Конспект занятия аутизм

Конспект занятия с детьми с РАС

Наталья Кривенко
Конспект занятия с детьми с РАС

«В ГОСТЯХ У ЗАЙКИ»

Цель: Формировать эмоциональный контакт. Развивать коммуникативные

навыки. Побуждать к простым игровым действиям. Закреплять

геометрические фигуры, различать называть цвета.

Материал: Игрушка-зайчик, мешочек, геометрические фигуры, цветные

Ребята, мы отправляемся в путешествие на поезде.

И вагончики повез.

Воспитатель «превращается» в паровоз и едет по группе. Дети- «вагончики».

— А мы приехали с вами на полянку. Смотрите кто сидит на полянке. (ребенок в маске зайчика сидит на корточках)

Это зайка. У него есть маленький, пушистый хвостик. Зайка любит прыгать, бегать и грызть морковку.

Игра «Мы на луг ходили».

— Ребята, давайте возьмем зайчика и наш поезд отправится дальше.

Останавливаемся около «Волшебного мешочка».

— Что же в этом мешочке? Смотрите, здесь геометрические фигурки.

-Что это? (произношу вместе с детьми).

Правильно, это-круг, а это- треугольник. А какого цвета круг?

А какого цвета треугольник?

Этот круг какой по размеру? (большой).

А этот? (маленький).

Большие фигурки будут домиками. А маленькие- ключики. Вот вы и попробуйте найти свой замочек.

Д/и «Найди свой домик».

— Молодцы, ребята, все нашли свой домик.

(Если кто-то не нашел, воспитатель помогает вместе с детьми найти свой домик).

— Поехали дальше. Смотрите какой летает жук на полянке! (воспитатель в костюме жука)

Инсценировка песни «Встаньте дети, встаньте в круг…»

Хоровод «По малину в сад пойдем»

Жук. Смотрите какая у меня «малинка». А какого она цвета? Правильно красная. А какая она большая. Давайте с ней поиграем.

Игра «Догони малинку».

— Ребята, нам пора домой. Давайте попрощаемся с зайчиком и жуком. Все вместе скажем до свидания. И наш поезд поедет домой.

Аппликация из пластилина на стекле с детьми с РАС Слово «аппликация» в переводе с латинского означает прикладывание, это очень древний вид искусства. Аппликации из пластилина на стекле –.

Аппликация «Путешествие в космос» для детей с РАС Цель: развивать умение вырезать, приклеивать космическую ракету, сложенную вдвое, космонавтов из бумаги. Определять, называть небесные объекты.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Конспект для детей РАС по песочной терапии «Следы» Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения Задачи: 1. Учить кулачками, ладонями надавливать на песок; 2. Развивать мелкую моторику.

Конспект занятия «Круг — Солнышко» для детей с РАС Цель: преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного.

Конспект занятия с элементами песочной игротерапии с детьми с РАС «Лошадки» Тема «Лошадки» Задачи: 1).формировать представление о геометрических фигурах «треугольник», «круг», «квадрат»; 2) учить сравнивать предметы.

Особенности игры детей с РАС Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации. Не только аутист страдает из-за этой особенности, но страдают.

Поделка из ваты с детьми РАС «Мой любимый барашек» Цель: развивать мелкую моторику (отрывать и скатывать из кусочков ваты шарики, умение вырезать, приклеивать детали поделки. Определять.

Рекомендации для родителей детей с РАС 1. Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому нужно учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе,.

Веселые старты с детьми РАС Цели: Привлечь детей с РАС к коллективному участию в спортивных соревнованиях. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Способствовать.

Конспект индивидуального занятия с аутичным ребенком 5 лет

Наталия Кунденок
Конспект индивидуального занятия с аутичным ребенком 5 лет

Цели:

Оборудование: кубики Денеша, «сухой бассейн» с рисом и манной крупой,массажный мячик, мелкая мозаика, трафареты, гуашь.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Педагог здоровается с девочкой (не говорящая, добиваясь приветствия от ребенка – жестом.

2. Кубики Денеша.

На столе плоскостное изображение «Цветок», «Кошка» из разноцветных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник).

