Меню

Кто написал собаке качалова

Как появилось стихотворение «Собаке В. И. Качалова»?

«Дай, Джим, на счастье лапу мне…», — трогательно просит собаку великий поэт крестьянской Руси Сергей Есенин в своём стихотворении. Он отчаянно искал выход из жизненного тупика, куда его загнало отчуждение общества с диктатурой пролетариата, и готов был по-собачьи лаять и выть при луне от тоски и безысходности: «Обложили, со всех сторон обложили». Судьба вела его к «последнему смертельному прыжку», но подарила напоследок светлую дружбу с великим артистом. На своём завершающем тридцатом году жизни поэт встретился весной 1925 года с Василием Ивановичем Качаловым (Шверубовичем).

Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове под Рязанью 21 сентября (3 октября) 1895 года и был на семнадцать лет младше выдающегося артиста. В детстве он учился так же прилежно, как и Вася Шверубович в городе Вильно, рано проявив поэтический дар. Окончив с отличием четырёхклассное училище в родном селе, Сергей поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу. В 1912 году, успешно одолев курс обучения, переехал в Москву.

Преподавать грамоту он не стал, а устроился на работу в мясную лавку к своему отцу, служившему там приказчиком. Поссорившись с ним, Сергей перебрался из лавки на работу в книгоиздательство, а затем в типографию. Одновременно он посещал лекции на историко-философском отделении университета Шанявского и занятия в «Суриковском литературно-музыкальном кружке». С девятнадцати лет поэт начал печатать свои стихотворения в журналах. Пролетарскую революцию он приветствовал восторженно и написанные им в 1918 году поэмы «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица» проникнуты ожиданием преображения России.

В 1925 году поэт Сергей Есенин, наконец-то, познакомился с артистом Василием Ивановичем Качаловым. Он давно мечтал об этом, да всё не складывалось. В гражданскую войну, в июне 1919 года группа артистов Московского Художественного театра во главе с Книппер и Качаловым гастролировала в Харькове и оказалась отрезанной военными действиями от Москвы.

Пробраться в Италию, куда русские артисты были приглашены на съёмки фильма по пьесе К. Гамсуна, они не смогли: в консульстве Константинополя им отказались выдать визы, и пришлось гастролировать в Болгарии и других странах. Только в 1922 году потерявшиеся артисты вернулись на родину и уехали снова на гастроли уже объединённой труппой.

Сергей Есенин в 1920 году после трёх лет брака разошёлся с З. Райх, много пил с «чужим и хохочущим сбродом» и в сборнике стихов «Исповедь хулигана» предстаёт скандалистом, посетителем притонов. Осенью 1921 года он познакомился с прославленной американской танцовщицей Айседорой Дункан, женился на ней и уехал заграницу. С мая 1922 по август 1923 года они находились в Америке, куда приехала и успешно гастролировала труппа Московского Художественного театра. Качалова Василия Ивановича, исполнителя заглавных ролей, пресса называла выдающимся артистом мира.

После возвращения в Россию Сергей Есенин и Айседора Дункан разошлись. Узнав, что труппа МХАТ вернулась в 1924 году с гастролей, поэт загорелся мыслью познакомиться с прославленным артистом, возившим повсюду с собой томик его стихов как напоминание о любимой родине. И вот в один из мартовских дней артист В. Ключарев и писатель Б. Пильняк попросили Василия Ивановича организовать у него дома вечер встречи с Сергеем Есениным, заметив, что поэт с утра пьёт одно молоко, готовясь к возможному знакомству с великим артистом.

Поднимаясь после спектакля по лестнице в свою квартиру, Качалов услышал весёлый лай и радостное повизгивание своей собаки. С первых же минут появления нового гостя с волосами цвета ржи Джим стал проявлять к нему особое расположение, пытаясь лизнуть его в ухо и лицо. Гости долго сидели за столом, спорили о всяких разностях, а потом Сергей Есенин читал свои задушевные творения и рассказывал, как стал писать стихи, как познакомился с Блоком, Гумилёвым: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».

