто руки;
    – не стучит ли в висках;
    – не кружится ли голова.

    Поставим себе и друг другу ДИАГНОЗ: у вас нервы крепкие – вы здоровы, настроение приподнятое – вы здоровы! Значит – нет невроза!

    ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ (цитата): “Наш организм создан для 120 лет жизни! И если мы живем меньше, то это вызвано не недостатком организма, а тем, как мы с ним обращаемся”? (Кеннет Купер)

    ВОПРОС К КЛАССУ: к чему призывает цитата?

    А латинская пословица гласит: “Желающего судьба тащит, не желающего – ведет”? Хотите ли вы узнать о механизмах зашиты от неврозов?

    ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ по психологической защите от неврозов.

    1 СПОСОБ: защита на уровне восприятия информации , т.е. не надо слушать то, что может тебе сильно расстроить. Не смотри того, что обострит внутренний конфликт. Это – уклон от негативной информации. Пример о современных боевиках.
    2 СПОСОБ: механизм вытеснения – недопущение в сознание одного из причин вместе с информацией, которая усиливает нервный срыв. Пример о болезни под именем “рак”.
    3 СПОСОБ: механизм рационализации – это изменение отношения к травмирующей ситуации, при которой она перестает быть эмоционально значимой, т.е. поиск способа изменения своего отношения к ситуации.

    Пример по басне Крылова “Лиса и виноград”.

    ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

    1 ряду: придумать интересный РЕЦЕПТ против неврозов.
    2 ряду: составить современную ПОСЛОВИЦУ о здоровье.
    3 ряду: составить ДЕКЛАРАЦИЮ по здоровому образу жизни только из 10 глаголов. Комментарий учителя.

    ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: (связь с жизнью). А теперь поговорим о школьных неврозах. Какая психологическая атмосфера в школе влияет на возникновение школьных неврозов? Что может быть причиной школьных стрессов?? Ответы на вопросы в диалогической форме. Итоги диалогической беседы – причины школьных неврозов:

    – перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися;
    – перегрузка учителей дополнительными нагрузками (учителя зачастую выполняют обязанности и завуча, и организатора);
    – “втык” учителю со стороны администрации, ученика – со стороны учителя;
    – боязнь от выпускных экзаменов, контрольных работ;
    – различные конфликты между учителями, учениками, администрацией;
    – нервозная ситуация из-за неорганизованности учебно-воспитательной работы;
    – трения между интересами школьников и содержанием обучения (мы хотим думать о смысле жизни, а нас неволили – думай над равнобедренным треугольником).

    ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ: методы лечения и профилактики стрессов.

    1. Дыхательная гимнастика “Выдыхаем -– стресс”. Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, Плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.
    2. Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.
    3. Точка от невроза – в центре линии, соединяющая верхние точки ушных раковин. Там есть теменная яма, массируйте ее, если невроз и головные боли.
    4. Зона экзаменационного невроза – во внутренней поверхности предплечья: на 3 пальца выше от локтевой складки. Ее массаж снимает предэкзаменационные напряжения, предстартовое волнение. Массаж выполняйте сильными, но не грубыми движениями. 9 раз по часовой стрелке и столько же обратно в течение 3-4 минут.
    5. Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.
    6. Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.
    7. Снимает усталость стакан чая с молоком и ложкой меда; стакан настоя мяты; кусок селедки после умственного напряжения. От мозгового переутомления :ежедневный прием по дольке чеснока в течение 2 недель, в год 2 курса.
    8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: значит наше здоровье во многих случаях в наших руках. Надо направить ритм жизни в правильное русло. Я призываю вас всех к здоровому образу жизни.

      ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ЗАНЯТИЯ ПО СХЕМЕ:

      1. Истерия:

      • Заболевания;
      • Перенапряжения;
      • Психические травмы;
      • Конфликты.
      • 3. Стресс:

        • Трения;
        • Сомнения;
        • Испуг;
        • Смена образа жизни.
        • Использованная литература:

          1. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М. 1985.
          2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М. 1986.
          3. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            План-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме:
            Стресс и как с ним справляться

            рекомендации для учеников

            Тема: Стресс и как с ним справляться.

            Цель: Выявить причины, приводящие к стрессу и познакомить со способами и

            методами снятия стресса.

            Задачи: Научить учащихся находить пути выхода из стрессовых состояний.

            Оборудование: Силуэт человека, карта, карточки «психические и физические симптомы стресса», корзина с фруктами, памятка стрессовых ситуаций ребенка.

            — Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости!

            — Сегодня на нашем занятие мы поговорим о стрессе.

            — Как вы понимаете, что такое стресс? (ответы детей).

            — Приведите примеры, когда у вас было стрессовое состояние?

          4. Изучение нового материала.
          5. — Сейчас мы проведем небольшое устное анкетирование. Перед вами лежат карточки, на одной стороне – красный цвет (ответ «да»); Зеленый цвет на другой стороне означает ответ «нет».

            — Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают

            — Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда

            учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

            — Я легко раздражаюсь, и обижаюсь.

            — Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку.

