Коррекционные занятия с детьми с синдромом дауна

Коррекционные занятия с детьми с синдромом дауна

Просмотров научной работы: 7769

Комментариев к научной работе: 9

Поделиться с друзьями:

Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми потребностями в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. Синдром Дауна (Downs Syndrome) возникает в результате генетической аномалии. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чье имя и послужило названием для данного синдрома. Причина же синдрома была обнаружена лишь в 1959 году французским ученым Жеромом Леженом (Lejeune). [1]

Синдром возникает из-за процесса расхождения хромосом при образовании гамет (яйцеклеток и сперматозоидов), в результате чего ребенок получает от матери (в 90% случаев) или от отца (в 10% случаев) лишнюю 21-ю хромосому. У большинства больных синдромом Дауна имеется три 21-х хромосомы вместо положенных двух; в 58% случаев аномалия связана с присутствием не целой лишней хромосомы, а ее фрагментов.

Синдром Дауна является на сегодняшний день самым распространенным генетическим нарушением. Ежегодно рождается около 5 000 детей с синдромом Дауна, а это примерно один на 600 — 800 новорожденных. Всего в республике около 500 детей с подобной патологией [2]

Обучая детей с синдромом Дауна, ставится цель

максимально развить их познавательные возможности, подготовить к

посещению детского сада и школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.

При организации работы с такими детьми важным является определение цели и задач занятий. [3]

В связи с этим были определены цель и задачи данных занятий.

Цель — социально-эмоциональное развитие и формирование навыков взаимодействия и общения у детей с синдромом Дауна в возрасте 2,5-4 лет.

Задачи: 1) развитие навыков общения;

2) развитие навыков общей моторики;

3) восприятие речи;

4) развитие навыков самообслуживания и социальных навыков.

Продолжительность занятий колеблется от 45 до 60 минут.

Участники сидят в кругу. Приветствие участников группы. Педагог знакомится с детьми, родитель представляет себя и ребенка. Участники группы приветствуют родителя и ребенка. Педагог приветствует ребенка с помощью упражнения « Привет, ладошки» (здоровается с ладошками, поглаживая их, налаживая телесный контакт с ребенком).

Основная часть (логопедическая). Задачами данной части занятий являются: -учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фронтально, прослеживать его перемещение;

— обращать внимание на появление и исчезновение объекта;

— работать над понимаем обращенной речи – учить соотносить объекты с жестами, словами и звукоподражаниями.

Стимулировать появление и использование жестов и звукоподражаний в ответ на вопросы: «кто это?», «что это?», «кто к нам пришел?». Отвечать по подражанию, используя жест и/ или звукоподражания.

Учить дожидаться своей очереди.

— игрушки: мишка, зайка.

Речевой материал. Существительные: люди: имена детей группы, мама, папа, тетя, дядя; игрушки: мишка, зайка.

Глаголы: дай, на, смотри, поздоровайся, попрощайся ( до свидания, пока).

Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришел мишка. Где мишка? У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки и ноги. Параллельно идет проецирование на детей: А где ваша голова? Ваши глазки, нос,… . Далее мишка « идет» в гости к каждому ребенку. Ребенку задаются наводящие вопросы. В последующем происходит аналогичное знакомство с зайкой. Все слова сопровождаются жестами.

Второй частью является свободная игра. Данное время в занятии выделено для самостоятельной игры детей, в ходе которой родители и педагог, наблюдают за детьми, при необходимости помогают им. Для детей – это является первым шагом к самостоятельности, а родители получают возможность убедиться в том, что их дети уже многое умеют. Педагогам свободная игра дает возможность определить уровень социального, эмоционального, речевого развития детей.

От свободной игры осуществляется переход к музыкальной части занятия. Задачами данной части являются: приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты, по подражанию с использованием, при необходимости совмещенных действий, учить после окончания звучания музыки складывать игрушки в коробочку.

Оборудование: магнитофон, диски с записями мелодий и песен, мячики, погремушки.

Прощание на занятии осуществляется, следующим образом. Дети собираются в круг и прощаются друг с другом.

Далее в занятия, могут быть включены изобразительная деятельность, лепка и аппликация.

