Когнитивная шизофрения

Когнитивная реабилитация при шизофрении

Нарушения когнитивных функций (таких как внимание, мышление, память и др.) выделяются учеными как основная составляющая всех расстройств шизофренического спектра. При когнитивных нарушениях в первую очередь страдают такие познавательные процессы как память, мышление, внимание, интеллект, а также исполнительское функционирование, моторика. Поэтому исследователи и практики сейчас особое внимание уделяют возможностям восстановления когнитивных функций, как целому комплексу лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на значительное улучшение и максимально допустимое восстановление когнитивных функций. При этом идет движение к главной цели — обобщению полученных пациентами навыков в обычной, окружающей их, социальной среде.

Результаты 26 исследований продемонстрировали, что когнитивная реабилитация (КР) достаточно эффективна и не обусловлена временем проведения терапии, выбранными видами когнитивных тренингов, возрастной категории пациентов, местом проведения (амбулаторно или стационарно), в том числе фактом совмещения с другими тренингами и занятиями.

Все пациенты, независимо от возраста, после КР обнаруживают качественные перемены в лучшую сторону, например, закономерно улучшается функционирование головного мозга. А применение стратегических подходов вместо стандартной техники заучивания, дает более стабильный результат, вероятно из-за эффекта реципрокного усиления, способствовавшего переносу в реальную жизнь приобретенных в результате занятий умений и навыков.

Учитывая когнитивную неординарность при шизофрении, пациентов объединяют в группы со сходными когнитивными трудностями, на которые будет направлена когнитивная реабилитация. Так, для занятий группового формата, разработана технология стратегического тренинга, которая нацелена на развитие и поддержание мотивации больных.

Подходы или модели когнитивной реабилитации:

  • обособленный тренинг какой-то одной функции (память слуховая или зрительная, скорость обработки информации);
  • практическая отработка с заучиванием нескольких повторов одинаковых упражнений;
  • когнитивный тренинг в комплексе с тренингом социальных навыков;
  • когнитивный тренинг, включающий упражнения на слухоречевую и зрительную память, языковые навыки, ориентацию;
  • адаптационный тренинг (проводится дома, направлен на решение специфических для данного человека домашних проблем);
  • фитнес для мозга (метод повторения, сконцентрированный на корригировании пластичности мозга);
  • парная когнитивная реабилитация (когнитивный тренинг, объединенный с программой поддерживающего трудоустройства, направленный на поддержание социального рекавери при шизофрении).
  • Коррекция шизофрении в современном мире

    В последние годы перед психотерапевтами, занимающимися проблемой шизофрении, стоит задача не только выявить людей, подвергающихся риску возникновения и развития психоза, но с помощью применения когнитивных техник, предотвратить его развитие. Уже сегодня исследования в этой области показывают явное уменьшение тяжести позитивных симптомов, если пациент прошел когнитивную реабилитацию.

    Невзирая на тот факт, что продолжается активный поиск и разработка препаратов нового поколения, направленных на улучшение когнитивных функций, когнитивная реабилитация при шизофрении становится полноправным участником комплексного подхода к лечению и возможности улучшения когнитивного функционирования на начальных ступенях шизофренического процесса.

    Ещё одним составляющим компонентом являются специальные программы, разработанные группой зарубежных ученых — врачей и нейробиологов не только для лечения различных нейродегенеративных и психоневрологических заболеваний, но и для стимулирования и корректировки основных когнитивных функций и когнитивной реабилитации. Такие, как «Реабилитация», «Психиатрия по корректировке когнитивных функций», «Приятное старение» — представляют собой определенную последовательность и разную степень сложности упражнений на когнитивные функции, базирующихся на конкретном алгоритме. Задания представлены в виде интересных, красочных интерактивных игр.

    Отличительные особенности программ для тренировки когнитивных навыков:

    • увлекательность (не оставят пользователей равнодушными);
    • индивидуальный подход (врач подбирает для каждого пациента наиболее подходящие терапевтические модули);
    • глубокий мониторинг (врач может отслеживать, соблюдают ли больные предписанный режим лечения);
    • обратная связь (врач, за правильно и своевременно выполненное задание, может в режиме реального времени поощрить пациента, что повышает его самооценку).

    Работа в программах обеспечивает полную анонимность, все данные доступны только врачу и пациенту. Очень удобна для больного и возможность заниматься в домашних условиях, в привычной, спокойной обстановке.

