Лечебная физкультура при аутизме

Учебно-методический материал по физкультуре на тему:
КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ

комплекс упражнений предназначен для детей-аутистов 6-14 лет, рекомендуется начинать с простых движений и постепенно усложнять в зависимости от освоения движений

Предварительный просмотр:

  1. КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ

а)ходьба на месте. Усложнение ходьба с продвижением вперед, ходьба с движением рук;

б) игры с мячом – удары по мячу ногой, ловля мяча. Усложнение – ведение мяча, отбивание мяча от пола, отбивание мяча руками;

в) формирование умения держать равновесие – стоять с закрытыми глазами неподвижно. Усложнение – увеличение продолжительности времени;

г) катание на велосипеде;

д) пролезание в туннеле;

е) преодоление полосы препятствий – прыжки лягушкой, перекатывания, ходьба по линии, лазание по скамейке и др. предметам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале говорится о роли упражнений , направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук. Предназначен для родителей, воспитателей, учителей.

Эти занятия и упражнения помогут родителям занять ребенка дома полезным и нужным делом, а также подготовить руку к письму в игровой занимательной форме. .

Памятка для родителей по теме:«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук» .

Предлагаю Вашему вниманию описание пособий, изготовленных мною самостоятельно, при помощи которых успешно развиваются мелкая моторика и тактильные ощущения.

В своей практике я часто сталкиваюсь с неправильным речевым дыханием у детей ( и особенно у детей с ОВЗ). Предлагаю комплекс игр и упражнений на развитие непосредственно речевого дыхания, которы.

Информационный материал на развитие мелкой моторики. Предложенный материал адресован учителям-логопедам, родителям для занятий с детьми дошкольного возраста на групповых и индиви.

Методика организации учебного процесса в сообветствии в соответствии с ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ на примере урока (коррекционно-развивающего занятия) по лечебной физиче.

nsportal.ru

Лечение детского аутизма. Кинезитерапия

Кинезитерапия (от гр. Kinema — движение) означает лечение движением. Это новейшее немедикаментозное средство терапии, которое является естественным фактором влияния на патологические процессы. В отличие от лечебной физкультуры, кинезитерапия базируется на глубоких знаниях не только анатомии и биомеханики, но и патофизиологии сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма. Она активно использует такое уникальное свойство нервной ткани, как нейрональная пластичность, которая при образовании дефектов вследствие заболевания позволяет создавать «аварийные» обходные пути. Благодаря новым технологиям вполне реально нормализовать работу центральной нервной системы у больных, перенесших крайне тяжелые состояния. Человеку дана возможность восстановить двигательную активность в бытовой, общественной и профессиональной деятельности до уровня перед болезнью. Тем не менее специалисты часто отмечают, что пациенты психоневрологического профиля пренебрегают двигательной активностью как лечебным фактором. По их мнению, гораздо приятнее, а также и полезнее массаж спины или всего тела, например. Получается, что больной стремится держать свое тело в пассивном состоянии, в то время как терапия с помощью активных движений является очень важным этапом нейрореабилитации. Двигательный стимул незаменим для поддержки функционирования нервных клеток. Поэтому мы считаем необходимым рассказать о позитивных сдвигах, полученных после включения методик на основе кинезитерапии в комплексный курс нейрореабилитации для больных некоторыми психоневрологическими заболеваниями.

