Коррекционно развивающие занятия для детей с умственной отсталостью

Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью

Умственной отсталостью называют разнородные специфические состояния, имеющие разные причины и выраженность, связанные с состоянием нервной системы. Общим является то, что интеллектуальное развитие человека отстаёт от нормы, ему даётся непросто обучение и социальная адаптация в обществе. Умственная отсталость не лечится, поэтому так важны коррекционно-развивающие занятия для детей с подобным диагнозом, ведь, только работая с ребёнком, воспитывая и обучая его, родители могут добиться прогресса.

Поскольку объём восприятия у таких детей снижен, а внимание рассеянное, предлагаемые занятия проходят в форме игры в сказку.

научить ребенка с психофизической недостатком воспринимать себя как личность, осознавать собственные возможности. Сформировать у детей умение сочувствовать другим, конструктивно реагировать на разочарование и неудачи, самостоятельно принимать решения, ориентироваться в общественной жизни и уметь общаться с другими детьми.

карточки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния; бумага; карандаши; пушистые игрушки (птичка, волк, кот) детская посуда; «Волшебная» коробка; рисунки с изображением машины, бабочек.

— Дети, где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с вами тоже будем путешествовать. Далеко нам придется добираться, поэтому поедем на машине. Кто умеет водить машину? Ведь мы едем в сказку, где происходят разные чудеса . Вот они начались: сейчас мы все превращаемся в водителей.

Логоритмических упражнение «Мы — водители»

— Мы едем, едем на машине. Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем. Внимательно смотрим в даль. Дворники стирают капли. Вправо — влево. Без воды! Водители мы — хоть куда!
Детишки под эти слова должны имитировать действия — руками, туловищем.

Игра «Слушай внимательно»

— Путешествуем дальше по воображаемой сказочной стране.
Дети движутся под музыку. Но музыка вдруг прекращается, а учитель тихо, но чётко произносит команду (например, сесть на стулья, поднять свою правую руку, присесть и т.д.). Игра эта выполняется до тех пор, пока дети действительно внимательно слушают и контролируют свои действия.

Игра «Магазин посуды»

— Наш путь привёл нас к сказочной лавке.
Учитель расставляет посуду на витрине, а дети становятся в очередь. Ребенок просит продавца (учителя) продать, например, тарелку. Продавец «продает» только тогда, когда покупатель назовет её цвет и укажет её место на витрине. Например: «Продайте мне, пожалуйста, зелёную тарелку, которая стоит на верхней полке слева». Игра заканчивается, когда вся посуда будет куплена.

Игра «За что меня можно любить?»

— Дети, мы встретили сказочного волка. Для того, чтобы мы смогли путешествовать дальше по сказочной стране, необходимо каждому из вас назвать те свои качества, за которые, на ваш взгляд, вас можно любить.

Игра «Придумай себе имя»

— Дети, для того, чтобы мы могли путешествовать дальше, необходимо каждому придумать себе то имя, которое он бы хотел иметь.
Учитель затем спрашивает у детей, почему именно эти имена они выбирают, чем им не нравятся их настоящие имена.

Примечание: как правило, отказ от собственного настоящего имени означает, что ребенок или недоволен собой, или пытается стать лучше (в своем воображении), чем он есть на самом деле.

Игра «Создай свой танец»

— Дети, мы встретили с вами волшебных бабочек, которые весело кружатся в танце. Давайте и мы станцует с ними.
Учитель становится в круг. Под музыку быстро выполняет несколько разных танцевальных движений, все остальные, как могут, копируют танец. Затем он касается какого — либо ребёнка. Тот выходит в центр и создаёт свой танец, а дальше — другие участники.

Игра «Улыбка»

Дети, мы весело путешествовали с вами по сказочной стране. А теперь давайте представим себе, что вы очень счастливы! Почувствуйте, как ваша улыбка несется из сердца и поднимается, касается ваших губ. Вы улыбаетесь! Хорошего вам настроения!

