Курсовая работа неврозы

Понятие невроза

ДЕТИ НЕРВЫ.docx

. Причины возникновения неврозов

.3 Невроз навязчивых состояний

.4 Невроз страха

.5 Прочие неврозы

. Неврозы как способ психологической самоактуализации личности

.1 Определение страха

.2 Происхождение страха

.3 Возрастная динамика страха

.4 Выявление страхов

.5 Условия устранения страха у детей

.6 Устранение страхов посредством рисования

.7 Использование игры для преодоления страхов

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания, в частности — невроза.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз — излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают внимания не первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть — если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно, и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. Если не уделить должное внимание возникшему у ребёнка неврозу, то подрастающий человек понесёт его с собой во взрослую жизнь. И судя по масштабу распространения этой проблемы — в скором будущем нам грозит «полная невротизация населения». Общество, состоящее из невротиков, не сможет гармонично существовать в дальнейшем.

Цель моей работы — наиболее полно осветить проблемы, связанные с проявлением неврозов у детей, а также попытаться найти решения этим проблемам. Так же я приведу характеристику видов невроза. Но наибольшее внимание уделю неврозам страха, так как именно они наиболее часто встречаются в детском возрасте.

Объектом исследования являются дети от 1 до 14 лет.

Предметом исследования являются особенности проявления неврозов (в частности невроза страха) у детей.

  1. ) обозначить причины, ведущие к возникновению невроза в детском возрасте;
  2. ) привести методики выявления и устранения самого распространённого невроза у детей — страха.

Глава1.1. Понятие невроза Неврозы не витают в безвоздушном пространстве и не являются обитателями только души. Они — материализованы, то есть имеют определенную психофизиологическую «подкладку». Вместе с тем неврозы нельзя понять без достижений психологии с ее объединяющим взглядом на невроз как страдание тела и души одновременно. Практическое воплощение это нашло в понимании В.Н.Мясищевым (врачом и психологом) неврозов как психогенных заболеваний личности. В его концепции невроз — это болезнь личности, в которой как раз и существует единство психологических и биологических факторов. Само же невротическое расстройство возникает под воздействием индивидуально значимых психотравмирующих жизненных обстоятельств.

Неврозы — группа нервно-психических обратимых заболеваний, обусловленных психическим перенапряжением. Проявляются разнообразными нервно-психическими расстройствами. Неврозы широко распространены. Они легче возникают у лиц со слабой нервной системой. Врождённая слабость нервной системы может быть обусловлена токсикозом во время беременности и патологией родов у женщины, а приобретённая — травмами и заболеваниями, перенесёнными в раннем детстве. Формированию слабости нервной системы и особенностей личности, на фоне которых чаще развиваются неврозы, во многом способствует неправильное воспитание ребёнка в раннем возрасте. Неврозы относятся к психогенным заболеваниям.

Наиболее часто встречающиеся отклонения психического и физического развития детей могут быть систематизированы в виде нижеприведённой таблицы. Из неё видно, что невротизация в дошкольном возрасте взаимосвязана у мальчиков и девочек с боязливостью, пугливостью и неуверенностью в себе, у мальчиков ещё и с упрямством. Невротизация мальчиков проявляется на год раньше девочек, то есть в 3, а не в 4 года. В школьном возрасте невротизация связана у мальчиков и девочек с сензитивностью и боязливостью, неуверенностью в себе, у мальчиков дополнительно с беззащитностью, у девочек с неустойчивостью настроения. Вторая волна невротизации у мальчиков снова опережает на год девочек — в 9 лет у мальчиков, и 10 у девочек. Своеобразный мост между дошкольной и школьной невротизацией — возраст 5 лет с его сензитивностью, затруднённым засыпанием и ночными страхами, предшествующими максимальному количеству страхов с 6 до 8 лет. Страхи как раз и возникают у эмоционально чувствительных и впечатлительных (сензитивных) детей, склонных к беспокойству и недостаточной уверенности в себе, в своих силах и возможностях.

