Клиники неврозов для детей

Неврозы, или функциональные заболевания нервной системы, встречаются у детей всех возрастов, начиная с младенчества. В определенные возрастные периоды, а именно 2—4 года, 7—8 лет и в возрасте полового созревания, наблюдается учащение невротических состояний.

Клиническая картина детских неврозов отличается от неврозов взрослых бедностью и упрощенностью психопатологической симптоматики и большей выраженностью сомато-вегетативных нарушений. Часто наблюдается расстройство функции органов пищеварения в виде снижения аппетита, рвот; функции органов дыхания и сердечно-сосудистого аппарата; нарушение мочеиспускания, в частности ночное недержание мочи. Почти обязательным симптомом невротического состояния у ребенка является нарушение сна: трудное засыпание, поверхностный сон, снохождение, сноговорение, ночные страхи. При неврологическом обследовании обычно констатируется повышенная рефлекторная возбудимость и многочисленные симптомы вегетативной дистонии: акроцианоз, потливость, мышечный валик.
Относительно часто встречаются двигательные нарушения — тики, двигательные бури, реже — преходящие парезы и параличи.

При всей выраженности вегетативно-соматических расстройств они не исчерпывают всей картины невроза. Поведение нервных детей так или иначе всегда отличается от поведения здоровых сверстников. В отношении детских неврозов так же, как в отношении неврозов взрослых, остается справедливым положение о весьма условном разграничении неврозов и психопатий.

Картины невротических нарушений в различные возрастные периоды не одинаковы и отличаются от неврозов взрослых тем больше, чем младше возраст ребенка. Некоторые формы неврозов, как например психастения, но мнению большинства клиницистов, встречаются только у подростков, протекание других форм характеризуется рядом своеобразных особенностей.

Описаны также невротические реакции, встречающиеся только у детей, получившие название «неврозов развития» (Stokert, 1949), или преимущественных форм психогенных реакций детского возраста (Осипова, 1940; Симеон, 1958; Сухарева, 1959).

Изменение картины неврозов в разные возрастные периоды детства связано с развитием психики ребенка, усложнением его интересов, изменением сферы деятельности, а также анатомофизиологическими особенностями данного возраста. Т. П. Симеон (1958) отмечает, что при развитии нервного заболевания страдают прежде всего те функции, которые в данном возрасте являются наименее зрелыми, бурно развиваются и имеют большое жизненное значение. С этим связано, например, частое появление заикания в период развития речи.

Вегетативно-соматические расстройства в разные возрастные периоды также изменяют свой характер и могут быть выражены более или менее резко. Так, у детой ясельного возраста невроз очень часто выражается в нарушении функции пищеварения и питания. Расстройство вегетативной нервной системы характерно для неврозов дошкольного возраста и несколько менее выражено у нервных детей 7—12 лет. В предпубертатном возрасте и в периоде полового развития вегетативные расстройства снова нарастают, причем особенно выражены в этом периоде сердечно-сосудистые нарушения (Феер, 1934; Медовиков, 1936; Харьков, 1937; Гельман и Браун, 1937; Маслов, Тур, Данилевич, 1938; Маслов, 1953; Симеон, 1958; Сухарева, 1959).

Учение о патогенезе и этиологии детских неврозов в настоящее время в связи с развитием учения И. П. Павлова и проникновением его в клиническую медицину перестраивается. Изменяются взгляды на соотношения экзогенных и эндогенных факторов в возникновении и развитии нервных заболеваний, уточняется и углубляется понятие «экзогония».

Если в прежние годы большую роль в происхождении нервных заболеваний приписывали наследственности, то в настоящее время к оценке роли наследственного фактора относятся весьма осторожно. В связи с этим по-новому трактуются ранние проявления детской нервности. Пересматриваются понятия о конституционных неврозах и диатезах.

В двадцатых и тридцатых годах нашего столетия большое распространение получило учение об аномалиях конституции. Описывались различные невропатические конституции, например, вазоневротическая конституция, нервно-артритический диатез и др.