    И в завершение хочется отметить, что, учитывая многогранность природы когнитивных нарушений при шизофрении, когнитивная реабилитация, как правило, не сразу приносит свои результаты. Однако ее применение способно содействовать поддержанию положительного и устойчивого эффекта — именно поэтому когнитивная реабилитация должна быть неотъемлемой частью качественного лечения.

    psyclinic-center.ru

    Когнитивная сфера у больных шизофренией

    Московский городской психолого-педагогический университет

    ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    кафедра клинической психологии и психотерапии

    Курсовая работа на тему:

    «Когнитивная сфера у больных шизофренией»

    Выполнила: студентка группы ПК 2.2

    Москва, 2010 год

    1.2 Клинические аспекты нарушения когнитивных функций при шизофрении

    1.3 Психологический синдром шизофренического дефекта

    1.3.1 Соотношение клинических и патопсихологических характеристик шизофренического дефекта

    Глава 2. Психологические исследования проявлений шизофренического дефекта

    2.1 Психологические исследования нарушения когнитивных функций при шизофрении. Общий обзор подходов

    2.2 Исследования отечественной школы

    2.2.1 Эксперименты по изучению особенностей зрительного восприятия у больных шизофренией

    2.2.2 Эксперименты по исследованию особенностей мышления у больных шизофренией

    Глава 3. Методы психологической помощи больным и коррекции течения заболевания

    3.1 Деятельностный подход в психокоррекции больных

    3.2 Психотерапия как метод реабилитационного воздействия

    Список использованной литературы

    Курсовая работа посвящена теме когнитивных нарушений у больных шизофренией.

    Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

    Адресована студентам психологических вузов.

    Данная курсовая работа посвящена исследованию особенностей когнитивной сферы у больных шизофренией.

    Распространенность этого заболевания в мире достаточно велика, при этом шизофрения является тяжелым психическим расстройством, в особо тяжелых формах приводящим к сильной социальной и трудовой дезадаптации больных. От поддержки близких людей и принятия таких больных окружающими во многом зависит успешность лечения и реабилитации, поэтому необходимо сделать проблему шизофрении понятной актуальной для людей, не связанных с психиатрией и психологией.

    Когнитивные расстройства являются ведущими в структуре шизофренического дефекта, их дополнительное осмысление и изучение очень важно для уточнения и совершенствования диагностических подходов, разработки новых, более эффективных методов лечения и последующей реабилитации пациентов.

    Поскольку шизофреническое расстройство тесно связано с изменениями личности пациентов, их психических функций, и отсутствует объективная диагностика заболевания, то психологические исследования по данной теме выглядят весьма уместными и помогают глубже проникнуть в структуру болезни, понять закономерности ее развития, увидеть пути коррекции и помощи больным в их социальной адаптации.

    Таким образом, исследование по данной теме выглядит весьма актуальным.

    Целью данного исследования является описание когнитивных нарушений как ведущего компонента шизофренического дефекта.

    Основными задачами являются: описание различных подходов к проблеме, экспериментальных исследований по данной теме, а также выявление психологической основы клинических проявлений при шизофрении и способов коррекции, обусловленных тесной связью психологических нарушений с психическим дефектом.

    Объект исследования: когнитивные нарушения при шизофрении.

    Предмет исследования: рассмотрение нарушений познавательных функций у больных шизофренией как основного компонента структуры этого заболевания.

    Глава 1. Общие представления о шизофрении

    1.1 История развития представлений о шизофрении

    Начиная с Х I Х века предпринимались попытки выделить шизофрению из ряда психических расстройств, связанных с нарушениями когнитивных функций у пациента. Поскольку клинические проявления этого заболевания весьма разнообразны, дать точное определение этого заболевания, генетически его изучить и обеспечить объективную диагностику представлялось крайне трудным. Возможно, поэтому первые представления о шизофрении были толкованием ее как группы болезней.

    «В основе представлений о шизофрении лежит концепция Е.Kraepelin (1896) о раннем слабоумии (dementia praecox).» 1 Эта нозологическая концепция получила широкое распространение и вместе с тем вызвала много вопросов у оппонентов, которые критиковали синдромальный принцип, положенный в основу систематики форм заболевания. Крепелин основывал свою концепцию на особенностях течения и исхода болезни. Уже начиная с Крепелина, исследователи придерживались точки зрения, что в основе шизофрении лежат биологические факторы, наследственная природа заболевания.