Как видите, ничего сложного в таких занятиях нет, но именно такими маленьким шажками, но неуклонно нужно продвигаться к цели — развитию познавательных способностей и интересов, речи, эмоций, а в конечном счёте — интеллектуальному и социальному развитию умственно отсталого ребёнка.

s-mind.ru

Программа коррекционно-развивающих занятий «Сказкотерапия»

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” — это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак,

симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции “особых детей” неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно-отсталые дети характеризуются как “дети с тяжелой степенью умственной отсталости”, дети с “особыми нуждами”, дети с “ограниченными возможностями здоровья”, “особые” дети.

Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели меня к выводу, что сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с “особыми” нуждами к жизни и труду. Программа была составлена, апробирована и применяется в МОУ Северская (специальная) коррекционная школа-интернат психологом 1-й квалификационной категории Р.Г. Дерябиной.

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”.

Задачи.

  • Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
  • Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
  • Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
    • Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
    • Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
    • Формировать навыки речевого общения.

    Занятия по сказкотерапии проходят индивидуально. Продолжительность занятий составляет 15–20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.

    После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.

    Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:

    Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры. Рисование сказки. Проигрывание.

    Основные этапы работы над сказкой

    1. Знакомство с персонажами сказки.

    2. Знакомство с главным героем сказки.

    3. Первичное рассказывание сказки.

    4. Вторичное рассказывание сказки.

    5. Анализ сказки.

    6. Стимулирование “подсказок” детьми. Повторное рассказывание сказки психологом.

    7. Совместное рассказывание сказки психологом и ребенком.

    8. Проведение игр

    Критерии эффективности программы

    Выполнение детьми диагностических заданий.

    Программа “Сказкотерапия” кроме пояснительной записки, содержит тематический план, краткое изложение содержания занятия, список литератур.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Государственное казенное общеобразовательное учреждение

    Пензенской области «Нижнеломовская школа – интернат для обучающихся

    по адаптивным программам»

    Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью

    Нижний Ломов 2017г.

    Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

    Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

    Основной образовательной программой НОО, утвержденная приказом № 199 от 20 мая 2011г.;

    Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №1087. Приказ об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ;

    Проект «Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.

    Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

    Цель программы : создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью.

    • формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

    • формирование образа «Я», навыков самопознания;

    • развитие эмоционально – волевой сферы;

    • освоение навыков работы в коллективе;

    • развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

    При составление развивающей психолого – педагогической программы учитывались следующие позиции:

    1. Соотношение факторов (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).

    2. Соотношение деятельности психолога и педагога.

    3. Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).

    4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).

    Детям с умственной отсталостью легкой степени присущи ряд особенностей коммуникативного развития:

    низкий уровень активности в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;

    затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность с другими;

    сравнительно элементарная мотивация отношений;

    недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;

    нарушение избирательности отношений, как проявление неспособности учитывать индивидуальные особенности других людей, так и свои собственные.

    Несформированность умственной деятельности у детей с умственной отсталостью легкой степени соответствует особенностям их эмоциональной сферы:

    infourok.ru

    Программа коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью. 1–4 классы

    Наталья Александровна Ушакова
    Программа коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью. 1–4 классы

    Пояснительная записка.

    Данное учебно-методическое пособие предназначено для учителей начальных классов (коррекционных) школ.

    Цель – помочь педагогам в выборе методических приемов по активизации связной устной и письменной речи у. о. школьников на коррекционных занятиях.

    При у. о. нарушено формирование всех сторон речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, что позволяет говорить о системном нарушении речи. Нарушения развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно используя все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно решить.

    Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

    Цель коррекционных занятий – восполнение пробелов в формировании психофизических функций.

    В коррекционной школе работа на этих занятиях носит элементарно-практический характер и направлена на разрешения следующих основных задач:

    — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;

    — восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;

    — развитие недостаточно сформированных умений и навыков;

    коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;

    — развитие познавательной активности;

    — развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.

