Лечение неврозов у детей 4 лет

Неврозы у детей

Видимых повреждений при неврозах у детей не бывает, однако нарушаются и не должным образом функционируют высшие нервные процессы. Это негативно влияет на развитие ребенка и его физиологическое здоровье.

Считается, что особенно активно нервная деятельность начинает развиваться примерно с трехлетнего возраста. Потому и заметить характерные для невротических расстройств черты получается примерно в это же время. Чаще всего речь идет об эмоциональных и поведенческих проявлениях.

Прежде всего, обо всем этом следует знать родителям, а также всем, кто занимается воспитанием и образованием детей, чтобы своевременно заметить симптомы невроза, записаться на прием к врачу и начать своевременное лечение.

Причины и предрасполагающие факторы

Неврозы у детей не стоит путать с психическими заболеваниями. Они не подразумевают личностный распад. Расстройство, как оказывается, вполне обратимо и все нарушения, связанные с нервной системой, имеют функциональный характер.

Описываемое состояние предполагает резкое потрясение организма, а также продолжительное раздражение нервной системы. В результате могут начаться сбои в работе ЦНС, из-за чего появляются необоснованные страхи, развивается тревожное состояние, человека мучают некоторые физиологические неприятности:

  • ухудшенный аппетит;
  • повышенная потливость;
  • учащенное сердцебиение.
  • Причины неврозов у детей связаны ранимостью нервной системы и ее незрелостью. У них нет еще необходимого жизненного опыта, который взрослые приобретают в различных жизненных ситуациях. Даже выразить свои эмоции им не всегда точно удается.

    Увы, родители далеко не всегда обращают внимание на определенные симптомы невроза у своих детей, поскольку заняты по работе или их отвлекает куча домашних дел. Иногда проявления психических расстройств принимаются взрослыми за детские шалости, капризы или особенности, связанные с возрастом. Тем более, сложно разглядеть признаки таких состояний у младенца.

    Не оказанная своевременно помощь приводит к затягиванию заболевания, серьезным осложнениям и трудно обратимым последствиям. Физическое здоровье от этого, как правило, тоже страдает. Ухудшается невротическое состояние. Возникают серьезные сложности в общении со сверстниками и другими людьми. все это немаловажно, учитывая, что у ребенка как раз формируется личность.

    Даже первокурсники медуниверситета на экзамене по психотерапии на просьбу учителя: «Укажите причины неврозов» могут указать на возможные патологии беременности и трудности, возникшие во время родов. Вследствие этого с нервными тканями плода может произойти гипоксия.

    Вот еще несколько вероятных предрасполагающих факторов:

  • склонность к нервным расстройствам;
  • наличие психотравмирующих ситуаций;
  • эмоциональное перенапряжение (собственно, как и физическое);
  • регулярное недосыпание.
  • На течение заболевания и выраженность симптомов детского невроза (собственно, как и на назначаемое доктором лечение) могут повлиять:

  • возрастные особенности;
  • половая принадлежность;
  • тип конституции;
  • условия воспитания;
  • детский темперамент.
  • По типу конституции, например, дети бывают астениками, нормостениками или гиперстениками. Что касается темперамента, здесь приходится сталкиваться с холериками, меланхоликами, сангвиниками и флегматиками.

    Психотравмы и их последствия

    Причиной различных видов неврозов у детей могут быть психотравмы. В сущности, речь идет о каких-то событиях и обстоятельствах, которые сильно побеспокоили, отрицательно повлияли на ребенка и способствовали изменению его сознания. Ситуации могут быть продолжительными или же внезапными.

    Но даже в тех случаях, когда обстоятельство, вызвавшее психотравму, далеко в прошлом, последствия все равно могут оставаться — даже во взрослой жизни. Это могут быть фобии и прочие расстройства.

