Коррекция речи детей с заиканием

Содержание:

Независимый сайт о заикании

Развитие и коррекция речи у детей от года до трех – пяти лет. М.И. Лохов

Развитие и коррекция речи
у детей от года до трех – пяти лет.

Современное состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Обратив внимание на увеличение рождаемости в стране, руководство забыло о необходимости опе-режающего развития детского здравоохранения, которое находится в плачевном состоянии. Поэтому число больных и не вылеченных вовремя детей в ближайшем будущем будет толь-ко расти. В таких условиях сами родители должны получать минимальные навыки по ис-правлению основных заболеваний детского возраста хотя бы в плане нормального развития ребенка. Одной из главных проблем детского развития является развитие речи, как основно-го показателя развития мозга, двигательной активности, мышечного аппарата и координа-ции движений. На нашем сайте раздаются несмолкающие вопли: «Что делать, если мой ребенок начал заикаться?», «Что делать, если мой ребенок не говорит?» и т.д. Между тем в некоторых случаях самостоятельное лечение таких детей оправдано и приносит ощутимый и быстрый результат, о чем свидетельствует наша многолетняя успешная практика общения по телефону с родителями, вплоть до получения конечного положительного результата.

Физиология речевого аппарата

Строение (анатомия) речевого аппарата с одной стороны весьма проста, с другой – необычайно сложна. По сути дела, в чисто механическом плане, это органная труба, саморе-гулирующая тональность звука. Однако в отношении регулирования – это весьма сложная кибернетическая система, осуществляющая согласованную координацию более чем 50 групп разнообразных мышц в речевом процессе.

Начальное развитие речи у ребенка

Становления речи у ребенка в период от рождения до года проходит ряд генетически запрограммированных этапов развития. Первый этап — этап лепета и гуления, полностью генетически запрограммирован, т.к. наблюдается у глухих от рождения детей. На этом этапе практически невозможно определить национальную принадлежность ребенка. Второй этап – этап перехода гуления в слоговую речь, произношение отдельных слов по слогам. На этом этапе уже ясна национальная принадлежность ребенка, и важную роль здесь начинают иг-рать процессы неврологической памяти. Обращаем внимание, что и в этом периоде развития речи дети всех национальностей начинают говорить по слогам, сочетаниями одного гласного и одного согласного звуков (ма-ма, па-па и др.), что является обычным для европейской языковой группы, но совершенно несвойственно восточным языкам. На этом этапе ребенок должен слышать речь других людей, чтобы начать говорить, чем больше, тем лучше. Хотя речеобразование – генетически заложенный процесс, ему необходим внешний толчок для запуска. И здесь важную роль играет направленная помощь ребенку.

Развитие речи от года и старше

Первые слова, сказанные ребенком, обычно появляются с началом другой двигатель-ной активности – с первыми самостоятельными шагами. Вероятно, это не случайно, но практически не исследовано. Особенности первых слов – слогообразная речь, выступает как генетическая основа речи на всех языках мира. Искусственное сокращение этого периода речевого развития, например, настойчивым требованиям со стороны родителей произносить слова «как надо», приводит к нарушению речевого развития и появлению заикания в разнообразных его формах. На этом этапе необходима направленная помощь ребенку не в сокращении, а продлении его длительности, особенно если нарушения речи наблюдались у родителей или ближайших родственников. Бережное отношения к слоговому этапу развития речи поможет в дальнейшем избежать многих неприятностей в её развитии.

Патология развития речи: мутизм, заикание, дислексия.