    Дальнейшее изучение шизофрении напрямую связано с именем Е. Блейера (1911), который и дал название этой болезни (шизофрения, болезнь Блейера). Он считал основным диагностическим критерием шизофрении возникновение у пациента первого и основного симптома – нарушения мышления. Блейер также разделил симптомы этого заболевания на основные и вторичные. Наиболее важный, фундаментальный симптом – расстройство мышления характеризуется несостоятельностью ассоциативного процесса, другими основными симптомами являются аффективные расстройства, аутизм и амбивалентность. Дополнительные симптомы – бред и галлюцинации.

    Дальнейшее развитие изучения шизофрении шло по путям. Предложенным Крепелином и Блейером. Их концепции развивались и уточнялись, психиатры стали отмечать такие особенности шизофрении, как прогредиентность (прогрессирование) ее течения и возможность как благоприятного, так и негативного исхода.

    Помимо классических клинических исследований существуют подходы, трактующие шизофрению как состояние, имеющее исключительно психологические причины. «Так, K.Conrad (1959) рассматривает шизофрению с позиций гештальтпсихологии, N.Petrilowitsch (1996) — с точки зрения структурной психологии. Были сделаны также попытки понять существо заболевания с позиций психоаналитических и психодинамических концепций, а также с точки зрения философии экзистенционализма. Например, L.Binswanger (1963) считал шизофрению особым видом человеческого существования (экзистенции)» 1 .

    В США с 30-х годов ХХ века вышли на первый план психодинамическая и психоаналитическая концепции, согласно которым шизофрения рассматривалась как «реакция личности». С 70-х годов ХХ века разработка этих направлений стала менее актуальной, уступив место нейробиологическому подходу.

    Современные исследования шизофрении в разных странах отличаются большим разнообразием. В зависимости от особенностей течения заболевания, его исхода, симптоматики диагностируют различные формы шизофрении.

    Общими для американской и отечественной школ являются положения о разделении «истинной» («ядерной») шизофрении и так называемого «шизофренического психоза» (симптоматической шизофрении). Истинная шизофрения диагностируется при наличии деперсонализации, аутизма, эмоционального обеднения и внезапного начала и ощущения нереальности происходящего.

    «В отечественной психиатрии нозологический принцип был сразу принят большинством психиатров [Сербский В.П., 1902; Суханов С.А., 1905; Бернштейн А.Н., 1912]. Систематике форм шизофрении посвятили свои исследования А.Н.Молохов (1948, 1960) и М.Я.Серейский (1954). Подразделение детской и подростковой шизофрении на вялотекущую (неблагоприятную) и острую (благоприятную) было осуществлено Г.Е.Сухаревой (1933, 1937).»

    Несомненный вклад в изучение шизофрении внесло мультидисциплинарное исследование под руководством А.В. Снежневского. Клиническая картина заболевания изучалась в сочетании с психологическими, нейрофизиологическими, биохимическими, генетическими, эпидемиологическими и другими исследованиями.

    Диапазон расстройств, свойственных шизофрении, очень широк. В зависимости от степени прогрессирования болезни они могут быть менее или более резко выражены.

    Весьма характерны для шизофрении разнообразные расстройства мышления. «Отмечается утрата целенаправленности, последовательности, логичности мышления, его разорванность, нередки наплывы мыслей, содержание которых больной затрудняется воспроизвести, ощущение пустоты в голове. Процесс мышления утрачивает автоматический характер и становится объектом внимания больных, исчезает образность мышления, преобладает склонность к абстракции и символике, наблюдаются феномен соскальзывания, «закупорка» мыслей, обрывы мыслей (sperung). Наблюдается общее обеднение мышления или его необычность со своеобразием ассоциаций, вплоть до нелепых. При шизофрении типична «разноплановость» мышления, проявляющаяся в неоднозначности оценки тех или иных событий, когда одновременно используются как существенные, так и незначительные, второстепенные характеристики их. Наряду с признаками амбивалентности, проявляющейся невозможностью принятия решений вследствие одномоментного сосуществования двух противоположных мнений или оценок, больные в сложных ситуациях могут принять правильное решение, найти верный выход из создавшегося трудного, неординарного положения» 1 . Для больных шизофренией характерно расстройство, связанное с содержанием мышления – бред. Он может быть очень разнообразным: преследования, грандиозности, религиозный или соматический.

