Лечение клонического заикания

Заикание у детей

Заикание, обозначаемое в медицинской терминологии как логоневроз, является таким нарушением плавности, темпа и ритма голоса, дыхания и речи, при котором им сопутствуют судороги мышц, поражающие в речевой аппарат, а это язык, губы или гортань. Заикание у детей может появиться внезапным образом, более того, проявление у ребенка этого нарушения со временем начинает усиливаться. Как понятно, в любом случае необходимо принимать меры, и сегодня мы остановимся именно на них.

Речь заикающегося ребенка состоит из повторения отдельных звуков и слогов, также наблюдаются вынужденные остановки. Судороги, которыми сопровождается заикание, могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах отмечается напряжение и невозможность на протяжении длительного периода времени преодолеть возникающий в речи сбой. В свою очередь при клонических судорогах ребенок повторяет отдельные звуки или слоги (как правило, те из них, которые находятся в самом начале слова). Возможен и смешанный вариант – тоно-клоническое заикание. Бывает так, что нарушения речи, обуславливаемые заиканием, долго не проявляются у ребенка, однако дают о себе знать при возникновении определенных стрессовых ситуаций, выступающих в этом случае в качестве пускового механизма.

О причинах

Причины заикания можно разделить на три основных группы: физиологические, социальные и психологические.

Физиологические причины заикания могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью, родовой травмой, заболеваниями нервной системы и т.д. Нередко бывает и так, что заикание появляется при заболеваниях, поражающих непосредственно речевые органы (нос, гортань или глотку). Развиться заикание может и в результате нервного истощения на фоне предшествующего перенесения таких, например, заболеваний, как рахит, корь, тиф или коклюш.

Если актуальны социальные причины заикания, то в таком случае может иметь место, например, проблема недостаточной реализации мер со стороны родителей ребенка, направленных на формирование его речи. В итоге может быть нарушено произношение звуков, слова могут произноситься на выдохе или может развиться скороговорение.

Нередко бывает и так, что заикание развивается у ребенка при условии одновременного изучения им нескольких языков либо на фоне перегрузки, касающейся работы с речевым материалом, в особенности, если такая перегрузка в целом не соответствует возрасту ребенка. В качестве причины речевых нарушений также можно обозначить излишнюю строгость родителей в отношении ребенка.

В конце концов, допускается и такой вариант, как намеренное копирование речи действительно заикающегося человека. Группа вариантов, которые попадают под социальные причины, может спровоцировать развитие нарушений даже у детей с изначально нормальным состоянием нервной системы.

И, наконец, психологические причины заикания. Такие причины обуславливаются эмоциональным состоянием ребенка. Здесь не идет речь о каких-то проблемах с нервной системой, спровоцировать заикание может сильное и внезапное психоэмоциональное потрясение.

Зачастую в качестве предшествующих заиканию факторов выделяют определенные невротические реакции, проявляющиеся на фоне каких-либо детских страхов. К таким страхам можно отнести боязнь темноты, громких звуков, потери родителей, наказания и т.д. Нередкой причиной появления заикания у маленьких детей (от 3 лет и более) становится неадекватное поведение в их адрес животных.

В основном приступы заикания у детей проявляются чаще в период перенесения тех или иных заболеваний, в результате переутомления, при определенных неприятностях (дома, в школе и пр.). Наблюдается даже некоторая зависимость от погодных условий, рациона питания и сезона. Что примечательно, если в ежедневном рационе питания ребенка содержится слишком много белковой пищи, то проявление заикания усиливается и в этом случае.

Нарушения речи (и заикание в частности) также зачастую развиваются в переходном возрасте и в период активного роста зубов. Относительно часто отмечаются случаи появления заикания на фоне инфекционных заболеваний. Заболевания в хронической форме течения причиной появления у ребенка нарушений речи не являются, хотя их наличие и может выступать в качестве фактора, усиливающего уже имеющиеся у него нарушения. К примеру, если из-за имеющихся аденоидных разрастаний ребенку становится труднее дышать носом, то из-за этого у него вполне могут появиться проблемы с речью.

Как лечить заикание?

