Комплексы и неврозы

Сафронов А.Г.
СОЦИАЛЬНО-ИНДУЦИРУЕМЫЕ НЕВРОЗЫ

Вестник Харьковского Государственный университет «Актуальные вопросы философии науки и современных технологий», № 388, 1997.

Общепринятая концепция, объясняющая стремление людей объединяться в сообщества, базируется на необходимости подобного объединения для совместной направленной предметной деятельности – труда, который более эффективен в группах со специализацией. Такая концепция весьма правдоподобна при объяснении исторической социализации человека, однако трудно применима для объяснения процессов в современных обществах. Действительно, ни человечество в целом, ни какое – либо из составляющих его сообществ нельзя считать структурированным оптимально, с точки зрения производственной деятельности. Практически каждое из сообществ имеет идеологические и деятельностные компоненты понижающие производительность труда и уровень жизни. Все эти факты приводят к мысли о существовании других предпосылок социальности человека.

Около ста лет назад З. Фрейд указал на то, что существование цивилизации само по себе делает человека невротиком, создавая внутренний конфликт между природой и социальной составляющей психики [1]. Эта идея была развита последователями психоаналитической школы, занимавшимися социальными и культурологическими приложениями психоанализа, прежде всего, Карен Хорни и Эриком Фроммом, которые также указывали на создаваемую обществом невротичность современного человека [2-4]. В их работах невротичность рассматривалась как следствие, а не причина существования общества. Вместе с тем логично предположить существование и обратной связи – определенные формы общепринятых неврозов позволяют обществу существовать именно в тех иррациональных формах, в которых оно существует.

Для того чтобы пояснить этот тезис обратимся к исследованию психологических особенностей социализации человека – процесса овладения опытом социальной жизни или набором социальных ролей, процессом, в результате которого человеку приходится отказаться от части своего Я. На примере исследования тоталитарных обществ было замечено, что значительную роль в процессе социализации играет действие защитного механизма «отождествление», сущность которого состоит в снятии внутреннего напряжения путем отождествления с фактором ее вызывающим [5]. Однако, внутрипсихическое напряжение не всегда вызывается грубым внешним давлением карательной машины, как это происходит в тоталитарных обществах. Наиболее невротизирующим для человека является его несоответствие идеальному образу Я, формированием которого занимается именно социум. Подобное несоответствие приводит к возникновению у человека внутреннего напряжения, которое может выразиться в форме вины, тревоги и т. д. Снять подобное напряжение помогает уже упомянутое действие защитных механизмов, среди которых наиболее социально значимыми являются отождествление, заставляющее человека прятаться за социальной ролью, компенсация, побуждающая к активным действиям направленным на недостижимые и ненужные самому результаты и др.

Чувство вины, возникающее вследствие несоответствия гипотетическому социальному идеалу, являлось одним из сильнейших методов воздействия тоталитарных режимов. Примерами таких идеалов являлись образы «настоящего советского человека» и «истинного арийца» в соответствующих культурах. Другим эффективным методом воздействия этой группы является предъявление к человеку заведомо завышенных требований, которым невозможно соответствовать и выборочно – попустительский контроль за выполнением этих требований, также индуцирующие комплекс вины.

Для того чтобы загладить вину человек старается максимально точно выполнять социальные предписания, невзирая на их правильность, или отказывается от части своих законных притязаний, что и является источником знаменитого феномена «правовой безграмотности» советского человека, до сих пор присущей нашей ментальности.

Другим методом повышения внутренней тревожности является закладка жестких сверхсознательных установок, блокирующих свободное проявление каких – либо необходимых функций человека. Примером подобной установки может быть запрет на свободу сексуальных проявлений в викторианскую эпоху (подобный запрет использовался и многими религиозными системами). Аналогичную природу имеет запрет на свободное самовыражение в тоталитарных обществах.

Биологическая невозможность следовать подобным установкам приводит к тревожности и неустранимому чувству вины, которые компенсируются социально – одобряемыми защитными механизмами. Например, проявлением такого механизма в викторианской Англии был повышенный патриотизм, являющийся формой переноса.

Можно выделить целые комплексы социально – одобряемого поведения. Наиболее подробно они были исследованы Э. Берном, назвавшим их «психологическими играми» [5]. Сам Берн отмечал, что психологические игры лежат в основе большинства, обществ и субкультур, так например, в основе Американского образа жизни лежит игра «Должник», сущность которой состоит в том , что человек постоянно вынужден жить в кредит, ставя таким образом под угрозу свою защищенность, что создает тревогу и чувство незащищенности. Общество старательно поощряет своих членов быть должниками, заставляя таким образом усердно работать, создавая невозможность ситуации когда человек, заработав некоторую сумму денег, оставшуюся часть жизни проведет в праздности, не спеша проедая заработанное.