            Эта анкета помогла нам увидеть, что среди вас есть ученики, которые испытывают страх, тревогу в некоторых ситуациях.

            а) Каждый человек испытывал стресс, все говорят о нем, но почти никто не задумывается над тем, что же такое стресс. Есть несколько определений, мы рассмотрим вот эти:

            Стресс – это реакция организма на любое повышенное требование предъявляемое к нему.

            Стресс – это наш ответ на жизнь.

            Стресс – это когда человек испытывает напряжение.

            Он – часть нашей повседневной жизни. Факторы, вызывающие стресс различны.

            Стресс может быть полезным и разрушительным.

            Полезный – долгожданный успех, который сопровождается радостью. Он прибавляет энергии.

            Разрушительный — это действие отрицательных эмоций, проявляется болью, и такими болезнями как гипертония, язвой или психическими расстройствами.

            Информация: представим себе нашего далёкого предка – первобытного человека, мирно сидящего в тени дерева со своей семьёй. Никаких забот, проблем, наслаждается жизнью и спокойствием, да и только. Правда, надо заготовить пропитание, но это можно отложить на завтра. И вдруг он услышал, какие то звуки, которые напоминают рев зверя. Сначала вдали, а потом все ближе и ближе. Он не на шутку испугался, схватил палку или камень и насторожился.

            У него участилось дыхание, все мышцы напряглись – человек приготовился к схватке. И он увидел приближающего зверя – это был медведь большой и грозный.

            И тут в его душе началась борьба:

            — с одной стороны, страх перед зверем;

            — с другой, желание иметь запас еды.

            Стоит на пути, что ему делать?

            Броситься на медведя, ударить его. Психическое возбуждение первобытного человека возрастало. И если бы рядом был современный врач, то он непременно бы установил, что у пациента – учащенный пульс, повышенное давление, а уровень «стрессовых веществ» в крови превышает норму.

            И сказал бы он: «У тебя стресс». Конечно, первобытному человеку не до разговоров, т.к вероятнее всего он бросился бы на медведя. И победил.

            И тут же психическое и физическое напряжение спало, человек расслабился, успокоилась психика, уровень стрессовых веществ, пришли в норму. Иными словами, в организме человека произошла разрядка, то есть стресс нашел выход и не перешёл в дистресс.

            Дистресс — отрицательное влияние на деятельность.

            С тех далеких времен многое изменилось. Причин, вызывающих стрессовую ситуацию, стало гораздо больше. Стресс воздействует на человека в течение дня, начиная с утренней суматохи до самого сна.

            б) Рассмотрим стрессовые ситуации в жизни ребёнка (памятка причин на каждом столе).

            в) Вернемся в наше время – перед вами силуэт современного человека. Вам нужно сейчас с помощью данных карточек на доске распределить на этом силуэте симптомы, которые приводят человека к стрессовому состоянию:

            Физические проявления стресса:

            — частые расстройства пищеварения и изжога;

            nsportal.ru

            Классный час по психологии по теме:
            «Учимся справляться со стрессом»

            Предварительный просмотр:

            Цель: познакомить учащихся с понятием «стресс», влиянием стресса и дистресса на организм человека, показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

          6. Приветствие. Упражнение «Хлопки по ладошкам в общем кругу». Все участники становятся в круг. Ведущий задает вопрос о том, зачем мы здороваемся, что значит поздороваться. Затем обсуждаются способы приветствия. Сегодня мы поздороваемся, хлопнув ладошкой об ладошку соседа справа. Тот, кто получил приветствие, присоединяет к нему свое приветствие и передает соседу справа и т.д., пока круг не замкнется. А теперь похлопайте, т.е. поприветствуйте группу так, как вы бы хотели, чтобы приветствовали вас лично.
          7. Психологическая разминка . Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…». Группа стоит в кругу. Инструкция: «Сейчас у вас есть хорошая возможность узнать об участниках группы новое. Я буду задавать вопрос, который начинается со слов «Поменяйтесь местами те, кто…», например «Поменяйтесь местами те, кто сегодня успел позавтракать», «Поменяйтесь местами те, кто любит лето», «Поменяйтесь местами те, кто любит активный отдых» «Поменяйтесь местами те, кто волнуется перед экзаменом», «Поменяйтесь местами те, кто волновался за родителей», «Поменяйтесь местами те, кто волновался за итог участия в конкурсе, олимпиаде», «Поменяйтесь местами те, кто волновался за отметку», «Поменяйтесь местами те, кто попадал в стрессовую ситуацию».
          8. Исходя из этого упражнения видно, что каждый из вас хоть раз, но бывал в стрессовой ситуации. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии у нас пойдёт речь?

            — Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего занятия.

            Инструкция: возьмите по листу бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, как выглядит стресс. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопну в ладоши, и лист передается дольше по кругу до тех пор, пока не вернется назад хозяину.

            Каждый из вас вкладывает свой смысл в понятие — стресс.

            — Как вы думаете, что такое стресс?

            — Сейчас я хотела бы довести до вашего сведения некоторую информацию, прослушав её, ответьте мне на вопрос «Была ли полученная информация интересной, полезной для вас? Узнали ли вы что-то новое?»