    Иногда на развитие невроза влияет не один, а сразу несколько факторов. Реакция детей на происходящие с ними события может быть разная: это зависит от их темперамента, воспитания, особенностей личности. Для кого-то собака, которая залаяла на улице — это просто звуковой раздражитель, а для другого – это сигнал, запускающий невротическое расстройство, в дальнейшем только усугубляющееся.

    Как уже указывалось, многое зависит от возраста. Так невроз у ребенка, которому 2 или 3 года, может возникнуть в случае расставания с родителями или при дебютном посещении детского коллектива.

    Детям 4, 5 и 7 лет очень тяжело воспринять развод родителей, а также такие воспитательные меры, как физические наказания.

    3 года и 7 лет – эти возрасты считаются наиболее кризисными (кризисы так и называются – «трехлетки» и «пятилетки»). Именно в это время формируется «я» человека, ребенок переоценивает отношение к себе, а потому уязвимость перед стрессовыми факторами повышается.

    Нередко расстройства начинаются из-за родительских ошибок. Поначалу их следствием оказываются невротические реакции, а затем уже формируется психическая нестабильность:

  • Родителям следует избегать такую модель воспитания, как неприятие, когда взрослый подсознательно не хочет заниматься воспитанием малыша, не интересуется его проблемами. Бывает, так случается из-за того, что появляется ребенок другого пола, чем ждали и надеялись изначально (к примеру, хотелось мальчика, но родилась девочка).
  • Ничего хорошего нет и в так называемой гиперопеке, когда взрослые не учат детей самостоятельности, буквально все делая для них сами. Стоит оказаться такому малышу в другом окружении – например, в детском коллективе – где его не станут также опекать, и возникает психотравма. Так, к примеру, начинаются расстройства у детей младшего школьного возраста.
  • Использование авторитарной модели, когда от ребенка требуется постоянное и беспрекословное, а его личное мнение не учитывается вообще – это тоже плохо.
  • В некоторых семьях отсутствуют какие-либо нормы и правила, между родителями происходят регулярные конфликты. На психическое здоровье малыша подобная обстановка не может повлиять благосклонно.
  • Что должны делать взрослые, заметив признаки детского невроза? Обратиться к психиатру и затем, следуя его указаниям, возможно, изменить свою модель воспитания (поведения), постаравшись исправить допущенные ошибки (лучше поздно, чем никогда).

    Причины детских расстройств зачастую связаны с их неспособностью справиться с ситуацией и хоть что-нибудь сделать. За профилактику неврозов обычно ответственны взрослые.

    Внешние факторы

    Какие только факторы не способствуют развитию детских неврозов! Из внешних факторов стоило бы отметить:

  • смена места жительства (когда они вынуждены переезжать вместе с родителями);
  • смена детского коллектива (в садике и школе);
  • начало посещения воспитательного или образовательного учреждения;
  • конфликты в детском коллективе;
  • появление еще одного ребенка в семье (родившегося или приемного).
  • Нередко расстройство развивается под воздействием сразу нескольких факторов. Но если ребенок не склонен к неврозам и живет в благополучной семье, вероятность развития сильных невротических расстройств чрезвычайно мала. Родители вовремя замечают изменения в психике и поведении малыша, реагируя на них правильным образом.

    Воздействие на черты характера

    Как уже указывалось, лечение неврозов у детей во многом определяется особенностями характера ребенка:

    • Если у малыша высокая чувствительность и выраженная эмоциональность, ему особенно нужна ласка, любовь, а также внимание. Не получая таких эмоций, чадо начинает страдать от страха нелюбви и ненужности.
    • Наличие лидерских качеств предполагает непереносимость диктатуры родителей и большого количества ограничений. Чрезмерная опека для такого малыша – тоже не выход.
    • Слабые и склонные к болезням – слишком сильная забота об этих детях может иметь свои отрицательные стороны, поскольку они становятся уверенными в своей беспомощности.
    • Иногда под воздействием невротического состояния у ребенка развиваются новые черты характера (как правило, не самые хорошие):

    • слезливость;
    • ранимость;
    • агрессивность;
    • тревожность.
    • Признаки расстройств оказываются связанными и с соматическим здоровьем:

      • развитие тахикардии;
      • нарушенный дыхательный процесс;
      • изменение показателей давления;
      • чрезмерная потливость;
      • расстроенное пищеварение;
      • утрата концентрации внимания;
      • бессонница.

