Клиническими формами умственной отсталости являются

Менеджмент

Клинические формы и варианты лёгкой умственной отсталости по д.н. Исаву

Характеризуется неустойчивым, легко истощаемым вниманием. Дети не способны усидчиво работать в течение всего урока. Они плохо сосредоточиваются при устных объяснениях учителя, при чтении, письме, решении задач и выполнении элементарных трудовых заданий, когда требуется сколько-нибудь длительное напряжение внимания.

У детей имеется эмоциональная неустойчивость в виде раздражительности, плаксивости и быстрой смены настроения. Эти расстройства могут сочетаться с постоянным добродушным фоном настроения. В части случаев поведение может быть расценено как психопатоподобное. Более чем у половины детей отмечается крайне неуклюжая, неловкая моторика, затруднения в тонкой координации движений, особенно кистей рук. У них недостаточный запас пространственных представлений при относительно неглубокой общей психической отсталости (у 80% из них до школы окружающие почти не замечают отставания психического развитой или недооценивают его степень), почти у всех детей отмечается значительное затруднение в овладении элементарными школьными навыкам! — чтения, письма или счёта. Причём у разных детей эти навыки страдали не в одинаковой степени. В связи с этим возможно выделить пять вариантов этой формы:

1. Основой вариант, когда основные клинические особенности проявляются в виде «западения» школьных навыков, аффективной неустойчивостью, истощаемостью, неровностью поведения, неловкостью моторных проявлений. На этом фоне у одних больных преобладает утомляемость, истощаемость нервной деятельности, у других — относительно лёгкая возбудимость и эмоциональная неустойчивость.

2. Брадипсихический вариант — преобладавшим является замедление психических процессов, плавным образом, в виде затруднения мышления и речи.

3. Дислалический вариант — помимо симптоматики, присущей всей группе
в целом, наиболее выраженными являются нарушения речи — дислалические
явления, недостаточная дифференциация фонем, их неправильное понимание и
воспроизведение при отсутствии дефекта слуха. Речевые расстройства не являются грубыми, но они более выражены в сравнении с изменениями речи у других больных этой формы.

4. Диспраксический вариант — определяется при наличии преобладающих нарушений тонкой моторики. В остальном дети мало отличаются от других больных с этой формой.

5 Дисмнестический вариант — выраженные нарушения памяти заметно
контрастируют с другими относительно более сохранными психическими процессами.

Характеризуется преобладающим нарушением внимания. Только настойчивое прямое обращение к детям может заставить их сосредоточиться на короткое время. Если же их не стимулировать, то они не способны ни воспринимать, ни тем более репродуцировать свой опыт. Дети страдают «болезненной подвижностью внимания». Любые новые раздражения их немедленно отвлекают. Они «перескакивают» от одного впечатления к другому, не пережив воспринятое достаточно глубоко. Таким образом, на первый план наряду с умственной отсталостью выступает резко выраженная неспособность к психическому напряжению, что проявляется в виде чрезмерной отвлекаемости, почти полной неспособности к сосредоточению. Недостаточность психического напряжения обнаруживается также в вялости, низкой активности или даже полной бездеятельности. Поведение этих детей бывает недостаточно связным и последовательны, в ряде случаев становясь явно нецеленаправленным. Моторное беспокойство складывается из непрестанно повторявшихся элементарных движений или действий. На фоне беспокойного поведения могут иметь место поступки, производящее впечатление своеобразных и нелепых.

Важной чертей, характерной для этого контингента, является невозможность установления с ними настоящего контакта: одни не умеют, хотя и желают, вступить в общение со сверстниками, другие почти постоянно пребывают в одиночестве. У части детей отмечается наличие гиперсексуальности в форма бесцельного эксгибиционизма или мастурбации. Естественно, что такое нецеленаправленное, беспокойное, а иногда и нелепое поведение затрудняет их воспитание и обучение.

Несмотря на то, что дети представляют довольно чётко очерченную группу, известное разнообразие симптоматики позволяет разделить их на следующие клинические варианты:

1. Аспонтанно-апатический — отличительными чертами является особенно
выраженное обеднение эмоций, снижение активности, резкое ограничение интересов.

