Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»
Общероссийская общественная
Общероссийская общественная
РШПСП ВОС
Частное образовательное учреждение дополнительного образования «Российская школа подготовки собак-проводников» Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»
(РШПСП ВОС)
В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР была создана Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников ВОС.
За 50 лет своего существования Школа подготовила для слепых более 4 тысяч собак-проводников. До сих пор Школа остается единственной в России.
В Школе созданы все условия для проживания и учебы инвалидов по зрению, приезжающих за собаками-проводниками: трехэтажная гостиница на тридцать номеров, столовая, библиотека с читальных залом, просторные учебные классы. Собаки содержатся в теплых просторных вольерах с выгульными площадками. Имеется кормокухня и ветеринарная клиника.
В 2010 году подготовлено 64 собаки-проводника, в том числе 61 собака для передачи инвалидам по зрению, в соответствии с Государственным контрактом, заключенным с Фондом социального страхования Российской Федерации (далее ФСС России), и 3 собаки для собственного питомника. Подготовку собак осуществляют опытные инструкторы. Собаки обучаются в Школе около полугода, после чего сдают экзамены и только тогда передаются инвалиду.
Собака-проводник для каждого инвалида по зрению подбирается индивидуально.
В Школу принимаются инвалиды по зрению не моложе 18-ти лет по направлению исполнительного органа ФСС России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 708 «Об утверждении правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников». РО ВОС, в которой на учёте состоит инвалид по зрению, оказывает ему помощь в решении вопроса о предоставлении собаки-проводника.
Подготовленная собака вместе с комплектом специального снаряжения передается слепому бесплатно. Обучение незрячих в Школе, проживание в гостинице, питание, а также проезд в Школу и обратно (включая сопровождающего) оплачивается из средств федерального бюджета.
30 июля 2010 года Школа была переименована в Российскую школу подготовки собак-проводников ВОС.
Источник
Собаки-поводыри для слепых: породы, тонкости подготовки
Собака-поводырь, или, как говорят специалисты из этой сферы, собака-проводник, – безусловный помощник слабовидящего человека, помогающий ему с максимально возможной безопасностью передвигаться вне пределов квартиры или дома. Главная задача такой собаки – ведя хозяина по дороге, выбирать наиболее безопасную траекторию и предупреждать обо всех препятствиях на пути. Под препятствиями понимаются бетонные ограничители для машин, заборчики, лестницы, выступы или ступени, низкие ветки деревьев или низко висящие провода, светофоры, траншеи и т.д. и т.п. У этих и любых других препятствий собака останавливается и ждет, пока ее хозяин с помощью белой трости не обследует объект и не поймет, что это и как его можно обойти. И только после того, как человек подаст команду, животное продолжает движение.
В повседневной речи намного более распространен вариант «собака-поводырь», однако с точки зрения профессионалов, эти животные называются «собака-проводник». Поэтому если вы разговариваете со специалистами, лучше выбирать более официальную формулировку.
Собак-проводников учат ходить на полкорпуса впереди владельца, а ведет он ее на специальной шлейке с жесткой дугой, что позволяет лучше чувствовать питомца. Однако это – лишь малая часть того, чему обучают поводырей. В России их подготовкой занимаются нескольких специализированных центров. Один из самых известных расположен недалеко от Москвы – в микрорайоне Купавна города Балашиха. Полное название этого центра звучит как «Российская школа подготовки собак-проводников Общероссийской общественной организации инвалидов „Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых“» (РШПСП ВОС). Еще один крупный центр собак-поводырей расположен в той же Балашихе, но в Железнодорожном – это учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов» (более краткий вариант – «Собаки-помощники»).
На примерах данных школ мы и предлагаем рассмотреть, как обучают собак- поводырей. Конечно, программы подготовки во многом схожи, ведь и к проводникам предъявляются схожие требования.
Первая книга по тренировке собак-проводников была выпущена еще в 1819 году. Однако наиболее активное развитие данного направления приходится на послевоенный период – для помощи тем, кто потерял зрение в боях. В Европе это Первая мировая война, в СССР – Великая Отечественная.
Важные умения собак-проводников и требования к ним
В обычной жизни проводник – обычная же собака, которая любит ласку хозяина, игры, прогулки, лакомства. Однако в рабочее время – когда животное ведет хозяина – его поведение должно отвечать строго определенным критериям.
