Коррекция детской психопатии

Какие бывают психопатии? Психопития у детей, и как лечить заболевание

Психопатии это некая граница между психическими заболеваниями и чрезмерно выраженными чертами характера. В современной классификации болезней (МКБ-10) для них выделили отдельный раздел – расстройства личности. Термин «психопатии» предложено не использовать как устаревший и принявший негативный характер. Поэтому в официальных медицинских документах диагноза «психопатия» вы не найдёте.

Выраженная дисгармоничность личности, которая доставляет неудобства окружающим и мешает социальной адаптации больного – это психопатия. Тест на акцентуации характера в этом случае покажет крайнюю выраженность одного вида акцентуации.

Критерии психопатии

В данный момент для подтверждения диагноза психопатии у нас используют критерии, предложенные П.Б. Ганнушкиным ещё в 1933г. Классические признаки психопатии это:

  • Нарушение социальных взаимоотношений из-за крайней выраженности психопатологических черт. От психопатии может страдать как сам больной, так и окружающие его люди, друзья и родственники, а чаще страдают все стороны. Если черты характера, даже совсем уж чрезмерные, не мешают отношениям с окружающими – это не психопатия.
  • Стабильности изменений личности – психопатия появляется у человека с рождением и остаётся до последних дней. Это постоянство – обязательный симптом психопатии.
  • Влияние психопатических изменений на все стороны личности. Они проявляются всегда и везде: во всех сферах жизни, во всех кругах общения человек одинаково реагирует на раздражители, ведёт себя. В случае, если поведение или манера общения зависят от окружения и ситуации – это особенности характера.
  • Причины психопатий


    Единого мнения о причинах психопатий не существует. Убедительно доказано влияние наследственных факторов. Разрабатывается гипотеза о воздействии окружения в ранние годы, психотравмирующих ситуаций, неправильного воспитания и воздействия асоциального окружения. Также имеются данные о роли внутриутробных нарушений развития мозга. Одной из причин психопатий считаются минимальные нарушения работы мозга в раннем возрасте, которые могут быть проявлением как пороков развития, так и травм, и модифицироваться впоследствии в разные виды психопатий.

    Классификация психопатий

    Принятое в мировом врачебном сообществе разделение на типы психопатий закреплено в международной классификации болезней (МКБ-10). Каждый тип имеет свои характерные особенности.

  • Тревожный
  • Шизоидный
  • Зависимый
  • Истерический (демонстративный)
  • Диссоциальный
  • Параноидный
  • Эмоционально нестойкий
  • Ананкастный (обсессивно-компульсивный, психастенический).
  • Тревожная психопатия

    Как и следует из названия, тревожные психопаты болезненно относятся к общественному мнению, вследствие чего часто смущаются, осторожны в общении и опасаются всего нового. Они стремятся к социальным взаимодействиям, при этом из-за постоянной тревоги не могут в них полноценно участвовать.

    Шизоидная психопатия

    Ранее рассматривалась как предшественник заболевания шизофренией. Однако в большинстве случаев у шизоидных психопатов отсутствуют больные среди родственников, то есть вероятность развития клинической шизофрении крайне мала. Есть данные, что шизоидное расстройство личности развивается под воздействием неблагоприятного окружения.Самый характерный симптом психопатии этого типа – крайняя интровертированность. Малая потребность в социальных связях сочетается у них с неумением их налаживать. Ими часто овладевают противоположные чувства и стремления, холодность сочетается с чувствительностью. Шизоиды живут в собственном мире, окруженные мечтами и фантазиями. Некоторые из них увлекаются рисованием или лепкой, собирают коллекции. Они слабо приспособлены к жизни в обществе, их взгляды часто воспринимаются окружающими как причудливые, не совсем адекватные.

