Конспект индивидуального занятия при заикании

Содержание:

Конспект индивидуального занятия при заикании

Конспект индивидуального занятия с ребенком, страдающим заиканием (5-6 лет)

Автор: Мухаметзянова Рафиса Рафисовна,
учитель-логопед МБДОУ Большеатнинский детский сад Атнинского района РТ

План

I. Вводная часть.

1. Речевая зарядка — «Лесная зарядка».

II. Основная часть.

1. Разучивание нового диалога «Лиса и тетерев».

2. Пальчиковая гимнастика – «Зайчик».

3. Стихотворение с мячом – «Мяч по кругу».

4. Пересказ сказки «Теремок».

III. Заключительная часть.

2. Задание на дом.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Речевая зарядка «Лесная зарядка».

Цель: Развитие чувства темпа и ритма .

Логопед: Здравствуй, Миляуша! Как твое настроение? Давай начнем наше занятие с разучивания новой речевой зарядки. Я буду читать речевку, а ты повторяй за мной движения:

Раз-присядка, два — прыжок,

И опять присядка.

А потом опять прыжок-

Птичка крылышками машет.

И взлетает без оглядки.

Это – птичкина зарядка.

А лисята, как проснутся,

Очень любят потянутся.

Ловко хвостиком махнуть.

Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапой,

То одну, то обе в месте.

Долго топчется на месте.

А когда зарядки мало

Начинает все сначала.

II. Основная часть.

1. Разучивание нового диалога.

Цель: Развитие плавности, слитности речи, развития голосового диапазона.

Логопед: Молодец! А теперь давай мы с тобой попробуем выучить новый диалог. Я буду читать по фразам, а ты повторяй за мной:

— Терентий, Терентий! Я в городе была.

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была так была.

— Терентий, Терентий! Я указ добыла.

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла так добыла.

— Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревьям, а все бы гулять по зеленым лугам.

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Гулять так гулять.

— Терентий, Терентий! Кто там едет?

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Мужик.

— Терентий, Терентий! А за мужиком кто бежит?

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Жеребенок.

— Терентий, Терентий! А какой у него хвост-то?

— Ну так прощай, Терентий, мне дома недосуг!

2. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Логопед: А теперь, давай поиграем с нашими пальчиками. Сначала я покажу, а потом попробуем вместе.

В одном доме (развернутые книзу пальцы опускается на стол) с большой крышей («Крыша»)

Жил зайчик («Заяц»)

Утром он запускал кораблик в речке («Кораблик»)

А вечером закрывал дверь в своем доме («Дверь») и ложился спать («Спать»).

3. Стихотворение с мячом.

Цель: Координация речи с движением. Закрепление ритма движения и слова.

Логопед: А теперь давай поиграем с мячом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

Вот так! Вот так!

4. Пересказ сказки «Теремок»

Цель: Развитие правильного, спокойного, слитного проговаривания, выделение интонаций, управление громкостью и тембром голоса.

Логопед: А теперь давай ты попробуешь пересказать сказку «Теремок». Сначала я буду читать по фразам, а ты повторяй за мной, а затем буду задавать тебе вопросы, а потом уже попытаешься сама пересказать сказку.

Пролетая по лесу, увидела муха теремок. Постучалась, а нет там никого. И стала она там жить. Пробегала мимо мышка. Постучалась:

— Это, я, муха-цокотуха, а ты кто?

— Это я, мышка-норушка, пустите меня жить к себе.

Постучалась к ним и лягушка-квакушка, они и ее пустили к себе жить. Пробегал мимо зайчик-попрыгунчик и решил постучатся:

— Терем-теремок, кто в теремочке живет?

— Это мы – муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, давай и ты к нам жить.

Скоро стали жить они впятером: муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгунчик, да петушок-золотой гребешок.

Однажды мимо проходил медведь — косолапый. Он тоже постучался в теремок.

— Терем-теремок, кто в теремке живет?

— Это мы — муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгунчик, петушок-золотой гребешок.

— Пустите меня тоже к вам жить.

Пустили и его жить. Залез медведь косолапый на крышу, не выдержал теремок, да развалился. Тогда построили они новый теремок: большой и красивый. Стали жить-поживать, да добра наживать.

III. Заключительная часть.

Цель: Развитие лексико-грамматической структуры языка, слитности, плавности, выразительности речи.