    Расстройство формы мышления устанавливается путем анализа устной и письменной речи пациентов. Речь больных, грамматически правильная, тем не менее утрачивает адекватный коммуникативный характер, становится похожа на бесплодное рассуждательство, резонерство. Отмечаются такие особенности как неадекватные ассоциации, бессвязность, обстоятельность, словесная окрошка.

    Расстройства мышления включают скачку мыслей, остановку или «блокирование» процесса мышления, нарушение внимания, обеднение содержания мышления и речи, снижение памяти, нарушение способности к абстрагированию, избыточность речи.

    При шизофрении характерно эмоциональное обеднение, речь больных постепенно лишается различных интонаций, выражающих их отношение к высказываниям, общение с близкими и друзьями перестает быть значимым для больных, они становятся эмоционально холодны к окружающим, утрачивают чувства к значимым людям. Также сильно меняется мимика больных, внешний облик и манера поведения становятся несоответственными ситуации и общественным нормам. Реакция больных на высказывания и поступки окружающих может быть парадоксальной и непредсказуемой.

    Для шизофрении характерны различные нарушения восприятия – это галлюцинации в одной из сенсорных модальностей, чаще слуховые.

    Современная система описания клинических нарушений при шизофрении предполагает разделение их на негативные (дефицитарные) и позитивные (продуктивные) симптомы. Первые включают аффективное притупление, обедненность речи, небрежность, недостаточность мотивации, ангедонию, социальную изоляцию, когнитивные нарушения и дефекты внимания. Ко вторым относятся необоснованные ассоциации, причудливое поведение, галлюцинации и повышенная речевая продуктивность (в том числе, бред).

    Ведущим методическим принципом современной психологии является системный, деятельностный подход. В связи с этим при анализе патологии психической деятельности у больных шизофренией в качестве единой структуры рассматривается патопсихологический синдром «как система нарушенных психических процессов и свойств личности, составляющих основу шизофренического дефекта» 1 .

    Ведущий компонент патопсихологического синдрома при шизофрении – нарушение потребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции психической деятельности и поведения. Это проявляется в снижении социальной направленности личности, которая формирует характер активности человека во взаимодействии с миром. Здесь нужно, прежде всего, отметить нарушение потребности в общении, которое в клинической практике обозначается как аутизм.

    Больные шизофренией, в связи с дефицитом потребности в общении, утрачивают такие качества личности, как сочувствие, сопереживание, способность понять другого. С аутистическими проявлениями тесно связаны нарушения социальных эмоций. «Особенно явно нарушение социальных эмоций у больных шизофренией сказывается в недостаточной сформированности и зрелости моральных чувств, основу которых составляет отношение к человеку, обществу. В моральных чувствах нечто объективное, общественно значимое, переживается как личностно значимое для человека» 1 . Для больных шизофренией также свойственна так называемая «диссоциация эмоциональной регуляции поведения»: даже в случаях достаточной сохранности и адекватности эмоций, они часто выражаются в гипертрофированной форме, а именно, в аффективно заряженном поведении больных.

    Также для шизофрении характерна недостаточность волевых процессов, это выражается в снижении инициативности и контроля деятельности и поведения. «Снижение потребностно-мотивационных, эмоциональных и волевых компонентов психической деятельности самым тесным образом связано со снижением психической активности, поскольку все они являются как ее источником, побудителем, так и ее непосредственным выражением» 2 .

    works.doklad.ru

    Когнитивный дефицит при шизофрении — блог доктора Минутко

    Опубликовано сб, 28/01/2017 — 14:27

    Когнитивные нарушения при шизофрении различаются как в количественном , так и в качественном смысле. Условно можно выделить легкие, умеренные и выраженные симптомы нейрокогнитивного дефицита. К первым относятся : нарушения перцепции ( восприятия, перцептивных навыков ) , долговременной памяти и снижение IQ, ко вторым — снижение рабочей памяти и долговременной , вербальные и оставленные во времени воспроизведения событий , отвлекаемость ; к третьим — нарушение исполнительного функционирования , «вербальной беглости», способности к обработки информации и изменения моторной речи. Больные шизофренией часто медлят с ответом на вопросы или с реакцией на какой-либо стимул ( исследование когнитивных вызванных потенциалов показывает удлинение латентного периода и снижения амплитуды потенциала Р300) и затрудняются в точном выборе тех слов , которые необходимы при общении. Отмечено, что у 85% больных шизофренией имеют место более или менее выраженные нарушения когнитивной ( познавательной ) сферы. Для сравнения отметим, что в нормальной ( обычной ) популяции населения только 5% людей имеют сниженный уровень когнитивного функционирования. Профиль когнитивных нарушений у больных шизофренией более разнообразен , чем у пациентов с болезнью Альцгеймера.