    Зависимая психопатия

    Все психологические процессы у этой группы отличаются крайней подвижностью. Их внимание неустойчиво, эмоции неглубоки и изменчивы, им присущи перепады настроения. Они неуверенны в себе, безответственны, предпочитают «плыть по течению», из-за чего могут попадать под дурное влияние.

    Истерическая психопатия

    Также называется демонстративной. Люди этого типа драматизируют все свои эмоции, всё у них престаёт в театрально преувеличенном виде. Слова «вся жизнь – игра» отлично описывают поведение людей с истерической психопатией. Они картинно разыгрывают все житейские события, не испытывая на самом деле столь глубоких эмоций. В личных отношениях истероиды с пренебрежением относятся к партнёру, ставя превыше всего свои желания. При этом они не способны к систематической работе, их мышление разорвано.

    Диссоциальная психопатия

    Является сравнительно новым типом психопатий, впервые это расстройство выделено в МКБ-10 в 1999 году. Оно характеризуется отсутствием высших эмоций – преданности и любви. Диссоциальные психопаты часто совершают необдуманные поступки, при этом не извлекают уроков из негативного опыта и не испытывают вины в случае нанесения ущерба окружающим. Преобладающим мотивом их поступков является желание удовольствий. Отсутствие высших положительных эмоций приводит к выраженному эгоизму и даже жестокости, садизму.

    Они часто совершают необдуманные поступки, а в сочетании с неспособностью делать выводы это приводит к правонарушениям, алкоголизму и наркомании.

    Параноидная психопатия

    Люди с таким расстройством личности отличаются ограниченностью интересов, сложностью восприятия нового, инертностью мышления. Они с трудом переключают внимание, меняют свои взгляды. Эгоизм и повышенное самомнение – ещё одна отличительная черта параноидной психопатии. Симптомы её развиваются позже, чем других психопатий, и захватывают все области психики. Параноидные психопаты часто гиперактивны, ведут назойливые поиски правды, а потом навязывают эту правду окружающим. При этом они не терпят никакого постороннего вмешательства в их жизнь, агрессивно отстаивают свои взгляды и интересы, скупы и не терпят изменения привычного порядка вещей.

    Эмоционально неустойчивая психопатия

    В более ранних классификациях этот вид назывался эпилептоидная психопатия. Люди такого типа не контролируют свои эмоции, для них характерны вспышки неконтролируемого гнева. Их интенсивность может быть крайне велика, приводя к физическому насилию.

    Выделяют смежный и импульсивный типы эпилептоидной психопатии. Люди со смежным типом раздражительны, злы, злопамятны, эгоистичны и мстительны. Импульсивный тип характеризуется неспособностью контролировать любые свои эмоции – как положительные, так и отрицательные.

    Ананкастная психопатия

    Ананкасты – это консерваторы в квадрате. Они отрицают всё новое, их взгляды никогда не меняются, а необходимость даже мелких перемен лишает их покоя. Они неспособны на риск, необходимость принять решение вызывает у них длительные тяжкие размышления. Даже решив что-то, они не прекращают обдумывать ситуацию, доводя себя до полного психического изнеможения. Ананкастные психопаты очень болезненно воспринимают критику и долго помнят о нелестных отзывах.

    Психопатии у детей

    Патогенез психопатий предполагает их появление в раннем возрасте. Детские психопатии отличаются меньшим разнообразием. В основном у них встречаются истроидный, шизоидный, ананкастный типы. Чаще у детей вследствие слабости нервной системы развиваются функциональные нарушения её работы – невропатии. Такие дети отличаются непоседливостью, капризностью, неустойчивыми эмоциями. При своевременной коррекции возможна значительная положительная динамика.

    Лечение психопатий

    Длительное и комплексное. Оно обязательно подразумевает устранение влияющих на проявления психопатии факторов среды, изменение условий и режима труда.

    Психотерапия является основным методом коррекции психопатии. Лечение включает повышение уверенности в себе, формирование навыка управления эмоциями, повышение мотивации для успешной работы и реализации себя в жизни.