- Поводырь должен уметь ни на что не отвлекаться. Проходит ли на улице кошка или другая собака, взрываются ли петарды или шумят машины – собаки для слепых людей, ведущие владельцев, должны максимально концентрироваться на дороге. Конечно, животное – не робот и может отвлечься, но хороший проводник возвращается к своим основным обязанностям по первому же сигналу хозяина. При дрессировке особенное внимание уделяют тому, чтобы собака не боялась суеты и шума больших городов. Для этого, например, с еще юными животными довольно много гуляют по оживленным улицам.
- Собака не должна охранять человека – ее функции совершенно другие. Дело в том, что пес-охранник может не подпустить к хозяину врачей или иных посторонних лиц, в то время как слепым людям может потребоваться помощь других людей. Поэтому проводников учат не охранять, а сопровождать.
- Собака должна отлично запоминать маршруты: до магазина, в поликлинику, на работу и т.д. Лучший вариант – если с маршрутами животных познакомят зрячие родственники или близкие слепого человека. Хорошо подготовленному проводнику достаточно 2-3 прохождений, чтобы надолго запомнить дорогу и суметь воспроизвести ее даже после долгого перерыва. Обычно владелец дает маршруту название, и оно становится для поводыря командой.
- Собака должна быть готова к особенностям передвижения с незрячим хозяином. Например, обследование препятствия у слепого человека может занять некоторое время, и поводырь должен терпеливо стоять и дожидаться команды о продолжении движения. Также проводнику нужно знать все типовые ситуации, с которыми он может столкнуться, сопровождая хозяина, в том числе во время поездок в общественном транспорте. Для отработки этих случаев в школе в Купавне есть старый автобус.
Кроме того, собака должна быть общительной, любить хозяина, стремиться ему помогать. Человеколюбие – очень важная черта поводырей. Без этого они не смогут по- настоящему заботиться о незрячем человеке в соответствии с его потребностями. Важны и физические данные – проводник должен быть здоровым, выносливым, хорошо переносить передвижение в транспорте и т.д.
Некоторые инвалиды, у кого уже есть собака, просят, чтобы ее воспитали как поводыря. Однако в большинстве случаев это невозможно.
Стадии обучения собак-проводников
Обучение собак-поводырей начинается с самого юного возраста, и всю программу можно разделить на несколько этапов. Животные регулярно проходят тесты, в рамках которых оцениваются их психологическое состояние, успешность в учебе и т.д. В итоге, например, в Купавне из всех отобранных щенков проводниками становятся 70-80%. Тех, кто не справился с испытаниями, центры продают по достаточно демократичным ценам или отдают в дар.
- Уже 1,5-месячные щенки могут проходить первичный отбор. Работники школы смотрят, чтобы собаки были контактными, дружелюбными, общительными. Две важнейшие черты будущего проводника – чтобы животное не боялось резких/громких звуков и чтобы у него не был слишком сильно выражен инстинкт охотника. Для выявления последнего фактора юных собак тестируют на кошках – если щенок не может от нее «оторваться», значит, проводник из него не получится. С теми же, кто прошел данное испытание, инструкторы начинают вплотную работать. Во-первых, еще больше отучают от роли охотника и охранника, а также снижают реакцию на шумы, посторонние движения и т.д. Во-вторых, социализируют, занимаются общим воспитанием, повышают выносливость.
- С 6-7 месяцев стартует следующий этап – будущих проводников учат правильному поведению, особенностям прогулок по городу, общению с людьми и т.д. Эта часть программы мало чем отличается от стандартных курсов общей дрессировки, лишь за тем исключением, что больше внимания уделяется контактам с людьми. Также животных учат спокойно реагировать на прикосновения к себе, ведь слепой человек иначе «осмотреть» своего питомица просто не сможет.