Повторить дома новый диалог.

Характеристика заикающегося ребенка.

Заикаться начала пол года назад. Родители жалуются на быструю утомляемость, рассеянность внимания, тревожность. Низкая степень фиксированности на своем дефекте. Ребенок без особого клинического своеобразия, с легкой формой клонического заикания.

kokarevala.narod.ru

Конспект урока по заиканию: «На рыбалку»

Оборудование:

  • Кассета «Вивальди и звуки океана»
  • Игра «Мыльные пузыри» (стаканчики, вода, мыло, соломинки)
  • Карандаши, колечки от сосок-пустышек
  • Картинки рыб, морских животных
  • Игрушечная посуда
  • Картинки, рисунки овощей
  • Картинки: змея, птичка, жук, комар, фланелеграф
  • Игра «рыбалка»
  • Ход занятия.

    Цель: положительный эмоциональный настрой.

    Логопед приводит детей в кабинет, предлагает детям встать около стульчиков.

    – Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Молча, кивком головы, пожатием рук поздороваемся.

    II. Общая моторная зарядка.

    1. Снятие мышечного напряжения.

    Логопед включает кассету «Вивальди и звуки океана». Звучит мягкая нежная мелодия.

    – Прислушайтесь к звукам мелодии. Вы слышите, как волны набегают на песок; вы чувствуете, как ласково греет солнышко. У вас под ногами теплый сыпучий песок. Осторожные, нежные волны гладят вам ноги, вы опускаете в воду руки, вам приятно, хочется скорее окунуться в воду.

    2. Привитие умения регулировать напряжение и расслабление.

    – Давайте поплаваем медленно, спокойно, под музыку.

    Логопед показывает движения:

    – плывем «по-лягушачьи» (руки перед собой, в стороны, опустили, встряхнули) 5–6 раз следим за дыханием;

    – плывем «брасом» (руки в стороны, перед собой, опустили, встряхнули);

    – плывем «кролем» (правая рука в сторону, перед собой; левая рука в сторону, перед собой, опустили, встряхнули);

    – отдохнем («побулькаем» руками по воде) легкое встряхивание;

    – погладим волны (параллельное движение рук влево и вправо);

    – посмотрим , что у нас справа, сверху, слева, внизу (вращение головы);

    – а теперь это же упражнение, но со звуками:

    а-а-а – голова внизу
    у-у-у – голова вправо
    о-о-о – голова внизу
    э-э-э – голова влево.

    – А теперь со слогами:

    а—х – голова назад
    о—х – голова внизу
    э—х – голова направо
    у—х – голова налево

    III. Речевая зарядка.

    1. Восстановление речевого дыхания

    – А теперь поучимся нырять под воду.

    Делаем глубокий вдох, «ныряем» (дети приседают) и плавно, медленно выдыхаем воздух – игра «Нырялки».

    Посмотрите, какие красивые пузырьки на волнах, это морская пена, давайте и мы попускаем пузырьки – игра «Мыльные пузыри»

    Посмотрите, какие морские жители лежат у меня на столе: акула, окунь, осьминог.

    (Картинки на ниточках привязаны к кольцам, которые свободно перемещаются по карандашу)

    Дуем на акулу и произносим звук [а].

    Дуем на окуня, осьминога, произносим звук [о].

    Дети дуют на морских животных сверху внизу, снизу вверх, слева направо, справа на лево.

    2. Воспитание легкой и своевременной подачи голоса.

    – Давайте из окуньков сварим суп. (Дети снимают окуньков и кладут в игрушечную кастрюлю)

    – Что нужно добавить, что бы суп получился вкусный? (Картошку, морковку, лук. )

    Моем картошку (дети показывают движения). Почистим, мелко покрошим лучок, посолим, помешаем. (Дети повторяют движения за логопедом)

    Давайте понюхаем, как пахнет наш суп (дети по очереди подходят и «вдыхают» запах).

    На выдохе произносим: «ах. очень вкусно!»; «Как пахнет!, А запах!» и т. д.

    – Как называется рыбный суп? (Уха)

    Произнесем это слово на выдохе, медленно и плавно у-у-х-х-а-а.

    Понюхаем наш рыбный обед и скажем на выдохе:

    «Хороша у нас уха!»
    «Пахнет вкусно уха!» и т. д.

