Клиника детских неврозов

Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина

Круглосуточный телефон доверия для детей и подростков:

  • 8-800-2000-122
  • 576-10-10
  • 004
  • Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» оказывает психиатрическую, психологическую и некоторые другие виды помощи детям, подросткам и их родителям.

    Диагностика

    Функциональная диагностика:

    Лучевая диагностика:

    Отделения центра

    1-е диспансерное отделение, ул. Пархоменко, 20, тел. (812) 294-9-06 (дневной стационар)

    2-е диспансерное отделение, Ланская ул., 8, тел. (812) 496-00-11

    3-е диспансерное отделение, ул. Новостроек, 24, тел. (812) 783-48-16 (дневной стационар)

    4-е диспансерное отделение, ул. Гастелло, 28, тел. (812) 373-55-67 (дневной стационар, трудовая школа выходного дня)

    5-е диспансерное отделение, ул. Ольги Берггольц, 1, тел. (812) 265-02-24, 527-28-12 (дневной стационар)

    6-е диспансерное отделение, Подъездной пер., 21, тел. (812) 312-73-23

    Консультативно-методическое отделение, ул. Чапыгина, 13А, тел. (812) 234-43-38

    Отделение по лечению детских неврозов, ул. Чапыгина, 13А, тел. (812) 234-24-43:

  • неврозы
  • неврозоподобные состояния
  • речевые расстройства.
  • Отделение кризисной профилактической помощи детям и подросткам, Чапыгина, 13А, тел. (812) 234-34-00:

  • трудности в адаптации
  • потеря близких
  • наркомания
  • токсикомания
  • алкоголизм
  • суицидальные наклонности.
  • Отделение реабилитации со школой интегрированного обучения, Свердловская наб., 36, тел. (812) 225-06-79

    Отделения стационара

    1-е стационарное отделение, ул. Чапыгина, 13А

  • тяжелые речевые патологии
  • 2-е стационарное отделение, Песочная наб., 4

    3-е стационарное отделение, Песочная наб., 4

    4-е стационарное отделение, Песочная наб., 4

    5-е стационарное отделение, Константиновский пр., 14/16

    Детский дневной стационар, Новоизмайловский пр., 43

    doctorpiter.ru

    Детский невроз

    Достаточно часто у детей внезапно появляется ночной плач, тревожный сон, истерика и навязчивые страхи. Большинство родителей не обращают внимания на эти симптомы, либо не понимают причин такого поведения ребенка. Причиной такого состояния может быть детский невроз.

    Неврозы явление частое, но при своевременном обращении к детскому неврологу они поддаются лечению.

    Причины возникновения детского невроза

    В основе развития невроза у детей лежит нарушение работы головного мозга, которое сопровождается разнообразными болезненными переживаниями. Неврозы имеют обратимый характер вне зависимости от их интенсивности и длительности.

    При детском неврозе преобладают соматовегетативные и эмоциональные расстройства, слабость и высокая утомляемость, истощаемость и раздражительность.

    Факторов возникновения детского невроза несколько:

  • Биологические (конституциональные особенности, наследственность, тяжелое протекание родов и беременности);
  • Психологические (психотравмирующие ситуации);
  • Социальные (семейные отношения, общение в детском коллективе).
  • Детский невроз: симптомы и лечение

    Чтобы предотвратить развитие болезни родителям стоит особое внимание уделять психическому здоровью ребенка. Основные симптомы детского невроза приведены ниже:

  • Высокая озабоченность или беспокойность;
  • Тревога;
  • Гиперчувствительность;
  • Склонность к страхам;
  • Замкнутость и склонность к уединению;
  • Отсутствие аппетита и в некоторых случаях анорексия;
  • Энурез;
  • Бессонница.
  • Если Вы заметили такие симптомы у Вашего ребенка, то следует немедленно обратиться к детскому неврологу. Как правило, детский невроз поддается терапии, но чем раньше начнется лечение, тем меньше заболевание отразится на нервной системе ребенка.

    Важно! Если не замечать симптомы или же игнорировать их, детский невроз, как и другие заболевания, может стать хроническим, что, впоследствии, приведет к осложнениям.