- Заключительным этапом становится специальный курс дрессировки поводырей. Данная ступень обычно начинается, когда собака достигает примерно годовалого возраста, но школы готовы работать и с животными постарше – до двух лет. Спецкурс длится 6-8 месяцев. Подготовка собак-проводников для слепых подразумевает обучение различным командам, особенностям поведения при прохождении маршрутов с незрячим человеком и совместной жизни с ним. Например, «Апорт» в данном случае означает поднять вещь и принести непосредственно владельцу в руку. Также собак учат двигаться с хозяином по незнакомым дорогам. Здесь задача поводыря – провести человека между других людей, предупреждать о препятствиях и придерживаться заданного направления. Куда идти, говорит сам хозяин, ведь проводник – не навигатор. Он лишь идет, следуя командам «Прямо», «Влево», «Вправо» и т.д.
В 2016 году центр в Купавне передал новым хозяевам 49 собак, в 2015-м – 51, в 2014-м – 55. Одновременно здесь могут готовить около 100 животных, в школе в Железнодорожном – около 50.
Подготовка собак-поводырей завершается главным экзаменом, который имитирует проведение по маршруту слепого человека (в его роли выступает инструктор в очках, полностью блокирующих зрение). Эту пару сопровождает «видящий» экзаменатор, который смотрит правильность выполнения заданий и фиксирует ошибки, если они есть.
Строгость отбора и сложность тестирований необходимы для того, чтобы и инструкторы, и собственно будущие владельцы могли быть уверены: воспитанник центра действительно станет надежным помощником. Про собак-поводырей для слепых говорят, что они не просто глаза своего хозяина – в некоторых ситуациях они буквально спасают человеку жизнь. Таким образом, качественная подготовка проводников имеет действительно большое значение.
На сайте школы в Купавне можно узнать, какие собаки, не справившиеся с программой, ищут своего хозяина, а также сколько стоит такой питомец.
Породы собак-проводников
Важный вопрос заключается в том, какие породы собак могут стать поводырями. Среди приоритетных черт характера – обучаемость, смышленость, человеколюбие и т.д. Актуален и такой аспект, как простота ухода, ведь незрячему человеку может быть сложно выполнять некоторые действия. Поэтому не всем подходят, например, длинношерстные породы, хотя они также используются.
- Лабрадоры – безусловные фавориты среди проводников в школе в Купавне (как и в других центрах) в силу характера, дружелюбия и обучаемости. Они легко переключаются с инструктора на нового владельца и, как правило, быстро налаживают с ним контакт. Кроме того, рост лабрадоров позволяет удобно вести их на шлейке.
- Восточно-европейские, немецкие овчарки также обладают всеми необходимыми качествами, а главное – они могут работать в более холодных уголках нашей страны. С другой стороны, им требуется больше времени, чтобы переключиться с инструктора на вновь обретенного хозяина.
- У голден-ретриверов подходящий характер, однако более длинная шерсть, с которой может быть тяжело справиться слепому или слабовидящему человеку. Впрочем, здесь все зависит от самого будущего хозяина, его пожеланий и возможностей. Центр в Железнодорожном также активно использует золотистых ретриверов для проекта по реабилитации детей с особенностями развития.
- Колли также иногда воспитываются в качестве проводников в силу своего дружелюбия и хорошей дрессируемости.
Волонтерство для школ
Школы приветствуют волонтерскую работу. Обычно под этим подразумевается, что желающие могут взять на себя первый и второй этап обучения, и тогда центр дрессировки собак-поводырей сфокусируется только на спецкурсе (третий этап). Например, центр в Купавне принимает в дар или покупает собак стоимостью до 10 тыс. руб. Главные критерии отбора – чтобы характер, выправка и способности животных отвечали тем же требованиям, что предъявляются к другим воспитанникам. Иными словами, подходящей считается собака, которая легко сходится с человеком, обучаема, воспитана, не боится громких звуков и т.д.
Каждому человеку собаку подбирают индивидуально, учитывая как совместимость характеров, так и другие аспекты, например, рост и вес животного – чтобы владельцу было удобно ходить со своим питомцем и ухаживать за ним.
В РШПСП ВОС готовы взять восточно-европейских и немецких овчарок, лабрадоров и голден-ретриверов возрастом до двух лет. Конечно, животное должно быть здоровым, а вот соответствие традиционным стандартам породы в данном случае совсем неважно.