    Дети имитируют разливание по тарелочкам; снимают пробу, берут хлеб, жуют (упражнения для щек, массаж лица).

    3. Воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

    – Посмотрите, как наша уха понравилась всем; жук жужжит. ж-ж-ж – мне немного положи (на фланелеграфе поочередно появляются жук, комар, птичка, змея).

    А вот комар пищит:

    з-з-зой – поделись скорей со мной,
    чу-чу-чу – я ухи хочу!
    Ш-ш-ш – угости меня, малыш!

    Дети повторяют за логопедом чистоговорки.

    Давайте еще сходим на рыбалку.

    IV. Координация речи с движением.

    Дети имитируют ходьбу на месте (или ходьбу по кругу).

    Речёвка (сопровождается движением )

    – Раз, два,
    – Три, четыре,
    – На рыбалку
    – Мы идем,
    – Удочки
    – С собой несем.
    – А ведро с собой взяли?
    – Взяли.
    – А червей вы накопали?
    – Накопали.
    – Ну-ка, рыбка,
    – Не ленись,
    – На крючок
    – Скорей ловись!

    – Посмотрите, как много рыбок (на столе у логопеда рыбки и дети их ловят).

    Беседа о пойманной рыбе.

    – Это какая рыба? (Щука)

    – Попробуй голосом передать ее размер (щ-у-к-а).

    – Передай голосом (к-а-р-а-с-ь)

    V. Работа по закреплению навыков правильной речи.

    – Ребята, у меня есть веселый стишок про рыбалку. Давайте его выучим.

    План работы над стихом.

    1. Сопряженная речь

    Дети вслед за логопедом и вместе с ним произносят стихотворение.

    2. Отраженная речь

    Дети повторяют фразы вслед за логопедом.

    3. Вопросно-ответная форма

    Логопед задает вопросы по тексту стихотворения:

    – Кто сидит на озере?

    – Почему его называют любителем?

    – В какое время суток он пришел на рыбалку?

    – Почему он «мурлычет» песенку?

    – Как вы это понимаете?

    – Кого хочет поймать рыбак? и т. д.

    4. Самостоятельная форма

    Дети пробуют сами пересказать стихотворение.

    Любитель-рыболов
    Автор А. Барто

    С утра сидит на озере
    Любитель-рыболов.
    Сидит, мурлычет песенку,
    А песенка без слов:
    «Тра-ля-ля,
    Тра-ля-ля
    Тра-ля-ля.»
    Озеро глубокое,
    Удачным будет лов,
    Сейчас поймает окуня
    Любитель-рыболов.

    VI. Домашнее задание.

    Нарисовать рисунок на тему рыбалка.

    Выучить стихотворение наизусть или первое четверостишье.

    VII. Итог занятия.

    – Где сегодня мы были?

    VIII. Оценка работы с психотерапией.

    – Как вы себя чувствуете? Давайте поблагодарим друг друга за приятное общение, за веселую, интересную компанию.

    Нам было хорошо сегодня всем вместе.

    Давайте на прощание пожмем руки и пожелаем что-нибудь друг другу.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    План-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме:
    Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с заиканием

    Конспект интегрированной НОД для детей с невротическим заиканием

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с заиканием

    Средняя группа, невротическая форма заикания

    Тема: развитие сопровождающей формы речи в процессе ручной деятельности (аппликация флажка)

  • Формирование умения регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела
  • Формировать длительность и плавность речевого выдоха
  • Воспитание темпа, ритма и плавности речи
  • Развитие, вопросно-ответной, сопровождающей формы речи с помощью зрительной опоры
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие координации речи с движением
    • Закрепление навыка вопросно-ответной формы речи
    • Закрепление навыка сопровождающей формы речи
    • Знакомство с технологией создание флажка
    • Привитие навыков организованного поведения, работы в коллективе
    • Формирование положительной мотивации к занятиям
    • Оборудование : шарики, легкие предметы (пушинки), картинки для артикуляционной гимнастики, красные листочки прямоугольной формы, клей, ножницы, деревянные палочки.

      Здравствуйте ребята! Давай те начнем наше занятие!