      В общем, при внимательном отношении к своему чаду родители должны заметить такую симптоматику и незамедлительно обратиться к врачу, чтобы узнать, как это лечить.

      О видах неврозов

      Виды неврозов у детей бывают разные. Одна из основных классификаций подразумевает возможность следующих видов:

    • Тревожный – связан с приступами страха, которые нередко начинаются в ночное время и когда ребенок остается в одиночестве или темноте. В тяжелых формах вероятны даже видения. Главное, чтобы родители не занимались культивированием страхов, пугая малышей всевозможными устрашающими персонажами, вроде бабая или даже полицейских, в целях воспитания. Некоторые ребята из-за страха не ходят в школу, поскольку боятся кого-нибудь из других детей (например, старшеклассников). Высока склонность к развитию данного расстройства у малообщительных, замкнутых и домашних деток.
    • Навязчивые состояния – речь идет о непроизвольных движениях, проявляющихся вследствие сильного эмоционального напряжения: мигание, моргание, шмыганье, притопывание и так далее. Психологические факторы могут способствовать развитию нервного тика. Поначалу эти повторяющиеся действия доставляют малышам дискомфорт, но со временем становятся привычными. Их желательно поскорее устранить.
    • Депрессивный – как правило, неразрывно связан с подростковым неврозом, вызванным половым созреванием. Подавленное настроение, нежелание с кем-либо общаться, отстранение от окружающих, ухудшенный аппетит, слезливость, заниженная самооценка. Подростки – и это следует особенно учитывать родителям! — в депрессии склоны задумываться о самоубийстве. Заметив соответствующие симптомы, следует вовремя начать лечение.
    • Истерический – с развитием этого невроза дети сталкиваются, когда желаемое расходится с действительным. Основной симптом – настоящие истерики в самом неприглядном виде (чадо может упасть на пол, кричать, судорожно конечностями). Возможно возникновение истерической слепоты, кожный покров теряет чувствительность, расстраивается нормальное дыхание.
    • Астенический (также именуется неврастенией) – обычно вызывается чрезмерными нагрузками на фоне детской слабости, проявляется раздражительностью, постоянным плачем, неусидчивостью и плохим сном.
    • Ипохондрия – чрезмерная озабоченность ребенка состоянием собственного здоровья, появление немотивированных страхов заболеваний, мнительность.
    • Невротический логоневроз, предполагающие заикание, вызванное психологической травмой.
    • Сомнамбулизм или лунатизм – связаны с особенностями функционирования нервной системы. Обычно такие проблемы начинаются с 4-летнего возраста. Причем, малыш утром уже не помнит, что ночью он ходил.
    • Нервная анорексия – нарушенный аппетит, вызванный сильным стрессом или неправильным режимом питания. У ребенка появляется мнительное отношение к тому, что он употребляет в пищу. На некоторую еду возможен рвотный рефлекс.
    • Существуют и другие расстройства, любое из которых требует квалифицированного лечения.

      О неврозах у детей и подростков можно подробно прочитать в работах А.И.Захарова. Например, книга под названием «Происхождение детских неврозов». Хотя эта работе издана еще в 1977 году, она до сих пор актуальна и пользуется спросом среди родителей, а также детских врачей.

      В целом же, в этой статье приведена общая информация о том, какие бывают неврози у дiтей, по каким симптомам их можно определить, что можно делать для их лечения и профилактики. Помните, что чем раньше вы покажите своего ребенка врачу при возникновении подозрений на невротические расстройства, тем раньше будет начато адекватное лечение и, соответственно, шансы на нормализацию психическое состояния увеличиваются.

      psycholekar.ru

      Предупреждение неврозов у детей. Часть 13.