2. Акатизический — характеризуется необычной непоседливостью, суетливостью, двигательным беспокойством. Постоянная активность детей не целенаправленна, бессмысленна и определяется не внутренними побуждениями, а главным образом изменениями в окружающей обстановке.

3. Мориоподобный — его особенностью служит эйфорический, приподнятый фон настроения, сочетающейся с разболтанностью, развязностью, расторможенностью, многоречивостью и дурашливым поведением.

Характеризуется целенаправленным поведением, грубо расстроенным вниманием и колеблющейся в своей интенсивности аффективной напряжённостью. Дети неустойчивы, капризны, раздражительны, плаксивы и легко возбудимы. Без видимых причин у них могут возникать аффективные разряды, которые нередко сопровождаются разрушительными действиями и агрессией. Дети постоянно ссорятся со сверстниками, дерутся с ними, наносят увечья, угрожают расправой. Почти у половины детей резко усилены примитивные влечения, двигательная расторможенность.

Даже когда интеллектуальные возможности не препятствуют освоению программы вспомогательной школы, овладение навыками чтения, письма и счёта идет замедленным темпом или становится невозможным, эти школьные «неудачи» объясняются неловкой моторикой, затруднениями в овладении пространственными и временными представлениями, нарушениями внимания, недостаточной памятью и особенно аффективными расстройствами.

Самая многочисленная из всех, отличается сравнительно равномерным недоразвитием как интеллектуально-мнестических, так и эмоционально-волевых функций. Ограниченному, бедному и упрощённому их мышлению соответствуют примитивность и недостаточная дифференцированность аффективной сферы. У них более целенаправленное, устойчивое и организованное поведение, однако в целом оно лишено творческой инициативы и любознательности. В посильной для них умственной и физической деятельности они проявляли вполне удовлетворительную выносливость и прилегание. Чувства этих детей отличаются недостаточной зрелостью, недифференцированностью, аффективные проявления плохо сбалансированы. Преобладающим фоном настроения являются добродушие и беспечность. Поведение часто носит импульсивный и хаотичный характер. Они почти не учитывают возможные последствия своих действий. Несмотря на это, их можно считать наиболее активными, самостоятельными и трудоспособными. Данная группа не вполне однородна по своему составу, в клинике можно наделить два варианта:

1. Уравновешенный вариант — соотношение между состоянием интеллектуально-мнестической и эмоционально-волевой сфер таково, что трудно говорить о преобладающем нарушении одной из них.

2. Неуравновешенный вариант — интеллектуальная неполноценность сочетается с суетливостью, двигательным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, а нередко и повышенной возбудимостью.

lartdoll.net

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ, недоразвитие интеллекта или – в более широком смысле – нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. На практике, например при госпитализации в психиатрическую больницу или решении юридических проблем умственно отсталым принято считать человека, который в силу врожденного или проявившегося в раннем возрасте снижения интеллекта не способен к независимому существованию и нуждается в посторонней помощи. Умственную отсталость следует отличать от нарушений интеллекта, возникающих в пожилом возрасте, а также в результате психических или неврологических заболеваний. В таких случаях интеллект снижается от предшествующего более высокого уровня, тогда как при умственной отсталости он никогда нормального уровня не достигает. Два указанных типа интеллектуальных нарушений различаются также по характеру дефекта и по наличию или отсутствию сопутствующих эмоциональных расстройств. Труднее всего дифференцировать их в детском возрасте. Умственная отсталость иногда ошибочно приписывается детям с психотическими расстройствами.

Для диагностики умственной отсталости часто применяют стандартизированные тесты, позволяющие вычислить т.н. коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателем умственной отсталости считается IQ ниже 70. Однако этот психометрический критерий должен быть обязательно дополнен данными о социальной зрелости детей, т.е. об их бытовых навыках, способности к самостоятельным действиям, а также сведениями о психическом развитии, наличии физических заболеваний, способности к обучению. У умственно отсталых детей обычно нарушается и речевое развитие, что еще больше затрудняет как обучение, так и оценку их интеллекта. Данные о распространенности умственной отсталости весьма различны, однако наиболее тщательные исследования показывают, что частота этого состояния среди населения достигает 2%. Противоречивость данных обусловлена различиями в критериях (психометрических, социальных и т.п.), в выборе границы нормального развития и умственной отсталости, а также спецификой исследуемых регионов и другими факторами. Некоторые тяжелые формы умственной отсталости сопряжены со сниженной продолжительностью жизни, поэтому при обследовании детей обычно выявляется более высокая распространенность умственной отсталости, чем при обследовании взрослых.