Естественно, что заикание нужно пытаться устранить. И хотя посещение логопеда для этого является мерой правильной, она, между тем, является лишь одним из вариантов лечения.

Дополнительно нужно посещать педиатра и психолога.

Педиатр в частности должен определить, какая конкретно патология может быть актуальна в конкретном случае, и после ее обнаружения, соответственно, назначить необходимое лечение. Также им разрабатывается план мер, направленных на укрепление организма ребенка и на обеспечение профилактики заболеваний, при которых поражается речевой аппарат, начиная от простуды и заканчивая заболеваниями с поражением голосовых связок и ушей. Назначаются физиотерапевтические процедуры, такие как электросон, массажные процедуры, бассейн и пр.

Что касается психолога (или психотерапевта), то его воздействие заключается в оказании ребенку помощи, позволяющей справиться с имеющим заболеванием. Параллельно этот специалист поможет ребенку в корректировке восприятия факторов, провоцирующих усиление заикания и в целом его вызывающих. В частности с его помощью ребенок может научиться чувствовать себя комфортно в любой возможной ситуации, осознавать собственную полноценность и отсутствие каких-либо отличий от сверстников (образно говоря – что он ничем не хуже других). Посещение этого специалиста проводится в присутствии родителей на приеме – им также следует знать, как они могут помочь ребенку.

Лечение у логопеда направлено реализацию определенных положений в его рамках, за счет чего ребенок сможет быстрее справиться с проблемным для себя заболеванием. Выделим эти положения в общих чертах:

  • Проведение занятий у логопеда проходит в соответствии определенной этапной и последовательной схеме. Сначала ребенок обучается правильному изложению текстов. Им пересказываются материалы домашнего задания, зачитываются стихотворения. В качестве особенности этого пункта можно выделить то, что ребенок чувствует себя комфортно, ведь выполняя любое из необходимых действий, он знает, что оценки он за это не получит, смеяться над неправильностью результатов и попыток, принимаемых в их достижении, также никто не станет. При проведении таких занятий речь детей воспроизводится спокойно и размеренно, без изменений в интонации. Когда получается добиться результата, и заикание у ребенка исчезает при работе над устными рассказами, в речь должна быть привнесена определенная эмоциональная окраска, для чего его просят на чем-то сделать акцент, повысить голос, сделать паузу и пр.
  • Другой особенностью занятий является то, что во время них также моделируются те или иные ситуации, в которые ребенок может попасть. За счет такого подхода обеспечивается «привыкание» ребенка, что, в свою очередь, позволит сократить волнение при подобном их повторении. Иными словами, ситуации прорабатываются так, чтобы ребенок научился справляться с заиканием даже в тех случаях, когда те или иные ситуации развиваются не в кабинете врача, помогающего ему в этом.
  • При проведении занятий важно, чтобы в наличии имелись примеры правильно воспроизводимой речи. Сюда может относиться речь самого логопеда, разговор пациентов, благополучно завершивших лечение заикания, аудиозаписи и пр.
  • Не менее важно в таком лечении использовать логопедическую ритмику. Такой лечебный прием основывается реализации ряда мер, точнее это комплекс упражнений для мимических и голосовых мышц, игры и упражнения с пением, подвижные игры и пр.
  • Дополнительно логопед назначает домашние задания для ребенка.
  • Хорошо, если оказываться помощь будет не только родителями и врачами, но и теми, с кем ребенок также проводит немалую часть времени. В последнем случае подразумевается определенное воздействие воспитателей и педагогов в школе.
  • Помимо занятий у логопеда, существуют и другие способы лечения заикания, остановимся на них.

    Дыхательные упражнения. В этом случае лечение позволит добиться более свободного и естественного звучания голоса ребенка. За счет выполняемых упражнений оказывается благоприятное воздействие на его дыхательную систему. Диафрагма в этом случае тренируется так, что она начинает принимать непосредственное участие в голосообразовании. Помимо этого, ребенок обучается глубоко дышать, его голосовые связки приобретают за счет выполняемых упражнений большую подвижность, что, в свою очередь, позволяет добиваться тесного их смыкания во время разговора. Дополнить лечение с выполнением дыхательных упражнений можно релаксацией.