Детский аутизм — довольно известное стойкое патологическое расстройство психических функций. Он проявляется в различных формах зависимо от уровня интеллектуального развития. Несмотря на глубокое изучение патологии мозга, понимание причин и патогенеза этого расстройства остается туманным, а лечение – несовершенным. Сейчас существуют три основных взгляда на возникновение аутизма: биологический, социокультурный и психологический. Сторонники биологического аспекта обращают особое внимание на мозжечок. У людей с аутизмом в раннем детстве возникают аномалии в этой части головного мозга. Ученые считают, что мозжечок помогает человеку быстро направлять внимание на определенный объект. При его поражении наблюдается отсутствие фокусировки внимания, понимания словесных намеков, мимики других людей и восприятия социальной информации. Кроме того, прослеживаются патологические изменения в стволе мозга, где находится ретикулярная формация с «энергозарядными системами». Учитывая дефицит знаний о болезни, аутизм считают малокурабельным даже при легких его проявлениях, и зачастую инкурабельным, то есть неизлечимым, когда он сильно выражен. Родителям, принявшим решение все же бороться с данной проблемой, придется согласиться, что процесс не имеет четко определенных сроков выздоровления. Тем более что на достижимость результата влияет не только тяжесть проявления болезни, но и индивидуальные особенности отдельно взятого ребенка (социальное окружение, характер, уровень педагогической запущенности и прочее).

Что же позволяет нам оказывать эффективное терапевтическое воздействие и давать благоприятный прогноз? В первую очередь понимание того, что при врожденной или приобретенной патологии центральной нервной системы дефект отдельной ее функции можно стимулировать через другие полноценные системы. Обратим внимание, что аутический ребенок поверхностно не отличается от здоровых детей нарушением статокинетических функций: сидения, стояния, ходьбы, бега, захвата предметов, поисковых движений. Только при длительном наблюдении можно заметить: восприятие своих конечностей как средства достижения целей отсутствует, характерных для сверстников движений ребенок избегает. Можно увидеть, как аутический ребенок без определенного смысла и заинтересованности бьет палкой, толкает мяч, прокручивает обруч. Новые предметы он игнорирует изначально или после непродолжительного созерцания. Лазить по лестнице, прыгать на одной или двух ногах, рационально двигаться в разных направлениях, получать предметы из неудобных положений больной если и может, то только спонтанно, а не контролируемо. В большинстве же случаев аутизма такие навыки вообще не сформированы. Сложные манипуляции, например с предметами, кажутся вообще невозможными. И с возрастом движения не совершенствуются. Что со временем еще больше ограничивает возможности человека, отдаляет его от общества. Приходим к выводу о недостаточном анализе внешних стимулов и отсутствии координации отдельных частей, синхронизации элементов в целое, свойственные центральной нервной системе при аутизме. Учитывая, что картина болезни дополняется задержкой развития речи и психических функций, мы рассматриваем нейрореабилитацию аутических детей как комплексный процесс интенсивного лечения и реабилитации по индивидуальному плану с обязательным привлечением к терапии родителей ребенка.

Кинезитерапия обладает широким спектром методик, способствующих развитию пространственной ориентации (вправо-влево, вверх-вниз), координации, ловкости, равновесия, силы, инициативности, высокого уровня чувствительности, владения гимнастическими предметами, ощущения собственных конечностей и способности к управлению ими. Особое внимание уделяется развитию смелости, которая практически отсутствует у детей, страдающих аутизмом, и проявляется страхом — прежде всего перед новыми задачами и предметами. Отсутствие собственной инициативы у аутичных детей, даже при наличии отработанной кинестетической схемы, требует от инструктора совершенного владения методами ее стимуляции через телесные, слуховые и зрительные раздражители. Глубокое понимание инструктором по кинезитерапии особенностей дефекта психической и речевой сфер при аутизме повышает эффективность занятий и ускоряет процесс движения к общей цели комплексного лечения. Поэтому обеспечить прогресс в течение курса и полноценный контроль результатов такого воздействия может только квалифицированный инструктор, который имеет высшее педагогическое образование, работает в реабилитационной команде под руководством специалиста-эксперта в данной области и прошел курсы по овладению методиками курации детей с аутизмом. Самостоятельная индивидуальная работа психолога или логопеда в домашних условиях не дает результата, поскольку один специалист не способен восстановить многочисленные поражения в работе мозга. Скоординированные усилия психолога, логопеда и кинезитерапевта под руководством врача-эксперта при лечении аутичного ребенка существенно увеличивают нейрореабилитационный эффект и сокращают сроки его адаптации к жизни в социуме. С другой стороны, они максимально исключают нежелательную вторичную аутизацию всей семьи и дают возможность родителям строить оптимистичные планы по поводу будущего ребенка в социуме.

