Лечение аутизма екатеринбург

Содержание:

В Екатеринбурге в апреле откроется новый центр диагностики и лечения детей с аутизмом

Центр будет работать на базе специальной коррекционной школы-интерната №17

ЕКАТЕРИНБУРГ, 30 марта. /ТАСС/. Новый центр диагностики, лечения и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра начнет работу в Екатеринбурге на базе специальной коррекционной школы-интерната №17 в апреле 2017 года. Об этом в четверг на пресс-конференции в уральском региональном информационном центре ТАСС сообщила заместитель министра здравоохранения региона Елена Чадова.

В Тюмени разработали рекомендации по проектированию игровых зон для детей с аутизмом

Курс енототерапии разработали в Екатеринбургском зоопарке для детей с инвалидностью

«В регионе работают четыре центра помощи детям с аутизмом — в Екатеринбурге, Первоуральске, Каменск-Уральском и Нижнем Тагиле. В апреле новая площадка для диагностики, лечения и реабилитации детей с аутизмом откроется в Екатеринбурге на базе школы-интерната №17. Мы планируем опробовать новую межведомственную технологию работы с этими детьми, будут привлечены ресурсы Минздрава, Минобра, Минсоцполитики региона и НКО», — сказала Чадова.

Она пояснила, что новый центр будет принимать страдающих аутизмом детей и их родителей. «По рекомендации врачей-психиатров мы будем принимать детей вместе с родителями для организации медицинской, а также психологической и педагогической помощи. Ребенок вместе с мамой сможет пройти курс диагностики и лечения, получить программу реабилитации и через два-три месяца пройти повторный осмотр у врача-психиатра. То есть в этом году мы системно начинаем работать с врачами-психиатрами по реабилитационной программе», — пояснила Чадова.

Замминистра добавила, что на сегодняшний день в Свердловской области проживают 267 детей с расстройствами аутистического спектра. «С каждым годом мы выявляем все больше таких детей, потому что растет доверие родителей к врачам, они теперь больше информированы. А чем раньше выявлено заболевание, тем лучше для ребенка. Благодаря системной работе с аутистами в таких центрах дети будут иметь рекомендации по образовательному процессу, качество их жизни будет улучшено», — добавила Чадова.

tass.ru

Комплексная реабилитация аутизма в Екатеринбурге

Об аутичных детях было известно еще в прошлых веках, а на протяжении всего ХХ века можно наблюдать все более активное исследование их особенностей. Это расстройство психического развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира. Чаще всего аутизм характеризуется через указание на отрешенность от мира, нарушение речевого развития, повышенную сенсорную чувствительность, стереотипное и ритуализированное поведение. Все это приводит к проблемам социализации таких детей, а в дальнейшем – взрослых людей, а значит, оставляет минимум шансов адаптироваться к миру: завести друзей, создать семью, устроиться на работу.

У больных аутизмом симптомы никогда не идут в одной последовательности

На сегодняшний день проблема аутизма широко обсуждается во всем мире. В последние годы аутистические расстройства стали объединять по аббревиатурой РАС — расстройства аутистического спектра. Это означает, что у людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не встречаются в одной и той же комбинации, а также различаются по силе проявления. РАС – это очень широкий круг расстройств – от легкой задержки развития до тяжелых форм, часто сочетанных с неврологическими нарушениями, проявлениями эпилепсии, различными генетическими факторами.

Количество детей с аутизмом растет

Аутизм встречается с одинаковой частотой независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни. Распространенность РАС по всему миру постоянно растет – примерно на 13% в год по данным ВОЗ. В России официальной статистики по РАС не ведется, но косвенные данные позволяют предполагать, что им подвержен, как минимум, 1% детского населения. Таким образом, в одной только Свердловской области насчитывается порядка 5000 детей, в Екатеринбурге – около 1600 детей с РАС. И эти цифры постоянно растут.

Современная наука не может однозначно ответить на вопрос – что является причиной аутизма. Однако немецко-американский психоаналитик Бруно Беттельхейм пишет, что отчаянный вопрос «можно ли излечить аутизм» можно заменить утверждением. Все современные специалисты сходятся во мнении, что для полноценной реабилитации детей с РАС помощь им должна быть только комплексной – скоординированной работой нейропсихологов, логопедов, физиотерапевтов, педагогов.

