Лечение аутизма в санкт-петербурге

Детская неврология

Аутизм (ранний детский аутизм РДА, синдром Аспергера)

Как проявляется?

Особенности поведения ребенка родители замечают уже в грудном возрасте. Малыш не улыбается, не радуется родителям, нет зрительного контакта.

С возрастом он так и не начинает общаться, живет в своем собственном мире. Его игры заметно отличаются от игр других детей. Он может часами выполнять одинаковые действия с игрушкой или повторять какие-то движения.

Речь либо вообще не формируется, либо остается очень бедной и своеобразной. Ребенок может не так как другие люди реагировать на звуки, запахи, прикосновения.

Иногда у детей с аутизмом проявляются уникальные способности к счету, чтению, музыке и т.д. Но при этом ребенок не может овладеть самыми простыми бытовыми навыками.

В чем причина?

Сейчас специалисты говорят об «эпидемии» аутизма. По последним данным заболевания аутистического спектра встречаются в соотношении: 1 случай на 70 детей.

Аутизм рассматривается не как одно заболевание, а как спектр нарушений, которые могут проявляться в разной степени. При этом затрагиваются многие структуры нервной системы (мозжечок, ствол мозга, лимбическая система).

Лечение должно быть комплексным. У каждого ребенка свое сочетание нарушений, поэтому не может быть единого «рецепта» лечения аутизма для всех. В каждом случае нужна тщательная диагностика, индивидуально подобранное лечение и коррекционные занятия.

Аутизм считается неизлечимым заболеванием. Но если как можно раньше начать комплексное лечение в сочетании с коррекционными занятиями, аутистические проявления можно свести к минимуму.

Ребенок адаптируется в обществе и будет учиться в обычной школе. В отдельных случаях диагноз аутизм может быть снят.

Диагностика:

Что делать?

Невролог составит индивидуальную программу лечения и реабилитации для вашего ребенка. В нее могут входить следующие методики.

Вы живете не в Санкт-Петербурге?

В центре «Прогноз» есть комплексная программа реабилитации для детей с аутизмом.

prognozmed.ru

Аутизм: страшный диагноз?

Эта болезнь не опасна для жизни и не заразна. При этом психологи всего мира называют её эпидемией 21 века: за последнее десятилетие количество детей с расстройствами аутического спектра увеличилось в 10 раз. И ни лекарств, ни причин её появления найти не удается.

Глубину проблемы аутизма западное общество стало осознавать в 2008 году. Тогда же Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме. В нашей стране, даже по прошествии пяти лет, об этом заболевании по-прежнему мало кто знает.

Проблемы людей, страдающим аутизмом, обсуждали сегодня на круглом столе, организованном ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ». Для участия в разговоре пригласили Уполномоченного по правам ребенка.

Расстройства аутистического спектра проявляются по-разному. Но в основном, аутисты — люди, живущие в собственном замкнутом мире, не доступном других. У них нет интереса к окружающей действительности, другим людям, поэтому им сложно интегрироваться в общество. Интеллектуальное развитие аутистов может быть как на уровне глубокой умственной отсталости, так и одаренности и даже гениальности в отдельных областях знаний. Легкими формами аутизма страдали Кант, Ньютон, Эйнштейн, наш современник — математик Григорий Перельман.

По сведениям Всемирной организации Аутизма, в США каждый 88 ребенок страдает этим недугом. Сколько таких детей в нашей стране, точно не знает никто. 337 детей в Санкт-Петербурге – цифра официальной статистики. Но родители таких детей говорят, что аутистов столько же, сколько глухих и слепых вместе взятых, то есть в десятки раз больше. Просто диагноз «расстройство аутического спектра» ставится у нас очень редко.

Причины этого были озвучены участниками круглого стола. Одна из главных: отсутствие адекватной диагностики. Евгений Жуков, президент единственного в городе бесплатного специализированного центра для коррекции аутизма «Отцы и дети», привел в пример ситуацию из своего опыта. На одной из конференций для медицинских работников на его вопрос «Кто знает, что такое аутизм?» из 65 врачей отозвалось только 6. Информированность в нашем обществе очень мала, даже среди специалистов. Поэтому таким детям ставят диагноз: «отставание в развитии». А потом назначают лечение, которое не подходит для этих детей, и вместо помощи наносит вред. Хотя, по словам врачей, если с ребенком-аутистом начинать проводить коррекцию с 1,5 лет, то к 7 он будет хорошо адаптирован и сможет пойти в общую школу. А если ждать, что все «пройдет само», что ребенок «перерастет», драгоценное время можно упустить. Вот тогда аутизм может действительно перерасти в одно из тяжелых психиатрических заболеваний.