    Во время обострений используется также физиотерапия и медикаментозное лечение. Используют в основном нейролептики и анксиолитики коротким курсом. Дозировка и выбор препаратов зависит от типа психопатии, подбирается индивидуально.

    Видео — «Психопатии (Личностные расстройства)»

    onevroze.ru

    Классификации психопатий

    Существует несколько классификаций психопатий по различным признакам. Психопатии можно классифицировать по степени тяжести: тяжелая, выраженная, умеренная.

    Можно разделять психопатии по причине возникновения:

  • Конституциональные (или истинные, генуинные, «ядерные»). В возникновении конституциональной психопатии решающий фактор принадлежит наследственности. К ним чаще относятся такие типы психопатий: циклоидная, шизоидная, психастеническая, эпилептоидная.
  • Приобретенные (психопатическое, или патохарактерологическое развитие). При психопатическом развитии главное – неправильное воспитание, негативное влияние среды. В данном случае выявляются возбудимое, истероидное, неустойчивая психопатия.
  • Органические. Последние развиваются вследствие действия на мозг пренатальных, натальных и ранних постнатальных (первые 2-3 года) патологических факторов (интоксикации, инфекции, черепно-мозговые травмы и т.д.). После органического поражения головного мозга чаще отмечаются возбудимая и неустойчивая психопатия.
  • Разные авторы предлагают разную типологию психопатий и акцентуаций характера. Например, так выглядит классификация, предложенная А. Е. Личко:

    • гипертимный,
    • циклоидный,
    • лабильный,
    • астено-невротический,
    • сензитивный,
    • психастенический,
    • шизоидный,
    • эпилептоидный,
    • истероидный,
    • неустойчивый,
    • конформный
    • Кроме отдельных типов психопатий Личко выделяет также смешанные, например: гипертимно-неустойчивый, сензитивно-психастенический и др.

      Э.Г. Эйдемиллер предлагает свою классификацию, близкую к типологии Личко, в разработанном им методе аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам.

      Несколько отличная классификация акцентуаций черт характера (демонстративный, педантичный, застревающий) и акцентуаций черт темперамента (гипертимная личность, дистимическая, аффективно-лабильная, аффективно-экзальтированная, тревожная), а также сочетания акцентуированных черт характера и темперамента (экстравертированная и интровертированная личности) предложена К. Леонгардом.

      Интересное описание разных типов характера предлагает Д. Дриль. Он исследует антисоциальное поведение «нервных истериков, алкоголиков, эпилептиков», а также анализирует некоторые болезни, уголовные дела, причины совершения преступлений и связь с особенностями характера. Кроме того, Дриль характеризует некоторые персонажи из художественной литературы (например, тип Рудина, Обломова). Дает общую характеристику «оскуделых натур».

      Ф. Шольц описывает патологию детских характеров, формирование акцентуаций характера и психопатий в соответствии с разными типами воспитания, наследственности. Он использует простые названия для разных типов характера, как-то: капризный ребенок, боязливый, спесивый (ненормальности в области чувств и ощущений), ветреный ребенок, любопытный и скрытный (ненормальности в области чувств и впечатлений), беспокойный, жадный, склонный к разрушению(ненормальности в области воли и действий). Предлагает методы коррекции, воспитания для детей с разными типами характера.

      В.В. Пушков и Г.А. Харитонов рассматривают зависимость психопатических расстройств подростков от их возраста, пола, условий воспитания, наличия органических нарушений.

      Для диагностики акцентуаций характера и психопатий используются следующие методики: ПДО (патохарактерологический диагностический опросник), метод идентификации Эйдемиллера, методика Леонгарда-Шмишека, MMPI.

      psylist.net

      Статья по теме:
      «Коррекция психопатических форм поведения у детей с глубокой умственной отсталостью на уроках-занятиях коммуникативной стимуляции».