Основные патологии развития речи на втором году жизни – мутизм и заикание, так называемого «клонического» типа (повторение первых слогов в слове, первых звуков слова, или отдельных слов). Термин «мутизм» означает молчание, чаще всего полное. Ребенок по-нимает практически все, что ему говорят родители и исполняет их просьбы, но не произно-сит ни одного слова. Он как бы немеет на некоторый период времени, иногда довольно про-должительный (до двух и более лет), как правило, без значительных последствий на его дальнейшее интеллектуальное развитие, но являющееся сигналом о нарушениях взаимодей-ствия между структурами мозга. Если мозг самостоятельно не исправит нарушение генети-чески запрограммированного взаимодействия между структурами, в дальнейшем это может привести не только к речевым, но и психическим нарушениям различной тяжести. Поэтому мутизм требует незамедлительного обращения к неврологу или психотерапевту, и проведе-ния обследования мозга объективными методами (например, компьютерной электроэнцефа-лографии – КЭЭГ, как интактного метода, при котором на мозг ребенка никаких воз-действий не оказывается). При этом необходимо обращать внимание как на квалификацию врача (он должен работать в больнице со стационаром не менее 10-15 лет), так и на обеспе-чение КЭЭГ соответствующими программами анализа взаимодействия между структурами головного мозга (например, программами кросскорреляционного анализа ЭЭГ).
Заикание – нарушение речевого развития в раннем возрасте, вызванное первичным нарушением взаимодействия между центральными структурами, отвечающими за речеобра-зование. О проявлении клонического типа заикания мы говорили выше. На наш взгляд – это защитный механизм мозга за восстановление по каким-то причинам нарушенного периода слогового развития речи, за его продление. В чем и надо помочь ребенку, начав говорить с ним по слогам в темпе первичного слогообразования (примерно 80-90 слогов в минуту). В этом процессе большую помощь может оказать метроном для музыкальных занятий, настро-енный на соответствующую частоту. Метроном не только облегчает вам поддержание соот-ветствующего темпа слоговой речи, но и воздействует на ритмику мозга, способствуя её восстановлению, что также влияет на восстановление межструктурного взаимодействия.
Тонический тип заикания – это действительное заикание, связанное с судорогами мышечного речевого аппарата. Защитные механизмы не поддержаны, поражение начинает проявляться все в более и более явном виде, вызывая в старшем возрасте логоневроз, одну из разновидностей невроза навязчивых состояний, связанного со страхом перед собственной речью. Лечение основано на слоговой речи и активации собственных резервов мозга при помощи дополнительного (к производству самим мозгом) приема аминокислот или их предшественников (например, пантогама и глицина), а также подавления эпилептических нервных клеток (если на ЭЭГ регистрируется пароксизмальная активность), применением минимальных доз противосудорожных препаратов (мы в течение 20 лет с успехом используем клоназепам в дозировке не более 1 мг в сутки с распределением на три приема). Так как аналогичные вещества производятся самим мозгом, необходимо четко выдерживать время их приема (с точностью до получаса). Поэтому требуется строго поддерживать определенный распорядок дня. Несоблюдение этого требования делает использование психофармакологии не только бесполезной, но даже вредной, нарушающей биохимическую ритмику работы мозга. Об этом условии часто забывают не только больные, но и врачи.
Дислексия – неправильное (с точки зрения взрослых!) произношение звуков ребен-ком. Исправлением (постановкой) звуков необходимо заниматься с самого раннего возраста, когда сформирована фразовая речь, т.е. ребенок произносит осмысленные предложения, со-стоящие из 5-6 слов. Здесь нужна консультация грамотного логопеда, который должен кон-статировать сам факт неправильного произношения, установить, с чем оно связано, объяс-нить причину найденного дефекта одному из родителей, и показать, какие упражнения необходимо делать ежедневно для устранения данного дефекта. Родители должны быть готовы к ежедневной речевой работе с ребенком по 20-25 мин не менее чем 2-3 раза в день. Только такими усилиями (на фоне подключения резервов мозга) можно добиться результатов в течение нескольких месяцев. Чем дольше затягивается лечение, тем хуже его результаты и больше психологическая травма, полученная ребенком.

Что делать, если Ваш ребенок не говорит?

