Лечение невроза у ребенка 4 года

Детские неврозы или как не допустить неправильного формирования личности

Детский невроз не может быть диагностирован у совсем маленького ребенка, так как он еще не способен достаточно четко описать свое состояние, страхи и эмоции. При достаточном уровне психо-социального развития возможно говорить о развитии различных видов невроза у ребенка в 2 года, но с большей степенью уверенность – у ребенка 3 лет и старше.

В медицинской трактовке детский невроз – это реакция личности (даже маленькой) на острую или продолжительную, а также внезапную психологическую травму или ситуацию. Проявления невроза определяются возрастом, характером травмирующей психологической ситуации, а также эмоциональным складом маленького человека.

Причины возникновения неврозов у детей

Причины, которые вызывают развитие невротической реакции, а в дальнейшем и невротического состояния, достаточно разнообразны. Среди них наиболее часто выделяют:

  • различные изменения привычного образа жизни (переезд из города в сельскую местность или коттеджный поселок, в другую квартиру);
  • начало посещения детского коллектива (дошкольное учреждение или школа, переход с одной ступени общеобразовательной школы на другую);
  • изменения семейного характера (появление отчима или мачехи в семье, рождение другого ребенка или появление приемного).
  • Возможна также другая ситуация, когда внезапный испуг, чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка непродолжительного характера провоцирует развитие невроза на фоне общего неблагоприятного фона здоровья ребенка. Негативные последствия для малыша могут иметь различные психологические травмы матери в период беременности, гипоксия плода и другие осложнения в родах. Чем младше ребенок, тем большее значение имеют врожденные факторы и состояние матери в период беременности.

    Важнейшее значение имеет психологический климат в семье и принятая модель воспитания. Если родители придерживаются неправильных воспитательных принципов, то возможно развитие невротической реакции и формирование психологически нестабильной личности. Наиболее негативны в этом отношении такие модели воспитания, как:

    1. неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком, разочарование мальчиком, если ожидали появление девочки);
    2. гиперопека (нежелание приучать малыша к самостоятельности, строить партнерские отношения в коллективе);
    3. авторитарность (требование абсолютного подчинения взрослым, постоянное принятие всех решений вместо него и без учета его мнения);
    4. вседозволенность (полное лишение маленького ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие любых норм и порядка в семье и детском коллективе).


    В конечном итоге решающее значение имеет не один из выше перечисленных факторов, а их комбинация.

    Детский невроз не может развиться у ребенка, который живет в благополучной семье, после внезапного сильного испуга.

    Наличие патологии родов или беременности у матери является неблагоприятным фактором, но решающего значения не имеет, если в семье создан правильный психологический климат и приветствуются современные принципы воспитания.

    При наличии этих предрасполагающих факторов должна проводиться соответствующая профилактика детских неврозов, препятствующая их возникновению.

    Коварством невроза в детском возрасте является его нарастание у развивающейся маленькой личности. Вовремя не распознанная и не леченная невротическая реакция у совсем маленького ребенка перерастает в невротическое состояние у школьника и подростка, в конечном итоге является причиной необратимых изменений психологического склада личности.

    Виды невроза

    В современной психологии принято выделять следующие виды невроза: невроз навязчивых состояний или движений, неврастения, истерия. Виды невроза различны по своим клиническим проявлениям.

  • Для истерии типично выраженное противоречие между окружающими обстоятельствами и желаниями личности, которые значительно превышают возможности окружающей психологической среды.
  • Для неврастении характерна противоположная ситуация: завышенные требования личности к себе на фоне привычной окружающей обстановки, несоразмерные индивидуальным возможностям.
  • Невроз навязчивых состояний или навязчивых движений возникает в результате внутреннего конфликта, когда маленькая личность сталкивается с противоречием своих личностных правил и требований окружающей действительности.

    Клиническая картина

    Признаки невроза у детей определяются его видом и возрастом ребенка. Внимательные родители, имеющие постоянный психологический контакт со своим ребенком, могут заметить начальные проявления детского невроза (изменения характера и поведения) и вовремя обратиться к специалисту.

    Истерический невроз возникает у единственного ребенка в семье или при большой возрастной разнице у старшего.

    Предпосылкой для этого состояния является неправильное отношение к нему взрослых: как к единственному и неповторимому, любые требования которого должны немедленно выполняться.

    Попадая в другую обстановку (например, детский коллектив), такой ребенок неожиданно понимает, что окружающие его обстоятельства далеко не всегда подстраиваются под него, и начинает бунтовать.

    В любом возрасте истерический припадок возникает всегда в присутствии взрослых, маленькая личность стремится привлечь к себе повышенное внимание. Малыш плачет, кричит, кидается в драку, то есть шумно и бурно выражает свое недовольство окружающей действительностью. У ребенка дошкольного возраста могут возникать внезапные беспричинные приступы удушья (сходны и астматическими).

    В более старшем возрасте (например, у ребенка 8 лет) истерия может принимать вид соматического заболевания. Возникают жалобы на боли в области сердца или желудка, постоянного ноющего характера, которые не устраняются медикаментами. У подростков, особенно склонных к театральности, может возникнуть паралич рук и ног или слепота. При этом во время осмотра специалистом отмечается отсутствие неврологической симптоматики: подросток легко двигает руками и ногами, может прыгать на одной ноге, с интересом рассматривает стены врачебного кабинета.

    Неврастения

    В отличие от истерии характеризуется выраженной слабостью ребенка любого возраста и прогрессирующими депрессивными изменениями.

    Например, у ребенка 3 лет, возникает потребность долго спать или отдыхать на фоне привычной физической нагрузки. Малыш теряет интерес к игрушкам, сладостям, развлечениям, перестает радоваться окружающей обстановке. Он не может ответить на вопрос, чего ему хочется. Отмечается нежелание делать и узнавать что-либо новое.

    В школьном возрасте более заметны нарастающие проблемы со школьным обучением. Маленькая личность постоянно жалуется на слабость и общий упадок сил, завышенные требования учителей и большой объем домашнего задания. Наблюдается снижение успеваемости даже по любимым и благополучным предметам.
    Подросток может жаловаться на боли в сердце и головные боли (без морфологической причины), при этом он убежден в серьезности и неизлечимости своей болезни.

    Отличительным признаком неврастении являются разнообразные нарушения сна. Сон неглубокий, с кошмарными сновидениями, нередко возникают трудности с засыпанием или, наоборот, досрочное просыпание и невозможность повторно уснуть.

    Невроз навязчивых состояний

    Данная разновидность невротических реакций характеризуется возникновением различных страхов или движений, которые не имеют реальных причин.