    Лечение детских неврозов в Санкт-Петербурге

    В нашей клинике на Савушкина, 118 прием ведет опытный детский врач-невролог, во время консультации врач проведет профессиональный осмотр, специализированые тесты, после чего назначит эффективное лечение детского невроза.

    Позаботьтесь о здоровье Вашего ребенка, своевременная консультация специалиста сможет предотвратить появление и развитие заболеваний. Записаться на прием вы можете, позвонив по телефону +7 (812) 330-05-07 или воспользовавшись формой записи на сайте.

    osteoklinika.ru

    Невротические состояния в детском возрасте (детские неврозы)

    Среда, 28 Сентября 2016

    Невротические состояния в детском возрасте (детские неврозы)

    Неврозы у детей — группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической деятельности , возникновение , течение , компенсация и декомпенсация которых определяются преимущественно психогенными факторами . Это один из самых распространенных видов расстройств .

    Детские неврозы отличаются от функциональных заболеваний у взрослых, прежде всего особенностями высшей нервной деятельности ребенка , развивающейся па фоне незрелости центральной нервной системы . Процесс возбуждения здоровых детей имеет достаточную силу и подвижность, в то время как процесс внутреннего торможения является относительно слабым . Имеют значение и конституциональные особенности каждого ребенка .

    Многим детям присуща вегетативная и эмоциональная лабильность со сдвигами в больших пределах , чем в норме . Несоответствие внешних воздействий особенностям высшей нервной деятельности ребенка приводит к функциональным нарушениям , поэтому неврозы часто имеют обратимый характер независимо от их длительности и интенсивности. Как правило, детские неврозы возникают психогенно, на органическо- неполноценной базе в виде последствий минимальной мозговой дисфункции ( ММД ) или перинатальной энцефалопатии ( ПЭП ), которые компенсируются с взрослением .

    С точки зрения современных исследований , может существовать и генетическая предрасположенность к формированию детского невроза , с одной стороны к развитию определенных черт личности, с другой — к избирательной непереносимости некоторых внешних средовых воздействий, а также генетический контроль за формированием психофизиологических функций.

    Как правило, неврозы возникают, когда происходит перенапряжение основных нервных процессов или ослабление нервной системы инфекционными заболеваниями , интоксикациями , черепно — мозговыми травмами , переутомлением , психоэмоциональными нагрузками; при возрастных кризисах, когда детская личность более уязвима.

  • склонность к глубокому переживанию событий ;
  • хронический стресс ;
  • финансовые проблемы ;
  • наследственная предрасположенность ;
  • гормональные перестройки ( наступление периода полового созревания , климакса );
  • интенсивный учебный график ;
  • нарушение режима отдыха ;
  • завышенные требования к себе;
  • семейные отношения , причем здесь определяющую роль может играть не только нарушение детско — родительских отношений , но и нарушение отношений взрослых , скандалы , так далее;
  • внешние причины — травмирующие события или психологическая травма ( катастрофы , пережитое насилие , смерть или болезнь близких ребенку людей , развод );
  • особенности адаптации ( появление брата или сестры , переезд , отправка в детский сад , проблемы в школе и проч .);
  • быстрая утомляемость ;
  • тревожность , обидчивость , ранимость ;
  • раздражительность , плаксивость ;
  • низкая концентрация внимания ;
  • ухудшение работоспособности ;
  • замедление мыслительных процессов ;
  • бессонница ;
  • рост чувствительности к звукам , температурным изменениям , солнечному свету ;
  • заниженная самооценка ;
  • беспричинные изменения в настроении ;
  • сексуальные нарушения ;
  • навязчивые мысли , сомнения , воспоминания;
  • фобии ( боязнь воды и др .);
  • вегетативные расстройства — дрожание пальцев , потливость и головокружение ;
  • патологии ЖКТ — сухость во рту , вздутие и урчание в животе , понижение аппетита , периодическая рвота , запоры или послабление стула;
  • сбои в работе сердечнососудистой системы — нарушение сердечного ритма и артериального давления , зябкость ладоней ;
    • дыхательные патологии — ощущение нехватки воздуха , комка в горле быстрые и короткие судорожные вздохи;
    • мочеполовые расстройства;
    • различные тики — ребенок может подергивать веками глаз , похожими на моргание , но достаточно частые;
    • навязчивые действия какими — либо частями тела , при этом эти действия , как правило , учащаются при дискомфортной для ребенка ситуации;
    • проявления детских неврозов могут быть в виде навязчивого покусывания губ до крови , или обгрызания ногтей;
    • изучение жалоб и анамнеза заболевания ;
    • консультация невролога , психиатра, а также при необходимости и других специалистов для исключения соматической причины заболевания;
    • психологическая диагностика особенностей развития ребенка, а также — его семьи ( сдача ряда психологических тестов , цветовая диагностика и др .);
    • Неврозы у детей могут возникать в любом возрасте .

