Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью 2 класс

Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью 2 класс

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

В 2017- 2018 учебном году реализуются следующие образовательные, коррекционно-развивающие программы.

1.АООП для обучающихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/ КГБОУ «Уярская общеобразовательная школа-интернат» — 1-2 класс

Мир природы и человека

2. АООП НОО КГБОУ «Уярская общеобразовательная школа-интернат» — 3-4 классы

Окружающий мир (человек, природа, общество)

Основы религиозных культур и светской этики

3. АООП ООО КГБОУ «Уярская общеобразовательная школа-интернат» — 5-9 классы

Окружающий мир(человек, природа, общество)

Технология (обслуживающий труд)

Технология (столярное дело)

4. Коррекционно-развивающие программы :

Дефектолог — Никоненко Л.В.

1. Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательных способностей» для обучающихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/ 3-4 классы.

2.Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие умственных способностей» для обучающихся с умственной отсталостью/ интеллектуальными нарушениями/ 1-2 класса.

Педагог психолог — Ермакова Е.П.

1.Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Арт-терапия эмоциональных расстройств детей» для обучающихся с умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями/ 5-9 классов.

2. Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие внимания, мыслительных операций, саморегуляции и контроля» для обучающихся с умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями/5,6-7 классов.

3.Рабочая программа групповых коррекционно-развивающих профориентационных занятий для обучающихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/ 9 класса.

4. Рабочая программа групповых коррекционно-развивающих занятий«Коррекция школьной тревожности»для обучающихся с умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями/5а,5б классы.

Педагог психолог — Волкова Ю.В.

1.Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие познавательной деятельности, ЭВС, учащихся с нарушением речи»для обучающихся с умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями/ 1-2 классов.

2.Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие познавательной деятельности, ЭВС»для обучающихся с умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями/ 2-4 классов.

3.Рабочая программа групповых коррекционно-развивающих занятий «Адаптация детей к школе»для обучающихся с умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями/ 1 класса.

4.Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Арт-терапия эмоциональных расстройств детей»для обучающихся с умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями/ 1-4 классов.

Учитель-логопед — Солопова Ю.В., у читель-логопед Каверзнева Н.В.

1.Рабочая программа групповых занятий «Развитие фонематического восприятия учащихся с легкой степенью умственной отсталости» — 1 класс.

2.Рабочая программа групповых логопедических занятий «Коррекция дисграфии у учащихся с легкой степенью умственной отсталости» — 2а, 3, 4 классы.

3.Рабочая программа групповых логопедических занятий «Развитие лексико-грамматического строя речи для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости» — 1 класс.

4.Рабочая программа групповых логопедических занятий «Развитие лексико-грамматического строя речи для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости» — 2б, 3, 4 классы

5.Рабочая программа групповых логопедических занятий «Формирование речевых навыков учащихся с умеренной степенью умственной отсталости, отсутствием общеупотребительной речи» — 2б класс

6.Рабочая программа групповых логопедических занятий «Коррекция дисграфии у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости» — 5, 6 классы.

www.24schi-ujar.edusite.ru

Рабочая программа с КТП по письму для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 2 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, 2 класс.

Статус программы: рабочая программа учебного предмета.

1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья программа обеспечивает реализацию образовательных услуг, гарантию качества получаемых услуг.

2. Для педагогических работников МКС(К)ОУ Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В. программа определяет приоритеты в содержании коррекционного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации коррекционного образования.

3. Для администрации МКС(К)ОУ Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В. программа является основанием для определения качества реализации коррекционного образования.

Категория обучающихся: обучающиеся МКС(К)ОУ Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 68 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, итоговый контроль

Учебная программа составлена на основе примерной Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, Москва, 1984 год. Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР; примерной Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, Просвещение, 2011 год (0-4 классы).