Инструкция: выложи цветок и кошку цветными кубиками.

Цель: формировать умение соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением.

3. Пальчиковая гимнастика.

Педагог показывает мягкую игрушку кошку, предлагает погладить,

показать глазки, носик, хвостик. Воспитатель с помощью прищепки на каждую строчку прищипывает пальчик ребенку.

-не палец, а мышь.

-а будешь кусаться

4. Рисование осенних листочков.

Педагог предлагает ребёнку рассмотреть дерево с засушенными разноцветными листьями. Обращает внимание на цвет листьев (жёлтые, красные).

Инструкция: обведи трафарет листочка простым карандашом и закрась гуашью.

Цель: учить обводить по трафарету, формировать умение пользоваться кистью и гуашью, подводить ребенка к самостоятельному выбору заданного цвета (красный, желтый). Самостоятельно закрашивать, не выходя за контур.

5. Физкультминутка. «Мишка косолапый»

Цель: формировать умение подражать действиям педагога.

6. «Сухой бассейн» с рисовой крупой.

Предлагается сосуд наполненный рисом и спрятанными мелкими игрушками.

Инструкция: найди игрушки.

Цель: снятие эмоционального напряжения, формировать умение выполнять словесную инструкцию педагога.

7. Задание с мелкой мозаикой.

Инструкция: выложи по образцу цветочки.

Цель: развитие мелкой моторики, умение работать по образцу,

закрепить основные цвета.

8. Пальчиковая гимнастика.

Цель: учить ребенка чередовать кулак-ладонь.

Тук-тук- стучим кулачками

Да-да- бьём в ладоши

Можно к вам- кулачки

Рад всегда- ладоши

9. Прощание.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия с ребенком-ринолаликом в подготовительной к школе группе детей с ОВЗ Тема: Подготовка речевого аппарата к вызыванию звука [Р]. Автоматизация звука [Ш]. Цель: развитие подвижности мягкого неба и разработка.

Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1. Развитие мышления. 2. Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти. 3. Исследование внимания. Задачи: 1. Познавательные:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]» Учитель-логопед высшей квалификационной категории Чермянина Марина Александровна Автоматизация звука Р (конспект индивидуального занятия).

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш]. Задачи: •Развитие фонематического слуха (восприятия,.

Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим нарушение слуха Цель: Развитие речевого дыхания; работа над словесным ударением и слитностью произношения; работа над правильным звукопроизношением; дифференциация.

Конспект индивидуального занятия с ребенком с моторной алалией по теме «Домашние животные» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ, СТРАДАЮЩИМ МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ. Тема: «Домашние животные» Задачи: Образовательные: Активизировать.

Конспект занятия на подготовительном этапе с ребенком с дизартрией Конспект занятия на подготовительном этапе с ребенком с дизартриейТема: артикуляционная моторика, воздушная струя. Цель: подготовка артикуляционного.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука «З»» Тема: Автоматизация звука «з». Задачи: 1. Автоматизировать звук «з» в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать фонематический слух. 3.

www.maam.ru

Открой мне мир

Тема семинара: Адаптация ребенка с аутичными чертами в школе и на домашнем обучении.

Дети с Расстройством Аутистического Спектра (РАС) имеют специфические потребности и нуждаются в специальном подходе к обучению, что связано с особенностями обработки и обобщения информации. Это важно понимать и при обучении таких детей в классе и на дому. В большинстве своем лица с РАС понимают все буквально, нуждаются в визуализации информации и испытывают трудности с обобщением и переносом навыков. Также они имеют нежелательное поведение, на которое невозможно подействовать стандартными педагогическими стратегиями. Учителя, принимающие такого ребенка в свой класс или проводящие с ним уроки на дому должны проходить специальную подготовку.