    Компьютерные программы. Эффективным становится и лечение за счет такого способа воздействия, в частности оно направлено на синхронизацию речевого и слухового центров. Здесь ребенком произносятся в микрофон слова, в то время как программой буквально на долю секунды задерживается речь. В этом случае ребенок, слыша свой голос при определенной задержке, будет стараться подстроиться под него. Таким способом можно добиться плавности и непрерывности речи. Кроме того, помимо такой регулировки речи использование программы подразумевает и проигрывание некоторых ситуаций, возникающих обычно в процессе «стрессового» общения (недовольство, гнев, возражение и пр.). Ребенок отвечает в микрофон, программа оценивает, насколько успешно у него получилось справиться с задачей, и в итоге упражнения дополняются подсказками в отношении того, что следует улучшить.

    Точечный массаж. В зависимости от масштабов проблемы разрабатывается конкретный вариант курса лечения. В ходе проведения процедур оказывается воздействие на соответствующие точки на ногах, грудной клетке, лице и спине. Заметить улучшения в речи ребенка можно уже после первого курса, в целом же эффективность лечения и скорость достижения результатов в каждом конкретном случае может отличаться. За счет проведения процедур такого массажа можно добиться восстановления нервной регуляции речи.

    Медикаментозное лечение. Такого типа воздействие в лечении заикания выступает лишь в качестве дополнения к общему курсу. Здесь могут применяться транквилизаторы, противосудорожные препараты, а также препараты специфического воздействия, направленные на нейтрализацию воздействия веществ, за счет которых блокируется нормальная деятельность нервных центров. Могут также применяться ноотропные препараты, успокаивающие настройки и отвары. Лекарств, предназначенных конкретно для лечения заикания, не существует.

    Роль родителей в лечении заикания

    Также важно вернуться к роли родителей в борьбе с рассматриваемой проблемой заикания. Прежде всего, важным в лечении является наиболее благоприятное время для этого – лучше всего начать до поступления ребенка в школу. Понять суть такой рекомендации нетрудно: это и нахождение ребенка в коллективе, где имеющаяся проблема речи может стать причиной насмешек, и в целом трудности при обучении (в частности – при публичных выступлениях, в рамках котороых нужно отвечать на вопросы учителей).

    Выделим также дополнительные рекомендации.

  • Соблюдение распорядка дня. Режим дня играет важную роль в общем состоянии ребенка, и, прежде всего, касается это сна. В возрасте 3-7 лет длительность ночного сна должна составлять 10-11 часов, дневного – 2 часа. В возрасте от 7 лет длительность ночного сна должна составлять около 9 часов, дневного – 1,5 часа. Перед сном телевизор смотреть не рекомендуется.
  • Благоприятная психологическая атмосфера. Здесь речь идет о необходимости исключения шумного поведения и ссор при находящемся рядом ребенке. Это же касается постоянных одергиваний, чрезмерной строгости, частых замечаний и крика в его адрес – все это следует также исключить. Не менее важным моментом является отношение к проблеме ребенка — важно не показывать ему собственных переживаний на ее счет, ситуации это точно не улучшит, да и саму проблему не решит. Постарайтесь, чтобы у ребенка было больше положительных эмоций, хвалите его чаще.
  • Помощь в общении. Понятно, что ребенку необходима помощь по этому пункту, и для этого необходимо, чтобы он слышал правильную речь. Разговаривать с ребенком следует спокойно, медленно и ласково – так у него появится пример для подражания, ему проще будет усваивать речь. Исключается повторение труднопроизносимых слов по нескольку раз.
  • Общее укрепление здоровья. Нервное напряжение необходимо ослаблять, переутомление и шумные компании должны быть исключены. Полезно закаливание, активные игры, гимнастика.