В настоящее время в отечественных руководствах по невропатологии и педиатрии, а также в отдельных монографиях не пользуются понятием «конституция» ввиду его неопределенности. В то же время признается значение врожденной или рано приобретенной слабости нервной системы как почвы, благоприятной для возникновении нервных заболеваний. При этом понимании совершенно отрицается неизбежность возникновения нервных заболеваний и подчеркивается значение экзогенных факторов.

medicalplanet.su

Лечение неврозов у детей

Заболеть неврозом могут и дети, так как данное состояние является реакцией на определенные трудные ситуации, очень трудно переживаемые детьми. В первую очередь, они влияют на поведение ребенка. Распространенной формой невроза является неврастения, также у детей могут быть неврозы навязчивых состояний, истерические неврозы. Родители должны знать, что у детей неврозы являются обратимыми расстройствами, и такое состояние не влечет за собой искаженной картины мира. То есть, если невроз возник, то следует его устранить, и избавить от него ребенка, будет ошибкой дожидаться, пока состояние нормализуется самостоятельно.

С детскими неврозами мириться нельзя, так как в дальнейшем ситуация может лишь усугубиться. Причем, детские неврозы опасны не своей тяжестью, а отношением к ним. Некоторые родители часто не придают значения первым симптомам невроза у своего ребенка, и считают, что в детском возрасте не бывает серьезных нервных расстройств. Другие родители хотя и замечают такое состояние ребенка, все-равно действуют достаточно поверхностно, и уверены, что все нормализуется самостоятельно. Лишь немногие люди в этой ситуации поступают правильно, и стараются исправить ситуацию. Если ребенок уверен, что ему угрожает реальная опасность, он начинает вести себя замкнуто, старается уединиться. Такое поведение не должно оставаться родителями незамеченным, и следует принять меры. Если же ребёнок считает, что он находится под угрозой, то начинает замыкаться в себе.

Причины детских неврозов

Причиной детских неврозов специалисты называют различные травмы психического характера. В том числе, нельзя исключать и генетическую предрасположенность ребенка к данному заболеванию. Но на первый план специалисты ставят неправильные методы воспитания, используемые родителями. Нередко приходится наблюдать ситуацию, когда ребенку позволено абсолютно Каждый поступок любимого чада вызывает у родителей лишь восторг. Поэтому такие дети имеют твердую уверенность в том, что они необыкновенные, и им в самом деле все на свете дозволено. Но спустя время каждый ребенок оказывается в детском коллективе, это детский сад, школа. Там уже он не получает так легко хорошее отношение сверстников, его надо заслужить. Как результат, появляются конфликты с другими детьми, вызывая невроз.

Среди распространенных симптомов невроза выделяются такие признаки, как быстрая утомляемость, раздражительность, повышенная возбудимость. При этом снижен аппетит, а сон может стать более чутким и тревожным. Когда ребенок начинает волноваться, у него возникают типичные симптомы. Это похолодание конечностей, усиленное отделение пота. Среди факторов, вызывающих раздражение, можно назвать яркий свет, громкие звуки. Нередко ребенок испытывает головную боль, которая сопровождается шумом в ушах. Следует отметить, что состояние ребенка при неврозе крайне неустойчивое. Например, неожиданно ребенок может начать плакать, причем успокоение наступает так же быстро.

Если ребенок страдает истерическим неврозом, то к прочим симптомам могут присоединиться истерические припадки. Многим приходилось видеть, как ребенок бросается на пол, независимо от того, где он находится, начинает громко кричать, стучать по стучать руками и ногами по полу. Подобные сцены можно наблюдать в магазинах детских игрушек, когда избалованные малыши таким образом реагируют на отказ родителей скупить полмагазина. Если имеется невроз навязчивого состояния, он также имеет яркие проявления. Обычно, у ребенка развивается фобия. Он может бояться ездить на лифте, оставаться в темном помещении, или избегать собак, машин, и прочее. У таких детей существуют своеобразные ритуалы для защиты. К примеру, постучать по дереву, или держаться за пуговицу.

Как лечатся детские неврозы?