ВозрастМальчикиДевочки1 годСосание пальца Недержание мочи во снеСосание пальца Недержание мочи во сне2 годаАллергия3 годаУпрямство Боязливость Нарушение сна Невротизация4 годаЛегко возбудимый, нервный НевротизацияБоязливость Нарушение сна Невротизация Плохо переносят жару, духоту или шум, яркий свет5 летЗатруднённое засыпание СензитивностьЗатруднённое засыпание Ночные страхи7 летПлохо переносят жару, духоту или шум, яркий свет8 летКапризность Отклонения поведенияПлаксивость Ночные страхи9 летСензитивность Беззащитность Боязливость Невротизация10 летГрызение ногтейСензитивность Неустойчивость настроения Боязливость Грызение ногтей Невротизация Плохо переносят жару, духоту или шум, яркий свет Аллергия Почечная патология11 летНарушение сна Ночные страхи Головные боли12 летБоязливость Головные боли Плохо переносят жару, духоту или шум, яркий свет13 летНочные страхиНарушение сна Отклонения поведения

1.2. Причины возникновения неврозов

Основной причиной возникновения неврозов являются психические переживания, моральные потрясения — стрессы. Дети и подростки в первую очередь страдают от неблагоприятного психологического климата в семье и школе (систематически конфликтующие или разведенные родители, отсутствие или крайняя недостаточность культурных семейных традиций, нервнопсихические или социально неблагополучные родители, школьные конфликты). Формирование новых социально-экономических отношений в обществе способствует появлению издержек этого процесса, к которым относятся дети-изгои, дети-пасынки общества. Растет число социальных сирот при живых родителях. Все вышеперечисленные причины неизбежно приводят к неврозам и личностным расстройствам.

Невротические и пограничные расстройства детей и подростков вызываются рядом внутренних (повышенная тревожность, беспокойство, сверхсензитивность, мнительность) и внешних социальных факторов. К последним относятся: неправильное воспитание в семье и школе, психологически неграмотное воздействие на ребенка, что часто приводит к неадекватной самооценке, к неумению самоутвердиться в группе, правильно строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного, соответствующего возрасту развития в дошкольном детстве, поступление в школу может стать серьезным испытанием, где ребенок сталкивается с рядом проблем:

) режимные трудности (проявляются у первоклассников, не посещающих детские сады, и заключаются в относительно низком уровне произвольности, саморегуляции, организованности);

) коммуникативные трудности (наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к коллективу);

) проблемы во взаимоотношениях с учителем;

Хотя бы с одной из проблем, пожалуй, сталкивается каждый ученик. Однако вопрос заключается в том, как он справляется с трудностями, как адаптируется к школе. К сожалению, для некоторых эти проблемы остаются неразрешимыми, и если в таких случаях не оказывается помощь со стороны школьного психолога, педагога, родителей, то у детей проявляются различные формы школьных неврозов и пограничных расстройств как способов неадекватной компенсации неподготовленности к школе. Поэтому ранняя психодиагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов — чрезвычайно важная проблема, стоящая перед психологом и педагогом.

Путь в невроз и личностное расстройство начинается с подавления темперамента ребенка. В процессе эволюции сформировались три врожденных типа приспособления — холерический, флегматический и сангвинический темпераменты. Ребенок должен жить в соответствии со своим темпераментом, проявляющимся ярче всего в экстремальных ситуациях: при угрозе жизни и благополучию, в трудностях по достижению особо значимых целей, обеспечивая индивидуальный стиль поведения. Действуя согласно своему темпераменту, ребенок преодолевает трудности наиболее эффективно, а действуя вопреки темпераменту, — поступает противоестественно.

Ребенок с подавленным темпераментом закономерно терпит неудачи. Перестав быть мужественным, он теряет уверенность в себе, обостряется инстинкт самосохранения. Ребенок становится робким, тревожность превращается в черту характера, страхи появляются даже в тех случаях, когда бояться нечего. Появляются мнительность, недоверчивость к другим с ожиданием обиды. Неуверенный, тревожный ребенок предрасположен к перестраховке, педантичности.

Говоря о человеке, необходимо остановиться на роли в его жизни осознаваемой и неосознаваемой сфер психики. Осознаваемая сфера психики — сознание. Одновременно в состоянии бодрствования и во сне ребенок думает над своими проблемами, решает жизненные задачи. Эти процессы совершаются в неосознаваемой сфере психики, где и заключены механизмы развития невроза. Сознание занято решением определенной ситуации, а в подсознании неотступно другое, стратегически более существенное для ребенка, непосредственно таящее в себе для него угрозу. Осознаваемая и неосознаваемая системы отношений могут быть идентичны и могут быть различны. Конфликт между ними — причина невроза и пограничных расстройств.

Этиологические факторы детских неврозов, по данным отечественных авторов, могут быть подразделены на следующие группы: психическая травма (1); преморбидные патохарактерологические черты характера (2); нарушение системы отношений, и, прежде всего дисгармония семейных отношений (3); дисгармония семейного воспитания (4).