Степени умственного отсталости.

В обычной популяции представлены лица с различным уровнем интеллекта, от низкого до высокого, и четкой естественной границы между нормальным и низким интеллектом не существует. Пограничные случаи, когда IQ колеблется от 65 до 85, в зависимости от тех или иных обстоятельств могут быть отнесены как к норме, так и к умственной отсталости. Традиционное деление отсталости на степени, имеющее важное практическое значение, также является условным. В соответствии с наиболее распространенной классификацией различают три уровня или степени отсталости: легкую (IQ 50–69), умеренную (IQ 20–49), тяжелую (IQ ниже 20). Это деление приблизительно и зависит от тех тестов, которые используются для оценки интеллекта. Американская ассоциация по изучению умственной недостаточности предложила другую классификацию с пятью уровнями отсталости, от пограничной до глубокой.

Хотя степень умственной отсталости условно определяют величиной IQ, в каждом конкретном случае необходимо учитывать и другие характеристики, в частности социальную компетентность. Так, согласно английскому законодательству, тяжело отсталыми считаются лица, неспособные заботиться о безопасности своего тела, умеренно отсталыми – неспособные поддерживать свое существование, а в легкой степени отсталыми – неспособные планировать и устраивать свою жизнь и нуждающиеся в опеке.

Начиная с 1950-х годов, все больше внимания уделяется обучению умственно отсталых детей. В связи с этим возникла необходимость дифференцировать таких детей на обучаемых и тех, кто способен лишь к приобретению некоторых навыков. Первые могут усваивать простую учебную программу в специальных классах, тогда как у вторых можно лишь развить с помощью специальных занятий (тренинга) бытовые, двигательные и, в весьма ограниченном объеме, речевые навыки. Считается, что детям как первой, так и второй группы полезно, живя дома, посещать занятия в школе. Границы IQ обеих групп заметно перекрывают друг друга, однако у тех, кто способен учиться, IQ в среднем 50, тогда как у способных лишь к приобретению навыков – около 30. В более тяжелых случаях, когда больные не поддаются научению в ходе групповых занятий, необходимы лишь уход и надзор.

Клинические формы.

В зависимости от сопровождающих синдромов, умственную отсталость можно классифицировать на отдельные клинические формы. Эти формы разнообразны, но лишь немногие из них встречаются настолько часто, что представляют общий интерес. Одна из наиболее распространенных форм – синдром Дауна, выявляемый более чем у 10% умственно отсталых, госпитализированных в психиатрических учреждениях. Больные с этим синдромом обычно физически недоразвиты, низкорослы, у них маленькая округлая голова, характерные аномалии лица и рук, узкие раскосые глаза, придающие больным внешнее сходство с лицами монголоидной расы. Отсюда первоначальное название заболевания – монголизм. Это название ошибочно, так как синдром Дауна встречается у представителей всех рас. Примерно с той же частотой выявляется умственная отсталость, связанная с детским церебральным параличом (см. также ДАУНА СИНДРОМ; ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ).

Другие формы умственной отсталости сравнительно редки: они встречаются не более чем у 1% лиц, госпитализированных в психиатрические стационары. Для микроцефалии характерен маленький клиновидный череп со скошенным лбом. При гидроцефалии происходит накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга вследствие нарушения ее всасывания или блокады путей оттока; в результате мозг растягивается, его извилины сглаживаются, а размеры черепа увеличиваются. При недостаточности гормонов щитовидной железы развивается кретинизм, который легко диагностировать по таким признакам, как уплощенное, широкое лицо, грубая толстая кожа, короткие кривые ноги, низкорослость. При т.н. врожденных эктодермозах (факоматозах) умственная отсталость сочетается с опухолями нервной системы и кожными изменениями. Фенилкетонурия приводит к умственной отсталости, обусловленной наследственным нарушением обмена веществ (см. также ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ). Другим примером наследственного метаболического заболевания может служить болезнь Тея – Сакса, характеризующаяся прогрессирующей слепотой, худобой конечностей и задержкой умственного развития.