Еще одна причина, почему наша статистика отличается от западной в том, что здесь этот диагноз ставит психиатр, тогда как в большинстве других стран – невролог. Родители не хотят портить ребенку жизнь таким «приговором», ведь их «особенных» детей общество и так принимает не всегда.

В детском саду они мешают другим, в школе – отстают. При этом воспитатели и педагоги сами не всегда обучены работе с ними. Кроме того, к этим детям требуется особый поход, отдельное внимание, а на это просто не хватает времени. Ведь нельзя забывать и об остальных детях, которые тоже имеют право на образование. Чаще всего таких детей переводят на домашнее обучение, еще больше отгораживая от мира. В результате из них вырастают подростки и молодые люди, не наученные общаться.

О своем положительном опыте с детьми этой категории рассказала Лариса Демьянчук, директора начальной школы — детский сад № 687 «Центр реабилитации ребенка». Это учреждение уже больше 20 лет работает с детьми с разными формами аутизма. После окончания этого центра ребенку составляется индивидуальный маршрут и дается направление в ту школу, которую он сможет посещать и успешно окончить. Причем 95% из ста поступивших идет в обычную общеобразовательную школу.

Возможные формы социальной адаптации людей, страдающих аутизмом, предложила профессор факультета психологии Ирина Мамайчук. По ее мнению, с детьми аутистами должны работать группы социально-психологической поддержки, которые необходимо организовать в каждом районе. Потому что детей- аутистов необходимо учить жизни в обществе, а индивидуальные занятия этой задачи не решают. А в сегодняшних центрах социальной реабилитации такие группы не предусмотрены, к тому же, сотрудники этих центров боятся детей с аутизмом. Опять же потому, что очень мало знают об этом заболевании.

Самая большая боль родителей таких детей – что будет, когда они не смогут заботиться о своих детях? Ведь не все аутисты – тяжелые инвалиды. Многие из них даже успешно работают, им не нужна ни медицинская, ни психиатрическая помощь, но совсем без сопровождения их оставлять нельзя. А такой услуги социальные центры не предоставляют.

На законодательном уровне вопрос с социальной поддержкой взрослых аутистов пока не рассматривается. Заместитель председателя Комитета по социальной политике Галина Колосова подтвердила, что психологи социальных центров – специалисты широкого профиля, и их квалификация для продуктивной работы с детьми-аутистами не всегда достаточна. Может быть, когда–нибудь законом будут предусмотрены персональные помощники для людей с этим заболеванием или специальные социальные дома со службами помощи на первом этаже. Но на сегодняшний день все, что может предложить город – это месячное размещение аутистов в социальном центре.

Но пока эти проблема решается в верхах, некоммерческие организации принимают реальные шаги. Так организация «Счастливый дом», уже начала строительство помещения для проживания детей и молодых людей старше 18 лет с аутизмом и особенностями интеллектуального развития. Ирина Попова, хозяйка «Счастливого дома» — мама ребенка — аутиста, и не понаслышке знает проблемы этих детей.

«Одной из самых непростых проблем, с которой сталкиваются родители детей-аутистов — отсутствие квалифицированных специалистов, — говорит Светлана Агапитова. — Количество таких особенных деток растет, а значит, необходимость обучения врачей, воспитателей, педагогов работать с ними встает достаточно остро.

В скором времени будет разработан нормативный документ, который определит особенности организации образовательной деятельности для детей с ранним детским аутизмом. По поручению Комитета по образованию Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования уже разрабатывает программу сопровождения этих детей в условиях обычных школ.

Аутизм — это не болезнь, а особенность психического развития. Вылечить его нельзя, но жить с ним можно, и даже вполне успешно. Решение этой задачи нельзя оставлять родителям этих детей, безусловно, им должны помочь государство и общество».

www.spbdeti.org

Детский аутизм

Трудность в социальных отношениях, расстройство аутистического вида, слабость эмоциональной связи ребенка с окружающей его действительностью называют детским аутизмом.

Ученые патологии и разновидностям – аутистическому расстройству, инфантильному аутизму и психозу, синдрому Каннера уделили внимание еще в девятнадцатом веке, а симптоматика «инфальтивного аутизма» была подробно описана уже в сороковых голах прошлого столетия.