      У малышей в возрасте до 3-х лет невротические нарушения часто связаны с резкой переменой домашней обстановки и могут быть спровоцированы изменением тактики воспитания, поведением матери и ее отношением к своему чаду. Проявление неравной симпатии к детям , перехваливание , как и систематические конфликты , разрушение семьи вызывают невротические расстройства .

      С 3- х до 5- ти лет среди частых причин развития неврозов называют телесные наказания за незначительные провинности , унижение , ограничение активности ребенка .

      СИМПТОМЫ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ

      Признаки неврозов бывают психическими и физическими . У больных можно наблюдать такие психологические симптомы невроза как :

      В перечень физических проявлений неврозов при отсутствии органических поражений в различных органах и системах следует отнести :

      Особой формой детских неврозов является заикание ( логоневроз ).

      Подтвердить наличие невроза помогут такие обследования как :

      Для уточнения диагноза могут быть назначены лабораторные ( исследование крови и мочи ), инструментальные ( электроэнцефалограмма , вызванные потенциалы и проч .), анализы .

      ЛЕЧЕНИЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ

      Лечение детских неврозов, как правило, проводится амбулаторно, при данных нарушениях терапия необходима комплексная : это медикаментозная терапия и психотерапия, причем акцент в лечении детских неврозов делается на психотерапию, т . е . занятия с психологом . Но , в любом случае , диагностику детских неврозов и рекомендации по лечению должен проводить детский врач — психиатр или невролог, а при необходимости и логопед .

      Как правило, детские неврозы обратимы, и чем раньше родители заметят, что у их ребенка имеются какие-то проблемы психологического толка и обратятся с ребенком к специалисту, тем выздоровление будет быстрее, а лечение более легкое.

      Если родители не замечают , что с их ребенком происходит неладное , либо видят , но игнорируют тревожащие проявления, то, к сожалению, состояние будет неизменно усугубляться .

      Если у ребенка проявляются поведенческие нарушения : расстраивается сон , нарушается аппетит, появляется двигательное возбуждение, обгрызание ногтей, резко возросшая тревожность или агрессия — это уже основательный повод обратиться к врачу.

      В противном случае может начаться нарастание психосоматических симптомов — заикания , тиков , навязчивостей , страхов и много другого .

      Если ребенку своевременно не оказывается специализированная помощь, то данная симптоматика, как и любое другое расстройство, переходит в хроническую форму, а с течением возраста и взрослением ребенка влияет на особенности его личности , характера. Ребенок вырастает неуверенный в себе или агрессивный, имеющий сложности установления контакта с окружающими , в том числе , с людьми противоположного пола . Соответственно , лечение такого нарушения будет более длительным и трудоемким^ вероятностью неполного регресса негативной симптоматики.

      Вовремя полученная компетентная консультация врача позволяет распознать детский невроз на ранней стадии и обеспечить психическое здоровье ребенку на многие годы . Не случайно говорят, что легче предотвратить, чем лечить невроз.

      gdbbel.belzdrav.ru

      Признаки и лечение детской депрессии

      Психоэмоциональные расстройства молодеют с каждым годом. Это связано с общей невротизацией населения земного шара. Неврозы, психозы, депрессии стали постоянными спутниками жителей крупных городов, поэтому трудно ожидать, что наше поколение может вырастить детей с совершенно здоровой нервной системой и психикой. И все-таки каждому родителю хочется знать, что он может сделать для благополучия любимого чада.

