Коррекционное занятие для подростков с умственной отсталостью

Программа коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности детей с умственной отсталостью

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение №10 VIII вида города Кызыла РТ

ДиректорМБС(к)ОУ №10 VIII вида

по развитию познавательной деятельности

детей с умственной отсталостью

Составил: учитель Кужугет С-С.Ч.

2015- 2016 учебный год

Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида – это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционо-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.

Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.

Обучение для ребенка с интеллектуальным недоразвитием более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.

Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать специально организованные коррекционно-развивающие занятия по курсу «Коррекционные занятия».

Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.

Основными задачами программы являются:

• создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;

• осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;

• развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;

• формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;

• формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

• развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;

• формирование положительной мотивации к обучению;

• воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

• воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.

Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.

Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.

Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции.

Этот принцип реализуется в двух аспектах:

• Началу любой коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании

этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития. (В этом аспекте неоспоримую помощь может и должен оказать психолог).

• Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Только такой контроль позволяет вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо пре-пятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности. Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы.

Занятия включены в Типовой базисный учебный план образовательного учреждения с начальными классами, для которых предусмотрено 2 часа в неделю за счет школьного компонента. Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не должна превышать 20–30 мин. В группы можно объединять по 3–4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.

Принципами построения занятий являются:

1) частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие;

2) повторяемость программного материала. Младшим школьникам с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая – чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая – для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит отдельный учитель. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают учитель, логопед, психолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и тем самым реализовался охранительный режим обучения.

Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:

• развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;

• развитие в адекватном темпе;

• вовлечение в интересную деятельность;

• воздействие через эмоциональную сферу;

• объяснение материала в интересной форме;

• гибкая система контроля знаний и их оценки.

Программа рассчитана на младших школьников, и, соответственно, продолжительность обучения занимает 4 года.

Объем программы составляет:

• в первом классе и в классе для глубоко умственно отсталых учеников – 68 часов в год;

• во 2–4 классах – 68 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (1 класс)

I. Вводное занятие – 2 часа.

Давайте познакомимся. Формирование эмоционального отношения к занятиям. Диагностика уровня знаний детей о себе.

Диагностическое занятие. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.

II. Развитие восприятия, воображения и осязания – 30 часов.

1) Осязание – 4 часа.

В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Определение названий различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Тёплое – холодное. Определение тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Мокрое – сухое. Определение различных влажностных свойств материала. Определение названия мокрого или сухого предмета, опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений.

2) Восприятие качеств величины – 4 часа.

Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины.

3) Восприятие формы – 5 часов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов.

4) Восприятие цвета – 3 часа.

Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование.

5) Восприятие пространства – 6 часов.

Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.). Ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

6) Восприятие времени – 6 часов.

Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки». Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.

7) Слуховое восприятие – 2 часа.

Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений.

III. Развитие внимания – 9 часов.

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек

по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Составь узор», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.

IV. Развитие памяти – 7 часов.

Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок.

V. Развитие аналитико-синтетической сферы – 12 часов.

Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов. Практическое расчленение объекта на составные элементы. Выделение элементов, из которых состоит данный объект. Выделение основных признаков предмета. Нахождение конкретных различий. Сравнение предметов по заданному признаку. Выделение общего признака. Классификация предметов по заданному признаку.

VI. Развитие личностно-мотивационной сферы – 6 часов.

Знакомство с правилами общения. Обучение приёмам общения со сверстниками. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

infourok.ru

Курс коррекционно — развивающих занятий для детей с глубокой умственной отсталостью

Курс коррекционно — развивающих занятий для детей с глубокой умственной отсталостью

Предварительный просмотр:

МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Замдиректора по УВР Директор школы

___________ М.В.Измайлова ____________ М.В.Кузнецова «____» ____________ 2016 г. «____» _____________ 2016 г.

по коррекции развития обучающегося с глубокой умственной отсталостью

для учащихся 1-4 классы

Педагог – психолог Тишимова Мария Владимировна

Дети с выраженной умственной отсталостью нуждаются в специальной психолого – педагогической реабилитации. Для них характерно недоразвитие всех сторон психической деятельности, моторики, эмоционально – волевой сферы. У умственно – отсталых детей страдает процесс восприятия. Для них требуется больше времени, чтобы воспринять материал, включиться в игру, выполнить практические действия, обучиться действию с игрушкой.

Особенности психических и физических функций умственно – отсталых детей носят стойкий характер. В процессе специального обучения можно добиться положительной динамики в их развитии.

Многие исследователи (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Г.А.Мишина,

Л.Б.Баряева, Е.А.Стребелева и др.) обращали внимание на то, что в раннем возрасте приоритетным и базисным для интеллектуального развития ребенка является сенсорное развитие, обогащение его чувственного опыта, формирование представлений о свойствах предметов.