Расходились поздно, уже в дверях поэт долго жал и не отпускал лапу Джима, приговаривая: «…трудно с тобой расстаться». Прощаясь с Качаловым, Есенин пообещал написать стихи о его собаке. Спустя несколько дней поэт зашёл к Василию Ивановичу в его отсутствие, празднично одетый, с шёлковым цилиндром на голове, чтобы прочитать строки, посвящённые Джиму. Вскоре церемония повторилась, и появилось знаменитое стихотворение «Собаке Качалова»: «Дай, Джим, на счастье лапу мне, такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне на тихую бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне…».

Сергей Есенин так привязался к Джиму, что во время своей болезни бредил им и говорил докторам: «Вы не знаете, что это за собака! Если Качалов привезёт её сюда, то я сразу же поправлюсь». Качалов не привёз своего добермана на летние гастроли в Баку, и Есенин был очень расстроен, но выкарабкался и пришёл в театр навестить Василия Ивановича. Вскоре поэт ещё раз женился и пригласил заслуженного артиста на «мальчишник». Они подружились, и Есенин всегда просил через приятелей «Качалову кланяться. И Джиму — обязательно». Передал свой последний поклон поэт «золотой бревенчатой избы» и в декабре 1925 года из Ленинграда накануне своего странного «подведения итогов».

Читайте также:  Собака после операции часто писает

Он чувствовал обречённость и отчуждение после своей поэмы «Страна негодяев». Его не приглашали на литературные диспуты, обвиняли в прессе в пьяных драках, установили наблюдение. В ночь на 28 декабря закончилась жизнь Сергея Есенина. Не принесла поэту счастья лапа Джима, а «отмщенье за гибель на том берегу» всего лишь отмщенье…

Источник



Сергей Есенин — Собаке Качалова (Дай, Джим, на счастье лапу мне): Стих

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина

Стихотворение «Собаке Качалова» было написано Есениным в 1925 г. Он выделяется среди других произведений поэта позднего периода творчества. К концу жизни Есенин часто находился в мрачном и подавленном состоянии. «Собака Качалова» — оптимистичное и радостное произведение, лишь к концу приобретающее печальный характер. Оно основано на реальном случае. Есенин пришел в гости к своему другу – актеру В. Качалову. Того еще не было дома, и поэт в ожидании хозяина познакомился с его собакой Джимом. Вернувшись домой, Качалов увидел, что Есенин и пес выглядят закадычными друзьями. Через некоторые время поэт написал стихотворение, посвященное собаке, и торжественно прочитал его перед хозяином.

Несмотря на шутливый характер, произведение содержит глубокое философское размышление. Есенин с трудом скрывал свое разочарование от жизни. Он искал и не находил утешения в алкоголе и многочисленных романах. Поэт устал от человеческого общества и более ненужной ему навязчивой славы. В детстве Есенин чувствовал свою единение с природой, но городская жизнь постепенно оборвала эту связь. Душевный разговор с собакой возвращает его в детство, когда все было ясно и понятно. Животное не может стать источником страданий, оно внимательно выслушает горькую исповедь любого человека.

Есенин ведет с Джимом очень серьезный философский разговор о смысле жизни. Он понимает, что собаке недоступны человеческие страсти и завидует ему в этом. Джиму неважно, какое у человека прошлое и как к нему относятся окружающие. Недобрая слава Есенина заставляет его глубоко ценить такое отношение. Многие отворачивались от поэта, узнав о его буйных выходках. Но собака живет только настоящим днем и готова всегда молча выслушать его покаяние.

В конце стихотворения Есенин переходит к очень личной теме. Он просит Джима попросить за него прощения у той, «что всех безмолвней и грустней». Вероятно, поэт настолько сильно чувствует свою вину, что не в состоянии сделать это сам. Даже человека он не может назначить в посредники, так как слова не передадут полностью его раскаяние. «Лизни ей нежно руку», — только так Есенин может выразить свою покорность и признание тяжелой вины. Так и не было до конца установлено, кого же имел в виду поэт. Учитывая его бурную жизнь, на эту роль могло претендовать несколько женщин. Наиболее распространена версия, что этой таинственной гостьей могла быть Г. Бениславская, которую связывали с Есениным давние и очень непростые отношения.

Источник

Есенин, «Собаке Качалова»: кому было посвящено творение? Раскрываем тайну века

Великий русский поэт и любимец женщин Сергей Есенин родился в 1895 году, 21 сентября по старому стилю. Что же так привлекало в нём противоположный пол? Во-первых, конечно же, неотразимая внешность. Во-вторых, его умение говорить. По отзывам современников, голос поэта просто завораживал. Он умел красиво беседовать не только с женщинами, но и с животными. Доказательство тому – стихотворение, которое посвятил Сергей Есенин собаке Качалова. Данное произведение он создал в 1925 году.