      Депрессия у детей проявляется по-разному, через разные симптомы, в зависимости от возраста ребенка и причин заболевания. Трудности с диагностикой этого недуга в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте возникают потому, что вплоть до 10-12 лет ребенок еще не в полной мере осознает самого себя и свои чувства, и не может охарактеризовать свое состояние как «грусть, печаль, тоску». В этих возрастных группах, детская депрессия чаще выражена через соматические симптомы, то есть различного рода физические недомогания у ребенка. Это приводит лишь к длительным и мало результативным походам по врачам, и, увы, к закреплению болезни в психике и нервной системе малыша.

      Как вовремя распознать заболевание? Из-за чего оно может возникнуть? Как предотвратить переход болезни в хроническую стадию? Ответы на эти вопросы разнятся в зависимости от возраста ребенка. Рассмотрим подробнее каждую возрастную категорию.

      Ранний возраст: от 0 до 3 лет

      Чаще всего, депрессии возникают на психологической почве, но у малышей до 3 лет для возникновения такого заболевания требуются более существенные причины:

    • Патологии внутриутробного развития (внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, и.т.д.).
    • Патологические, проблемные роды или врожденные нарушения (родовая асфиксия, энцефалопатия новорожденных, и.т.д.).
    • Перенесенные в раннем возрасте тяжелые заболевания.
    • Наследственные причины, когда некоторые члены семьи страдали от психических или неврологических нарушений.
    • Разрыв эмоциональной связи с матерью (вследствие помещения в детский дом или по иной причине), ребенок утрачивает чувство безопасности и защищенности.
    • Тяжелая, существенно нарушенная семейная обстановка, в которой растет ребенок (алкоголизация родителей, шумные скандалы в доме, агрессия и насилие в семье).
    • Первые четыре причины можно условно назвать биологическими. Вследствие любой из них может возникнуть определенное нарушение в работе мозга, и в результате возникает депрессия у детей раннего возраста. Последние две причины можно условно считать психологическими, но по факту, в силу возраста, ребенок ощущает их физически (например, при скандалах в семье ребенок раннего возраста страдает и его развитие нарушается в первую очередь потому, что страх громких звуков – врожденный, и такой стрессор слишком мощный для малыша).

      Симптомы депрессии у ребенка раннего возраста могут проявляться следующим образом:

      • снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;
      • задержка в прибавке веса;
      • моторная заторможенность, замедленность движений;
      • симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;
      • плаксивость, капризность.

      При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог.

      Дошкольный возраст: от 3 до 6-7 лет

      Ребенок растет, и психика его усложняется, на нее оказывает воздействие все большее количество факторов – семейная атмосфера, первый опыт социализации (поход в детские дошкольные учреждения), лавинообразное развитие мышления и речи, которое происходит в этот период. И сами признаки (симптомы) заболевания в этом возрасте уже выглядят иначе, очень часто проявляются соматически (через различные недомогания). По ребенку уже можно понять его настроение, и хотя он сам еще этого не осознает, но внимательные родители могут замечать нарушения в этой области.

      В дошкольном возрасте, депрессия у ребенка проявляется через такие симптомы:

    • нарушение двигательной активности, сниженный тонус, недостаток энергии, потеря интереса к любимым играм и занятиям;
    • стремление к уединению, избегание контактов;
    • печаль, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
    • страхи темноты, одиночества, смерти;
    • скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
    • разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).
    • Что касается причин заболевания, важно понимать, что они могут накапливаться постепенно. Да, в дошкольном возрасте вступают в силу психологические и социальные причины стресса. Но это не значит, что ребенок в этом возрасте может заполучить депрессию только на этой почве (например, после развода родителей). Вполне возможно, что биологическая причина депрессии была и раньше (например, перинатальные нарушения), но организм ребенка справлялся с ней на ранних этапах. А после добавления еще и психологических причин – стартовало развитие депрессии. Поэтому важно проводить качественную диагностику и обязательно пройти обследование у невропатолога при депрессии у ребенка любого возраста.