    В литературе , посвященной когнитивному дефициту при шизофрении , периодически обсуждается вопрос о том, имеют ли когнитивные нарушения статичный или динамичный , скорее всего , прогрессирующий , а не обратимый характер? По мнению ряда авторов, те или иные нерезко выраженные когнитивные нарушения обнаруживаются в продромальной фазе и дебюте шизофрении и , более того, чем ниже преморбидный интеллект , тем больше вероятность прогрессирования когнитивных нарушений по мере течения шизофрении. Сложности в невербальном общении . также говорят о повышенном риске возникновения расстройств шизофренического спектра. Несомненно, что после первого психотического эпизода когнитивные нарушения менее выраженны , чем после последующих рецидивов ( обострений ) шизофрении.

    Ранее полагали, что симптомы когнитивного дефицита коррелируют в своей выраженности с позитивной симптоматикой шизофрении, однако, многочисленные исследования последних двух десятилетий , показывают, что это правило типично для всех симптомов когнитивного дефицита. Более того, ряд исследователей говорит вообще об отсутствии корреляции между продуктивной симптоматикой и когнитивным дефицитом. Однако, ни у кого не вызывает сомнения в отношении того, что нейрокогнитивный дефицит способствует развитию психоза, и продуктивной симптоматики , в частности. По большому счету психоз резко заостряет когнитивные нарушения, которые , по-видимому, имели место еще до манифестации шизофрении.

    Атипичные антипсихотики, конечно, в большей степени, чем традиционные нейролептики способны несколько ослабить выраженность симптомов нейрокогнитивного дефицита , особенно, при продолжительном приеме этих препаратов. Во всех случаях , крайне важно сочетать терапию антипсихотиками с психосоциальными интервенциями в широком смысле этого слова. Некоторые авторы возлагают надежды на применение никотина или психостимуляторов в лечении когнитивных нарушений при шизофрении, особенно процессов , связанных с вниманием.

    Из психологических подходов к терапии когнитивных нарушений стоит отметить: когнитивные тренинги ( прямое воздействие) в отношении тех или иных симптомов когнитивного дефицита , изменение реабилитационных программ , изменение окружающей среды с целью компенсации проявлений когнитивного дефицита.

    minutkoclinic.com

    Автореферат и диссертация по медицине (14.00.18) на тему: Расстройство когнитивных функций у больных шизофренией с длительным течением заболевания

    Автореферат диссертации по медицине на тему Расстройство когнитивных функций у больных шизофренией с длительным течением заболевания

    На правах рукописи

    КУЛАКОВА Татьяна Ивановна

    РАССТРОЙСТВО КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ С ДЛИТЕЛЬНЫМ ТЕЧЕНИЕМ ЗАБОЛЕВАНИЯ

    Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

    Работа выполнена в Красноярском Краевом психоневрологическом диспансере, на кафедре психиатрии с курсом наркологии Красноярской медицинской академии.

    доктор медицинских наук А. А. Сумароков

    доктор медицинских наук, профессор A.B. Семке

    кандидат медицинских наук И.И. Урванцев

    Ведущее учреждение: Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования

    Защита состоится «_» декабря 2005 г. в часов на заседании

    Диссертационного ученого совета Д001.3201 при НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН по адресу: 634014, г. Томск-14, Сосновый бор НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН.

    С диссертацией можно ознакомься в научной библиотеке НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН

    Автореферат разослан «_» ноября 2005 г.

    Ученый секретарь Диссертационного совета

    кандидат медицинских наук

    I D V ¿Изучение структурных изменений в головном мозге при шизофрении известно давно. Первое компьютерно-томографическое сканирование мозга (Johnsone et at., 1976) выявило расширение латеральных желудочков, и позже (Davis K.L., Buchsbaum M.S. et al, 1998) этот факт был единственной многократно повторяющейся «находкой». Исследования ядерно-магшпнорезононсной томографии позволили установить структурные изменения головного мозга у больных шизофренией, такие как , изменения в лобной и теменной долях, уменьшение количества серого вещества в височных отделах. Выяснено также, что количество серого вещества в задних отделах гиппокампа и миндаливидного тела у больных шизофренией меньше, чем у других больных (Shisbury D.E., Shenton М.Е., et al, 1998). Структурно-функциональная неполноценность мозговых структур приводит к нарушению познавательной деятельности.