Психическая травма (1) — это внешние раздражители, оказывающие патогенное болезненное воздействие на индивида. Психическая травматизация не только определяет характерные для невроза картины клинических расстройств, но и входит в качестве важного компонента в психологическую структуру невротического состояния.

Выделяют однократно, стремительно действующие сверхсильные раздражители — острые психические травмы. В детском возрасте к таким острым травмам относятся испуг, острый внутрисемейный конфликт в детском саду или школе. Вместе с тем многочисленные исследования показывают, что в детском возрасте значительно большее патогенное значение имеют не острые, а затяжные психические травмы. Хронические травмы, или психотравмирующие ситуации, — это относительно слабые, но длительно действующие и многократно повторяющие раздражители. В детском возрасте психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с взаимодействием между детьми и родителями. Следует подчеркнуть, что патогенное влияние оказывает не само себе внешнее воздействие, будь оно острым или хроническим, а его значимость для человека.

Характерные условия неправильного воспитания, т.е. травмирующие ситуации в семье, которые предрасполагают к возникновению невротических расстройств по типу истерического невроза, невроза навязчивых состояний и неврастении:

— у больных с истерическим неврозом — это обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания, беспричинной уступчивости, когда ребенку все позволено, неоправданное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств, положительных качеств, что приводит к неадекватному завышению уровня притязания. Особенности характера, присущие больным с истерическим неврозом, могут формироваться и при безразличном отношении по типу «отвержения», а также в обстановке грубо деспотического подавляющего воспитания.

формированию личностных черт, предрасполагающих к развитию невроза навязчивых состояний, способствует неправильное воспитание в обстановке чрезмерной опеки, оберегания, запугивания, подавления самостоятельности и лишения собственной инициативы. Особое патогенное значение имеет предъявление противоречивых требований.

преморбидные особенности личности больных неврастенией формируются, прежде всего, в условиях, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к успеху без реального учета сил и возможностей индивида. Таким образом, патогенное значение психической травмы нельзя рассматривать в изоляции от сложившегося или складывающегося преневротического патохарактерологического характера.

Преневротический патохарактерологический характер (2), формирующийся в детском возрасте, подробно изучался в последние годы рядом авторов.

Основной особенностью, предшествующей формированию всех преневротических состояний, является повышенная тревожность, ощущение беспокойства, которое постоянно испытывает ребенок.

У детей первых лет жизни беспокойство может проявляться эмоциональной лабильностью вместе с общим сниженным фоном настроения, плаксивостью, ослаблением аппетита, сосанием пальцев и предметов, грызением ногтей.

Особенность преморбидного развития детей из группы риска проявляется в эмоциональной чувствительности, являющейся следствием ощущения беспокойства. Беспокойство заостряет эмоциональную чувствительность в виде сензитивности, ранимости, запечатлеваемости неприятных событий, обидчивости и в дальнейшем — склонности «все близко принимать к сердцу», легко расстраиваться и волноваться.

А. И. Захаров (1982) группирует преморбидные особенности развития детей следующим образом: 1)сензитивность (эмоциональная чувствительность, ранимость, обидчивость, жалостливость); 2) непосредственность (наивность, бесхитростность); 3) впечатлительность (выраженная долговременная память);4) импрессивность (внутренний тип переработки эмоций, чувств); 5) выраженность чувства «Я» (чувство собственного достоинства, самолюбие); 6) беззащитность; 7) гуманистическая направленность формирования личности.

referat911.ru

Курсовая работа «Неврозы как функциональное расстройство психики»

Год исполнения: 2014 год.