      Таким образом, в дошкольном возрасте, помимо тех причин, что вызывают депрессию до 3 лет, заболевание может быть вызвано еще и такими:

      1. Психологические причины. Основополагающая из них именно в этом возрасте – семейная атмосфера, стиль воспитания. Ребенок, растущий в гармоничной атмосфере при эффективной воспитательной модели, получает своего рода иммунитет к любым невротическим нарушениям. Родители закладывают ему базу спокойствия и уверенности в себе, он куда меньше подвержен стрессам. Другое дело – если в семье скандалы, родители на грани развода, а ребенка воспитывают с помощью крика и физической силы. Такая обстановка приводит к невротизации даже самого неврологически устойчивого организма.
      2. Социальные причины. Ребенок вступает в период формирования социальных отношений, начинает посещать детский коллектив, испытывает конфликт между своими желаниями и необходимостью учитывать желания и требования окружающих.
      3. Наиболее подвержены развитию депрессии дети-меланхолики, со слабой и неустойчивой нервной системой. Но даже такому ребенку можно помочь укрепить свое психическое здоровье.

        Если симптомы депрессии проявились у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет, необходимы консультации и совместная помощь целого ряда специалистов:

      4. Консультация педиатра – для общего осмотра и стандартных обследований и анализов.
      5. Консультации профильных специалистов, исходя из физических симптомов недуга (например, если ребенок жалуется на боли в желудке – необходима консультация детского гастроэнтеролога). Это необходимо чтобы исключить наличие действительно серьезных соматических болезней.
      6. Консультация детского невропатолога – чтобы определить есть ли биологические причины для развития болезни, нормально ли развиты и функционируют мозг и нервная система ребенка.
      7. При исключении других нарушений, и постановке диагноза «депрессия» — лечение у детского психотерапевта.
      8. Ключевую роль в этой возрастной группе имеет сотрудничество семьи с детским или семейным психологом (психотерапевтом). Создание благоприятного психоклимата в семье и гармоничная модель воспитания способны разрешить львиную долю невротических проблем у ребенка дошкольного возраста.

        Перечень специалистов, чья консультация может потребоваться, аналогичен предыдущей возрастной группе.

        Младший школьный возраст: от 6-7 до 12 лет

        С поступлением в школу существенно возрастает социальная, и учебная нагрузка ребенка. В классе ребенок учится проявлять себя в среде ровесников, в учебе – ставить цели и достигать их, подчиняться правилам.

        Прежние причины, способные вызвать невротизацию, остаются в силе – биологические, семейные. Но к ним добавляются и новые – стандартизированная учебная нагрузка (без учета психотипа ребенка и его особенностей), проблемы в отношениях с ровесниками и с педагогом. Также в этот период ребенок начинает формировать свои цели и пытаться их достигать. Неуспех в этом тоже порождает невротизацию.

        Ближе к 10 годам депрессия у детей диагностируется все чаще, а ее психологические симптомы начинают осознаваться ребенком: он чувствует и говорит о том, что ему тоскливо, грустно, ничего не хочется. Симптомы депрессии в этом возрасте могут быть такими:

        1. Физические недомогания: общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле.
        2. Психологические и поведенческие симптомы: грусть, тоска, апатия, отсутствие интереса к игре и учебе, уход от контактов с ровесниками, плаксивость, ранимость. Ближе к 12 годам депрессия детская и подростковая начинает также проявлять себя реакциями гнева, вспыльчивости, раздражительности. Это связано с гормональными процессами организма.
        3. Когнитивные (познавательные) нарушения: рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.
        4. Подростковый возраст: от 12 лет до зрелости

          Происходит гормональная перестройка организма, которая сама по себе вызывает перепады настроения у ребенка. Возникают первые серьезные эмоциональные связи во внешнем мире – с друзьями и противоположным полом, неудачи на этом поприще воспринимаются очень тяжело. Попытки осознания себя, своего «Я», своего места в мире порождают массу внутренних конфликтов и противоречий. Параллельно с этим, существенно растет учебная нагрузка, встает вопрос о будущей профессионализации.

          Впервые за все детские годы, на первое место выходят не отношения в семье, а взаимодействие ребенка со своими ровесниками, с равными. Их авторитет в этот период зачастую важнее родительского. Но не стоит забывать, что благоприятный психологический климат в семье и приятие со стороны родителей остаются с ребенком на долгие годы, формируя твердую почву, на которую Ваш ребенок всегда сможет опереться, и чувствовать себя уверенно.