Лечение данного заболевания у детей изначально должно заключаться в том, чтобы организовать отдых для нервных клеток. Это значит, что необходимо особое внимание уделить режиму питания и сна, следить за тем. чтобы ребенок чаще бывал на свежем воздухе. Огромная роль при лечении неврозов в этом случае отводится взрослым. Принимается во внимание поведение как самих родителей, так и тех, кто является окружением ребенка. Не следует проявлять повышенную тревогу, и постоянно демонстрировать повышенную заботу. Подобные действия не остаются без внимания ребенка, и такое поведение взрослых способствует закреплению болезненной симптоматики, фиксируют ее состояние.

Если у ребенка истерия, то во время нее такое закрепление наступает достаточно легко. Родители всегда должны настаивать на том, чтобы ребенок неукоснительно исполнял определенные лечебные мероприятия, а также следовал требованиям, которые взрослые предъявляют к его поведению. Многие родители полагают, что ребенка следует баловать, так как он болеет. При лечении неврозов нередко возникают новые условные рефлексы, имеющие вновь образуемые лечебные связи, поэтому они легко переходят в патологически крепкие и инертные. Например, если родители демонстрируют ребенку, что они обеспокоены его отказом от пищи, или излишне озабочены тиками, то подобные явления держатся устойчиво. В том случае, если на подобных явлениях внимание не заостряется, они проходят быстрее.

Конечно, если родители видят, что не могут самостоятельно преодолеть трудную ситуацию, следует воспользоваться помощью профессионала. Детские неврозы лечит врач-психотерапевт. В зависимости от ситуации, могут быть использованы различные методики. Причем, лечение в случае необходимости не ограничивается психотерапией, могут быть назначены медикаментозные и гомеопатические препараты. Особенно популярной для лечения маленьких детей является игровая терапия, которая успешно практикуется специалистами, работающими с детьми. Если имеет место острый и продолжающийся невроз, то главная задача – устранить ту тяжелую жизненную ситуацию, которая стала причиной возникновения патологической реакции. Таким образом, ребенок будет избавлен от заболевания.

www.psyportal.net

Клиники неврозов для детей

КЛИНИКА И ПСИХОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

И.Ф. МЯГКОВ, Н.В. ЛАНИНА

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. 246 с.

Фундаментальное исследование, представленное в монографии А.И. Захарова, привлекает внимание не только актуальностью и проблематичностью темы, но и клинико-психологическим анализом обширного фактического материала обследований. Клиника неврозов рассматривается в широком социально-психологическом аспекте, а личность больного — как формирующаяся система субъективных отношений (В.Н. Мясищев), которая определяется социально-психологическими, социокультурными и социально-экономическими факторами. Причем для каждого фактора выделяются конкретные ситуации, способствующие возникновению эмоционального напряжения, стрессу или фрустрации. Учитывая различные индивидуально-значимые патогенные факторы и выделяя наиболее типичные из них, автор представляет основные закономерности зарождения и развития невроза у ребенка как психогенного заболевания. При этом семейный фактор как главный двигатель неврозов анализируется очень многомерно, в тесной связи с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Психическому развитию детей посвящается отдельная глава. В ней рассматриваются преморбидные особенности детей (эмоциональность, непосредственность, впечатлительность, импрессивность, выраженность чувства Я, беззащитность, гуманистическая направленность личности), которые под влиянием внутрисемейных психотравмирующих ситуаций превращаются в свои крайние, уже болезненные состояния, такие, как эмотивность, беспокойство, ранимость, уязвимость и т.д. Это и дает основание родителям воспринимать своих детей не такими, как все другие. Развитие ребенка рассматривается во взаимодействии его с широкой социальной средой (семья, детский сад, школа и т.д.).

Довольно подробно описываются методика семейного приема и клинико-психологическое обследование детей. Психосоматические расстройства ребенка рассматриваются в системе семейных отношений, невроз ребенка трактуется в большей степени как отражение и результат аккумуляции родительских и прародительских социально-психологических, клинических проблем и конфликтов. В книге дан четкий, глубокий и всесторонний социально-психологический портрет семьи с анализом личности родителей и конфликтов в семье. При этом представлен результат огромной аналитической работы по обобщению данных социально-психологических исследований как по традиционным психологическим экспресс-методам, так и по разработанным автором методам (шкала невротизации для родителей, вопросник магического настроя, вопросник невротического типа реагирования, вопросник проблемных ситуаций во взаимоотношении с детьми и др.).

