Меню

Курсы для слепых собак

Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная

Общероссийская общественная

РШПСП ВОС

Частное образовательное учреждение дополнительного образования «Российская школа подготовки собак-проводников» Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»
(РШПСП ВОС)

В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР была создана Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников ВОС.

За 50 лет своего существования Школа подготовила для слепых более 4 тысяч собак-проводников. До сих пор Школа остается единственной в России.

В Школе созданы все условия для проживания и учебы инвалидов по зрению, приезжающих за собаками-проводниками: трехэтажная гостиница на тридцать номеров, столовая, библиотека с читальных залом, просторные учебные классы. Собаки содержатся в теплых просторных вольерах с выгульными площадками. Имеется кормокухня и ветеринарная клиника.

В 2010 году подготовлено 64 собаки-проводника, в том числе 61 собака для передачи инвалидам по зрению, в соответствии с Государственным контрактом, заключенным с Фондом социального страхования Российской Федерации (далее ФСС России), и 3 собаки для собственного питомника. Подготовку собак осуществляют опытные инструкторы. Собаки обучаются в Школе около полугода, после чего сдают экзамены и только тогда передаются инвалиду.

Собака-проводник для каждого инвалида по зрению подбирается индивидуально.

В Школу принимаются инвалиды по зрению не моложе 18-ти лет по направлению исполнительного органа ФСС России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 708 «Об утверждении правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников». РО ВОС, в которой на учёте состоит инвалид по зрению, оказывает ему помощь в решении вопроса о предоставлении собаки-проводника.

Подготовленная собака вместе с комплектом специального снаряжения передается слепому бесплатно. Обучение незрячих в Школе, проживание в гостинице, питание, а также проезд в Школу и обратно (включая сопровождающего) оплачивается из средств федерального бюджета.

30 июля 2010 года Школа была переименована в Российскую школу подготовки собак-проводников ВОС.

Источник



Собаки-поводыри для слепых: породы, тонкости подготовки

Собака-поводырь, или, как говорят специалисты из этой сферы, собака-проводник, – безусловный помощник слабовидящего человека, помогающий ему с максимально возможной безопасностью передвигаться вне пределов квартиры или дома. Главная задача такой собаки – ведя хозяина по дороге, выбирать наиболее безопасную траекторию и предупреждать обо всех препятствиях на пути. Под препятствиями понимаются бетонные ограничители для машин, заборчики, лестницы, выступы или ступени, низкие ветки деревьев или низко висящие провода, светофоры, траншеи и т.д. и т.п. У этих и любых других препятствий собака останавливается и ждет, пока ее хозяин с помощью белой трости не обследует объект и не поймет, что это и как его можно обойти. И только после того, как человек подаст команду, животное продолжает движение.

В повседневной речи намного более распространен вариант «собака-поводырь», однако с точки зрения профессионалов, эти животные называются «собака-проводник». Поэтому если вы разговариваете со специалистами, лучше выбирать более официальную формулировку.

Собак-проводников учат ходить на полкорпуса впереди владельца, а ведет он ее на специальной шлейке с жесткой дугой, что позволяет лучше чувствовать питомца. Однако это – лишь малая часть того, чему обучают поводырей. В России их подготовкой занимаются нескольких специализированных центров. Один из самых известных расположен недалеко от Москвы – в микрорайоне Купавна города Балашиха. Полное название этого центра звучит как «Российская школа подготовки собак-проводников Общероссийской общественной организации инвалидов „Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых“» (РШПСП ВОС). Еще один крупный центр собак-поводырей расположен в той же Балашихе, но в Железнодорожном – это учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов» (более краткий вариант – «Собаки-помощники»).

На примерах данных школ мы и предлагаем рассмотреть, как обучают собак- поводырей. Конечно, программы подготовки во многом схожи, ведь и к проводникам предъявляются схожие требования.

Первая книга по тренировке собак-проводников была выпущена еще в 1819 году. Однако наиболее активное развитие данного направления приходится на послевоенный период – для помощи тем, кто потерял зрение в боях. В Европе это Первая мировая война, в СССР – Великая Отечественная.

Важные умения собак-проводников и требования к ним

В обычной жизни проводник – обычная же собака, которая любит ласку хозяина, игры, прогулки, лакомства. Однако в рабочее время – когда животное ведет хозяина – его поведение должно отвечать строго определенным критериям.