            Итак, стресс (давление, нажим, напряжение) — состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

            Что значит неспецифическая реакция? Каждое предъявляемое организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды сужаются, уменьшая потери тепла с поверхности кожи. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. (продолжите этот список). Все это специфические реакции организма, позволяющие ему приспособиться (адаптироваться) к изменившимся условиям.

            Неспецифическими требованиями является необходимость перестройки, адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. С точки зрения стрессовой ситуации не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся. Существенна лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации.

            Часто путают понятия стресса и дистресса. Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь — это постоянный стресс (т. е. необходимость приспосабливаться). А приспособляемость, по его мнению, — это главная отличительная черта живого существа. Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. Этот уровень низок в минуты равнодушия или сна, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть).

            Дистресс (горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) — это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.

            Некоторые эмоциональные факторы превращают стресс в дистресс, а физические усилия в большинстве случаев обладают противоположным действием. Концепция биологического стресса выделяет три фазы развития стресса:

            После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление. Однако, если стрессор оказался слишком сильным или врожденным, приспособляемость организма недостаточна, наступает истощение, могущее привести к болезни или даже летальному исходу.

            А теперь давайте выясним, каковы главные стрессоры для каждого из вас?

            Упражнение “Незаконченные предложения”.

            “Я переживаю сильный стресс, когда…” Стрессовые ситуации по-разному действуют на людей: одних сильный стресс мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых во время стресса эффективность деятельности возрастает до определенного предела (“стресс льва”), то у других она сразу падает (“стресс кролика”). Так, некоторые учащиеся в ситуации экзамена чувствуют приток сил, повышение тонуса, которые ведут к обостренному восприятию, позволяют вспомнить лишь мельком услышанную информацию, другие от волнения забывают даже то, что хорошо знают, “мямлят” и могут даже упасть в обморок.

            — А теперь вернемся к моему вопросу. «Была ли полученная информация интересной, полезной? Узнали ли вы что-то новое?»

            — Итак, как вы думаете, когда нужно избегать стресса, а когда это делать бессмысленно?

            -Вы провалились на экзамене? Вас ограбили? Падение курса национальной валюты разорило вашу семью? Но ведь это мелочи по сравнению с вашей отдаленной целью, и они не могут сломить вас: ваш путь дальше и выше…

          9. Контрастный душ
          10. Скомкать, порвать и выбросить газету, закрасить разворот газеты
          11. Потанцевать под музыку
          12. Смотреть на горящую свечу
          13. Погулять в лесу, покричать
          14. Пальчиковое рисование.
          15. Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

            Спасибо за работу!

            «Учимся справляться со стрессом»

            Оборудование и материалы:

            магнитофон, спокойная музыка, цветные карандаши и краски, листы бумаги, ручки.

          Тема нашего занятия «Боремся со стрессом»

          3. Упражнение-игра «Дорисуй и передай».

          Обсуждение: понравилось ли вам то, что получилось? Что вы чувствовали в первый момент, когда у вас оказывался чужой рисунок? Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

          Юные годы — время нелегкое. Перед вами постоянно стоит проблема выбора, вы по-новому оцениваете себя, других людей. В нашей сегодняшней жизни полно совершенно реальных вещей, которые являются стрессорами.

          Понятие “стресс” было введено канадским эндокринологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т. д. ). В последнее время на первое место вышла проблема психоэмоционального стресса.

          Селье считает, что каждому человеку присущ определенный уровень некоей адаптационной энергии и поэтому к одной и той же ситуации одному человеку приспособиться легко, а другому подчас невозможно, т. е. у каждого свои стрессоры.

          — Попробуйте завершить следующую фразу:

          Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих равновесие организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то “пропустить мимо ушей”, а иногда нужно “принять вызов”. Есть такое мудрое высказывание: “Господи, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого” (Рейнольд Нейборо).

          Как ни парадоксально это звучит, для счастья человеку требуется определенный уровень стресса — он различен для разных людей. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища, одежда и жилье.

          Селье утверждает, что мы не должны — да и не можем, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующее отношение к жизни.

          Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно. Для сохранения душевного равновесия человеку нужны какая-то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудится ради ее достижения. Правильный выбор ближайших и дальних целей, способность адаптироваться к изменяющейся ситуации, переопределять ближние цели в случае непреодолимых трудностей для их достижения, важное условие здорового существования человека.

          Работа в группах: «Предложите свои варианты борьбы со стрессом» (5минут)

          Для снятия нервно-психического напряжения используют следующие способы:

          1. Релаксация – напряжение – релаксация
          2. Спортивные занятия
          3. Громко спеть любимую песню
          4. Вдохнуть глубоко 10 раз
          5. Посчитать зубы языком с внутренней стороны
          6. — Наше занятие подходит к концу. И я хотела бы, чтобы вы сейчас выразили свое эмоциональное состояние и отношение к сегодняшнему занятию. Но сделаете это вы необычным способом. Перед вами краски и бумага, но нет кисточек. Пожалуйста, пальчиками изобразите ваше настроение и отношение к занятию в виде любого рисунка.