Программа составлена с учетом психофизических возможностей учащихся, с учетом зоны ближайшего развития каждого ученика и имеет коммуникативную направленность. Основной задачей уроков письма является развитие устной и письменной речи учащихся, как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Цель обучения русскому языку во 2 классе: обеспечить языковое развитие умственно-отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Обучение письму носит элементарно-практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил и осуществляется по 3 уровням: 1 уровень- соответствует государственной программе, 2 уровень- включает в себя материал в умеренном объеме и после детального разбора, 3 уровень- лично-ориентированный (индивидуальная) программа.

-уточнить и расширить активный запас слов, который необходим для понимания социальных ситуаций, для обеспечения адекватного взаимодействия с окружающими;

-закрепить из ранее изученного такие знания, умения и навыки по русскому языку, которые помогут формированию практических навыков связной устной и письменной речи, необходимой в определённых жизненных ситуациях;

Учащиеся приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету рисунки, напоминающие образы букв, а затем элементы букв.

Буква изучается в следующей последовательности:

— восприятие общей ее формы

— изучение состава буквы (элементов и их расположения)

— сравнение с другими, ранее изученными буквами.

Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Ш ш, Л л, ы, Н н, Р р, К к, П п, Т т, И и, З з, В в, Ж ж, Б б, Г г.

Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками.

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове.

Письмо и чистописание

Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись.

Характеристика учебного процесса.

Формы организации учебного процесса.

Рабочая программа реализуется через классно-урочную организацию учебного процесса.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков и обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в группах.

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация;

-практические – упражнения, карточки, тесты.

Основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изучаемого материала.

— технология коррекционно-развивающего обучения;

— технология дифференцированного обучения;

— элементы технологии коллективного способа обучения;

— элементы технологии индивидуализации обучения.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, тестирования.

Итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме диктанта с грамматическим заданием.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу года предусматривается усвоение программного материала по письму детьми с умеренной умственной отсталостью следующих компонентов

— Узнавание рукописное начертание изученных и изучаемых строчных и прописных букв: ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г

— писание строчных и рукописных изученных букв по обводке;

— различение их в написанном слове;

— дифференциацию смешиваемых букв;

— находить из предложенных букв изученные и писать их по обводке

ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г – 2

— образовывать из усвоенных букв слоги, слова, сравнивать их;

— составлять слова из букв разрезной азбуки слоги-слова ( ау ,уа ) , затем — обратные слоги ( ат, ут ), после этого прямые слоги ( па, пу ), затем писать их по обводке;

— писать слоги-слова ( ау ,уа ) , затем обратные слоги ( ат, ут ), после этого прямые слоги ( па, пу ) по обводке;

— работать с деформированными словами: дополнять одну пропущенную букву в однослосложных-двусложных словах с опорой на наглядность;

— показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемая буква;

— на основе произношения педагога находить из предложенных букв изученные (ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г )

— составлять совместно с педагогом и на основе его произношения слова из букв разрезной азбуки слоги-слова ( ау ,уа ) , затем обратные слоги ( ат, ут ), после этого прямые слоги ( па, пу );

— составлять совместно с педагогом и на основе его произношения слова из букв разрезной азбуки, подписи к картинкам из 2-3 слов.

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, Просвещение, 2011 год (0-4 классы).

infourok.ru

Коррекционно-развивающая программа для детей 2 класса с умеренной умственной отсталостью

Ольга Смольянинова
Коррекционно-развивающая программа для детей 2 класса с умеренной умственной отсталостью

Государственное бюджетное (областное) специальное

(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа — интернат Vlll вида № 3

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель директора Директор школы

Рабочая программа групповых

и индивидуальных коррекционных занятий

для 2 класса

на 2015-2016 учебный год

Смольянинова О. В.

Цель программы: развитие психических процессов познавательной деятельности — внимания, восприятия, памяти, мышления.

Программа состоит из групповых и индивидуальных занятий с ребенком. Занятия включают упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, восприятия формы, цвета, размера, пространственной ориентировки, временных представлений; коррекцию зрительной и слухоречевой памяти, опосредованного запоминания; графических умений и навыков (обведение по точкам, раскрашивание, повторение узора, операций мышления: анализа, синтеза, обобщения, закономерностей.

