Коррекция заикание у детей

Т . Г.Визель — Коррекция заикания у детей

Плавность — один из основных параметров нормативного устного высказывания. Она обеспечивается прежде всего соблюдением просодических и речедвигательных параметров речи. Это, в свою очередь, требует координированной, согласованной работы мышц всех трех отделов речевого аппарата – дыхательного, голосового, артикуляционного. Нарушения плавности речи состоят в несоблюдении названных параметров, в результате чего речь говорящего становится ненормативной по темпу, скандированной или прерываемой специфическими запинками, которые в рамках проблемы патологии речи принято обозначать как заикание. Запинки, являясь внешним проявлением заикания, одновременно – основная причина нарушения плавности речи.

Феномен заикания (нарушения плавности речи) трактуется на современном этапе изучения проблемы неоднозначно. Это убедительно показано в монографии В.М.Шкловского «Заикание» (1994). Автором показано, что и ретроспективный взгляд на понимание заикания в разные периоды его изучения также позволяет констатировать также первоначальную пестроту взглядов по этому поводу.

Аристотель, называя заикание энтелехией (нарушением жизни организма аак целеустремленного процесса), считая основной причиной его возникновения влажность головного мозга, кроткую уздечку языка, деформацию неба. Похожей точки зрения придерживался отечественный автор А.А.Капустин (1928) делил заикание на органическое и психогенное. Он допускал также, что заикание — знак вырождения, о чем свидетельствуют, по его мнению, характерные для лиц с заиканием анатомические деформации черепа, леворукость и т.п. М.Е. Шуберт (1928), признавая важность конституциональных особенностей, считал также принципиальными социальные условия жизни.

Н.П. Тяпугин (1930) трактовал заикание с позиции учения И.П.Павлова, считая основополагающим в возникновении запинок образование патологических условных рефлексов.

В.А. Гиляровский (1932) – особое значение придавал фактору наследственности, значение которого признается и в настоящее время.

Удивительно, что анатомо-физиологические и рефлекторные представления о природе заикания продолжали высказываться в XX – м веке, несмотря на то, что в XIX -м уже существовали другие мнения, перекликающиеся с современными. Так, еще A . Marcel (1886) считал, что основным проявлением заикания является спастический координационный невроз, проявляющийся в судорогах речевого аппарата, которые А.Куссмауль (1889) более конкретно назвал афтонгией (судорогой подъязычного нерва). Отечественный автор И.К. Хмелевский (1897) склонялся к неврогенным факторам как ведущим в патогенезе заикания, а среди них выделял постыдную неуверенность, чувство страха.

В рамках психоаналитический концепций, в частности неофрейдистского направления, заикание также трактуется как невроз. Однако считается, что при нем повторения в речи являются проявлением орального эротизма (оральной мастурбации — Gregory , 1994).

В современной литературе идея неврогенного происхождения и течения заикания наиболее продуктивно она развивается В.М. Шкловским (1994), который определяет заикание как нейромоторное дискоординационное судорожное нарушение речи, возникающее в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза. Клинически, считает автор, заикание представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными расстройствами, которые у взрослых людей часто становятся доминирующими (психологические, социально-психологические биологические факторы). При этом утверждается, что практически всегда присутствует органическая почва в виде церебральной дефицитарности различного генеза. Это обусловливает широкие рамки клинических проявлений: помимо речевых симптомов как правило, в картине заикания имеются двигательные, эмоциональные, поведенческие нарушения.

Как известно, запинки возникают в детском возрасте, выступает на внешнеречевом плане в виде специфических запинок, нарушающих плавное течение речи и являются основным проявлением речевой патологии, которую принято называть заиканием. Причем, у некоторых детей они появляются очень рано, уже в период освоения устного слова (до 2-х лет), у других несколько позже, в то время, когда они овладевают простой неразвернутой фразой. Однако у подавляющего большинства детей запинки приходятся на активный период становления развернутой фразовой речи — от 2- х до 5-и лет. Обычно пусковым фактором появления запинок являются разнообразные испуги или другие агрессивные, чаще всего внезапные, воздействия на организм.

Имеющиеся данные по речевому онтогенезу не дают четкого ответа на то, почему не все дети устойчивы к провокациям извне и, следовательно, не проходят этап освоения устной фразовой речи благополучно.