    Например, у ребенка 4 лет наблюдается излишне эмоциональная и необоснованная боязнь (невроз страха) темноты или сильного дождя, насекомых (пауков, тараканов), грызунов, больших собак. При этом малыш избегает любой возможности не только прямого контакта, но и самой возможности развития ситуации. Он может переходить дорогу, если слышит далекий собачий лай; включать свет во всех помещениях, чтобы темноты не было нигде.

    У детей более старшего возраста возникают более сложные фобии. Подросток может бояться заразиться инфекционным заболеванием или заболеть раком, опасается острых предметов или замкнутого помещения. При этом подросток сохраняет критичность, то есть понимает негативность этих страхов.

    Навязчивые движения удивительно разнообразны и индивидуальны для каждой конкретной личности. Это может быть постоянное почесывание носа или затылка, шмыганье носом или покашливание, потирание рук или бесконечное их мытье.

    Отдельной группой принято выделять тики – местные или общие подергивания мышц, сопротивляться которым ребенок хочет, но не может. У дошкольников это часто мигательный тик (оба глаза постоянно моргают). У школьников в процесс подергивания вовлекаются все мышцы лица (подергивание носом, растягивание рта, поднимание бровей). У подростка это могут быть мышечные подергивания почти всех групп мышц.

    Хорошо известны многим родителям такие формы невроза как заикание и детский энурез.

    О заикании можно говорить только у дошкольников, когда речь должна быть полностью правильно сформирована, сохранять определенный темп и плавность. На фоне любого волнения ребенок пытается преодолеть речевой барьер с помощью мышечного напряжения: топает ногой, щелкает пальцами, жестикулирует.

    Отсутствие лечения заикания приводит к еще большим проблемам в школьном возрасте. Ребенок не может отвечать вслух на уроке, стыдиться и страдает от своей проблемы, что еще больше усугубляет заикание. В подростковом возрасте возможен рецидив заикания.

    О развитии энуреза можно говорить только в случае взаимосвязи психологической травмы и расстройства мочеиспускания. Повторяющиеся эпизоды ночного недержания мочи (при этом малыш понимает, что это неправильно) иногда бывают единственным проявлением невроза. В школьном возрасте эта проблема самопроизвольно не исчезает. Наоборот, школьник, и тем более подросток, недоволен собой, замыкается в проблеме, ожидает очередного неприятного эпизода, что еще больше ухудшает ситуацию. На этом фоне характер приобретает депрессивные и меланхолические черты.

    Диагностика неврозов

    Начинать лечение следует с консультации невропатолога для исключения органических заболеваний нервной системы. Врачом будет рекомендован определенный перечень необходимого обследования: доплер сосудов головного мозга, компьютерная томография, электроэнцефалограмма.

    Лечением неврозов занимается психотерапевт или психолог (не психиатр). Лечение проводится в амбулаторных условиях, нет необходимости госпитализировать в стационар.

    Общие направления лечения неврозов

    В психотерапии выделяют следующие направления:

  • изучение психологического климата в семье (групповая и индивидуальная терапия) и его коррекция;
  • ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации;
  • арттерапия и составление психологического портрета по рисункам малыша;
  • аутогенная тренировка (внушение) и гипноз используются преимущественно у подростков.
  • Профилактика

    Не следует рассматривать назначение успокаивающих или тонизирующих препаратов как средство профилактики неврозов у детей. Профилактические мероприятия достаточно просты и всем известны, но далеко не у всех родителей есть силы и терпение их выполнять. Профилактика неврозов включает следующее:

  • правильный режим труда и отдыха, соответствующий возможностям ребенка и его возрасту, обязательно полноценный ночной сон;
  • создание благоприятного психологического климата в семье;
  • воспитание у ребенка таких качеств, как настойчивость, коммуникабельность, лояльность к интересам окружающих.
  • Надеемся, что информация родителям была полезна. Главное, что детские неврозы лечатся и не нужно отчаиваться. Все будет хорошо.

    doktordetok.ru

    Невроз у детей

    Невроз является заболеванием психогенного характера и представляет собой реакцию человека на ситуацию, которая травмирует психику.

    Причин, по которым неврозы возникают в детском возрасте, достаточно много. Вот основные из них:

  • психическая травма;
  • плохая наследственность;
  • плохие отношения между мамой и папой внутри семьи;
  • некоторые перенесённые ребёнком болезни;
  • физическое изнеможение;
  • чрезмерные эмоциональные нагрузки;
  • тотальное недосыпание;
  • допущенные родителями ошибки в воспитании малыша.
  • Неврозы могут быть разными, а значит и первые признаки болезненного состояния могут отличаться. Среди основных симптомов невроза необходимо назвать следующие:

  • истерия (ребёнок, который страдает истерическим неврозом, очень чувствителен и эгоцентричен, у него постоянно меняется настроение, он не думает ни о ком, кроме себя самого. Истерический невроз нередко проявляется в детском возрасте в виде дыхательных припадков, при которых малыш как бы задерживает дыхание, припадок может случиться и тогда, когда ребёнок истерично плачет);
  • неврастения (ребёнок-неврастеник постоянно плачет, именно плачем он добивается всего, что ему хочется. Такой малыш пассивен, он вяло себя ведёт, особо ничем не интересуется, но если только что-то ему необходимо, он тут же ударяется в плач — это его мощное оружие против “непокорных” родителей);
  • невроз навязчивых состояний отличается нерешительностью ребёнка, его чрезмерной мнительностью, неуверенностью в себе, тревожностью и множеством страхов (обычно дети, которые страдают этим типом невроза, боятся всего нового, а также одиночества, пауков и змей, темноты);
  • тик — ещё один симптом невротического состояния, эти условнорефлекторные действия возникают из-за поражения головного мозга ребёнка;
  • заикание, которое впервые проявляет себя в раннем возрасте (в промежутке от двух до четырёх лет);
  • энурез (энурез лишь тогда является симптомом невроза, когда ночное недержание мочи впервые случилось после перенесённой психической травмы, не стоит путать физиологическое недержание с невротическим);
  • энкопрез — недержание кала (довольно часто именно этот симптом является первостепенным и самым главным признаком невроза).
  • Диагностика невроза

    Невероятно важно выявить невроз как можно раньше. Чем запущеннее будет болезнь, тем сложнее будет от неё избавиться. Диагностирование невротического состояния в детском возрасте делится на несколько последовательных этапов:

  • врач анализирует жизнь маленького пациента и его поведение;
  • врач подвергает анализу отношения ребёнка с родителями и со сверстниками;
  • медик организовывает общение с потенциальным пациентом в виде игры, в течение этого общения доктор задаёт малышу заготовленные вопросы;
  • доктор наблюдает за малышом в процессе игрового общения;
  • анализирует нарисованные ребёнком картинки, которые могут многое рассказать о состоянии его психики;
  • доктор обследует ближайших родственников маленького пациента;
  • в самом конце врач берётся за разработку психотерапевтического лечения, которое является индивидуальным для каждого отдельного пациента.