          Симптомы заболевания могут быть те же, что и в предыдущей возрастной группе. Но к ним добавляются существенные перепады настроения, гнев, раздражительность.

          Именно в этой возрастной группе чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида. При этом важно понимать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет. Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, ведь при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать.

          Перечень специалистов, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, аналогичен предыдущей возрастной группе, только вместо педиатра уже выступает подростковый врач. Также, может дополнительно потребоваться консультация эндокринолога, в зависимости от симптомов.

          Лечение депрессии у детей

          Лечение депрессии у детей должно быть комплексным, и учитывать возраст ребенка, продолжительность и степень тяжести болезни, ее симптомы. Методы лечения могут быть такими:

        5. Медикаментозное лечение – только по назначению врача.
        6. Вспомогательные процедуры – рефлексотерапия, физиотерапия, и.т.д.
        7. Лечение сопутствующих соматических расстройств у профильных специалистов.
        8. Психотерапия – основной метод лечения любых невротических нарушений. Для ребенка она приобретает актуальность с 3 лет и старше, и максимально важна в подростковый период. Важно максимальное сотрудничество семьи со специалистом, самый лучший вариант – семейная психотерапия.
        9. Создание благоприятных физических и психических условий для жизни ребенка (от режима дня и питания до отношений внутри семьи).
        10. dgkb9-khv.ru

          Клиника детских неврозов

          Неврозы – группа заболеваний, возникающих вследствие воздействия психической травмы и сопровождающихся нарушением общего самочувствия, неустойчивостью настроения и соматовегетативными проявлениями. Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его характер и форма определяются целым рядом факторов. Лечение неврозов требует скорого начала с целью уменьшения возможных последствий, в отношении, прежде всего, качества жизни.

          С одной стороны, формирование невроза находится в непосредственной зависимости от личностных особенностей человека, его наследственной избирательной переносимости внешних воздействий, уровня приспособительных возможностей организма.

          С другой стороны, возникновение того или иного невроза определяется характером психической травмы, которая может быть острой, одномоментной (например, внезапная смерть близкого человека) или длительно существующей неблагоприятной ситуацией (конфликтная напряженная обстановка в семье, на работе). Однако в любом случае психогенная ситуация должна быть эмоционально значимой для больного, представлять определенную жизненную ценность. Помимо этого неврозы чаще возникают у лиц, перенесших психическую травму в детском возрасте, воспитывавшихся в неблагоприятных семейных условиях, часто болеющих соматическими болезнями. Неврозы – это функциональные расстройства, т.е. обратимые (исчезают сами спустя некоторое время после действия психической травмы или поддаются полному излечению). Больные осознают факт психического расстройства и критически оценивают свое состояние.

          В соответствии с МКБ-9 отечественные психиатры выделяют обычно три основные формы неврозов:

        11. неврастения
        12. истерический невроз
        13. невроз навязчивых состояний
        14. По Международной классификации рассматривают отдельно невротическую депрессию, фобический и ипохондрический неврозы, невроз страха и др. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся клинические формы неврозов.

          Неврастения – состояние раздражительной слабости, т.е. сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрой утомяемостыо и истощаемостью. На начальном этапе болезни преобладают явления раздражительности, плохой переносимости эмоциональных и физических нагрузок, внешних раздражителей. Больные плохо переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры. У них легко возникают различные вегетативные реакции: сердцебиение, потливость, похолодание конечностей. Нарушается засыпание, сон поверхностный. Больные часто жалуются на головную боль, пульсацию или шум в голове, что затрудняет умственную деятельность. Постепенно реакции раздражительности замещаются быстрой истощаемостью, сильной слабостью, утомляемостью. Больные не могут сосредоточить внимание, постоянно отвлекаются от работы. Появляется недовольство собой, обидчивость и плаксивость. При попытке заставить себя что-либо делать сразу появляется масса жалоб на плохое самочувствие, слабость, разбитость. Днем у таких больных состояние сонливости, а ночью — бессонница. При выраженных вегетативных симптомах больные начинают прислушиваться к деятельности своих органов (как бьется сердце, работает желудок, дышат легкие), фиксируются на неприятных ощущениях, с тревогой думая о возможных опасных болезнях. В большинстве случаев неврастения заканчивается благоприятным исходом. Иногда достаточно разрешить ситуацию, вызывающую эмоциональное напряжение, и предоставить больному хороший отдых, и состояние быстро нормализуется. В других же случаях требуется довольно длительное лечение неврастении.