В книге показано, что структура семьи детей, страдающих неврозами, отличается односторонним, иерархизированным функционированием с преобладанием доминирования чаще со стороны матери и недостаточной ролью отца. При этом отношение матерей к семейной роли нередко негативное, в сочетании с гиперсоциальной направленностью личности, ориентацией на профессиональную деятельность. А.И. Захаров выделяет ряд общих неблагоприятных

особенностей личности родителей, в наибольшей степени присущих матерям детей с неврозами: это сензитивность, недостаточная степень самопринятия (что порождает неуверенность в себе), внутренняя конфликтность, эгоцентризм, негибкость, гиперсоциальность и тревожность. Причем отцы менее тревожны, но более мнительны. Такие неблагополучные исходные данные семьи задают определенный тон общения и между супругами, и с детьми, порождающий конфликты, которые конструктивно не разрешаются в силу ригидности, эгоцентризма, «принципиальности» родителей. Так определенный опыт взаимоотношений в семье передается детям. А.И. Захаров обращает внимание на опыт конфликтного общения будущих родителей еще в прародительских семьях, отмечая также закономерность конфликтов между супругами при нарушениях полоролевой идентификации. Определенный интерес представляют также данные сопоставления личностных профилей родителей с наиболее возможной формой неврозов у детей.

Несоответствие воспитания своеобразию темперамента, складу характера формирующейся личности ребенка приводит к депривации и болезненному заострению ведущих потребностей ребенка, его эффективным переживаниям. Родители, не ориентирующиеся на особенности ребенка, не способны справиться с его развитием.

Анализируя преморбидные особенности детей, автор отмечает преобладание у детей, страдающих неврозами, правополушарной активности. Столкновение активности правого полушария с «левополушарным типом воспитания» (с подавлением эмоциональной активности ребенка, чрезмерностью нравоучений, запретов, давления) вызывает нарушения билатеральной регуляции и ведет к неврозу. Подчеркивается патогенетическая роль в происхождении и проявлении неврозов, невропатий, резидуальной церебральной органической недостаточности и дизонтогенеза.

Приводимые в монографии научно-теоретические данные, новые обобщения очень наглядно подкреплены конкретными примерами из практики, фактическими данными конкретных обследований. А яркая клинико-психологическая характеристика страха и тревоги у детей в зависимости от возраста и пола позволяет более рационально строить программу психопрофилактики.

Монография представляет большой научно-практический интерес для психологов, поскольку дает много новых обобщений по вопросам нарушений внутрисемейного функционирования, причин невротического изменения личности, обогащает методологический и методический арсенал психологов-практиков. Приведенные в книге данные являются ценными для диагностики, психологической коррекции семейных отношений при детских неврозах или трудностях общения с ребенком. Свободное изложение клинического и экспериментально-психологического материала, содержательность, научность и доступность языка делают монографию настольной книгой практического психолога, работающего в области пограничных состояний.

www.voppsy.ru

Неврозы, симптомы и лечение

Невроз — функциональное невротическое расстройство, имеющее тенденцию к затяжному течению.

Невроз сопровождается целым рядом психических и физических дисфункций, наиболее распространенными из которых считаются тревожность и чувство страха. Это заболевание описано достаточно давно, разработаны эффективные методы терапии, но часто сложность лечения и трудность диагностики являются прямым следствием позднего обращения к специалисту.

Причины невроза

Длительные психоэмоциональные, а также физические нагрузки, не дающие времени восстановиться, постоянные стрессы, конфликтные ситуации. Генетическая предрасположенность к возникновению депрессивных состояний лежит в основе невроза у 70% больных.

Истощение нервной системы в результате личностных проблем: болезнь близких, тупиковые ситуации в отношениях, финансовые проблемы.

Невроз может быть спровоцирован инфекционным или соматическим заболеванием, истощающим нервную систему. В комплексе с различными фобиями, ослабление организма провоцирует начало невроза.

Симптомы невроза

Спектр симптоматических проявлений невротического расстройства очень широк, но несмотря на это, в большинстве случаев классический невроз симптомы имеет следующие:

Высокая эмоциональная лабильность, чувствительность к любым стрессовым ситуациям. Больной легко впадает в отчаянье от незначительной проблемы, ему кажется, что жизнь рушится.