Легкость манипулирования сознанием невротичного человека не является единственным социальным следствием невротизма. Более важным является факт психологической зависимости невротичного человека от окружающих, его неспособность быть самостоятельным, тяготение к людям, что и является одним из условий обеспечивающих существование человеческого общества. Таким образом можно говорить о некотором социальном гомеостазисе – наличие определенного невроза у членов некоторой социальной группы приводит к формированию определенной структуры этой группы или общества (этот факт отметил еще Фромм [4]). Общность, в свою очередь, посредством своей структуры индуцирует неврозы, необходимые для самоподдержания.

Каковы же методы подобного социального индуцирования неврозов? Условно их можно разбить на две группы: к первой относятся бессознательные методы, описанные выше. Среди них наиболее важную роль играет невротизация детей родителями и системой воспитания, а также присущая человеку склонность к психологическому заражению окружающих своими проблемами, что также является одним из защитных механизмов. Ко второй группе относятся сознательно используемые различными социальными силами методы манипулирования массовым и индивидуальным сознанием, такие как агитация пропаганда реклама и другие более тонкие методы.

Подытоживая сказанное, еще раз отметим, что невротизация членов общества является не побочным продуктом социальной системы, а необходимым условием ее существования.

www.psychology.ru

В современной классификации психических расстройств (МКБ — 10) термин «невроз» не используется. Теперь психиатры говорят о невротическом расстройстве и выделяют достаточно много вариантов его проявлений, включая расстройства, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства (расстройства внутренних органов без подтвержденных объективными методами признаков их анатомического поражения). Раньше выделяли истерический невроз, невроз навязчивых состояний и неврастению. Предполагалось, что неврозы — это психогенно обусловленные функциональные расстройства нервной системы, при которых в отличии от психозов человек сохраняет критическое отношение к болезни и не утрачивает способности руководить своим поведением. Истерическими реакциями или истерическим неврозом, обозначается ряд расстройств чувствительной и двигательной сферы. Чаще всего эти расстройства наблюдаются при истерии одной из распространенных разновидностей личностных расстройств (психопатий). При неврозе навязчивых состояний доминирующими в его клинической картине являются признаки навязчивости: навязчивые мысли, воспоминания, страхи, желания, действия, которые подчиняют себе весь образ жизни больного. Основным, что характеризует неврастению, являются признаки истощения, слабости нервной системы. В настоящее время невроз навязчивых состояний обозначают термином обсессивно—компульсивное расстройство.

Специфическое воздействие на неврозы (невротические расстройства) оказывают транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики. Терапевтическое воздействие транквилизаторов и нейролептиков на внешне сходные психические расстройства неравнозначно, специфичны побочные эффекты, к транквилизаторам развивается зависимость. В последние годы, учитывая значение аффективного компонента в структуре невротических расстройств (тревога, страх, сниженное настроение), все большую роль в лечении неврозов начинают играть современные антидепрессанты (особенно ингибиторы обратного захвата серотонина). Невроз практически невозможно вылечить одними медикаментами, основным средством лечения невротических расстройств является психотерапия. Важно индивидуально подобрать для больного именно тот метод психотерапии, который окажется наиболее эффективным. Следует подчеркнуть, что лечение неврозов не может проводить психолог, поскольку он не знает многие клинические проявления невротических расстройств, не представляет себе изменения со стороны вегетативной системы при этом заболевании. Кроме того, он не владеет информацией о механизме действия психотропных средств. На первом этапе своего лечения невроз требует индивидуальной терапии, затем можно при необходимости подключить групповую и семейную психотерапию. При лечении неврозов особенно важно учитывать состояние внутренних органов человек, функциональные возможности систем организма (в первую очередь сердечно — сосудистой и пищеварительной). После точной диагностики в комплекс лечебных мероприятий включают препараты, регулирующие функции систем организма. Это особенно важно при лечении системных неврозов, фобий, связанных с деятельностью сердца, психосоматических расстройств. Под психосоматическими расстройствами понимают расстройства внутренних органов, обусловленные влиянием психологических факторов.