    Главное, чем опасен невроз в детском возрасте, — это перерождение невротической реакции в невротическое состояние. Результат — необратимые изменения психологии личности, а также все остальные малоприятные последствия, которые эти изменения за собой влекут.

    Что можете сделать вы

    Первое, что стоит сделать родителям, у ребёнка которых диагностировали невроз, — пересмотреть собственное отношение к малышу. Вполне возможно, что причиной возникновения невротического состояния стало неправильное воспитание. Малыш будет здоров и счастлив лишь в той семье, где хорошая погода, где царит любовь и взаимопонимание.

    Папа и мама должны понимать: лечение невроза — дело врача. Они могут лишь помочь, внести свою посильную лепту. Но ни в коем случае не нужно пытаться взять на себя обязанности доктора. При подозрении на невротическое расстройство у ребёнка родители должны незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту за помощью.

    Что может сделать врач

    В связи с тем, что единственной возможностью вылечить невроз у ребёнка является индивидуальная психотерапия, врач наверняка прибегнет именно к этому методу. Но вариантов психотерапии существует достаточно много. Доктор может назначить следующее психотерапевтическое лечение:

  • терапия искусством (лепка или рисование) — это вариант психотерапии, при котором малыш рисуя имеет возможность разобраться в собственном внутреннем мире;
  • игровая психотерапия подбирается и разрабатывается с учётом возраста маленького пациента, но в этом игровом процессе врач принимает обязательное участие, именно он руководит игрой-лечением;
  • сказкотерапия — отличная возможность для врача провести психокоррекцию, это один из уникальных способов медитации для детей;
  • аутогенная тренировка — занятия, позволяющие полностью расслабить мышцы, данный метод актуален тогда, когда пациент — тинейджер, а болезнь — тик или логоневроз (заикание);
  • групповая психотерапия (этот метод показан тогда, когда у ребёнка имеют место серьёзные личностные расстройства или сложности с общением, малыш либо чрезмерно эгоцентричен, либо чрезмерно стеснителен).
  • Главная профилактическая мера, направленная на то, чтобы предотвратить невроз у ребёнка, — это понимание причин возникновения такого болезненного состояния. Если родители будут знать, из-за чего может возникнуть невроз у их чада, они будут предельно осторожны, начнут обходить “острые углы” стороной, обращать больше внимания на воспитание.

    Родители должны создать в своей семье максимально благоприятную погоду, а для этого:

  • нужно организовать адекватные физические нагрузки для малыша (возможно, увеличить, а возможно — уменьшить, свести к минимуму);
  • своевременно и правильно лечить соматические недуги;
  • организовать сбалансированное питание;
  • вовремя лечить инфекционные болезни;
  • следить за тем, чтобы малыш достаточно спал и отдыхал;
  • правильно воспитывать, формируя в ребёнке личность с большой буквы.
  • detstrana.ru

    Тревожный невроз у детей

    Тревожный невроз – это расстройство нервной системы, которое проявляет себя чувством повышенной тревоги или беспричинного страха. В настоящее время всё чаще неврозами страдают не только взрослые, но и дети. Состояние невроза обратимо и лечат его при помощи психотерапии, а в более тяжёлых случаях – медикаментозно.

    Необоснованное чувство страха при тревожном синдроме связано с различными по продолжительности и интенсивности стрессовыми воздействиями. Проявление такого чувства страха и тревоги является признаком заболевания, которое в медицине называют тревожным неврозом.

    Причинами детского невроза могут выступать такие факторы, как:

  • наследственная предрасположенность;
  • психологические аспекты (психотравмирующие ситуации, которые пережил ребёнок);
  • социальная среда (отношения в семье и жестокие методы воспитания);
  • неблагоприятные обстоятельства (ребёнка кто-то очень сильно испугал);
  • заболевания органов или систем.
  • Стоит отметить, что дети любого возраста имеют неустойчивую нервную систему в силу того фактора, что она ещё не полностью у них сформирована. Дети не обладают жизненным опытом, и частые стрессы могут пошатнуть их психику. Они ещё пока не умеют выражать свои эмоции и адекватно реагировать на стресс.

    Некоторые родители об этом забывают и не уделяют должного внимания первым проявлениям нервных расстройств у их детей, ошибочно полагая, что такое поведение связано с возрастными изменениями или капризами.

    Если же ребёнку вовремя не помочь, то ситуация может принять необратимый характер и в последствие негативно отразиться не только на физическом здоровье ребёнка, но и на общении ребёнка со сверстниками.

    Тревожный невроз негативно влияет не только на поведение ребёнка, но также отражается и на его здоровье. К основным симптомам психического характера данного заболевания можно отнести:

  • подавленность;
  • тревога;
  • страх;
  • онихофагия (обкусывание ногтей);
  • навязчивые мысли;
  • приступы внезапной агрессии;
  • вялость;
  • бессоница.
  • Болезнь имеет также соматические проявления:

  • головная боль и головокружения;
  • учащённое сердцебиение;
  • тошнота и озноб;
  • нарушение дыхания;
  • чувство дрожи и звон в ушах;
  • нарушение работы кишечника;
  • одышка;
  • гипертония или гипотония;
  • плохой аппетит;
  • энурез.
  • При появлении вышеописанных симптомов у ребёнка необходимо незамедлительно обратиться к неврологу и психологу для уточнения диагноза заболевания. Врач проведёт диагностику и назначит необходимый курс лечения.

    Диагностика тревожного невроза у ребёнка

    Диагностика заболевания включает в себя обязательное комплексное обследование. Симптоматика заболевания во многом схожа с симптомами других нервных расстройств, поэтому посещение кардиолога и эндокринолога является обязательным.

    Осложнения

    Тревожный невроз у ребёнка опасен тем, что при отсутствии своевременного лечения приступы будут систематически повторяться, усугубляя психическое состояние ребёнка. Периоды затишья будут чередоваться обострениями, которые со временем будут только усиливаться. При этом ребёнок станет неуправляемым.

    Считается, что тревожный невроз – это хронический вид заболевания, но это не значит, что лечить его не нужно. Заболевание обратимо при условии своевременного обращения к врачу и строго соблюдения всех рекомендаций специалиста.

    Что можете сделать Вы

    Тревожный невроз легче поддаётся лечению именно на первоначальном этапе развития болезни. Проводить самолечение не рекомендуется, в особенности, если речь идёт о ребёнке. Только квалифицированный специалист сможет точно поставить диагноз и выявит причины психического расстройства.

    Помочь ребёнку справиться с недугом в первую очередь должны именно родители, так как зачастую причина заболевания кроется в семье. Ребёнку необходимо уделять больше внимания, дарить любовь и ласку, понимать его. Тогда весь процесс лечения будет намного успешнее, ведь любое заболевание, как известно можно вылечить любовью.