  • Поводырь должен уметь ни на что не отвлекаться. Проходит ли на улице кошка или другая собака, взрываются ли петарды или шумят машины – собаки для слепых людей, ведущие владельцев, должны максимально концентрироваться на дороге. Конечно, животное – не робот и может отвлечься, но хороший проводник возвращается к своим основным обязанностям по первому же сигналу хозяина. При дрессировке особенное внимание уделяют тому, чтобы собака не боялась суеты и шума больших городов. Для этого, например, с еще юными животными довольно много гуляют по оживленным улицам.
  • Собака не должна охранять человека – ее функции совершенно другие. Дело в том, что пес-охранник может не подпустить к хозяину врачей или иных посторонних лиц, в то время как слепым людям может потребоваться помощь других людей. Поэтому проводников учат не охранять, а сопровождать.

  • Собака должна отлично запоминать маршруты: до магазина, в поликлинику, на работу и т.д. Лучший вариант – если с маршрутами животных познакомят зрячие родственники или близкие слепого человека. Хорошо подготовленному проводнику достаточно 2-3 прохождений, чтобы надолго запомнить дорогу и суметь воспроизвести ее даже после долгого перерыва. Обычно владелец дает маршруту название, и оно становится для поводыря командой.
  • Собака должна быть готова к особенностям передвижения с незрячим хозяином. Например, обследование препятствия у слепого человека может занять некоторое время, и поводырь должен терпеливо стоять и дожидаться команды о продолжении движения. Также проводнику нужно знать все типовые ситуации, с которыми он может столкнуться, сопровождая хозяина, в том числе во время поездок в общественном транспорте. Для отработки этих случаев в школе в Купавне есть старый автобус.
Читайте также:  Противошоковый препарат для собак

Кроме того, собака должна быть общительной, любить хозяина, стремиться ему помогать. Человеколюбие – очень важная черта поводырей. Без этого они не смогут по- настоящему заботиться о незрячем человеке в соответствии с его потребностями. Важны и физические данные – проводник должен быть здоровым, выносливым, хорошо переносить передвижение в транспорте и т.д.

Некоторые инвалиды, у кого уже есть собака, просят, чтобы ее воспитали как поводыря. Однако в большинстве случаев это невозможно.

Стадии обучения собак-проводников

Обучение собак-поводырей начинается с самого юного возраста, и всю программу можно разделить на несколько этапов. Животные регулярно проходят тесты, в рамках которых оцениваются их психологическое состояние, успешность в учебе и т.д. В итоге, например, в Купавне из всех отобранных щенков проводниками становятся 70-80%. Тех, кто не справился с испытаниями, центры продают по достаточно демократичным ценам или отдают в дар.

  • Уже 1,5-месячные щенки могут проходить первичный отбор. Работники школы смотрят, чтобы собаки были контактными, дружелюбными, общительными. Две важнейшие черты будущего проводника – чтобы животное не боялось резких/громких звуков и чтобы у него не был слишком сильно выражен инстинкт охотника. Для выявления последнего фактора юных собак тестируют на кошках – если щенок не может от нее «оторваться», значит, проводник из него не получится. С теми же, кто прошел данное испытание, инструкторы начинают вплотную работать. Во-первых, еще больше отучают от роли охотника и охранника, а также снижают реакцию на шумы, посторонние движения и т.д. Во-вторых, социализируют, занимаются общим воспитанием, повышают выносливость.

  • С 6-7 месяцев стартует следующий этап – будущих проводников учат правильному поведению, особенностям прогулок по городу, общению с людьми и т.д. Эта часть программы мало чем отличается от стандартных курсов общей дрессировки, лишь за тем исключением, что больше внимания уделяется контактам с людьми. Также животных учат спокойно реагировать на прикосновения к себе, ведь слепой человек иначе «осмотреть» своего питомица просто не сможет.
  • Заключительным этапом становится специальный курс дрессировки поводырей. Данная ступень обычно начинается, когда собака достигает примерно годовалого возраста, но школы готовы работать и с животными постарше – до двух лет. Спецкурс длится 6-8 месяцев. Подготовка собак-проводников для слепых подразумевает обучение различным командам, особенностям поведения при прохождении маршрутов с незрячим человеком и совместной жизни с ним. Например, «Апорт» в данном случае означает поднять вещь и принести непосредственно владельцу в руку. Также собак учат двигаться с хозяином по незнакомым дорогам. Здесь задача поводыря – провести человека между других людей, предупреждать о препятствиях и придерживаться заданного направления. Куда идти, говорит сам хозяин, ведь проводник – не навигатор. Он лишь идет, следуя командам «Прямо», «Влево», «Вправо» и т.д.

