Конспекты по заиканию у взрослых

1. Подготовка плана и конспекта занятия, использование консультаций, литературы, степень освоения конспекта, знание состава детей группы.

2. Соответствие темы, цели и содержания занятия программе, перспективному плану работы, речевому профилю и возрасту детей данной группы; дозировка нового материала, связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, правильность подбора лексического материала, единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

3. Организация занятия: количество детей, эстетичность обстановки, оборудование занятия, качество наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы занятия, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа занятия к другому, продолжительность всего занятия и его этапов, своевременность проведения физкультминутки, подведение итогов занятия, соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Методы и приемы обучения: разнообразие, взаимосвязь, обоснованность, приемы привлечения внимания детей, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утомляемости детей, методика использования оборудования, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, воспитательные моменты, применение специальных методических приемов, контроль за речью детей, выявление и своевременное исправление допущенных ошибок, адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и особенностей личности каждого ребенка, доступность и четкость формулировки вопросов, наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов, включение элементов рациональной психотерапии.

6. Качество работы, речь и поведение детей в процессе занятия, заинтересованность, активность, сосредоточенность, устойчивость их внимания в начале занятия и на остальных этапах, причины отклонений в поведении и деятельности детей, проявления заикания и их причины, качество знаний, умений и навыков, полученных и закрепленных детьми на занятии.

7. Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение организовывать детей для работы, повышать их активность, интерес и внимание, умение найти правильный подход к отдельным детям с учетом их индивидуальных способностей, настойчивость в достижении цели, педагогический такт. Внешний вид и речь логопеда (доступность, логичность, эмоциональность и краткость речи логопеда, дикция, сила голоса, темп, ритм, интонационная выразительность речи).

8. Результаты занятия (выполнение плана, достижение цели, эффективность использования приемов).

9. Педагогические выводы и предложения (положительные стороны и недостатки занятия, предложения по закреплению положительных сторон и рекомендации по дальнейшему совершенствованию).

4.3 Задания для самостоятельной работы

1. Конспектирование специальной литературы.

2. Составить таблицу “Сравнительная характеристика заикающегося с невротической и неврозоподобной формами речевой патологии”.

3. Составить протокол обследования заикающихся детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготовить материалы для обследования.

4. Составить таблицу “Основные направления комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми”.

5. Оформить план-конспект просмотренных занятий с заикающимися дошкольниками с подробным его анализом.

6. Составить таблицу “Этапы логопедической работы с заикающимися дошкольниками” с отражением в ней программного содержания и коррекционных задач каждого этапа.

7. Разработать конспект логопедических занятий на различных этапах коррекционного обучения.

8. Подобрать игры и упражнения для осуществления коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками, направленной на нормализацию общего и речевого поведения.

9. Конспектирование программно-методической литературы.

10. Составить на основе протокола обследования развернутую психолого-педагогичсскую характеристику заикающегося ребенка с логопедическим наблюдением и перспективным планом коррекционного воздействия.

11. Составить таблицу “Этапы логопедической работы по коррекции заикания у учащихся общеобразовательной школы” с отражением в ней основных задач, моделей общения и речевого поведения учащихся на различных этапах коррекционного воздействия.

12. Составить таблицу “Система логопедической работы по исправлению заикания у школьников в процессе обучения” с отражением в ней задач и краткого содержания периодов коррекционного обучения.

13. Составить развернутую психолого-педагогическую характеристику обследованного учащегося с логопедическим заключением и перспективным планом коррекционного воздействия.

14. Составить план-конспект просмотренного логопедического занятия с заикающимися школьниками с подробным его анализом.

15. Составить таблицу “Основные направления комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками”.

16. Составить развернутую психолого-педагогическую характеристику заикающегося подростка.

17. Составить план-конспект просмотренных занятий с заикающимися подростками с подробньш его анализом.

18. Составить таблицу “Этапы комплексной лечебно-педагогической работы по устранению заикания у взрослых”.

19. Составить план-конспект просмотренных занятий с заикающимися взрослыми с подробным его анализом.

20. Составить таблицу “Организация логопедической помощи заикающимся”.

