Коррекционная работа для детей с заиканием

Задачи коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с заиканием.

Психологические особенности детей с заиканием.

Детям с нарушениями в психоэмоциональной сфере характерна, эмоционально – волевая незрелость, которая проявляется:

  • в трудностях самоконтроля,
  • импульсивности,
  • эмоциональной неустойчивости: повышенной возбудимости
  • или вялости, пассивности,

  • в колебаниях настроения, чаще в сторону снижения,
  • обидчивости, раздражительности,
  • нетерпеливости,
  • бывают проявления болезненного упрямства, капризы,
  • что связано с быстрой истощаемостью ребенка, и как следствие, возникает снижение темпов деятельности; а так же,

  • низкая самооценка,
  • высокий уровень личностной тревожности:
  • страхи темноты, при отсутствии в комнате взрослых, ночные страхи,
  • плохой сон.
  • Низкий уровень осознанности своих чувств, неумение выражать их, а так же,
  • неумение учитывать в своем поведении чувства и желания других людей;
  • низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.
  • Соматическая ослабленность,
  • снижение познавательной активности, и, как правило, низкий уровень концентрации произвольного внимания.
  • Тики, энурезы, энкопрезы, так же являются следствием психоэмоционального неблагополучия этих детей.
  • У детей с заиканием нарушение темпа и ритма речи.
  • Исходя из психологических особенностей детей с заиканием, психологом ставятся следующие задачи психо — коррекционной работы:

    1) Гармонизация детско – родительских отношений;

    Когда процесс личностной самореализации и саморазвития ребенка искажается или ограничивается, в результате нарушения взаимоотношений в семье, тогда, как следствие этого, у ребенка может возникнуть заикание.

    Коррекционно – развивающая работа психолога начинается с группового родительского тренинга, так как, именно родители являются ведущим звеном в детско – родительской системе и именно от них в наибольшей степени зависит характер взаимоотношений в семье.

    Целью поведенческого тренинга, является оптимизация коммуникации и межличностных отношений между ребенком и его родителями, а так же, их личностное развитие.

    Для достижения цели в процессе проведения занятий решаются следующие задачи:

    1. Осознание родителями своего стиля воспитания.
    2. Преодоление привычных стилей реагирования.
    3. Расширение поведенческого репертуара во взаимодействии с детьми и другими людьми.
    4. Улучшение понимания своего ребенка и своих взаимоотношений с ним.
    5. Формирование навыков сотрудничества с детьми.
    6. Осознание собственных стереотипов воспитания позволяет родителям глубже узнать самих себя, преодолеть привычные стили реагирования.

      2) Групповая работа с детьми: установление доверия, повышение уровня комфортности и безопасности.

      Установление доверия – одна из первых задач, которую решает психолог в работе с детьми (используются не только игры и упражнения, но и медитации.Например, отправляемся в путешествие…в самое надежное и защищенное место на земле, …).

      Таким образом, создаем «положительный якорь» для ребенка и только потом переходим к следующей задаче.

      3) Отреагирование негативных эмоций: гнева, страхов, агрессии.

      Выводим агрессию на символическом уровне через тело, через творчество.

      Спрашиваем у ребенка: «Где это в теле? Как это выглядит?, и так далее…»

      Таким образом, решается следующая по важности задача

      4) Снижение психоэмоционального напряжения.

      5) Расширение репертуара форм самовыражения ребенка.

      Дети учатся понимать и принимать свои чувства, адекватно выражать их и управлять ими.

      • Как правило, в семье ребенка с заиканием, существует запрет взрослых на выражение негативных эмоций у детей. Поэтому, важно психологу научить родителей принимать не только положительные, но и негативные чувства детей и помочь им самим научиться, выражать негативные эмоции социально – приемлемым способом.
      • 6) Повышение степени принятия ребенком самого себя и других людей.

        7) Обучение навыкам снятия мышечного и психоэмоционального напряжения.

        Так как дети и их родители имеют трудности в выражении негативных эмоций, у многих из них происходит блокирование этих невыраженных эмоций на телесном уровне, возникают мышечные «зажимы». Поэтому, психолог использует в своей работе упражнения на мышечное напряжение и расслабление, релаксации, формирует навыки диафрагмального дыхания.