В 2016 году центр в Купавне передал новым хозяевам 49 собак, в 2015-м – 51, в 2014-м – 55. Одновременно здесь могут готовить около 100 животных, в школе в Железнодорожном – около 50.

Подготовка собак-поводырей завершается главным экзаменом, который имитирует проведение по маршруту слепого человека (в его роли выступает инструктор в очках, полностью блокирующих зрение). Эту пару сопровождает «видящий» экзаменатор, который смотрит правильность выполнения заданий и фиксирует ошибки, если они есть.

Строгость отбора и сложность тестирований необходимы для того, чтобы и инструкторы, и собственно будущие владельцы могли быть уверены: воспитанник центра действительно станет надежным помощником. Про собак-поводырей для слепых говорят, что они не просто глаза своего хозяина – в некоторых ситуациях они буквально спасают человеку жизнь. Таким образом, качественная подготовка проводников имеет действительно большое значение.

На сайте школы в Купавне можно узнать, какие собаки, не справившиеся с программой, ищут своего хозяина, а также сколько стоит такой питомец.

Породы собак-проводников

Важный вопрос заключается в том, какие породы собак могут стать поводырями. Среди приоритетных черт характера – обучаемость, смышленость, человеколюбие и т.д. Актуален и такой аспект, как простота ухода, ведь незрячему человеку может быть сложно выполнять некоторые действия. Поэтому не всем подходят, например, длинношерстные породы, хотя они также используются.

  • Лабрадоры – безусловные фавориты среди проводников в школе в Купавне (как и в других центрах) в силу характера, дружелюбия и обучаемости. Они легко переключаются с инструктора на нового владельца и, как правило, быстро налаживают с ним контакт. Кроме того, рост лабрадоров позволяет удобно вести их на шлейке.

  • Восточно-европейские, немецкие овчарки также обладают всеми необходимыми качествами, а главное – они могут работать в более холодных уголках нашей страны. С другой стороны, им требуется больше времени, чтобы переключиться с инструктора на вновь обретенного хозяина.

  • У голден-ретриверов подходящий характер, однако более длинная шерсть, с которой может быть тяжело справиться слепому или слабовидящему человеку. Впрочем, здесь все зависит от самого будущего хозяина, его пожеланий и возможностей. Центр в Железнодорожном также активно использует золотистых ретриверов для проекта по реабилитации детей с особенностями развития.

  • Колли также иногда воспитываются в качестве проводников в силу своего дружелюбия и хорошей дрессируемости.

Волонтерство для школ

Школы приветствуют волонтерскую работу. Обычно под этим подразумевается, что желающие могут взять на себя первый и второй этап обучения, и тогда центр дрессировки собак-поводырей сфокусируется только на спецкурсе (третий этап). Например, центр в Купавне принимает в дар или покупает собак стоимостью до 10 тыс. руб. Главные критерии отбора – чтобы характер, выправка и способности животных отвечали тем же требованиям, что предъявляются к другим воспитанникам. Иными словами, подходящей считается собака, которая легко сходится с человеком, обучаема, воспитана, не боится громких звуков и т.д.

Каждому человеку собаку подбирают индивидуально, учитывая как совместимость характеров, так и другие аспекты, например, рост и вес животного – чтобы владельцу было удобно ходить со своим питомцем и ухаживать за ним.

В РШПСП ВОС готовы взять восточно-европейских и немецких овчарок, лабрадоров и голден-ретриверов возрастом до двух лет. Конечно, животное должно быть здоровым, а вот соответствие традиционным стандартам породы в данном случае совсем неважно.