    Что делает врач

    Методы лечения тревожного невроза зависят от степени его проявления. Если родители своевременно обратились к врачу, то врач может назначить следующие процедуры:

  • курс индивидуальной или групповой психотерапии;
  • арт-терапия (лечение при помощи художественного творчества);
  • массаж;
  • физиопроцедуры;
  • лечение посредством общения с животными.
  • Цель психотерапии – это улучшение взаимоотношений в семье. Специалистом, как правило, разрабатывается индивидуальный план лечения для каждого ребёнка в отдельности, а при необходимости и для всех членов семьи.

    Если же методы индивидуальной терапии оказались недостаточными, то ребёнку назначают медикаментозное лечение при помощи транквилизаторов и антидепрессантов. Назначить их может только врач после беседы с ребёнком и только на основе проведённого обследования.

    Профилактика тревожного невроза у ребёнка включает в себя соблюдение следующих рекомендаций:

  • создание благоприятной эмоциональной обстановки в семье;
  • правильный распорядок дня;
  • полноценное питание;
  • уделять ребёнку как можно больше времени;
  • найти увлекательное занятие, которое отвлечёт ребёнка от тревожных мыслей;
  • дарить ребёнку любовь и заботу.
  • Неврозы у детей

    Что такое Неврозы у детей —

    Неврозы – психогенные заболевания, представляющие собой реакцию личности на психическую травму (острую, внезапную или длительную психотравмирующую ситуацию).

    Что провоцирует / Причины Неврозов у детей:

    Основными причинами детских неврозов являются эмоциональная психическая травма, наследственность, перенесенные заболевания, семейные отношения родителей, и окружающих, физические и эмоциональные перегрузки, недосыпание, ошибки в воспитание.

    Патогенез (что происходит?) во время Неврозов у детей:

    Основой психологического конфликта при истерии является противоречие между личностью и окружающей ее действительностью, не удовлетворяющей обычно высокого уровня притязаний этой личности. Для больных неврастенией характерно стремление к чрезмерным усилиям, превышающим реальные возможности личности. Причиной неврастении у детей может быть постоянная стимуляция со стороны родителей, стремление к успеху без учета сил и возможности ребенка. Основой конфликта при неврозе навязчивых состояний является борьба между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями.

    Основная особенность неврозов у детей обусловлена их развитием у формирующейся личности. Личность в значительной мере определяется типом воспитания ребенка в семье. Различный тип неправильного воспитания («гиперопека», «неприятие», «потворствующая гиперопека», авторитарное, жесткое воспитание, контрастное, «гиперсоциализирующее» воспитание) искажает нередко биологические особенности личности, темперамент детей. При этом нарушается направленность реакции ребенка, создаются неблагоприятные черты характера, нередко формируется преневротический личностный радикал. Формирование преневротического радикала приводит к ощущению неполноценности, нарастающей тревожности, подготавливает к неадекватному восприятию так называемого пускового фактора. При наличии подготовленной почвы любое неосторожное слово, обидное замечание, изменение условий жизни и другие факторы могут привести к неврозу. Чем моложе ребенок, тем большее значение в происхождении невротических срывов имеют его биологические особенности, в частности невропатия или ранняя детская нервность.

    Невропатия характеризуется нарушением эмоционального фона основ личности. Наиболее частой причиной невропатии у ребенка является патология беременности, особенно наличие стрессов во время ее, осложнения в родах. В других случаях патология беременности и родов может быть причиной нарушения происхождения перинатальной энцефалопатии, приводящих к формированию Синдрому дефицита внимания и гиперактивности, это определяет плохую адаптацию детей в детских учреждениях, они чаще дают невротические срывы при госпитализации, при малейшем изменении жизненного стереотипа.

    Возрастной фактор, как фактор патогенеза, определяет клиническую картину многих заболеваний. Так, у детей раннего и дошкольного возраста в связи с незрелостью личности и самосознания редко наблюдаются «классические» формы неврозов, для них типичны более простые по структуре невротические реакции. Клинически – это так называемые моносимптомные или системные неврозы. Наиболее часто нарушения развиваются в системе речедвигательных механизмов (заикание) или системе регуляции мочеиспускания (энурез), возникают патологические условнорефлекторные связи между состоянием аффекта и наиболее интенсивным видом деятельности в момент аффективного напряжения. Так, рефлекторное защитное движение может привести к развитию невротических тиков.

    Начавшись как невротические реакции, системные неврозы могут в дальнейшем приобретать стойкий характер и превращаться у детей школьного возраста и подростков в невротические состояния, а с возрастом в невротическое развитие личности.

    Симптомы Неврозов у детей:

    Симптоматические проявления неврозов зависят от характера психической травмы и от особенностей личности больного. Наличие у ребенка определенных личностных особенностей, проявление тех или иных черт характера (сенситивность, истероидность, тревожная мнительность и др.) указывают на форму неврозного состояния: неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний.


    Истерия. Для истерического невроза характерны повышенная чувствительность и впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость, неустойчивость настроения, эгоизм и эгоцентризм. Одним из основных свойств истерической личности является требование признания. Основа психологического конфликта при истерии – высокий уровень притязаний, не соответствующий возможностям личности (обычно как результат эгоцентрического воспитания — «кумир семьи»). Для истерии характерно большое разнообразие симптомов. В детском возрасте многообразие симптомов истерии встречается редко, обычно они бывают при наличии истероидных черт личности ребенка. У большинства детей истерические реакции выражаются моносимптомными проявлениями. Для детей младшего возраста характерны аффективно-респираторные припадки (приступы задержки дыхания), чаще проявляется у единственных избалованных детей. Припадок развивается при плаче, вызванном недовольством, гневом ребенка при неудовлетворении его желаний. В более старшем возрасте истерические припадки многообразнее, иногда сходны с эпилептическими припадками, иногда с приступами удушья при бронхиальной астме. Для истерического припадка характерна театральность, выразительность поз, припадок может длиться долго, если есть наблюдатели. Для истерии характерно несоответствие предъявляемых жалоб объективным данным при осмотре.

    Неврастения. Основным клиническим синдромом неврастении является раздражительная слабость. Ребенок становится раздражительным, плаксивым, по малейшему поводу дает аффективные бурные вспышки с последующим раскаянием. Поведение характеризуется то вялостью, пассивностью, то двигательным беспокойством. Настроение часто меняется, иногда бывают проявления депрессии. Отмечаются повышенная утомляемость, невнимательность, понижение работоспособности. Очень характерна головная боль при утомлении, психическом напряжении, реже по утрам. Головная боль может быть постоянной, сжимающей. У детей старшего возраста, подростков и у взрослых возникают ипохондрическое представление тяжести заболевания, неизлечимости его. Характерно для неврастении нарушение сна. Чаще затруднено засыпание, сон поверхностный, с кошмарными сновидениями, частым пробуждением. Довольно нередко при неврастении отмечаются ночные страхи, обычно связанные с дневными переживаниями, с резкими вегетативными проявлениями – сердцебиение, дрожание, покраснение или побледнение лица и др.