Реабилитация детей с РАС в Екатеринбурге

В Свердловской области на сегодняшний день не существует действующей программы комплексной реабилитации детей с РАС. Тем не менее, со стороны сообщества семей, воспитывающих детей с РАС, есть четко сформулированный запрос на создание подобного социального сервиса. Ведь то, что дети с РАС не имеют возможности получать квалифицированную комплексную реабилитационную помощь (по словам родителей, в регионе наблюдается острый дефицит квалифицированных специалистов, владеющих эффективными методиками работы с детьми с РАС, мощности существующих реабилитационных центров слишком малы, цены слишком высокие), усугубляет проблему их социализации и постепенно приводит к инвалидности.

Работа Уральского центра комплексной реабилитации нацелена на оказание помощи каждому ребенку, исходя из его индивидуально-личностных особенностей, специфики протекания заболевания, адекватности запроса и материальных возможностей семьи. В комплексную бригаду входят: специалисты в области прикладного анализа поведения, нейропсихологи, физические терапевты, логопеды-дефектологи, семейные психологи, тьюторы ребенка, член (члены) его семьи. Принцип функционирования нашей комплексной бригады – коллегиальная ответственность и совместная работа на результат, который формулируется с обязательным участием представителя ребенка. Трудно не согласиться со словами Б. Беттельхейма, что работать с такими детьми чрезвычайно сложно, но необычайно интересно. Только готовность понять и принять их такими, какие они есть, позволит квалифицированной помощи специалистов стать действительно эффективной.

Директор АНО «Уральский центр комплексной реабилитации»,

Ректор ЧОУ ВО «Уральский медико-социальный институт»,

доктор психологических наук,

член-корреспондент Международной психологической академии

Рогачева Татьяна Владимировна

Автономная Некоммерческая Организация

«Уральский центр комплексной реабилитации»

Адрес: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 194 (вход со стороны ул. Южной)

m.ngzt.ru

Уникальный центр для детей с неврологическими нарушениями открыли сегодня в Екатеринбурге

Дети с ДЦП, аутизмом и другими неврологическими нарушениями в Екатеринбурге получили уникальную возможность полноценно изменить качество жизни и выздороветь. Екатеринбургские врачи теперь обладают набором последних мировых разработок в области детской неврологии.

Генеральный директор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын и генеральный директор медицинского центра «УГМК-Здоровье» Михаил Семёнович Скляр торжественно открыли Центр когнитивных технологий.

Когнитивные технологии — это современные и удивительные по своей эффективности методики гармоничного развития, немедикаментозного лечения и реабилитации детей с неврологическими проблемами: от серьезных (ДЦП, аутизм) до куда более распространённых задержек речевого развития или нарушений формирования школьных навыков, таких как чтение и письмо.

По сути, центр предлагает «тренажеры» для разных отделов мозга: одни воздействуют на зоны, отвечающие за память и внимание, другие – на зоны пространственной ориентации. Занятия на новейшем оборудовании и с нейропсихологом ускоряют созревание отделов головного мозга, делают работу нервной системы скоординированной и правильной.

«Самое главное, что все методики Центра когнитивных технологий реально помогают детям и их родителям. Проблемы, которые были не решаемы годами, теперь можно решать. Это позволяет родителям радоваться за успехи своего ребенка, а ребенку быть подготовленным к этой жизни, самостоятельным в будущем, — отметил генеральный директор УГМК Андрей Козицын. – И немаловажно, что лечение теперь может уложиться в достаточно короткий период».

Впервые на Урале все мировые разработки и методики (большинства из них не было в Екатеринбурге, да и для страны они редкость) объединили под одной крышей Центра когнитивных технологий — он станет структурным подразделением клиники «УГМК-Здоровье». Так, на площади более 300 кв. метров будут вести прием 20 врачей, в том числе чрезвычайно редких и очень востребованных специальностей — например, детский нейропсихолог, музыкотерапевт и арт-терапевт. Открытие центра решит проблему очередей к этим специалистам: пока приёма приходилось ждать по два — три месяца.