При достижении уровня целесообразных двигательных навыков пациента переводят на следующий этап — развития социального взаимодействия. Для этого формируется группа из двух-трех, в дальнейшем — трех-четырех детей с аналогичным уровнем развития. Индивидуальные схемы занятий каждого пациента адаптируются к коллективной программе. Обычно у ребенка сначала возникает адаптационное напряжение, и даже страх. Однако со временем он по собственной инициативе корректирует знания и навыки, полученные на предыдущем этапе, чтобы установить контакт с другими детьми. После адаптационного периода (к слову, значительно более короткого, чем на предыдущем этапе) аутический ребенок «вплетается» в мини- коллективное поведение под контролем инструктора по кинезитерапии. Он все чаще контактирует с окружающими через взгляд, адекватные эмоциональные реакции, проявляет инициативу в уже известных ему двигательных упражнениях, демонстрирует чувство общности в процессе игры. Занятия по кинезитерапии для аутичного ребенка должны проводиться пять раз в неделю. Их продолжительность определяет консилиум реабилитационного центра, а контролирует инструктор. В период адаптации к нагрузкам оптимальным является 45-минутное занятие. Эффективными занятия считаются только при появлении признаков усталости у аутичного ребенка в последний рабочий день недели.

Надо отметить, что интенсивное лечение является процессом с большими энергетическими затратами. В первую очередь расходуется потенциал головного мозга. Поэтому пациенту требуется медикаментозное сопровождение – ежедневные инъекционные или энтеральные введения. Чтобы контролировать и при необходимости изменять воздействие лекарственных препаратов в условиях интенсивных умственных, психических и физических нагрузок, специалисты применяют инструменты диагностики — технологию ангиомаркеров, сосудистого скрининга, УЗИ сосудов головного мозга, ЭЭГ, капилляроскопию. В комплексе их дополняют осмотры детского невролога, логопеда, психолога, педиатра. Вся программа реабилитации больных с аутистическими расстройствами базируется на результатах указанных обследований. С их учетом и на базе согласованных (на консилиуме под руководством врача-эксперта) действий психолога, логопеда, детского невролога и функционального диагноста формируется долгосрочный план курации. Этапные планы составляются с поправкой на достигнутые результаты и могут вносить коррективы в общее направление реабилитационного курса. Во время лечения нюансы поведения, а также изменения, замеченные на занятиях с отдельным ребенком, обсуждаются врачами ежедневно. Отдельно отметим, что очень желательным является присутствие на консилиумах родителей пациента. Им в процессе реабилитации отводится далеко не второстепенная роль — поддерживать достигнутые результаты у ребенка в межкурсовой период.

www.medicinform.net

Аутизм — не приговор

Аутизм – не приговор! В НИИ Дети Индиго могут помочь.

Часто узнав о том, что у ребенка аутизм, родители попадают в шоковое состояние. Официальная медицина даже диагноз легкий аутизм выносит как приговор, заявляя, что это заболевание не лечится. Оснащение муниципальных детских медучреждений не позволяет обеспечивать детям с аутизмом помощь на современном уровне. И далеко не во всех частных клиниках можно найти весь спектр применяемых сегодня методов коррекции аутизма. Вся работа с аутизмом сводится обычно к медикаментозной терапии. Лекарства лишь заглушают неприятные проявления болезни: склонность к навязчивым состояниям, агрессию и самоагрессию, плохой сон, подавленный аппетит и т.д. Токсическая нагрузка на хрупкий детский организм не проходит бесследно. После длительного приёма любых лекарственных препаратов страдает работа ЖКТ, редко удается избежать аллергии и других нежелательных побочных эффектов. На фоне такой картины многие родители, столкнувшиеся с диагнозом аутизм у ребенка, опускают руки.

А ведь современная медицина предоставляет колоссальные возможности для коррекции расстройств аутического спектра и, в особенности, легкого аутизма. Очень важно не упустить драгоценное время.