          Истерический невроз – заболевание с полиморфной симптоматикой, проявляющейся функциональными соматическими, неврологическими и психическими нарушениями. Эти разнообразные расстройства возникают в связи с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью больного. Поэтому симптомы истерии могут напоминать проявления самых различных болезней, за что ее и назвали «великой симулянткой». Истерический невроз чаще возникает у лиц с истерическим характером . Из симптомов заболевания наиболее яркими являются истерические судорожные припадки, которые в настоящее время встречаются довольно редко. Возникает припадок обычно при наличии зрителей и в таком месте, где больной не может нанести себе повреждение. Сознание не выключается, а как бы сужается. Больной не падает, где попало, а выбирает предварительно место, чтобы не удариться (прежде, чем упасть, «соломки подстилает»). Судорожные проявления не постоянны и разнообразны. Движения размашисты и хаотичны. Бывает так, что тело пациентки (чаще встречается у женщин) выгибается в виде дуги. Если больная лежит в кровати, то ноги и руки вытягиваются, пальцы сводит судорогой («рука акушера»). Припадки могут быть без судорог, в виде различных кризов (гипертонических, сердечных), приступов удушья, дрожи в теле («трясучка»), длительных рыданий. Довольно часто встречаются такие симптомы, как параличи рук и ног, потеря чувствительности по типу «перчаток», «носков», нарушения походки. Несколько реже бывают истерическая слепота, глухота, немота. Больной молчит, когда ему задают вопросы, но отвечает на них письменно, в отличие от глухонемых. Больные истерией, как правило, демонстративны в проявлениях своей болезни. Они всегда подчеркивают исключительную тяжесть своего заболевания, говорят об «ужасных» страданиях, невыносимых болях, неповторимых и необычных симптомах. Вместе с тем, они не тяготятся своим «тяжелым» состоянием, не пытаются от него избавиться. Наоборот, болезнь для них является «желаемой», своеобразной защитной реакцией в сложившейся конфликтной ситуации (например, «я тяжело болею, поэтому меня нельзя уволить с работы»). При неблагоприятно складывающихся для больнoго обстоятельствах наблюдается усиление проявлений болезни. Поведение больных становится демонстративным, характер все более эгоистичным, все интересы сосредотачиваются только на себе и своей болезни. Истерические расстройства могут быть кратковременными или длительными, иногда принимают волнообразный характер с частыми обострениями. Все зависит от того, насколько больные могут добиться с помощью своей болезни, чего они хотят. Однако в жизни получается все наоборот. Больные не столько реализуют свои интересы, сколько приносят себе ущерб. Разрушается семья, приходится оставить работу, вся жизнь превращается в сплошную болезнь. Лечение истерического невроза сложное, но результативное дело.

          Невроз навязчивых состояний – это заболевание, при котором непроизвольно возникают навязчивые мысли, страхи, движения, воспринимаемые больными как болезненные, с которыми они борются, но избавиться от них не могут. Наиболее часто встречаются навязчивые страхи (фобии), поэтому и выделяется фобический невроз. Под влиянием психической травмы возникает сначала вегетативная реакция в виде неприятных ощущений в сердце, животе, сопровождающаяся тревогой. Если случается какой-нибудь приступ, обморок («стало плохо в метро»), то при повторении его формируется страх. Он постоянно преследует больного, особенно сильно проявляясь в тех местах и ситуациях, где возник впервые. Таким образом формируется навязчивый страх смерти, страх заболеть тяжелыми болезнями (инфаркт миокарда, рак, сифилис, СПИД). Если страх возник в метро, больные избегают метро, в дальнейшем страх может возникать и в других видах транспорта, и больные передвигаются только в сопровождении близких. Больных с сифилофобией, спидофобией, боязнью заболеть особо опасными инфекциями охватывает сильный страх заражения, поэтому они предпринимают специальные меры предосторожности, десятки раз моют руки, дезинфицируют одежду, не пользуются чужими предметами, не ходят в общественные заведения (рестораны, театры и т.д.). Страхи могут касаться не только болезней, а также высоты, темноты, закрытых и открытых пространств, страх переходить улицу («вдруг попаду под машину»), боязнь эскалатора, острых предметов («вдруг ударю ножом»). Лечение невроза навязчивых состояний результативное.