2) Дети Солнца, Т. Пересыпкина, // «Российская газета- Неделя» Башкортостан,2012 г., № 5995.

3) Жиянова П.Л. « Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», Методическое пособие, Издание 2-е, М-2005.

www.scienceforum.ru

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

    • Главная
    • Публикации в журнале
    • Коррекционная педагогика
    • Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна
    • Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна

      Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна

    • Назад
    • Вперёд
    • Обновлено: 23.06.2018 21:45

      You have no rights to post comments

      Экстернат.РФ

      ПРИГЛАШАЕМ!

      Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

      Только для вас — специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

      Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

      Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

      ext.spb.ru

      Проект коррекционно — развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3 лет с синдромом Дауна

      Галина Романова
      Проект коррекционно — развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3 лет с синдромом Дауна

      Проект коррекционно- развивающей программы «Сотворим чудо» составлен на базе программы Центра Даун синдром университета Маккуэри, программы «Маленькие ступеньки» и методического пособия «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», — авторы специальные педагоги – Жиянова П. М., Гимадеева М. Ф., сотрудники Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд АП».

      Созданию проекта «Сотворим чудо» послужило принятие в МАДОУ общего типа ребенка – девочки Даши 3-х лет с синдромом Дауна, с легкой степенью умственной отсталости. Предварительно ребенок был обследован специалистами разного назначения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, врачом-психиатром, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, врачом детского сада и ПМПК.

      Проанализировав результаты обследования всеми специалистами, решением ПМПК было сделано заключение: ребенок с синдромом Дауна с легкой степенью умственной отсталости, принимается в детский сад общего типа до семилетнего возраста (желание матери). Поскольку детей с синдромом Дауна в детском саду никогда не было, появилась необходимость создать индивидуальный проект для работы с данным ребенком, с учетом того, что возможности коррекционного обучения и восприятия у детей с легкой степенью умственной отсталости у всех разные.

      На начальный период, взяв за основу результаты обследования ребенка специалистами, и проведя первичное тестирование по двух бальной системе, стало ясно, как и над чем надо работать с ребенком. Проект программы «Сотворим чудо» составлен с учетом специфических особенностей моторно — двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно. Данный проект дает надежду вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и определяет процесс интеграции его в общество здоровых детей. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна предполагает активное взаимодействие всех выше перечисленных специалистов. Синдром Дауна — самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью, которая получила название «монголизм». Такое определение впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон. Синдром Дауна встречается во всех странах мира довольно часто, особенно замечено в бедных слоях населения. Исходя из общего населения земли, которое составляет семь миллиардов человек, синдром Дауна встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола. Учитывая общее население нашей страны России, а оно составляет 143347059 человек, можно вычислить количество детей с синдромом Дауна, исходя из того, что ежемесячно рождаются 25000 тысяч детей с синдромом Дауна. Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась, так как дети с синдромом Дауна, а в нашем случае, с легкой степенью умственной отсталости, могут находиться не только в детских садах общего типа, но и учиться в общеобразовательных школах с слегка откорректированными программами, особенно по физике и химии. Это говорит о том. что данная категория детей обучаема. В целях изменить сложившееся годами мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, Российская Федерация и правительственные органы приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в выживании, лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чем раньше родители таких детей и не мечтали. Конечная цель проекта «Сотворим чудо» заключается в нейтрализации действий первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка, на интеграцию его в детские сады общего типа и в общеобразовательные школы, на социализацию и адаптацию таких детей в общество здоровых людей.

      Организация коррекционно- развивающей работы

      Ребенок 3-х лет с синдромом Дауна посещает 2-ю младшую группу в детском саду общего типа вместе с мамой. Посещает все запланированные занятия специалистов:

      1. Индивидуальные занятия учителя — логопеда—2 занятия. Продолжительностью 10-15 мин. (вместе с мамой). 2. Индивидуальные занятия педагога – психолога — 1 занятие продолжительностью 10-15 мин. (мама- ребенок).

      3. Индивидуальное занятие инструктора по физвоспитанию, 10-15 мин. (согласно сетке занятий). 4. Индивидуальное занятие с инструктором по плаванию в бассейне- 10 мин.