      В этой части речь идет об основах лечения неврозов: классическими методами психотерапии взрослых является рациональная, аналитическая и суггестивная терапия.

      Основы лечения неврозов.

      Неврозы возникают в первую очередь под вилянием психологических воздействий, и в лечении их первое место занимает психотерапия, т.е. лечение психологическими методами. Врачи-педиатры всегда подчеркивают, что ребенок — это не просто взрослый в миниатюре, и лечение любых заболеваний его принципиально (а не только дозами) отличается от лечения взрослых. Это положение имеет особое значение и для психотерапии.

      Нигде так тесно не переплетается психотерапия и психопрофилактика, как в детской практике. Все те методы воспитания, направленные на предупреждение неврозов, играют большую роль и в излечении.

      Поэтом в основе преодоления невроза лежит воспитание «воли и здоровья», а не «бегства в болезнь»: борьба с плаксивостью, вспыльчивостью, распущенностью; укрепление силы, уравновешенности, подвижности нервной системы, развитие так называемой второй сигнальной системы и ее связи с реальной действительностью; устранение срывов вследствие перенапряжения процессов возбуждения и торможение, т.е. все то, о чем шла речь в предыдущих частях.

      Классическими методами психотерапии взрослых является рациональная, аналитическая и суггестивная терапия.

      Рациональная психотерапия, т.е. лечение невроза при помощи разъяснения больному логических ошибок, приведших его к болезни, к детям мало применима, так как требует от больного высокого интеллектуального развития и резкого преобладания второй сигнальной системы (абстрактного мышления). Однако некоторые простейшие приемы рациональной терапии в виде спокойного разъяснения ребенку необоснованности, например, его невротических страхов и т.п. применяются и в детской практике.

      Аналитическая психотерапия, заключающаяся в том, что больного специальными приемами заставляют вспомнить события и переживания, вызвавшие нервный срыв (и у взрослых в ряде случаев может вызвать опасную сосредоточенность на мыслях о своей болезни и неизлечимости ее), у детей совершенно неприемлема.

      Суггестивная психотерапия в виде гипноза и внушения, на первый взгляд, казалось бы, очень подходит для применения ее в практике лечения детей, так как дети обычно легко внушаемы и поддаются гипнозу (за исключением самого раннего возраста) даже лучше, чем взрослые. Однако широкое применение гипноза и прямого внушения при лечении детей могут иметь и отрицательные последствия, так как, во-первых, гипноз повышает внушаемость ребенка и тем самым делает его беззащитным перед случайными дурными влияниями; во-вторых, дети, лечащиеся гипнозом, перекладывают ответственность за свои дурные проступки или дурные привычки на врача, поэтому сами с ними не борются (ребенок, лечившийся гипнозом от онанизма, на требование матери прекратить это, заявил: «я не виноват, я больной и лечусь!»).

      Гипноз к дошкольникам применяется очень редко, лишь при особых исключительных обстоятельствах.

      Однажды на прием в психоневрологический диспансер мать привела свою шестилетнюю дочку с сильными болями в голове, животе, ногах, слабостью в них. Хотя у девочки отсутствовало какое-либо органическое заболевание внутренних органов или нервной системы, состояние ее, несмотря на проводившееся разнообразное лечение, ухудшалось. Обстоятельства заболевания следующие. На лето девочка была отправлена в деревню к двоюродной бабушке. Старая женщина повела девочку с собой в церковь и потребовала , чтобы она била поклоны перед иконами, а когда девочка не захотела, пригрозила: «Вот увидишь, бог рассердится и отнимет здоровье, все будет болеть, ходить не сможешь». Под влиянием этого внушения девочка и заболела, а мать, забравшая ее из деревни, усугубила состояние дочки причитанием, что проклятая старуха наслала порчу и теперь уже никакие лекарства не помогут. В этом случае лечить девочку от ее болезни пришлось гипнозом, во время которого ей выло внушено, что «порча», сделанная бабушкой, теперь уже действовать не будет.