    В последние годы появилось множество работ позволяющих расширить представление о когнитивном функционировании больных шизофренией (Гурович И.Я. и др. 2001, Магомедова М.В. 2003, Финк Ф. 2000, Р.Дж. ЭнСилла и др. 2001). Нарушение познавательной деятельности (нейрокогнитивный дефицит) стал рассматриваться сейчас как самостоятельная группа симптомов наряду с позитивными и негативными (Аведисова A.C., Вериго H.H. 2001, Гурович И.Я. и др. 2001).

    Анализ нарушений когнитивных функций показал, что у больных шизофренией нарушены память, внимание, исполнительные функции (сопоставление и выполнения планов, решений новых проблем, требующих привлечение прежних знаний) (Аведисова A.C. и др.). Согласно отечественным исследованиям у больных шизофрений имеется широкий спектр расстройств высших психических функций (Орлова В.А., Щербакова

    Существуют работы, отражающие зависимость уровня когнитивного функционирования и уровня социальной адаптации. Показатели

    познавательной деятельности больных. Состояние познавательной сферы позволяют построить реабилитационную тактику.

    Исследовано состояние познавательной деятельности у больных шизофренией с использованием методов клинического нейропсихологического исследования, состояние мозговых структур, обеспечивающих протекание высших психических функций у больных шизофренией. Нарушение когнитивного функционирования больных шизофренией сопоставлены с клиническими проявлениями заболевания (продуктивными либо негативными симптомами). Определены зависимость расстройств познавательной деятельности от клинической картины заболевания, продуктивной и негативной симптоматики.

    1. Изучить познавательную деятельность у больных шизофренией с длительным течением заболевания.

    2. Сопоставить выявленные когнитивные расстройства с клинической картиной заболевания.

    3. Изучюъ связь нарушений высшей психической сферы больных шизофренией с негативной и позитивной симптоматикой.

    4. Изучить познавательные психические процессы у больных с невротическими расстройствами.

    5. Провести сравнительный анализ нарушений познавательной деятельности больных шизофренией и больных с невротическими расстройствами.

    6. Выявить механизмы, лежащие в основе когнитивных нарушений, наметь методы восстановительного обучения.

    100 больных шизофренией (59 мужчин и 41 женщина), отобранных по критериям:

    возраст 23- 60 лет;

    диагноз «Шизофрения» (Б 20-21) по МКБ-10; длительность заболевания более 5 лет; наличие группы инвалидности.

    Из исследования исключались лица с признаками органического заболевания.

    Из обследованного контингента изученных больных были выделены 4 группы:

    первая группа (п=14) — «острая шизофрения» — пациенты с минимальными нарушениями при нейропсихологическом исследовании и преобладанием острой психотической симптоматики в клинической картине, слабой выраженностью негативной симптоматики вне обострения;

    вторая группа (п=20) — «подострая шизофрения» — пациенты с умеренно-выраженными нарушениями при нейропсихологическом исследовании, с наличием в клинике постоянной галлюцинаторной, параноидной симптоматики, но со слабой эмоциональной окраской переживаний и наличием нерезко выраженной негативной симптоматики;

    третья группа (п=55) — «хроническая шизофрения» — пациенты с выраженными нейропсихологическими нарушениями. В клинической картине преобладала дефицитарная симптоматика;

    четвертая группа (п=14) — «шизофрения с состоянием дефекта» -пациенты с нарушением поведения на первом плане, что затруднило их обследование.

    У большинства больных была диагностирована параноидная форма заболевания — 77 человек (77%). В 7 случаях (7%) — кататоническая, в 16 (16%) — простая форма.

    Длительность заболевания составила 6,2 года в 1 группе, 12,1 — во второй группе, 15,7 лет в третьей группе и 18,4 в четвертой группе Кроме того, для сопоставления познавательной деятельности была сформирована контрольная группа здоровых испытуемых (100 человек), группа пациентов с невротическими расстройствами (34 человека) В группы были отобраны

    лица без признаков хронических соматических и органических заболеваний ЦНС.

    34 больных невротическими расстройствами, отобранных по следующим критериям:

    — возраст 30-40 лет;

    — диагноз, отвечающий критериям невротических расстройств.