Терапевтическая тактика и реабилитация больных при каждом невротическом расстройстве имеет свои особенности.

www.depressia.com

Неврозы сексуальные

Смотреть что такое «Неврозы сексуальные» в других словарях:

неврозы — (от греч. n ё u го n нерв) группа наиболее распространенных нервно психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе к рых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами… … Большая психологическая энциклопедия

Сексуальные комплексы — Сексуальный комплекс это имеющие негативную эмоциональную окраску представления личности (ощущения неудовлетворённости, страха, греха), связанные с половыми отношениями, оказывающие существенное, а иногда и определяющее влияние как на половую… … Википедия

Неврозы — (от греч. neuron – жила, нерв) – группа ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, характеризующихся длительной ТРЕВОГОЙ, раздражительностью и постоянным беспокойством о физическом здоровье при отсутствии психотических явлений. Невротическое поведение весьма… … Словарь-справочник по социальной работе

Неврозы — – группа функциональных нервно психических расстройств, основными причинами развития которых являются интрапсихический конфликт (в психоанализе) и/или психотравмирующая ситуация (в отечественной психиатрии) см. Невроз. Известны разные виды… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Рефлексотерапия — I Рефлексотерапия (Рефлекс + греч. therapis лечение: синоним рефлекторная терапия) комплекс методических приемов, в основе которых лежит применение с лечебной целью различных, главным образом нелекарственных, физических факторов воздействия на… … Медицинская энциклопедия

Невроз — – 1. устаревшее значение термина – болезнь нервов (Gullen, 1776); 2. в 19 веке – функциональное расстройство, не сопровождаемое структурными изменениями головного мозга; 3. в психоанализе – личностное или умственное расстройство, возникшее не в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПОЛОВОЙ ВОПРОС — (половая проблема, сексуальная проблема) охватывает в наст, время в буржуазных странах обширный круг вопросов, касающихся физиологии, психологии, психопатологии, евгеники, этнологии, права, социологии и социальной гигиены половой жизни. П. в. в… … Большая медицинская энциклопедия

Гомосексуальность — Однополая семья … Википедия

Сексуальный комплекс — это имеющие негативную эмоциональную окраску представления личности (ощущения неудовлетворённости, страха, греха), связанные с половыми отношениями, оказывающие существенное, а иногда и определяющее влияние как на половую жизнь, так и в целом на… … Википедия

Щеглов, Лев Моисеевич — Запрос «Щеглов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Лев Моисеевич Щеглов Дата рождения: 28 августа 1946(1946 08 28) (66 лет) Место рождения: Ленинград, РСФСР, СССР Страна … Википедия

dic.academic.ru

КОМПЛЕКСЫ И НЕВРОЗЫ ЗАМУЧИЛИ СЫНА ЮРИСТА

Недавно на пресс-конференции в Госдуме журналистам было роздано заявление пресс-службы лидера либеральных демократов. Повод был как всегда актуальным: публикация статьи обозревателя «Огонька» в американской газете «Новое русское слово». полгода тому назад

Российская политика

З аявление было озаглавлено: «Еврейское счастье» Леонида Радзиховского и звучало так:

Американская газета «Новое русское слово» опубликовала статью Леонида Радзиховского «Еврейское счастье», полную хвастовства и неумеренных восторгов, как всегда бывает, когда еврей пишет о евреях. Мол, «евреи имеют большой удельный вес в русской политике и бизнесе, чем в политике и бизнесе любой другой христианской страны; составляют огромную часть российской элиты — художественной, интеллектуальной, а также политической и коммерческой. Политики Жириновский, Явлинский, Чубайс, бывший министр иностранных дел Козырев и новый министр тех же дел Примаков, министр экономики Ясин, помощники президента Лившиц, Сатаров, губернатор Нижнего Новгорода Немцов, первый вице-премьер правительства Москвы Ресин, знаменитый генерал Рохлин и т.д. и т.п. Евреи составляют и огромную часть ранней капиталистической элиты страны. Почти все крупнейшие банки возглавляют евреи».

Жуткая картина, с упоением нарисованная Радзиховским, к сожалению, соответствует действительности. Власть захватила еврейская мафия. Только напрасно в эту банду журналист включил Жириновского. Жириновский никакого отношения к евреям не имел и не имеет. Он русский. У него русский отец и русская мать.

«Евреи — народ талантливый», — пишет Радзиховский, и снова врет. Если бы это было правдой, никто из них не стеснялся бы слова «еврей». А они, как признает Радзиховский, не любят этого слова, как раньше не любили, чтобы их называли «жидами». Почему? А по той же причине, по какой бандит не любит, чтобы его называли бандитом, а пират — пиратом.

Что же касается Жириновского, то он политик от Бога. Политик нового типа. Мы повторяем, Радзиховский, что он русский политик, лидер русского народа.