      Сейчас я вам буду читать стихи, а вы закроете глаза. Начинается «Волшебный Сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова, шептать не надо, спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончиться, когда я скажу: «Открыть глаза! Встать!».

      Внимание наступает «волшебный сон»…

      Мы спокойно отдыхаем…

      Дышится легко… ровно… глубоко…

      Наши руки отдыхают…

      Ноги тоже отдыхают…

      Шея не напряжена И расслаблена…

      Губы чуть приоткрываются…

      Всем открыть глаза и встать!

      2. Общая моторная зарядка

      Упражнения на расслабление:

      Встаньте в круг, руки опустите вдоль туловища:

    • правое плечо поднять к правому уху, «бросить» (опустить в исходное положение), левое плечо к левому уху, бросить, оба плеча поднять, а затем бросить.
    • голову опустить на грудь, затем медленно под счет от 1-4.
    • руки поднять вверх, расслабить кисти, локти, бросит вдоль туловища (все под счет 1-4)
    • расслабленными руками имитировать движения, как при полоскании белья
    • поднять ногу, колена на уроне бедра, левое – правое попеременно
    • согнуть туловище, руки повисли как плети, медленно подняться
    • 3. Речевая зарядка

      Формирование нижне-диафрагмального дыхания

    • Надуйте и сдуйте шарики
    • Сдувание и поддувание легких предметов
    • Работа над голосом

      С тренировкой диафрагмального дыхания одновременно проводятся голосовые упражнения:

    • Вдохните и выдохните, контролируя рукой живот, затем на выдохе произносите звук -а-
    • Поочередно тянуть гласные -а-, -о-, -у-, без паузы один звук переходит в другой
    • -а- громко, -у- тихо, -о- умеренно

    Упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата, и переключаемости с одного движения на другое:

    Язычок на спортплощадке

    Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

    Хотя это нелегко,

    Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.

    К подбородку близко.

    Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

    Ловко сделал мостик,

    Вниз запрятал хвостик.

    Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

    А теперь Язык, как мячик,

    За зубами сверху скачет.

    Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

    Поспешил на ипподром,

    На лошадку сел верхом.

    Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

    В гриб на ножке превратился.

    Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

    Язычок теперь гимнаст.

    Закрутился вверх у нас.

    Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами.

    А сейчас он развернулся,

    Лег и в трубочку свернулся.

    Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь .

    Язычок чуть-чуть устал.

    Он спокойно полежал.

    Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.

    Борьба с трудными звуками

    И – ПРИ- ПРИКЛЕИВАЮ – ПРИКЛЕИВАЮ – ПРИКЛЕИВАЮ

    Я – ПРЯ – ПРЯМОУГОЛЬНИК- ПРЯМОУГОЛЬНИК-ПРЯМОГУЛЬНИК

    Е – ТРЕ – ТРЕУГОЛЬНИК – ТРЕУГОЛЬНИК – ТРЕУГОЛЬНИК

    4. Координация речи с движениями

    В бутылку с водой

    И прутик вишнёвый

    Я ночью тихонечко

    И в банку с водою

    Что, если кистями

    Вдруг вырастет знамя

    Но мама увидела

    Пришла и сказала:

    — Не вырастет! Нет! —

    Ты, сын, не грусти!

    Ты лучше — ка сам

    Вот станешь, как папа, —

    И знамя большое

    В руках понесёшь.

    Читается стихотворение и отбивается ритм, карандашом по столу, или хлопками с ладошки.

    5. Речевая работа

    Сейчас мы с вами сделаем бумажный флажок на палочке. Я раздам красные листочки прямоугольной формы. Па предыдущем занятии мы учились складывать бумажные листочки пополам. Сделайте это сейчас (в процессе работы логопед задает вопросы каждому ребенку):

    -Катя, что ты делаешь сейчас? (складываю бумагу пополам)

    -Какого цвета бумага? (красного)

    -Какой формы листочек? (прямоугольный)

    Теперь склеим обе половинки. Смотрите дети, я мажу клеем одну половинку. Я намазываю клей аккуратно, понемножку. Теперь вы делайте так же.

    -Таня, что ты делаешь? (мажу клей на одну половинку)

    -А теперь, Андрей скажи, что ты делаешь, но, не повторяя слова Тани? (я мажу клей вот здесь)

    — а ты Илья (я мажу половинку листочка клеем)

    Далее идет показ детям, ка вырезать треугольник и как его украсить. На бумаге предварительно карандашом рисуют линию, по которой надо делать надрезы.