    Невроз навязчивых состояний. Для этого невроза большое значение имеют такие психологические особенности, как неуверенность в себе, нерешительность, мнительность, боязливость. Иногда у кого-либо из родителей в детстве также отмечались черты тревожной мнительности. Дети с раннего возраста боятся всего нового, одиночества, темноты, насекомых, животных. В школьном возрасте характерны мнительность, тревожность, боязнь заразиться, заболеть. Больные создают себе различного рода запреты («чтобы не случилось чего-нибудь плохого»). Такое развитие личности называется обсессивным, а невроз навязчивых состояний – обсессивным неврозом.

    Детям чаще свойственны разнообразные фобии – страх смерти, заражения, острых предметов, животных и др. У большинства больных в качестве мер защиты появляются различные навязчивые действия, иногда ритуального свойства (бесконечное мытье рук, подпрыгивание в определенном порядке, похлопывание рукой и др.). В более старшем возрасте возникают навязчивые сомнения, мысли, счет. В качестве характерного признака навязчивых состояний выделяют наличие у больных критики к этой навязчивости, элементов борьбы с навязчивыми действиями, выработку защитных ритуалов.

    Нередко более сложному навязчивому движению и действию предшествуют невротические тики, возникающие как закрепившиеся условнорефлекторные движения. Тики принадлежат к неврозоподобным нарушениям, при которых основной причиной служит не психогения, а раннее органическое поражение головного мозга. Дифференциальная диагностика между невротическими и неврозоподобными тиками представляет значительные трудности, тем более что невротические тики часто возникают у детей с СДВГ. Для невротических тиков характерна определенная последовательность их появления, стереотипные сокращения отдельных мышечных групп, напоминающие защитные движения. Обычно в 4-5-летнем возрасте возникает мигательный тик, который через несколько недель или месяцев проходит. Однако малейшее психическое напряжение, переживание, испуг вызывает тики других мышечных групп, которые постепенно захватывают мышцы лица (поднимание бровей, подергивание носом, оттягивание углов рта, заведение глазных яблок). Один вид тиков сменяется другим, в более тяжелых случаях почти без интервала. При недостаточном лечении, при постоянной психотравмирующей ситуации тики могут распространяться по всему организму. После острых респираторных инфекций чаще появляются так называемые респираторные тики – навязчивое покашливание, втягивание носом, хмыканье и др.

    Тики могут входить в структуру одного из трех неврозов. Как уже было отмечено, невротические тики могут быть одним из начальных проявлений невроза навязчивых состояний, сопровождаясь при этом соответствующими особенностями личности, ощущением отчужденности, с попыткой задержки тиков волевым усилием, с постепенным присоединением более сложных навязчивых действий и ритуалов. Для истерического невроза характерна демонстративность тиков, усиление их в определенной ситуации, в присутствии лиц, на которых направлена истерическая симптоматика. При неврастении тики чаще возникают (или усиливаются) после различных соматических заболеваний, усугубляющих и другие неврастенические симптомы. При хронической психотравмирующей ситуации этап невротической реакции сменяется затяжным невротическим состоянием с ведущим симптомом тиков.

    Невротическое заикание (логоневроз). Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Обычно заикание впервые возникает в 2-4 года под влиянием какого-нибудь сильного впечатления, испуга. Частота заикания в этом возрасте обусловлена интенсивным формированием мышления, становлением и усложнением фразовой речи. У детей младшего возраста отмечаются как клонические, так и тонические судороги речевой мускулатуры, у более старших детей преобладают тонические судороги. В происхождении заикания у детей определенное значение имеет наличие в семье больных с заиканием, причем кроме фактора подражания большую роль играет наследственная предрасположенность к речевой патологии. Невротическое заикание резко усиливается при волнении, сопровождаясь сопутствующими движениями, облегчающими речь ребенка (притоптывание ногой, прищелкивание пальцами и др.), иногда тиками мышц лица.

    Невротическое заикание чаще возникает у детей с нормальным или ускоренным развитием речи. При отсутствии наследственной предрасположенности и нормальном «речевом климате» в семье, своевременно проведенном лечении заикание в течение нескольких недель может пройти полностью.

    При особенно сильном испуге аффективно-шоковая реакция может проявиться отсутствием речи с последующим развитием заикания. Нередко заикание рецидивирует. В более тяжелых случаях у больных происходит фиксация заикания на основе закрепления двигательного речевого стереотипа, развивается невротическое состояние с синдромом заикания, логоневроз. Течение логоневроза волнообразное с периодическим усилением заикания и сопутствующих ему невротических расстройств под влиянием различных психогенных ситуаций (большая школьная нагрузка, экзамены и др.). Характерно усиление логоневроза в пубертатном периоде с обострением реакции личности на дефект речи, резким усилением логофобии.

    Неврозоподобное заикание, возникающее в связи с органическим заболеванием головного мозга, развивается чаще постепенно. Обычно отмечается позднее развитие речи, косноязычие. Характерно отсутствие реакции личности на дефект речи, больные не стараются скрыть его, выраженность заикания мало зависит от ситуации. Реакция личности при неврозоподобном заикании появляется обычно в пубертатном возрасте, и тогда его трудно отличить от невротического заикания.

    Энурез, или ночное недержание мочи, может быть продолжением физиологического энуреза, когда из-за чрезмерной глубины сна длительно не вырабатывается «сторожевой пункт» в коре головного мозга. К неврозу следует относить только те случаи энуреза, которые возникают под воздействием психической травмы, при внезапном изменении жизненного стереотипа (посещение яслей, детского сада, появление второго ребенка в семье и др.).

    Подчеркивают роль нарушения механизмов сна в патогенезе энуреза. Клиника невротического энуреза характеризуется выраженной зависимостью от ситуации и обстановки, в которой находится ребенок, от различных воздействий на его эмоциональную сферу. Временное изъятие ребенка из психотравмирующей обстановки может привести к заметному урежению и даже прекращению энуреза. Возникновению невротического энуреза способствуют такие черты характера, как робость, тревожность, впечатлительность, неуверенность в себе, заниженная самооценка дети болезненно переживают свой недостаток, у них возникает чувство собственной неполноценности, тревожное ожидание ночного упускания мочи. В тех случаях, когда заболевание не заканчивается выздоровлением, у детей и подростков происходит субдепрессивный сдвиг настроения с недовольством собой, замкнутостью, сенситивностью, ранимостью или повышенной аффективностью, возбудимостью, несдержанностью, озлобленностью.