    У 10 больных выявлялись ипохондрические расстройства (F45.2); в 10 случаях — неврастения (F48.0); в 11 — расстройство приспособительных реакций (F43.2.), в 3 случаях — диссоциативные расстройства (F44). Методы исследования. Психическое состояние больных оценивалось клинико-психопатологическим методом.

    Нейропсихологическое обследование проводилось с использованием стандартизированных наборов методик, основанных на разработках Лурия А.Р.. Методики сгруппированы для оценки основных когнитивных функций: зрительного, тактильного, оптико-пространственного, слухового гнозисов, регуляции движений, произвольной регуляции деятельности. Результаты применения оценивались согласно методическим разработкам Р.И.Вассермана с соавт. (1987).

    Данные о клинической динамики заболевания, неврологическом статусе были получены при анализе медицинской документации (амбулаторной карты, истории болезни). Научная новизна исследования.

    Впервые в исследовании подчеркнуто значение ассоциативных областей больших полушарий. Эти области обеспечивают процессы взаимодействия (интеграции) различных анализаторных систем, процессы переработки уже преобразованной в коре больших полушарий информации.

    Впервые высказано предположение, что нарушения ассоциативных зон у больных шизофренией лежит в основе когнитивных расстройств у этой группы пациентов и, возможно, играют ключевую роль в патогенезе шизофрении.

    Практическая значимость, внедрение результатов. Нейропсихологические исследования познавательной способности позволяют оценить уровень когнитивных расстройств с целью более полного представления о состоянии больного, прогнозе на будущее.

    Нейропсихологическое исследование позволяет определить функциональное состояние регионов мозга, построить реабилитационные программы с использованием функциональных способностей сохранных систем и структур мозга в качестве опоры для обучения, составления комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на коррекцию исполнительных функций, включая тренировку когнитивной гибкости, рабочей памяти, способности к планированию. Положения диссертации, выносимые на защиту.

    1. У больных шизофренией имеет место нарушения во всех видах познавательной деятельности, свидетельствующей о дисфункции множества мозговых зон.

    2. Тяжесть когнитивных нарушений зависит от клинических проявлений (преобладания продуктивной либо негативной симптоматики).

    3. Нейрокогнитивный дефицит по степени проявлений зависит от выраженности негативных нарушений.

    4.Структура нейрокогнитивных расстройств пациентов с невротическими нарушениями несопоставима с нарушениями у больных шизофренией и имеет другой механизм происхождения.

    5. Знание уровня когнитивных расстройств позволяет предположить о прогнозе на будущие, может быть использовано при составлении реабилитационных программ с использованием сохранных систем в качестве опоры для обучения. Публикация и апробация результатов исследования.

    По материалам исследования опубликовано 4 работы, методические рекомендации. Результаты доложены на конференциях: «Современные проблемы биологической психиатрии и наркологии» 2003 в г. Томск,

    «Актуальные вопросы охраны психического здоровья промышленно развитых регионов России» 7 октября 2003 в г. Кемерова.

    Апробация диссертационной работы прошла 20.01.2005 на заседании апробационного совета. Постановили (единогласно): диссертация Т И.Кулаковой по актуальности, объему, полученным результатам является самостоятельной завершенной научно-исследовательской работой, соответствует основным требованиям, предъявляемых к кандидатским диссертациям п.8 «Положения ВАК РФ о присуждении ученых степеней и присвоении научных знаний». Диссертация может быть представлена к защите без повторной апробации.

    Структура и объем диссертации

    Основной текст диссертации изложен на 150 машинописных страницах, в тексте имеются 25 таблиц и 5 рисунков. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, характеристики материалов и методов исследования, главы, включающей собственные исследования, заключения, выводов, списка цитируемой литературы (191 наименований, в гом числе на русском 126 и на 65 иностранных языках). РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Клиническая характеристика групп больных.

    Анализ клинического течения, клинических проявлений заболевания (преобладания в клинике продуктивной, негативной симптоматики), результатов исследования познавательной деятельности пациентов с шизофренией позволил выделить 4 группы.