Однако самую значительную часть умственно отсталых составляют те, у которых не выявляется признаков какой-либо специфической клинической формы и которые внешне неотличимы от здоровых людей. Эту форму называют простой, или субклинической. Снижение интеллекта у таких лиц обычно бывает легким или пограничным между умеренной и легкой умственной отсталостью. В то же время у больных со специфическими клиническими формами чаще выявляется тяжелое или умеренное снижение интеллекта.

К причинам умственной отсталости относятся в основном те повреждающие факторы, которые действуют внутриутробно (пренатальные факторы), во время родов (перинатальные) и сразу после родов (ранние постнатальные). К числу пренатальных факторов относятся недостаточное питание, эндокринные нарушения, интоксикации, радиоактивное облучение, а также инфекции, которыми мать переболела во время беременности (например, краснуха). Перинатальные факторы включают кровоизлияния в мозг, аноксию (кислородное голодание), механическое повреждение головного мозга во время родов. Самые распространенные постнатальные причины – тяжелые инфекционные заболевания новорожденных, преимущественно менингиты и энцефалиты, сопровождающиеся воспалением головного мозга. Следует заметить, что далеко не у всех больных, которые подвергались действию этих факторов, развивается умственная отсталость. Кроме того, ее развитие в большей степени зависит от времени, когда действовал фактор, нежели от его природы. Другими словами, любой из ряда совершенно разных факторов, действуя в определенный период индивидуального развития, может приводить к развитию одной и той же формы умственной отсталости, а тот же самый фактор, действуя в разные периоды, может вызывать различные ее формы.

Не исключено, что к числу причин умственной отсталости относится также резус-конфликт матери и плода. Поскольку во время беременности некоторое количество плазмы крови матери проникает в организм плода, при несовместимости по резус-фактору или другим факторам крови может происходить массивное разрушение его кровяных клеток (эритроцитов) с тяжелыми последствиями для развивающегося организма. Полагают, что даже в отсутствие явных признаков патологии повреждение кровяных клеток может быть достаточно выраженным, чтобы нарушить развитие мозга и вызвать впоследствии умственную отсталость. Рядом исследований установлено, что среди лиц с простой ее формой чаще встречаются резус-положительные дети, рожденные от резус-отрицательных матерей, чем среди здоровых или больных со специфическими формами умственной отсталости. В то же время другими исследованиями эти данные подтверждены не были, поэтому окончательное заключение выносить пока нельзя.

Наследственность в настоящее время считается не столь частой причиной отсталости, как предполагалось раньше. К числу наследственных относятся такие редкие ее формы, как, например, фенилкетонурия и болезнь Тея – Сакса. Они связаны с метаболическими расстройствами, в основе которых лежит один рецессивный ген. Полагают, что и некоторые случаи микроцефалии обусловлены генетическим дефектом. Синдром Дауна, хотя и вызывается хромосомной аномалией, не является наследственным заболеванием; причина его – ошибка (нерасхождение одной из пар хромосом), возникающая в процессе формирования половых клеток у матери и приводящая к тому, что ребенок получает дополнительный хромосомный материал, обычно в виде третьей 21-й хромосомы (в норме их должно быть только две).

По-прежнему идут споры о роли наследственности и органической патологии в развитии простой формы умственной отсталости. Некоторые исследователи предлагают разделить эту форму на экзогенную и эндогенную – в зависимости от того, выявляется или нет органическое повреждение мозга. Существование этих двух вариантов подтверждается данными историй болезни и психологическими исследованиями. Экзогенный вариант более четко связан с внешними факторами, тогда как при эндогенном решающую роль, по-видимому, играют неизвестные пока наследственные факторы. В пользу последнего предположения свидетельствуют, в частности, результаты патологоанатомических исследований, часто выявляющих признаки общего недоразвития нервной системы. С другой стороны, имеются данные о возможной роли семейных условий, по крайней мере в некоторых случаях. В отличие от больных со специфическими формами умственной отсталости, лица с простой формой чаще воспитываются в плохих социально-экономических условиях или неблагополучных семьях. Поэтому сейчас все большее внимание уделяется методам воспитания и другим семейным факторам, которые могут способствовать развитию умственной отсталости у детей без органической патологии.

Медикаментозные средства.