В последнее столетие наблюдается высокий рост психических расстройств в большинстве стран мира, в том числе и в России: среднегодовой уровень распространенности психических болезней увеличился в 10 раз, в том числе психозов – в 3,8 раза, невротических расстройств – в 61,7 раза [19,с.14]. Политико-экономические изменения последних 10 лет в России привели к демографическому кризису страны, относящейся к разряду депопуляционных, появлению дезадаптационных реакций у большей части населения. Они оказали неблагоприятное влияние на состояние психического здоровья населения [10,с.95]
В XXI веке среди прочих проблем медицины отмечается и возрастание числа неврозов, как у взрослых, так и у детей. Изменения социально-политической структуры общества, научно-технический прогресс, сопровождающийся нарастанием темпа жизни, информационные перегрузки, создают почву для роста заболеваемости неврозами. В связи с этим проблема невротических расстройств является значимой как для медицины, так и психологических наук [2,c.127].
В истории изучения невротических расстройств существуют две тенденции. Одни учёные признают зависимость невротических феноменов от патологических механизмов биологической природы. В то же время, учёные данной группы не отрицают роли психических травм в возникновения неврозов.
Последователи второй модели предполагали, что в основе возникновения неврозов лежат только психологические механизмы [2,c.329].
Таким образом, современное понимание природы невротических расстройств все более смещаются от биомедицинской к биопсихосоциальной модели, где важное значение приобретает личность больного (Каменецкий Д.А., 2009, Н.Н. Мурачёва, 2010, Г.К. Ушаков, 1987 и др.).
Кроме этого, формирование и динамика неврозов в значительной степени определяются социальными факторами, общественными ценностями, сдвигами в общественном сознании (Мясищев В.Н., 1998; А.М. Свядощ, 1990).
Следовательно, в настоящее время учение о неврозах объединяет в себе анализ биологических, психологических и социальных механизмов, которые рассматриваются в неразрывном динамическом взаимодействии.
Актуальность темы исследования определяется тем, что невротические расстройства представляют собой проблему медицинского, социального и экономического плана в связи с широкой распространенностью среди пограничных нервно-психических заболеваний. В то же время, в России, начиная с 60-х годов XX века, активно проводятся эмпирические исследования в клинике больных с невротическими расстройствами. В данной связи на современном этапе назрела необходимость обобщить накопленные знания и проанализировать их через призму наиболее авторитетных отечественных и зарубежных теоретико-методологических концепций, существующих в современной клинической психологии.
Целью исследования является изучение невроза как функционального расстройства психики.
Задачи исследования:
1.Изучить причины и механизмы развития невротических расстройств.
2.Исследовать роль премобидных состояний в возникновении неврозов.
3.Определить классификационные подходы к невротическим расстройствам.
4.Описать характеристику и клинические проявления невростении, истории и невроза навязчивых состояний.
Объект исследования – функциональные расстройства психики.
Предмет исследования – невроз как функциональное расстройство психики.

Содержание

Введение
Глава 1. Причины и механизмы развития невротических расстройств
Глава 2. Роль премобидных состояний в возникновении неврозов. Классификационные подходы к невротическим расстройствам
2.1. Премобидные состояния и невроз
2.2.Подходы к классификации неврозов
Глава 3. Классификация невротических расстройств
3.1. Неврастения
3.2. Истерический невроз
3.3. Невроз навязчивых состояний
Заключение
Список литературы

Список литературы

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Проблемы теории, диагностики, терапии. – М: Перре. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. – 340 с.
2. Александров A.A. Интегративная психотерапия. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
3. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства (этиология, патогенез, специфические и неспецифические симптомы, терапия) – М.: Литтерра, 2010. – 272 с.
4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: Институт психотерапии, 2010. – 427с.
5. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия. – СПб.: Питер-Юг, 2009. – 472 с.
6. Васильева А. В. Затяжные формы невротических расстройств – актуальное состояние проблемы // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2011. – №8. – С. 35-41.
7. Вейн, A.M. Неврозы (клинико-патогенетические аспекты, диагностика, лечение и профилактика). – М.: Академия, 1995. – 231 с.
8. Гарбузов В.И. Неврозы и психотерапия. – СПб: СОТИС, 2011. – 412 с
9. Каменецкий Д.А. Неврозология и психотерапия. – М.: Гелиос ассоциации российских вузов, 2009. – 439с.
8. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М.: Просвещение, 1985. – 438с.
9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высшая школа, 2007. – 464с.
10. Клиническое руководство: модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств / Под ред. В.Н. Краснова, И.Я. Гуровича. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. – 224 с.
11. Кречмер Э. Медицинская психология. – СПб.: Союз, 2008. – 428с.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии. 1974. – № 4. – С. 87-97.
13. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1998. – 204с.
14. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. – М.: Персонал, 2008. – 336с.
15. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СП-б.: Питер, 1998. – 752с.
16. Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1999. – 336с.
17. Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы. – М.: Когито-Центр, 2007. – 208 с.
18. Малкина – Пых И.Г. Психосоматика: Новейший справочник. – М.: Эксмо. СПб.: Сова. 2003. – 423с.
19. Мурычева H.H. Клинико-психологическое исследование системы отношений личности больных с невротическими расстройствами (в связи с задачами диагностики и оценки эффективности психотерапии) // Психическое здоровье – 2010. – № 8. – С. 14-19.
20. Свядощ A.M. Неврозы и их лечение. – М.: Медицина, 1990. – 324с.
21. Туманов М.В. Психологические предикторы заболеваемости // X Царскосельские чтения. – СПб, 2006. – С. 175–177
22. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства – М.: Медицина, 1987. – 304 с.
23. Холмогорова А.Б. Клиническая психология: В 4 т. Т. 1. Общая патопсихология. – М.: Академия, 2010. – 464 с.
24. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997. – 428с.
25. Черешнев В.А., Юшков Б.Г. Патофизиология. – М.: Вече, 2011. – 704 с.