Подытоживая, можно добавить, что научно доказанным фактом является то, что основной причиной заикания является речевая дискоординация. Учитывая то, что речь является сама по себе навыком, важно обеспечить формирование у ребенка соответствующих навыков речи на конкретных примерах, потому этому следует уделять особое внимание. И, конечно, не менее важным моментом является создание благоприятной психологической атмосферы при соответствующем отношении к ребенку. Саму проблему нужно решать, и начинать это делать нужно как можно раньше.

simptomer.ru

Заикание клоническое, тоническое и смешанное

Прежде чем начать лечение заикания, необходимо обследовать заикающегося, установить причины заикания и определить его форму. Среди самых важных факторов — характер судорог, который во многом является основанием для постановки правильного логопедического заключения. Различают клонические и тонические судорожные состояния мышц речевого аппарата, и соответствующие им виды заикания. Они проявляются во всех группах мышц, которые участвуют в продуцировании речи, артикуляционно-дыхательно-голосовом аппарате заикающегося.

Клонический тип

Обычно болезнь начинается с этой формы. Клоническое заикание у детей проявляется как повтор начальных речевых фрагментов: звуков, слогов и целых слов. По сравнению с тоническим типом эти повторы более ритмичны, а напряжение не такое интенсивное и длительное.

Заикание тоно-клонического (клоно-тонического) типа

Когда патология закрепляется, к ней обычно прибавляются тонические судороги, и болезнь принимает смешанный характер. Тонические судороги вызываются резким гипертонусом мышц артикуляционного ( языка, губ, щек, мягкого неба) и не только артикуляционного аппарата. Возникающее при этом спазматическое напряжение бывает более сильным и длительным, чем при клонических судорогах. В речи появляются задержки, паузы и провалы. Одна форма болезни не сменяет другую, а накладывается на нее. Таким образом, развивается заикание клоно-тонического или тоно-клонического типа.

Степени тяжести заикания

Степень тяжести болезни определяется тем, при каких обстоятельствах и эмоциональном состоянии ребенка она проявляется, а также ее интенсивностью.

Легкая. Заикание становится заметным только при стремлении говорящего быстро высказаться, эмоциональном возбуждении. В целом не мешает речевому общению, во многих случаях ребенок не стесняется своего дефекта и поэтому не испытывает страха перед коммуникацией, в том числе спонтанной. Однако иногда внешние признаки кажутся более легкими за счет использования уловок (замены слов с «трудными» сочетаниями звуков на более легкие). Чаще этим заикающимся присущи клонические судороги.

Средняя. В этом случае в спокойном состоянии заикание проявляется, то в очень слабой форме. При волнениях усиливается до значительного: акт высказывания затрудняется, а понимание становится проблематичным. К чисто речевым расстройствам могут прибавляться некоторые сопутствующие движения (покашливания, иногда мимолетное искажение или подергивание мимических мышц , призванные замаскировать дефект). Более тяжелыми являются проявления логофобии с разнообразными уловки. Речевое общение возможно, но затруднено и очень некомфортно.

Тяжелая. Спазмы наблюдаются во всех формах речи независимо от эмоционального состояния. В большинстве случаев они тонические или тоно-клонические. Клоническое заикание тяжелой степени тоже встречается, но значительно реже, чем тоническое. В этом случае тяжелые спазмы повторяются многократно почти на каждом слове и даже слоге. К процессу говорения прибавляются тяжелые сопутствующие движения ( искажение мышц лица, насильственные движения языка, заметные судороги неречевых мышц: рук, диафрагмы…). В этом случае заикающийся активно использует эмболы — бессодержательные слова и звукосочетания. Уловки (замена сложных для произнесения звуков на более простые) уже почти не способны спасти его. Речь человека настолько тяжела, что практически ее невозможно использовать для речевого общения. В школе, например, дети с тяжелой степенью заикания отвечают исключительно письменно.

При своевременно начатом лечении обычно удается не допустить перерастания слабого клонического заикания в тяжелую форму.

Лечение клонического заикания

В Речевом центре «Арлилия» работа с пациентами начинается с консультации-обследования — только по полученным результатам специалисты готовы ответить на вопрос, как вылечить заикание в конкретном случае. Коррекционный курс строится на авторской методике профессора Л.З.Арутюнян, но всегда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Он включает комплексное взаимодействие опытных специалистов: логопеда, психотерапевта и преподавателя риторики. В случае их совместного воздействия и ответственного отношения к занятиям самого заикающегося результатом работы становится полное и безусловное излечение от заикания.