        8) Формирование коммуникативных навыков.

        9) Развитие способности эмоциональной саморегуляции ребенка за счет осознания им своих эмоций, чувств, переживаний.

        10) Формирование у детей эмоциональной децентрации: способности воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей (использование ролевых игр и упражнений).

        11) Развитие познавательных психических процессов: произвольного внимания, памяти, мышления, а так же планирующей функции речи.

        12) Коррекция дезадаптивных черт характера и поведения детей (чувства неуверенности в своих силах)..

        13) Профилактика развития вторичных эмоционально – личностных нарушений:

      • при неблагоприятном течении заболевания с возрастом у ребенка формируется навязчивость в общении, как явления гиперкомпенсации,
      • чувство социальной неполноценности, и другие проявления.
      • Приобретенные навыки саморегуляции и мышечной релаксации, позволяют снизить психо – эмоциональное напряжение у детей и их родителей.
      • Формируются расширенные коммуникативные и адаптационные возможности у детей и взрослых.
      • Происходит гармонизация детско – родительских отношений.

      Среди многочисленных речевых нарушений, заикание, одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта.

      Этот механизм еще недостаточно изучен.

      Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает многоаспектность воздействия на заикающегося ребенка. Но в любом случае, важно учитывать нарушения физиологического и психологического характера.

      Перечисленные психологические и логопедические проблемы обусловливают трудности социальной адаптации заикающихся детей. Чем больше времени проходит от начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект, и влечёт за собой изменение в психике ребёнка (болезненные переживания, страх перед речью). Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.

      В связи с этим, высока потребность проведения коррекционно – развивающей работы для данной категории детей, в рамках которой они должны получить комплексную помощь психолога, логопеда и психоневролога.

      www.b17.ru

      МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

      Автор: Руднева Раиса Павловна

      МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

      Руднева Раиса Павловна

      детский сад № 47 “Лесовичок”

      В настоящее время эффективность логопедической помощи заикающимся детям в дошкольном возрасте общепризнанна.

      Обучение и воспитание заикающихся дошкольников в нашей группе осуществляется в активной детской деятельности – в играх, посильном труде, разнообразных занятиях. В детском саду заикающиеся дети развиваются в обществе сверстников, что создаёт благоприятные условия для перевоспитания их речи и личности в целом, для овладения знаниями и умениями в процессе коллективных занятий.

      Коррекция речи, обучение и воспитание заикающихся детей осуществляется совместными усилиями логопеда и воспитателей в процессе прохождения программного материала. Цель коррекционно-развивающего обучения в нашей группе – устранение заикания. Решение этой сложной задачи возможно при правильной, научно обоснованной организации системы воспитания и обучения.

      Для укрепления физического и психического состояния здоровья заикающихся дошкольников в нашей группе проводиться следующая работа: релаксация, логопедический массаж, самомассаж, дыхательная гимнастика, логоритмика, закаливание.

      РЕЛАКСАЦИЯ – это частичное или полное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий по типу аутогенной тренировки.

      Релаксация является основной частью коррекционно-оздоровительного комплекса по нормализации речевой деятельности. Особенно эффективно её использование в сочетании с азонотерапией как средство регуляции психофизиологического состояния у заикающихся детей.

      Чтобы научить ребёнка чувствовать свои мышцы, начинаем с обучения расслаблению мышц ног и рук, так как это самый простой способ управлять своим телом.

      Дети, освоившие основные приёмы релаксации и использующие их под руководством взрослых регулярно, чувствуют общее улучшение состояния, они хорошо спят, становятся более уравновешенными. Нормализация эмоционального состояния у заикающихся детей помогает им справляться с пугающей раньше ситуацией речи.

      ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ – это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Показания – нарушения тонуса мышц при дизатриях, ринолалиях, заикании.

      В задачи логопедического массажа входят: нормализация тонуса мышц, ликвидация ассиметрии лица; сокращение периода логопедического воздействия (постановки, автоматизации, дифференциации звуков) и минимизация рецидивов.

      Существуют общие указания к проведению расслабляющего массажа:

      1 . Массаж проводиться в медленном темпе.

      2 . Расслаблению мышц способствует музыкальное сопровождение (тихая музыка с медленным, плавным ритмом).