Челябинский НИИ Дети Индиго специализируется на лечении различных неврологических заболеваний, в том числе лёгкого аутизма и аутизма любой степени тяжести. В Центре применяют новейшие программы коррекции аутических нарушений, речевых отклонений, задержки развития, агрессивного поведения и т.д.

Работу с аутизмом в НИИ Неврологии и Педиатрии Дети Индиго ведет слаженная команда специалистов различного профиля: логопедов, дефектологов, психологов, психотерапевтов, нейропсихологов, рефлексотерапевтов и физиотерапевтов. Схемы лечения и реабилитации комплексные, всесторонние и с применением передовых достижений медицины.

В НИИ Дети Индиго есть совершенно уникальное оборудование, позволяющее проводить высокоточное обследование головного мозга уже с первых месяцев жизни. Это даёт возможность выявить патологию на самой ранней стадии и вовремя начать коррекцию аутизме.

Благодаря диагностике с вызванными потенциалами можно выявить лёгкий аутизм на этапе, когда основные симптомы и признаки ещё не начали проявляться и с заболеванием гораздо проще справиться.

В НИИ Дети Индиго в работе с аутизмом акцент делают на немедикаментозных технологиях и развивающих методиках. Опытные врачи стараются выстраивать программу лечения лёгкого аутизма без таблеток, а с применением передовых западных и новейших российских разработок.

За высокоэффективной помощью в НИИ Дети Индиго обращаются родители со всей России и ближнего зарубежья. Только за последние два года на лечение поступило около 380 детей с предполагаемым диагнозом аутизм. Помощь каждому ребёнку оказали индивидуально, с учётом истории болезни, особенностей развития и т.п.

Многолетняя практика НИИ Неврологии и Педиатрии Дети Индиго показывает, что своевременно начатая работа с аутизмом приносит заметные результаты. Дети-аутисты могут адаптироваться к жизни в социуме! Многократно доказано клинической практикой НИИ Дети Индиго: при аутизме лёгкой формы своевременная коррекционная работа даёт ребёнку шанс на самостоятельную жизнь и обучение в общеобразовательной школе. А ведь такого результата далеко не всегда добиваются даже специализированные учреждения! Зачастую там работа с аутизмом в специализированных учреждениях напротив увеличивает изолированность детей – аутистов от общества.

Благодарные отзывы родители детей с диагнозом аутизм, проходивших лечение в НИИ Дети Индиго, — лучшее доказательство того, что аутизм вовсе не приговор. Обратитесь в НИИ Дети Индиго как можно скорее! Мы готовы оказать помощь каждому ребенку!

В качестве лечения аутизма в Центре «Дети Индиго» применяют следующие методы:

Микрополяризация — высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии. Микротоки, схожие с естественными импульсами головного мозга стимулируют восстановление поврежденных структур мозга и нормализуют их работу.

Томатис терапия (носит название по фамилии изобретателя) – педагогическая программа для стимуляции развития мозга. Особым образом подобранные комбинации звука тренируют мышцы уха, а, следовательно, мозг, что заставляет его работать быстрее, четче и эффективнее.

Логопедический массаж – комплекс индивидуально подобранных упражнений для развития артикуляционного аппарата и ликвидации речевых нарушений. Различают пальчиковый и зондовый логопедический массаж. Проводится в форме игры.

Песочная терапия – эффективный метод работы с замкнутыми и гиперактивными детьми, с аутистами. Развивает моторику, внимание, речевые навыки, раскрывает внутренний мир и творческий потенциал ребенка.

Внутритканевая электростимуляция на аппарате Герасимова (ВТЭС).

Высокоэффективный способ лечения болей различного происхождения: головные боли, мигрени, мышечные судорожные боли, боли неврологического происхождения. Благодаря ВТЭС удается снять даже непрекращающийся и непереносимый болевой синдром всего за несколько сеансов без лекарственного воздействия. Специальные импульсы тока подаются в зону поражения, улучшает кровообращение тканей, ликвидирует застойные явления, восстанавливает пораженные нервы. Детям ВТЭС проводят без прокола кожных покровов. Процедура безболезненна и хорошо переносится детьми.