На сайте вы можете познакомиться с историями людей, которые навсегда избавились от этого дефекта.

www.arlilia.ru

Форум о заикании

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Центр патологии речи и нейрореабилитации (Москва)

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Inkognito, Skif

  • Перейти на страницу:
  • Итог обследования то какой ? МОЗГ ОБНАРУЖЕН ?

    рака в голове нет — значимых органических изменений тоже — на ЭЭГ нет эпилептиформной активности — гипервентиляция мозга её тоже не выявляет .

    ЭЭГ — 2000-25000 р.

    биохимия крови 200 р. за 1 показатель — надо тоже бесплатно сделать на 10 показателей .

    Добавлено спустя 7 минут 21 секунду:

    это всё было назначено каграмановой — у меня с этой теткой был жесткий конфликт и не только у меня — 2 психолога просто уволились опять же конфликты с ней и мироновой тоже у меня были конфликты . это просто было трамвайное хамство !

    Добавлено спустя 6 часов 11 минут:
    всё тема закрыта ! — хвавтит пустышки назнаячать народ

    Добавлено спустя 10 минут 35 секунд:
    вещества 25 + 10-20 это вам вам 15- 20 лет

    если они прекратят заниматься ерундой , то ты — болезный , со скуки помрешь .

    завтра! Москвичи ! 13.00 встреча на ВДНХ ! центральный вход

    cprin писал(а): ЦПРиН создан Москвой и поддерживается бюджетом Москвы.

    1. Обратиться в Департамент Здравоохранения Москвы (ДЗМ)

    пишем на вас » телегу » в

    1. страховую компанию

    тебя в той телеге и упокоят . дерзкий пугливый ты наш .

    завтра не придешь на встречу — значит слова твои ноль стоят

    мне 30 + для справки народ.

    Добавлено спустя 14 минут 40 секунд:
    теиа закрыта- ибо полный ноль

    Администранция сайта предупреждает, что любое употребление лекарственных препаратов без прямого назначения вашего лечащего врача может создать угрозу для здоровья.

    учебник для мед. вузов — самохвалов — заикание и его лечение

    Характерные особенности — частые повторения или пролонгация звуков, слогов или слов; или частые остановки, нерешительность в речи с нарушениями ее плавности и ритмического течения.

    Этиология и патогенез

    Точные этиологические факторы не известны. Выдвинут ряд теорий:
    1. Теории «блока заикания» (генетическая, психогенная, семантогенная). Основа теории — церебральная доминантность речевых центров с конституциональной предрасположенностью к развитию заикания вследствие стрессогенных факторов.
    2. Теории начала (включают теорию срыва, теорию потребностей и теорию антиципации).
    3. Теория научения основана на объяснении принципов природы подкрепления.
    4. Кибернетическая теория (речь — автоматический процесс по типу обратной связи. Заикание объясняется срывом обратной связи).
    5. Теория изменения функционального состояния мозга. Заикание является следствием неполной специализации и латерализации языковых функций.
    Исследования последних лет свидетельствуют о том, что заикание является генетически наследуемым неврологическим расстройством.
    Распространенность
    Заиканием страдает от 5 до 8% детей. Расстройство в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. У мальчиков оно более устойчиво.
    Клиника
    Заикание обычно начинается в возрасте до 12 лет, в большинстве случаев имеется два острых периода — между 2—4 и 5—7 годами. Оно обычно развивается в течение нескольких недель или месяцев, начинаясь с повторения начальных согласных или целых слов, которые являются началом предложения. По мере прогрессирования расстройства повторения становятся все более частыми с заиканием на более важных словах и фразах. Иногда оно может отсутствовать при чтении вслух, пении, разговоре с домашними животными или неодушевленными предметами. Диагноз ставится при продолжительности расстройства не менее 3 месяцев.
    Клонико-тоническое заикание (нарушены ритм, темп, плавность речи) — в виде повторения начальных звуков или слогов (логоклония), в начале речи клонические судороги с переходом в тонические.
    Тонико-клоническое заикание характеризуется нарушением ритма, плавности речи в виде запинок и остановок с частым повышением вокала и выраженными нарушениями дыхания, сопутствующими речи. Наблюдаются дополнительные движения в мышцах лица, шеи, конечностей.