      5. Присутствие на музыкальных занятиях (с мамой) со всеми детьми вместе,

      выполняя по возможности доступное.

      Работа, по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с синдромом Дауна, опирается на сильные стороны его развития:

      -относительная сохранность эмоций;

      -сохранность зрительно-двигательного восприятия;

      -сохранность тактильной чувствительности.

      Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.

      Не исключением является привлечение в работу родителей — матери, что способствует повышению ее компетентности в воспитании и обучении своего ребенка. Поскольку ребенок с синдромом Дауна в детском саду один, то контакт, например, учителя- логопеда и матери и других специалистов происходит ежедневно путем определенных бесед и консультаций, объяснений, рекомендаций, что в данной работе немаловажно и стимулирует выполнение определенных заданий дома.

      Коррекционная работа по проекту «Сотворим чудо» предполагает два периода обучения:

      1. период- сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

      2. период- январь, февраль, март, апрель, май.

      В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояние речи ребенка.

      В октябре начинаются индивидуальные занятия с ребенком с синдромом Дауна.

      Коррекционная работа с ребенком строится на материале лексических тем:

      Игрушки, части лица и тела, одежда, семья, домашние животные, посуда, дикие животные.

      Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий. Все, что необходимо иметь в логопедическом кабинете по ГОСТУ, все приемлемо для работы с ребенком с синдромом Дауна. Кроме того, в логопедическом кабинете должны иметься игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.

      Задачи коррекционно- развивающего проекта «Сотворим чудо».

      Проект предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих. Основной задачей в диагностическом блоке является комплексное изучение особенностей развития ребенка 3-х лет с синдромом Дауна на начало и конец года.

      Блок развивающих задач предусматривает развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения и развития компенсаторных возможностей становления психики;

      -на предупреждение вторичных отклонений познавательной сферы, поведения;

      -формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, зрительная ориентировка, которые служат средством для становления

      у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков.

      Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребенком. Реализация задач блоков зависит от тяжести умственной отсталости. Динамика изменений сформированности интегративных качеств ребенка с синдромом Дауна за весь учебный год, определяется путем сравнения результатов тестирования. Тестирование проводится по знакомым ребенку навыкам и умениям. В проекте выделены следующие разделы:

      -социально-эмоциональное развитие;

      -формирование общения, развитие речи;

      -навыки общей моторики;

      развитие мелкой моторики пальцев рук;

      развитие навыков самообслуживания; пребывания

      Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна в течение первых трех лет пребывания в дошкольном учреждении.

      На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов — представлений.

      Содержание коррекционно — развивающей работы с ребенком 3-х лет с синдромом Дауна.

      -стимулировать общее развитие ребенка;

      -повысить уровень самостоятельности ребенка;

      развивать общую и мелкую моторику ребенка;

      -обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителей.

      Социально-эмоциональное развитие

      -формировать представления о частях собственного тела;

      -формировать общение взрослого с ребенком,их сотрудничество;

      -формировать адекватное поведение;

      -формировать у ребенка интерес к игрушкам, предметам.

      «Где же наши ручки», «Курочка моя», «Бабушка, купи курочку»,

      Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок»,

      «Курочка ряба», «Кошка и котята», «В гостях у ежика» и др.

      Формирование общения, развитие речи.

      -формирование общения «взрослый-ребенок»;

      -расширение объема понимания обращенной речи;

      Использование в общении вербальных и невербальных средств: сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью

      предметных действий, использование жестов и звуков.

      развитие правильных движений органов речи;

      -поэтапная работа по вызыванию звуков.

      «Буренушка», «У Аленки в гостях», «Травка-муравка», «Валенки»,

      «Как у нашего кота», «Едем, едем на лошадке» и др.

      Моторное развитие

      -стимулировать двигательную активность детей;

      развивать ориентировку в пространстве;

      -обогащать двигательный опыт;

      развивать основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.

      Примерный перечень игр

      «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Лошадки», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише» и др.

      -совершенствование ладонного захвата, захват щепотью,

      -координация «рука- глаз»;

      развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья.

      Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, разминать пластилин в ладони,

      делать колбаски, конфетки, блинчики, тарелочки, колобок, ягодки, мячик и др.