Тревожность, ожидание плохих известий, событий.

Быстрое утомление от обычной работы, неспособность сосредоточиться, рассеянность внимания.

Раздражительность, непереносимость резких звуков, яркого света.

Нарушения сна: поверхностный сон, невозможность уснуть вечером, сонливость по утрам. Кошмарные сновидения.

Хроническая усталость. Отдых не способствует хорошему самочувствию, лишь незначительно снижая усталость.

Нарушения в работе вегетативной нервной системы: потливость, сердцебиение, боли в сердце, скачки артериального давления, головные боли, дисфункции ЖКТ.

Невроз навязчивых состояний сопровождается повтором определенных действий, особыми ритуалами, при помощи которых больной пытается снизить уровень тревожности.

Лечение неврозов

Невроз, симптомы и лечение которого настолько отличаются у разных пациентов, требует индивидуального подхода и в каждом случае врач рекомендуется различные схемы лечения, особенно, если дело касается лечения невроза у детей. Клиника неврозов, предлагающая комплексное лечение любых невротических расстройств – это наилучший выбор. Кроме медикаментозного лечения, там используются психотерапевтические техники и методики, ведется восстановительная терапия.

Врач, определяя тип заболевания, подбирает соответствующее лечение, в тяжелых случаях первый период больной может провести в стационаре. В зависимости от происхождения невроза в лечении используются:

Транквилизаторы – помогают нормализовать сон, устранить тревогу. Очень эффективны в начальный период, но должны применяться ограниченное время, так как вызывают привыкание.

Антидепрессанты – эффективны в случае эндогенного невроза, улучшают настроение, нормализуют сон, устраняют тревожность. Применяются не менее месяца, после улучшения самочувствия дозу постепенно снижают.

Ноотропные препараты, витамины, общеукрепляющие комплексы, препараты, улучшающие работу сердечной мышцы. Рекомендуются при неврозе, вызванном переутомлением, для нормализации сна используют растительные седативные средства.

Так как лечить невроз невозможно без помощи психотерапевта, то в лечении используются техники, помогающие преодолеть фобии, тревожную зацикленность на ситуации. Широко применяются техники аутотренинга и расслабления, при помощи которых пациент может самостоятельно контролировать свое состояние.

klinika-zdorovya.ru

КЛИНИКА НЕВРОЗОВ — НЕ ПОМОГЛА?

ОПЫТНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ ПОМОЖЕТ
ВЕРНУТЬ ЗДОРОВЬЕ!

КЛИНИКА НЕВРОЗОВ МОСКВА, ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ

При­чи­на невроза — трав­ми­ру­ю­щая си­ту­а­ция, с ко­то­рой ре­бе­нок не мо­жет спра­вить­ся са­мос­то­я­тель­но. И та­кие си­ту­а­ции воз­ни­ка­ют у де­тей на каж­дом ша­гу.

Для каж­до­го та­кая трав­ма своя, под­чер­ки­ва­ет врач-пси­хи­а­тр-пси­хо­те­ра­певт кан­ди­дат ме­ди­цин­ских на­ук Люд­ми­ла Ани­но­ва. Для ко­го-то да­же двой­ка в шко­ле мо­жет стать при­чи­ной нер­в­но­го сры­ва, для ко­го-то — раз­би­тая чаш­ка.

«В та­ких слу­ча­ях для то­го, что­бы разо­брать­ся в этой си­ту­а­ции, по­нять, что в ней труд­но­го для дан­но­го кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, луч­ше об­ра­тить­ся к спе­ци­а­лис­ту в клинику неврозов в Москве, к пси­хо­ло­гу, к пси­хо­те­ра­пев­ту. Ведь од­на и та же си­ту­а­ция мо­жет быть аб­со­лют­но ба­наль­ной, прос­той и лёг­кой, ска­жем, для Пе­ти Ива­но­ва и прак­ти­чес­ки не­раз­ре­ши­мой ту­пи­ко­вой, для Ва­си Си­до­ро­ва».

И опыт­ный спе­ци­а­лист клиники неврозов по­мо­жет быст­ро вы­чис­лить про­бле­му.