      Статья написана на основании материалов М.С.Певзнер и Т.А. Власовой, а так же на основании опыта работы в специальной коррекционной школе VIII вида.Здесь описаны особенности поведения детей-психопатов и некоторые приёмы коррекционной работы.

      Предварительный просмотр:

      «Коррекция психопатических форм поведения у детей с глубокой умственной отсталостью на уроках-занятиях коммуникативной стимуляции».

      Иногда среди учащихся можно встретить так называемых детей-психопатов. Причиной психопатии являются либо патологическая наследственность, либо неблагоприятные воздействия на ребёнка внешних факторов во внутриутробном (эмбриональном) периоде или на самых ранних этапах его жизни. По вопросу о наследственной психопатии существуют разные точки зрения. Одни считают, что психопатия наследуется как патология характера. Другие рассматривают психопатию как зачаточные или неразвившиеся формы психических заболеваний.

      К неблагоприятным внешним факторам относятся тяжелые родовые травмы, мозговые инфекции, действующие в период внутриутробного развития или в раннем детском возрасте и др.

      На основании материалов М.С.Певзнер и Т.А. Власовой, можно утверждать, что трудности в поведении и характере детей-психопатов могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными причинами. Тяжесть, или степень психопатического состояния будет во многом зависеть от того, в каких условиях протекает его развитие.

      Психопатия характеризуется неравномерным (дисгармоничным) развитием отдельных психических функций и систем. У детей-психопатов наблюдаются недоразвитие и своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере.

      Но далеко не всякое нарушение поведения и характера следует рассматривать как проявление психопатии. К подлинной психопатии относятся лишь те виды, которые обусловлены либо патологической наследственностью, либо, что встречается чаще, органическим поражением определенных мозговых систем, во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах жизни ребёнка.

      Психопатия, обусловленная органической недостаточностью, диэнцефальных, то есть подкорковых, мозговых систем, характеризуется отчетливым недоразвитием личности. У таких детей недостаточная способность оценить свои действия, преобладание примитивных влечений, своеобразное развитие эмоциональной сферы.

      Клинико-педагогическая картина психопатии этих детей складывается из таких симптомов, как неустойчивость в деятельности и поведении, раздражительность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, иногда с агрессивной тенденцией, сниженная работоспособность, слабость волевых компонентов, эмоциональное недоразвитие, повышенные примитивные влечения. В развитии личности этой группы психопатических детей имеются некоторые определенные закономерности. Это общее беспокойство, крикливость, плохой сон. В дошкольном возрасте выступают некоторые дополнительные симптомы. В это время становятся более заметными примитивные влечения. Но один из главных симптомов, свидетельствующих уже о патологии поведения — неумение ребенка-психопата ладить с коллективом детей, включаться в игру.

      В работе с детьми-психопатами органического круга очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они возбудимы, могут легко раздражаться и доходить до аффективной вспышки по самому ничтожному поводу. При этом педагогу нужно помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую-нибудь деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как последнее может только усилить возбуждение. Большое воспитательное значение в работе с такими детьми имеют все виды труда, начиная от самых элементарных ручных поделок. Труд снижает общую возбудимость детей-психопатов и отвлекает их от примитивных влечений.

      Наряду с группой детей-психопатов органического круга бывают дети с так называемой конституциональной психопатией. Этиологическим фактором этих психопатических состояний является патологическая наследственность. Так, в семьях, где имеются случаи эпилепсии, встречаются психопатические личности с эпилептоидными чертами характера. Основные особенности этой группы психопатов — вязкость и тугоподвижность эмоциональных проявлений. Поэтому для эпилептоидов характерны «застревания» на переживаниях, угрюмость, подозрительность, недовольство, нередко склонность к резким аффективным вспышкам, а порой мстительность, злобность, скупость и жадность. Конечно, эти симптомы не всегда встречаются все сразу у одного лица, но степень выраженности всех этих проявлений может быть весьма различной, от очень легких до патологически резко выраженных.