Все задания направлены на закрепление знаний, полученные на уроках математики, ознакомления с окружающим миром, составлен блок индивидуальных занятий по развитию моторики. Количество времени, необходимое для выполнения задания варьируется в зависимости от уровня развития детей и их способности усвоить предложенный материал. Коррекционно- развивающая программа составлена на основании данных, полученных по результатам диагностики, в соответствии с уровнем обученности детей (по классификации В. В. Воронковой).

Программа учитывает возраст, умственное развитие детей, требования школьной программы.

На основе комплексного нейропсихологического и педагогического обследования учащиеся 2-го класса условно разделены на 4 группы Учащихся 1 уровня в классе нет.

К группе 2 уровня определена: Ирина М.

Она испытывает небольшие затруднения в усвоении программного материала. Это связано с уровнем развития психических функций. Зрительная и слуховая память на среднем уровне, преобладает слуховая. Восприятие на среднем уровне, знает основные цвета, форму, ориентируется в схеме своего тела, но испытывает затруднения в ориентировке на плоскости и теле собеседника. Мыслительные операции сформированы средне. Обобщает группы предметов, выделяет 4-лишний, затрудняется без помощи объяснить выбор на слух, без наглядности. Словесной инструкции недостаточно. В виде помощи используются опорные таблицы, схемы, планы, подсказки, наглядный материал.

К 3 группе обученности относятся: Алексей К., Минора Н., Владимир М., Денис Л.

Учащиеся испытывают значительные трудности в овладении программным материалом. Зрительная и слуховая память развита средне, но это относится к кратковременному запоминанию. Долговременная память недостаточно развита. Дети знают основные цвета, форму, право- лево в схеме своего тела, но в ориентировке в схеме тела собеседника допускают ошибки. Это отрицательно влияет на работу в тетрадях и требует контроля со стороны взрослого. Временные представления сформированы слабо. Невысокий уровень развития операций мышления сказывается на том, что отличия учащиеся находят, но определить сходства самостоятельно им не удается, требуется совместный анализ. Затруднение вызывает установление причинно- следственных связей в явлениях, предметах.

Организация учителем предметно практической деятельности, использование наглядных средств обучения недостаточны. Им нужна массивная помощь в форме подробного анализа выполнения и привлечения доступного наглядного материала.

К 4 группе обученности относятся: Илья С., Данил П., которые овладевают учебным материалом на низком уровне. Фронтального обучения для них не достаточно, они нуждаются в дополнительных приемах обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Ошибок в работе не видят, требуется конкретное указание и объяснение. Знания усваиваются механически, быстро забываются.

Страдает произвольное внимание, невозможна длительная концентрация, малейшие помехи отвлекают. Восприятие на низком уровне: определяют 1 форму, 2 цвета, право-лево не различают, перенос на собеседника не доступен, разрезную картинку собирают из 2-х частей. Восприятие времени не сформировано. Память изучить не удалось, т. к. учащиеся не понимают инструкцию, картинки, слова, предназначенные для запоминания, не повторяют. Операции мышления не сформированы, закономерности не устанавливают, загадки не отгадывают,4-лишний не выделяют. Интерес к заданию не проявляют, помощь не используют. Требуется сокращение объема заданий и массивная помощь в форме подробного совместного анализа и привлечение простого в восприятии наглядного материала.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для учащихся 2 класса.

— называть изученные объекты и явления;

— различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений;

— ухаживать за комнатными растениями;

— различать овощи и фрукты;

— различать диких и домашних животных, рыб;

— различать признаки времен года;

— выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по элементарным математическим представлениям для учащихся 2 класса.

Учащиеся должны уметь:

— образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка;

— считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5) в пределах 20 в прямом и обратном порядке;

— сравнивать числа в пределах 20;

— пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;

— записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);

— определять время по часам с точностью до одного часа;

— складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд;

— решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени);

— решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка);

— решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

— показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;

— измерять отрезки и строить отрезки заданной длины;

— строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертежного угольника;

— строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам).

Тематическое планирование групповых занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для учащихся 2-го класса.