Лечебная физкультура при неврологической патологии назначается с оздоравливающей или профилактической целью. Оказывает комплексное благотворное воздействие на системы и функции организма. Позволяет восстановить временно нарушенные и максимально компенсировать утраченные функции. В зависимости от показаний для каждого ребенка комплекс физических упражнений подбирается индивидуально. Существуют упражнения, направленные на улучшение координации движения, формирование двигательных навыков (ходьба, стояние, манипуляции с бытовыми предметами), антиспастические (снимающие мышечный тонус) и идеомоторные (посыл мысленного импульса в тренируемую группу мышц) упражнения. Занятия проводятся под наблюдением опытного специалиста реабилитолога. Обычно лечебная гимнастика назначается в сочетании с массажем и физиопроцедурами.

Хорошо зарекомендовал себя в лечении детской неврологической патологии. С первых месяцев жизни при перинатальных поражениях центральной и периферической нервной системы массаж позволяет значительно снизить риск инвалидизации ребенка и способствует формированию правильных двигательных навыков.

Доверить своего ребенка можно только опытному квалифицированному массажисту. Специалисты НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» прошли профессиональную подготовку и помимо богатых практических навыков, владеют знаниями анатомии, физиологии и других медицинских отраслей.

Метод электролечения модулированными токами малой силы. Обладает обезболивающим эффектом, уменьшает венозный застой, улучшает кровоснабжение, ликвидирует отеки, повышает тонус и двигательную активность различных групп мышц.

Ультразвук давно и хорошо зарекомендовал себя как эффективный физиотерапевтический фактор воздействия. Ультразвуковая терапия может назначаться как самостоятельно, так и служить частью составленной врачом схемы лечения. Этот метод позволяет снизить медикаментозную нагрузку на детский организм и связанный с ней риск побочных эффектов. Ультразвук стимулирует обменные процессы в клетках, способствует усилению их жизнеспособности и ускоряет восстановление поврежденных тканей.

Усиливает эффективность других методов лечения, в том числе – медикаментозных. Накожный лазер – наиболее щадящий метод воздействия, рекомендуемый для лечения детей. Оказывает болеутоляющее, противоотечное, противовоспалительное, спазмолитическое воздействие. Восстанавливает и активизирует сосудистую системы и способствует скорейшему восстановлению пораженных тканей.

Это — щадящий способ медикаментозного воздействия на детский организм. Под действием электрического поля раствор лекарственных веществ интенсивно проникает через кожу и слизистые оболочки и оказывают свое целебное воздействие, не перегружая выделительную систему. Метод легко переносится детьми любого возраста.

deti-indigo74.ru

Лечебная физкультура при аутизме

Эти упражнения хорошее подспорье в поисках путей вашего взаимопонимания. Они делятся на два блока. Если ваш ребенок пока не идет на физический контакт, то вы можете заняться упражнениями первого блока. Если же у вас уже достаточно взаимодоверия, то вы можете попробовать все предложенные упражнения.
Первый блок.
1. Это упражнение для улучшения взаимопонимания с ребенком.

Когда ребенок уснет, сядьте рядом и начинайте слушать его дыхание. Когда вы почувствуете, что вошли в его ритм (подстраивать свое дыхание под дыхание ребенка нет необходимости), позвольте этому ритму втянуть вас во внутренний мир ребенка. Попробуйте почувствовать то, что ощущает он, услышать его. Начните мысленно рассказывать ему о том, как вы его любите, попробуйте услышать, что он вам ответит. Это будет проще сделать, если вы представите, как из вашего сердечного центра, который располагается в центре груди на уровне сердца, расходится тепло и свет. Если почувствуете ответное движение ребенка, задайте вопрос, например: «что я должен сделать, что бы тебе помочь?» Если ответ сразу не прейдет, не переживайте, он может прийти позже, через час, через день, неделю. Если это не нарушит сон ребенка, то можно легонько поглаживать его, разговаривая с ним вслух. Лягте рядом с ним. Хороший результат может дать совместный сон, если перед сном будете думать о том, как вы его любите, как хотите его понять, или мысленно обращаться за духовной поддержкой.