Расстройство характерно в большей степени для мальчиков, которые подвержены заболеванию приблизительно в четыре раз чаще, чем девочки. Статистика также говорит о 0, 005 % соотношении больных детей с данным расстройством по сравнению с теми, кто таких проблем не имеет.

Источник патологии

Условия, причины и источники возникновения расстройства – предмет изучения психологами, психиатрами и специалистами смежных областей. Патология, и ее источник, до конца пока не исследована.

Тем не менее, ряд факторов говорят о вероятности подтверждения гипотезы этиопатогенеза. Это, прежде всего:

  • Слабо выраженные инстинкты и аффекты.
  • Блокирование поступающей информации, нарушенное восприятие.
  • Нарушенная слуховая обработка, как фактор сведения до минимума контактов.
  • Уменьшение роли ретикулярной формации мозга.
  • Нарушенная работа лобно-лимбического отдела и, как следствие, невозможность правильной мотивации и рациональности поведения.
  • Серьезная проблема обменных процессов, связанных с серотонином.
  • Нарушенная связь между полушариями головного мозга.
  • Кроме физиологической стороны вопроса необходимо также учитывать психологический и генетический факторы. Доказано, что проблема аутизма локализуется в основном в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение.

    Существует также некоторая часть детей с органическими мозговыми нарушениями еще в период вынашивания плода, или во время родов.

    Соотношение с эпилептическими припадками – от 2% до 4 %.

    Были выявлены и редкие случаи мягкие неврологические нарушения.

    ЭЭГ: патологические признаки – от 10% до 80% детей с аутизмом.

    Симптоматика заболевания

    Основные признаки патологии были описаны еще в середине прошлого столетия. К ним относятся:

  • Заболевание начинается в двухлетний период нормального предыдущего развития. У таких детей характерное красивое и задумчивое выражение лица. Отрешенность и сонность – заметный признак патологии.
  • Неспособность проявления и налаживания эмоциональных связей – это так называемое аутистическое одиночество. Ребенок не способен отвечать на ласку и заботу со стороны родителей, улыбаться и реагировать позитивно на прикосновения. Он не хочет быть на руках и одинаково равнодушен и к чужим и к близким людям. Дети с аутизмом обычно не делают различия между одушевленными и неодушевленными предметами. Одинаково ведут себя с людьми и предметами, из которых выбирают себе игрушки. Незнакомая обстановка их не пугает, а разлука с родителями не приносит эмоциональных переживаний. Характерная особенность – отсутствие необходимости в зрительном контакте.
  • Нарушения или задержка речи. Часто ребенок так и не приобретает вербальных навыков. Но бывает и так, что уже появившаяся способность постепенно нивелируется. В результате – страдает память и мыслительный процесс в целом. Общение у таких детей происходит на уровне нерациональных шумов, хрипов, щелчков и непонятных слогов. У них вырабатывается шаблонный набор определенных звуков, которыми они выражают свое нежелание общения. Их вербализация в очень примитивной форме строится на эхолалиях и стереотипных слоганах без смысла и привязки к контексту темы. Характерным признаком также можно назвать неумение пользоваться местоимениями. Дети для обозначения себя употребляют имя или второе лицо вместо имени.
  • Однообразность проявления. Стремление к ритуальным действиям. Желание стереотипного порядка вещей. Это проявляется в категоричном неприятии перемен, в предпочтении определенной одежды и питания, в упрощении игр, которые также строятся по одному примитивному шаблону. Такие игры обычно монотонны, и неинтересны в своей форме повторяющихся до бесконечности однообразных движений.
  • Странное манерное поведение. Ребенок, например, однообразно и длительно топает ножкой, крутится вокруг своей осин или раскачивается со стороны в сторону.
  • Неструктурированные игры – времяпрепровождение с глиной, песком, илом, водой. Такие игры не несут в себе функциональной и социальной направленности. Дети не умеют играть с игрушками и часто заменяют их разнообразными предметами.
  • Нерациональное проявление реакций на внешние стимулы – болевые ощущения и сенсорные раздражители в целом. Ответ или слишком слабый, или, наоборот, неоправданно сильный. Отмечена также реактивная избирательность. Дети чаще всего не хотят отвечать на вопросы, зато интересуются различными хаотичными шумами и звуками.
  • Другие симптомы у детей с аутизмом:

  • неожиданная агрессивность;
  • раздражение;
  • беспричинный страх;
  • гиперактивность;
  • растерянность;
  • удары головой в стену и предметы;
  • царапание, желание кусать себя;
  • нарушенный сон и режим питания;
  • недержание мочи;
  • иногда судороги.
  • У половины детей с аутизмом наблюдается тяжелая умственная отсталость, но некоторые могут проявлять определенные способности в несложных сферах деятельности.