Существует большее расхождение между аутичными детьми и их типичными сверстниками в отношении речевых, социальных, академических навыков, скорости обучения, запоминания новых навыков, обобщения и т.п. В связи с этим учитель должен получить ряд рекомендаций для модификации своих педагогических подходов.
Существует категория детей старшего возраста (7-9 лет), которые добились значительного прогресса в результате раннего вмешательства и коррекционных занятий. Тем не менее, они все еще значительно отстают от сверстников своего возраста (например, отстают на 1-3 года). Эти дети по-прежнему нуждаются в интенсивной коррекционной работе. Большинство из них испытывает необходимость и может получить пользу от социального опыта, который можно организовать в школьном классе (типичном или специализированном).
Большинство аутичных детей, определенных комиссией ПМПК в различные инклюзивные программы, обычно диагностированы как дети с синдромом Аспергера, высокофункциональным аутизмом или атипичным аутизмом. В отличие от детей с другими видами расстройств (например, с умственной отсталостью) у аутичных детей есть хороший потенциал преуспеть в освоении школьной программы.
С другой стороны — аутичные черты и проблемы восприятия становятся серьезным препятствием адаптации в школе в начале обучения. Затруднения в установлении контакта со сверстниками, поверхностные и специфические межличностные отношения могут стать причиной социальной отстраненности со стороны одноклассников. Ребенок, который игнорирует интересы сверстников, и характеризуется навязчивым поведением может оказаться изгоем в классе. Неадекватное поведение, даже в самой легкой форме — выкрикивания в классе или раскачивание на стуле — может раздражать учителя, и мешать вести урок. Не говоря уже о более серьезных формах проблематичного поведения — таких, как агрессия или аутоагрессия. Учитель может помочь соученикам аутичного ребенка принять его в классе, привыкнуть к «странностям» его поведения, научиться взаимодействовать с ним оптимальным образом, помогать и поддерживать его. Нежелание родителей «озвучивать» в классе особенности их ребенка или самоустранение учителя от регулирования отношений между детьми может «вынудить» одноклассников к испытанию, к попыткам провокации такого ребенка для того, чтобы самим понять как с ним общаться и тем самым снизить собственную тревогу.

Обучающий подход для аутичного ребенка должен учитывать эти и другие затруднения, и помимо помощи в освоении школьной программы — сосредоточиться на уменьшении нежелательного и неадекватного поведения, и на обучении навыкам социального взаимодействия и социальным правилам.

Задачи начального этапа обучения в школе для аутичного ребенка и его родителей:

А – непосредственно в школе

1. Привыкнуть к новой обстановке, освоить пространство школы. Научиться вести себя в столовой, в коридорах школы, в школьном туалете, в спортивном зале и в других помещениях.
2. Сформировать учебное поведение на уроке. Адаптироваться к «фронтальному» типу обучения. Обычно аутичные дети имеют только навык занятий «тет -а –тет» за столом со специалистом.
3. Научиться занимать себя на переменах.

Б — «Встроить» школьные дела в домашний режим.

1. Сборы в школу (сбор ранца с учебниками и другими школьными принадлежностями, подготовка школьной формы с вечера). А также проговариванием всех событий завтрашнего дня в школе (последовательности уроков, смены учителей, если есть уроки физкультуры, пения и т.п., занятия себя на каждой из перемен, похода в туалет на одной из них и т.п.)
2. Отдых и снятие напряжения после посещения уроков. Желательно позволить ребенку после школы в качестве поощрения заняться тем, что ему нравится (например, компьютер), ограничив доступ к нему в другое время дня.
3. Выполнение домашнего задания.
4. Эмоционально-позитивное проговаривание перед сном пережитых событий прошедшего школьного дня, подчеркивание того, что у ребенка получилось. Важно создать у него впечатление, что он справляется с новыми для себя школьными делами.

В – взаимодействие родителей со специалистами школы.

1. Информирование учителя об особенностях ребенка, его особых нуждах, возможных видах нежелательного и проблемного поведения и, найденных опытным путем способах его предотвращения.
2. Помощь в освоении пространства школы.
3. Беседы с учителем о состоянии текущих дел у ребенка.