    Сейчас я покажу, как приклеить флажок к палочке. Смотрите внимательно. Теперь тоже самое сделайте со своим флажком.

    -Что ты сейчас делаешь со своим флажком? (я его прикрепляю к палочке), (я прикрепляю свой флажок к палочке)

    -Молодцы, покажите свои флажки друг другу.

    -Теперь положите руки на парты, глубоко вдохните и выдохните.

    6. Домашняя работа

    Ребята, дома вы проделаете снова эту работу, и научите своих родителей создавать такие же флажки. А так же подумайте, найдите дома, какие есть еще флажки, и расскажите нам о них.

    Все хорошо сегодня занимались, флажки получились красивые. Мы дальше будем учиться аккуратно, выполнять поделки, и помогать друг другу.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цели:Активизировать словный запас.

    Данный конспект индивидуального логопедического занятия содержит в себе, кроме материала непосредственно по автоматизации звуков [с] и [л], материал по использованию различных игр в речевой работе с д.

    Конспект индивидуального занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР по теме «В гости к нам зима пришла».

    Формирование готовности к школе — одна из главных задач в работе педагогов дошкольного учреждения.

    Конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста с ОВЗ: « Дружные ребята».

    Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование граммат.

    Активизация и актуализация словаря по теме «Лето красное». Закрепление представлений о лете и его приметах. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового.

    nsportal.ru

    Авторская система работы над дыханием с детьми, имеющими заикание

    Данный материал поможет всем специалистам, работающим с заикающимися.

    Изучив подробно различные методики по коррекции заикания, я пришла к тому, что одним из основных аспектов в работе с заикающимися детьми на подготовительном этапе является правильное речевое дыхание. Я разработала авторскую систему дыхательных упражнений, которая позволяет ребенку овладеть правильным вдохом, и длительным выдохом.

    В результате применения этих упражнений в коррекционной работе с заикающимися детьми наблюдается увеличение длительности выдоха, жизненная ёмкость легких увеличилась. Это значит, что при правильном вдохе ребенок сможет набрать достаточно воздуха, и при выдохе ему будет хватать его для произнесения фразы. Но самое главное, что эта система дыхательных упражнений позволяет правильно добрать воздух во время беседы, не вызывая запинок в речи.

    Авторская система дыхательных упражнений

    Состоит из девяти упражнений.

    Система выполнения дыхательных упражнений:

    1 неделя — выполняются 1 и 2 упражнение – 2 раза в день по 5 минут.
    2 неделя- 1-3 упражнения — 2 раза в день по 5 минут.
    3 неделя — со 2-4 упражнения – 2 раза в день по 5-10 минут.
    4 неделя- 1- 4 – 5 упражнение- 2 раза в день по 10 минут.
    5 неделя- 1-5 упражнение (задержка дыхания как можно дольше.)
    6 неделя- 1-6 упражнение — 2 раза по 15 минут.
    7 неделя- 1-7- 2 раза по 10-15 минут.
    8-9-10 неделя- 1-8 упражнения 2 раза в день по 10-15 минут.
    11-12 неделя – 1-7-8 -9 упражнения 2 раза в день по 10-15 минут. Подключаем речь. Для детей сначала подбираем короткие слова, затем на длинные (вместо счета).

    Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим заикание, на подготовительном этапе с использованием дыхательной гимнастики

    — вызвать расслабление мышц ног и рук по контрасту с напряжением и расслаблением,
    — освоить технику диафрагмально — реберного дыхания с помощью дыхательной гимнастики;
    — развитие артикуляционной моторики;
    — развивать умение использовать технику правильной речи;
    — совершенствование невербальные способы общения.

    1. Релаксационные упражнения:

    — для рук: расслабление и напряжение кистей рук, предплечий, плече: « Кулачки», «Маятник», «Подъемный кран», «Олени», «Пловец».
    — для ног: « Наклоны вперед, в стороны», « Мельница», « Провисание», « Штангист».

    2. Дыхательная гимнастика. Выполнять с 1 по 4 упражнение.

    3. Массаж мышц артикуляционного аппарата.