    Энурез у детей иногда развивается вместе с функциональным недержанием кала – энкопрезом. Энкопрез может быть единственным проявлением невроза, чаще по типу истерической реакции (на появление в семье отчима, определение в ясли, детский сад).

    Диагностика Неврозов у детей:

    Очень важно диагностировать невроз в раннем возрасте ребенка. Ведь чем раньше удастся распознать невроз, тем легче его будет вылечить в дальнейшем. Диагностика детских неврозов состоит из нескольких этапов:

  • Психологического анализа жизни ребенка.
  • Анализа отношений в семье между родителями и ребенком, а также его поведением с другими детьми и родственниками.
  • Проведения бесед с ребенком на заранее разработанные вопросы в процессе игрового общения с малышом.
  • Наблюдение за поведением ребенка во время игры (спонтанной или заранее организованной).
  • Анализ рисунков ребенка. Благодаря рисункам можно понять чувства, переживания и желания ребенка.
  • Обследование родителей, а также бабушек-дедушек.
  • Разработка доктора совместно с родителями индивидуальной психотератии ребенка.
  • Лечение Неврозов у детей:

    При неврозах патогенетическим лечением является психотерапия. Психотерапия у детей в основном направлена па улучшение семейной обстановки, нормализацию системы отношений в семье, коррекцию воспитания. Значение медикаментозной терапии, физиотерапии, рефлексотерапии состоит в обеспечении необходимого психосоматического фона для более успешной психотерапии. При неврозоподобных состояниях, особенно при наличии массивных невротических наслоений, психотерапия тоже имеет большое значение, но на первый план выступает медикаментозная терапия (как этиотропная, так и симптоматическая), а также физио-, бальнеотерапия и др.

    Психотерапия

    Все методы психотерапии можно разделить на 3 группы: семейная, индивидуальная и групповая психотерапия.

    Значение семейной психотерапии при лечении неврозов у детей особенно велико, так как в контакте с членами семьи врач непосредственно изучает жизненные проблемы семьи и ребенка, способствует устранению эмоциональных нарушений, нормализации системы отношений, коррекции воспитания. Особенное значение семейная психотерапия имеет у детей в дошкольном возрасте, когда она наиболее эффективна, когда легче устранить патологическое влияние ошибок воспитания. Семейная терапия включает в себя обследование семьи (в процессе которого следует определить семейный диагноз – совокупность психопатологических, личностных и социально-психологических особенностей семьи). На втором этапе проводятся семейные обсуждения. Беседы с родителями, бабушкой, дедушкой. С ребенком занимаются в кабинете, оборудованном как игровая комната – с игрушками, масками, письменными принадлежностями. Сначала ребенку предоставляется возможность свободного обращения с игрушками, книжками. По мере установления эмоционального контакта с ребенком проводится беседа. Семейные обсуждения обычно предшествуют занятиям с ребенком, но иногда можно начать с занятий с ним, при этом улучшение в состоянии ребенка положительно влияет на ход семейных обсуждений. При семейных обсуждениях определяется педагогическая перспектива, подчеркивается роль родителей в психотерапии, необходимость тесного сотрудничества.

    Следующий этап – совместная психотерапия больного и родителей. С дошкольниками проводятся предметные игры, рисование, постройки. Со школьниками – обсуждение различных тем, направленные предметные игры. При взаимодействии детей и родителей наглядно определяются привычные эмоциональные реакции, конфликты. В последующем проводятся ролевые игры, отражающие общение в жизни («школа», «семья»). В психотерапии используется сценарий, который разыгрывают дети и родители, меняясь ролями. Психотерапевт во время игры демонстрирует оптимальную модель семейных отношений. Так постепенно создаются условия для перестройки семейных отношений и ликвидации психологического конфликта.

    Индивидуальная психотерапия. Основные методы – «разъясняющая», или рациональная, психотерапия, рисуночная (арттерапия), игровая, аутогенная тренировка, суггестивная психотерапия (внушение).

    Рациональная психотерапия проводится в три этапа. Вначале, после установления эмоционального контакта с больным, врач в доступной форме объясняет ему сущность его болезненного состояния. На втором этапе врач вместе с больным старается определить источник его переживаний. В последующем в домашнем задании (больной должен закончить начатый врачом рассказ) он, разбирая разные варианты окончания рассказа, пытается разрешить трудные конфликтные ситуации сам или с помощью врача. Даже незначительные успехи во владении ситуацией при одобрении врачом способствуют перестройке отношений, коррекции неблагоприятных черт характера.

    Арттерапия (рисование, лепка). Иногда рисование может быть единственным способом общения ребенка. Рисуя, ребенок лучше разбирается в своих переживаниях. Наблюдение за ним во время рисования дает представление о его характере, общительности или замкнутости, особенно если ребенок рисует в небольшой группе детей, дает представление о самооценке, наличии творческого потенциала, фантазии, кругозоре. Рисование часто используется и при групповой психотерапии. Очень информативно рисование на заданные темы – рисунок семьи, изображение страхов и др. Для врача анализ рисунка семьи, беседа с ребенком об изображенных на рисунке лицах дает больше представления о структуре семьи, семейных отношениях, чем формально собранный у мамы анамнез. По завершению сеанса ребенок «отдает» нарисованные им страхи врачу. Вместо рисования иногда используют изготовление разных масок, лепку. Устранение ситуационных страхов предотвращает развитие навязчивых страхов. Хороший эффект устранения страхов отмечается в группе, когда дети дома рисуют страхи, а на занятиях совместно обсуждают, проигрывают их.

    Игровая психотерапия наряду с рисуночной наиболее соответствует возрастной потребности детей в игре, но требует организации игры как терапевтического процесса, эмоциональной включенности врача, способности к игровому перевоплощению. Используется как спонтанная игра без определенного сценария, так и направленная, но допускающая импровизацию. Игра с терапевтической целью показана детям 2-12 лет при аффективных и характерологических нарушениях, затруднении в общении. Игра направлена на восстановление нарушенных отношений. В спонтанной игре у ребенка появляется возможность эмоционального и двигательного самовыражения, осознания напряжения, страха. В импровизационной игре доктор создает стрессовые ситуации страха, обвинения, спора для того, чтобы ребенок научился самостоятельно или с его помощью найти выход из ситуации. Наиболее удачный этот метод считается у детей в возрасте 4-7 лет, когда происходит интенсивный процесс ролевого развития личности. В старшем возрасте драматизация проводится без кукол и игрушечного реквизита, в воображаемой обстановке. Таким образом, в совместном с врачом проигрывании происходит обучение подростков принятию адекватных решений в стрессовых ситуациях.

    Одним из вариантов игровой терапии является сказкотерапия, в процессе которой решаются вопросы психодиагностики и психокоррекции. При этой методике не только рассказывают, сочиняют и разыгрывают сказки, изготовляют сказочных персонажей, кукол-марионеток, но и проводят медитацию на сказку. При статической медитации дети прослушивают сказку в удобном (обычно лежа) положении под спокойную музыку. При психодинамической медитации – двигаются, перевоплощаясь в различных животных, и исполняют другие упражнения.