Возможности медикаментозной терапии в предупреждении или лечении умственной отсталости весьма ограниченны. Хорошо изучена эффективность гормонов щитовидной железы при кретинизме: назначение их в раннем возрасте обычно предупреждает развитие как физических аномалий, так и интеллектуальных нарушений. По некоторым данным, гормоны щитовидной железы оказывают благоприятный эффект и при синдроме Дауна. В настоящее время исследуются и другие варианты гормональной терапии, однако все они находятся в стадии разработки. При фенилкетонурии определенное улучшение может быть достигнуто длительным соблюдением диеты, основанной на исключении фенилаланина. Проводимые биохимические исследования открывают все бóльшие возможности для предупреждения последствий подобных метаболических расстройств, например путем своевременного назначения веществ, не синтезирующихся в организме из-за генетического дефекта.

Проведены испытания препарата глутаминовой кислоты, предложенного для лечения детей с умственной отсталостью. Полагают, что эта кислота – одна из незаменимых аминокислот, входящих в состав белков, – может улучшать интеллектуальные функции, влияя на метаболизм мозга. Некоторые экспериментаторы отмечают значительное увеличение среднего IQ умственно отсталых детей, длительно принимавших глутаминовую кислоту. Однако другие исследователи не подтверждают эти результаты. Но даже при положительном результате не ясно, связан ли он со специфическим биохимическим действием глутаминовой кислоты на мозг или с неспецифическим эффектом общего оздоровления организма и повышением активности детей. Значительный долгосрочный эффект удается получить, предупреждая развитие дефицита питательных веществ во внутриутробном периоде. В одном из исследований матерям, страдавшим в силу социально-экономических причин хронической недостаточностью питания, назначались во время беременности и кормления тиамин и другие витамины. Это улучшало интеллектуальное развитие их детей: в возрасте трех и четырех лет они имели существенно более высокий IQ по данным теста Станфорд–Бине, чем дети матерей, не получавших витамины.

Тренинг (научение) – важная часть программ лечения умственно отсталых, и его значение постоянно возрастает. Научение может проводиться в психиатрических учреждениях, специализированных школах, в домашних условиях – под контролем специально подготовленных учителей. При тяжелой умственной отсталости ребенку прививают умение обслуживать себя, координировать движения, распознавать внешние стимулы, а также прочие простые навыки, необходимые в повседневной жизни. Ввиду частых речевых расстройств большое внимание в таких программах уделяется речевому обучению. В менее тяжелых случаях детям преподают элементарные знания и обучают трудовым навыкам. Некоторые специализированные школы имеют дошкольные отделения для подготовки умственно отсталых детей к поступлению в обычную или специализированную школу.

Длительное наблюдение за умственно отсталыми лицами, получившими образование в специализированных школах или прошедшими реабилитацию в психиатрических учреждениях, выявляет неплохие результаты: большинство этих лиц в профессиональном и социальном плане адаптированы к жизни; многие приобретают бытовую самостоятельность и находят стабильную работу; повторные тестирования показывают значительный рост IQ по сравнению с первоначальным значением. Кроме того, по данным обследования, у детей таких лиц разброс результатов IQ оказался примерно таким же, как и среди остального населения, а средняя величина лишь ненамного ниже 100.

Психотерапия.

Все большее внимание привлекают возможности психотерапии умственно отсталых лиц. Хотя эта отсталость сама по себе не связана с неврозами или психозами, страдающие ею подвержены психологическим расстройствам в неменьшей степени, чем здоровые. Более того, у некоторых больных разочарование, связанное со их ограниченными возможностями, порождает тревогу и агрессивное поведение. Попытки использования некоторых форм психотерапии в стационарах для умственно отсталых дали обнадеживающие результаты. С учетом плохого речевого развития большинства умственно отсталых лиц могут быть полезны невербальные методы общения, включая рисование пальцами (смывающимися красками) и моделирование. Трудовая терапия – обязательная часть образовательных программ. Групповая психотерапия с ролевыми играми и совместным обсуждением проблем также находит некоторое применение в стационарных условиях. См. также ИНТЕЛЛЕКТ.

www.krugosvet.ru

Формы умственной отсталости

Умственная отсталость может быть врождённой или приобретённой, но тогда это происходит только в раннем детском возрасте. Также это может быть выражением недостаточного психического развития. В любом случае следствием каких-то органических или социальных причин становится снижение интеллектуальных способностей, а вместе с тем и нарушение эмоционально-волевой сферы, двигательных функций и речи. Одним из первых, кто попытался систематизировать отклонения этого рода был Эмиль Крепелин, он же ввёл и понятие «олигофрения». Правда, исследовались люди, у которых причиной нарушения были соматические болезни и травмы, а современный подход включает в себя ещё и психические аномалии в развитии, вызванные социальными факторами.