Уже сегодня центр принимает первых маленьких пациентов — детей с дефицитом внимания, трудностями обучения или общения, нарушением движения и координации, анализа, нарушением речи, заиканием, расстройством аутистического спектра. А так же тех, кто хочет добиться больших результатов в спорте, научиться самоорганизации, улучшить память, концентрацию внимания, получить личностное развитие.

«К нам в центр, на самом деле, приходят дети с распространенными проблемами. Основной контингент – ребята с нарушениями речевого, психологического развитий, как в рамках психической, так и в рамках неврологической патологий. Начиная от легких состояний, заканчивая тяжелыми проблемами, — рассказывает заведующая детской поликлиникой «УГМК-Здоровье» Майя Скляр. – И суть всех методик, представленных в нашем центре, заключается в том, чтобы дополнить лечение данных детей, которое испокон веков сводилось, в основном, к медикаментозной терапии и работе педагогов, различными не медикаментозными методами тренировки высших психических функций».

www.ugmk.com

Все заболевания на «А» — Справочник заболеваний

Аутизм: что это такое?

Аутизм возникает как следствие нарушения в развитии или работе головного мозга. Его главной характеристикой является всесторонний дефицит социального взаимодействия больного и отказ от общения. Обычно первые признаки аутизма проявляются у детей 2-летнего возраста. В большинстве случаев это заболевание врожденное. Медицинская классификация относит аутизм к болезням нервной системы, но существует и мнение о том, что аутизм не заболевание, а особое состояние в развитии. Заболевание диагностируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Признаки аутизма врачи могут увидеть во время исследования головного мозга ребенка, но установить, почему они возникли, невозможно. Признаки атизма у детей могут отмечаться в самом раннем возрасте, в этот период ребенку ещё можно помочь выработать навыки самообслуживания, общения и социального взаимодействия, но лечения от аутизма не существует.

Причины аутизма у детей

Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны, но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может послужить толчком для развития заболевания:

  • генетическая предрасположенность;
  • мутации плода во время беременности;
  • последствия некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
  • черепно-мозговые травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
  • расстройство восприятия вследствие информационной блокады;
  • нарушения в работе лобно-лимбического комплекса;
  • нарушения взаимодействия полушарий мозга;
  • неправильный обмен серотонина в организме;
  • хромосомные нарушения на стадии развития плода;
  • врожденные дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.
  • Может ли проявиться аутизм у взрослых?

    Практически во всех случаях возникновения аутизма болезнь диагностируется в детском возрасте. С течением времени проявления и симптомы заболевания не меняются и не прогрессируют, как правило, они просто становятся заметнее при достижении аутистом зрелого возраста.

    Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом возрасте. У взрослых аутизм — это тяжелое нарушение социального взаимодействия, которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга. Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены. Нет исчерпывающего перечня подтвержденных факторов, служащих стимулом для развития болезни. Но существует ряд теорий о природе возникновения аутизма во взрослом возрасте. Причиной может стать:

  • хроническая депрессия;
  • психические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы.
  • Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния больного и его психической неуравновешенности.

    Виды аутизма и его классификации

    Существует пять классических видов проявления аутизма. Все они относятся к одному заболеванию, но разбиты на группы по характеру проявлений и степени отсутствия взаимодействия с внешним миром. Выделяют следующие группы пациентов, страдающих аутизмом:

  • первая – пациенты отказываются взаимодействовать с внешним миром, контакты практически сведены к нулю;
  • вторая – люди замкнуты в себе, могут посвящать всё время одному и тому же занятию. Забывают о необходимости сна или отдыха и не испытывают такого желания даже при длительном бодрствовании;
  • третья – люди, игнорирующие социальные порядки и нормы общества, поскольку не в состоянии их воспринимать;
  • четвертая – взрослые аутисты, которые не могут справляться со своими ежедневными проблемами. Склонны испытывать чувство обиды на окружающих;
  • пятая – взрослые аутисты с высоким уровнем интеллекта, которые предпринимают успешную попытку социализации и адаптируются в обществе. Могут взаимодействовать с окружающими практически на равных, способны обучаться, осваивать профессии и работать в областях, связанных с умственным трудом.
  • В последней группе аутистов периодически встречаются люди с проявлением «гена гениальности». Его активизация связана с процессами, происходящими в мозгу человека, больного аутизмом. Такие люди могут достигать очень больших успехов в различных областях науки и профессиональных сферах. Но их взаимодействие с миром часто осложняется социальными рамками и непониманием со стороны близких.