№ Название темы Цель Кол-во часов.

1. Вода: горячая и холодная. Температура воды. Уточнить знания о воде, расширить их представления. 1

2. Вода в природе. Значение воды. Расширить представления о воде и ее значении. 1

3. Осень. Уточнить и систематизировать знания учащихся об осени. 1

4. Растения осенью. Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях осенью. 1

5. Животные и птицы осенью. Уточнить и систематизировать знания учащихся о животных и птицах осенью. 1

6. Занятия людей осенью. Уточнить и систематизировать знания учащихся о занятии людей осенью. 1

1. Комнатные растения. Обобщить знания о комнатных растениях. 1

2. Части растений. Дать четкие знания об основных частях растений. 1

3. Уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. 1

4. Зима. Уточнить и систематизировать знания учащихся о зиме. 1

5. Животные зимой. Уточнить и систематизировать знания учащихся о животных зимой. 1

6. Птицы зимой. Уточнить и систематизировать знания учащихся о птицах зимой. 1

7. Занятия людей зимой. Зимние забавы. Уточнить и систематизировать знания учащихся о зимних забавах. 1

1. Огород. Закрепить понятие «Овощи».

2. Овощи. Овощи в питании человека. Закрепить понятие «Овощи». 1

3. Сад. Фрукты. Закрепить понятие «Фрукты». 1

4. Фрукты в питании человека. Уточнить и расширить знания о правильном питании, витаминах. 1

5. Уход за растениями сада и огорода. Правила ухода за растениями сада и огорода. 1

6. Животные. Расширить представления о диких и домашних животных 1

7. Кошка и рысь. Формировать умение сравнивать кошку и рысь 1

8. Собака и волк. Формировать умение сравнивать собаку и волка. 1

9. Рыбы. Закрепить знания учащихся о рыбах. 1

10. Весна. Уточнить и систематизировать знания учащихся о весне 1

11. Растения весной. Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях весной. 1

12. Животные весной. Уточнить и систематизировать знания учащихся о животныхвесной. 1

13. Занятия людей весной. Уточнить и систематизировать знания учащихся о занятии людей весной. 1

1. Гигиена. Тело человека. Обобщить знания учащихся о частях тела человека, формировать умения по уходу за собой. 1

2. Питание человека. Уточнить и расширить знания о правильном питании. 1

3. Лето. Уточнить и систематизировать знания учащихся о лете. 1

4. Растения летом. Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях летом. 1

5. Животные летом. Уточнить и систематизировать знания учащихся о животных летом. 1

6. Занятия людей летом. Уточнить и систематизировать знания учащихся о занятии людей летом. 1

Тематическое планирование групповых занятий по направлению «Элементарные математические представления» для учащихся 2- го класса.

Название темы. Цель. Кол-во часов.

1. Число и цифра 10. Закрепление понятия числа и записи цифры 10. 1.

www.maam.ru

Рабочая программа (вариант 2) по предмету: сенсорное развитие образовательная область: коррекционно-развивающая класс: 1В учебный год

Транскрипт

1 Рабочая программа (вариант 2) по предмету: сенсорное развитие образовательная область: коррекционно-развивающая класс: 1В учебный год Разработала: учитель Агзямова Марина Александровна Уфа 2016

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка Предметные результаты освоения учебного предмета «Сенсорное развитие» 4 3. Содержание учебного предмета «Сенсорное развитие» 5 4. Календарно-тематическое планирование

3 I. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программнометодического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Задачи программы: 1) Развитие и коррекция зрительного ; 2) Развитие и коррекция слухового ; 3) Развитие и коррекция кинестетического ; В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего:, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием

4 мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Особенности обучения Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоциональнодвигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорноперцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Место предмета в учебном плане 1 класса В учебном плане коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» представлены с расчетом по 3 часа в неделю, 109 часов в год, без учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса. 2. Предметные результаты освоения программы в 1 классе При реализации коррекционного курса ожидаются результаты: Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека. светящемся предмете. предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта. Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