Дифференциация

Первая же попытка дифференциации умственной отсталости принадлежит Филиппу Пинелю, который ввёл понятие «идиотия» и выделил четыре её основных вида. Но главное в том, что Пинель разделил слабоумие на врождённое и приобретённое, а это различие актуально и в наши дни. Таким образом патологические отклонения уровня интеллекта принято делить на олигофрению и деменцию. Под первым понимают врождённый дефект, в под вторым — приобретённый. При олигофрении умственные способности человека никогда не были в норме, а при деменции были, но потом из-за чего-то снизились. Согласно традиционной классификации выделяются три степени:

Последняя самая тяжёлая. Однако в современной МКБ-10 указываются 4 степени. На два уровня делиться имбецильность. А вообще это:

  • лёгкая;
  • умеренная;
  • тяжёлая;
  • глубокая

умственная отсталость. При этом в МКБ-10 термины дебильность, имбецильность и идиотия исчезли, поскольку признаны выходящими за рамки медицины ярлыками, но они же были ещё в МКБ-9. Когда-то выделялась ещё и некая пограничная умственная отсталость. Это было ещё в годы СССР, а в мире тогда существовали критерии МКБ-8. Пограничная умственная отсталость — это IQ 68-85, но рассматривать такой уровень аномальным может только слишком большой оптимист, поэтому такое состояние было справедливо удалено из всех медицинских справочников и классификаторов.

Умственная отсталость: формы

Понятие формы нужно для классификации проявления отсталости. К примеру, Мария Семёновна Певзнер предложила следующую классификацию состояний:

  1. неосложнённая олигофрения;
  2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые, тормозные и с выраженной слабостью основных нервных процессов);
  3. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
  5. олигофрения с нарушениями функции лобных долей мозга.

Так же про формы говорят, когда пытаются указать на особые случаи или выделяют что-то клиническое. Первое нашло в МКБ отражение в виде диагноза F78 «другие формы». Он ставится если рассматривается ситуация, когда у ребёнка есть какие-то другие дефекты, которые не позволяют относить его к общему ряду. К примеру, есть основания полагать, что у ребёнка низкий уровень умственного развития, но он глухонемой, слепой или страдает какими-то ещё болезнями, что затрудняет диагностику по общим критериям. Говорят ещё и про клинические формы умственной отсталости. Под этим понимается необходимость лечения. Чаще всего речь об этом возникает тогда, когда больной совершает плохие поступки, и его поведение требует коррекции. Сами же степени соответствия хронологического возраста психическому не являются основой для градации по принципу «этих лечить, а этих не лечить».

Особые формы умственной отсталости достаточно часто рассматриваются из-за необходимости дифференцирования. Так, при атонической форме на первое место выходят аффективная незрелость и нестабильность, смешение эмоций, отсутствие интереса к среде, ослабление инстинктов, хаотичность деятельности, стереотипные движения. Всё это можно принять за аутизм или шизофрению. Тем не менее, при атонической олигофрении дети могут пытаться идти на контакт, но у них это не получается. Так же не прослеживается и продуктивная симптоматика шизофрении.

Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, что является наиболее распространенной клинической формой умственной отсталости. Это обусловлено различными подходами к диагностированию и общим отношением к проблематике. Возможно, что справедливыми окажутся такие цифры. В той или иной мере низкое умственное развитие касается примерно 1% детей, а от 68,9 % до 88,9 % из них имеют лёгкую степень умственной отсталости.

Умеренная умственная отсталость: краткая характеристика

Сначала о лёгкой форме. Это психический возраст 9-10 лет, а коэффициент интеллекта 50-69. Судьба таких детей может быть самой разной. Не исключается посещение обычного детского сада и общеобразовательной школы. Конечно, тогда мы будем иметь дело скорее всего с двоечником, поскольку программа, рассчитанная на нормальных детей, для таких слишком трудна.