    — для губ : « Улыбка», « Трубочка», « Укуси нижнюю губу», « Укуси верхнюю губу».
    — для языка: « Часики», « Шишки», « Рыбка», « Вкусное варенье», « Болтушка».
    — для нижней челюсти: опускание, поднимание, перемещение вправо- влево.

    Постановка звука «р».

    5. Произнесение гласных звуков (а, о, у, э, ы, и): после вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные.

    6. Слитное произнесение двух гласных: ааааоооо, ааааауууу, ааааииии и т.д. По три- аааоооууу в разных сочетания.

    7. Работа над ритмом: отхлопывания ритмического рисунка в среднем темпе сначала до 2, 3, 4, 5, и т.д. до 10. Шагистика под счет: ходить под счет в среднем темпе.

    8. Упражнения на выполнения выразительных движений и жестов: мимическая гимнастика(покажи радость, зло, грусть, застенчивость).

    9. Развитие лексико-грамматических категорий по теме « Осень».

    Конспект индивидуальной работы на основном этапе с использованием дыхательной гимнастики

    — вызвать расслабление мышц шеи и речевого аппарата по контрасту с напряжением и по представлению;
    — использование дыхательной гимнастики;
    — использовать технику правильной речи при произнесении фраз;
    — Развитие фонематического восприятия;
    — Развитие артикуляционной моторики;
    — формирование выразительной речи;
    — закреплять новый речевой навык в общении (диалогическая речь)

    1. Релаксационная гимнастика:

    — выполнить упражнения для шеи:

    А) сидя, опереться на стол согнутыми в локтях руками, опустить голову на руки и полностью расслабиться.

    Б) сидя, медленно поворачивать голову не поднимая её, справа налево и слева направо ( с максимальной амплитудой);

    В) стоя, руки поднять, пальцы соединить в замок на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно , без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение , бросить руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

    Г) стоя, голову отвести максимально назад, ладони зафиксировать на лбу, локти развести в стороны, медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

    Д) сидя, медленно произвести наклон головы вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь и назад до отказа.

    2. Дыхательная гимнастика 1-7-8 упражнения по 10-15 минут. Подключаем речь. Для детей сначала подбираем уже длинные слова ( вместо счета и коротких слов).

    3. Артикуляционная гимнастика для постановки звуков. Автоматизация поставленных звуков.

    4. Произнесение фразы с постепенным удлинением их.

    5. Развитие фонематического восприятия: звуковой анализ слова, состоящего из трех звуков.

    6. Игра «Хитрые вопросы»- развитие мышления, память, воображения.

    Конспект индивидуальной работы на заключительном этапе с использованием дыхательной гимнастики

    — вызвать расслабление мышц корпуса, ног по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.
    — усложнять и расширять речевое общение дома и в общественных местах: увеличить объем и продолжительность высказываний в различных ситуациях;
    — формировать уверенность, речевую смелость;
    — развивать связную речь;
    — отрабатывать звуки в речи, уметь их дифференцировать.

    1. Релаксационная гимнастика: для туловища, ног.

    а) сидя прямо, локти на бедрах. Свободно наклониться вперед, голова опущена, расслабиться, руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить легкие покачивания корпуса из стороны в сторону.

    Б) повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»).

    В) сидя на краю стула, туловище немного наклонить вперед, свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами.

    Г) стоя, замирание в позе навытяжку, полное расслабление всего тела, «провисание».

    Д) стоя, имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.

    Е) сидя, корпус прямой, на вдохе напрячь мышцы живота и задержать в этом положении несколько секунд, выдыхая максимально расслабиться.

    Ж) Упражнение «Тянуть канат».

    2. Дыхательные упражнения -1-7-8 упражнения по 10-15 минут. Пересказ текста своими словами.

    3. Читать рифмованные тексты: произносить возрастающее количество строк стихотворения на одном выдохе.

    4. Дифференциация трудно произносимых звуков (если это необходимо).

    5. Звуковой синтез слов, работа со схемами слогов, слов, предложений.

    6. Развитие связной речи — составление рассказов по сериям картин, а затем по картине.

    7. Развитие психических процессов игра «Запомни и назови», «Что лишнее».