      Если гипноз и прямое внушение в лечении детей применяется редок, то косвенное, или, как его называют иногда, чрезпредметное, внушение находит в детской психотерапии широкое применение. Ребенку авторитетно заявляют, что как только он потрет мазью больное место, боль сразу же успокоится, или что после проглатывания безобидной витаминки — сразу все пройдет (эффект плацебо).

      Также в России и за рубежом широкое распространение в лечении и предупреждении различных нервных нарушений имеет так называемая аутогенная тренировка.

      Этот метод самотренировки, или, иначе, самовнушения, предложенный известным немецким ученым Шультцем, включает в себя много приемов, заимствованных у индийских йогов, позволяющих им показывать чудодейственную власть над собственным организмом, но лишенных их мистической основы.

      На методике аутогенной тренировки, приспособленной к особенностям детского возраста, можно остановиться несколько подробнее.

      Если при воспитании и обучении детей уделяется много внимания их интеллектуальному физическому развитию, то умению владеть своими эмоциями и переживаниями (что не менее важно в жизни, чем приобретение знаний или трудовых навыков) не уделяется никакого внимания. Восполнить этот пробел в воспитании и призвана аутогенная тренировка (аутотренинг).

      Чем моложе организм, тем легче он обучаем в любом отношении, в том числе и в тренировке своей вегетативной и эмоциональной сферы, и поэтому аутогенную тренировку, нам кажется, желательнее всего начинать в дошкольном возрасте (в старшей группе детского сада, так как сущность ее для малышей будет еще недостаточно понятна). Как показывает опыт по лечебному применению аутотренинга, дети крайне охотно занимаются им и очень легко осваивают все необходимые навыки.

      В отличие от гипноза, аутотренинг у детей не имеет отрицательных сторон, не дает никаких осложнений. Методика его может быть различной и варьировать от конкретных условий, но хотелось бы как канву, предложить нижеследующую схему.

      До начала упражнений надо объяснить детям в доступной форме, что эти занятия научат их быть здоровыми, сильными, смелыми, владеть своим телом и настроением, ничего не бояться, не злиться. Можно указать, что это является подготовкой профессиям, требующим смелости, спокойствия, умения владеть собой.

      Упражнения ребенок может выполнять дома под наблюдением кого-либо из взрослых, ознакомленных врачом с основами этой методики, в пределах нижеизложенного.

      Заниматься надо ежедневно по 3 раза в день; длительность упражнений вначале 1-2 мин, в дальнейшем — по 5-6 мин. Поза при упражнении: либо сидя с опущенной головой и руками, свободно лежащими на бедрах свободно расставленных ног («кучерская поза»), либо лежа на спине с руками, чуть согнутыми в локтях, лежащими вдоль туловища, с ладонями, опущенными книзу. Глаза закрыты.

      Первая ступень аутогенной тренировки состоит из четырех упражнений. Первое упражнение заключается в том, что ребенок повторяет про себя: «моя правая рука стала очень тяжелой» 5-6 раз подряд; затем говорит мысленно фразу: «я совсем, совсем спокоен» и снова 5-6 раз — о тяжести в правой руке. Чтобы убедить ребенка, что его рука отяжелела, предлагают ее поднять и почувствовать, как это трудно. В конце каждого сеанса ребенку предлагают сделать три резких сгибания и разгибания в локтях, сопровождая их глубоким вдохом и выдохом, и после этого широко открыть глаза и убедиться, что тяжесть в руке полностью исчезла.

      Через три дня такое же упражнение применяют для левой руки. На следующей неделе первые три дня вызывают тяжесть уже в обеих руках, в последующие три дня — и в руках, и в ногах. Тем самым первое упражнение делают на протяжении двух недель по 1-2 мин 3 раза в день.