Вы можете купить курсовую работу «Неврозы как функциональное расстройство психики» — готовую с помощью формы ниже.

Либо заказать курсовую работу по теме «Неврозы как функциональное расстройство психики» — новую (по вашим требованиям).

www.nice-referat.ru

Неврозы. Определение. Понятие о невротических конфликтах

27. Неврозы. Определение. Понятие о невротических конфликтах.

Невроз – это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями, которые срывая психологическую адаптацию, вызывают истощение нервной системы (сочетание раздражительности и повышенной утомляемости), тревогу и вегетативные нарушения (потливость, сердцебиение, нарушение работы желудка и др.).

Основные проявления невроза:

• высокая чувствительность к стрессам – на незначительное стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией

• зацикленность на психотравмирующей ситуации

• при попытке работать быстро утомляются – снижается память, внимание, мыслительные способности

• чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры

• расстройства сна: часто человеку трудно заснуть из-за перевозбужденности; сон поверхностный, тревожный, не приносящий облегчения; утром часто наблюдается сонливость

• вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления (чаще в сторону понижения), нарушение работы желудка

• иногда – снижение либидо и потенции

Причиной неврозов часто являются:

• длительные психоэмоциональные и физические нагрузки умеренной интенсивности без возможности расслабиться и восстановить силы, то есть хронический стресс – это может быть и работа, отнимающая все силы, и сложности в личной жизни, и конфликт, из-за которого человек сильно переживает, а чаще всего – сочетание этих факторов

• иногда истощение нервной системы наступает из-за невозможности довести дело до конца, выйти из тупиковой ситуации;

• часто в основе возникновения невроза лежат те же гены, что и в основе депрессии;

• возникновению невроза способствуют неумение расслабляться и трудоголизм;

• некоторые люди от природы плохо переносят длительные нагрузки и поэтому склонны к переутомлению;

• дополнительным фактором развития неврозов являются истощающие организм заболевания (например, грипп).

Неврозы приводят к выраженному нарушению трудоспособности – вплоть до невозможности выполнять какую-либо работу.

Кроме того, раздражительность, нетерпимость больных становится причиной конфликтов с близкими, что еще больше усугубляет ситуацию.

Тревога – распространенное проявление неврозов.

Проявления тревоги весьма разнообразны:

Эмоциональная тревога – постоянные тревожные мысли о каком-то конкретном событии или тревожные ожидания и опасения, связанные с любыми событиями; навязчивые тревожные обдумывания прошедших событий.

Физическая тревога – обычно проявляется мышечным напряжением, невозможностью расслабиться, ощущением кручения за грудиной.

Моторная тревога – неусидчивость, необходимость постоянно двигаться, чтобы снизить тревогу; постоянные подергивания ногами.

Другие симптомы тревожных расстройств:

• нарушения сна в виде сложностей засыпания, поверхностного сна

• частое вздрагивание от неожиданности

Лечение неврозов проводится индивидуально в зависимости от происхождения заболевания. В первую очередь необходимо установить происхождение заболевания, чтобы назначить эффективное лечение.

Зачастую в основе происхождения неврозов лежат те же гены, которые являются причиной эндогенной депрессии. В этих случаях высоко эффективен прием антидепрессантов с противотревожным действием. Первые эффекты лечения (например, улучшение сна) появляются уже на следующий день после начала лечения, другие (например, общая тревожность в течение дня) чаще начинают уменьшаться к концу 1-ой недели лечения. Длительность приема антидепрессантов, как правило, составляет около 1 месяца, затем проводится постепенное снижение их дозы (в течение 2-3 недель).

В случаях, когда причиной невроза является переутомление, необходимо восстановить энергетические способности нервной системы. Для этого применяются препараты, улучшающие кровоснабжение и обмен веществ в головном мозге, витамины. Очень важно наладить сон, что позволит восстановить нормальную работу нервной системы.