Имеются все основания считать, что причины несостоятельности детей в овладении фразой кроются в функциональной дефицитарности структур мозга, отвечающих за развитие речи в онтогенезе. Однако какова именно эта дефицитарность, в чем заключается ее специфика, остается не раскрытым. Это побудило к поиску специфических факторов, лежащих в основе этого вида патологии речи.

Оптимальным для уточнения природы заикания и других нарушений плавности речи мы сочли нейролингвистический аспект его рассмотрения, поскольку последний предлагает одномоментное детальное внимание к внешней, феноменологической стороне дефекта и обусловливающим ее мозговым механизмам.

В течение нескольких лет дети с нарушениями плавности речи наблюдались нами в специализированном детском учреждении ГОУ №1643 компенсирующего вида (Юго-Восточный муниципальный округ г. Москвы) с 2005 по 2008 г .

В рамках эксперимента проводилась апробация авторской нейролингвистической концепции диагностики и коррекции нарушений плавности речи у детей дошкольного возраста.

Перед участниками эксперимента ставились следующие задачи:

— Овладение концепцией нарушения плавности речи и методикой коррекции по выработке нормативного способа говорения;

— Осуществление нейропсихологического и нейролингвистического обследования детей;

— Выявление этиологических и дополнительных факторов, лежащих в основе заикания каждого ребенка;

— Активизация у детей дошкольного возраста естественного механизма речевого развития, связанного с взаимодействием полушарий мозга, которое должно завершиться его нормативным вариантом — в игровой форме;

— Обучение родителей правилам общения с ребенком дома, способам выполнения требований правильной речи.

Эксперимент осуществлялся в 3 этапа:

I этап – диагностический с 2005 по 2006 г .;

II этап – коррекционный с 2006 по 2007 г .;

III этап – аналитический и обобщающий — с 2007 по 2008 г .;

Результатом I этапа экспериментальной работы стали созданные специалистами учреждения под руководством Визель Т.Г.:
— диагностическая карта, содержащая тесты для выявления уровня сформированности итеративного и периодического ритмов, ритмико-смысловых координаций;

-диагностическая карта психологического обследования;
— диагностическая карта обследования координационных способностей заикающихся детей.

В эксперименте принимали участие в качестве исполнителей ……..

Основные результаты эксперимента, которые будут подробно описаны ниже, подтвердили выдвинутую концепцию и позволили сформулировать излагаемое далее.

zinref.ru

Заикание (запинки в речи) — довольно распространенное нарушение, при котором из-за судорожных движений мышц речевого аппарата нарушается ритм и плавность речи. Как правило, ребенку трудно начать говорить, реже наблюдаются запинки в середине слова, фразы или предложения.

Заикание при квалифицированной помощи хорошо поддается логопедической и психологической коррекции!

Обычно заикание возникает у малышей 2-6 лет, а с возрастом часто уменьшается или исчезает. Тем не менее, некоторая часть взрослых продолжает заикаться в течение всей жизни, постоянно или во время стрессовых ситуаций.

Наличие запинок в речи негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка, его учебе и социальной адаптации. Ребёнок начинает испытывать страх при произнесении определенных слов или букв и старается их избегать в процессе речи.

Со временем формируется привычка к избеганию речевых ситуаций, что влечет за собой сужение круга общения и ощущение собственной неполноценности. Ребенок становится стеснительным, пугливым и замкнутым, тревожным; снижается школьная успеваемость. Вовремя оказанная комплексная помощь специалистов позволит предотвратить формирование патологического речевого стереотипа.

Почему ребенок заикается?

Среди причин выделяют врожденные и приобретенные факторы. К врожденным относят:

  • внутриутробные поражения нервной системы,
  • родовые травмы,
  • наличие близких родственников, страдающих заиканием.
  • Предполагают, что наследственная отягощенность может быть связана с генетически обусловленной слабостью речевого аппарата, а также с характерологическими особенностями, темпераментом.

    В числе приобретенных факторов:

  • детские инфекции,
  • острые и хронические соматические заболевания,
  • заболевания и травмы ЦНС,
  • любые виды отклонений от нормального речевого развития,
  • подражание заикающимся,
  • недостаточно развитая мимика, моторика и чувство ритма,
  • острые и длительно существующие психотравмирующие ситуации,
  • патологическое воспитание,
  • постоянные конфликты в семье,
  • ослабление эмоциональных связей между взрослыми и ребенком.
  • Обычно заикание возникает у детей 2-6 лет, при этом мальчики страдают чаще девочек, что обусловлено определенными различиями в процессе возрастного развития головного мозга. В старшем возрасте вероятность развития заикания уменьшается. У детей старшего возраста заикание обычно становится менее выраженным, при этом возможно обострение в период полового созревания.