Читайте также:  У собак повис хвост

В свою очередь, школа в Железнодорожном построила работу с волонтерами по другой схеме. Здесь активно привлекают приемные семьи, которые воспитывают уже отобранных центром щенков с 2-3 месяцев до года, после чего животные возвращаются в школу и переходят к спецкурсу. Породы собак для будущей передачи слепым или для использования при реабилитации детей здесь те же самые – в основном это голден-ретриверы и лабрадоры.

При необходимости волонтеры обеспечиваются кормом и всеми предметами собачьего быта, кроме того, к ним регулярно (обычно еженедельно) приезжают специалисты центра, в том числе чтобы проводить со щенками специальные занятия. Главная задача приемной семьи – позаботиться о животном, социализировать его, обучить основным командам. Кураторы и ветеринары школы готовы оказать любую консультацию и помощь, будь то совет по воспитанию или передержка животного на время отпуска волонтера.

По истечении положенного времени щенка обязательно надо будет вернуть на дальнейшее обучение, однако экс-воспитатель сможет узнавать о судьбе собаки: прошла ли она спецкурс, нашла ли хозяина, как живет и т.д. В центре подчеркивают, что содержание будущего-поводыря – не только социально ответственная работа, но и, например, своеобразная тренировка для тех, кто подумывает завести собаку, но пока не уверен, что справится с уходом за ней.

Подготовка хозяина к работе с собакой-проводником

Согласно законодательству, инвалиды по зрению первой группы (при условии, что они граждане РФ старше 18 лет) могут получить собаку-проводника бесплатно, как и специальную шлейку. Для этого нужно оформить соответствующее направление от соцорганов, после чего подать заявку в школу. Человека ставят в лист ожидания и оповещают, когда подходящая собака находится – обычно это происходит через 3-12 месяцев.

Важно, что к совместной жизни готовят не только собаку, но и хозяина. В частности, правила центров и в Купавне, и в Железнодорожном предписывают, что будущий владелец должен пройти 2-недельный курс обучения. В его рамках людям объясняют, как правильно ухаживать за собакой, как подавать команды, как передвигаться с ней по улице и т.д. По итогам практических и теоретических занятий необходимо сдать экзамен.

На время обучения «студенты» центра в Купавне живут в гостинице при школе, причем уже через несколько дней после знакомства собака переселяется в номер хозяина. Это необходимо для того, чтобы животное и человек лучше узнали друг друга. Результат подобной политики весьма позитивен – процент отказа от животных минимален (меньше 5%).

Как и обычных собак, проводников поощряют лакомствами, в том числе за правильно указанные препятствия. Поэтому владелец не выходит на маршрут без угощений для питомца.

Школы собак-проводников в России

Мест, где в России готовят собак-проводников, очень немного. В некоторых источниках можно встретить утверждение, что школа в Купавне вообще единственная, но на самом деле это не так. Со списком подобных центров вы можете ознакомиться ниже.

Город Название организации Сайт
Москва «Российская школа подготовки собак-проводников Общероссийской общественной организации инвалидов „Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых“» (РШПСП ВОС) sobakaprovodnik.ru
Москва Учебно-кинологический центр “Собаки-помощники инвалидов” www.guidedogs.ru
Санкт-Петербург Школа подготовки собак-помощников и поводырей «Ева» canistherapy.com

Видео о собаках-поводырях

Источник

Дрессировка собак для слепых и плохо видящих

Собака для инвалидов и слепых оказывает помощь в ориентировании на улице и в помещении. В специальную службу, где обучают собак-поводырей, принимают питомцев разных пород, но в основном – это немецкие овчарки, ретриверы и колли. Самое главное требование к будущему поводырю, чтобы собака обладала хорошим зрением, слухом, была спокойной, уверенной, доверчивой и уравновешенной.

Методика обучения прямолинейного движения

Дрессировка питомцев осуществляется в специализированной школе опытными инструкторами. Начальная тренировка собаки проводится дрессировщиком, который, изучив движения слепого человека, умело их имитирует.

Приступая к обучению, у собаки уже должны быть выработаны общие дисциплинарные навыки.

Во время тренировок на собаку надевают шлейку с дугообразной ручкой. Приучают к ней питомца таким же способом, как к обычному ошейнику и поводку.

Ведя незрячего или плохо видящего инвалида, собака находится с левой стороны и чуть впереди. Чтобы выработать данный навык, используются голосовые команды «Вперёд» и «Тихо». Тренировки проводят в парке, на тротуаре, пешеходной дороге и тропе. Главное правило – отсутствие ограждений и внешних раздражителей.