      Главным в коррекционно-воспитательной работе с такими детьми должно быть стремление преодолеть имеющуюся у них склонность к «застреванию» на своих переживаниях. Для этого надо включать их в различные виды деятельности и оказывать нужную помощь в процессе ее выполнения. При проявлении упрямства, негативизма или некоторой озлобленности педагогу не следует авторитарно, приказом воздействовать на ребенка. Лучше всего переключать его на какую-либо деятельность, с которой он хорошо справляется. Особенно благоприятно на воспитание этих детей действует труд, поэтому очень важно включать их в различные виды труда. При аффективном возбуждении, которое может проявиться в неблагоприятных условиях, ребенка лучше всего изолировать, т. е. поместить в спокойную обстановку, и дать по предписанию врача нужные лечебные средства, снижающие возбуждение. Однако более важно стремиться предупредить возможность аффективной вспышки. Для этого требуется тщательное наблюдение педагога и школьного врача за состоянием ребенка. Повышенная обидчивость этих детей, связанная с ней длительность переживаний, недоверчивость и раздражительность часто приводят к враждебности не только по отношению к окружающим детям, но и к педагогу. Поэтому очень важно установить контакт с ребенком и выработать у него уверенность в том, что педагог старается ему помочь.

      Психопатоподобные состояния нередко встречаются и у той категории детей, с которыми я работаю. Дети с глубокой умственной отсталостью весьма ограничены в способностях к пониманию и выполнению требований или инструкций. Их психика на низких ступенях развития, следовательно, отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Для описываемой категории детей наиболее характерны состояния аффективного напряжения, которые у большинства наблюдаются более или менее постоянно, и эпизодически возникающие аффективные вспышки.

      Большинство таких детей характеризуются капризностью, плаксивостью, раздражительностью, недовольством. Почти все они не только раздражительны, но и злобны, легковозбудимы, склонны к агрессивным и разрушительным действиям.

      У меньшей части из них нельзя отметить столь частые и резко выраженные аффективные вспышки, но и у них при появлении препятствий для развёртывания эмоциональных разрядов всё же в дальнейшем может возникнуть бурный аффективный взрыв.

      Работая по проекту программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б Баряевой, Н. Н. Яковлевой, мы знаем, что все учебные предметы, разработанные в этом проекте, взаимосвязаны друг с другом. Коррекцию психопатоподобных форм поведения можно проводить на любом из уроков, предусмотренных программой. В качестве примера остановимся на уроках-занятиях коммуникативной стимуляции. Исходя из личного опыта и наблюдений за учениками моих коллег, могу предположить, что уроки коммуникативной стимуляции являются наиболее эффективными для проффилактики и коррекции психопатоподобных форм поведения.

      На уроках коммуникативной стимуляции я создаю условия для эмоциональной активности учеников, стимулирую их к установлению положительного взаимодействия с педагогом и окружающими людьми: формирую умение откликаться на своё имя, реагировать на различные жесты, умение выражать свои желания и предпочтения (согласие/несогласие) с помощью сигналов тела и прочих невербальных средств.

      Я стараюсь заменить принуждение желанием. Поставив перед учеником посильные задачи, постепенно усложняю их. Для учеников создаётся ситуация успеха, одобрения, поддержки и доброжелательности. Зная особенности каждого ученика, стараюсь обучать их с учётом потенциальных возможностей. В трудной ситуации часто помогают радостные эмоции. На помощь приходят шутки, различные потешки, песенки-попевки, музыкальные этюды и др. Это позволяет заглушить внутренние отрицательные эмоции, переключить их на положительные.

      Одной из профилактических мер психопатоподобных форм поведения является недопускание раннего утомления и сохранение работоспособности ученика. Здесь на помощь приходят физкультминутки, динамические паузы (в соответствии с двигательными возможностями учащихся).