    Родственники и окружение пациентов нередко сами ухудшают состояние больного, неправильно общаясь с ним и унижая. Для налаживания контакта между родственниками и аутистом создаются специальные курсы, на которых можно не только найти способ общения с больным, но и обучить его необходимым навыкам самообслуживания. Эффективность таких курсов во многом зависит от состояния пациента и формы проявления заболевания.

    Разновидности аутизма:

    Кроме разделения признаков аутизма по степени проявления на группы, существует и другая классификация. В России в 1987 году была разработана схема, разбивающая все проявления аутизма на 7 типов по причине возникновения:

    • аутическая психопатия Аспергера;
    • синдром раннего классического инфантильного аутизма Каннера;
    • аутизм, вызванный аберрациями хромосом;
    • аутизм, возникший по причине наличия синдрома Ретта;
    • эндогенный и приступообразный аутизм, вызванный шизофренией;
    • резидуально-органическое состояние организма больного;
    • аутизм неизвестного происхождения.
    • Эта система впоследствии позволила объединить известные причины аутизма и его виды под общей аббревиатурой РАС (расстройства аутического спектра).

      Особенности аутизма у детей:

      Согласно РАС, следует различать виды аутизма по проявлениям определенного синдрома или состояния. Каждый из пунктов этой классификации обладает различным набором симптомов и разным прогнозом, но наиболее показательны следующие группы:

      Детский аутизм:

      В этот пункт включают синдром Каннера, аутическое расстройство и инфантильные виды аутизма. Симптомы этой группы отклонений проявляются в возрасте от 1 до 3 лет. Для синдрома Каннера и подобных ему состояний характерны такие признаки:

    • невозможность установления взаимоотношений с окружающими людьми с раннего возраста;
    • недостаточное использование речи для коммуникации;
    • игнорирование внешних раздражителей вплоть до болевого воздействия;
    • «феномен тождества» — страх изменений в окружении;
    • задержка развития собственного «я»;
    • эхолалии непосредственного и отставленного типа;
    • стереотипные игры.
    • Синдром Ретта:

      Симптомы аутизма начинают проявляться у детей до 3 лет. Затруднением при диагностировании является отсутствие более ранних признаков задержки в развитии ребенка, поскольку заболевание в подавляющем большинстве случаев проявляется на фоне нормального развития. При синдроме Ретта характерны такие признаки:

    • отрешенность ребенка;
    • приостанавливается или останавливается развитие речи;
    • теряются уже приобретенные навыки;
    • за 3-6 месяцев ребенок полностью теряет приобретенный речевой запас;
    • утрачивается способность удержать в руке предмет;
    • расстройство дыхания;
    • эпилептиформные приступы;
    • прогрессирующий распад моторных навыков;
    • развитие серьезных нарушений в двигательной функции;
    • утрата тонуса мышц.
    • Синдром Ретта относится к наиболее тяжелым проявлениям РАС. Он не поддается коррекции, и к 5-6 годам жизни симптомы синдрома у ребенка сходны с последствиями последнего этапа тяжелых органических болезней ЦНС.

      Синдром Аспергера:

      При этом синдроме у детей хорошо сохраняется логическое мышление, развито нестандартное восприятие себя и окружающего мира, но наблюдается неустойчивость активного и пассивного внимания. К другим признакам наличия этого синдрома можно отнести:

    • нарушения коммуникативной функции;
    • стереотипные интересы и поведение;
    • импульсивность в поведении;
    • взгляд направлен «внутрь себя»;
    • привязанность к привычному окружающему пространству.
    • Многие симптомы этого синдрома сходны с болезнью Каннера. Но при этой форме нет значительных задержек в развитии речи и когнитивном сознании.

