Лечение от заикания в томске

Лечение заикания, логоневроза в Томске и области: статистика и возможности.

Лечение заикания в Томске в домашних условиях.

Занятие с BreathMaker, проводимое врачом в Москве (ЦКР) для пациента из Алматы в реальном времени (20-минутная нарезка из полуторачасового занятия). Также см. видеоурок и результаты

Аналогичная поддержка по Skype проводится в Томске и в области.

Запишитесь на врачебную Скайп-консультацию , чтоб доктор посмотрел-послушал Вас.


2-я часть. Релаксация речевого аппарата у ребёнка 6 лет, достигнутая в игровой форме.

Лечение логоневроза у школьницы или студентки.

После нормализации речи в реальной жизни, некоторые наши пациенты (по желанию) хотят поднять своё мастерство до максимума и начинают соревноваться с профессиональными дикторами.

Статистика нуждающихся в лечении заикания в Томске и области, включая детей, школьников и взрослых

Население Томска — 572 740 чел.
Всего нуждаются в лечении заикания (логоневроза) в Томске — 13 745 чел.
Из них:
Дети и школьники — 8 247 чел.
Дети и школьники с тяжёлой формой заикания — 577 чел.
Взрослые — 5 498 чел.
Взрослые с тяжёлой формой заикания — 440 чел.

Население Томской области — 1 078 891 чел.
Всего нуждаются в лечении заикания (логоневроза) в Томской области — 25 893 чел.
Из них:
Дети и школьники — 15 536 чел.
Дети и школьники с тяжёлой формой заикания — 1 088 чел.
Взрослые — 10 357 чел.
Взрослые с тяжёлой формой заикания — 828 чел.

Интересные факты о Томске и области

1. В 1604 году на правом берегу реки Томи служилыми людьми был выстроен Томский острог, рядом с которым быстро образовался посад, который стал заселяться служилыми и русскими переселенцами. В течение всего XVII века острог (ныне — Томск) был важным стратегическим военным центром, обеспечивающим безопасность местного населения; также острог служил перевалочным пунктом и одной из опорных баз для отрядов казаков, двигавшихся на юг и восток в поисках, с одной стороны, новых земель, а с другой — удобных путей для выходов к Охотскому морю и Тихому океану.

2. Население Томска составляет 572740 тыс.человек (по состоянию на 2017 год); вместе со своим городом-спутником Северском и пригородами Томск образует Томскую городскую агломерацию с населением коло 728 тыс.человек. Население Томской области — 1078891 чел. (2017г). Томск — город многонациональный и многоконфессиональный. Самая распространенная религия — православие, представленная соборами и храмами; в городе также есть лютеранская церковь, мечети и синагоги. У Томска есть и неофициальное название — Сибирские Афины.

3. У Томска есть еще одно название — Изумрудный город. Известный писатель Александр Волков, который учился в Томске в Учительском институте (теперешний ТПГУ) на протяжении трёх лет, сделал этот город прототипом для серии своих детских книг ”Волшебник Изумрудного города”. У писателя даже есть эссе, посвященное Томску. В нём он писал: ”…всем, чего я достиг в жизни и, быть может, даже и своим долголетием я обязан тому, что в глубине Сибири, на берегу быстрой Томи, стоит город Томск. Земной поклон милому институту, приютившему меня в своих стенах на три учебных года!”

4. Томск по праву можно назвать городом студентов, ведь каждый пятый городской житель является студентом одного из шести ВУЗов — Медицинского, Политехнического, Педагогического, Систем радиоуправления, Архитектурного, Классического. Также в Томске насчитывается порядка 15 институтов.

5. В городе имеются пять театров — театр Драмы, Драматический театр ”Версия”, Камерный драматический театр, Театр Юного Зрителя и театр Скоморох им.Р.Виндермана. Также есть симфонический оркестр, хоровая капелла и хор юношей, а также несколько кинозалов.