    Проблема диагностики

    При грамотном диагностировании и работе с больными детьми необходимо учитывать:

  • их неспособность к отношениям с окружающей действительностью;
  • отгороженность от внешней среды вплоть до определенного болевого порога;
  • бедность речи;
  • нежелание визуальных контактов;
  • так называемый феномен тождества – стремление к однообразности;
  • повторы заданных им вопросов;
  • задержку саморазвития;
  • игровую стереотипность с предметами обихода;
  • появление признаков заболевания до трехлетнего возраста.
  • Дифференциальный подход

    Ввиду того, что частичные синдромы – явление не редкое, необходима тщательная дифференциация. Аутизм требует отделения от проявлений психоза, психопатии, шизофрении и других расстройств. Например, шизофренические симптомы становятся явными только после семи лет. Но при этом у ребенка не отмечено умственных проблем и судорог.

    Необходимо отметить, что нарушения слуха приводят к задержке общего развития и трудностям в вербальном произношении, поэтому их следует различать от аутизма. Годовалые дети с плохим слухом в отличие от малышей с аутизмом нормально лепечут. Кроме того, такие больные способны на невербальные контакты и адекватную реакцию на раздражители. Для дифференциации проблемы ребенка направляют на проведение аудиограммы.

    Детский аутизм нуждается еще и в разделении симптоматики по характерным признакам умственной отсталости:

  • отсталые в развитии дети проявляют в своих реакциях соответствие своим возрастным характеристикам;
  • используют речевые навыки в той мере, как их усвоили, и по назначению;
  • у детей нет несбалансированной задержки развития с выпячиванием некоторых чрезмерно усиленных функций;
  • при аутизме больше всего поражаются речевые способности.

Психоз, как расстройство, начинается после трех лет, быстро развиваясь до максимума нарушений в интеллектуальной сфере и поведении, которое приобретает характер примитивных шаблонов и нерациональной манерности.

Лечебный процесс при патологии

Лечение представляет собой сложный комплекс нескольких направлений:

  • Коррекция поведения.
  • Совместное специализированное усилие медиков, психологов и педагогов.
  • Включение в лечебный процесс семьи.
  • Всю необходимую помощь в смягчении проблемы педагогами и медиками следует сконцентрировать на период от пяти до семи лет.

    Примечание. Медикам и ученым совершенно ясна сложность проблемы и необходимость координации совместных усилий многих специалистов, разноплановый и разносторонний подход, комплексность в принятии всех необходимых реабилитационных мер при полном единстве биологических и психологических факторов.

    Медикаментозная помощь

    Максимальный эффект от лекарственных препаратов врачами отмечен в период от семи до восьми лет. После этого возраста медикаментозное лечение оправдано лишь в форме симптоматического действия.

    Основным психотропным препаратом для лечения детей нешкольного возраста с аутизмом является амитриптилин в небольших дозах. Один курс назначается сроком на четыре месяца. Используется также витамин В6 и некоторые нейролептики. Например, рисполепт, который дети принимают на протяжении нескольких лет.

    Примечание. Необходимо учитывать, что при назначенном курсе может наблюдаться значительная поведенческая редукция, снижение активности, стереотипных реакций, нерациональной суетливости или обособленности, заметно ускорение процесса обучения.

    Расстройство поведенческих функций лечат с помощью фенфлурамина.

    Иногда врачи назначаю детям бензодиазепины.

    Воздействие нейролептиками в настоящее время вызывает неоднозначную оценку. Необходимо выбирать медикаменты без сильного седативного воздействия, например, галоперидол или в небольших дозах неулептил. Но в целом нейролептики картину в сторону позитивных изменений практически не изменяют, поэтому лучше использовать заместительную терапию с пирацетамом и подобными препаратами на протяжении нескольких лет повторяющимися курсами с перерывами.

    bekhterev.ru

    Институт Мозга в Санкт-Петербурге ТКМП


    детский аутизм Обсуждаем медицинские и реабилитационные учреждения, которые работают с детьми аутичного поведения Медицинские и реабилитационные учреждения для аутистов Форум родителей детей с аутизмом

    Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с аутизмом » Медицинские и реабилитационные учреждения для аутистов » Институт Мозга в Санкт-Петербурге ТКМП

    Институт Мозга в Санкт-Петербурге ТКМП

    детский аутизм

    Дата регистрации на форуме:
    19 июня 2013

    Всего сообщений: 173
    Рейтинг пользователя: 20

    Дата регистрации на форуме:
    13 мая 2013

    Лучше позвонить в институт и самой всё узнать.