21. Подготовить текст беседы с родителями и воспитателями “О заикании у детей”.

4.4. Контрольные вопросы по курсу “Заикание”

1. Каково строение периферического речевого аппарата?

2. В чем состоит различие между непроизвольными и произвольными движениями? К какому типу движений относится речевая артикуляция?

3. Назовите основные параметры акустических характеристик устной речи.

4. Дайте определение плавности речи.

5. Какие положения П.К. Анохина составляют основу представлений о функциональной системе речедвигательного акта?

6. Как можно применить положения о функциональной системе П.К. Анохина к пониманию патогенетических механизмов заикания?

7. Какими параметрами характеризуется крик здорового ребенка? Какую основную функцию он несет?

8. В каком возрасте появляются у ребенка гуление и лепет и чем они различаются?

9. Как соотносятся фазы моторного развития ребенка с фазами речевого развития? До какого возраста прослеживается их сопряженность?

10. Назовите основные этапы развития речи ребенка.

11. Почему возраст от 1 до 6 лет является сензитивным периодом в развитии речи?

12. Что такое физиологические итерации? В какой период развития речи они возникают?

13. Дайте определение заикания.

14. Назовите основные клинические признаки заикания.

15. Дайте характеристику основных признаков судорожной активности мышц периферического речевого аппарата.

16. Охарактеризуйте речевое дыхание у заикающихся.

17. Назовите симптомы логофобии. В каком возрасте заикающихся она проявляется?

18. Охарактеризуйте типы течения заикания.

19. Объясните какова роль генетических механизмов в развитии заикающихся.

20. Опишите роль биологических и социальных факторов в развитии заикания.

21. Какова роль индивидуальных особенностей речевого онтогенеза в возникновении заикания?

22. Назовите факторы риска, которые могут способствовать возникновению невротических и неврозоподобных форм речевой патологии.

23. Дайте определение невротической и неврозоподобной форм заикания.

24. Перечислите факторы риска возникновения невротической формы заикания у детей.

25. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей, с невротической формой заикания.

26. Каковы особенности психического состояния детей до и после появления невротической формы заикания?

27. Какова динамика невротической формы заикания? Возможна ли “спонтанная” нормализация речи? Что способствует хронификации данной речевой патологии?

28. Каковы особенности поведения дошкольников, страдающих невротической формой заикания?

29. Расскажите, как влияет логофобия на поведение подростков и взрослых.

30. Каковы особенности поведения подростков, страдающих невротической формой заикания?

31. Перечислите факторы риска у детей с неврозоподобной формой заикания.

32. Каковы особенности раннего психомоторного и речевого развития детей с неврозоподобной формой заикания?

33. Опишите динамику неврозоподобной формы заикания.

34. Каковы особенности поведения дошкольников и детей подросткового возраста, страдающих неврозоподобной формой заикания?

35. Каково своеобразие формирования программы действия в речедвигательной функциональной системе при невротическом заикании?

36. Расскажите, как проявляется сосуществование двух (нормальной и патологической) программ действия в речевой функциональной системе при невротическом заикании. Каковы условия их проявления?

37. Каковы отличия от нормы в формировании речедвигательной функциональной системы у детей с неврозоподобной формой заикания?

38. Обоснуйте принципы дифференцированного психолого-педагогического воздействия на заикающихся с разными клиническими формами заикания.

39. Какие меры необходимо предпринять при “остром” начале заикания у детей дошкольного возраста?

40. Какова организация логопедических занятий с заикающимися дошкольниками, страдающими невротической формой заикания?

41. Раскройте значение психотерапии в системе реабилитации заикающихся с невротической формой заикания.

42. В чем состоит прием угашения страха речи у взрослых заикающихся?

43. Осветите систему функциональных тренировок и их роль в реабилитации заикающихся.

44. Каково значение логоритмики в системе коррекционных воздействий на заикающихся.

45. Раскройте основные принципы комплексной психолого-педагогической реабилитации заикания.

46. Каковы основные направления коррекционно-педагогического воздействия при неврозоподобной форме заикания?

47. Определите значение логоритмики в системе реабилитационных мероприятий при невротической и неврозоподобной формах заикания.