    Жгутова Ирина Владимировна,
    учитель- логопед.
    Муниципальное бюджетное
    дошкольное образовательное учреждение
    детский сад №1 компенсирующего вида
    г. Курганинска

    Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания. Фонематическая тема: Дифференциация звуков Ж и Ш в словах

    Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания подготовительная группа.

    Фонематическая тема: «Дифференциация звуков Ж и Ш в словах».

  • учить различать согласные звуки Ж и Ш в словах.
    1. Учить слухо-произносителной дифференциации Ж и Ш.
    2. продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
    3. продолжать знакомить с термином « звук»
    4. учить выразительно, исполнять стихотворение, интонационно передавать разнообразие его звучания, пользоваться естественными паузами, ударениями, передавать своё отношение к содержанию.
    5. формировать умение понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
    6. формировать навык самоконтроля и самооценки.
    7. Предметные картинки на звук Ж и Ш.
    8. Тетрадь для логопедической работы
    9. Ход занятия:

      1. Логопед предлагает ребёнку послушать внимательно стихотворение:

      Дождик вылился из тучки,
      Вымыл ёжику колючки,
      Ёж доволен, сыт, умыт,
      На кроватке сладко спит.

      — Откуда взялся дождик?

      — Что сделал дождик7

      — Что случилось с ёжиком?

      Следить за тем, чтобы ребёнок отвечал строчками из стихотворения.

      Обратить внимание на то, что ребёнок выделял интонационно звук Ж в стихотворении. Прочитать стихотворение ещё раз с установкой на запоминание.

      2. Упражнение на расслабление, снятия, мышечного тонуса « Деревья шумят»

      Юра сейчас мы с тобой сделаем очень интересное упражнение. Повторяй за мной:

      Деревья «шумят» — поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны.

      3. Развитие фонематического слуха. Сравнение артикуляции (общее и различие)

      Дидактическое упражнение « Узнай по описанию» Логопед просит ребёнка отгадать по артикуляции, что это за звук.

      Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука.

    10. горлышко молчит.
    11. — Повтори, пожалуйста, и произнеси звук.

      — Что это за звук?

      Ребёнок: -ш-ш-ш- это звук Ш, согласный, всегда твёрдый, глухой.

      Логопед показывает артикуляцию звука Ж.

    12. губки округленны и слегка вытянуты вперёд,
    13. широкий язычок на верху, образует» чашечку»
    14. тёплая воздушная струя идёт по центру язычка
    15. горлышко работает.
    16. — Повтори за мой и произнеси.

      Ребёнок: -ж-ж-ж звук ж ,согласный ,всегда твёрдый, звонкий

      4. Дифференциация звуков Ж и Ш.

      Дидактическое упражнение «хлопни в ладоши».

      — Юра, я буду произносить слова, а ты слушай. Когда услышишь звук Ж, хлопни в ладоши.

      — Я буду произносить слова со звуком Ш, а ты наоборот со звуком Ж

      Повторение серии слогов:

      Закончи слово подходящим слогом:

      — Назови те звуки в парах слов, которыми слова отличаются друг от друга:

    17. ЖАР — ШАР
    18. ЖАЛЬ – ШАЛЬ
    19. ЖАРИТЬ – ШАРИТЬ
    20. — Разложи картинки на две стопки:

      — Предметы, в названии которых есть звук Ш, и предметы в названии которых есть звук Ж.

      Логопед называет слово целиком,а ребёнок называет его по звукам.

      Чистоговорки на звуки Ш и Ж.

      Учить при произнесении последнего слога интонационно выделять звук Ш и ж.

    21. Ши — ши – ши, что шепчут камыши.
    22. Ша – ша – ша, это утка , выходи из камыша.
    23. Ше — ше – ше, нет уж утки в камыше.
    24. Жа – жа – жа, есть иголки у ежа.
    25. Жу – жу –жу ,как–то уж пришёл к ежу.
    26. Жи – жи – жи, мне ежаток покажи…

    Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук Ш и Ж.

    Дидактическое упражнение «Подари Жанне подарок».

    — Юра, давай с тобой подарим Жанне подарки на звук Ж в начале слова, и на звук Ш в середине слова.

    Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки Ж и Ш.

    — Чем отличаются звук от буквы?

    — Чем мы сегодня занимались?

    — Умничка, правильно. Мы учились отличать звук Ж и Ш, учились выделять их в словах.

    logoportal.ru