    Всего сообщений: 72
    Рейтинг пользователя: 12

    Откуда: Санкт-Петербург
    Всего сообщений: 699
    Рейтинг пользователя: 61

    Дата регистрации на форуме:
    10 июля 2012

    Она реально даёт положительный эффект, правда цена ОЧЕНЬ завышена, ничего сверх в аппаратуре нет, хотя я могу ошибаться. Дельфинотерапия тоже не из дешёвых, но там понятно содержание дельфинчиков накладно. А тут аппарат и врач к нему прилагается, но за полчаса 900 рублей.

    Надеется что от процедур дитя станет здоровым — наверное нет таких мам среди нас, но мы пробуем всё, что можем, и даже маленькие подвижки — реальный успех, даже если хоть на капельку, станет внимательней, адекватней разве это не результат?

    Откуда: хмао
    Всего сообщений: 3857
    Рейтинг пользователя: 233

    Дата регистрации на форуме:
    15 сен. 2009

    Откуда: Москва ВАО
    Всего сообщений: 994
    Рейтинг пользователя: 88

    Дата регистрации на форуме:
    23 мая 2011

    Самый активный участник голосования

    Откуда: Сыктывкар
    Всего сообщений: 5225
    Рейтинг пользователя: 270

    Дата регистрации на форуме:
    15 фев. 2010

    Оксан, вообще-то этот метод старательно подают именно в плане, что связи типа, наобразует

    А вообще, чем больше я живу, тем задумываюсь. вот куча ровесников-родителей проблемных деток и сами от рождения с проблемами здоровья. Но вот нас, пожалуй, дёргали меньше освоением знаний (типа «читаем с пелёнок» и читаем не менее философских трактатов и т. п.) Итог — выросли, приспособились, живём. далеко ходить не буду — я сама ребёнок мамы с сосудистыми проблемами, аллергика, роды быстрые, явно подвёрнуто было в шее у меня (ассиметрия лицевых мышц есть, гол. боли и т. п.) А в подростковом возрасте в обморок улетала — тока в путь Но уж живу почти полвека и ничего. вполне себе
    Иногда у меня в голове крамольная мысль — а вот отстать от детей, дать спокойно расти в среде сверстников, заниматься, играть, спорт обязательный. Чем прверять на них (за свои деньги) чьи-то теории и материалом для диссеров им служить.

    invamama.ru

    Реабилитационный центр для аутистов СПб

    Информация

    Описание: Мы считаем необходимым создание в Санкт-Петербурге диагностико-реабилитационного мультидисциплинарного центра на базе действующего стационара ДГКБ№5.

    Мало кто знает, с какими проблемами сталкиваются родители аутистов в России. Показать полностью…
    За рубежом давно разработаны методики, позволяющие максимально социализировать и включить в жизнь общества людей, которым поставлен такой диагноз. У нас они только начинают применяться.

    Ранняя диагностика, своевременная реабилитация, инклюзия, начиная с дошкольных учреждений, инклюзия и применение выверенных эффективных методик образования, индивидуальный подход к каждому ребенку — вот что остро необходимо сегодня. Очень важна, в свою очередь, психологическая работа с семьями особых детей. Место: Россия

    101 запись к записям сообщества

    В Овсянниковском саду прошёл пикет против «закона об импортозамещении»

    12 мая в Петербурге на территории сада им. Н.Г. Чернышевского (Овсянниковского сада) прошла акция против государственного ограничения на ввоз импортных медикаментов. Показать полностью… Новости о планируемых изменениях в законе существенно сократили число участников пикета.
    Напомним, днём ранее представители Госдумы выступили с официальным заявлением об исключении упоминаний конкретных отраслей, товаров и услуг из текста документа. Однако в первом чтении законопроект будет слушаться в первоначальной редакции. Далее, по информации СМИ, вопрос о «контрсанкционном списке» иностранных продуктов (в том числе лекарств) переходит в ведение Правительства РФ.

    Тем не менее активисты считают, что заявления депутатов, успокоивших часть населения, не являются гарантией решения проблемы. Угроза фактического запрета и прекращения ввоза в Россию импортных медикаментов по-прежнему актуальна.

    m.vk.com