      Для успокоения, устранения состояния аффективного напряжения, использую тактильные прикосновения (обнять ребёнка, взять за руку, похлопать в ладоши и т.д.) На уроке-занятии создаю различные игровые ситуации, стимулирующие ребёнка к сосредоточению взгляда на глазах, губах, жестах говорящего, к реакции на одобряющий тон. Это так же отвлекает от состояния аффективного напряжения.

      Отличным средством является вода: игры с водой, выполнение инструкций, связанных с погружением руки в воду. При этом проговариваю стихи-потешки. Например: «Водичка-водичка, умой Коле личико…» и т.д. (использование устного народного творчества). Вода очень хорошо успокаивает, создаёт ровное настроение, благоприятно действует на детей.

      Подобное действие оказывает и использование различных круп и бобовых зёрен (фасоль, горох). Во время пересыпания круп или погружения руки в ёмкость с фасолью я веду с ребёнком диалог. Здесь важен ровный доброжелательный тон. Так же использую вкладки с крупами для удержания их и произвольного отпускания из руки. При этом обучаю ребёнка средствам элементарной невербальной коммуникации («дай», «на»). При выполнении подобных упражнений происходит тактильный контакт с учеником, что благотворно влияет на результаты коррекции психопатоподобных форм поведения.

      Таким образом, уроки-занятия по предмету «Коммуникативная стимуляция» являются важной частью общей коррекционной работы по устранению психопатоподобных форм поведения у детей и подростков с глубокой умственной отсталостью. Уроки коммуникативной стимуляции вносят эмоциональное разнообразие в повседневную жизнь наших учеников, помогают им в социализации, в приобретении коммуникативных навыков, в избавлении от негативных черт характера.

    • Т.А. Власова, М. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии», 2-е издание, исправленное и дополненное. МОСКВА, «Просвещение», 1973.
    • 2 . Д. Н. Исаев. «Умственная отсталость у детей и подростков».

      Руководство. — СПб: Речь.

      1. Образовательная программа «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб: 2012.

      nsportal.ru

      Определение понятия и диагностика психопатий — Клинические лекции по психиатрии детского возраста

      Все изложенные данные об этиологии и биологической сущности психопатии должны лечь в основу определения понятия психопатий.
      Как указывалось выше, в настоящее время еще нет общепринятого определения понятия психопатии. Определение психопатии как аномальной патологической личности, находящейся на грани между нормой и психическим заболеванием, слишком общо и едва ли кого-нибудь может удовлетворить.
      В зарубежной психиатрии очень распространено определение психопатий, данное Шнейдером, который предлагает ограничиваться практическим определением. Он относит к психопатическим те личности, которые сами страдают от своей недостаточности и от которых страдает общество. Это определение нас мало удовлетворяет, в нем отсутствуют какие-либо данные клинической и патогенетической оценки психопатий. Сам автор рассматривает это определение как «условное». В дальнейшем он добавляет, что к психопатическим относятся только те личности, у которых «патологическое» заложено в них самих. При любых жизненных условиях такие личности более других склонны к внешним или внутренним конфликтам.
      Более подробное определение понятия психопатий представлено в советских руководствах по психиатрии. Так, М. О. Гуревич, основываясь на определении психопатии, данном С. С. Корсаковым, относит к психопатическим «аномальные варианты личности, отличающиеся дисгармонией психических свойств и неадекватной реакцией на внешние раздражители, вследствие чего больше или меньше нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость субъекта к окружающей среде».
      В этом определении следует обратить внимание на два момента, имеющих большое значение в предупреждении расширительного толкования психопатии. Во-первых, не всякое патологическое поведение может быть расценено как психопатия. К психопатическим личностям относятся лишь те, которые возникают на основе врожденной или рано приобретенной аномалии развития нервной системы. Речь идет о частичной аномалии развития, которая затрагивает физиологические системы, регулирующие поведение, и не затрагивает физиологической основы познавательной деятельности. Во-вторых, для лучшего понимания психопатии необходимо принять во внимание и критерий тяжести патологических проявлений, влияющих на приспособляемость к окружающей социальной среде. Не всякий аномальный вариант личности можно считать психопатией. К психопатии следует относить только тяжелые формы аномальных личностей с резко выраженной дисгармонией психических свойств, делающей человека не приспособленным к окружающей социальной среде, к жизни в коллективе.