    Таблица 1. Характеристика выделенных групп больных шизофренией

    группы Кол-во б-х Кол-во по полу Средний возраст- Форма заболевания

    Муж Жен Муж Жен Пар Геб Кат Простая

    первая 14 8 6 28,6 40,2 11 — — 3

    вторая 20 15 5 34,5 44,6 15 — — 5

    третья 55 25 30 27 35,2 45 — 2 8

    4-я 11 11 — 41,3 — 6 — 8 —

    В первую группу — «острая шизофрения» -14 человек (средний возраст 29,5 лет) вошли больные с признаками острого состояния при обострении заболевания (выраженный аффект в сочетании с галлюцинаторными, бредовыми расстройствами), а также больные с преобладанием в клинической картине неврозоподобных и психопатоподобных расстройств. Средняя продолжительность заболевания в этой группе составила 6,2 года. Негативные расстройства в ремиссии проявлялись в виде истощаемости (астенизации), реактивной лабильности, либо нарастанием замкнутости, грубостью, черствостью, оппозиционностью, нетерпимостью к близким (психопатоподобные расстройства). Группа инвалидности была установлена вследствие либо затяжных острых приступов, либо клинической картиной симптоматики (психопатоподобной, неврозоподобной).

    Вторая группа — «подострая шизофрния» -20 человек (средний возраст -36,3 лет, средняя продолжительность заболевания — 12,1 лет). Клиническая картина определялась также как и в первой группе острыми приступами, но острота аффекта была менее выраженной’ гипоманиакальные состояния без повышенного настроения с моторной расторможенностью и психопатоподобным поведением, с вспышками раздражительности Депрессивные эпизоды отличались также не выраженностью аффекта, чаще в виде атипичных депрессий, либо клиническая картина приступов определялась галлюцинаторной симптоматикой. В ремиссии дефицитарные расстройства неглубоки и не определяли клиническую картину, на ряду с астенизацией, психопатоподобными расстройствами также отмечались отрывочные психопатические расстройства (галлюцинаторные, рудиментарные идеи отношения), но актуальность которых была не велика и не определяла поведение больного

    Третья группа больных- «хроническая шизофрения» — 55 человек (средний возраст — 45,4 лет, средняя продолжительность заболевания — 15,7 лет). Клиническая картина характеризуется дефицитарной симптоматикой-

    оскудением эмоций, снижением волевых побуждений и интересов, социальной отгороженностью, бездеятельностью, появлением картины дефекта (обеднением интеллекта, утраты способности к приобретению новых знаний и их практическому использованию — к окружающему). Остро 1а психопатологической симптоматики у этой группы больных уже отзвучала, обострения носят неглубокий характер, в основном ограничивается нелепым, нецелесообразным поведением. Ведущий симптом при таком обострении выделить сложно, но купировать такие обострения удается невысокими дозами нейролептиков и в более короткие сроки, чем в первых — двух группах больных, где острота обострений высока.

    Четвертая группа — «шизофрения с состоянием дефекта» — 11 человек В эту группу были объединены больные со слабоумием тупым, негативистическим, либо с дурашливостью, манерностью, постоянным бормотанием.

    Данные нейропсихологического исследования.

    Исследования познавательной способности больных шизофренией выявило широкий спектр расстройств познавательной деятельности с различной степенью выраженности Нарушения имеют сложный комплексный характер и касаются множества регионов мозга. Выявленные нарушения представлены ниже.

    Нарушения зрительного восприятия у больных шизофренией.

    Нарушение зрительного восприятие выявляется во всех трех группах больных шизофренией. В первой группе нарушения стертые, проявляются в отдельных сенсибилизированных пробах; во второй группе нарушения нарастают, как по отдельным методикам, так и по количеству методик, в которых нарушения зарегистрированы; в третьей группе нарушения отчетливые.

    Таблица 2. Исследование зрительного гнозиса у больных шизофренией

    Методики «Острая шизофрения» (X гр.) N=14 «Подострая шизофрения» (2 гр) N=20 «Хроническая шизофрения» (3 гр.) N=55

    Узнавание реальных предметов 7.1+7.1 25±9 9 43.6±6.8

    Узнавание наложенных букв 50±13,9*** 40±11,2*** 54.5±6,8

    Узнавание зашумленных букв 14,2±9,7 25 ±9,9* 63,6±6,5

    Узнавание зашумленных фигур 50±13,7*** 65410,9*** 78,2±5,б

    Узнавание перечеркнутых фигур 28,6±12,5 40±б,6* 87,3+4,5

    Узнавание наложенных фигур 35,7±13,3 50±11,5** 48,2±5,б

    Фрагменты предметов 71,4±2,3* 80±9,2*** 90,9±3,7

    Достоверность различий по отношению к показателям третьей группы р Отпечатано с готовых форм ООО «Принт» г. Красноярск, ул. Высотная, 4 1 этаж, тел. 58-11-99.

    medical-diss.com