      3 . Массаж должен вызывать у ребёнка приятные ощущения тепла и покоя. Поэтому начинать массаж целесообразно с воздействия на нервные окончания кожи головы.

      САМОМАССАЖ . Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребёнок делает себе сам, принимает живое участие в выполнении простых, но необходимых для хорошего самочувствия операций. Использование игрового момента является фундаментом для проведения самомассажа и стабилизирует эмоциональный фон ребёнка.

      Основными приёмами самомассажа являются:

      4 . Вибрация или поколачивание.

      ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания.

      Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи, до тяжёлых речевых дефектов.

      Цель логоритмических занятий – расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия. Весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями.

      Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса, сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха.

      Регулярные занятия дыхательной гимнастикой (особенно детей с заиканием) способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

      Ходьба босиком, как средство закаливания и укрепления здоровья, используется в работе нашего детского сада.

      Подошвы ног – одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. Как и все виды закаливания, закаливание ходьбой босиком постепенно и систематично. Начинаем мы его с хождения в тёплой комнате по ковру, а затем – по полу. Для занятий используем резиновые коврики с шиповым рифлением, массажеры.

      Закаливание – отличное тонизирующее средство!

      Зарядки хватает на целый день.

      От чего зависит успех?

      – От тяжести дефекта.

      – Интеллектуальных способностей ребенка.

      – Согласованности в работе логопеда, воспитателей и родителей.

      – Профессиональной квалификации педагогов.

      – Уровня педагогической науки.

      Успешное преодоление заикания возможно лишь при условии тесной связи и преемственности в работе всего педагогического коллектива детского сада и единства требований, предъявляемых детям. Такая взаимосвязь в нашем коллективе возможна благодаря правильному пониманию и распределению задач.

      Исследование проблемы заикания переживает в настоящее время глубокий кризис.

      Имеется много причин отставания в психолого-педагогической разработке вопросов заикания. И мы с нетерпением ждём новых разработок в исследовании и устранении проблем заикания.

      solncesvet.ru

      Коррекционная работа с заикающимися детьми.

      Наталья Петровна Гурова
      Коррекционная работа с заикающимися детьми.

      Заикание — своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания звуков и слогов в слове. Позже оно начинает сопровождаться заметным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. Попытки произвольно, по замечанию родителей, по заданию, преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание,

      У детей раннего возраста (в два, два с половиной, три года) ОНО МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ «внезапно» в результате психотравмы — испуга, конфликта, при изменении условий жизни: неохотного хождения в детский сад, ревности к младшему брату или сестре (при бестактном поведении родителей). При этом заикание может то стихать, то появляться вновь, волнообразно, как бы рецидивируя. Заикание может иметь как острое психогенно-реактивное, так и постепенное начало. Внешним симптомом заикания являются тонические или клонические, или смешанные судороги, возникающие в органах речи больного. В зависимости от локализации судорог различают артикуляторную, голосовую, дыхательную, смешанную формы заикания. При заикании могут иметь место насильственные движения чаще в области мышц лица. Затруднения в речевой моторике могут сопровождаться сопутствующими движениями (постукивание, подергивание головой, корпусом). Отмечается общее напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство. В дальнейшем у заикающихся формируются психические особенности, проявляющиеся в страхе речи, сложностях общения, логофобии.

      Логофобии, как правило, не зависят от тяжести заикания, а являются индивидуальной патологической эмоциональной реакцией пациента на дефект речи. Фиксированность на дефекте является одним из основных факторов, усиливающих его.

      Различают три степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая. По течению заикания выделяют: постепенное, волнообразное, рецидивирующее.

      Проводится только комплексная реабилитация, которая включает:

      — индивидуальные или групповые логопедические занятия по специально разработанным программам;

      — логоритмические занятия, целью которых является развитие ритмической организации речи и движений;

      — психологические занятия, направленные на развитие социальной адаптации у детей и подростков;

      — психотерапевтические занятия с родителями и детьми, целью которых является формирование здоровой личности ребенка (познавательной, эмоциональной, поведенческой сторон);

      — медицинское лечение, которое проводится дифференцированно и включает общеукрепляющую, седативную и синдромную терапию (электрофорез, электросон, массаж, ЛФК).