      Развитие навыков самообслуживания

      — культурно – гигиенические навыки;

      — мытье и вытирание рук;

      — умение раздеваться и одеваться.

      — учить реагировать на слуховые раздражители;

      — воспроизводить в отраженной речи знакомые свойства и качество предметов (большой – маленький, кубик-шарик).

      Примерный перечень игр и оборудования

      «Дай мячик», «Возьми чашку», «Покажи, где такой кубик», «Покажи, где ту-ту (паровоз, «Дай, что катится», «Спрячь шарик», «Кто в домике живет»? Ленточки, мячи, шары, разноцветные флажки, матрешки, предметные и сюжетные игрушки, неваляшки разного размера и т. д.

      Перспективный план индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна

      Социально-эмоциональное развитие:

      -знакомство с пространственной средой группы;

      -знакомство с воспитателем, помощником воспитателя;

      -знакомство со сверстниками;

      наблюдение за поведением детей, их общением между собой;

      -вхождение в контакт с детьми с помощью воспитателя, мамы.

      Формирование общения, развитие речи:

      -зрительно-слуховой, эмоциональный контакт со сверстниками;

      -введение ребенка в общество сверстников, совместное выполнение действий.

      Воспитание речевого дыхания:

      -упражнения «фокус», «надуваем шарик», «пускаем пузыри», дуем в баночку с водой через трубочку, дуем на листочки сказочного дерева, «дуем на занавески в окна необычного домика, «играем в футбол», «дуем на снежинки», вдох носом-выдох ртом, вдох ртом- выдох ртом, вдох носом-выдох носом, вдох ртом-выдох носом.

      Упражнения для развития органов артикуляционного аппарата

      Упражнения для губ:

      «улыбка»-растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты,хорошо видны верхние и нижние резцы;

      «трубочка»(хоботок у слона) –вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты);

      -попеременное выполнение»улыбки» и «трубочки»;

      -поднимание нижней губы, закрывая ей верхнюю губу;

      -вытягивание вниз верхней губы, закрывая ей нижнюю губу;

      -отставление губ от зубов –«рупор»;

      -втягивание нижней губы внутрь рта.

      Упражнения для развития мышц языка

      «болтушка»-движения языком вперед-назад;

      «часики»-движения языком вправо-влево;

      «качели»-движения языком вверх-вниз;

      «блинчик»(лопатка)-расслабленный язычок лежит на нижней губе (10 сек.)

      «вкусное варенье»-круговые движения язычком (облизывание варенья, в правую, затем в левую сторону.

      «желобок» (трубочка)-высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.

      «присоси конфетку»-присасывающие действия язычком к небу.

      «грибок»-присосать язычок к небу и держать 5 сек.

      «чашечка»-широкий язык поднят кверху:

      а) к верхней губе;

      б) к верхним зубам;

      в) к верхним альвеолам

      «накажем непослушный язычок»-слегка покусываем кончик языка, затем

      середину языка (массаж язычка).

      Упражнения для развития челюстей

      «бегемотики»-широко открываем и закрываем рот.

      Рот пошире открываем,

      В бегемотиков играем:

      Широко раскроем ротик,

      Как голодный бегемотик.

      Закрывать его нельзя,

      До пяти считаю я,

      А потом закроем ротик-

      «Гармошка»развиваем нижнюю челюсть и одновременно растягиваем уздечку, опускаем нижнюю челюсть вниз со словами:

      На гармошечке играю

      Раз и два, раз и два.

      И косички заплетаю

      Одновременно перебираем пальчики-движения пальцев вверх-вниз (развитие мелкой моторики).

      Работа по вызыванию звуков

      Побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

      -повторение ребенком имеющихся у него звуков;

      -побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на картинку;

      -использование усвоенных звуков в речи;

      -включение звуков в слоги и слова;

      Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

      -называние по подражанию (использование предметных, сюжетных картинок с использованием звукоподражания, жеста, слова).

      Постановка звуков — свистящих, шипящих, соноров, но не обязательно в данной последовательности, а так, как ребенку дается легче, и совершенствовать произношение тех звуков, которые произносит с нарушением артикуляции.