      Второе упражнение начинают с 3-ей недели. К самовнушению на появление тяжести в руках присоединяют мысленно фразу: «моя правая рука теплая, совсем теплая». Повторяют это, присоединяя к фразе: «моя правая рука тяжелая», в том же ритме и частоте, как и в предыдущем упражнении, соответственно через три дня переходя к внушению тепла в левой руке, затем в обеих руках и затем в ногах. Это занимает еще две недели. Через каждые 5-6 повторений говорят: «я совсем, совсем спокоен». Длительность сеанса здесь уже 3 мин, так как повторяют каждый раз и первое упражнение на тяжесть.

      Третье упражнение начинают делать с 5-ой недели. При этом каждый раз к двум предыдущим самовнушениям (тяжести и тепла конечностей) присоединяют внушение теплоты в животе, для чего ребенок кладет руки на верхнюю часть живота и повторяет: «мой живот теплый, мягкий, от него идет тепло». Через каждый 5-6 повторений, как и раньше, говорит фразу: «Я совсем, совсем спокоен». Это упражнение занимает 4 мин.

      У детей со склонностью к запорам или болям в животе можно добавить самовнушение о том, что кишечник будет функционировать хорошо и безболезненно.

      Четвертое упражнение начинают с 7-ой недели (так как каждое предыдущее занимало по две недели). Здесь ко всем предыдущим самовнушениям присоединяют самовнушение: «я дышу совершенно спокойно», делая вдох на словах «я дышу» и выдох со словами «совершенно спокойно». Это упражнение занимает 5 мин и проводится в течение двух недель.

      Итак, обучение первой ступени упражнений занимает примерно восемь недель.

      На этом заканчивается первая ступень аутогенной тренировки, привязанная научить детей управлять простейшими функциями своего организма: тонусом мышц и сосудистой стенки, дыханием.

      На фоне умения произвольно вызывать ощущения тяжести и расслабления в мышцах и приливы крови к заданному участку тела, регулировать дыхание можно приступить ко второй ступени аутогенной тренировки, имеющей, на наш взгляд, особое значение. Цель ее — научить ребенка владеть своими представлениями и переживаниями.

      При обучении ребенка второй ступени аутотренинга надо одновременно продолжать тренироваться и в упражнениях первой ступени. Если ребенок овладел ею хорошо, то тренировку можно проводить ускоренными темпами, например, просто повторяя с закрытыми глазами по 3 раза каждое следующее самовнушение: «руки и ноги тяжелые», «мышцы расслаблены», «тепло разливается по конечностям, по животу», «спокойно, глубоко дышу», и по выполнении каждый раз этих самовнушений разучивать упражнения второй ступени.

      Эти упражнения проводятся с открытыми глазами, без фиксации в определенной позе. Начинать их мы рекомендуем с гимнастики с воображаемыми предметами.

      Ребенку предлагают (и показывают, как это делается) изобразить выжимание несуществующей штанги, причем подъем этот нужно делать с полным напряжением мышц, испытывая все те усилия, которые потребовались бы для выжимания реальной штанги. Так же растягивается с полной силовой нагрузкой воображаемый эспандер.

      Подобные упражнения не только создают возможность образного представления и тренируют эмоциональную сферу ребенка, но и очень полезны для укрепления мышечного аппарата. Преимущество в последнем отношении такой гимнастики перед обычной физкультурой (которую она не исключает, а дополняет) в том, что организм работает с полной нагрузкой, но без угрозы надорваться, в то время как при работе с реальными тяжестями или сопротивлениями надо очень точно подобрать в каждом случае их массу: слишком малая не окажет достаточного влияния на развитие мышц, сердечно-сосудистой и других систем, а слишком большая может вызвать их повреждение.

      В плане этой же работы с воображаемыми предметами детям предлагают бросать и ловить воображаемый мяч, прыгать через воображаемую скакалку или планку, проводить борьбу с воображаемыми зверями.

      Все эти упражнения, охотно выполняемые детьми, развивают у них умение произвольно вызывать комплекс эмоциональных и мышечных ощущений.