Создание условий по адаптации аутичного ребенка в начале школьного обучения (по О.Никольской).
Адаптация в школе реализуется:
— в продуманной организации школьной жизни детей;
— в поддержке учителя;
— в индивидуальной работе, стимулирующей социальное, эмоциональное и личностное развитие детей;
— в поддержке их семей и координации взаимодействия родителей со специалистами;
— в помощи соученикам в понимании и принятии их особого одноклассника.
Ребенку с аутизмом в школе требуется.
• Ему будет легче адаптироваться, особенно в начале обучения, если в классе царит благожелательная и спокойная атмосфера: большинство срывов в поведении возникает на фоне общей напряженности, конфликтов взрослых с другими учениками.
• Известно, что сложившиеся отношения с учителем являются для этих детей мощным стимулом. Когда такой ребенок поступает в школу, то, как правило, он уже хочет быть школьником, стремится к детям и готов полюбить своего учителя. Он очень нуждается в эмоциональном контакте.
• В большей степени, чем другим ученикам, ему нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно, даже если это отмена сложной контрольной или неожиданная интересная экскурсия.
• Дополнительная индивидуальная помощь. Она необходима для определения подходящего ребенку режима освоения учебных навыков. Трудности могут и не появиться (часть детей уже при поступлении в школу владеют навыками чтения, письма, счета), но если появляются, то обычно связаны с прошлыми неудачными попытками обучения, с излишним нажимом, с нетерпеливостью родителей или учителей. Первой предпосылкой преодоления этих трудностей является опыт успешности, который мы должны дать ребенку.
• Психологическое сопровождение. Большинству таких детей потребуется помощь психолога в развитии представлений о себе и об окружающем, в понимании других людей, в овладении навыками коммуникации и взаимодействия, в преодолении бытовой неприспособленности и социальной наивности.
Как уже говорилось, к школьному возрасту многие дети с аутизмом хотят быть учениками и идти в школу. Как правило, они даже имеют некоторые школьные навыки: почти все знают буквы и цифры, порядковый счет, умеют читать, реже — писать и считать. Многие имеют хороший словарный запас и обширные знания в области своих увлечений, поэтому часто производят вполне благополучное впечатление при предварительном знакомстве. Практически все они имеют опыт индивидуального обучения и уже неплохо организуются на индивидуальных занятиях, тем не менее, их обучение в школе, в группе детей, сначала может складываться не очень гладко.
Из письма взрослой девушки с последствиями аутизма:
Даже если я просто зайду в школу, будучи взрослой, это вызывает у меня сильный стресс. Когда же я сидела в классе, будучи ребенком, это было настоящей пыткой.
Размер класса: многие люди начинают воспринимать каждого присутствующего человека по отдельности и в равной степени – их голос, какую одежду они носят, чем они занимаются, как пахнет их шампунь и мыло, их эмоциональные проявления.
Освещение: Яркое освещение может восприниматься как болезненное. Представьте, что вы гуляете в очень солнечный день без солнечных очков. С мигренью.
Цвет: Tам, где много разных людей, много разных цветов. Это зрительный «шум», который может быть избыточным для нас. Все дети носят одежду разного цвета, их движения вызывают различные тени и изменения в цвете одежды, учитель использует разные мелки для доски, на стенах висят яркие наглядные пособия, много красок на стеллаже для книг, чужие закладки, тетради и учебники – все это увеличивает цветовой шум.
Звуки: Мы слышим слова, которые говорит учитель, и мы должны их понимать, но мы в равной степени слышим голоса других учеников, тиканье часов, шуршание за другими партами, трение обуви о пол, шелест страниц тетрадок и учебников, людей в холле, скрип карандашей и ручек о бумагу, объявления по громкоговорителю, машины на улице (особенно если школа расположена рядом с оживленной дорогой), а также других учеников, которые обедают в столовой.
Что переживает аутичный ребенок в школе?
Помимо большого скопления людей в большом помещении, обилия звуков, запахов, многообразия цветов , мельканий от непрерывных движений окружающих людей, их эмоций, еще и восприятие самих себя:
Я голоден? Когда обед? Сколько еще осталось? Что мы будем делать сейчас? Что только что сказала учительница? Мне нужен другой карандаш. Когда мне заточить этот? У меня есть эти записи? Что сейчас делает моя мама? Я устал. Я не позавтракал. Лучше бы у нас были хлопья вместо яичницы с беконом. Моя бутылка с водой еще холодная? Когда будет обед? Я не забыл обед дома? В этих ботинках мне слишком жарко. Воротник этой майки колется. Учительница разозлится, если я срежу ярлычок с майки прямо сейчас? У меня голова болит. Мне нужно в медкабинет. Как туда идти вообще (размышления о дороге в медицинский кабинет)? Этот свет слишком яркий. У меня в глазах темно от такой яркости. Как странно. Почему так? Я что-то пропустил? Черт! Мы что, контрольную пишем?