«РУССКОЕ СЧАСТЬЕ» ВЛАДИМИРА ЖИРИНОВСКОГО

К ак известно, есть две популярные точки зрения по еврейскому вопросу. Одну из них выразил казак, 100 лет назад стоявший на постое в местечке у моего прадеда. Он просил прадеда написать письмо в деревню и надиктовал ему такое: «И еще живет тут народ, прозываются они гавреи. И самые эти гавреи тоже люди». Итак, «еврей» — национальность.

Другая точка зрения состоит в том, что во всем плохом на свете виновата всемирная тайная организация преступников, известная как «еврейский народ». (Знаменитый анекдот: «Во всем виноваты евреи». — «И велосипедисты». — «А почему велосипедисты?» — «А почему евреи?») Итак, «еврей» — вина и приговор.

В разное время и в разных странах господствовал то один, то другой взгляд. Почему вообще к евреям столь великое мировое внимание, откуда такое историческое еврейское счастье — особый и вечный вопрос. Мне его разрешить не под силу. Как ни люби свой народ, но только на наши таланты это не спишешь. Стали мы козлами отпущения для человечества, и расстается человечество с этой очень удобной позицией, естественно, крайне неохотно. Хотя вроде все-таки расстается.

Честно говоря, я как-то не верю в то, что есть евреи, вполне безразличные к своему происхождению, абсолютно на этом месте равнодушные. Слишком трудно. Есть кто гордится, есть кто боится, а есть и — совсем «опущенные» антисемитами — кто стыдится. Всякие есть — люди ведь. Но все-таки с того момента, как само слово «еврей» стали в России называть вслух, комплекс и невроз у большинства моих соплеменников поослаб. Сильно поослаб. Стали спокойно говорить о заветном, о девичьем. И — ничего, все нормально вроде. Так что публичность в этом деле — лекарство.

Владимир Вольфович тут — яркое исключение. Для него это не пункт, а пунктик, вечно саднящий центр его душевного мира. Я, кстати, не думаю, что он — простой антисемит. Он — натура талантливая, такой «мишиге», еврейский чудак. Кажется, так (только покрепче) назвал его Эдичка Лимонов, написавший целую книгу на тему о еврейском характере Жириновского.

Получить от папы-юриста (которого и в глаза не видел!) в наследство только национальность, отчество, фамилию и внешность и наслаждаться таким наследством в Советском Союзе! Вот это — счастье. Есть за что благодарить антисемитов и евреев. Так все-таки — антисемитов или евреев?

Подозреваю, что в душе Жириновский равно любит тех и других. И ему платят взаимностью те и другие. Вместе с тем, похоже, он имеет и некий комплекс гордости — болезненно выпячивает, где только может, свое дерзкое отчество, товарный знак арийского происхождения. А его пресс-служба пишет тем временем о «клейме еврея» как о «непристойной татуировке». Интересная все-таки штука жизнь!

Что ж — я только еще раз убедился, что человек — создание мудреное. Зря Достоевский считал, что только русские люди такие уж сложные. Еврей-антисемит противоречив по определению, всегда любопытен для психолога. А уж сделать из своего невроза гешефт и стричь денежки с антисемитов — это ли не счастье?

www.kommersant.ru

Что говорит о неврозе Зигмунд Фрейд

Плохое отношение к ребенку — лучшее условие для формирования невроза

Зигмунд Фрейд утверждал, что в раннем детском возрасте — обычно в первые три года жизни и не позже пятого года — у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер. Например:

— половое влечение девочки к отцу, мальчика к матери (эдипов комплекс);
— аутоэротические влечения (мастурбация, нарциссизм и др.);
— гомосексуальные влечения и т. п.

В процессе воспитания ребенок, по мнению Фрейда, узнает о запретности всех этих влечений, и они подавляются. Даже сама мысль об их существовании становится недопустимой, неприемлемой из-за несовместимости ее с высшими понятиями о приличии. Она не допускается до сознания, вытесняется в «бессознательное» и подвергается амнезии. Силы, ведущие к подавлению этих влечений, недопущению их отражения в сознании, Фрейд обозначил термином «цензура», а сам процесс подавления — «вытеснением». Переживания, которые оказались вытесненными в «бессознательное», получили название «комплексов». Если последующие переживания усилят эти комплексы, тогда, по мнению Фрейда, могут возникнуть такие заболевания, как неврозы.

В норме энергия вытесняемого сексуального влечения по Фрейдy переводится (сублимируется) в допускаемые «цензурой» виды деятельности, например, занятие благотворительностью, искусством, наукой, религией. Если же этот процесс оказывается нарушенным, то аффективно заряженные комплексы могут оторваться от первоначально породивших их переживаний и присоединиться к каким-либо, до того нейтральным представлениям или психическим актам, находя в них свое символическое выражение.