    Как проявляется заикание?

    Выделяют тоническое и клоническое заикание. При тоническом ребенок растягивает звук или делает паузу в речи, например: «м. ашинка». При клоническом ребенок повторяет звук или слово, например: «м-м-м-машинка», «де-де-де-дерево». Встречается также смешанная форма заикания с наличием как клонических, так и тонических судорог.

    Кроме того, различают невротическую и неврозоподобную форму заикания. При невротической форме выраженные неврологические дефекты отсутствуют, речь ребенка развивается нормально, заикание возникает на фоне острого или хронического стресса, психотравмирующей ситуации. Степень проявлений зависит от обстановки и психологического состояния малыша. В комфортных домашних условиях, с близкими людьми в речи могут встречаться лишь небольшие запинки, тогда как на публике или в разговоре с незнакомым человеком ребенок не может вымолвить ни слова из-за речевых судорог. Характерен страх речи, со временем малыш начинает избегать общения.

    При неврозоподобной форме присутствуют явные неврологические нарушения (дизартрия, нарушения артикуляции, общей и мелкой моторики; на ЭЭГ обычно обнаруживаются нарушения функционирования головного мозга) и/или более глубокие психические расстройства (шизофрения, умственная отсталость). Дети либо отстают в развитии по сравнению со своими здоровыми ровесниками, позднее начинают говорить, либо имеют специфические особенности в своём развитии (необщительность или, наоборот, неразборчивость в общении, «странные» интересы, увлечения и фантазии, и пр.).

    Выделяют три степени заикания:

    • Легкая — ребенок заикается, только когда возбужден или торопится что-то сказать. Он легко преодолевает запинки и не стесняется своего заикания.
    • Средняя — малыш легко говорит и мало заикается, когда спокоен и находится в привычной обстановке. При волнении, на публике и в разговорах с малознакомыми людьми заикание усиливается.
    • Тяжелая — ребенок постоянно заикается, речевые судороги сопровождаются сопутствующими движениями (переступанием с ноги на ногу, наклоном или откидыванием головы, сжиманием кулаков, зажмуриванием и т.д.).
    • Однажды возникнув, заикание может стать постоянным, протекать волнообразно (усиливаться или ослабевать, но не исчезать полностью) или рецидивировать (полностью исчезать, а затем вновь появляться после достаточно продолжительного периода свободной речи).

      Как мы работаем с заиканием

      Для успешного устранения заикания необходимо выявить его причину и по возможности устранить факторы, провоцирующие и поддерживающие это нарушение речи. Поэтому необходимо, что бы ребенок получил консультацию не только логопеда, но и врача психотерапевта, психолога. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин развития заикания назначаются различные диагностические и лечебные мероприятия (например, анализ крови «Нейротест», ЭЭГ, патопсихологическая и нейропсихологическая диагностика).

      В лечении детей, страдающих невротическим заиканием, кроме логопедических занятий, обязательным и основным является психологическая коррекция и психотерапия. Применяются различные релаксационные методики, арт-терапия, песочная и игровая терапия, МИМ-терапия, групповая терапия. При неврозоподобном заикании назначается поддерживающая медикаментозная терапия.

      На приеме наши специалисты создадут максимально комфортную атмосферу для ребенка, чтобы занятия проходили наиболее эффективно. А использование комбинированного терапевтического подхода позволит достичь устойчивых результатов!

      Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

      medalvian.ru

      Всем доброго дня! А знаете ли вы, что коррекция заикания у дошкольников проводится по разным методикам? То есть если брать конкретный случай, то один вариант лечения может принести быстрый результат, а другой заставит себя ждать. Так какой же метод подходит именно вашему крохе? Сейчас будем выяснять!

      Важно преодоление этой стеснительности. Конечно, постепенно. Поэтому, большинство корректирующих занятий начинаются с простейшего, постепенно повышая сложность. К примеру, сначала детки говорят шёпотом, а в конце курса они уже выступают перед публикой!