Изучайте особенности Вашего ребенка. Не вдавайтесь в панику! Проверьте сохран-ность мыслительных процессов и степень поражения мозга объективными методами обсле-дования (например, КЭЭГ). Занимайтесь развитием речи с ребенком не менее 2-3 раз в день. Продолжительность каждого занятия не должна быть более 20-25 мин. Практические зада-ния и тексты по развитию речи у детей от года до трех лет есть в соответствующих книгах, которые вам поможет выбрать логопед. Основной принцип – включение всех каналов связи с внешним миром под Вашим контролем: диапроектор или компьютер с жидкокристалличе-ским экраном вместо электронного телевизора, красивые рисунки вместе со сказками в сти-хах. Работа, работа и еще раз работа с применением ритмичной (слоговой) речи под контро-лем метронома!

Что делать, если Ваш ребенок начал заикаться?

Чем раньше возникло заикание, тем, вероятно, сложнее первичное поражение мозга. Чем раньше начато лечение, тем быстрее и вернее достигается успех. Обязательное обследо-вание объективными методами. Консультации у врача (невролог, психотерапевт) и логопеда. Как найти хороших специалистов, и как самим вылечить заикание, частично было сказано выше. Более подробное описание методики лечения можно найти в книгах: Лохов М.И., Фесенко Ю.А. «Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста», изд-во Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010 г.; Лохов М.И., Фесенко Ю.А. «Если у ребенка заикание», изд. Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2011 г.

Заключение

В Ваших силах исправить речь своего ребенка, но для этого надо непрерывно рабо-тать и над собой. Читать соответствующую литературу, осваивать психологические приемы общения, вырабатывать уверенность в себе, путем самовнушения, саморегуляции, самокон-троля. Помощь на этом нелегком пути Вам может оказать психотерапевт. Запомните, что лучшая педагогика – это собственный пример для ребенка, а чтобы быть примером, надо иметь соответствующий уровень собственного здоровья и знаний, самим освоить слоговую речь и использовать её в общении в присутствии ребенка. Это нелегко, но иначе придется ждать 5-6 летнего возраста ребенка (раньше для обучения в группах мы не берем, и наша жизнь, увы, не вечна), каждый год жизни которого будет связан с психологическим диском-фортом, а иногда – с переживаниями, оставляющими неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. Решать Вам, что дороже — собственный комфорт и покой, или здоровье вашего ребенка.

stuttering.su

Заикание у дошкольников

В эту возрастную группу детей с заиканием включены три возрастные подгруппы:

  • 1) Дети до 2-х, 2,5 лет.
  • 2) Дошкольники с заиканием до 4-х лет.
  • 3) Огромная группа заикающихся детей с 4-5 лет и до 7-7,5 лет.
  • Такое деление по возрастным группам дошкольников связано прежде всего с анатомо-физиологическими особенностями роста и развития центральной нервной системы. Следующим важным и значимым фактором будет скорость обращения к специалистам, ведь к возрасту 5-ти лет заикание может стать устойчивым и, практически, постоянным. Коррекция заикания у дошкольников также будет подразделяться на три уровня:

  • 1) Коррекционная работа.
  • 2) Комплексная коррекция заикания.
  • 3) Комплексное системное лечение заикания.
  • Чем младше ребенок, тем более податлив и гибок его мозг. И при появлении первых запинок часто достаточно верных и грамотных рекомендаций. Поэтому квалификация врача, особенно при первичном обращении, имеет решающее значение в дальнейших перспективах восстановления речи.

    Обратим внимание родителей на то, что речевую работу начинать нужно сразу!

    Детям в возрасте 2-2,5 лет иногда достаточно создать соответствующую языковую среду, которая в силу развитой подражательной способности ребенка будет возвращать его на ранний этап развития речи и стирать патологические запинания. Делайте это под руководством врача, т.к. понять фразу «языковая среда» каждый родитель может по-своему. А самолечение иногда приносит краткосрочный результат, однако усугубляет заикание у детей дошкольного возраста и в последующих возрастных этапах.