      Целесообразно после основного курса коррекции проведение поддерживающего курса наблюдения 3 раза в год, которое включает в себя осмотр логопеда, психолога, психиатра, чаще при самостоятельном к ним обращении.

      Основным условием снятия заикания является мир в семье. Все вопросы по воспитанию ребенка должны решаться тогда, когда ребенок спит. В тех случаях, когда брак родителей распался, нельзя восстанавливать ребенка против отца, матери и других членов семьи. Ребенок не должен быть свидетелем семейных конфликтов, так как это закрепит у него заикание. Неспроста заикание называется логоневрозом.

      Ни в коем случае не обсуждайте заикание ребенка в его присутствии с врачами и знакомыми. Желательно, чтобы ребенок вообще не слышал этого слова. Если в семье заикается кто-то из взрослых, то тот наверняка уже занимался с логопедом и знает, что говорить надо медленно, следя за своим речевым дыханием.

      Для преодоления заикания необходимо, прежде всего, понять причину его возникновения. Оно чаще всего возникает в момент бурного развития у ребенка ситуативной речи, при непосильных речевых заданиях ему. Например, при поступлении в детский сад резко меняется не только среда привычной жизни малыша, но и необходимость в большем количестве общаться со значительной группой детей и новыми взрослыми (воспитательницами и другим персоналом). Ребенок оказывается в стрессовой ситуации. Чтобы ее преодолеть, надо на некоторое время взять его совсем из детского сада.

      Не «прозевайте» момент возникновения заикания. Возьмите бюллетень, окружите ребенка усиленным вниманием: как можно чаще берите его на руки, удобно устраивайтесь на диване так, чтобы его головка или ручки прижимались к вам. Помогайте ему играть с куклами, машинками. На прогулках (в парке, а не во дворе) избегайте встреч с говорливыми знакомыми. При приготовлении пищи для малыша исключите все продукты, которые могут вызвать аллергию. Аллергия, простуда ослабляют организм и являются «хорошей» подкормкой заиканию. Но не забывайте о витаминах. Насильно не кормите ребенка. Например, если он ест только картошку и огурцы — пусть ест. Не желает есть икру — не надо. В это время не водите ребенка в поликлинику. Дети, как правило, боятся людей в белых халатах. Но проконсультироваться у логопеда и врача надо. Не приглашайте гостей. Смягчите ревность к младшему ребенку. Объясните заикающемуся малышу, что он самый, самый любимый, умный и добрый. Будьте вежливы с ребенком.

      Позже, когда заикание стихнет, приведите его в детский сад, в новый коллектив на несколько часов. Хорошо, если какое-то время он побудет там с мамой, общающейся с воспитательницей или другими сотрудниками. Спокойное поведение матери положительно скажется на состоянии ребенка, который постепенно освоится с помещением детского сада, присмотрится к игрушкам, к детям и как бы «плавно» войдет в новую среду.

      Желательно понаблюдать, в каких ситуациях ребенок заикается больше. Как правило, оставаясь «наедине» со своими игрушками и разговаривая с ними, малыш перестает заикаться. Поэтому можно рекомендовать так называемый «режим молчания», когда ребенок в присутствии занятых каким-либо спокойным трудом родителей, также спокойно, молча занимается игрой в любимые игрушки. Не задавайте ребенку излишние, зачастую совсем ненужные вопросы, побуждающие его к ответам, без которых можно обойтись. Не просите ребенка выступать перед «публикой», читать стихи, петь песни и танцевать. Дети очень любят слушать уже знакомые, «тысячу» раз прочитанные сказки или маленькие рассказы. Поэтому, если в доме появилась новая, и, как кажется родителям, невероятно интересная книга, то сначала оставьте ребенка «наедине» с этой книгой, чтобы он рассмотрел ее картинки.

      Книги со страшными для малыша картинками приносить в дом не надо, а если это уж сказка о бабе Яге, то сначала расскажите ребенку, как герой книги ее перехитрит, и баба Яга или Кощей будут побеждены отважным героем. И все же эти сказки лучше рекомендовать лишь после достижения ребенком пятилетнего возраста, до этого должно использовать более добрые сказки. Ребенок должен получать радость от общения с книгой.