48. Каково значение индивидуальных логопедических занятий при неврозоподобной форме заикания?

49. Перечислите методические приемы формирования навыка плавной речи.

50. Обоснуйте необходимость применения методического приема торможения речедвигательных стереотипов.

51. Как организовать охранительный режим для заикающихся дошкольников, подростков, взрослых?

52. Какие существуют методы регуляции эмоционального состояния у заикающихся?

53. Назовите основные методические приемы формирования речевого дыхания у заикающихся.

54. Опишите основные приемы формирования навыков рациональной голосоподачи и голосоведения у заикающихся.

55. Опишите основные методические приемы развития просодической стороны речи у заикающихся.

56. Назовите основные направления работы по развитию моторных функций организма у заикающихся.

57. Каковы основные этапы развития планирующей функции речи?

58. Каковы задачи воспитания личности заикающихся?

59. Опишите основные приемы воспитания личности дошкольников.

60. Назовите и дайте содержательную характеристику основных видов психотерапии, используемой при реабилитации заикающихся.

61. Раскройте основные положения комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, предложенной Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay.

62. Раскройте основные положения психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, разработанной В.И. Селиверстовым.

63. Раскройте основные теоретические положения, разработанные Р.Е. Левиной, используемые в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками и школьниками (методики Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой).

64. Раскройте основные положения системы психолого-педагогнческой реабилитации, разработанной В.М. Шкловским.

65. Раскройте основные положения системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной коллективом “Лаборатории патологии речи” под руководством Н.М. Асатиани.

66. Каковы основные направления системы социореабилитации взрослых заикающихся, разработанной Ю.Б. Некрасовой.

67. Раскройте основные положения “Комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании”, разработанной Л.3. Арутюнян.

68. Перечислите основные направления профилактики заикания.

69. Каково значение двуязычия в семье, как фактора риска возникновения заикания? Опишите пути профилактики нарушения развития речи.

70. Раскройте значение воспитания личности при профилактике заикания.

71. Раскройте роль речевого окружения в профилактике заикания.

72. Перечислите основные направления логопедической работы по профилактике хронификации заикания.

73. Как предупредить рецидивы заикания?

74. Каковы могут быть меры по предупреждению нарушений социальной адаптации заикающихся дошкольников, подростков и взрослых?

Практический материал, используемый в работе с заикающимися

Методический материал для практической работы с заикающимися представлен в литературе достаточно широко. Здесь приводятся основные типы упражнений, которые помогут практически освой гь основные логопедические технологии, применяемые в работе с заикающимися.

Приложение № 1. Приемы активизации невербальных способов общения

Упражнения для заикающихся дошкольников (М И. Чистякова. Пснхогимнастнка М., 1990)

Методические рекомендации: содержание этюдов не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в каком-нибудь этюде ситуация — это лишь “закваска” для создания множества вариантов на заданную тему.

Упражнение № 1. Лисичка подслушивает

(для детей 3-4 лет)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен кпереди.

Упражнение № 2. Удивление

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Упражнение № 3. Цветок

Теплый луч ) пал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Упражнение № 4. Смелый заяц

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Упражнение № 5. Два сердитых мальчика

(для детей 4-5 лет)

Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся.

Упражнение № 6. Негаданная радость

(для детей 5-6 лет)

В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк!

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.

studfiles.net

План-конспект занятия по логопедии по теме:
Занятие по преодолению заикания «Зимушка-Зима»

Данное занятие разработанно для детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Занятие по преодолению заикания «Зимушка-Зима»

Цель: выработка навыков выразительного чтения стихотворения.

Коррекционные задачи: снятие судорожных задержек, стабилизация темпа и ритма речи, формирование навыков плавной, слитной, выразительной и естественной речи в разнообразных условиях общения, коррекция пространственной ориентации, коррекция логического мышления, долговременной памяти, произвольного внимания.

Образовательные задачи: повышения уровня языковой компетенции ( лексически оправданное употребление слов).

Воспитательные задачи: воспитание контроля за собственной речью, воспитание любви и бережного отношения к природе.

-положите большую снежинку слева от маленькой, но справа от сосульки.