6. Томск является крупным музейным центром России. 2 августа 1892 года был открыт Музей Прикладных Знаний, решение об открытии которого было принято общим собранием членов Общества попечения о начальном образовании, устав утвержден в Министерстве народного просвещения, а средства на организацию Музея выделили известный русский благотворитель и меценат, иркутский купец I гильдии Иннокентий Михайлович Сибиряков и томский городской голова, меценат, купец I гильдии Пётр Васильевич Михайлов. В Томске его именем названа Михайловская роща. Благодаря Петру Михайлову в 1870 году в Томске был построен воскобельно-свечной завод, а в 1881-1882 годах им, совместно с меценатом и купцом-золотопромышленником Цибульским Захарием Михайловичем, который первый удостоился звания ”Почётный гражданин Томска”, была основана первая в Сибири кирпичная фабрика.

7. В 1911 году было принято решение об основании научно-художественного музея, но его созданию помешала начавшаяся спустя 2 года Первая Мировая Война. 18 марта 1922 года был открыт первый государственный музей Томска — Томский губернский музей (ныне — Томский государственный краеведческий музей). Также к государственным музеям относятся Музей истории Томска, Томский областной художественный музей, Литературный музей Дома искусств, Музей славянской мифологии (создан в 2007 году, является одним из крупнейших частных музеев Сибири, занимает площадь почти в 1000 км.кв) и, расположенный в сосновом бору, старейший музей леса России, Томский музей леса. В городе также насчитывается 5 ведомственных музеев и 6 музейных подразделений всех томских ВУЗов.

8. Томск — город, созданный для занятий спортом и активного образа жизни. Так, в Томске находится лучший в России, основанный выпускниками Томского госуниверситета, клуб аквалангистов. Он подготовил десятки мастеров спорта по подводному плаванию и является победителем множественных российских и международных соревнований. Также в Томске активно развиваются альпинизм и спортивный туризм, конный спорт, лыжные виды спорта, сноуборд, академическая гребля, баскетбол, волейбол, шахматы. В городе находятся несколько стадионов, спортивные площадки, бассейны, 11-метровый скалодром, залы для боулинга при Томском политехническом университете, дворец зрелищ и спорта, картодромы, лыжные трамплин и трасса.

9. В Томске насчитывается порядка 40 памятников, и некоторые из них весьма неординарны, например, скульптура ”Памятник Счастью” авторства Леонтия Усова, которая сразу же отсылает нас к мультфильму ”Жил-был пёс”. Есть много желающих погладить пса в надежде услышать от него ”Щас спою!” или ”Бог в помощь!”. Также стоит отметить расположенный на Новособорной площади Памятник Рублю. Он выполнен из дерева, весит около 250 кг и создан в масштабе 100:1 к своему прототипу. Установка памятника состоялась в 2008 году и была приурочена к ежегодному Томскому карнавалу. У входа в гостиницу ”Томск” располагается Памятник Домашним Тапочкам. Бронзовый монумент был установлен в 2006 году, а на постаменте есть надпись ”Будьте как дома”.

Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

www.dictor.ru

Кирилл Б, г. Томск

Приветствую вас, дорогие арлилиевцы!

Прежде всего, хочу поздравить с тем, что выбрали правильный путь по исправлению дефекта речи, который жил долгие годы с каждым из Вас.
Надеюсь, Вы уже представляете, что предстоит долгий и трудный путь по исправлению заикания и что никто здесь не обещает мгновенного результата.
ВСЁ ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ВАС!
Нужно самому осознать и почувствовать, что тебе это жизненно необходимо и что никто кроме тебя этого не сделает.
Марина Борисовна и центр «Арлилия» даёт Вам только удочку – ловить же рыбку придется самим.
При этом хитрость в том, что нужно просто все выполнять, не задумываясь над тем, сколько еще впереди и НЕ ЖАЛЕТЬ СЕБЯ.
Жалость к себе нужно просто «каленым железом» по капле из себя выдавливать. У многих из Вас есть семья, работа, друзья, хобби – все что угодно. И это очень важные вещи. И каждый может сказать, что у него нет времени на выполнение множества веселых упражнений на улице и перед другими людьми. Но посмотрите сторонним взглядом на Ваш день и спросите себя: «Мог бы я сегодня сделать больше в речевом отношении?» И вы ответите утвердительно.
ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ!
Никто за Вас не пойдет на вопросы «в люди», никто не выступит перед родными, перед коллегами, перед незнакомыми людьми.
Так что соберитесь и в бой!
Желаю Вам силы духа, терпения!
Пусть всё у Вас получится! Получайте удовольствие от работы и результатов, которые не заставят себя ждать!
Не желаю удачи — желаю УСПЕХА, который придет от трудов Ваших!