    На коррекционных занятиях рекомендуется использовать следующие методические приемы:

    — стихотворные тексты, кроссворды, загадки

    — опорные слова и планы

    — различные коррекционные, дидактические игры

    — работу с тетрадью

    — обогащение и уточнение словаря

    — составление предложений на основе демонстрирующих действий; изображение на картинках

    — восстановление деформирующего текста

    — составление связных рассказов: по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок

    — путешествие в сказку

    — озвучивание картинок к сказкам

    — технические средства обучения.

    В процессе этой работы создаются благоприятные условия для умственного и речевого развития ребенка.

    Основные направления коррекционной работы.

    1. Совершенствование движений сенсорной деятельности:

    • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

    • Развитие артикуляционной моторики;

    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

    • Развитие зрительной памяти и внимания;

    • Развитие слухового внимания и памяти;

    • Развитие фонетико-фонематических представлений.

    3. Развитие основных мыслительных операций:

    • Формирование навыков относительного анализа;

    • Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

    • Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

    • Развитие комбинаторных способностей.

    4. Развитие различных видов мышления:

    • Развитие наглядно-образного мышления;

    • Развитие словесно-логического мышления.

    5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям).

    6. Развитие речи, владение техникой чтения.

    7. Расширение и обогащение словаря.

    8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

    9. Воспитание целенаправленного, устойчивого, сосредоточенного внимания.

    Содержание коррекционной работы.

    I. Коррекция памяти.

    1. Вырабатывать навык прочного запоминания.

    2. Постепенное увеличение объема памяти.

    3. Развитие логической памяти.

    4. Развитие механической памяти.

    5. Развитие смысловой памяти.

    6. Развитие словесно-логической памяти.

    7. Развитие скорости запоминания.

    8. Развитие полноты запоминания.

    9. Развитие сознательного запоминания.

    10. Тренировать прочность и точность запоминания.

    II. Коррекция внимания.

    1. Воспитывать целенаправленное внимание.

    2. Воспитывать устойчивость внимания (не отвлекаться).

    3. Воспитывать наблюдательность.

    4. Расширять объем внимания.

    III. Коррекция ощущений, восприятий, представлений.

    1. Работать над расширением зрительных восприятий.

    2. Работать над восприятием и осмыслением изображенного на картине.

    3. Развивать зрительное восприятие образного слова и моторного акта, связанного с его записыванием.

    4. Учить быстрому соотношению воспринимаемых при посредстве зрения букв соответствующими буквами через коррекционные занятия (повторение, название букв, чтение стихов).

    5. Развивать представления и творческую активность.

    6. Увеличивать скорость ориентации движений взора.

    IV. Коррекция мышления.

    1. Классифицировать предметы (их изображение) на группы на основании родового признака.

    2. Назвать группы предметов (однородных) обобщенными словами.

    3. развитие умения последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, самостоятельно думать, выделять интеллектуальную задачу.

    4. Развивать гибкость мышления.

    5. Конкретизировать понятия.

    V. Коррекция воображения.

    1. Развитие быстроты воображения.

    2. Развитие оригинальности, необычности образов воображения.

    3. Формирование эмоциональности образов.

    VI. Коррекция речи.

    1. Уметь выделять слова из речевого потока.

    2. Развивать фонематический слух.

    3. Создавать условия для преодоления речевой замкнутости, нерешительности.

    4. Развивать артикуляционный аппарат.

    5. Контролировать использование отработанных звуков в своей речи.

    6. Учить постановке логического ударения.

    7. Расширять пассивный словарь.

    8. Воспитывать орфографическую зоркость.

    9. Учить анализировать слова: слышать в слове основные звуки-фонемы.

    10. Развивать и расширять связную речь.

    11. Учить активно выражать мысль в письме.

    VII. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

    1. Формировать навыки нравственных и культурных потребностей.

    2. Воспитывать аккуратность и настойчивость в выполнении упражнений.

    3. Воспитывать волю и целенаправленность при выполнении упражнений.

    4. Воспитывать чувство коллективной ответственности (личной «перед» коллективом).

    5. Воспитывать бережное отношение к вещам (инструменту, оборудованию).