В свою очередь, школа в Железнодорожном построила работу с волонтерами по другой схеме. Здесь активно привлекают приемные семьи, которые воспитывают уже отобранных центром щенков с 2-3 месяцев до года, после чего животные возвращаются в школу и переходят к спецкурсу. Породы собак для будущей передачи слепым или для использования при реабилитации детей здесь те же самые – в основном это голден-ретриверы и лабрадоры.
При необходимости волонтеры обеспечиваются кормом и всеми предметами собачьего быта, кроме того, к ним регулярно (обычно еженедельно) приезжают специалисты центра, в том числе чтобы проводить со щенками специальные занятия. Главная задача приемной семьи – позаботиться о животном, социализировать его, обучить основным командам. Кураторы и ветеринары школы готовы оказать любую консультацию и помощь, будь то совет по воспитанию или передержка животного на время отпуска волонтера.
По истечении положенного времени щенка обязательно надо будет вернуть на дальнейшее обучение, однако экс-воспитатель сможет узнавать о судьбе собаки: прошла ли она спецкурс, нашла ли хозяина, как живет и т.д. В центре подчеркивают, что содержание будущего-поводыря – не только социально ответственная работа, но и, например, своеобразная тренировка для тех, кто подумывает завести собаку, но пока не уверен, что справится с уходом за ней.
Подготовка хозяина к работе с собакой-проводником
Согласно законодательству, инвалиды по зрению первой группы (при условии, что они граждане РФ старше 18 лет) могут получить собаку-проводника бесплатно, как и специальную шлейку. Для этого нужно оформить соответствующее направление от соцорганов, после чего подать заявку в школу. Человека ставят в лист ожидания и оповещают, когда подходящая собака находится – обычно это происходит через 3-12 месяцев.
Важно, что к совместной жизни готовят не только собаку, но и хозяина. В частности, правила центров и в Купавне, и в Железнодорожном предписывают, что будущий владелец должен пройти 2-недельный курс обучения. В его рамках людям объясняют, как правильно ухаживать за собакой, как подавать команды, как передвигаться с ней по улице и т.д. По итогам практических и теоретических занятий необходимо сдать экзамен.
На время обучения «студенты» центра в Купавне живут в гостинице при школе, причем уже через несколько дней после знакомства собака переселяется в номер хозяина. Это необходимо для того, чтобы животное и человек лучше узнали друг друга. Результат подобной политики весьма позитивен – процент отказа от животных минимален (меньше 5%).
Как и обычных собак, проводников поощряют лакомствами, в том числе за правильно указанные препятствия. Поэтому владелец не выходит на маршрут без угощений для питомца.
Школы собак-проводников в России
Мест, где в России готовят собак-проводников, очень немного. В некоторых источниках можно встретить утверждение, что школа в Купавне вообще единственная, но на самом деле это не так. Со списком подобных центров вы можете ознакомиться ниже.
Город | Название организации | Сайт |
---|---|---|
Москва | «Российская школа подготовки собак-проводников Общероссийской общественной организации инвалидов „Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых“» (РШПСП ВОС) | sobakaprovodnik.ru |
Москва | Учебно-кинологический центр “Собаки-помощники инвалидов” | www.guidedogs.ru |
Санкт-Петербург | Школа подготовки собак-помощников и поводырей «Ева» | canistherapy.com |
Видео о собаках-поводырях
Источник
Дрессировка собак для слепых и плохо видящих
Собака для инвалидов и слепых оказывает помощь в ориентировании на улице и в помещении. В специальную службу, где обучают собак-поводырей, принимают питомцев разных пород, но в основном – это немецкие овчарки, ретриверы и колли. Самое главное требование к будущему поводырю, чтобы собака обладала хорошим зрением, слухом, была спокойной, уверенной, доверчивой и уравновешенной.
Методика обучения прямолинейного движения
Дрессировка питомцев осуществляется в специализированной школе опытными инструкторами. Начальная тренировка собаки проводится дрессировщиком, который, изучив движения слепого человека, умело их имитирует.
Приступая к обучению, у собаки уже должны быть выработаны общие дисциплинарные навыки.
Во время тренировок на собаку надевают шлейку с дугообразной ручкой. Приучают к ней питомца таким же способом, как к обычному ошейнику и поводку.