      Атипичный аутизм:

      Что такое аутизм атипичного вида и как он проявляется,невозможно сказать наверняка. Внешние симптомы этого заболевания сходны с синдромом Каннера, однако, отсутствуют все диагностические критерии. Такое состояние характерно для взрослых и чаще всего развивается на фоне умственной отсталости или сопутствующих заболеваний и трудностей на различных этапах развития. Для атипичного аутизма характерны:

    • возникновение после 3-х лет;
    • значительные нарушения социального взаимодействия больного и окружающих;
    • стереотипное и ограниченное поведение, которое повторяется с определенной периодичностью.
    • Симптомы аутизма у детей

      Приведенная выше классификация позволяет определять тип аутизма и синдром, который имеет место в каждом конкретном случае. Однако она не дает ответа на вопрос: «Что такое аутизм у детей?». Для упрощения диагностики существует ряд симптомов, наличие или отсутствие которых служит определяющим фактором при постановке диагноза «аутизм». Поведенческие характеристики, которые присущи детям с расстройствами психики самого разного возраста, помогают врачам определить вид заболевания, а родственникам – заподозрить, что у ребенка проблемы с развитием, и не затягивать с визитом к врачу.

      Ранний детский аутизм проявляется следующим образом:

      1. Симптомы нарушения социальных навыков:

    • отсутствие желания общаться и интереса к сверстникам;
    • игнорирование присутствия и эмоций окружающих людей;
    • отсутствие нормальной для раннего этапа развития подражательной функции. Дети не копируют мимику родителей, не улыбаются в ответ, не повторяют жесты взрослых или делают это неосознанно и без связи с реальностью;дети не делятся своими проблемами и мыслями с родителями.
    • 2. Нарушения в развитии речевой и неречевой коммуникации:

    • отсутствие речи;отсутствие мимики и жестов;
    • ребенок избегает зрительного контакта, не улыбается собеседнику;
    • речь развита, но ребенок не общается с окружающими, не отвечает им;
    • ребенок повторяет фразы или отдельные слова («граммофонная» или «попугайная» речь согласно классификации по Каннеру);
    • фонетические нарушения в речи, не связанные с характерными проблемами при нормальном развитии. У аутистов проблемы с интонациями, речь может быть монотонной или ритмически неправильной.
    • 3. Нарушения в развитии воображения, что становится причиной стереотипного поведения:

    • нервное поведение;
    • отчуждение;
    • ребенок любит играть один;
    • отсутствует интерес к придумыванию игр, воображаемым событиям;
    • ребенок привязывается к одной игрушке или предмету и не расстается с ним, стремится постоянно держать в руках;
    • ребенок сосредотачивает внимание на чем-то одном.
    • Так проявляется аутизм у детей до 1 года и в последующие два-три года жизни. При рассмотрении аутизма у взрослых следует использовать другой перечень характерных признаков.

      Симптомы аутизма у взрослых

      Симптомы аутизма у взрослых могут отличаться в зависимости от формы заболевания и его течения. Характерными симптомами считаются следующие:

    • скудная мимика и недостаточное количество жестикуляции;
    • отсутствие понимания правил общения, принятых в обществе;
    • непонимание чувств, эмоций и намерений окружающих людей;
    • отсутствие понимания собственного поведения;
    • отсутствие возможности построения дружеских или любых других близких отношений с окружающими людьми;
    • трудности в обращении к кому-либо;
    • недостаточный словарный запас, регулярное повторение одних и тех же фраз;
    • возможность сохранять спокойствие в привычной обстановке и переживания из-за перемен в ней;
    • наличие привязанности к местам и предметам и переживания из-за изменений, связанных с ними.
    • Если аутизм присутствует в легкой форме, то к 20-25 годам человек уже может жить отдельно от родственников или опекунов и самостоятельно решать собственные проблемы. Если форма не позволяет аутисту вести такой образ жизни, то, как правило, он остается на попечительстве родственников в течение всей своей жизни.

      Диагностика аутизма у детей

      Приведенные признаки аутизма позволяют достаточно четко установить диагноз и разновидность психического отклонения по проблемам в развитии, социальном поведении и других навыках. Но при диагностике аутизма по соответствующим критериям важно:

    • не расширять содержания каждого из признаков;
    • проводить диагностику на синдромологическом уровне, а не на формальном наличии любого из симптомов;
    • учитывать наличие процессуальной динамики в обнаруженных симптомах;
    • помнить о том, что отсутствие контакта с окружающими людьми ведет к социальной депривации, которая, в свою очередь, становится причиной вторичных симптомов задержек в развитии.