      Определение понятия психопатии у детей связано с еще большими трудностями, чем у взрослых. Если у взрослых психопатоподобное состояние, начавшееся после перенесенного мозгового заболевания, нетрудно отличить от психопатии (так как здесь нет аномалии развития нервной системы), то в детской клинике дифференциация психопатии и психопатоподобного состояния очень затруднена, а часто и невозможна. Это понятно, так как любой болезненный процесс, возникший на ранних этапах онтогенеза, вызывает не только деструкцию уже сформированных отделов нервной системы, но и недоразвитие тех областей, которые находятся в зачаточном состоянии.

      Хотя основные признаки той или другой формы психопатии обнаруживаются рано, все же диагностика психопатии у детей значительно труднее, чем у взрослых, так как выраженные формы в детской клинике наблюдаются сравнительно редко. Обычно речь идет о начальных проявлениях (препсихопатических состояниях, по Трамеру).
      Трудности распознавания психопатии особенно значительны у детей младшего возраста, у которых признаки неустойчивости, импульсивности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимости могут рассматриваться еще как физиологические проявления. Затруднения диагностики усугубляются в тех случаях, когда ведущим в клинической картине является синдром двигательного возбуждения. На ранних этапах развития стремление к движению является еще физиологическим, ребенок испытывает при этом особую радость (в грудном, ясельном возрасте). В конце дошкольного и в школьном периоде симптомокомплекс двигательного

      возбуждения в его резко выраженной форме может расцениваться как патологический признак. Однако он может наблюдаться при самых разнообразных состояниях, реакциях и процессах.

      На это указывает ряд авторов (М. О. Гуревич, Гомбургер, Е. А. Осипова, Трамер, Штокерт и др.). Вик (Wieck) обратил внимание на то, что синдром двигательного возбуждения у детей в большинстве случаев связан с неблагоприятными социально-бытовыми условиями и недостатком воспитания. Из 80 наблюдавшихся им детей с синдромом двигательного возбуждения лишь у 9 можно было установить наличие остаточных явлений после энцефалита и у 15 — признаки психопатии. У всех остальных детей двигательное беспокойство обусловлено психогенными влияниями, плохими бытовыми условиями, безнадзорностью.