Ведя незрячего или плохо видящего инвалида, собака находится с левой стороны и чуть впереди. Чтобы выработать данный навык, используются голосовые команды «Вперёд» и «Тихо». Тренировки проводят в парке, на тротуаре, пешеходной дороге и тропе. Главное правило – отсутствие ограждений и внешних раздражителей.
Навык движения по прямой ставится инструктором следующим образом:
- Питомец встаёт с левой стороны от инструктора;
- После команды «Вперёд», начинается движение прямо;
- В этот момент инструктор сознательно отстаёт от собаки на пару шагов;
- Инструктор поощряет собаку лакомством, если питомец идёт спокойно и не забегает за пределы дугового поводка;
- Если четвероногий друг спешит, инструктор даёт команду «Тихо!» и воздействием поводка останавливает движение собаки;
- Пройдя по прямой метров триста, инструктор поворачивает обратно. Важно, чтобы тренировки проходили строго по прямой траектории, без отклонений в сторону.
На каждой тренировке увеличивают дистанцию на 100-200 метров. Также изменяют места проведения занятий, добавляют внешние раздражители. Инструктор в процессе прямолинейного движения может применить команду «Стоять!». Постепенно, с каждой тренировкой собака-проводник учится хождению с инвалидом в определённом темпе.
Самое главное в процессе тренировки – поощрять питомца за хорошие результаты и старание.
При обучении собаки выполнять повороты есть некоторые сложности. Чтобы выработать навык, используют голосовые команды «Вправо!» и «Влево!». Место проведения дрессировки – пешеходные дорожки с разветвлением и перекрёстки.
Дрессировщик, следуя с собакой прямо, перед развилкой замедляется и даёт команду питомцу, при этом дополнительно воздействует поводком, помогая собаке свернуть в нужном направлении. За хорошо выполненное задание инструктор поощряет животное лакомством или похвалой.
Меняя маршруты и команды, инструктор приучает питомца различать «право» и «лево» без направления поводком.
Методика обхода объектов
Очень важным навыком для собаки-поводыря является своевременная остановка перед возникшим объектом и его обход.
При выработке навыка инструктор произносит команду «Стоять!». Место проведения занятий – открытая площадка с заранее установленными препятствиями, расположенными друг относительно друга на расстоянии не более 40 м. Это могут быть длинные доски, трубы, массивные ящики. Для высоких препятствий натягивают верёвку с бельём или кладут перекладину.
Чтобы собака начала останавливаться, инструктор замедляется и непосредственно перед объектом даёт команду «Стоять!», останавливается и стучит палкой по объекту. За выполненную работу питомцу дают лакомство. Через несколько секунд объект убирают и продолжают идти дальше.
Методика обучения с объектами выше роста собаки такая же. Инструктор приближается к перекладине, даёт команду, начинает стучать по препятствию палкой, привлекая внимание питомца. Затем направляет собаку на обход препятствия.
Подъёмы и спуски
Навык подразумевает ходьбу собаки по возвышенностям и лестницам. Голосовые команды при тренировках – «Вперёд» и «Тихо».
Обучение осуществляется в подъезде на лестнице. Перед первой ступенькой инструктор останавливается и, постукивая палкой о лестницу, даёт команду питомцу «Вперёд». На первой ступени инструктор тормозит собаку второй командой «Тихо». Подъём повторяется с чередованием команд. На лестничном пролёте питомцу дают лакомство и продолжают дальше.
Перед спуском с возвышенности инструктор проверяет крутизну склона и, чередуя команды, начинает спускаться.
Вождение инвалида по заданному маршруту в населённом пункте
В городских условиях жизни этот навык является основным для собаки-поводыря. Во время тренировочного процесса используют голосовые команды «Вперёд», «Тихо», «Стой», «Вправо», «Влево».
Дрессировку следует начинать с выработки у собаки навыка не обращать внимания на внешние раздражители. Лучше с этой целью начинать работать со щенками. Инструктор проводит тренировку на оживлённой улице города и, следуя в места скопления людей, обучает собаку. При переходе улицы инструктор даёт команду «Стой», а при загорании зелёного сигнала светофора – вторую команду «Вперёд». С течением времени собака приобретёт навык движения по городским улицам и сможет не отвлекаться на внешние факторы.