    Аутогенная тренировка (метод мышечного расслабления) проводится только у подростков. Метод эффективен при лечении системного невроза, в частности логоневроза, тиков. Положительный эмоциональный настрой, создаваемый врачом («путешествие», «пребывание в любимых местах отдыха», представление солнечного луча, согревающего в определенной последовательности мышцы нижних конечностей, туловища, затем верхних конечностей и, наконец, лица), легко вызывает мышечное расслабление, уменьшение и даже на время исчезновение тиков, заикания. С каждым последующим сеансом нарастает эффект мышечного расслабления и уменьшения невротических симптомов, кроме того, у ребенка появляется вера в выздоровление.

    Суггестивная психотерапия включает внушение в бодрствующем состоянии, косвенное внушение, гипнотерапию. Внушение в бодрствующем состоянии является обязательным элементом в любом психотерапевтическом воздействие. Внушение чаще применяется при острых невротических реакциях, при действии сверхсильных раздражителей (истерический амавроз, афония, мутизм, остро возникшие страхи). Внушение часто используется и при других невротических реакциях, невротической форме энуреза, патологических привычках. При хорошей внушаемости и установке на лечение внушение может проводиться в состоянии мышечной релаксации. Нередко у детей применяется косвенное внушение, при котором создается установка на лечебный эффект при приеме тех или иных лекарств, проведении каких-либо процедур (например, эффект электростимуляции при истерическом параличе). Примером косвенного внушения является плацебо – индифферентное вещество, оформленное в виде лекарства.

    Гипнотерапия применяется для мобилизации психофизиологических ресурсов, укрепления эмоционально-волевой сферы, оказывает в основном симптоматическое воздействие, быстро ликвидируя тот или иной симптом. Гипнотерапия противопоказана при нежелании лечиться, асоциальных установках, страхе гипнотического воздействия, психомоторном возбуждении, депрессии, остром соматическом заболевании. Гипнотерапия проводится при недостаточной эффективности внушения наяву, при различных невротических симптомах, астеноневротических состояниях, психосоматических заболеваниях.

    Групповая психотерапия. Основные показания для групповой психотерапии:

    • неблагоприятные личностные изменения при длительном течении невроза (эгоцентризм, повышенный уровень притязания);
    • трудности общения и связанные с этим аффективные расстройства (излишняя застенчивость, скованность, мнительность, непереносимость ожиданий и др.);
    • необходимость дальнейшей коррекции семейных отношений при трудноразрешимых конфликтах.
    • Противопоказания: отрицательное отношение к лечению, выраженная расторможенность, возбудимость, агрессивность и снижение интеллекта. Группы подбираются постепенно в процессе индивидуальной психотерапии. Число больных в пределах малой группы: 4 больных в возрасте 4-5 лет, 6 – в возрасте 5-11 лет, 8 – в возрасте 11-14 лет. Длительность занятий от 45 мин у дошкольников до 1 ч в 7-12 лет и 1,5 ч у подростков, что позволяет разыгрывать сложные сюжеты.

      Объединения в группу проходит путем совместного посещения музеев, выставок с последующим обсуждением рассказов, интересных книг, своих увлечениях и др, таким образом. достигается снятие напряженности. Дети начинают делиться своими собственными переживаниями, проблемами. По сравнению с индивидуальной психотерапией раскрытие переживаний в группе оказывает больший терапевтический эффект. Далее вводится игровой метод спонтанных и направляемых врачом игр. После чего следует тренинг психических функций (с применением игр, развивающих быстроту реакций, внимание, выносливость, координацию движений). Подростки обучаются приемам самоконтроля и саморегуляции. Существует несколько методик групповой психотерапии, в процессе занятий используются различные приемы – разнообразные игры, тренирующие не только перечисленные выше функции, но и воображение, различную технику общения, наблюдательность, творческую активность. В качестве домашних заданий используются различные рисуночные тесты, с последующим обсуждением. На каждом занятии проводится релаксация с внушением тех положительных качеств, которые участники группы приобрели на занятии. Обсуждение в конце курса лечения закрепляет результаты групповой психотерапии, расширяет кругозор детей, развивает их самосознание.

      Медикаментозная терапия

      Как уже отмечалось, медикаментозная терапия при неврозах имеет в основном второстепенное значение, действуя на тот или иной симптом, снимая напряжение, повышенную возбудимость (или депрессивный фон), уменьшая астенический синдром. Обычно медикаментозная терапия предшествует психотерапии. Возможно комплексное лечение, когда психотерапия проводится вместе с лекарственной терапией, физиотерапией. Комплексная терапия показана при неврозоподобных состояниях. При этом обычно назначается общеукрепляющая и дегидрационная терапия, средства, уменьшающие астению, ноотропы. Применение транквилизаторов и антидепрессантов может осложнить проведение психотерапии. Транквилизаторы используются в основном при органической расторможенности, гиперактивности.

      При неврозах, особенно у детей, целесообразно назначение настоев лекарственных растений, которые могут применяться длительно, до 1,5 мес. В настоящее время фитотерапия все чаще используется при лечении неврозов и психосоматических заболеваний. Большинство лекарственных растений вызывает седативный эффект (валериана, пустырник и др.).

      Так как у детей неврозы нередко развиваются на основе перинатальной энцефалопатии, невропатии, астенических состояний, лечение обычно проводится комплексно. При астенической симптоматике рекомендуют общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (хлорид, глюконат, лактат, глицерофосфат), липоцеребрин, витамины, настойки китайского лимонника, заманихи; полезны пантогам, ноотропил. При астенических состояниях с субдепрессивным синдромом показано применение настойки элеутерококка, аралии, женьшеня. При раздражительной слабости хороший эффект вызывает микстура Павлова в сочетании с настойкой валерианы, пустырника. Полезны ванны (в частности, хвойные); физиотерапия: электрофорез с кальцием, магния сульфатом, бромом, димедролом; электросон. Из психотропных средств при гиперстеническом синдроме применяют транквилизаторы с седативным действием (элениум, эуноктин), при гипостеническом – транквилизаторы с легким активирующим действием (седуксен, триоксазин). При невротических состояниях с субдепрессивным синдромом целесообразны малые дозы антидепрессантов – мелипрамина, амитриптилина. При повышенной возбудимости, гиперкинетическом синдроме показан сонапакс (меллерила).

      Лечение системных неврозов (заикание, тики, энурез) желательно проводить с учетом основного патогенетического фактора.