Читайте также:  Собаки с интересной шерстью

История написания шедевра

Действительно, в то время жил пёс по имени Джим в доме известного актёра Василия Качалова. Есенин дружил с артистом и часто бывал у него. Животные чувствуют хороших людей, так и Джим быстро полюбил поэта и привязался к нему. В свою очередь Есенин собаке Качалова часто приносил различные деликатесы. Так между человеком и псом быстро установились дружеские отношения. Однако произведение поэта не такое уж безмятежное. В нём можно найти печальный подтекст.

Есенин, «Собаке Качалова»: анализ первой половины стихотворения

Как стало известно в наше время, за поэтом вели наблюдение люди из комитета госбезопасности. Он это чувствовал, ничего хорошего такое внимание властей поэту не сулило. Его печальное душевное состояние можно объяснить и размолвкой с главной любовью жизни — Айседорой Дункан. Может быть, поэтому Есенин начинает произведение с того, что предлагает псу вместе полаять на луну. Кажется, что поэт должен веселиться в тёплой обстановке, ведь он пришёл к своему другу. Но Сергей изливает свою душу псу. Он говорит животному, что тот не знает жизни. Видимо, в это время у знаменитого красавца было очень тоскливо на душе, раз он с негативом отзывается о жизни. Вот Есенин собаке Качалова и изливает душу.

Анализ второй половины произведения

Подтверждение этим словам можно найти и в последующих строчках, они всё больше убеждают читателя в том, что причина подавленного состояния поэта в то время – женщина. Как раз накануне 1925 года Есенин познакомился в городе Батуми с Шаганэ Тальян – армянской учительницей. В том, что женщина ему действительно нравилась, можно убедиться, прочитав стихотворение «Шагане ты моя, Шагане». К моменту написания стихотворения, адресованного Джиму, поэт расстался с Тальян. Однако она опровергала слухи об их бурном романе и утверждала, что между ними была только дружба. Есенин был довольно влюбчив, поэтому наиболее вероятна версия о том, что их связывала любовь.

Заключительные строки

Как бы то ни было, последние строки произведения красноречиво расскажут о печальной любви, которая послужила поводом к написанию стиха. Но сначала поэт хвалит пса за то, что он красив по собачьим меркам. Есенин пишет о бархатистой шерстке животного, которую так приятно гладить. И это норовят сделать все, кто приходит в дом к великому актёру. И далее продолжает описание достоинств Джима стихотворение Есенина. Собаке Качалова он говорит, что тот доверчив, что у него открытая душа. Можно предположить, что поэт, описывая Джима, приписал ему и свои черты. Он был таким же открытым, простым, привык доверять людям.

О, эта любовь, заставляющая радоваться и страдать

В конце произведения Есенин спрашивает у своего четвероногого друга, не заходила ли к ним в гости та, которая всех грустней и безмолвней? Ведь Джим лицезрел много гостей, мог видеть и её. Поэт спрашивает это с надеждой. Чувствуется, что он тяжело переживает расставание с любимой женщиной. Можно выдвинуть ещё одно предположение: поэт страдал в это время от неразделённой любви. Но эта версия кажется совсем неправдоподобной. Ведь у этого мужчины было много женщин, он умел их влюбить в себя. Его обожала даже личный секретарь – Галина Бениславская. Она любила Есенина долгие годы, готова была делить его с другими женщинами, лишь бы не потерять. После того как поэт умер, секретарь не смогла этого пережить. Она пошла к нему на могилу, оставила записку с просьбой похоронить рядом со своим кумиром, после чего застрелилась.

Поэтому версия о том, что стихотворение, которое написал Есенин собаке Качалова, было создано под гнётом неразделённой любви, несостоятельно.

Кто же всё-таки та муза?

Во время написания данного произведения поэт формально был несвободен, в то время его связывали узы брака с Софьей Толстой, но он не любил эту женщину, и этот союз очень тяготил поэта.