          Довольно часто возникают навязчивые контрастные влечения, т.е. желание сделать недозволенное, противоречащее воспитанию и установкам самого больного. Например, непреодолимое желание выругаться громко на площади, оскорбить вслух случайного человека. Отмечаются также и различные навязчивые движения рук, головы, подергивания, моргания и тд. Больные могут на некоторое время сдержать подобные движения, однако это требует большого напряжения. Невроз навязчивых состояний характеризуется обычно затяжным течением (в отличие от других неврозов), особенно у лиц, склонных к тревожности, мнительности, нерешительности, застреваемости.

          Депрессивный невроз (невротическая депрессия) – психогенно возникающее депрессивное состояние, при котором сниженное настроение сочетается с функциональными соматическими нарушениями (вегето-сосудистая дистония). Невротическая депрессия чаще возникает у лиц с чертами прямолинейности, застреваемости, бескомпромиссности, с заостренным чувством долга и справедливости. Психическая травма обычно усугубляется или даже создается самим больным в силу особенностей характера. Подавленное настроение сопровождается плаксивостью. По утрам больные просыпаются с трудом, в состоянии вялости и разбитости. Однако у них отсутствуют как ретроспективный анализ прошлого с идеями самообвинения, так и мысли о безысходности и бесперспективности будущего, влекущие за собой мысли о самоубийстве. Наоборот, больные скорее оптимистичны в отношении будущего. В отличие от других вариантов депрессии, подавленное настроение не влечет за собой полное снижение активности и инициативы, отмечается даже «бегство в работу». Депрессивный невроз лечится и при должном лечении достигается пожизненный положительный результат.

          Ипохондрический невроз – патологическое состояние с необоснованно повышенным вниманием к своему здоровью и убежденностью в наличии тяжелого неизлечимого заболевания. Эта форма болезни может вытекать из других форм неврозов, например, фобического невроза, или возникать самостоятельно в психотравмирующих ситуациях определенного характера. Например, во время похорон родственника, умершего от инфаркта миокарда, возникло неприятное ощущение в сердце. Зафиксировался на этом. Повторные «боли» в сердце стали поводом для появления мыслей о болезни сердца, что, в свою очередь, явилось причиной обращения к врачу. Объективного подтверждения такие мнимые болезни и ощущения обычно не находят, что создает почву для последующих обращений к врачу и обследований. У таких больных иногда выявляются определенные функциональные соматические нарушения, однако они не соответствуют тяжести воображаемой болезни. Мысли о тяжелом неизлечимом заболевании приобретают доминирующий, сверхценный характер, а хождение по больницам и посещение врачей — способом существования таких больных. В Центре терапии мозга Европейской клиники «Сиена-Мед» накоплен громадный опыт лечения неврозов, в том числе ипохондрического.

          На ранних стадиях заболевания при соответствующем лечении невроза ипохондрическая симптоматика может ослабевать или даже исчезать совсем. В более далеко зашедших случаях формируется ипохондрическое развитие личности, с трудом поддающееся лечению данного невроза.

          Лечение неврозов должно быть комплексным и индивидуально ориентированным. В Центре терапии мозга при Европейской клинике «Сиена-Мед» имеются более 110 нейромодулирующих программ, где эффективно учитываются выше обозначенные принципы диагностики, позволяющие максимально эффективно бороться с неврозами. Основное направление Центра терапии мозга лечение тяжелых форм неврозов.

          Громадную роль в лечении неврозов отдается методам психотерапии и психокоррекции:

        15. психоанализ
        16. когнитивно-поведенческая терапия
        17. человекцентрированная психотерапия
        18. гештальт-терапия
        19. нейролингвисттическое программирование (НЛП)
        20. гипноз
        21. www.sienamed.ru