Навык движения по прямой ставится инструктором следующим образом:

  • Питомец встаёт с левой стороны от инструктора;
  • После команды «Вперёд», начинается движение прямо;
  • В этот момент инструктор сознательно отстаёт от собаки на пару шагов;
  • Инструктор поощряет собаку лакомством, если питомец идёт спокойно и не забегает за пределы дугового поводка;
  • Если четвероногий друг спешит, инструктор даёт команду «Тихо!» и воздействием поводка останавливает движение собаки;
  • Пройдя по прямой метров триста, инструктор поворачивает обратно. Важно, чтобы тренировки проходили строго по прямой траектории, без отклонений в сторону.

На каждой тренировке увеличивают дистанцию на 100-200 метров. Также изменяют места проведения занятий, добавляют внешние раздражители. Инструктор в процессе прямолинейного движения может применить команду «Стоять!». Постепенно, с каждой тренировкой собака-проводник учится хождению с инвалидом в определённом темпе.

Самое главное в процессе тренировки – поощрять питомца за хорошие результаты и старание.

При обучении собаки выполнять повороты есть некоторые сложности. Чтобы выработать навык, используют голосовые команды «Вправо!» и «Влево!». Место проведения дрессировки – пешеходные дорожки с разветвлением и перекрёстки.

Дрессировщик, следуя с собакой прямо, перед развилкой замедляется и даёт команду питомцу, при этом дополнительно воздействует поводком, помогая собаке свернуть в нужном направлении. За хорошо выполненное задание инструктор поощряет животное лакомством или похвалой.

Меняя маршруты и команды, инструктор приучает питомца различать «право» и «лево» без направления поводком.

Методика обхода объектов

Очень важным навыком для собаки-поводыря является своевременная остановка перед возникшим объектом и его обход.

При выработке навыка инструктор произносит команду «Стоять!». Место проведения занятий – открытая площадка с заранее установленными препятствиями, расположенными друг относительно друга на расстоянии не более 40 м. Это могут быть длинные доски, трубы, массивные ящики. Для высоких препятствий натягивают верёвку с бельём или кладут перекладину.

Читайте также:  Хорошая собака заслуживает хорошую кость пословица

Чтобы собака начала останавливаться, инструктор замедляется и непосредственно перед объектом даёт команду «Стоять!», останавливается и стучит палкой по объекту. За выполненную работу питомцу дают лакомство. Через несколько секунд объект убирают и продолжают идти дальше.

Методика обучения с объектами выше роста собаки такая же. Инструктор приближается к перекладине, даёт команду, начинает стучать по препятствию палкой, привлекая внимание питомца. Затем направляет собаку на обход препятствия.

Подъёмы и спуски

Навык подразумевает ходьбу собаки по возвышенностям и лестницам. Голосовые команды при тренировках – «Вперёд» и «Тихо».

Обучение осуществляется в подъезде на лестнице. Перед первой ступенькой инструктор останавливается и, постукивая палкой о лестницу, даёт команду питомцу «Вперёд». На первой ступени инструктор тормозит собаку второй командой «Тихо». Подъём повторяется с чередованием команд. На лестничном пролёте питомцу дают лакомство и продолжают дальше.

Перед спуском с возвышенности инструктор проверяет крутизну склона и, чередуя команды, начинает спускаться.

Вождение инвалида по заданному маршруту в населённом пункте

В городских условиях жизни этот навык является основным для собаки-поводыря. Во время тренировочного процесса используют голосовые команды «Вперёд», «Тихо», «Стой», «Вправо», «Влево».

Дрессировку следует начинать с выработки у собаки навыка не обращать внимания на внешние раздражители. Лучше с этой целью начинать работать со щенками. Инструктор проводит тренировку на оживлённой улице города и, следуя в места скопления людей, обучает собаку. При переходе улицы инструктор даёт команду «Стой», а при загорании зелёного сигнала светофора – вторую команду «Вперёд». С течением времени собака приобретёт навык движения по городским улицам и сможет не отвлекаться на внешние факторы.