Постараемся кратко перечислить, с чем на первых порах может столкнуться учитель. (Однако, описанные ниже трудности значительно могут быть сглажены уже в течение первого полугодия).
1) Такой ребенок, например, может вести себя как совсем маленький — с трудом сидеть некоторое время за партой, вставать, ходить по классу во время урока, играть во что-то свое. Но здесь учитель обычно все-таки справляется: с подобными «незрелыми» детьми он наверняка уже имел дело и постепенно усаживал их за работу.
2) Другие особенности могут быть более специфическими. Так, ребенок может как будто не обращать внимания на речевые обращения или показ учителя, может не выполнять инструкции: просто как бы не слышать и не видеть его. Однако это не вполне так: ребенок воспринимает происходящее, но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. Часто он хотя и с запозданием, но все-таки выполняет требование и отвечает на заданный вопрос. Иногда учитель специально, чтобы стимулировать ребенка к ответу, обращается к другому ученику и таким образом все-таки втягивает его во взаимодействие.
3) Задания ребенок может выполнять сначала медленно и неловко, как будто нехотя. Он может сидеть за партой, расслабленно развалившись и рассеянно глядя в сторону. Но это не самое главное: важно, чтобы он постепенно начинал все более стабильно работать на уроке.
4) Не стоит стремиться как можно скорее привести такого ребенка в порядок, заставить его вести себя на уроке абсолютно правильно. Торопливость в данном случае даст обратный результат: в напряженной ситуации он может больше пугаться, замолкать, уходить в себя и совсем переставать соображать или, наоборот, активно протестовать, шуметь и отказываться от работы.
5) Ребенок также может начать искать отдых и защиту в привычной стереотипной активности. Надо помнить, что перевозбуждение, внешне немотивированный смех или плач ребенка, как правило, связаны с его перегруженностью впечатлениями.
6) Учитель, для того чтобы терпеливо дозировать нагрузку на ребенка, нуждается в постоянной поддержке психолога, в совместном анализе возникающих проблем, дающем понимание, что стоит за неправильным поведением ребенка.
Трудности от общества соучеников
Дети с аутизмом характеризуются значительной психической незрелостью, утомляемостью, пресыщаемостью, особой возбудимостью, зависимостью даже от легкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды и требуют бережного к себе отношения. С возрастом они становятся, как правило, более выносливыми.
В начале обучения все эти трудности многократно усугубляются: все необычное, как известно, является для этих детей очень сильным стрессовым фактором. В этой новизне самым острым переживанием для такого ребенка является общество других детей. Поэтому, даже если его поведение вполне адекватно дома и на индивидуальных занятиях, в классе он может легко возбуждаться, приходить в восторг от шалостей одноклассников, хохотать, когда все уже успокоились и пытаться повторять их «шутки». И хотя это, безусловно, осложняет жизнь класса, важно помнить, что наш ребенок только начинает подражать детям, это его первые опыты быть «как все» и, если он не пройдет их, трудно ждать, что он начнет следовать правильным образцам поведения. Понятно, что при всем при этом надо сохранить нормальные условия обучения для других, обычных детей.
Помощники учителя – школьный психолог и тьютер.
Психолог может помочь, организуя процесс постепенного подключения ребенка к общим занятиям, сначала к тем урокам, к которым он уже подготовлен индивидуально. В идеале, конечно, введение такого ребенка в класс пройдет более гладко, если временно на уроке будет присутствовать тьютер, помогающий ребенку организовать себя. Иногда роль «ассистента учителя» с удовольствием выполняет ближайший сосед (чаще соседка) ребенка по парте, и эту ситуацию, как нам кажется, можно успешно использовать.
Привыкание — не единственная причина того, что поведение таких детей постепенно становится все более нормальным. Самым важным является то, что они постепенно усваивают стереотип урока и следование этому стереотипу начинает охранять их от поведенческих срывов. Известно, как такие дети дорожат освоенным порядком.