    6. Воспитывать честность и доброжелательность при проведении игр.

    VIII. Развитие моторики.

    1. Развитие общей моторики.

    2. Развитие мелкой моторики.

    3. Пальчиковая гимнастика.

    4. Развитие артикуляционной моторики.

    Проект программы включает следующие основные разделы:

    I. Ознакомление с природой.

    II. Ознакомление с жизнью и трудом.

    III. Сенсорное развитие.

    IV. Умственное развитие.

    V. Расширение и систематизация словаря.

    VI. Обучение построению высказывания.

    VII. Развитие устной и связной речи.

    VIII. Дидактическая игра.

    IX. Развитие всех психических процессов.

    1 класс

    Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со словесной инструкцией. Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.

    — Свойство предметов. Величина, понятия: выше, ниже, слева, справа, между, перед, за и т. д.).

    — Сравнение групп предметов. Понятия: больше, меньше, поровну.

    — Временные представления (сегодня, завтра, вчера, день, неделя, месяц, год).

    — Конструктирование из геометрических фигур.

    — Дидактические игры на этапе обучения навыкам звукового анализа, слогоделения, чтения.

    — Дидактические игры на уровне слова, предложения.

    — Овощи. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение по этим признакам. Употребление в пищу. Познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слова.

    — Домашние животные. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу приносят, как заботится о них человек. Детеныши домашних животных.

    — Животные Приморского края.

    Учащиеся должны уметь:

    • Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);

    • Составлять простые и нераспространенные предложения;

    • Распространять предложения по ворсам, правильно употребляя формы знакомых слов;

    • Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

    • Ориентироваться на плоскости листа бумаги.

    Учащиеся должны знать:

    • Названия изучаемых предметов, части предметов.

    • Названия, порядок дней недели, количество суток в неделе;

    • 3-4 коротких стихотворения или четверостишья.

    2 класс

    Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Узнавание и название геометрических фигур. Сравнение 2-х предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов общим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

    — Определение формы предметов.

    — Величины. (высота, длина). Сравнение предметов по высоте, длине. Ориентировка в пространстве, на плоскости.

    — Осень. Изменение погоды по сравнению с летом. Название осенних месяцев. Понятия: похолодание, листопад, появление семян, плодов).

    — Дидактические игры на этапе обучения навыкам звукового анализа слова, слогоделению.

    — Ягоды. Определение и различие. Обобщающие понятия.

    — Деревья, кустарники. Уточнить и расширить понятия детей о деревьях, кустарниках, ближайшего окружения. Познакомить со строением деревьев, с изменениями в жизни растений.

    — Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

    — Комнатные растения. Узнавание и название. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив). Практическая работа по уходу комнатными растениями. Размножение комнатных растений.

    — Дикие животные. Внешний вид, повадки, пища, жилище. Основные части тела, способ передвижения. Название диких животных и их детенышей.

    Основные требования к знаниям учащихся.

    • Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам;

    • Участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;

    • Составлять простые нераспространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;

    • Сравнивать 2 предмета, делать элементарные обобщения;

    • Анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие;

    • Слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

    • По вопросам учителя и иллюстрации рассказывать, о чем слушали или читали.

    • Уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги.

    • Названия и свойства изученных предметов и их частей;

    • Обобщение названия изученных групп предметов;

    • Наизусть 3-5 стихотворений, отчетливо их читать перед классом.

    3 класс

    Обогащение и уточнение словаря. Название предметов и явлений, характеристика их основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

    Описание под руководством учителя предметов и явлений. Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

    — Дидактически игры на уровне слова.

    — Дидактические игры на уровне предложения.

    — Животные юга и нашего леса.

    — Садовые цветы. Астры, бархатцы, ноготки и др. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки. Практическая работа на участке.

    — Полевые цветы. Подснежник, тюльпан, гусиный лук, ветреница. Наблюдение за появлением первых цветов.

    — Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза приносимая людям. Детеныши домашних животных. Словарь – признаков.

    — Дикие животные нашего леса. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Детеныши. Словарь – признаков.