    Уже в возрасте 3-4 лет в коррекции заикания возрастает роль и участие врача-психотерапевта. Часто семейного психотерапевта, нежели детского и одними подражательными коррекционными механизмами не обойтись.

    Применяемые для коррекции речи дошкольников дидактические методики должны использовать ритмику и слог в качестве главных составляющих коррекционной работы с речью заикающихся малышей, т.к. основаны на генетически заложенных механизмах развития речи.

    При коррекции заикания у дошкольников не стоит вопрос о серьезных лекарственных средствах. И возрасте детей от 2-х до 7-ми лет они не только не показаны при заикании, но даже опасны!

    zaikanie.spb.ru

    Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Как правило, заикание у детей начинается в период интенсивного формирования речи.

    По статистике мальчики страдают от заикания в 3-4 раза чаще девочек. В последние годы по всеми миру наблюдается рост частоты заикания у детей, что неврологи и психологи связывают с резким возрастанием информационной нагрузки на нервную систему ребенка.

    Причины развития заикания

    Заикание — это сложное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из внешних проявлений. Поэтому заикающийся ребенок нуждается в системном коррекционном воздействии. Заикание является следствием воздействия различных негативных факторов.

    К таким предрасполагающим факторам относят:

  • наследственность (нервно-психические и другие заболевания родителей);
  • эмоциональные переживания, психотравмы, неблагоприятные условия жизни мамы в период беременности;
  • различные родовые травмы;
  • характеристики развития нервной системы ребенка;
  • особенности межполушарной ассиметрии, леворукость (у леворуких детей гораздо чаще развивается заикание по сравнению с праворукими сверстниками в силу особенностей центральной нервной системы; особенно неблагоприятно в этом отношении переучивание леворукого ребенка на праворукость);
  • общая ослабленность организма, заболеваемость, сниженный иммунитет;
  • психотравмы, стрессы;
  • наличие заикания у кого-то из близкого окружения (дети склонны к подражанию).
  • «Портрет» ребёнка «группы риска». Такой ребёнок отличается:

    • частой заболеваемостью;
    • относительно низкой развитостью моторных (двигательных) навыков — нечеткие, неуверенные движения по сравнению со сверстниками — или двигательной расторможенностью;
    • тревожностью, страхами, впечатлительностью;
    • высокой утомляемостью, истощаемостью;
    • низкой способностью адаптироваться к перемене условий.
    • Заикание чаще всего возникает в период становления фразовой речи ребёнка, т.к. речевая функция только формируется и наиболее уязвима. Способность мышления к фразовой речи существенно опережает возможности речевого дыхания. Поэтому очень важно вовремя заметить симтомы намечающегося речевого нарушения и предотвратить его дальнейшее развитие. В противном случае заикание может надолго закрепиться и стать причиной эмоциональных и коммуникативных трудностей.

      Кроме того, «пусковым механизмом» (но не причиной, т.к. причины кроются в особенностях нервной системы, психики и наследственности) заикания у детей является сильный испуг или стресс. Например, все чаще в наш центр обращаются родители первоклассников с жалобами на то, что ребенок на первом году обучения в школе начал заикаться.

      Симптомы заикания у детей:

    • запинки, остановки;
    • повторения отдельных звуков, слогов, слов;
    • введение в речь дополнительных слов, подмена «трудных» слов «легкими»;
    • сопутствующие речи движения (кивки, подергивания, зажмуривание, покачивание);
    • страх речи (логофобия), неуверенность — данный симптом характерен для детей более старшего возраста.
    • Заикание может обостряться в состоянии утомления или после заболеваний. Иногда заикание сопровождается другими речевыми нарушениями (дизартрией, дислалией).