С самого начала посещение школы может стать основным смыслом жизни ребенка. Но это проявляется дома, а в школе из-за его неорганизованности, неумения владеть собой учитель часто не может оценить степень заинтересованности ребенка в учебе. Если учитель будет знать, что происходит с ребенком дома, то поймет, что его терпение и усилия не напрасны.
Педагоги и психологи должны также помнить о повышенной чувствительности, ранимости, возможно, брезгливости такого ребенка. На уроке труда дети могут отказываться работать с красками, с клеем, для них может быть неприятным посещение столовой и туалета.
Часто страхи и негативизм ребенка связаны с предыдущими неудачами и слишком большим нажимом взрослых в обучении. Он может, например, категорически отказываться брать в руки ручку, моментально тупеть, переставать слышать и видеть учителя при словах «давай посчитаем». В этом случае напряжение ребенка постепенно уходит, если мы сами остаемся спокойны и предлагаем ему адекватную помощь, позволяющую ощутить себя успешным. Например, сначала можно при письме поддерживать его руку, а затем постепенно уменьшать помощь. Иногда важно сначала создать для ребенка впечатление, что он справляется с заданием, а затем, уже на фоне этого «успеха», начинать действительную отработку навыка.
При организации урока важно также помнить, что тормозимость, неуверенность ребенка делают для него крайне трудной ситуацию самостоятельного выбора или принятия решения. Необходимость ответить на простой вопрос (что ты хочешь? что будешь делать?) заставляет его испытывать дискомфорт, часто он говорит что-то наугад, чтобы просто выйти из неприятной напряженной ситуации. Трудности самостоятельного выбора могут сохраняться у таких детей надолго, поэтому даже в старшем возрасте использование тестов на уроке должно специально оговариваться с психологом. Без индивидуальной психологической подготовки представленные варианты возможных ответов не облегчают им ответ, не становятся для них подсказкой, как это бывает с обычными детьми, наоборот, часто дезориентируют.
В связи с огромной неуверенностью ребенка в себе рискованно, по крайней мере в начале обучения, пытаться стимулировать его, предлагая новое, «очень трудное», «самое трудное» задание. То, что у обычного ребенка естественно вызывает азарт и стремление испытать себя, у аутичного часто провоцирует панический отказ. Дети с трудом переносят свои «провалы», и, чтобы не множить дезорганизующий отрицательный опыт, нужно сглаживать эти неприятные впечатления. Характерно, что более эффективно здесь будет не утешать и успокаивать ребенка, потому что это может только концентрировать его на переживании неудачи, а положительно характеризовать процесс обучения, находя в действиях ученика все новые признаки продвижения вперед.
Стереотип урока помогает справиться и с появляющейся у таких детей в определенный момент их развития эгоцентричностью, в норме характеризующей более ранние этапы детства. Они могут стремиться удержать на себе внимание учителя (постоянно отвечать, выходить к доске) и горько обижаются, если их игнорируют. Иногда может обостренно проявляться желание быть самым успешным, самым умным. Возможны ревность, гнев, даже агрессия и самоагрессия в случае, когда учитель хвалит другого ученика. В этом случае установленный порядок взаимодействия, привычная очередь в ответах, которую признает и ценит ребенок, тоже поможет всем выйти из затруднения.
Похвала же является вообще не очень надежным регулятором поведения такого ребенка на уроке. Обычно, поступившие в школу дети с аутизмом уже правильно реагируют на положительную оценку взрослого, и она адекватно работает на индивидуальном занятии. На уроке же похвала сначала может и дезорганизовать такого ребенка. То есть, конечно, он должен ощущать себя гарантированно успешным, но хорошая оценка не должна даваться учителем слишком эмоционально, что может перевозбудить ребенка. Скорее, она тоже должна быть спокойно ожидаемой ребенком: конечно, всем известно, что он хороший ученик.