    — Дикие животные юга и севера. Внешний вид, пища, повадки. Польза приносимая людям.

    — Домашняя птица. Внешний вид. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. Сравнение домашних с дикими. Образование притяжательных прилагательных.

    — Рыбы. Земноводные. Чем покрыто тело. Как передвигаются, чем и как питаются. Сравнение.

    — Овощи (картофель, капуста, свекла, горох, бобы). Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление овощей в пищу. Хранение зимой. Проращивание семян гороха или бобов. Согласование прилагательных с существительными. Словарь признаков. Составление предложений.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

    • Анализировать слова по звуковому составу;

    • Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

    • Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

    • Участвовать в беседе. Отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

    • Высказывать свое отношение к поступку героя, событию.

    • Ориентироваться на плоскости листа бумаги, различать и называть цвета и их оттенки;

    • Названия и свойства изученных предметов;

    • Наизусть 5-8 стихотворений.

    4 класс

    Обогащение и уточнение словаря. Название и характеристика предметов и явлений, характеристика их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.

    Описание предметов, явлений с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.

    Дополнения высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений прочитанного.

    — Дидактически игры на уровне предложения.

    — Овощи. Фрукты. Определение и различие. Обобщающие понятия. Образование относительных прилагательных и существительных. Образование существительных множественного числа. Подбор синонимов и антонимов. Составление описательных рассказов.

    — Одежда, обувь, головные уборы. Название одежды и ее деталей. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего наша одежда сшита. Уход за одеждой. Сравнение одежды. Образование существительных множественного числа, с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

    — Профессии. Машинист, летчик, моряк, конструктор. Их труд и польза, приносимая стране.

    • Составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;

    • Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

    • Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;

    • Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.

    • Названия и свойства изученных предметов, групп предметов.

    Уровень психических процессов, которыми должны овладеть дети к

    концу обучения 4 класса.

    • Находить сходства и различия предметов в операциях сравнения;

    Классифицировать предметы по величине, форме, цвету, родовой категории, выделять 4 «лишний» предмет;

    • Подбирать простые и сложные аналогии;

    • Соотносить предмет по форме («Почтовый ящик», доски «Сегена», игра «Панграм»);

    • Понимать метафоры и смысл пословиц;

    • Решать логические задачи в поиске недостающих фигур;

    • Овладеть в доступной степени формами мышления (понятием, суждением).

    • Находить различие в картинках;

    • Находить неверные изображения на картинках «Нелепицы»;

    • Находить проходы и выходы из лабиринтов;

    • Овладеть произвольным вниманием.

    • Запомнить предметы и геометрические фигуры и воспроизвести;

    • Запомнить и воспроизвести отдельные слова, предложения, рассказы;

    • Находить недостающие детали;

    • Запомнить слова с опорой на картинку;

    • Увеличить объем запоминания;

    Ощущения, восприятия, представления:

    • Определить форму, размер, целостность;

    • Ориентироваться в окружающем пространстве;

    • Понимать предлоги (между, около, вблизи, вдали);

    • Знать основные цвета и оттенки;

    • Овладеть временными представлениями.

    • Уметь на слух различать звуки;

    • Контролировать свою речь;

    • Уметь осуществлять звуковой анализ и синтез;

    • Знать и понимать синонимы и антонимы;

    • Уметь описывать предметы;

    • Составлять рассказ по сюжетной картинке и серий сюжетных картинок;

    • Проявлять речевую активность.

    Общая и мелкая моторика:

    • Точно и ловко выполнять все движения;

    • Согласовывать движения рук и ног;

    • Овладеть точными движениями органов артикуляции;

    • Координировать движения обеих рук;

    • Овладеть пальчиковой гимнастикой.

    Эмоциональные и личностные особенности:

    • Уметь вступать в контакт;

    • Уметь контролировать себя;

    • Эффективно использовать помощь.

    Электронное дидактическое пособие «Дикие животные» для второй младшей группы Пояснительная записка Данное электронное пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами.

    www.maam.ru