      Всё это изобрели не простые люди. А учёные. Поэтому и название методикам дано по фамилиям этих учёных:

    • Выгодской, Пелленгер, Успенской.
    • Дыхательные упражнения по Стрельниковой

      Но есть одна особенность: метод комплексный, как и все остальные. Т.е. движемся от простого к сложному. Следующее упражнение не делается без предыдущего. Хотя, в некоторых статьях встречала частичную выборку из этого комплекса. Ну тут уж как скажет ваш врач.

      Сезонный подход по Мироновой

      Итак, программа состоит из разделов:

      1. Формирование элементарных математических представлений.
      2. Неторопливый рассказ преподавателя, состоящий из коротких, но ёмких фраз. Подкрепляться это должно картинками. Происходит побуждение к ситуативной речи. Т.е. рассказу того, что ты видишь на данный момент на картинке.

        Контекстная форма преобладает. Возрастает уровень сложности.

        Автор полностью убеждён, что только игровые ситуации способны раскрепостить кроху. И, честно говоря, я поддерживаю это направление. Ну как ещё убедишь карапуза позаниматься? Когда моей дочке было 2 годика, она заинтересовалась буквами и цифрами. У нашей бабушки был весь холодильник ими облеплен. Магнитные такие, знаете?

        Так что игровые моменты многое способны решить! Ах, да, простите, заговорилась. Итак, Волкова предлагает ставить сценки из обычной жизни. А кроха будет постепенно переходить от роли второстепенной к главной! Как считаете, повысится его самооценка? Конечно да!

        Данная программа тоже построена на игровых элементах. Идём от простого к сложному. Детки учатся расслабляться, затем правильно дышать посредствам коротких ответов. И так, постепенно, подходят к сюжетным сценкам. Сначала дитя управляет ручной куклой. Ведь, когда говоришь за кого-то проще высказаться, верно?

        Завершающим этапом является спектакль, где малыш будет играть сам. Ну и, конечно, после такого волнительного момента не забывайте о поощрении для маленького актёра!

      3. Работа логопеда. Не раз приходилось слышать, что при смене специалиста эффективность занятий повышалась. Раньше дитя и 5 минут не высиживал. А теперь весь урок слушается и занимается с охотой. Да и в речи появляются значительные улучшения.
      4. Конечно же от формы заикания. Помните, что предлагать всё же должен врач. Пусть он определит вид заболевания, психотип малыша. Попросите его обозначить несколько подходящих программ. А вы уже остановитесь на одной.
      5. Наверняка, ваш врач предложит и дополнительные способы и методы. А, возможно, он как-то их скомбинирует. Дерзайте и пробуйте! Ведь, чем раньше начать работать над исправлением ситуации, тем эффективнее результат.

        Заикание у детей: причины, коррекция

        Заикание у детей – непростая проблема, потому как в патологический процесс вовлекается такая сложная когнитивная функция как речь. Причиной развития заикания является нарушение выработки дофамина и норадреналина в подкорковых структурах головного мозга, которое запускает патологический процесс. Дети с данной проблемой испытывают значительный дискомфорт, могут ограничивать себя в общении, и родители очень переживают за психо-эмоциональное состояние и правильное развитие ребенка с заиканием. При тиках, например, ребенок моргает, но это не мешает ему ходить в детский сад или школу, принимать активное участие в мероприятиях, общаться со сверстниками. Проблемы с речью ведут за собой серьезный психологический диссонанс, который особенно остро проявляется у детей в период становления речи (2-5 лет).

        Почему появляются заикания?

        Прежде всего, на развитие заикания влияет генетическая предрасположенность. Зачастую родители могут связывать детское заикание с сильным испугом или тяжелыми стрессовыми ситуациями, которые пережил ребёнок. Но эта связь научно не подтверждена. Есть очень много пациентов, у которых заикание появилось на фоне полного благополучия. Стресс, тяжелые заболевания, которые истощают нервную систему, могут стать пусковым механизмом, но зачастую заикания возникают сами собой. В 80% случаев на консультации во время сбора анамнеза выясняется, что данная патология была у кого-то из близких родственников.

        Заикание очень часто появляется у детей, которые долго не могли разговаривать и когда научились, стараются говорить быстро и много. Вследствие подобного лавинообразного потока могут проявляться заикания. Иногда родители путают заикания с «речью взахлеб», эта особенность речи самостоятельно проходит с течением времени.