Если ребенок будет обучаться на дому.

Ребенка следует подготовить к встрече с учителем и занятиям с ним. Можно использовать для этого метод расписаний.

Необходимо оборудовать специальное место в квартире, где будут проходить занятия:
1) Убрать излишнюю сенсорную стимуляцию. Стол расположить так, чтобы перед глазами ребенка была стена, посадить ребенка спиной к комнате.
2) Подготовить полки для учебных пособий, расположив их слева от ребенка.
3) Родитель должен присутствовать при занятиях и в первое время помогать учителю. Например, расположившись за спиной ребенка помогать ему выполнять инструкции учителя, действуя руками ребенка.
4) Обсудить с учителем использование поощрения ребенка за учебные действия.
5) Информирование учителя об особенностях ребенка и обязательно о видах проблемного поведения и способах его купирования.

Этапы взаимодействия учителя с ребенком в домашних условиях.

1) Этап совместных действий. Проходит в игровой зоне. Присоединение учителя к игре ребенка и стимулирование его к простым совместным действиях (передать игрушку, собрать что-то вместе с учителем в емкость и т.п.). Важно, чтобы ребенок пережил приятные эмоции от нахождения рядом с учителем.
2) Этап предучебных действий. Находясь преимущественно в игровой зоне с ребенком, учитель постепенно вводит задания, аналогичные учебным (рассматривают книжку, классифицируют карточки и т.п.). Переодически присаживаются за учебный стол и выполняют там одно-два игровых задания.
3) Этап учебных действий в оборудованной родителями «учебной зоне». Ребенок должен видеть, сколько заданий ему предстоит выполнить. Выполненные задания перекладываются слева направо.

Если ваш учитель не был специально подготовлен к работе с аутичным ребенком, можно предложить ему получить консультацию психолога – ведущего сопровождение семей, воспитывающих ребенка с аутичными чертами, по вторникам и четвергам по телефону (8-345-2) 50-72-27 или на личной встрече.

Ведущая РШ
Клинический психолог О.А. Калиниченко

* РШ — РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА для семей, воспитывающих ребенка с аутистическими чертами.
Адрес: ул. Герцена, 74, кабинет 213 (амбулаторно-поликлиническое отделение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница»)

omm72.ru

Конспект занятия для педагогов «Аутизм. Пути коррекции»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Коррекционная работа с аутичными детьми.

Исследования таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Г. М.Дульнев и существующий опыт коррекционной работы показывают, что в основу такой работы должны быть положены следующие принципы:

принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок. Уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности — основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы)

принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития)

принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. Его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями)

принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком)

принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию)

Аутизм — это медицинский диагноз, и, конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача — определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов. Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно — с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.

Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе детского сада или в классе. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога — выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. В нашей практике были случаи, когда сравнительно «благополучные» аутичные дети попадали к врачу только перед поступлением в школу. Если бы педагоги заметили проблемы этих детей раньше и посоветовали родителям обратиться к специалистам, наверное, адаптация ребенка к школьному обучению проходила бы более гладко.

Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным — тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

3. Работа с родителями.

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит не один год.
Услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления работы.
Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком. Существует целый ряд исследований, посвященных проблемам психологического функционирования семей, имеющих аутичных детей. В них отмечается, что каждая такая семья, сталкиваясь с экстраординарными проблемами, испытывает хронический стресс, тяжесть которого зависит от тяжести состояния и возраста ребенка. Стресс в большей степени проявляется у матерей, которые не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени, но и демонстрируют очень низкую самооценку в связи с тем, что недостаточно хорошо, по их мнению, выполняют свою материнскую роль. Воздействие хронического стресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность.

Постоянное взаимодействие с родителями аутичного ребенка одна из основ коррекционной работы. И наша задача, научить родителей взаимодействию с их ребенком, помочь им установить с ребенком эмоциональный контакт. Одна из форм установления контакта ребенка и матери – это холдинг – терапия. Метод разработан доктором M . Welch (1983). Как психотерапевтическая техника, холдинг выглядит очень просто. В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

Итак, холдинг – терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга – удержание ребенка на руках у матери до его полного расслабления (физического и эмоционального). Очевидно, что нормальное полнокровное развитие ребенка не возможно без установления тесной связи, в первую очередь, с матерью. От контактов с матерью ребенок гармонично переходит к контактам с обществом.