    Дифференциальная диагностика неполных симптомов позволяет получить более полную картину. В таком случае исключаются другие симптомы, которые могут говорить о наличии сопутствующих заболеваний и смазывать картину болезни. При диагностике аутизма следует сначала исключить расстройства слуха, расстройства речи, умственную отсталость, психозы, которые являются отдельными заболеваниями и не связаны с аутизмом.

    Лечение аутизма

    Необходимое для аутизма у детей лечение включает в себя:

  • программы поведенческой терапии;
  • использование «моделей развития»;
  • логопедическую терапию;
  • обучение социальным навыкам;
  • трудотерапию;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотики;
  • противосудорожные препараты.
  • Полностью излечиться от аутизма практически невозможно. Ремиссия наступает только в 5% случаев.

    Отсутствие своевременного для аутизма лечения может привести к нарушению социальных и эмоциональных контактов больного с обществом. Профилактика

    К сожалению, специальных методов первичной профилактики данного патологического состояния не существует. В период беременности женщинам рекомендуется избегать интоксикаций (ограничить прием лекарственных препаратов).

    ekb.medcentr.online

    Наедине с собой

    Битва за выживание

    Ивановы — обычная молодая семья. 30-летний Сергей — автомеханик, 27-летняя Наталья — домохозяйка. Своего первенца они ждали с радостью и пару лет не видели никаких отклонений в развитии Алеши. Только когда он пошел в детский сад, воспитатель заметила, что ребенок не такой, как все: не играет с детьми, не реагирует на слова старших — будто замкнулся в себе. Педагог посоветовала показать малыша докторам. Те поставили диагноз, прозвучавший, как приговор, — аутизм.

    — Я спросила, что это за болезнь. Медики отрезали: «Это психическое расстройство, почитайте о нем в Интернете». На первом же сайте узнала, что это неизлечимое заболевание: ребенок не развивается, не разговаривает. У меня земля ушла из-под ног, — вспоминает Наталья.

    Чем взрослее становился мальчик, тем больше проявлялся недуг. Алеша рос не просто замкнутым, но еще и неуправляемым — кричал и плакал по малейшему поводу. Как оказалось, аутисты привыкают к определенному порядку и все новое у них вызывает панику. Так и с Алексеем: родители вели его в садик по одной улице, а возвращались по другой. Если маршрут хоть немного отклонялся, ребенок начинал кричать и сопротивляться.

    — Окружающие говорили, что я плохая мать — не могу утихомирить сына. Советовали хорошенько его отшлепать. Но за что? Аутисты ведь не понимают, что делают, не могут себя контролировать. Их болезнь незаметна, поэтому многие считают таких детей избалованными, — вздыхает Наталья.

    В областной психиатрической больнице малышу назначили лечение и велели регулярно приезжать на прием. А когда ребенку исполнилось четыре года, медики заявили: Алеше необходимо лечь в больницу, одному, на несколько месяцев.

    — Врачи пугали: иначе он в 15 лет будет бегать за мной с топором. Но как я могла оставить сына одного, ведь он так боялся всего нового. Медики же были непреклонны: оставляйте или забирайте. Я была в отчаянии: как за считанные минуты решить судьбу ребенка? — вспоминает Наталья Иванова.

    Молодая мать решила сама бороться за сына. Приема медикаментов было недостаточно — мальчику требовались занятия для коррекции поведения. В Тавде не нашлось никого, кто бы мог помочь. Ивановы каждые выходные ездили за 200 километров в Тюмень к логопеду-дефектологу. Одна поездка занимала 6-7 часов и обходилась в две тысячи рублей.

    — Наша жизнь напоминала борьбу за выживание: бесчисленные таблетки, визиты к врачам и частным специалистам. В месяц мы тратили на лечение минимум 30 тысяч рублей. А средняя зарплата в Тавде — 10 тысяч. При этом я не работала. Хорошо, что муж трудился круглые сутки, помогали родные. Мы даже два раза брали кредит, чтобы свозить Алешу на дельфинотерапию, после которой он менялся на глазах. Но все равно не покидало ощущение беспомощности, — продолжает мать.

    В конце концов усилия Ивановых увенчались успехом: к шести годам у Алеши прошли основные признаки аутизма. Он начал общаться, улыбаться, намного спокойнее себя вести. Теперь родители надеются, что мальчик сможет ходить в школу.