-посмотрите и попробуйте отгадать о чему будет посвящено занятие.

Падает снег (удивились –наморщить лоб)

Какие чудеса (зажмурить глаза,открыть0

Подуем на снежинку (губы трубочкой, тихонько дуть)

Поймаем снег Да-Да! Сжать кулаки, расслабить)

Дыхательные упражнения ( снежинки, пластиковые бутылочки с пенопластом внутри и трубочки)

-Пришла зима, начался снегопад. Подул ветерок, и снежинки закружились

(нужно дуть так чтоб снежинки не упали со стола на пол)

— Вот наступил февраль, и подули сильные ветра и снежинки закружились в вихре

(нужно дуть в трубочку, чтобы получилась снежная буря)

«Зима на опушке жила в снежной избушке2

Изображения: морозная, белая, холодная, пушистая, долгожданная.

Упражнения на голосоведение

А давай покажем, как завывает за окном метель

-соединить в одну линию звучание гласных со звуком «У»

Произносим звуки тихо, громко по стрелке.

Артикуляционные упражнения
На качелях мы качались и друг другу улыбались (упражнение «Качели»)

Не нужны сейчас улыбки делай ротик, как у рыбки (губы сжаты, щёки втянуты)

Наливаем воду в бочку надуваем сильно щёчки (рот закрыт, губы плотно сжаты, щёки надуть)

Зубки мы с мыкаем и крепкий заборчик получаем (смыкаем зубки)

Иу-иу взяли в садик мы дуду (раздвинуть губы в широкой улыбке, затем втянуть вперёд)

Послушаем, как наступает зима.

-логопед играет ритм, обучающийся повторяет.

Давай, прогуляемся по зимнему парку (10 маленьких снежинок,5 больших снежинок, на больших снежинках нужно постоять подольше)

На каждое слово шаг вперёд

Падает, падает снег

В нашем саду снегопад

Белые, белые снежинки

По ветру вьются, летят

Работа над интонацией и выразительностью речи (изображения)

«Посмотрите, лес снегом одет.»

Что ты прочитал?

С какой интонацией ты прочитал предложение?

-Прочти предложение с вопросительной интонацией.

-С восклицательной интонацией.

-А как ты думаешь какая интонация правильная?

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Чтение отрывка стихотворение логопедом «Вьюга»

Ой, ты вьюга, вьюга, вьюга,

Где была ты ночью, ну-ка?

Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила,

Разодела их в меха.

И мороз им – чепуха!

Чтение стихотворения ребёнком

Прочитай слова медленно по слогам вставляя согласные буквы «х, р, ш»

nsportal.ru

Конспект занятия: Комплексный подход к преодолению заикания

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

БПОУ ОО «МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕЖД»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОСНОВАМ ЛОГОПЕДИИ С ПРАКТИКУМОМ

ТЕМА: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

ПОДГОТОВИЛИ: ТЮНИНА Л.А. ,преподаватель

СУСЛОВА С.С., педагог- психолог

Тема: Комплексный подход к преодолению заикания

Цель: закрепить знания студентов в комплексном подходе коррекции заикания

— закрепить полученные знания по коррекции заикания у детей дошкольного возраста;

— формировать практические умения и навыки в проведении комплексов артикуляционной гимнастики;

— развивать способность определять задачи логопедического занятия через просмотр видеофрагментов;

— формировать творческие способности студентов через изготовление «лепбуков»;

— воспитание устойчивого интереса к получению знаний по предмету «Основы логопедии с практикумом» и потребности в психолого- педагогическом образовании;

— продолжить работу по формированию способности к рефлексии;

— совершенствовать умение у студентов оценивать свои знания и знания сокурсников.

— развивать аналитические навыки.

— познакомить с системой «БОС»

Тип урока: практическое занятие интегрированого типа

Постановка целей и задач урока.

Проверка теоретических знаний с помощью интерактивной игры « Кто хочет стать миллионером»

Инструктаж к выполнению практических заданий.

Выполнение практических заданий.

Знакомство с системой «БОС» и работа с ней по развитию навыков диафрагмального дыхания.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал ( критерии оценки заданий), зеркала для артикуляционной гимнастики.