Можно попробовать проделать это упражнение, когда ребенок бодрствует.
2.Упражнение «Чаша».

Сядьте удобно, потратив какое то время на успокоение и сосредоточение.

Представьте, что перед вами стоит большая прозрачная чаша. Назовите ее

«Чаша растворения». В своих ощущениях найдите тревогу за ребенка. Мысленно вынете ее из себя и положите в чашу. Визуализируйте образ солнца и направьте свет его лучей в чашу. Представьте, как солнечный свет, наполняя чашу, растворяет тревогу. Дождитесь, пока она не исчезнет совсем. Затем, найдите в себе еще какое то негативное чувство, или убеждение, например – «мой ребенок болен», и поместите его в чашу. Проделайте ту же операцию с растворением. Так раз за разом освобождайте себя от того, что мешает вам гармонично воспринимать своего ребенка.

Вторая часть этого упражнения – «Чаша наполнения». Представьте себе другую чашу (измените форму, или еще что-то). Создайте внутри себя позитивное утверждение, например: «я люблю своего ребенка», «мы друг друга отлично понимаем», «у нас отличная семья», «мой ребенок весел и здоров», и т.д. Положите это утверждение в чашу, и начните наполнять ее солнечным светом, наблюдая, как от него ваше утверждение, крепнет, расцветает, наполняется силой. Затем возьмите чашу и влейте ее содержимое в себя.

Упражнение «Чаша» поможет вам перенастроить ваше отношение к сложившейся ситуации, включив позитивные программы.

3. Упражнение на пространственное расширение. Выполняется на природе.

Сядьте в каком-либо красивом месте (если вы в городе, то пусть это будет парк, набережная, или что-то в этом роде). Сосредоточьтесь на своем дыхании и на звуках, которые вас окружают. Не торопясь, начните разглядывать окружающий вас пейзаж. Вглядывайтесь в деревья облака, пытаясь почувствовать, каково это быть облаком, рекой, ветром и т.д. Когда ваши чувства обострятся, начните мысленно расширять границы вашего тела до ближайшего дерева, травки, камушка, пытаясь представить, что они продолжение вас. Когда это начнет получаться, подключите дыхание. На вдох расширяйтесь, на выдох концентрируйтесь на своем сердечном центре. Амплитуду расширения постепенно увеличивайте.

Второй блок.

Во втором блоке даны описания физических упражнений, основанных на растяжках и массажных приемах. Они позволяют снять излишнее напряжение, добиться гармонизации состояния и годятся как детям, так и взрослым. Для взрослых понадобится помощник, которому вы симпатизируете и доверяете.

1. Посадите ребенка рядом с собой, возьмите его руку. Начинайте разминать каждый пальчик, представляя, как от пальчика вверх по руке и дальше идет светящийся поток. Представьте, как вы, разминая пальчик, проталкиваете все препятствия на пути этого потока. Проделайте это со всеми пальчиками рук и ног.

2. Положите ребенка на пол на коврик лицом вверх, сами встаньте у его изголовья на колени, возьмите его за ладошки, и мягко отклоняясь назад, потяните руки ребенка на себя. Отпустите руки, переместитесь к ногам, и так же потяните за ноги. Затем встаньте, поставьте свою ногу на грудь ребенка, и легко упираясь ногой, потяните руки ребенка вверх. Если у вас есть еще один помощник, то возьмитесь каждый за руку ребенка, и потяните их в разные стороны. Кроме того, вдвоем можно одновременно тянуть ребенка за руки и за ноги, или перекрестом: один тянет за правую руку, другой за левую ногу одновременно, и наоборот. Переверните ребенка лицом вниз и проделайте все те же растяжки уже из этой позиции. (Растяжки рук вверх с фиксацией грудной клетки ногой, на животе можно делать из двух позиций: а) когда руки в начале упражнения вытянуты вдоль тела, б) когда они подняты над головой.)