      Большинство детей этого возраста поступает в больницу в связи с патологическим поведением в школе и дома. Направляются они обычно с очень однотипной педагогической характеристикой: «двигательно возбужден, суетлив, драчлив, бьет ребят».
      Для распознавания нозологической природы синдрома двигательного возбуждения у ребенка в дошкольном и младшем школьном периодах необходимо изучить: а) качественные особенности этого симптома; б) основной фон, на котором он развивается; в) особенности личности в целом.
      К числу других «универсальных» синдромов, наблюдающихся в детской клинике, относятся также: а) повышенная эмоциональная возбудимость и драчливость; б) неустойчивость поведения с неспособностью к более или менее систематической работе; в) преобладание грубых влечений и инстинктов над более высокими, так называемыми интеллектуализированными, эмоциями и ряд других.
      Все эти проявления могут наблюдаться не только при разнообразных болезненных состояниях, но и у здоровых, неправильно воспитанных детей и подростков. Однако в каждом конкретном случае эти проявления приобретают несколько иной характер в зависимости от нозологической формы. Они неодинаковы также при различных клинических разновидностях психопатии, так как в ее клинической картине наряду с этими малоспецифичными патологическими проявлениями наблюдаются и основные признаки той или другой формы психопатии. Для того чтобы обнаружить психопатию и исключить другие диагностические предположения, необходим тщательный клинический анализ. Нужно учитывать не только грубые признаки патологического поведения, делающие ребенка трудным в воспитательном отношении, но и более тонкие черты характера, темперамента и влечений, направленность интересов и ряд других признаков, дающих возможность установить особенности данной личности в целом, в ее деятельности и взаимоотношениях с окружающей средой. Причем важно указать не только отрицательные, но и положительные черты данной личности. Последнее особенно необходимо для выбора методов лечебно-педагогического воздействия.
      Для отграничения психопатии от других сходных клинических проявлений необходимо учесть не только особенности психопатологической картины, но и сомато-неврологические и, в частности, эндокринные нарушения.
      В диагностически более сложных случаях требуется изучать патологические проявления ребенка не только в статике, по и в динамике под влиянием определенной среды и лечебнопедагогических мероприятий. Таким образом легче удается установить степень адекватности реакции ребенка, его способность приспособиться к меняющимся жизненным условиям.
      В каждом конкретном случае необходимо сделать все возможное, чтобы выяснить происхождение отдельных патологических проявлений. Для этого прежде всего нужно подробно ознакомиться с условиями среды и воспитания ребенка не только в настоящее время, но и в прошлом. При неблагоприятных условиях воспитания ребенка не следует торопиться с диагнозом психопатии. В таком случае лучше поставить предположительный диагноз: «изменения характера в связи с неблагоприятными условиями воспитания» и продолжать наблюдение за больным, чтобы проследить, как изменилось его поведение при переводе в хорошие условия.
      Другими словами, диагноз психопатии у ребенка должен ставиться с большой осторожностью и только в тех случаях, когда речь идет о тяжелой дисгармонии психических свойств личности, когда при длительном наблюдении устанавливается невозможность для ребенка приспособиться к нормальным для его возраста условиям жизни и деятельности и к требованиям организованного детского коллектива. Такая осторожность необходима и потому, что дети с диагнозом психопатии попадают в затруднительное положение, их неохотно принимают в массовые детские учреждения.
      Подчеркивая опасность расширения диагностики психопатии в детском возрасте, мы считаем необходимым предостеречь и от другой, противоположной, ошибки: отрицания самой возможности распознать психопатию (точнее — препсихопатические особенности) у ребенка. Некоторые авторы склонны рассматривать любую форму патологического поведения у ребенка и подростка либо как физиологическую возрастную особенность, либо как реактивное образование в связи с неблагоприятной бытовой обстановкой. При этом не учитывается, что при редкости выраженных форм психопатии у детей начальные, рудиментарные, ее проявления наблюдаются значительно чаще.

      Изучая начальные, рудиментарные проявления той или другой формы психопатии у детей, тщательно учитывая анамнестические данные, условия быта и воспитания ребенка, психиатр может легче раскрыть пути происхождения патологических проявлений и пути коррекции. Ранние проявления психопатии должны быть учтены врачом как «сигналы угрозы» о возможности дальнейшего развития выраженной формы психопатии.
      Для того чтобы профилактическая работа психиатра была наиболее эффективной, необходимо проводить ее в тесном контакте с педиатрами, школьными врачами, педагогами и родителями. Руководящая роль в профилактической работе принадлежит врачу детского психоневрологического кабинета объединенной поликлиники или общего психоневрологического диспансера. В его задачу входит, во-первых, организовать динамическое наблюдение за детьми и подростками, «угрожаемыми» в смысле возможности развития психопатии; во-вторых, наметить для каждого из них план лечебных и лечебно-педагогических мероприятий, который должен проводиться не только психиатрами, но и школьным врачом, педагогами и родителями. Клинические наблюдения доказывают большую плодотворность такой профилактической терапии.

      lekmed.ru