С первых дней жизни ребенка игрушка занимает значительное место в его деятельности, помогает развиваться. Игры и занятия с игрушками оказывают сильное и разностороннее воздействие на развитие ребенка. Во время таких занятий ребенок учится выполнять различные действия с игрушками, происходит понимание и выполнение речевых инструкций взрослого, подражание речевым высказываниям, формируется эмоциональная сфера, предпосылки воображения.

Данная программа коррекционного развития с использованием игрушки для коррекции нарушения развития детей, составлена с учетом индивидуальных, психофизических состояний воспитанников. Задачи программы по каждому разделу состоят из трех этапов, так как дети разного уровня развития. Если один ребенок может преодолеть задачи трех уровней за учебный год, то другой ребенок за этот же период сможет освоить только первый этап.

Цель программы: коррекционное развитие детей с глубокой степенью умственной отсталости с применением игрушки и игровых методов.

  • Формирование кратковременных действий с игрушкой по подражанию при помощи взрослого
  • Частичное выполнение игровых действий
  • Перенесение некоторых игровых действий с игрушкой в практическую деятельность.
  • Концентрация внимания на отдельной предметах
  • Развивать чувствительность различных частей тела;
  • Развивать тактильные ощущения
  • Развивать осязательное восприятие.
    1. Создавать условия для адаптации ребенка в школе и установление доброжелательных отношений с педагогами и сверстниками;
    2. Стимулировать детей на выполнение навыков самообслуживания;
    3. Научить приемам работы с игрушкой.
    4. Данный курс осуществляется с обучающимися начальных классов и рассчитан на 32 часа, по 1 занятию в неделю. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени.

      Общая схема проведения коррекционных занятий:

    5. Создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
    6. В этой части занятия используются:
      — упражнения на моторику,
      — сохранение зрения,
      — дыхательные упражнения,
      — стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).

      2. Основная часть: работа по теме.

      ”Коррекция психических процессов ”

      Цель: Коррекция когнитивной сферы.

      1) Работа по теме (Тематические игры и упражнения):

    7. Упражнения для развития познавательной деятельности и наглядно-действенное мышление
      • Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки)
      • Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям (Упражнения, содержащие равные по времени вдох-задержка-выдох-задержка)
      • Соединение дыхания и движения для концентрации внимания.
      • Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации.
      • Формирование у обучающегося целостного восприятия представлений об окружающем мире.
      • Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора.
      • Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умению ориентироваться в пространстве.
      • Упражнения на развитие формы, цвета, величины.
      • 3. Заключительная часть.

        Цель: 1. Проверка полученных знаний и навыков.
        2. Закрепление положительных эмоций от работы.
        3. Подведение итогов занятия.

        Численность группы не более 3 человек. Коррекционно-развивающая работа по реализации программы строится на основе диагностики (комплектование подгрупп для занятий с учётом структуры дефекта, уровня развития психических процессов;

        Контроль над усвоением программы у обучающихся, осуществляется на основе динамического наблюдения и исследования уровня развития основных параметров программного материала.

        Коррекционно-развивающая работа предусматривает также систему тренинговых и игровых занятий, составной частью которых являются дидактические игры и упражнения для комплексного развития обучающихся.

        Программа носит модульных характер (инвариантная и вариативная части).

        Инвариантная часть предусматривает темы, направленные на развитие и коррекцию психических процессов, формирование адекватной самооценки, положительной восприятие себя и других, развитие произвольности в социально-эмоциональной сфере.

        Вариативная часть программы предполагает подбор индивидуально-дифференцированных заданий с учётом психофизических возможностей обучающихся

        Структура содержания программы:

        — коррекционная направленность — предусматривает преодоление недостатков психофизического развития учащихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования,

        — индивидуально-дифференцированный подход — обеспечивает реализацию программы с учётом особенностей учащихся в процессе коррекционно-развивающей работы,

        — принцип комплексного подхода – способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно-отсталого школьника в целом,

        — преемственность — обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащихся.

        На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психических процессов обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2 раза в год), а так же в «Дневники наблюдений». В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня развития когнитивной сферы. Диагностика проводится по методике С.Д. Забрамная, О.В. Боровик

        Схема обследования уровня форсированности психических процессов.

        « Практическим материалам для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика

        Составление пирамиды из колец

        Оборудование. Пирамида из 4 — 5 крупных колец предлагается детям до 5-и лет. Пирамида из 6 — 8 колец меньшего размера — дети старше 5 лет.