Комплексные представления, связанные с мужским половым органом могут обнаружиться в сознании в виде:

— страха перед змеей, ставшей символом представления об этом органе;
— вытесненного «аутоэротического комплекса» и связанной с ним повышенной любви к себе. Это может привести, при попадании в военную обстановку, к возникновению «военного невроза» с чувством страха за свою жизнь;
— скрытых «гомосексуальных комплексов», приводящих к тяжелому хроническому алкоголизму.

В результате могут возникнуть явления навязчивости, какой-либо истерический симптом или патологическое влечение. Случаи, когда «вытесненный комплекс присоединяется к симптому соматическому», обозначаются Фрейдом термином «конверсия» («конверсионная истерия»). Таким образом, причина болезни, по Фрейдy, таится в комплексных переживаниях, возникших в раннем детском возрасте. Она долго может оставаться скрытой. Например, чувство отвращения, возникшее в связи с половым влечением к отцу, может не обнаруживаться долгие годы.

Во время неудачного замужества подавляемое чувство отвращения к мужу может усилить влечение к отцу и привести к появлению истерической рвоты, символически отражающей отвращение. Исходя из данной теории, Фрейд предложил свой метод лечения неврозов — психоанализ, основанный на восстановлении в памяти («вскрытии») сексуальных переживаний детского возраста (инфантильно-сексуальных комплексов), якобы являющихся причиной неврозов. Для выявления этих комплексов высказывания больного (свободные ассоциации, воспоминания, сновидения) подвергаются специальному истолкованию при помощи кода сексуальной символики, разработанного Фрейдом. В своих работах Фрейд показал влияние «бессознательного» на психическую деятельность в норме и патологии, раскрыл механизм этого влияния:

— сублимация;
— вытеснение;
— конверсия;
— формирование «комплексов»;
— психологическая защита;
— бегство в болезнь.

Он выдвинул принцип аналитической, каузальной терапии. Один из ближайших учеников Фрейдa — венский психиатр Адлер, отрицая роль полового влечения в этиологии неврозов, полагал, что в основе их лежит конфликт между стремлением

к могуществу и чувством собственной неполноценности (конфликт влечений «Я» по Фрейдy). Ребенку, по Адлеру, свойственно, с одной стороны, стремление к власти, с другой — чувство своей неполноценности, которое он пытается изжить разными способами: то прямым протестом, грубостью, упрямством, то послушанием, прилежанием — и таким образом завоевать признание окружающих. Характерно при этом и стремление к «сверхкомпенсации»: заикающийся Демосфен становится великим оратором, нуждающийся в самоутверждении мужского достоинства — Дон Жуаном, стремящимся ко все новым и новым победам над женщинами. Невроз, по мнению Адлера, не болезнь, а лишь определенный способ изжития чувства собственной неполноценности и завоевания положения в обществе.

Невроз — это способ решения внутренних проблем человека

Критикуя ряд положений Фрейдa и его последователей, С. Homey (1966) основную роль в патогенезе неврозов видит не в сексуальных конфликтах, а в дефиците родительской любви.

Любовь ко мне — это основное условие для здоровья моих нервов!

Последний, по ее мнению, вызывает у ребенка внутреннюю тревогу и влияет на последующее формирование личности. Большое значение ею придается противоречиям между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения, а также отношениям личности с окружающими лицами.

H.Sul.Ivan (1953), как и С.Нотеу (1950), усматривает истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, в межличностных отношениях матери и ребенка, но при этом подчеркивает, что отношения эти могут породить такие невротические проявления, как, например:

— повышенную боязливость;
— страхи;
— агрессивность;

В основе неврозов, по В.Н.Мясищеву лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

Отсюда, при построении патогенетической психотерапии Мясищев рекомендует стремиться не только помочь больному осознать связь психотравмирующих событий с системой особо значимых для него отношений, но и изменить эту систему в целом — перестроить отношение больного к окружающему, корректировать его жизненные позиции и установки.

Не можешь поменять жизнь, измени к ней отношение и сохранишь свое здоровье

Благодаря изменению отношения с «горячего» на «холодное» к травмирующему фактору, достигается стойкое устранение болезненного симптома.

Итак, хотя в результате проведенных исследований удалось вскрыть многие стороны патогенеза неврозов, внутриклеточные, биохимические, молекулярные изменения, лежащие в основе болезни, остались до сих пор нераскрытыми. Это — задача будущего.

«Как выйти из невроза?» — СПб.: Атон, 2000. – 288с.

psychology.net.ru