      Лечение заикания у детей

      Как было сказано выше, заикание может быть вызвано самыми различными причинами. В Центре Ember применяется комплексный подход для коррекции заикания.
      Диагностическую консультацию (первичный приём) проводят одновременно два специалиста — детский/подростковый психолог и логопед. Эта услуга называется консилиум. Такая форма диагностики позволяет достоверно определить индивидуальные причины появления заикания, а также представить наиболее полную картину психического и речевого развития ребенка.

      Видео о консилиуме в нашем центре:

      По итогам диагностики разрабатывается индивидуальный план занятий, который включает работу над развитием необходимых сфер психики ребенка. Например, в программу коррекции могут быть включены:

    • индивидуальные занятия с детским логопедом;
    • Tomatis-терапия;
    • индивидуальные занятия с детским психологом (использоваться могут различные техники, такие как песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия и другие);
    • консультации для родителей по оптимизации типа воспитания, развитию ребенка, его адаптации в садике или школе, снижению тревожности и так далее;
    • сеансы остеопатии;
    • логопедический массаж;
    • Дэнас-терапия;
    • использование в логопедической коррекции специальных наушников Forbrain.

    Запишитесь на первичный прием по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму справа.

    emberint.ru

    Рекомендации родителям ребенка с заиканием

    Дефекты речи чаще всего возникают у детей в период ее формирования — между 2 и 5 годами. Лечение от заикания в течение долгого времени и с использованием полного варианта методики Л.З. Арутюнян в этом возрасте не понадобится, если родители быстро заметят проблему и создадут условия для нормализации речи.

    Ребенок начал заикаться: что делать?

    Огромная роль в исправлении речи у заикающегося ребенка принадлежит родителям. От того, как они будут себя вести, во многом зависит, перейдет ли начавшееся заикание в стадию фиксации или, вдруг начавшись, так же быстро закончится.

    Специалисты дают следующие рекомендации родителям ребенка с заиканием:

  • Несмотря на то, что вы напуганы и взволнованы, постарайтесь при малыше соблюдать полное спокойствие.
  • Ни в коем случае не акцентируйте внимание на дефекте, не просите его повторить то, что он сказал. Пока ребенок не понял проблему и не накопил большой стаж заикания, от него гораздо легче избавиться.
  • Срочно обратитесь к специалистам:
    • к логопеду по программе «Скорая помощь», т.к именно в первые дни-недели заикания ( название программы говорит само за себя) от него можнобыстро и безболезненно избавиться с помощью, силами родителей при минимальной помощи логопеда,
    • к неврологу, т.к с помощью лекарств можно создать более благоприятный фон для лечения , особенно тем детям, эмоциональное состояние которых вызывает тревогу у близких (ребенок плохо спит, устраивает истерики,многого боится и т.д. ( но учтите, что сами по себе лекарства не лечат от заикания!).
    • Если по какой-то причине вы не смогли связаться со специалистом по программе «Скорая помощь», постарайтесь погрузить ребенка в мир спокойной медленной речи, когда все окружающие разговаривают нараспев. Представьте эту ситуацию для ребенка в игровой форме, придумайте для него объяснение, почему взрослые так необычно себя ведут (например, что вы все вместе — персонажи сказки).
    • Поскольку обеспечить такие условия вне дома проблематично, по возможности временно заберите малыша из детского учреждения.
    • Комфортная психологическая обстановка и искусственное снижение темпа речи вокруг ребенка помогают ему чувствовать себя более спокойно и не торопиться при разговоре. На начальном этапе заикания этого может быть достаточно, чтобы полностью исправить нарушение, а если время упущено, то наверняка снизит степень тяжести проявлений заикания.