        Поскольку симптоматика у заикания острая (оно проявляется в один момент), важно исключить наличие сопутствующих неврологических нарушений. Поэтому при появлении заикания первый специалист, к которому необходимо обратиться – невролог. Врач поможет дифференцировать заикания от других патологий речи, исключит неврологические заболевания, симптомом которых может являться заикание, и направит к логопеду.

        Для постановки диагноза специальные обследования детей с заиканием не требуются.

        Лечение заикания в Детской клинике ЕМС

        Основной специалист, который занимается с пациентами с заиканиями – это логопед-дефектолог, владеющий специальными методиками коррекции заиканий. Поэтому главная составляющая в коррекции заикания у детей — педагогическая логопедическая поддержка. Без логопедической коррекции избавиться от заиканий практически невозможно. В Детской клинике ЕМС проблемами заикания занимается логопед-дефектолог – Татьяна Каченовская.

        Если коррекционные логопедические мероприятия не дают результата, невролог назначает медикаментозную симптоматическую терапию, которая позволяет снять острую фазу заболевания и повысить эффективность логопедической программы. В ряде случаев требуется консультация психолога или нейропсихолога, которые также ведут прием в Детской клинике ЕМС.

        Для лечения заикания в ЕМС также применяется БОС-терапия (биологическая обратная связь). Это современная медицинская технология, которая тренирует способность пациента самостоятельно регулировать свое физиологическое и психоэмоциональное состояние. С помощью специальных сенсоров компьютер регистрирует изменяющиеся показатели активности головного мозга. Свои показатели пациент наблюдает в режиме реального времени в виде простых зрительных или слуховых стимулов и обучается навыкам осознанного управления работой различных систем своего организма. В ЕМС мы предлагаем детям необычные мультимедийные игры, в которых можно действовать исключительно с помощью контролируемых ритмов организма (это под силу каждому ребенку).

        Высокая эффективность коррекции детей с заиканием в ЕМС достигается за счет комплексного подхода: сочетания логопедической коррекции, медикаментозной терапии, а также БОС-терапии с индивидуальной или семейной психотерапией.

        www.emcmos.ru

        Коррекция заикание у детей

        Любая логопедическая программа разработана с учётом особенностей заикающегося малыша. Точнее, его речевых особенностей. В основном детки с подобными проблемами после нескольких неудачных попыток высказать мнение, начинают стесняться. Причиной тому может стать и коллектив, и семья (Да! Случается, что и в семье находятся желающие посмеяться над проблемой маленького человека!).

        • Стрельниковой.
        • Мироновой.
        • Волковой.
        • Существуют и иные курсы для лечения заикания у дошкольников. Но эти признаны самыми эффективными в своей области.

          Сам подзаголовок говорит за суть методики. Автор предлагает комплекс упражнений по дыханию. Одновременно ребёнок должен совершать предлагаемые физические движения. В какой-то степени это можно представить в игровой манере. По отзывам большинству деток нравится такой подход.

        • Знакомство с окружающей природой.
        • Развитие речи.
        • Творчество: лепка, рисование и т.д.

      Метод состоит из 4-х курсов. И примечательно, что на каждый курс отводится по сезону.

      Побуждение деток к рассказу по вопросам учителя, а так же без этих вопросов. Тут происходит постепенный переход от ситуативной к контекстной речи, когда рассказ строится на приобретённом опыте. Например, ребёнок повествует, что сегодня было в детском саду. Это логически построенные предложения без опоры на картинки.

      Детки учатся строить разговор самостоятельно, без подручного материала. Опираются в рассказах только на вопросы логопеда. А иногда обходятся и без них.

      Игровой подход по Волковой

      И что бы ни говорили современные педагоги, дескать, ни к чему рано детей учить алфавиту, мне пришлось это делать. Дитя ведь требует! Просто буковки все были цветными, да ещё и к холодильнику цеплялись здорово! Какой малыш в 2 года не заинтересуется таким дивом-дивным?

      Становление речи по Выгодской, Пеллингер, Успенской

      Какую методику выбрать?

      Знаете, почему не каждый метод может быть эффективным? На мой взгляд тут несколько факторов:

    • Собственно говоря, сама методика. Возможно, вашему крохе по душе будет какая-то определённая. А по другой он и заниматься не пожелает.
    • А теперь расскажите вы, какие программы по устранению заикания знаете? Чем пользовались? Какой эффект? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиком блога. Пока. До новых встреч!

      my-happybaby.ru