      При лечении невротического заикания основным методом является психотерапия, щадящий речевой климат в семье (лица, окружающие ребенка, не должны заставлять его «правильно» говорить; сами должны говорить медленно, плавно, напевно). Ребенок будет подражать, при медленном темпе речи заикание, возникшее после испуга по типу невротической реакции, обычно довольно быстро проходит. Рекомендуются настой лекарственных растений, микстура Павлова, уменьшение нагрузки (не форсировать речь ребенка, меньше читать ему, не заставлять заучивать длинные стихотворения). Требуется уменьшить общение со взрослыми, не говорить с ними о болезни ребенка, исключить контакт с заикающимися. На этой стадии не стоит обращаться к логопеду. При наличии выраженного аффекта, испуга показана игровая и рисуночная психотерапия. На стадии логоневроза проводится комплексное лечение, в котором наибольшее значение имеет психотерапия (элементы разъяснительной терапии, внушение в бодрствующем состоянии или в гипнозе, аутогенная тренировка, групповая психотерапия). Обязательна консультация логопеда с выполнением его рекомендаций. Периодическое применение седативных, общеукрепляющих средств, электрофорез кальция, брома, аминазина по воротниковой методике или на область речевых мышц, электросон.

      При неврозоподобном заикании внутренняя речь развита недостаточно, часто отмечаются задержка развития речи, дизартрия, дизграфические нарушения. Для этой формы заикания наибольшее значение имеют систематические логопедические занятия. Из лекарственных средств – дегидратационные, рассасывающие, ноотропы, витамины группы В. Лечебная гимнастика с включением дыхательных упражнений, массаж пальцев рук, речевой мускулатуры дополняют этот комплекс. Психотерапия имеет второстепенное значение, показана в основном при наличии невротических наслоений.

      При лечении невротических тиков наибольшее значение имеет предупреждение их фиксации в начале развития. Поэтому не допускается никаких замечаний, требований следить за собой, сдерживая тики. Желательно установить причину (испуг, подражание, перегрузка в школе и др.) и по возможности устранить ее. Из медикаментозных средств более эффективным является фенибут. Психотерапию желательно начинать рано, выбор ее зависит от возраста ребенка, начинать надо с индивидуальной (рисуночная, игровая) психотерапия. Старших детей после индивидуальной психотерапии обычно переводят на групповую.

      Лечение энуреза зависит от формы. Более распространен невротический и неврозоподобный энурез. При невротической форме в лечении главной является психотерапия; у детей младшего и среднего возраста более эффективна гипносуггестивная психотерапия, у подростков – аутогенная тренировка. Из медикаментозных средств у детей дошкольного возраста применяются лекарственные сборы с седативным эффектом, у старших детей прием транквилизаторов утром, днем. При неспокойном сне рекомендуется перед сном половина возрастной дозы эуноктина. Принципиально важным считается применение средств, регулирующих и способствующих восстановлению нормального сна. При простой форме энуреза (гиперсомнической) с дефицитом парадоксальной стадии сна придается большое значение воспитательно-гигиеническим мероприятиям. Например, рекомендуется лечебная гимнастика перед сном в связи с выраженной гиперактивностью больных, целесообразностью перевода гиперактивности в адекватные формы. Не рекомендуется насильственное пробуждение ночью (будить можно только в том случае, если ребенок начинает беспокоиться). Антидепрессанты (мелипрамин) целесообразны при простой и диспластической форме энуреза. При невротической и невропатической форме рекомендуют адаптогены (элеутерококк, женьшень и др.). Физиотерапия широко применяется при различных формах энуреза, но часто без заметного эффекта. В заключение следует сказать, что физиотерапия, как и многие лекарственные средства, могут оказать лечебное действие, если они назначаются с суггестивной установкой.

      Следует отметить, что при всех формах неврозов и неврозоподобных состояний лечение вызывает наибольший эффект в их начальной стадии, на стадии невротической реакции. При развитии невротического состояния и особенно невротическом формировании личности эффективность лечения заметно уменьшается.

      Дозы рекомендуемых лекарственных средств:

      Хлорид кальция – 5% раствор; 1 чайная, десертная или столовая ложка 3-4 раза в день (после еды).
      Глюконат кальция – таблетки по 0,5 г в упаковке по 10 шт. Детям до года – 0,5 г; от 2 до 4 лет – 1 г; от 5 до 6 лет – 1-1,5 г; от 7 до 9 лет – 1,5-2 г; от 10 до 14 лет – 2-3 г 2-3 раза в день.
      Глицерофосфат кальция – таблетки по 0,2 и 0,5 г; для детей разовая доза 50-200 мг.
      Липоцеребрин – таблетки по 0,15 г; детям назначают по 0,5-1 таблетке 3 раза в день.
      Настойка китайского лимонника – по 10-15 капель 1-3 раза в день до еды.
      Настойка заманихи – по 10-15 капель 3 раза в день.
      Настойка элеутерококка – по 10 капель 2-3 раза в день (до еды).
      При энурезе препарат назначают, начиная с 2 капель на ночь, постепенно увеличивая до 15-20 капель, а затем ее медленно снижают (с психотерапевтическим подкреплением).
      Настойка аралии – по 10-15 капель 2-3 раза в день.
      Настойка женьшеня – по 10 капель 3 раза в день.
      Настойка валерианы, пустырника – столько капель, сколько лет ребенку, 3 раза в день.
      При лечении неврозов желательно избегать парентерального применения препаратов, в частности витаминов, особенно если ребенок дает выраженную негативную реакцию на инъекции.
      Дозы рекомендуемых витаминов. Пиридоксин (витамин В6), таблетки 0,002 г, 0,005 г, 0,01 г. назначают 2-3 раза в день в возрастной дозе.
      Тиамина бромид (витамин В,), таблетки 0,002 г. назначают по 1 таблетке 3 раза в день.

      Профилактика Неврозов у детей:

      Профилактика неврозов заключается в понимание причин их возникновения и правильном воспитание. Для того чтобы предотвратить заболевания родителям стоит создать благоприятную атмосферу, умерить физические нагрузки и занятия спортом, своевременно начинать лечение соматических болезней; питание ребенка должно быть сбалансированным, содержать питательные вещества, необходимые для реализации нормального функционирования нервной системы.

      В профилактике неврозов важную роль играет лечение и устранение острых и хронических инфекций, профилактика травм мозга, к которым относится родовая, острая и хроническая интоксикация, нарушение питания организма, нехватка сна и отдыха. Недосыпание у детей влияет на развитие астенического состояния.

      Правильное воспитание является одним из условий профилактики неврозов и подразумевает развитие у ребенка таких качеств как выдержка, терпение, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, умение делиться с другими детьми, уступать, считаться с интересами других, научиться социально контактировать.

      К каким докторам следует обращаться если у Вас Неврозы у детей:

      Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Неврозов у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

      Как обратиться в клинику:
      Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

      Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

      У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

      Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

      www.eurolab.ua