    Осложнения расстройства включают снижение успеваемости в школе из-за стеснительности, страха речевых нарушений; ограничения в выборе профессии. Для страдающих хроническим заиканием типичны фрустрация, тревога, депрессия.

    Терапия
    Включает несколько направлений. Наиболее типично — отвлечение внимания, внушение и релаксация. Заикающихся обучают говорить одновременно с ритмическими движениями руки и пальцев или медленно нараспев и монотонно. Эффект чаще временный.
    Классический психоанализ, психотерапевтические методы не эффективны в лечении заикания. Современные методы основаны на точке зрения, что заикание является формой выученного поведения, не связанного с невротическими проявлениями или неврологической патологией. В рамках этих подходов рекомендуется минимизировать факторы, усиливающие заикание, уменьшить вторичные нарушения, убедить заикающегося разговаривать, даже с заиканием, свободно, без стеснения и страха, чтобы избежать вторичных блоков.
    Эффективен метод самотерапии, основанный на предпосылке, что заикание является определенным поведением, которое можно изменить. Этот подход включает десенсибилизацию, снижающую эмоциональные реакции, страх перед заиканием. Так как заикание — это то, что человек делает, и человек может научиться изменить то, что он делает.
    Медикаментозное лечение носит вспомогательный характер и направлено на купирование симптомов тревоги, выраженного страха, депрессивных проявлений, облегчение коммуникативных взаимодействий. Применимы успокаивающие, седативные, общеукрепляющие средства (препараты валерианы, пустырника, алое, поливитамины и витамины группы В, препараты магния). При наличии спастических форм используют спазмолитики: мидокалм, сирдалуд, миэлостан, диафен, амизил, теофедрин. Транквилизаторы применяют с осторожностью, рекомендован мебикар 450—900 мг/сут., непродолжительными курсами. Значительный эффект приносят курсы дегидратации.

    Альтернативные варианты медикаментозного лечения:
    1) При клонической форме заикания используется пантогам от 0,25 до 0,75 — 3 г/сут., курсы длительностью 1—4 месяца.

    2) Карбамазепины (преимущественно тегретол, тимонил или финлепсин-ретерд) с 0,1 г/сут. до 0,4, г/сут. в течение 3—4 недель, с постепенным снижением дозы до 0,1 г/сут. в качестве поддерживающего лечения, длительностью до 1,5 — 2 мес.
    Комплексное лечение заикания также включает физиотерапевтические процедуры, курсы общего и специализированного логопедического массажа, речевую терапию, психотерапию с использованием суггестивного метода.

    __ аналитик (без образования) по фармакотерапии заикания .

    stuttering.su

    Клоническая форма заикания

    Заикание встречается сравнительно часто. Его распространенность в отдельных регионах колеблется от 1 до 5 % всего населения. Наиболее часто разные авторы называют цифры от 1 до 2–3 %. Среди взрослых распространенность заикания относительно уменьшается.

    Почему это происходит? Дело в том, что у детей заикание часто носит временный характер и во многих случаях проходит на фоне своевременного лечения.

    Что касается распространенности этого расстройства среди лиц мужского и женского пола, то обычно приводится соотношение

    Классификация заикания зависит от отнесения проблемы к логопедии или к медицине. Логопеды выделяют клоническую, тоническую и сочетанные формы заикания с преобладанием клонического или тонического компонентов.

    При клонической форме заикания отмечается повторение отдельных слогов, при тонической – спазм мимической, голосовой или дыхательной мускулатуры. Врачи обычно выделяют невротическую, неврозоподобную и смешанную формы. Невротическая форма может развиться после испуга, на фоне психотравм дома и в детском учреждении; неврозоподобная — вследствие родовой травмы, инфекционных и соматических заболеваний.