Врачи чаще всего назначают своим пациентам, страдающим данным заболеванием, препараты из группы нейролептиков и стимулянтов, которые помогают немного успокоить больного и сделать его поведение менее невыносимым для окружающих. Но эти методы никак не помогают аутисту найти общий язык с обществом.
Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.

По данным ученых органы желудочно-кишечного тракта у больных аутизмом не перерабатывает некоторые виды протеинов пищи, в том числе белок, присутствующий в молочных продуктах и в злаках. Не переработанные остатки этих веществ находятся в крови аутиста и нарушают работу его головного мозга, вызывая эйфорию. Именно поэтому аутисты так привязаны к молочной и мучной пище.

Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения. В свою очередь, выбор направления будет зависеть от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом — снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий.

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет работать с группой детей.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.
Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр.
Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.

Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они всегда стремятся выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на ваши слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу.

Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.

Итак, приемы коррекционной работы с аутичными детьми.

На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды — ребенок сможет включиться в общую деятельность.

Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Поэтому некоторые релаксационные игры будут полезны в работе с аутичными детьми.

Как отмечалось выше, детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
Регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств.

Известно, что рисунок часто используется в практике психологической коррекционной работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения. Однако традиционно психотерапевтические возможности рисования раскрываются преимущественно в русле арттерапии: это установление и развитие контакта с ребенком, повышение его психического тонуса и соответственно активности, облегчение вывода во вне его внутренних переживаний, уменьшение аффективной напряженности, тревожности, страхов, агрессии. Обязательным условием при этом является такая организация ситуации взаимодействия, когда ребенок начинает рисовать самостоятельно, выражая свое состояние в цвете, в интенсивности линий. Позиция же психолога – побуждение ребенка к рисованию без активного вмешательства в сам процесс.

При работе с аутистами речь идет о принципиально другом подходе к использованию рисунка – о совместном с ребенкомсюжетном рисовании. При этом взрослым, рисующий для ребенка или совместно с ним, берет инициативу на себя – он рисует и одновременно эмоционально комментирует, наполняя изображение смыслом. Рисуя, взрослый проговаривает, изображает и тем самым организует события жизни и значимые впечатления ребенка, эмоционально заражая, помогает ему осмыслить его индивидуальный аффективный опыт. Таким образом, процесс сюжетного рисования по своему содержанию является аналогом формирования сюжетной игры и сочетается с ней.

Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия.

Многие специалисты отмечают важность использования музыкальных средств в коррекционной работе с аутичными детьми. Это направление выделяется как подкрепленная музыкой коммуникативная терапия.

Этот метод берет начало в подходе, который предполагает, что нормально развивающиеся младенцы чрезвычайно предприимчивы в своих социальных взаимоотношениях. Младенец от рождения обладает способностью использовать невербальные навыки общения, такие как, контакт глаз, хватание, положение головы и тела, улыбка. Таким образом, ребенок способен не только сам реагировать на взрослого, но и предлагает взрослому откликнуться на его призывы.

Целью программы является предоставление аутичному ребенку определенных рамок, в которых он мог бы почувствовать свои возможности, которые для нормального младенца являются естественным видом коммуникации, и таким образом создать паттерн диалогического общения для дальнейшего речевого развития. Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, визуальный контакт и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах, таких, как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т.д. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу.

Данный вид терапии отличается от традиционной музыкотерапии тем, что здесь основная цель музыкального воздействия заключается в создании отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все свое время.

Совместные занятия ребенка с учителем и музыкотерапевтом позволяют: во-первых, формировать навыки музыкальной помощи в общении, которое более всего на данный момент необходимо ребенку. Учитель в дальнейшем может использовать в своей работе ритмы и диалоги, проработанные в музыкальной комнате. Причина, по которой музыка становится помощником, объясняется тем, что она более гибкая,чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании с движениями.

С помощью музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе является аналогом активной речи.

Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта.

Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.

infourok.ru