В тех случаях, когда причиной невроза являются психологические причины и зацикленность на тревожных мыслях, переживаниях, обязательным компонентом лечения является психотерапия. Хорошо помогает обучение техникам расслабления – в результате сам человек получает возможность регулировать свое состояние, устраняя тревогу, прорабатывая тревожные ситуации.

Применение транквилизаторов для лечения неврозов. В некоторых случаях прием транквилизаторов необходим для нормализации сна и устранения тревоги в течения дня, особенно на ранних этапах лечения, когда еще не накопился эффект других лекарств. Однако длительный регулярный прием транквилизаторов приводит к появлению зависимости, синдрома отмены (усиление симптомов заболевания в случае отмены транквилизаторов), ухудшает память и внимание (вплоть до невозможности их восстановления до исходного уровня). Необходимо помнить, что транквилизаторы действуют лишь на симптомы заболевания, не устраняя его причину, поэтому вылечиться с их помощью невозможно.

Первый шаг на пути к избавлению от депрессии — понять, что это такое, из-за чего она возникает, как она влияет на Вашу жизнь.

Понятия о типах невротического конфликта

В генезе психогенных расстройств особое место занимает психологический конфликт (внешний или внутренний), патогенность которого обусловливается неспособностью больного разрешить его. Внешний конфликт определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями окружающей среды. Внутренний (внутриличностный) конфликт определяется существованием противоречивых желаний, тенденций, мотивов и позиций личности. Разделение психологических конфликтов на внешние и внутренние носит условный характер, так как нередко они взаимосвязаны. Возможны следующие конфликтные ситуации:

1. Необходимость выбора в случае одинаково желаемых целей;

2. вынужденный выбор при одинаково нежелаемых целях;

3. выбор цели, имеющей желаемые и нежелаемые стороны.

Психологический конфликт, в понимании В.Н.Мясищева, отражает столкновение противоречивых отношений личности, неспособной найти продуктивное решение трудностей. Как правило, речь идет о значимых, доминирующих отношениях личности. Психологический конфликт обусловливается пересечением значимых для личности потребностей, причем их значимость может быть понятна лишь из жизненной истории развития личности. Патогенными психологические конфликты становятся лишь при неадекватной направленности отношений личности и, тем самым, ее неспособностью разрешить конфликтные ситуации. Наиболее часто в качестве неудовлетворенных потребностей, обусловливающих конфликт, выступают потребности:

1. адекватной социальной оценки (трудовой деятельности и личных достоинств);

3. дружественного общения;

4. самовыражения и самоутверждения и др.

Большое клинико-психологическое значение имеют выделяемые В.Н.Мясищевым основные виды патогенных личностных конфликтов. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов.

Истерический конфликт определяется прежде всего чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Его отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В силу неправильного воспитания у таких лиц ослабляются способности тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.

Обсессивро-психастенический тип невротического конфликта обусловлен прежде всего противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом, если даже одна из них и становится доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к отрыву от жизни, появлению нереальных, далеких от действительности установок.

Неврастенический тип конфликта представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе, с другой.

Указанные типы невротических конфликтов в определенной степени соответствуют трем основным формам — истерии, неврозу навязчивых состояний и неврастении.

Для неврастении характерна раздражительность, слабость нервной системы, частые головные боли. Наблюдается ослабление внимания и психическая утомляемость. В отношении изменений личности нет характерных тенденций, наблюдается патогенность и снижение волевых качеств. Возрастающее ухудшение сосредоточенности внимания результирует в расстройстве трудоспособности, такой же эффект наблюдается и при повышенной утомляемости. При неврастении нередко проявляются нарушения сна и сексуальной сферы.

Истерия, приобретаемая в результате психической травмы, проявляется в двигательных расстройствах (параличи и др.), нарушениях речи, сенсорных нарушениях (истерическая слепота, потеря обоняния и слуха, гиперстезия и гипостезия), вегетативных расстройствах (кишечная непроходимость, вздутие живота, истерическая рвота, анорексия), психических нарушениях (психогенная амнезия, повышенная внушаемость). Личность, страдающая истерией, будет иметь неадекватно завышенный уровень притязаний, ей свойственен эгоцентризм, тщеславие, претенциозность и конфликтность.

Невроз навязчивых состояний — наиболее трудноизлечимая форма невроза. Формируется в результате психотравмирующей ситуации. При неврозе навязчивых состояний индивид проявляет робость, боязливость и неуверенность в себе. Проявляются навязчивые сомнения, идеи, действия, страхи. Характеризуется патологической инертностью нервных процессов, у людей с ярко выраженной ориентацией на вторую сигнальную систему.

works.doklad.ru