Отметим ещё одну сложность. Какой-то вид проблематичности не обязательно может быть связан с олигофренией. Выше мы сказали про возраст 9-10 лет. Так вот, если это олигофрения, а степень выраженности — дебильность, говоря по-старому, то больной никогда не достигнет психического возраста в 14-15 лет, никогда не посмотрит на мир взрослыми глазами, а его детскость не нужно путать с лирическим нежеланием взрослеть. Тут всё иначе.

Но существует ещё и задержка в психическом развитии, которая может являться обратимой. Другими словами, в период от 7 до 9 лет ребёнок развивался с большим запозданием, но потом «наверстал» упущенное и сравнялся со своими сверстниками. Определённые отличия от них у него могут сохраниться, но не столь патологические, как при олигофрении.

Ребёнок с умеренной формой умственной отсталости — это психический возраст 6-9 лет, его коэффициент интеллекта 35-49, а традиционный термин обозначения «нерезко выраженная имбецильность». Тут всё гораздо хуже. Больные отличаются внешним видом, а в обычной школе им делать было бы нечего, но они в неё и не попадут. Окружающих они понимают, конечно если те не говорят про квантовую физику, могут выражать свои мысли сами. Только мысли их очень просты, а выражение сводится к одному-двум словам. Обычно словарный запас состоит из нескольких десятков слов, но может достигать и 200-300 слов.

При умеренной умственной отсталости дети учатся в специальных школах, где их удаётся обучить чтению простых текстов, написанию отдельных фраз, счёту до десяти. Основной способ обучения — привитие подражательных навыков. Таким образом самых маленьких учат одеваться самостоятельно и выполнять элементарные действия по самообслуживанию, а детей постарше в рамках предельно упрощённой школьной программы. Впрочем, автору известны случаи, когда детям с умеренной степенью умственной отсталости прививали даже навыки рукоделия. Но для самостоятельной жизни в социуме они совершенно не приспособлены.

Тяжелая умственная отсталость: краткая характеристика

Это выраженная имбецильность. Говоря про умеренную умственную отсталость мы начали с лёгкой степени. А на этот раз начнём глубокой, т. е. идиотии. При идиотии коэффициент интеллекта обозначают «до 20». В некоторых случаях его определение невозможно, ибо не родился тот герой, который может определить такой показатель у ребёнка, который вообще ничего не понимает и не говорит. Тут же всё не так страшно, но и совсем даже не радужно. IQ где-то на уровне 20-34, а его определение, говоря правду, зависит от диагноста, а не от самого пациента. Психический возраст 3-6 лет, но такие имбецилы это не такие дети, как здоровые в 6 лет. Некоторые обычные в 6 читают и пишут, поют и пляшут, декламируют стихи и собирают не кубики, но конструкторы. При тяжёлой умственной отсталости дети знают минимум слов, а так же — не всегда знают, зачем они вообще-то нужны, если можно показать рукой.

Однако они бывают разные. Могут быть вялые, апатичные, ни на что не реагирующие или реагирующие парадоксальным образом. Могут же быть активными, энергичными и непоседливыми. Индивидуальные черты тоже разные — кто-то зол, агрессивен, часто встречаются вспышки гнева, а кто-то дружелюбен, добр и отзывчив, любит похвалу и ласки.

Всё, чего можно добиться от таких детей — это привить им навыки элементарного самообслуживания, а так же выражать свои потребности не загадочными звуками, но некоторыми словами. Иногда педагоги считают большим достижением, когда воспитанник научится обозначать свой дискомфорт словами — «холодно», «жарко», «в туалет», «болит», или станет использовать слова «хорошо», «доволен» со смыслом. Про какую-то самостоятельность в социуме и речи быть не может.

Во всех случаях приходится учитывать ещё и то, что умственная отсталость, хоть и является самостоятельной нозологической единицей, может быть следствием не чего-то, что было до рождения или в ходе родов, но являться одним из следствий текущего заболевания. Некоторые из таких являются неизлечимыми, а медицина может лишь каким-то образом облегчить общую тяжесть ситуации.

psycholekar.ru