Литература к уроку:

Организационный момент. — Здравствуйте. Сегодня у нас с вами практическое занятие тема которого: «Комплексный подход к преодолению заикания». Вы разбиваетесь на две группы с помощью жребия и занимаете свои места.

Постановка целей и задач урока. На практическом занятии мы закрепим знания о комплексном подходе преодоления заикания. Вы будете проводить комплексы артикуляционной гимнастики и логоритмические упражнения, составлять «лепбуки» по теме «заикание».

Проверка теоретических знаний. Игра « Кто хочет стать миллионером». В игре 14 вопросов, из каждой подгруппы выходят студенты по одному и отвечают на вопросы. Победит та команда, которая наберет больше баллов.

— Уважаемые студенты, мы с вами изучали в чем заключается комплексный подход в преодолении заикания. Назовите важные составляющие этого подхода ( медикаментозный, логопедический, психотерапевтичесий). Нас с вами будут интересовать два подхода: логопедический и психотерапевтический. Сейчас вы потренеруетесь в проведении артикуляционной гимнастики.

Следующее задание. Проведение каждым студентом из подгруппы артикуляционных упражнений направленных на преодоление заикания. (оценивается проведение с помощью критериев).

Выполнение логоритмических упражнений. Также оценивается проведение с помощью критериев.

— Спасибо. Все справились с заданием, но необходимо поработать над четкостью выполнения артикуляционных упражнений.

— Предлагаю вам фрагмент логопедического занятия по преодоления заикания. Просмотрев его вы должны определить задачи, которые ставились логопедом в ходе занятия. (фрагмент занятия).

Сегодня мы с вами будем учиться создавать «лепбуки». Посмотрите на экран что это такое. ( Создание «лепбука»).

Мы с вами знаем, что в комплексный подход в преодолении заикания входит и психотерапевтическая помощь. У нас в гостях присутствует психолог из Санкт- Петербурга Суслова С.С. Она познакомит нас с системой «БОС» и расскажет о психотерапевтической коррекции заикания.

Психолог: Добрый день, уважаемые студенты, коллеги! Разрешите представить вашему вниманию «продукт» научно – производственной фирмы «Амалтея» г. Санкт- Петербург. Это программа «Волна», основанная на методе БОС.

«Наша жизнь помещается в отрезок

времени от первого вздоха в момент

рождения до последнего выдоха в мо-

мент смерти. Дыхание естественно,

В современной педагогике, как в нашей стране, так и за рубежом, актуальными являются вопросы здоровья ребенка, его адаптации и социализации в окружающей социальной и экологической среде. К сожалению, в настоящее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями чтения, письма, речевыми расстройствами, протекающими зачастую на фоне соматических и вегетативных дисфункций, и сопровождающихся, как правило, расстройствами эмоционально-волевой и поведенческой сферы, что влияет на качество образовательного процесса, а также на социальную адаптацию индивидуума . Уровень адаптации во многом зависит от уровня речевого развития учащегося, так как в процессе формирования человека как личности важнейшая роль отводится способности говорить, формулировать и выражать свои мысли. Поэтому очень важным является формирование взаимодействия в ходе коррекционно-развивающего обучения трех основных функций речи: коммуникативной, когнитивной и регулирующей .

Основной целью программы «Волна» является обучение ребёнка навыку правильного, оптимального типа дыхания.

Занятия по программе «Волна» способствуют решению таких актуальных и значимых для развития ребёнка задач , как:

— Оптимизация психофизиологического состояния (оздоровление) часто и длительно болеющих детей;

— Профилактика стрессогенных заболеваний;

— Создание благоприятных условий для нервно-психического развития

— Нормализация психоэмоционального состояния

— Коррекция нарушений поведения

— Улучшение концентрации внимания, памяти, работоспособности.

Метод биологической обратной связи (функционального биоуправления) и его применение в работе по формированию диафрагмально-релаксационного дыхания в коррекционно-развивающей работе с учащимися.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом.

Существует три основных типа дыхания:

-верхнее дыхание (ключичное):

-среднее дыхание (рёберное или грудное):

-нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

Верхнее дыхание, очевидно, «наихудшее», с физиологической точки зрения, дыхание.