      Речь взрослого при рассказе по картинкам должна быть плавной, ненапряженной, общение с ребенком должно носить дружеский характер. Дети любят «свои», домашние сказки о приключениях их игрушек. Эти сказки, сочиняемые мамой на сон грядущий, требуют многократного повторения, изо дня в день, постепенного дополнения и развертывания сюжета. Так можно придумывать сказки о самостоятельном мячике или кукле и ее друзьях, о тракторишке-хвастунишке, о палочке-выручалочке, о солнышке, которое утром встает, днем на все посмотрит, улыбнется, на кого-то посердится или заплачет, поэтому пойдет дождик, а вечером пойдет спать и т. п. Фантазии мам можно позавидовать. Если собрать все сказки мам, то можно составить множество книг. Мамины сказки всегда добрые, спокойные, убаюкивающие.

      Желательно, чтобы заикающийся ребенок, особенно до пяти лет, не много смотрел телевизор, так как нет-нет, а на экране внезапно появляются различные рекламы, пугающие ребенка не только своим резким и громким появлением, но и содержанием. Если же ваш ребенок уже привык к каким-то добрым детским передачам, то хорошо, если кто-то из взрослых будет сидеть рядом с ним и объяснять ему что-то непонятное, а прежде всего из чего сделаны куклы на телевидении, почему они такие веселые, необычные, кто эти куклы делает.

      Ребенок должен знать, что в кино не настоящие живые куклы — что они придуманные, и он может сделать их с мамой из перчатки или другого материала.

      Ребенок учится говорить, подражая речи окружающих, поэтому постарайтесь говорить с заикающимся ребенком нараспев, медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности, плавно. Но не требуйте от ребенка говорить медленно, не фиксируйте его внимание на речевом «спотыкании». Надо организовать речевой режим трех-четырех летнего заикающегося ребенка так, чтобы у него реже возникала необходимость говорить, отвечать на ваши вопросы.

      Желательно, чтобы малыш привыкал играть с настольными играми, в лото, учился через раз, по очереди, выигрывать и проигрывать учился справедливости, преодолевая избалованность и капризы. Игра в мозаику не только успокоит его и внушит ему уверенность в умении складывать из частей целое (предварительно покажите ему, как это делается, но и разовьет у него мелкую моторику пальцев обеих рук. Для рисования давайте ребенку большие листы бумаги (обычный печатный лист или альбом). Ребенку нужен простор. Для рисования лучше давать фломастеры, краски или большие, «толстые» карандаши, так как обычные цветные карандаши быстро ломаются, начинается поиск заменителя, ребенок начинает нервничать.

      Всегда хвалите ребенка за рисунки, лепку из пластилина, конструирование. Собирайте их в папку или коробку, создавая коллекцию. Уважайте труд ребенка.

      Не доводите ребенка до слез. Это всегда приводит к усилению заикания. Научитесь отвлекать его от переживаний, и ни в коем случае не требуйте чего-либо от ребенка в повелительном тоне. Приучайте его к аккуратности, убирая игрушки, складывая одежду или шнуруя ботинки вместе. Щадите ребенка, и если нервничаете сами, спешите, опаздываете, то в этом виноват не ребенок, а вы и только вы, так как вы сами оказались недостаточно организованными. Ваша нервозность приводят к повышенному темпу вашей речи, резким интонациям — обратитесь к своему невропатологу, он даст вам успокаивающие лекарства, снимет стрессовое состояние во благо ребенку.

      Умейте признавать перед ребенком свою вину и покажите своим примером, что нет ничего страшного в признании своих ошибок, это приведет к доверию ребенка к вам, к тому, что он не будет бояться вас, не будет бояться признаться в своем грехе. Не бойтесь, разбив чашку или уронив ложку, сказать при ребенке: «Ах, я растяпа!» или «Опять уронила!». Слыша это, ребенок не будет испытывать чувство неуверенности, боязни и сможет без запинок рассказать о своей «беде» — рассыпал мозаику, отломал колесо у машины…

      Помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю его жизнь. Ребенка надо воспитывать на похвале, а не на окрике. Тогда и он будет в будущем вашим опорой.