      Советы родителям: как вести себя с ребенком, который только начал заикаться

      Как мы писали выше, комфортная спокойная психологическая обстановка дома — это залог успеха для ребенка, который только начал заикаться, поэтому попробуем сформулировть общие рекомендации для родителей детей на начальной стадии заиканием:

    • Будьте терпеливы, доброжелательны, чаще хвалите ребенка
    • Не допускайте фиксации ребенка на дефекте речи. Необходимо действовать, пока он еще не осознает, что говорит не так, как все.
    • Наблюдайте за ребенком. В каких ситуациях он говорит без запинок, в каких — начинает заикаться. Постарайтесь оградить малыша оттравмирующих факторов, (возможно, на него негативно влияют определенные занятия, игры или даже присутствие конкретных людей из вашего окружения — быстроговорящих, нервных…).
    • Избегайте волнующих, эмоциональных ситуаций (даже если это положительные ситуации, в которых ребенок очень бурно радуется).
    • Помните, что ребенок подражает вашей речи. Говорите не торопясь, по слогам, протяжно, простыми фразами,
    • Не ругайте, не критикуйте ребенка. Старайтесь организовать его день так, чтобы вам не приходилось его торопить, одергивать.
    • Занимайтесь с ребенком успокаивающими играми: рисуйте, лепите, стройте из песка.
    • Заикающимся детям полезны занятия музыкой, пением, танцами. Они помогают вырабатывать чувство ритма, снимают напряжение, помогают испытывать чувство покоя и радости.
    • Из видов спорта выбирайте те, которые снимают напряжение, вызывают ритмичное дыхание (плавание, теннис), не возбуждают (командные игры, состязания)
    • Более подробные инструкции специалисты речевого центра «Арлилия» дают родителям своих маленьких учеников индивидуально, исходя из особенностей конкретного ребенка и конукретной семьи.

      Участие родителей в лечении заикания ребенка по методике Л.З.Арутюнян (от 5 лет)

      Посетив детского невролога и логопеда, родители заикающегося малыша обычно получают рекомендации: обеспечить в доме спокойную обстановку и спокойную речь, давать ребенку седативные препараты и ноотропы. И действительно такие простые меры способны помочь, если время не упущено.

      Если же стаж заикания уже довольно-таки большой (много месяцев или даже лет), то «тепличная» атмосфера и прием медикаментов уже не способны вылечить логоневроз, как и занятия со специалистом только в кабинете логопеда, не подкрепленные практикой вне кабинета. Восстановление плавной речи — процесс, который невозможен без активного участия логопеда, его родных и, самое главное, самого ребенка, поэтому занятия по полному варианту методики Л.З. Арутюнян начинаются, когда такое сотрудничество с ребенком становится возможным, а именно с 5 лет.

      Методика коррекции речи у заикающихся детей, по которой работает центр «Арлилия», предполагает строгое соблюдение инструкций вне стен логопедического кабинета. Каждая семья на семейном совете выбирает из своих рядов 1-2 человек, которые становятся «обученными взрослыми» — «логопедами на дому». Чтобы наиболее эффективно выполнить свою роль, они вместе с ребенком учатся на занятии отличать «правильную» речь от «неправильной» (опасной в момент лечения, даже если в ней отсутствуют запинки).

      Несмотря на то, что эта работа на первый взгляд кажется очень сложной, мы с уверенностью говорим, что выполнить ее вполне реально тем, кто, пользуясь рекомендациями логопеда:

    • правильно организовал процесс лечения дома, со сверстниками, в школе (дошкольники в этот период не посещают детский сад, хотя обязательно продолжают общение с детьми под контролем обученного взрослого),
    • ведет себя ответственно,каждодневно выполняя несложные рекомндции логопеда),
    • ведет себя открыто, не скрывая от специалиста возникающие по ходу занятий возможные вопросы или проблемы,
    • учится наблюдать за ребенком, анализируя его речь и поведение в процессе лечения.
    • Очень важно, чтобы члены семьи были солидарны друг с другом, доверяли «обученному взрослому», которого сами выдвинули на эту роль на семейном совете, поддерживали его, ценили, помогали, по возможности брали на себя часть бытовых проблем, т.к. работа с заикающимся ребенком требует от «домашнего логопеда» дополнительных усилий.

      www.arlilia.ru

      Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет

      Дата публикации: 17.05.2016 2016-05-17

      Статья просмотрена: 495 раз

      Библиографическое описание:

      Седова Н. В., Царапкина О. Ю., Шувалова М. К. Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 535-538. — URL https://moluch.ru/archive/114/30103/ (дата обращения: 23.06.2018).

      Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

      При реабилитации заикающихся в нашем центре используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера.

      Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

      Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, логоритмиста.

      На протяжении многих лет работы нами была разработанна и апробирована методика коррекции заикания у детей 4–6 лет.

      1) Формирование базовой плавности.

      2) Работа над дикцией — техника речи.

      3) Работа над лексической стороной речи.

      4) Работа над грамматическим строем речи.

      5) Работа над связностью речи.

      Коррекционные и общие педагогические задачи включают в себя плавность речи и исключают эмоциональное напряжение. Все методические приемы должны по возможности исключить фиксацию ребенка на дефекте.

      Продолжительность занятия от 20 до 40 минут в зависимости от возраста.

      Занятия включают в себя:

      1. Работа над техникой речи (над дикцией).

      Методика адаптирована к дошкольному возрасту. Работа проводится по подражанию, прямых рекомендаций нет. Дается речевой материал, при работе с ним ребенок произносит звуки правильно.

      Лингвистические исследования показали, что разбивка слов на слоги по типу закрытых слогов служит профилактикой (стечение согласных провоцирует запинки в речи).

    • Работа над речевыми эталонами
    • Эталоны адаптированы к возрасту детей — те фразы, в которых есть звуки, которые ребенок произносит правильно.

      а) А, О, У, И, Э (после 4 лет) и Я, Ю, Е, Ё — если нет голосовых тонических судорог.

      б) Ф, С, Х Ш — если есть голосовая тоническая судорога (это проходят дети в течение двух месяцев тренировочных занятий).

      Если за месяц голосовая судорога исчезла, то возвращаемся к пункту а), если нет, то дается Ж, В, З.

      Эти же эталоны используются при дизартрии и ОНР.

      Обычно ребенок получает от 5 до 10 фраз на одном занятии (гласные под ударением):

      – Занятие «Слова на звук «А»

      Аня идет в школу

      Алик идет гулять

      Азбуку учат дети

      Арка ведет во двор дома

      Арфа стоит на сцене

      Аист свил гнездо

      – Далее даются слова на звук «О»:

      Обувь надо поставить на место

      – Далее на звук «У»:

      Утка зовет утят

      Удочка нужна рыбаку

      Устрицы живут в раковинах

      – Далее на звук «И»:

      Игры у детей интересные

      Избы в деревне маленькие

      Иглы у ежа колючие

      Иней покрыл ветки зимой

      Иволга звонко поет

      – Далее на звук «Э»:

      Эхо слышится в лесу

      Этот дом одноэтажный

      Это кресло удобное

      Эта книга увлекательная

      Эти дети идут в цирк

      – Далее на звук «Я»:

      Ящик стоит на земле

      Ящерица выползла из-под камня

      Яхта качается на волнах

      Яд опасен для жизни

      – Далее на звук «Ю»:

      Юбку надо погладить

      Юркий мышонок торопится в норку

      Южный ветер несет тепло

      Юнга хочет стать капитаном

      Юрта — это такое жилище

      – Далее на звук «Е»:

      Едет машина быстро

      Ест девочка с аппетитом

      Еле-еле ползет черепаха

      Елку нарядили дети

      Еж торопится к ежатам

      – Далее на звук «Ф»:

      Фантик сняли с конфетки

      Фонтан в парке высокий

      Футболист забил гол

      Флагами украсили кораблик

      Форточку надо закрыть

      Фея помогает Золушке

      – Далее на звук «С»:

      Скалкой катают тесто

      Скамейка стоит в парке

      Стройка недалеко от дома

      Скатертью накрыт стол

      Страниц в книге много

      Скакалки взяли девочки

      – Далее на звук «Х»:

      Хоботом слон поднимает тяжести

      Халат у врача белый

      Художник подошел к мольберту

      Холодильник стоит на кухне

      Хитрая лиса обманула волка

      – Далее на звук «Ш»:

      Штангу поднимает атлет

      Шлем у летчика кожаный

      Шмель летит на цветок

      Штопором вынимают пробки

      Шторм был сильным

      – Далее на звук «Ж»:

      Жаба прыгнула на кувшинку

      Жук ползет по травинке

      Жилет связала бабушка

      – Далее на звук «В»:

      Ванна наполнена водой

      Ваза с цветами стоит на столе

      Ватрушка с творогом

      Веником подметают пол

      Веер взяла дама

      Весна наступает после зимы

      – Далее на звук «З»:

      Замок висит на двери

      Заяц спрятался под кустом

      Замок окружен рвом

      Зеркало висит в прихожей

      Зима — самое холодное время года

    • Для удлинения речевого выдоха делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.
    • Из избушки не спеша,

      Вышла стайка индюшат,

      Вел индюк их по дорожке,

      Чтоб они размяли ножки.

      Аист вез из магазина,

      На своей тележке груз:

      Абрикосы и арбуз.

      Устранение судорожности речевой мускулатуры и собственно устранение заикания неразрывно связаны с формированием твердой ритмичной речи и удлиненного речевого выдоха, сопровождаемых движением рук. Эффект от сопровождающего движения руки можно ожидать только в том случае, если совмещение речи и движений подчиняется определенным правилам. Фраза всегда начинается с одной и той же руки.

      Формируемая у заикающихся речь характеризуется выделением ударных слогов, напряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым, чем в обычной речи, произнесением звуков неударных слогов. Для работы делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.

      Как только мы добиваемся базовой плавности, начинается работа на связной речью:

      – рассказ по серии сюжетных картинок;

      – работа над пересказом

      Для работы берутся «Сказки в картинках» В. Сутеева, произведения Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, В. Бианки, сказки Р. Киплинга.

      Если заикание не проходит, то набираются группы из 3–4 человек. Лечение в группах опять же постепенное.

      Дети играют в разные игры: так, в подвижной игре они с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Подвижные игры помогают готовить детей к овладению самостоятельной речью, нормализуют моторику заикающихся детей — в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.

      Дидактические игры со строго упорядоченными действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, правильного отношения к товарищам.

      Вслед за дидактическими играми по степени значимости следуют игры-драматизации, игры в настольный театр и творческие игры. Игры-драматизации готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей (от облегченных форм до самостоятельно построенных речевых конструкций), учат их интонационной выразительности, развивают жестикуляцию, воспитывают положительные нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские качества.

      Не менее важны игры с пением. Для детей 4–5 лет больше подходят игры хороводные, а для 5–6-летних — инсценировки с пением. Участвуя в них, ребята учатся общаться в коллективе сверстников, владеть собой и своим телом, а песенный речитатив облегчает им технику произношения. В творческих играх, играх-драматизациях дети самостоятельно придумывают конец или начало к разыгрываемому диалогу, сценке или уже знакомой ситуации, сами изменяют и создают новые правила той или иной игры, сами предлагают игру, распределяют роли, рассказывают ее правила, развивают и заканчивают. Также самостоятельно ребята оценивают и поведение своих товарищей на занятии. В разнообразных играх у детей наиболее ярко проявляются фантазия и творческая активность, формируется произвольное поведение.

      В Центре патологии речи работа ведется комплексно при систематическом посещении занятий и обязательном выполнении домашних заданий. В конце логопедических занятий дети выходят с хорошей положительной динамикой в речи. Если в дальнейшем у детей возникают проблемы в речи, они вновь могут повторно получить логопедическую и врачебную помощь.

      moluch.ru