        Цели исследования. Исследуют координацию движений руки ребенка, состояние тонких движений кисти (наличие или отсутствие мора, пореза и других функциональных нарушений); степень сформированности представлений о величине, цвете; умение сравнивать с учетом указанных признаков; адекватность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.

        Процедура проведения. Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца. Затем дают инструкцию: «Сделай (надень) их, как было». Во время наблюдения за действиями ребенка можно определить состояние его мелкой моторики, сделать вывод о степени сформированности представлений величине предметов (кольца пирамиды). В случае затруднения ребенку оказывают помощь, предлагая найти самое большое кольцо и надеть его на стержень. Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: «Дай красное (зеленое, синее) кольцо», «А это кольцо какого цвета?» (ребенок должен последовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов. Кроме того, можно судить и о степени овладения счетом. При этом дают инструкции: «Дай два кольца», «Надень четыре кольца».

        Дети с задержкой психического развития самостоятельно не справляются с заданием. Из-за несформированности произвольной деятельности, невнимания или поспешности в работе они допускают ошибки и не учитывают величину колец. Однако в отличие от умственно отсталых эти дети проявляют интерес и при оказании помощи осуществляют перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание.

        Составление и выкладывание матрешек

        Оборудование. Матрешка 2 — 4 — 5-и составная предлагают детям до 5-и лет. Матрешка 6 — 8-и составная — детям с 5-и лет.

        Цели исследования. Исследуют понимание ребенком задания, характер выполнения (действует наугад или с учетом величины игрушки, может ли собирать матрешки на основе зрительного соотнесения); проявление интереса; состояние моторики; обучаемость.

        Процедура проведения. Детям показывают большую матрешку, в которую вложено несколько матрешек. Затем обследующий разбирает большую матрешку и показывает находившуюся в ней матрешку меньшего размера, потом разбирает и эту матрешку. Так происходит до тех пор, пока обследующий не дойдет до самой маленькой матрешки. После этого дается инструкция: «Сложи матрешки так, чтобы получилась одна».

        Анализ результатов. При работе с матрешкой у детей обнаруживаются те же особенности, что и при работе с пирамидой.

        Раскладывание палочек (или брусочков) соответственно заданному образцу

        Оборудование. 18 палочек по 9 красного и белого цветов.

        Цели исследования. Исследуют особенности деятельности (действует осознанно, сопоставляя с образцом, или механически, располагая палочки или бруски наугад); пространственную ориентацию; работоспособность; интерес к выполнению задания; отношение к своим успехам и неудачам.

        Процедура проведения. Перед ребенком раскладывают шесть палочек: 3 красного и 3 белого цвета. При этом обращают внимание на характер чередования цветов: КБКБКБ. Затем дают инструкцию: «Строй заборчик также». После этого перед ребенком кладут девять палочек двух цветов в следующем порядке: КББКББКББ. Дается то же задание: «Строй заборчик так же». Третье из предлагаемых детям сочетаний: КБКББКБКББ.

        Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это задание. Они умеют пользоваться образцом, сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки. Третье задание оказывается для них трудным.

        Дети с недостатками внимания, нарушениями пространственной ориентировки допускают ошибки при выполнении этих заданий. Однако, в отличие от умственно отсталых, они пытаются найти закономерность чередования брусков и переживают свои неудачи.

        Дети с задержкой психического развития понимают задание, с интересом выполняют его, но нуждаются в постоянной организационной помощи (мимикой недовольства, словами «Внимательнее» и т. д.).

        Умственно отсталые дети испытывают трудности при необходимости понять инструкцию и часто приступают к работе без понимания ее цели: раскладывают бруски и палочки произвольно, не соотнося своих действий с заданным образцом. Действия детей носят стереотипный характер, это выражается в том, что они переносят в новую ситуацию свой прошлый опыт в неизменном виде: правильно выполнив первое задание, используют этот же принцип чередования брусочков разных цветов при выполнении последующих заданий того же типа. Деятельность несколько улучшается в том случае, если показ (демонстрация) сочетается с практическими действиями самого ребенка. Третье задание умственно отсталыми без посторонней помощи (то есть самостоятельно) вообще не выполняется. Даже помощь в виде многократного показа и совместных со взрослым действий оказывается малоэффективной. Со стороны обследующего обязателен поэтапный контроль за выполнением задания.

        Цели исследования. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.

        Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок».

        Затем предлагают таблицу 2. Ребенка просят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета.

        У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже. Некоторые 7-летние умственно отсталые не знают названий цветов. Бывают случаи непонимания цели задания.

        Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

        Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая, маленькая собачка и т. д.).

        Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».

        Умственно отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины.

        Трудным для всех детей является выделение и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов

        Восприятие пространственных отношений

        Цели исследования. Исследовать умение различать правую — левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т. п.

        Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и просят сказать, в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу девочка надевает сапог и т. д.

        Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при определении стороны у себя даже в 7 — 8 лет . Осуществить перенос на картинку в этом возрасте, как правило, не могут даже при оказании помощи.

        Цели исследования. Выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля.

        Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую же. Детям 4-х лет можно оказывать помощь, обращая внимание на образец (см. табл. 7 внизу).

        Умственно отсталые дети по образцу и по памяти задание не выполняют. Они играют палочками. Необходимо совместное поэтапное выполнение.

        Цели исследования. Исследовать такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

        Процедура проведения. Изображенные на таблице картинки предъявляют одновременно. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»

        Умственно отсталые дети и в 7 — 8 лет не понимают смысла задания. Они перечисляют то, что изображено на картинке, не проявляя особого интереса к сравнению картинок.

        Цели исследования. Те же, что в предыдущей методике. Характер работы усложняется тем, что ребенку необходимо сделать самостоятельный выбор средств опосредования (найти соответствующую картинку к слову).

        Процедура проведения. Даны 6 слов для запоминания и 12 знакомых изображений предметов. Все эти изображения вырезаются по отдельности наклеиваются на картон. Перед ребенком раскладывают (лицевой стороной вверх) все 12 карточек, затем называют слово и просят отобрать ту карточку, которая больше всего может помочь запомнить и воспроизвести это слово (например: слово «свет» — карточка «лампа», слово «обед» — карточка «хлеб»). При этом ребенка просят сказать, как карточка может помочь вспомнить соответствующее слово. Отобранные ребенком шесть карточек предъявляются в конце обследования в произвольном порядке. Ребенок вспоминает слова.

        Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать связи между словом и картинкой. Даже сделав правильный выбор, они затрудняются объяснить смысловую связь. Картинка не помогает им вспомнить слово. Чаще всего эти дети ограничиваются названием того, что изображено на карточке. Предложенное для запоминания слово ими не воспроизводится.

        Выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями (сравнить предметы по величине, цвету форме); проводить анализ, синтез; объединять в группу с учетом того или иного при знака.

        Эти таблицы могут быть предложены детям, которые еще не обучались в школе.

        Процедура проведения. Ребенку показывают таблицу и задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» В случае необходимости дают более подробную инструкцию: «Посмотри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отличается от остальных».

        Умственно отсталые дети справляются с исключением по форме с большим трудом даже в возрасте 7 — 8 лет .

        Классификация предметов (изображений)

        Цели исследования. Установить характер процесса обобщения и абстрагирования; способность группировки объектов на основе существенных признаков; обдуманность действий; способность устанавливать логические связи; объем и устойчивость внимания; работоспособность.

        Процедура проведения. Детям предъявляют набор карточек (предварительно вырезанных и наклеенных на картон), на каждой из которых изображено по одному предмету. При этом дают инструкцию: «Разложи карточки по группам — что к чему подходит».

        Необходимо выяснить, что ребенок положил в основу объединения, и каким словом он обозначил ту или иную группу предметов (изображений). Затем дают следующую инструкцию: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы можно объединить и как их назвать». Важно выяснить, какие признаки ребенок кладет в основу нового объединения (существенные, случайные, внешние и т. д.).

        Умственно отсталые дети осуществляют объединение предметов в группы обычно на основе ситуационных или просто наглядных признаков. Оказываемая им помощь дает малый эффект.

        Цели исследования. Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса.

        Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу, на которой нарисованы отгадки (в виде предметных изображений) для трех загадок. Затем обследующий читает первую загадку и просит показать отгадку. Точно так же ведется работа и над следующими загадками.

        Умственно отсталые дети начинают выполнять задание с 7 — 8-летнего возраста. Требуется помощь, интереса не проявляется.

        ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ

        Цели исследования. Выявить понимание детьми эмоциональных состояний по мимике.

        Процедура проведения. Ребенку показывают (поочередно) картинки, на каждой из которых изображено лицо девочки, отражающее то или иное эмоциональное состояние. Обследующий наблюдает за эмоциональной реакцией, возникающей у ребенка при восприятии каждой из предъявленных ему картинок.

        Умственно отсталые дети начинают адекватно реагировать на выражение лица в возрасте 7 — 8 лет , причем наиболее доступны для понимания оказались состояния смеха, плача, которые вызывают ответную эмоциональную реакцию даже у детей с умеренной степенью умственной отсталости. Менее выраженная мимика, как правило, им непонятна и не вызывает ответных реакций.

        Материально технические условия.

      • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;
      • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики;
      • оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью;
      • разнообразный арсенал техники арттерапии. Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ребенок активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.

      Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.

      • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
      • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
      • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
      • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
      • Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 4 года обучения.

        nsportal.ru