5 Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). 3. Содержание программы Содержание предмета «сенсорное развитие» включает следующие разделы: «зрительное восприятие», «слуховое восприятиу», «Кинестетическое восприятие». 1 Зрительное восприятие Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом. Формирование умения узнавать и различать цвет объектов. 2 Слуховое восприятие Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения) Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука Формирование умения соотносить звук с его источником Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты 3 Кинестетическое восприятие. эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека реакции на соприкосновение с различными материалами реакции на вибрацию, исходящую от объектов реакции на давление на поверхность тела реакции на положение тела реакции на изменение положения тела реакции на положение частей тела реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей Формирование умения различать свойства материалов

6 4 Восприятие запаха. реакции на запахи Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху 4. Календарно-тематическое планирование План Дата факт Тема урока Содержание БУД Область развития жизненных компетенций Вводный урок. Знакомство с инвентарем Знакомство с инвентарем Знакомство с инвентарем 4, Фиксация взгляда на лице человека на расстоянии вытянутой руки Знакомим детей с содержанием кабинета, с инвентарем, месторасположением предметов Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса. Устанавливать зрительный контакт с другими, способствовать работы в коллективе обращаться за помощью и Фиксация взгляда на лице человека с использованием мимики Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса. Развивать коммуникативные навыки Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Фиксация взгляда на лице человека с использованием интонации Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса. Развивать коммуникативные навыки Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. Проявлять самостоятельность и

7 инициативу Фиксация взгляда на лице человека с использованием тембра голоса Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса. Развивать общую моторику и координацию движений Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту светящемся предмете (фонарик в темноте) Выполнение последовательности операций с помощью учителя Закреплять полученные навыки обращаться за помощью и светящемся предмете (фонарик) Удерживает взгляд на светящемся предмете в течение 3 секунд, постепенно время удержания взгляда увеличивается Проявлять самостоятельность и инициативу светящемся предмете (свет.игрушка в темноте) удерживает взгляд на светящемся предмете в течение 3 секунд, постепенно время удержания взгляда увеличивается обращаться за помощью и светящемся предмете (свет.игрушка) удерживает взгляд на светящемся предмете в течение 3 секунд, постепенно время удержания взгляда увеличивается Развивать коммуникативные навыки обращаться за помощью и предмете (на уровне глаз) использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого также привлечет внимание ребенка обращаться за помощью и принимать помощь предмете(выше уровня глаз) использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого также привлечет внимание ребенка Перенос полученных навыков и умений в жизнь и быт

8 предмете(ниже уровня глаз) использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого также привлечет внимание ребенка Развивать коммуникативные навыки Проявлять самостоятельность и инициативу предмете(справа от ребенка) использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого также привлечет внимание ребенка обращаться за помощью и принимать помощь предмете(слева от ребенка) использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого также привлечет внимание ребенка Перенос полученных навыков и умений в жизнь и быт Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по вертикали) Педагог предъявляет предмет на уровне глаз ребенка, после чего перемещает его в разных направлениях на расстояние от 30 см до 1 метра. Развивать коммуникативные навыки Проявлять самостоятельность и инициативу Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по кругу) Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом (вперед) Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко Педагог предъявляет предмет на уровне глаз ребенка, после чего перемещает его в разных направлениях на расстояние от 30 см до 1 метра. Используемые для прослеживания взглядом объекты перемещаются в пространстве комнаты на Способствовать определять и узнавать знакомую мелодию, Развивать навыки коммуникации с учителем и одноклассниками Учить детей связывать работу и игру с жизнью Развитие фантазии, творческой инициативы и самостоятельности