      Навыки общей моторики

      -выполнение движений по подражанию, наблюдение за сверстниками и повторение простых движений;

      -прыжки со скамейки, лесенки (с помощью мамы);

      — легкий бег (держа ребенка за обе руки);

      -повороты вправо, влево;

      Самомассаж кистей и рук

      -грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп;

      -растирание ладоней движениями вверх-вниз;

      -разминание кисти правой руки пальчиками левой и наоборот, затем поочередное растирание;

      -растирание ладоней карандашом, катаем карандаш вперед-назад.

      Развитие мелкой моторики

      -свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно;

      -свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой рукой поочередно; -имитация игры на пианино;

      разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе);

      «бегают человечки»— указательный и средний пальцы правой руки, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

      «Щелчки» пальчиками 3-4 раза.

      «Фонарики» -поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два»; «моем ручки» -ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук;

      Ах, вода, вода, вода!

      Будем чистыми всегда!

      -Флажки»-одновременно опускать и поднимать ладони сгибая их в запястье;

      Я в руках флажки держу

      И ребятам всем машу.

      «стол»-левую руку сжать в кулак-это ножка стола, сверху накрыть «ножку» ладонью правой руки-это «крышка» стола.

      Кулачок-это толстая ножка.

      Сверху крышка-наша ладошка.

      Маленький столик. Время идет…

      Вместе с ладошкой и стол подрастет.

      Сравнивая диагностические данные на начало учебного 2011 года и на конец 2012 учебного года, наблюдается, что умения и навыки ребенка с синдромом Дауна при поступлении в детский сад были на нулевом уровне. По окончанию учебного года, благодаря систематическим индивидуальным занятиям специалистов и выполнение рекомендаций мамой, заметна некоторая динамика развития умений и навыков по шести проверочным таблицам. В таблице по развитию навыков самообслуживания по известным причинам, улучшений пока нет. В остальных таблицах при диагностике по двух бальной системе показатель по всем шести таблицам составляет в основном единицу. Но работа с ребенком с синдромом Дауна-это длительный процесс и нужно приложить максимум усилий, чтобы добиться положительных результатов.

      Список использованной литературы

      1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -Спб.:Издательство «Союз», 2001.

      2. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. –Москва. 2002.

      3. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

      4. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. – Москва, 2008.

      Немного о моей работе… 🙂 В нашем доме ребёнка мы работаем с самыми маленькими – детьми от 6 месяцев до 4 лет. Жизнь детей, при всей её кажущейся однообразности (как.

      Вторая часть программы в соответствии с ФГТ Имея опыт сотрудничества с другими садами района, заметила, что при разработке программы на учреждение и на группу возникает трудность в.

      www.maam.ru

      Коррекционная помощь детям с синдромом Дауна

      Предварительный просмотр:

      Выступление на спец. семинаре

      « Коррекционная работа с синдромом Дауна»

      Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке

      И практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Родители и педагоги стали осознавать потребность таких детей в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут , так же как и другое, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.

      Одно из следствий такого прогресса в цивилизованных странах то, что все дети с синдромом Дауна воспитываются в семьях, а не в специальных учреждениях вне дома.

      Многие из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать и писать, находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. В нашей стране тоже создаются центры, ранней пед. помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей.

      На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование.

      Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.

      Во всем мире людей с синдромом Дауна называют « солнечными» — настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И , как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что- то новое.

      Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания- как со стороны семьи, так и всего общества.

      Достаточно большая практика в воспитании детей в специальных учреждениях и условиях семья показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению.

      Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.

      Поведение детей с болезнью Дауна в основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.

      В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. Ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей.

      Детям с болезнью Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.

      Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей. Постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

      Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна родителям необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал ( картину, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т. Д.

      Дети –Дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто дети 8-9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен годя.

      Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того , у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их .

      Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и , следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а так же семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

      В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащим коррекции:

      • дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;
      • в возрасте 11-13лет у этих детей возникает заикание;
      • медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха;
      • замедленный темп артикулирования;
      • дизартрия.
      • Дети, которым присуща дизартрия со всеми движениями рта и лиц. Им сложно не только произносить звуки, но жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи;

      • словарный запас очень мал, пассивный словарь превышает активный.
      • Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелые заболевания ребенка отражаются на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию.
      • Все вышеперечисленное определяет значимость проблемы, социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.

        Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и , учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

        Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

      • Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;
      • Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое необходимо уделить внешним формам поведения;
      • Трудовое обучение. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Необходимо вырабатывать навыки самообслуживания;
      • Сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна. В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребенка с синдромом Дауна в социум.

      Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведется по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем.

      I направление — формирование представления о цвете предметов. Задача этого этапа – глобальное отождествление ребенком предметов. Данная работа проходит в 7 этапов.

      1. Идентификация предметов по признаку цвета.
      2. Соотношение цвета предмета с эталоном цвета
      3. Выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого
      4. Формирование словесного обозначения цвета предмета
      5. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета
      6. Обучение передаче цвета предмета продуктивной деятельности
      7. Формирование представления о форме предмета.

      II — Формирование представлений о форме предметов проходит теже этапы, что и формирование представлений о цветек.

      2.1 Идентификация предметов в целом

      2.2 Идентификация предметов по форме

      2.3 соотношение формы предмета с эталоном формы

      2.4 Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции

      2.5 формирование умения словесно обозначить форму предмета

      2.6 обобщение разноцветных геометрических фигур

      2.7 классификация по форме, без контурных эталонов

      2.8 нахождение в окружающем мире предметов определенной формы

      2.9 Изготовление аппликаций из геометрических фигур

      III – формирование представлений о величине

      3.1 формирование представлений о больших и маленьких предметах

      3.2 формирование представлений о длине предмета: «длинный-короткий»

      3.3 формирование представлений о ширине: « широкий -узкий»

      3.4 формирование представлений о высоте «высокий – низкий»

      IV – Формирование пространственных представлений

      4.1 формирование ориентации в пространственном окружении на себе:

      « Я – точка отсчета»

      4.2 формирование ориентации в пространственном окружении другого человека

      4.3 ориентировка по основным пространственным направлениям ( лицо, туловище, грудь, голова – находятся вверху, ноги –внизу, животик – спереди, спинка – сзади)

      4.4 ориентация на листе бумаги

      V – Формирование представлений о времени

      5.1 Формирование суток

      5.2 Формирование представлений о временах года

      5.3 формирование временных понятий:

      « вчера – сегодня – завтра».

      5.4 Формирование временных понятий: « дни недели»

      VI Формирование тактильно двигательного восприятия

      6.1 Ориентация в тактильных ощущениях

      6.2 развитие зрительно двигательной координации

      6.3 развитие стереогнозиса – это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь

      VII – коррекция слухового восприятия – имеет первостепенное значение для развития речи

      7.1 слуховое восприятие не речевых звуков

      7.2 слуховое восприятие речевых звуков

      7.3 развитие ритмического слуха

      VIII – коррекция мышления

      Мышление обеспечивает не только мышление ребенка, но и его социализацию.

      Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

      Да, с такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. Но усилия не пропадут даром. Нужен только толчок, опытный педагог и родные люди со своей безграничной любовью и преданность! При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.

      Специалисты убеждены, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам.

      Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в « обычную « жизнь – общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках.

      Обделенный здоровьем и некоторыми способностями, ребенок с синдромом Дауна получил от природы очень ценный подарок – прекрасные душевные качества. Дети – Дауны очень ласковы, добры и нежны. Они тонко чувствуют чужую боль и страдания, не умеют лгать и лицемерить, натягивать маску равнодушия. У них огромное количество друзей и друзей настоящих, которые никогда не предадут. Даунята, как индикатор, безошибочно определяют сущность человека, срывая с него фальшивую маску.

      Работая с такими светлыми детьми, разве можно не измениться самому, стать добрее, сильнее, мудрее.

      Даунята учат людей любить друг друга такими, как мы есть, без всяких прикрас и уловок. Они учат нас ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам, любить жизнь во всем её многообразии, любить ближнего своего и просто любить!

      Давайте и мы с вами, уважаемые коллеги, научимся любить ближнего своего и просто быть ЛЮДЬМИ!

      nsportal.ru