      После приблизительно месяца такой тренировки, на базе ее можно приступить к наиболее важной части — созданию заданного образа.

      Ребенку предлагают разыгрывать в жизни спокойного смелого, веселого человека, никогда ничего не пугающегося, не плачущего, не злящегося.

      Так как в процессе личного и видового развития определенные эмоции (страх, гнев, горе, радость и т.п.), искусственно демонстрируя ту или иную эмоцию с соответствующими движениями, позой, мимикой, тембром голоса и т.п., мы непроизвольно вызываем и соответствующие им переживания. Разыгрывая, например, «смелого пограничника», ребенок отучается бояться, «добрую няню» — злиться и т.п.

      Дети обучаются этому искусству несравненно легче и быстрее, чем взрослые, и тем самым овладевают неоценимым в жизни умением не испытывать ненужных, отрицательных (вредных для здоровья самого ребенка и асоциальных по отношению к коллективу) эмоций. Такой ребенок не капризничает, не злится, не пугается и т.п. Как бы играя при любой, даже неблагоприятной, ситуации смелого, веселого, спокойного человека, он постепенно таким и становится, умея разрядить любой конфликт, не травмируя ни своей, ни чужой психики.

      На базе овладения аутотренингом можно проводить у детей и различные лечебные самовнушения по искоренению тех или иных неврогенных заболеваний, но это уже входит в компетенцию врача-специалиста; обучение же детей профилактическому аутотренингу, о котором мы здесь рассказали, легко доступно воспитателям и родителям, которых врач ознакомит с этим методом.

      Наряду с общими принципами психотерапии неврозов у детей, в зависимости от формы невроза делается упор на те или иные психотерапевтические приемы. При истерии, в основе которой, как мы уже говорили, лежит «бегство в болезнь», — стараться не доводить ребенка до истерических проявлений, но, если они возникли, следить, чтобы они никогда не принесли ему ни прямую, ни косвенную выгоду, одновременно всячески стимулируя выход из истерического состояния. У более старших детей, в отдельных случаях, где истерические проявления не ограничиваются истерическими приступами («капризами»), можно применять гипноз, внушение наяву, самовнушение, косвенное внушение.

      При неврастении, в основе которой лежит снижение порога возбудимости, нужно укрепить и физическое состояние организма путем дачи лекарств, витаминов (по назначению врача), физкультуры, водных процедур и др. Широкое применение здесь может иметь и аутогенная тренировка. Таких детей надо разгрузить от стресса, так как длительное напряжение, как мы уже объясняли, снижает порог возбудимости. Школьникам иногда полезно, по согласованию с врачом, дать дополнительный день отдыха в неделю. Но не надо впадать и в другую крайность, создавая особые условия исключая все раздражители (кино, телевизор, компьютер, игры с друзьями и т.п.)

      В этом отношении интересные опыты были проведены в зоопарках на животных, в частности на тупаях. Тупаи — это небольшие, обитающие в лесах Южной Азии, зверьки, относящиеся к отряду насекомоядных, но очень близкие к предкам обезьян, а значит, и человека. У них по некоторым признакам легко определить когда животное находится в стрессовом, а когда в спокойном состоянии. Выяснилось, что если более 50-60% времени бодрствования зверек находится в состоянии нервного напряжения, он в конце концов погибает. Но, если периоды нервного напряжения становятся ниже 10%, то зверек тоже постепенно гибнет.

      При неврозах навязчивых состояний можно пользоваться методом постепенного угасания условных связей, как бы приучая ребенка к пугающему его явлению. Например, ребенка, боящегося собаки, постепенно приучают гладить игрушечную собачку, затем маленького щеночка и т.д. Мальчика, который после автомобильной катастрофы мог ходить, лишь держась за чью-либо руку, мы постепенно приучили держаться за ремень, другой конец которого находился в руке взрослого (врача, затем матери или старшей сестры), затем этот ремень заменили ему галстуком, потом этот галстук повесили ему на шею, за который он брался лишь при неожиданном шуме.