Чтобы собака следовала по определённому маршруту, тренировку начинают с лёгких заданий. Например, инструктор выбрал простой маршрут и озвучивает поводырю: «Магазин». По мере приближения к конечной точке маршрута, инструктор несколько раз повторяет эту команду, чередуя её с похвалой и восклицанием «Хорошо».

В конце маршрута собаку поощряют и, озвучив команду «Домой», возвращаются в исходную точку. Через некоторое время собака сможет строить маршруты «Домой», «Магазин», или «Парк».

Требования к собакам-поводырям

При обучении собаки-проводника не следует допускать следующих действий:

  • грубо заставлять собаку идти по намеченному пути;
  • переходить к изучению следующих навыков без закрепления изученного;
  • позволять питомцу реагировать и проявлять злобу на посторонних людей.

Если инструктор всё правильно делает, то после курса обучения собака-поводырь приобретает следующие навыки:

  1. Может предупредить инвалида об опасном объекте впереди, помогает его обойти;
  2. Помогает подниматься слепому по лестничным пролётам и спускаться;
  3. Умеет следовать по определённому пути, переводя инвалида через дорогу или переход;
  4. Не реагирует на внешние факторы (громкие сигналы автомобиля, разговоры людей, крики других животных);
  5. Запоминает разные маршруты следования и с лёгкостью проводит по ним незрячего.

Тренировка и дрессировка собаки-поводыря – это длительный процесс. Инструктор, занимающийся постановкой навыков, должен обладать большим терпением и чуткостью. При правильном подходе и регулярном закреплении навыков, собака станет верным помощником нуждающемся людям.

Источник

«Она стала моими глазами»

как дрессируют собак для незрячих людей

Они не просто друзья человека — они его глаза. ТАСС побывал в Российской школе подготовки собак-проводников и рассказывает, как собак и людей учат понимать друг друга.

О подготовке собак-проводников

• Школа подготовки собак-проводников существует с 1960 года. В ней готовят собак для незрячих людей со всей страны. Она находится в Подмосковье, собак дрессируют как на территории школы, так и в городе.

• Профессионалы настаивают на названии «собака-проводник», хотя обычно их называют «поводырями».

• Собаку может получить инвалид первой группы по зрению. Ее и специальное снаряжение передают в безвозмездное пользование. Это значит, что человек получает собаку бесплатно, но не владеет ей, не может ее подарить или продать, не имеет права ее переучивать.

• В школе не только дрессируют собак, но и обучают незрячих людей с ними обращаться. Они приезжают в школу и в течение двух недель живут в гостинице (прямо на ее территории). Собак уже на второй-третий день отдают будущим хозяевам, и животные живут с ними в одном номере. После обучения незрячие люди сдают экзамены.

• Одновременно в школе обучаются около 50 собак. Группы незрячих людей приезжают раз в месяц. Их число зависит от количества подготовленных животных: обычно речь идет о трех-десяти людях.

Мы проходим мимо вольеров с собаками, и они заливаются лаем. Встают на задние лапы, подпрыгивают так, словно сейчас перелетят через решетку. «Да не волнуйтесь вы, — говорит сотрудник школы Наталья. — Они просто хотят внимания».

В школе подготовки собак-проводников нет ни одного агрессивного пса. Здесь только дружелюбные животные. Разводят собак тоже тут, в питомнике. Иногда берут со стороны, но только если видят, что пса удастся правильно выдрессировать. Получится ли вырастить из щенка собаку-проводника, видно уже в полтора месяца. «Если он забивается в угол и никак к человеку не идет, мы его продаем, — говорит Наталья. — Раз собака уже в этом возрасте неконтактная, то и взрослой она будет опасаться людей».

В три месяца щенка тестируют на кошках: проверяют, насколько сильны охотничьи инстинкты и можно ли их погасить. «Есть животные, у которых инстинкт не гасится: все равно будет лезть к этой кошке, — объясняет Наталья. — Такие нам не подойдут. Собака должна работать в присутствии кошек и не отвлекаться». Есть еще одно принципиальное отличие от обычных псов: собака-проводник не должна охранять хозяина. Иначе, если с человеком на улице что-то случится (а у незрячих людей часто бывают сопутствующие болезни), она может не подпустить к нему скорую.

Питомцы школы не устраивают драк, хотя любят играть друг с другом

Источник