9 расположенным предметом (назад) расстоянии более 1 метра Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом Формирование умения узнавать и различать цвет объектов (красный) Формирование умения узнавать и различать цвет объектов (синий) Формирование умения узнавать и различать цвет объектов (желтый) Формирование умения узнавать и различать цвет объектов (зеленый) Формирование умения узнавать и различать цвет объектов (черный) Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука Ребенку предъявляют предмет определенного цвета и называют этот цвет. Ребенок учится находить предметы такого же цвета Ребенку предъявляют предмет определенного цвета и называют этот цвет. Ребенок учится находить предметы такого же цвета Ребенку предъявляют предмет определенного цвета и называют этот цвет. Ребенок учится находить предметы такого же цвета Ребенку предъявляем предмет определенного цвета и называют этот цвет. Ребенок учится находить предметы такого же цвета Используем музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании, например, трещетка и др Развивать навыки слухового, Развивать общую мотор, корд.движений Устанавливать зрительный контакт с другими, способствовать работы в коллективе Устанавливать зрительный контакт с другими, способствовать работы в коллективе Устанавливать зрительный контакт с другими Развивать коммуникативные навыки Уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других Расширять представление об окружающем мире Расширять представление об окружающем мире Расширять представление об окружающем мире Формирование умения Используем музыкальные Формировать Развивать навыки

10 локализовать неподвижный (удаленный) источник звука Формирование умения соотносить звук с его источником инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании, например, трещетка и др сначала ребенок знакомится со звучанием объекта, например, кошка мяукает, пылесос гудит и др. Затем при предъявлении звука ребенок показывает соответствующий объект (изображение) коммуникативные навыки-работа в коллективе, умение учителя Расширять представление об окружающем мире общения и согласовывать свои интересы с интересами других Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека В работе используют два одинаковых набора звучащих объектов: музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки и др. Начинать работу следует с более легких прикосновений, которые учитель сопровождает спокойной, негромкой речью Способствовать развитию навыков звукоизвлечения, артикуляции Развивать навыки сотрудничества Способствовать координированных движений по сигналу учителя Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту реакции на соприкосновение с различными материалами реакции на вибрацию, исходящую от объектов погружаем руки ребенка в материал и помогает ему ощупать его начинаем работу с использования вибрирующих игрушек, массажеров без звука Развивать навыки работы в коллективе, Развивать умение определять характер музыки Перенос полученных умений в жизнь и быт

11 реакции на давление на поверхность тела начинать работу с кратковременных воздействий на разные участки тела ребенка (руки, ноги, спина, голова), делая между ними паузы Совершенствование общей моторики Развитие коммуникативных навыков Перенос полученных умений в жизнь и быт реакции на положение тела Ребенок принимает заданную позу либо в вертикальном (стоит, сидит), либо в горизонтальном положении (лежит на спине, на боку) Способствовать координированных движений по сигналу учителя Развитие коммуникативных навыков реакции на изменение положения тела изменение положения своего тела в пространстве, его поворачивают, переворачивают его, кружат, наклоняют в стороны, поднимают, опускают, качают, катают в разном темпе Развивать умение ребенка работать в паре с учителем, с другим ребенком. Развитие общей моторики, ритма Перенос полученных навыков и умений в жизнь и быт реакции на положение частей тела берет руку (ногу) ребенка и выполняет сгибание, разгибание, отведение конечностей в стороны в разном темпе, с разной амплитудой, фиксируя на некоторое время это положение Развивать умение ребенка работать в паре с учителем, с другим ребенком Развитие общей моторики, ритма Развитие коммуникативных навыков реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей В качестве поверхностей используются: мягкий матрац, твердая кушетка, шариковый бассейн Способствовать координированных движений по сигналу учителя Перенос полученных навыков и умений в жизнь и быт Формирование умения различать свойства материалов Ребенок знакомится со свойствами материалов в процессе соприкосновения с водой, песком и т.д. (погружает руки в материал, зачерпывает, переливает, гладит Развивать умение ребенка работать в паре с учителем, с другим ребенком Развитие обращаться за помощью и

12 по поверхности и др.) общей моторики, ритма реакции на запахи Источник запаха должен находиться в непосредственной близости от носа, при этом педагог удерживает источник запаха на расстоянии см Способствовать координированных движений по сигналу учителя Проявлять самостоятельность и инициативу Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху Начинать работу следует со знакомых ребенку запахов: фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту, мягкое арома-масло и др Развивать умение ребенка работать в паре с учителем, с другим ребенком Развитие общей моторики, ритма обращаться за помощью и

docplayer.ru