Так попробуем все же понять, кому было посвящено стихотворение. На тот момент Есенин расстался с Айседорой Дункан. Она была на два десятилетия старше поэта. К тому же он очень любил свою родину, а потому уехал от Дункан в Россию. Скорее всего, чтобы покаяться перед Галиной Бениславской, написал своё произведение Есенин. Собаки Качалова стих слушали внимательно, вернее – одна собака – Джим. Перед ней покаялся поэт, так как обидел Галину, сказав женщине, что они могут быть только друзьями, тем и закончив их роман. Ведь она настолько любила своего кумира, что не смогла пережить его кончину. Как бы предчувствуя это, мужчина просит у неё за всё прощения.

Читайте также:  Очень классные породы собак

Источник

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Собаке Качалова» относится к позднему этапу творчества поэта. Несмотря на шуточный характер произведения, оно содержит в себе глубокие философские размышления Есенина. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Собаке Качалова» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Собаке Качалова.

История написания – Стихотворение написано в 1925 году, и представляет собой монолог, обращённый к Джиму – собаке артиста Качалова, с которым поэт находился в хороших отношениях.

Тема стихотворения – Любовь, одиночество, раскаяние.

Композиция – Композиционно произведение делится на три условные части: в первой части лирический герой ведет диалог с собакой, во второй – предается философским размышлениям, в третьей – обращается к любимой женщине.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с применением перекрестной рифмовки.

Эпитеты – «бесшумную», бархатная», милая», «доверчивая».

Метафоры – «повоем при луне».

Сравнения – «как пьяный друг».

История написания

Стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в 1925 году. Есенин написал его в форме монолога, обращённого к собаке своего приятеля, народного артиста СССР В. И. Качалова.

В последний год жизни Есенин переосмысливал свой жизненный путь, полный разочарований, потерь и личных трагедий. Цена успеха оказалась слишком велика, и всенародная популярность, о которой так сладко мечталось в юные годы, принесла с собой фальшь и неискренность в отношениях.

Пес Джим, к которому обращается Есенин, реально существовал. Это был питомец известного театрального актера Василия Качалова, в доме у которого часто бывал Сергей Александрович. Между Джимом и Есениным с первых минут знакомства завязалась нежная дружба, которая нашла свое отражение в трогательных строчках.

Сергей Александрович не скрывал, что искреннюю любовь и преданность животного ставит выше многих людей, которые ради личной выгоды готовы пойти на любую подлость.

В центре произведения – любовные переживания лирического героя, в сердце которого царит грусть и раскаяние. Он ищет того, с кем мог бы поделиться своими душевными терзаниями, и таким «собеседником» становится пес по кличке Джим.

Верный, преданный, но безмолвный пес – это именно то, что нужно лирическому герою. Ведь ему нужно просто выплеснуть свою боль, « повыть при луне ».

Описывая Джима как доверчивого и добродушного пса, поэт во многом приписывает ему свои личные качества. Он был так же открыт, прост в общении и очень доверчив. Есенин пользовался большой популярностью, и каждый стремился свести с ним знакомство, приобщиться к его славе.

В произведении ощущается печаль и смирение лирического героя. Он раскаивается перед любимой женщиной, той, « что всех безмолвней и грустней ». Он не в силах преодолеть обстоятельства, ставшие у них на пути, но искренне просит прощение за боль, которую ей причинил.

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на три части.

  • В первой части лирический герой обращается к псу – как к своему лучшему другу. Он очеловечивает собаку, в которой видит полноценного участника разговора.
  • Вторую часть можно назвать кульминационной, поскольку автор обращается к теме поиска смысла жизни.
  • В третьей части раскрывается тема любви к женщине. Неизвестно, кому конкретно обращены слова любви. Свое признание лирический герой выражает через пса – посредника между ним и предметом его чувств.

Размер стихотворения – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, который был особенно любим Есениным. Его паузы и неровный ритмический рисунок как нельзя более удачно подчеркивают философские размышления автора.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, в котором мысли и чувства лирического героя обнажены до предела.

Средства выразительности

Обращаясь к собаке, лирический герой использует просторечную, разговорную лексику. Пускаясь в философские размышления, он уже использует сложные предложение с деепричастными оборотами. Благодаря этому приему композиция произведения приобретает более четкие очертания.

Авто использует метафоры (« повоем на луну», ), эпитеты (« милая», «доверчивая », «бесшумная погода » «бархатную шерсть »), сравнения (« как пьяный друг »).

Источник