Чтобы собака следовала по определённому маршруту, тренировку начинают с лёгких заданий. Например, инструктор выбрал простой маршрут и озвучивает поводырю: «Магазин». По мере приближения к конечной точке маршрута, инструктор несколько раз повторяет эту команду, чередуя её с похвалой и восклицанием «Хорошо».
В конце маршрута собаку поощряют и, озвучив команду «Домой», возвращаются в исходную точку. Через некоторое время собака сможет строить маршруты «Домой», «Магазин», или «Парк».
Требования к собакам-поводырям
При обучении собаки-проводника не следует допускать следующих действий:
- грубо заставлять собаку идти по намеченному пути;
- переходить к изучению следующих навыков без закрепления изученного;
- позволять питомцу реагировать и проявлять злобу на посторонних людей.
Если инструктор всё правильно делает, то после курса обучения собака-поводырь приобретает следующие навыки:
- Может предупредить инвалида об опасном объекте впереди, помогает его обойти;
- Помогает подниматься слепому по лестничным пролётам и спускаться;
- Умеет следовать по определённому пути, переводя инвалида через дорогу или переход;
- Не реагирует на внешние факторы (громкие сигналы автомобиля, разговоры людей, крики других животных);
- Запоминает разные маршруты следования и с лёгкостью проводит по ним незрячего.
Тренировка и дрессировка собаки-поводыря – это длительный процесс. Инструктор, занимающийся постановкой навыков, должен обладать большим терпением и чуткостью. При правильном подходе и регулярном закреплении навыков, собака станет верным помощником нуждающемся людям.
Источник
«Она стала моими глазами»
как дрессируют собак для незрячих людей
Они не просто друзья человека — они его глаза. ТАСС побывал в Российской школе подготовки собак-проводников и рассказывает, как собак и людей учат понимать друг друга.
О подготовке собак-проводников
• Школа подготовки собак-проводников существует с 1960 года. В ней готовят собак для незрячих людей со всей страны. Она находится в Подмосковье, собак дрессируют как на территории школы, так и в городе.
• Профессионалы настаивают на названии «собака-проводник», хотя обычно их называют «поводырями».
• Собаку может получить инвалид первой группы по зрению. Ее и специальное снаряжение передают в безвозмездное пользование. Это значит, что человек получает собаку бесплатно, но не владеет ей, не может ее подарить или продать, не имеет права ее переучивать.
• В школе не только дрессируют собак, но и обучают незрячих людей с ними обращаться. Они приезжают в школу и в течение двух недель живут в гостинице (прямо на ее территории). Собак уже на второй-третий день отдают будущим хозяевам, и животные живут с ними в одном номере. После обучения незрячие люди сдают экзамены.
• Одновременно в школе обучаются около 50 собак. Группы незрячих людей приезжают раз в месяц. Их число зависит от количества подготовленных животных: обычно речь идет о трех-десяти людях.
Мы проходим мимо вольеров с собаками, и они заливаются лаем. Встают на задние лапы, подпрыгивают так, словно сейчас перелетят через решетку. «Да не волнуйтесь вы, — говорит сотрудник школы Наталья. — Они просто хотят внимания».
В школе подготовки собак-проводников нет ни одного агрессивного пса. Здесь только дружелюбные животные. Разводят собак тоже тут, в питомнике. Иногда берут со стороны, но только если видят, что пса удастся правильно выдрессировать. Получится ли вырастить из щенка собаку-проводника, видно уже в полтора месяца. «Если он забивается в угол и никак к человеку не идет, мы его продаем, — говорит Наталья. — Раз собака уже в этом возрасте неконтактная, то и взрослой она будет опасаться людей».
В три месяца щенка тестируют на кошках: проверяют, насколько сильны охотничьи инстинкты и можно ли их погасить. «Есть животные, у которых инстинкт не гасится: все равно будет лезть к этой кошке, — объясняет Наталья. — Такие нам не подойдут. Собака должна работать в присутствии кошек и не отвлекаться». Есть еще одно принципиальное отличие от обычных псов: собака-проводник не должна охранять хозяина. Иначе, если с человеком на улице что-то случится (а у незрячих людей часто бывают сопутствующие болезни), она может не подпустить к нему скорую.
Питомцы школы не устраивают драк, хотя любят играть друг с другом
Источник