3. Ребенок лежит на спине. Возьмите его ножки и прижмите коленями к груди. Повибрируйте его ногами мягкими толчками упирая в грудь. Опустите ноги вниз. Возьмите одну ногу ребенка, согните ее в колени и начинайте круговыми движениями разминать тазобедренный сустав. Старайтесь амплитуду кругового движения делать как можно более широкой. Повторите то же самое с другой ногой.

4. Сядьте на стул, положите ребенка животиком себе на колени. Его руки, ноги и голова должны свободно свисать вниз. Погладьте спинку ребенка. Представьте себе, что он покрыт капельками воды. Мягкими движениями сгоняйте эти капельки с его тела от центра спины вниз по рукам, ногам и голове. Повторите все эти действия, перевернув ребенка животиком вверх.

5. Посадите ребенка к себе на колени лицом к лицу. Мягко прижмите его к себе. Представьте как в вашем сердечном центре (в центре груди на уровне сердца) начинает разгораться солнце. Почувствуйте его сердечное солнышко, соедините ваши солнышки в одно.

Поверните его спиной к себе. Представьте, что ребенок – лупа, через которую вы смотрите на мир, солнце, звезды. Разглядывайте окружающий вас мир, посылая ему ощущения приятия, тепла, любви.

Упражнения второго блока на первый взгляд очень простые, но эффективность их необыкновенна. Они позволяют при минимуме усилий развязывать достаточно напряженные узлы отношений и состояний.

semjadom.ru

Кинезиологическая гимнастика

Цели: развитие межполушарного взаимодействия; повышение устойчивости внимания; динамический праксис.

«Кулак – ребро – ладонь» (упражнение выполняется на песке). Три положения руки на плоскости песочного листа последовательно сменяют друг друга. Ладонь: на плоскости, сжатая в кулак; ребром на плоскости песочницы; распрямленная на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Данное упражнение обязательно сопровождается речевыми командами: «Кулак – ребро – ладонь. Повтори: раз – два – три. Раз – два – три – стоп!». Это необходимо для развития слухового внимания и двигательного самоконтроля.

«Зеркальное рисование на песке». Одновременно правой и левой рукой ребенок рисует симметричные рисунки на песочном листе. При обучении грамоте это могут быть буквы и слоги. Педагог может организовать игру «Найди правильную букву». Ребенок должен сравнить изображение и найти графически правильный образ буквы, выделив его другим песком.

Пальчиковый игротренинг.

Цель: развитие тактильного и пространственного восприятия, мелкой моторики

Материал и оборудование: песок сухой, речной; песок декоративный (серебряный, зеленый, желтый, оранжевый, голубой); шесть контейнеров для различного вида песка; набор камней различной величины; браслет детский; кольца на каждый палец, изготовленный из ниток; пластмассовая черепаха.

Приветствие: ладони «здороваются»:

Упражнение выполнять на песочном листе, наполненном сухим (речным) песком. Ладони педагога и ребенка прикасаются к песку (действия сопряженные).

«Согреем наши ладони».

Сначала растереть до тепла внутренние части ладоней, затем поочередно тыльные поверхности одной руки ладонью другой. Упражнение выполнять на песочном листе.

«Ручки умываются» – движения подобные тем, которые производят при намыливании рук. Упражнение выполнять с использованием декоративного песка в разных емкостях:

— «Утренняя роса» (серебряный песок) – руки умываются в утренней росе;

— «Солнце» (желтый песок) – солнце ласкает руки;

— «Радость цветов» (оранжевый песок) – каждый цветочек улыбается, и руки умываются радостью цветов;

— «Листва» (зеленый песок) – листочки каждого дерева ласкают руки;

— «Речка» (голубой песок) – речка быстрая умывает руки чистой водой.