Обе край­нос­ти опас­ны

Слож­ность вы­яв­ле­ния и ле­че­ния нев­ро­зов, об­ос­но­ва­на так­же тем, что про­яв­ля­ют они се­бя по-раз­но­му. Ре­бе­нок мо­жет стать слиш­ком воз­буж­ден­ным и да­же аг­рес­сив­ным или, на­обо­рот, не­ожи­дан­но для всех ста­но­вить­ся ти­ше во­ды, ни­же тра­вы. Он мо­жет на­чать час­то пла­кать или, на­обо­рот, кри­чать на ро­ди­те­лей, дер­зить им. Ос­нов­ной при­знак бо­лез­ни: его при­выч­ное по­ве­де­ние рез­ко из­ме­ни­лось.

Бо­гат­ст­во от нев­ро­за не спа­са­ет

Вы­со­кий со­ци­аль­ный ста­тус ро­ди­те­лей не за­щи­ща­ет де­тей от нев­ро­зов. На­при­мер, ког­да ре­бе­нок с тон­кой пси­хи­кой рас­тет под при­смот­ром все вре­мя ози­ра­ю­ще­го­ся по сто­ро­нам те­лох­ра­ни­те­ля с пис­то­ле­том, ему обес­пе­чен нер­в­ный срыв. Ведь ре­бе­нок все вре­мя слы­шит, что его мо­гут по­хи­тить, что­бы по­тре­бо­вать у ро­ди­те­лей вы­куп.

«Для ко­го-то по­сто­ян­ное пре­бы­ва­ние ря­дом те­лох­ра­ни­те­ля — пред­мет гор­дос­ти, ат­ри­бут пре­вос­ходст­ва над сверст­ни­ка­ми, ста­тус­ная вещь. Для ко­го-то это тя­же­лая но­ша, ко­то­рая гне­тет, и че­ло­век не чувст­ву­ет се­бя сво­бод­ным — по­яс­ня­ет Люд­ми­ла Ани­но­ва — Да, как го­во­рят, в туа­лет, и то с охран­ни­ком. Встре­ча с мо­ло­дым че­ло­ве­ком под над­зо­ром чу­жо­го дя­день­ки ста­но­вит­ся не­вы­но­си­мым бре­ме­нем и мо­жет при­во­дить к сры­вам».

Нер­в­ные бо­лез­ни

Как следст­вия раз­ви­ва­ю­ще­го­ся нев­ро­за у де­тей мо­гут по­явить­ся бес­при­чин­ные бо­ли. На­чи­на­ют бо­леть раз­ные ор­га­ны: серд­це, же­лу­док, го­ло­ва. По­яв­ля­ет­ся удушье, ка­шель, бес­сон­ни­ца. А ме­ди­цин­ское об­сле­до­ва­ние по­ка­зы­ва­ет, что ре­бе­нок фи­зи­чес­ки аб­со­лют­но здо­ров.

В та­ких слу­ча­ях не на­до ру­гать ре­бен­ка — у не­го дейст­ви­тель­но бо­лит, он не си­му­ли­ру­ет. Ког­да те­ра­певт или, на­при­мер, кар­дио­лог по­мочь не мо­гут, на­до ид­ти в клинику неврозов Москва к ме­ди­цин­ско­му пси­хо­ло­гу или пси­хо­те­ра­пев­ту. Впол­не воз­мож­но, что при­чи­ну бо­лез­ни опре­де­лят имен­но они.

«Нев­ро­за не на­до сты­дить­ся. Это не­при­ят­но, это тя­же­ло, это боль­но, но это не стыд­но. Это нор­маль­ная че­ло­ве­чес­кая при­ро­да — го­во­рит Люд­ми­ла Ани­но­ва — А к хорошему психотерапевту в кликику неврозов на­до пой­ти прос­то для то­го, что­бы лег­че из этой си­ту­а­ции вый­ти. С мень­ши­ми по­те­ря­ми и быст­рее».

ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ
ПСИХОТЕРАПЕВТ КЛИНИКИ НЕВРОЗОВ МОСКВА
ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИЕЙ (НЕ гипноз, БЕЗ таблеток)
ПОЗВОНИТЕ СЕЙЧАС:

klinika-nevroza.ru