      Можно вызывать «угасание» и связывая пугающее с приятным, как бы переделывая сигнальное значение раздражителя. Так, родителям мальчика, боящегося спущенных занавесей, мы предложили купить щенка, о котором давно мечтал сын, и спрятать его за занавесью. Когда мальчик пришел домой и увидев спущенную занавесь, стал, как всегда, в страхе пятиться от нее, оттуда выскочил долгожданный щенок, и после этого занавеси перестали быть сигналом страшного.

      При навязчивых движениях иногда помогает проделывать эти движения 2 раза в день по несколько минут сознательно перед зеркалом. Танцюра (автор метода) объясняет эффект запредельным торможением в соответствующей области коры головного мозга, а мы — кортиколизацией (управляемостью) данных движений, но это практически безразлично.

      Конечно, при лечении неврозов и других нарушений нервной системы наряду с психотерапевтическими (условно-рефлекторными) методами воздействия часто приходится применять и медикаментозную терапию по назначению врача. Надо помнить, что нет вообще абсолютно (хороших», безотказно действующих лекарств. Лекарство, которое прекрасно помогло одному нервному ребенку, может оказаться бесполезным и даже вредным для другого.

      Одно и то же лекарство при одном и том же заболевании в зависимости от особенностей нервной системы ребенка может давать совершенно разный эффект: например, некоторые лекарственные препараты с успокоительным эффектом — детям с сильным типом высшей нервной деятельности надо назначать в относительно больших дозах, а детям со слабым типом — в очень малых, поскольку назначение им препарата в больших или даже средних дозах вызовет у них не успокоение, а возбуждение; в процессе лечения обязательно должна меняться и дозировка лекарства. Поэтому нельзя давать лекарство, которое помогло соседнему ребенку, без совета врача своему ребенку.

      Чтобы излишне не привлекать внимания нервного ребенка к своей болезни, мы предлагаем по возможности давать назначенное врачом лекарство под видом общеукрепляющих препаратов (одновременно давая здоровым братишкам и сестренкам, например витамины); назначенные водные процедуры проводить как гигиенические мероприятия и т.п.

      При лечении детских неврозов врачи стараются не пользоваться без крайней необходимости уколами и иными болезненными процедурами. Боль, является биологическим сигналом: «не делай этого!». Если ребенку было сказано, например, не трогать горячий чайник, а он его коснулся и обжег руку, боль в этом случае не может вызвать невроз, а явится лишь сигналом-предупреждением: «не делай этого больше!» . Совсем иначе влияет на нервную систему ребенка боль, причиненная лечебными процедурами. Она заставляет ребенка в следующий раз не даваться в руки врача или медсестры, причинившим боль, а так как его заставляют подчиняться им снова и снова, может наступить так называемая «сшибка» (предыдущий болевой опыт сигнализирует : «не давай руку сестре для укола», а мать заставляет: «дай!), в результате которой разовьется невроз.

      В тех случаях, когда укол или другая болезненная процедура абсолютно необходимы, не надо обманывать детей, говоря, что будет «совсем не больно», или делать укол неожиданно. Нужно спокойно растолковать ребенку, что необходимо потерпеть, чтобы быть здоровым, и компенсировать эту боль чем-либо очень приятным.

      В ряде случаев показано применение лечебной гимнастики, массажа, водных, иногда электропроцедур (например, электросна, осуществляемого специальным аппаратом, пропускающим через мозг больного ребенка импульсный ток низкой частоты и малой силы, действующий успокаивающе). Все это назначает врач после углубленного обследования ребенка.

      Помните, что чем раньше вы обратите внимание на те или иные дефекты нервной системы ребенка и проконсультируйтесь со специалистом, тем быстрее и легче можно будет их исправить. Да и здорового ребенка неплохо показать хотя бы раз детскому психоневрологу, помня, что предупредить болезнь легче, чем ее вылечить.

      www.psyworld.ru