Грудное дыхание (среднее) более глубокое, при нем заполняются воздухом верхние и средние отделы лёгких. Грудной тип дыхания является самым распространённым, но, в то же время, даёт значительную нагрузку на дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы.

Диафрагмальное дыхание является самым глубоким, при этом заполняются воздухом также и нижние отделы лёгких. При диафрагмальном дыхании лёгкие имеют больше свободы действия. Поэтому воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании.

Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания.

По классификации Овсянникова, диафрагмальное дыхание является, по результатам многих исследований, наиболее оптимальным и эффективным типом дыхания для человека. Именно диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным способом регуляции своего состояния. За счёт наиболее полного насыщения лёгких кислородом при диафрагмальном дыхании частота дыхательных движений сокращается, снижается физическое и эмоциональное напряжение.

При диафрагмальном дыхании: вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом: выдох плавный, удлинённый, осуществляется преимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом.

Следует подчеркнуть, однако, что строгого разделения типов дыхания не существует. Диафрагмальное дыхание не есть нечто искусственное и ненормальное. Напротив, это прямое возвращение к природе. Здоровый взрослый дикарь и здоровый ребенок цивилизованных народов дышат именно так, но цивилизованный человек, привыкая к ненормальному складу и ритму жизни, теряет нормальное дыхание.

Регуляция дыхания является самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению состояния общей релаксации.

Технология диафрагмального дыхания.

Использование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания способствует формированию нового функционального состояния, которое характеризуется уравновешиванием процессов торможения и возбуждения и позволяет снизить избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую.систему.

Таким образом, создаются оптимальные условия для поддержания гомеостаза. При формировании такого функционального состояния центральная нервная система, осуществляющая общую регуляцию всех процессов жизнеобеспечения, обучается поддерживать этот режим функционирования уже самостоятельно.

Овладение навыком позволяет реализовать этот тип дыхания произвольно, в любых ситуациях и с постоянно успешным результатом. Таким образом, результатом выработки навыка диафрагмально-релаксационного дыхания становится не только улучшение функционального состояния, но и приобретение обучившимся эффективного инструмента саморегуляции психофизиологического и психоэмоционального состояния.

Именно диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого при борьбе с чрезмерным напряжением и стрессом.

Инструкция: «Сядьте в кресле удобно, слегка откинувшись на спинку, мышцы спины, ног и рук должны быть расслаблены. Вдох делается через нос, без напряжения, комфортно. На вдохе живот надувается. Одну руку можно положить на грудь, вторую на живот. При вдохе необходимо контролировать, чтобы рука, лежащая на животе, двигалась, а та, которая расположена на груди, оставалась в покое. Выдох производится через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением. Брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. С каждым выдохом необходимо расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное. Соотношение вдоха и выдоха должно быть 1:2 (то есть выдох в два раза дольше чем вдох. Постепенно можно пытаться делать выдох ещё дольше, добиваясь соотношения 1:3 (выдох в три раза дольше вдоха). Такое дыхание называется диафрагмально-релаксационным, оно способствует не только успокоению и нормализации работы сердца, но и более глубокому расслаблению».

Программа «Волна» реализует метод функционального биоуправления , основанный на использовании феномена биологической обратной связи.

Биоуправление – это направленное изменение физиологических параметров организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении.

«Дыхательная гимнастика с использованием музыкотерапии»

– Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький – маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Давайте посмотрим, у кого шарик получился самый большой!

– Мы с вами уже умеем правильно вдыхать и правильно выдыхать воздух давайте попробуем сделать это вместе. Вспомним про наш шарик в животе и надуем его. А теперь попробуем сдуть его медленно- медленно. Выдувайте воздух так, как будто вы дуете на перышко.

– Далее усложняем задачу.

«Задуть воображаемую свечу»

– Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте «дуть на свечу». Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.

При реализации метода ФБУ, происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.

Таким образом, он получает возможность увидеть и услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма. Многократное повторение ведёт к тому, что человек учится распознавать свои ощущения и быстро находить их.