    По степени тяжести можно выделить три формы заикания: легкую, среднюю и тяжелую, а также крайне тяжелую – с выраженным тоническим компонентом и невозможностью начала речи без посторонней помощи. Помимо заикания существует такое понятие, как логоневроз. Под логоневрозом прежде всего следует понимать страх речи, страх говорить в незнакомой обстановке, с незнакомыми людьми, на экзамене и т. д.

    Почему иногда заикание развивается у абсолютно здоровых детей, ничем не болевших и живущих в нормальных условиях?

    Этому способствует сверхактивная информационная стимуляция психики ребенка. Сюда же можно отнести сверхнагрузку на речевые центры у детей в двуязычных семьях. Так что существуют условия для формирования заикания у абсолютно здоровых детей при отсутствии психотравмирующих ситуаций.

    Также среди причин возникновения заикания не последнее место занимает подражание.

    Что следует делать, если у ребенка появилось заикание? Допустимо ли при этом занимать выжидательную позицию — а вдруг все пройдет без лечения?

    Возможно, в одном случае из ста так и произойдет, но надеяться на это не стоит. Лучше всего сразу же обратиться к невропатологу, который назначит успокаивающее, общеукрепляющее или тонизирующее лечение с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Вполне, вероятно, что понадобится специальное обследование: ЭЭГ, РЭГ и т. д., а, может быть, консультации других специалистов.

    Логопедические занятия в той или иной форме должны проводиться во всех случаях. Сеансы гипноза (психорегуляции) также необходимы, причем, желательно проводить подобные занятия (логопедические и психотерапевтические) в одном учреждении и в один день. Часто родители и учителя, «щадя психику» заикающегося ребенка, освобождают школьников от устных ответов, экзаменов, от «лишних» нагрузок. Такая тактика приводит лишь к формированию или к закреплению логоневроза, к закреплению комплекса неполноценности. Освобождать от устных ответов, устных экзаменов следует лишь детей и подростков с тяжелой или сверхтяжелой формой заикания, но только временно — до перехода заикания в среднетяжелую форму. И, конечно, на фоне лечения.

    correctdiagnosis.ru

    Особенности симптоматики и методы лечения логоневрозов

    Под такими названиями, как логоклония и логоневроз, понимают различные разновидности заикания, в том числе и неврологическое заикание у детей и взрослых. К симптомам такого речевого расстройства относят как затягивание некоторых звуков, так и повторение звуков, слогов или даже целых слов. Причиной возникновения этих симптомов являются судороги мышц речевого аппарата, возникающие при попытках произнести фразы или отдельные слова.

    Непроизвольные сокращения мышц речевого аппарата могут сопровождаться видимым напряжением в области челюстей или дрожанием губ. Классифицируя логоневроз, различают тоническую и клоническую формы заикания. Если для речи человека характерны такие нарушения, как чрезмерное растягивание отдельных звуков, то говорят о тонической форме логоневроза, тогда как речевое нарушение, выражающееся в повторении звуков и слов, называют клоническим заиканием. Как у детей, так и у взрослых встречаются и смешанные формы логоневроза, характеризующиеся наличием симптомов и тонической, и клонической формы одновременно.

    При клонико-тоническом заикании нарушена плавность речи, проявляются сбои ритма и темпа речи после повторения первых произносимых слогов или звуков. В этом случае заикание проявляется в начальном возникновении клонических судорог, которые затем сменяются тоническими нарушениями речи.

    Тонико-клоническое заикание проявляется не только в нарушениях плавности и ритма речи, но и в том, что при произнесении слов и фраз могут возникать расстройства дыхания и даже движения мышщ, не относящихся непосредственно к речевому аппарату человека. Речь может сопровождаться непроизвольными движениями мышц рук или шеи.

    При лечении логоневрозов применяются разнообразные методы, в том числе релаксацию и аутотренинг. Особые методики разрабатываются для детей, подростков и взрослых. В некоторых случаях в качестве дополнительного средства используется медикаментозное лечение с применением успокаивающих и общеукрепляющих средств, например, препаратов на основе валерианы и пустырника, поливитаминов, препаратов магния.

    zaikanie.spb.ru