      Если заикание закрепилось, зафиксировалось, обязательно обратитесь к логопеду. Обострение заикания может наблюдаться в кризисные периоды (3- 7- 9-11-13, при поступлении ребенка в школу, смене учителей, нарастании учебной нагрузки. При обострении всегда консультируйтесь у психоневролога и логопеда.

      Памятка для родителей.

      1. Соблюдать режим дня.

      2. Не перегружать ребенка развивающими стимулами, особенно эмоционально окрашенными, включая и эмоциональную игру.

      3. Строго придерживаться медикаментозных назначений, сделанных врачом.

      4. В период психокоррекционной работы с ребенком воспитывать его щадящим способом (не применять психотравмирующих наказаний; какие-то проступки, не опасные для жизни и здоровья, оставлять незамеченными).

      5. Большую часть дня заниматься теми видами деятельности, которые не требуют развернутой речи.

      6. Стараться предупреждать запинки, произнося за ребенка то, что он хотел бы сказать или отвлекать его от речи тем или иным способом.

      7. Никогда не сообщать ребенку, что он сказал плохо, и не просить, чтобы сказал хорошо.

      8. Тактично напоминать вдохнуть больше воздуха и потом говорить (добиваться неосознанного, рефлекторного вдоха).

      9. Не требовать от ребенка, чтобы он говорил ритмизованно, но самим чаще говорить и читать с ритмом, чтобы «сработал» обезьяний рефлекс, и ребенок мог воспользоваться приемом ритмизации речи самостоятельно.

      10. Стараться несколько раз в течение дня играть с ребенком в «ручки», сжимая то одну, то другую в такт произносимому тексту.

      11. Следить за степенью постоянной физической нагрузки до ощутимой усталости, но не до изнеможения (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы, спортивные кружки).

      12. Первоначально ограничив контакты с детьми и взрослыми, на этапе улучшения организовать общение ребенка с другими детьми, контролируя эмоциональное перевозбуждение и конфликты.

      Коррекционная работа по закреплению произношения звуков [Ш], [Ж] с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Коррекционная работа по закреплению произношения звуков Ш, Ж с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Своевременное овладение правильной.

      Коррекционная работа с детьми со стертой дизартрией Всем известно, что дизартрия – самый коварный диагноз у детей, имеющих речевые нарушения. При дизартрии нарушается иннервация всего речевого.

      Коррекционная работа с детьми по результатам мониторинга Консультация для воспитателей. «Коррекционная работа с детьми имеющих низкий показатель по интегративным качествам» Коррекционная работа.

      Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде Т. Г. Горькая, учитель-логопед, г. С-Петербург Коррекционная работа.

      Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом в условиях детского дошкольного учреждения Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) – это особая категория детей, развитие которых в силу заболевания, отягощено не только двигательными,.

      Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в общеобразовательной школе Учитель-дефектолог (тифлопедагог) координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми с нарушением зрения. Цель такой работы: формирование.

      Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием «Природных массажеров». Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием «Природных массажеров».[/b] Автор: Ахметшина Наталья Анатольевна МБДОУ «ДС «Солнышко»,.

      Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи Для того чтобы вести разговор о коррекционно-речевом направлении работы нам необходимо разобрать основные понятия этой темы. За последние.

      Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение) Основные направления коррекционной работы воспитателя • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной (воспитанию правильного речевого.

      Мастер-класс «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения с использованием арт-терапии» Цель: выявление особенностей и определение эффективности использования изотерапии в коррекционной работы с детьми с нарушением зрения. Задачи:.

      www.maam.ru

      Коррекционная работа для детей с заиканием

      КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУКЛОТЕРАПИИ

      Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата представляет в настоящее время одну из острых проблем логопедии [3]. В связи с этим идет постоянный поиск наиболее эффективных методов коррекции. Все чаще в комплексное воздействие по преодолению заикания наряду с традиционными методами включаются нетрадиционные техники, позволяющие как непосредственно, так и опосредованно влиять на психо – эмоциональное состояние заикающегося ребенка, создавая тем самым благоприятную среду для устранения речевого дефекта.

      Кроме таких традиционных для логопедической практики методов коррекции заикания, как логопедические гимнастика, упражнения, ритмика, достаточно широко используются и нетрадиционные методы, например, куклотерапия.