После выполнения упражнения промять все суставчики.

«Браслет». Соскользнуть на лучезапястный сустав. Выполнять массаж в виде окольцовывания с помощью речного песка (песочный лист), затем с использованием детского браслета.

«Черепаха спряталась». Согнутую фалангу среднего пальца руки «вкручивать» в центр ладони другой руки влево и вправо.

«Кольца черепахи». Использовать сухой (речной) песок, растереть межпальцевые промежутки (цент психической энергии). На каждый пальчик надеть кольцо, изготовленное из ниток, также растирая межпальцевые промежутки.

«Мальчики-пальчики». Помассировать, используя песок, каждый пальчик, протягивая и вибрируя. Возможны варианты: включение игровой потешки «Мальчик-пальчик».

«Пальчики встретились». Простучать каналы на кончиках пальцев, соединив при этом их подушечки.

«Пальчики играют в прятки». Пальчики любят играть в прятки, поэтому черепаха выпускает их, и они разбегаются врассыпную. Сбросить «грязную» энергию, встряхнуть руками.

«Камушек за камушком». Предварительно проложить две дорожки в разных направлениях из камней различной величины. Пусть ребенок попробуют «пройти» пальчиками дорожки, одновременно работая обеими руками. Возможны варианты: потешки «Вот как пальчики шагают!», «Большие ноги шли по дороге» (развитие чувства движения).

«Веселая грамматика»

Цель: формирование грамматического строя речи.

Упражнение «Большой и маленький». Педагог называет большой предмет (машина) и дает задание ребенку найти маленький предмет, спрятанный в песке. Обнаружив предмет, ребенок называет: машинка.

Упражнение «Чего не стало?» Педагог использует миниатюрные игрушки и производит действия с ними. Педагог: «Что это?» Ребенок: «Это кубик». Педагог: «Спрячь кубик в песке. Нет чего?» Ребенок: «Нет кубика».

Упражнение «Нет кого?».

Педагог прячет в песок игрушки – животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался.

Упражнение «Чей хвост?». Для образования притяжательных прилагательных ребенок изменяет слова по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост.

«Слоговой анализ» (игра «Слогин»)

Цели: развитие фонематического слуха; слоговой анализ слов.

Методические рекомендации: для игры понадобятся заранее заламинированные карточки со словами, которые следуют спрятать в песок полностью: в двухсложных словах ребенок видит только первый слог, в трехсложных – первые два слога. Педагог читает начало слова, ребенок должен назвать его конец. Можно поменяться ролями: ребенок называет (читает) первый слог, взрослый – слог, следующий по смыслу.

Цели: определение рода существительного; употребление местоимений мой, моя, моё, мои.

Методические рекомендации: для игры потребуются зонтик, украшенный ленточками, на которых с помощью скрепок подвешены предметные картинки в зависимости от лексических тем: «посуда», «мебель», «одежда», «обувь». Педагог вносит зонтик и демонстрирует его, акцентируя внимание ребенка на картинках. Далее начинает медленно крутить зонтик, предлагая поймать картинку. Задача ребенка: назвать ее, употребив соответствующее местоимение, например: «Чей стул?» или «Чьи тапки?»

Модуль «зонтик» незаменим в процессе логопедической работы с аутичными детьми и активно используется при проведении логопедических игр, являясь ярким демонстрационным материалом, эффективным наглядным средством подачи материала.

Предлагаемые задания являются базовыми в процессе коррекции аутизма и могут быть использованы для изучения любого лексического материала. В зависимости от поставленной цели, достижения желаемого результата, индивидуальных особенностей и возможностей аутичных детей (зоны потенциального развития) их можно дополнить и развить, разнообразить. Знакомясь с видами заданий, игр и упражнений, дети постепенно совершенствуют речевые навыки, запоминают виды работ, правила игр и могут выполнять аналогичные задания с другим речевым материалом благодаря умело подобранным приемам и методам.

psihologn.org