    — Удивительно, но он в семь лет собирает конструкторы для детей 10-12 лет, хотя даже мне трудно с ними справиться, — замечает мама.

    Помощь всем миром

    — В Свердловской областной психиатрической больнице детям с аутистическими расстройствами оказывается вся необходимая помощь, — рассказала «РГ» главный внештатный детский психиатр минздрава Свердловской области Людмила Ильяшева. — Стационарное обследование и лечение необходимо для уточнения диагноза, подбора терапии и проведения психологической, педагогической и социальной коррекции. Это длительный процесс, поэтому он может занимать несколько месяцев.

    Людмила Ильяшева признается: врачи были бы рады, если б ребята находились в клинике вместе с матерями. Специалисты тратят немало сил, чтобы привить детям элементарные навыки самообслуживания, общения. Однако, когда маленькие пациенты возвращаются домой, родители зачастую не знают, как с ними правильно обращаться. Дети быстро забывают все, чему их научили, и результаты труда медиков сводятся на нет.

    Именно поэтому в 2002 году в больнице были открыты две палаты «Мать и дитя» и разработаны реабилитационные программы для детей и их матерей. Мамочки занимаются с психологами и логопедами, чтобы научиться правильному воспитанию и обучению детей-аутистов. Однако понятно, что двух палат недостаточно.

    — Претензии родителей закономерны, — замечает Людмила Ильяшева. — Но, к сожалению, наши возможности ограничены. Хотя я считаю, что мы многого добились в рамках своих полномочий. Дальше проблему надо решать на государственном уровне: необходима комплексная система работы с детьми-аутистами. Кроме того, катастрофически не хватает специалистов. На Среднем Урале всего 63 детских психиатра на 800 тысяч детей.

    — Свердловские психиатры действительно делают все, что могут, — считает завкафедрой психиатрии Уральского государственного медицинского университета, главный внештатный психиатр УрФО Константин Ретюнский. — Но помимо лечения детям нужна реабилитация и школьное обучение в специальных центрах.

    Впрочем, эксперты подчеркивают: многое зависит от семьи — насколько она готова бороться за своего ребенка. Например, в Москве и Санкт-Петербурге родители объединились, чтобы сообща добиваться решения своих проблем. И во многом благодаря их стараниям в этих городах появились центры со школами для детей-аутистов. Однако, по словам Людмилы Ильяшевой, сколько бы психиатры ни пытались сплотить уральских родителей, дальше чаепития дело не пошло.

    А пока выходит, что без господдержки здоровье детей во многом зависит от кошелька их родителей. Если у семьи нет денег, ребенок рискует навсегда остаться выброшенным из жизни. Хотя, в конце концов, государству выгоднее сделать из аутистов полноценных членов общества, нежели потом всю жизнь содержать за свой счет.

    В России никто не подсчитывал количество детей-аутистов. Известны только те, кто стоит на учете, то есть самые тяжелые. Однако специалисты отмечают, что только на Среднем Урале таких малышей сотни.

    Судьба у них зачастую предопределена: лечение в клинике, затем — обучение в коррекционном образовательном учреждении или дома. В обычные школы аутистов почти не принимают — никому не хочется возиться с особенными учениками. А после завершения учебы они обычно доживают свой век дома либо в интернате для душевнобольных.

    Хотя на Западе уже давно выстроена системная работа с такими детьми, которая не ограничивается лечением: там действуют программы реабилитации, помогающие аутистам развить коммуникативные навыки, им доступно образование и все виды социальной помощи. Благодаря этому люди, страдающие аутизмом, становятся полноценными членами общества: устраиваются на работу и даже создают семьи. Российские родители в одиночку бьются за своих детей, доказывая, что они не «шизофреники» — надо лишь им помочь.

    — Мы никому не нужны! — в отчаянии восклицает жительница Екатеринбурга Оксана Полунина. — Моему сыну в детстве поставили неправильный диагноз, а когда выяснилось, что у него аутизм, время было упущено. Сына не взяли ни в садик, ни в школу. Я воспитываю его одна. Работать не могу: ребенку нужен постоянный уход. Денег ни на что не хватает. Врачи говорят: отказывайтесь от сына или кладите его в психушку. Но как я могу его отдать?!

    rg.ru