Специфичным только для метода ФБУ, в отличие от других релаксационных методик, является сочетание мышечной релаксации, состояний спокойствия и расслабления с высокой степенью контроля сознания , постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора.

Организация работы по программе «Волна»

При работе по программе «Волна» мы придерживаемся рекомендуемой структуры курса:

1. Вводное ознакомительное занятие (1 занятие). Знакомство с программой и целью её применения.

2. Диагностический этап (1 занятие). Основной целью этого этапа является выявление особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния ребёнка, определение индивидуальной тактики обучения дыханию. Проводится диагностический сеанс, в ходе которого оцениваются параметры дыхания и показатели деятельности сердечно-сосудистой системы.

3. Информационно-практический этап (2-3 занятия). Целью данного этапа является формирование мотивации на работу по программе , ознакомление детей с возможностями саморегуляции.

4. Практический этап (8-12 занятий) Целью этого основного этапа работы является выработка навыка диафрагмального дыхания. На этом этапе проводится психофйиззиологический тренинг с использованием компьютерного тренажёра «Волна». Этап состоит из трёх рабочих фаз:

— Постановка навыка дыхания (2-3 занятия)

— Обучение диафрагмальному дыханию (3-4 занятия)

— Закрепление навыка диафрагмального дыхания (3-5 занятий)

5. Заключительная диагностика (1 занятие)

Проведение занятий по программе «Волна» возможно в индивидуальном и групповом режиме. Для детей младшего школьного возраста предпочтительной является индивидуальная форма работы.

Диагностика проводится с помощью специального диагностического режима, предусмотренного в программе. Диагностическая регистрация проводится на самом первом занятии – это первичная диагностика, именно с этими показателями мы сравниваем результаты заключительной диагностики, и соответственно судим об изменениях психофизиологического изменения каждого ребёнка. Проведение заключительной диагностики помогает качественно оценить эффективность работы по программе «Волна».

Методика психофизиологического тренинга

Обучение дыханию производится психологом в ходе практических тренинговых занятий – сеансов, в соответствии со следующей технологией:

Исходное положение : сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла; руки опущены, лежат на коленях.

Вдох делается через нос, без напряжений, комфортно. На вдохе живот надувается. Если ребёнку сложно справиться с технологией дыхания, можно одну руку положить на грудь, вторую на живот, при вдохе необходимо контролировать, чтобы та рука, которая лежит на животе, двигалась, а та, которая на груди, оставалась в покое. Когда навык дыхания выработается (примерно 3-5 сеансов) руки можно опустить и полностью расслабиться.

Выдох через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением, брюшная стенка на выдохе медленно втягивается.

Соотношение длительности фаз вдоха и выдоха: для диафрагмального дыхания ½.

Очень важно, чтобы ещё до того, как сесть за компьютер, ребёнок освоил технику диафрагмального дыхания на информационно-практических занятиях. Это позволяет нам снизить тревожность ребёнка и позволит быстрее достичь успешного результата при первом сеансе.

Весь психофизиологический тренинг условно можно разделить на 3 периода.

Период постановки дыхания.

На этом этапе ребёнок осваивает технологию диафрагмального дыхания.

Период основного обучения

На этом этапе очень важно, чтобы стереотип правильного дыхания закрепился и стал устойчивым, произвольно воспроизводимым. В ходе обучения и формирования навыка дыхания оптимизируется состояние ребёнка, что отражается в позитивных изменениях характеристик диагностических сеансов до начала работы.

Период закрепления навыка.

Этот этап должен привести к закреплению навыка диафрагмального дыхания как устойчивой дыхательной стратегии ребёнка, а также поддержанию и самовоспроизведению организмом нового оптимального режима функционирования.

Спасибо за внимание!

— Спасибо нашей гостье за интересный рассказ и знакомство с системой «БОС». А я предлагаю вам еще одну встречу с известным врачом Е. Малышевой. Посмотрим фрагмент передачи о заикании, в ходе просмотра составьте рекомендации для родителей у которых есть заикающиеся дети, на что необходимо обратить внимание родителям при воспитании детей.

infourok.ru