      Куклотерапия способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким – либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.

      Несмотря на активное развитие этого направления, в настоящее время недостаточно разработан основной аспект применения метода куклотерапии в коррекции заикания. Это обуславливает актуальность данного исследования.

      C целью использования в коррекции заикания нетрадиционных методов и проверки их эффективности был проведен эксперимент.

      Исследование проводились в детском саду компенсирующего вида №22 города Кинешма, в эксперименте участвовала Маша Н. 6 лет. Обследование проводилось по методике Г.А. Волковой[1], направленной на обследование заикающихся, для правильного построения дальнейшей коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений заикающихся. Методика учитывает все параметры, необходимые для эффективной помощи заикающимся.

      В основу исследования темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников были положены методики, предложенные Г.А. Волковой [1].

      В соответствии с методикой были определены критерии оценок темпо-ритмической стороны речи:

    7. плавность речи (речь плавная, без запинок; речь плавная, но иногда наблюдаются запинки; речь не плавная);
    8. темп речи (темп речи нормальный; иногда наблюдается ускоренный или замедленный темп речи; замедленный или ускоренный темп речи);
    9. наличие сопутствующих движений (сопутствующие движения отсутствуют; сопутствующие движения редко наблюдаются; наличие сопутствующих движений).

    При обследовании темпо-ритмической стороны речи Маши было определено, что у нее замедленная, неплавная речь, медленный темп речи; при выполнении заданий наблюдаются сопутствующие движения.

    Учитывая особенности заикающихся детей и их речевой дефект, исследование проводилось по методике Л.Г. Гребенщиковой в четыре этапа [2]:

    I этап— снятие мышечного и эмоционального напряжения.

    II этап – работа над плавностью речи.

    III этап—работа над темпом речи.

    IV этап — развитие речи в целом.

    В результате проведенной коррекционной работы по методике Гребенщиковой Л.Г. [2] было вновь проведено обследование, для проверки эффективности логопедической работы. Обследование включало те же самые задания, что и в констатирующем эксперименте, но на другом лексическом материале.

    Используя разработанный комплекс коррекционно-развивающих упражнений по устранению заикания у ребенка старшего дошкольного возраста был получен хороший результат, наметилась положительная динамика: у девочки при первичном обследовании наблюдались судорожные запинки в речи. Так как Маша стремилась к общению, работа с ней проводилась успешно, поэтому при повторном обследовании судорожные запинки исчезли. В результате речь Маши стала более организованной, плавной, без видимых нарушений, темп речи замедлился. Сопутствующих движений не наблюдается.

    Нам не удалось устранить полностью заикание у ребенка, так как эффективность преодоления заикания во многом зависит от слаженной работы всех специалистов. Ведь именно его воздействие является всегда обязательным и определяющем в комплексе, а роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приемами способствовать эффективности логопедического воздействия.

    Проанализировав и обобщив результаты, мы пришли к выводу о том, что систематическая и целенаправленная работа, проводимая нами, с использованием куклотерапии дала свои результаты. Это проявилось в небольшой положительной динамике: Маша Н. перестала бояться новых людей, в общении более сдержанная, темп речи умеренный, неторопливый, говорит нараспев.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что если коррекционно-педагогическая работа будет строиться в соответствии с дидактическими принципами и с использованием нетрадиционных методов систематически, то можно судить о динамике в развитии.

    В нашем случае, естественно, динамика еще не значительна, что вполне объяснимо временными рамками эксперимента, но, тем не менее, полученные результаты позволяют утверждать, что при более длительной работе всех специалистов они могли быть гораздо выше.

    Таким образом, методика Л.Г. Гребенщиковой [2], по которой проводилась экспериментальная коррекционная работа, эффективна и дана работа может быть использована педагогами, логопедами, воспитателями, родителями, занимающихся с детьми дошкольного возраста с заиканием; цель работы достигнута.

  • Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие.[Текст]:учебник/Г. А. Волкова – СПб., — 2005. – 144с.
  • Гладковская, Л. М. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе/Л. М. Гладковская //Логопед-2008-№1, — С.41-49.
  • Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 304 с.
  • doshkolnik.ru