Кирилл Борисов
Суровый сибирский город Томск

Это может быть вам интересно

Мы находимся в 5-ти минутах пешком от метро Медведково.

Телефон:
+7 (926) 220-73-73
+7 (495) 785-91-70

[email protected]
Соколова Марина Борисовна
логопед для взрослых и подростков от 14 лет

[email protected]
Ракитина Анна Эдуардовна
логопед для детей

[email protected]
Тинина Татьяна Алексеевна
администратор

© 2007 — 2018 Речевой центр Арлилия. Все права защищены.

www.arlilia.ru

Психопрофилактика детского заикания. Рекомендации психолога.

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Немного истории

Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи.

В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к 3 теоретическим направлениям:

1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций).

2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера.

3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.

Таки образом, в конце 19 — начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание – это сложное психофизическое расстройство.

Причины заикания

В настоящее время можно выделить 2группы причин:

  • предрасполагающие («почва»);
  • производящие («толчки»).
  • При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

    Предрасполагающие факторы («почва»):

  • Невропатическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.
  • Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
  • Наследственная отягощенность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака.
  • Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
  • Неблагоприятные условия:

  • Физическая ослабленность детей.
  • Возрастные особенности деятельности мозга.
  • Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов, имеющее физиологический характер.
  • Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
  • Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
  • Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
  • В группе неблагоприятных причин выделяются:

    Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями:

  • Травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга).
  • Органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения.
  • Истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, коклюш, болезни внутренней секреции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).
  • Психические и социальные причины:

  • Кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх).
  • Длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях.
  • Неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей.
  • Перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы).
  • Подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося).
  • Переучивание леворукости.
  • Симптомы заикания

    Условно выделяют 2 группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи.

    1. Физиологические (биологические) симптомы: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка.

    Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).

    Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

    При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: например, «т-ополь» (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).

    При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений — мышц — клонус: например, «то-то-тополь».

    Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.

    В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

    При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

    Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

    Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается прерывающийся блеющий («А-а-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а-а-а-а»).

    Размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).

    Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

    В артикуляционном аппарате выделяют судороги — губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно — щелевых.

    В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки.

    К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь.

    Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

    2. Социальные (психологические) симптомы.

    Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.

    Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

  • Умеренная степень болезненной фиксации .
  • Подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

    • Выраженная степень болезненной фиксации.
    • Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это — подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.

      Степени заикания

      Различают 3 степени заикания:

    • легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
    • средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
    • тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
    • Типы течения заикания

      Выделяют следующие типы течения заикания:

    • постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);
    • волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);
    • рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).
    • Сопутствующие заболевания

      Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. Чешский логопед М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение.

      Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают:

    • Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника. Нарушение стволовых функций.
    • Нероортопедическая патология.
    • Вегетативная дисфункция.
    • Нарушение венозного кровотока из полости черепа.
    • Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности.
    • Экстрапирамидальная недостаточность.
    • Распространенность заикания

      Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте лот 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышенная, повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания.

      Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.

      Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной.

      Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. По статистике, в бывшем СССР на 250 млн. жителей было 6 млн. заикающихся. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае — еще меньше (но здесь дело не в развитости, а в другой системе языка).

      Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.

      Методы преодоления заикания

      Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.

      Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразового лечения в данном случае неприемлема!

      Правила и упражнения в плавной речи

      Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи.

      1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.
      2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.
      3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.
      4. При разговоре стой или сиди прямо.
      5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.
      6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.
      7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.
      8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.
      9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.
      10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.
      11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.
      12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.
      13. Первые признаки заикания

        Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

      14. Если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но, уже заикаясь) — если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.
      15. Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и).
      16. Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы.
      17. Вынужденные остановки в середине слова, фразы.
      18. Затруднения перед началом речи.
      19. Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (клиническому психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

        Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

        1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
        2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть, например, Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
        3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
        4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
        5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
        6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
        7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
        8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
        9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
        10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
        11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
        12. Статью подготовила: медицинский психолог Шахрай Е.О.

          ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить:

          • Индивидуальную психолого-педагогическую консультацию по вопросам воспитания и поведения детей;
          • Консультацию врача-невролога для взрослых и детей;
          • Сеансы медицинского массажа для взрослых и детей.

          Телефон для справок и записи: 46-85-00.

          profilaktika.tomsk.ru

          Детское отделение №1

          тел. (3822) 281-225, (3822) 281-147

          График посещения пациентов, находящихся на стационарном лечении в ОГБУЗ «ТКПБ»

          Общепсихиатрическое отделение № 1

          Выходные и праздничные дни

          Беседа с лечащим врачом

          Прием передач осуществляется в часы посещений пациентов.

          Посещения пациентов во время карантина запрещены, передачи принимаются.

          Общепсихиатрическое детское отделение

          Отделение специализируется непосредственно на общепсихиатрической патологии. Наиболее частыми показаниями к госпитализации является: умственная отсталость, общее расстройство психологического развития, расстройства поведения (гиперкинетическое расстройство и нарушения поведения, специфичные для детского возраста), эпилепсия, органический поражения ЦНС, детская шизофрения.

          Показаниями для пребывания в отделении являются пограничные нервно-психические расстройства: психические расстройства без выраженного синдрома психомоторного возбуждения; аффективные расстройства без психотических симптомов; невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства; поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; расстройства личности в стадии компенсации (акцентуация характера); расстройства привычек и влечения; тики, энурез, заикание; умственная отсталость легкая и невыраженная умеренная, без нарушений поведения или с незначительными нарушениями поведения; расстройства психологического развития; эпилепсия с когнитивными расстройствами и изменением личности без выраженной деменции.

          К проблемам психического здоровья подростков приковано внимания многих исследователей, что обусловлено социальной значимостью и остротой проблемы.

          Комплекс проводимой в отделении реабилитации включает обязательное обследование детско-подросткового психиатра, психолога, консультации детского невропатолога, окулиста, а так же при необходимости: консультации педиатра, генетика, ЛОР-врача, хирурга, дерматолога, инфекциониста. Исследуются общие анализы мочи, крови, биохимические анализы, анализ кала на яйца гельминтов. С целью дифференциальной диагностики проводятся дополнительные методы обследования: ЭЭГ, РЭГ, Эхо-ЭГ, УЗИ внутренних органов, ЭКГ, рентгенография. Сложные для диагностики случаи консультируются профессорами кафедры психиатрии и научными сотрудниками НИИ ПЗ.

          По данным обследования разрабатывается индивидуальная программа медико-психологической реабилитации. В своей работе специалисты отделения используют полипрофессиональный подход к решению проблем подростков и их родителей.

          В качестве медикаментозной терапии в отделении широко используются ноотропные, сосудистые, седативные препараты, корректоры поведения, общеукрепляющая терапия. Антидепрессанты и психотропные средства назначаются по клиническим показаниям по информированному согласию родителей.

          На базе отделения функционирует кабинет физиопроцедур и массажа, где физиолечение получают более 90% поступающих пациентов.

          Пребывание в стационаре включает общие режимные моменты (5-разовое питание, дневной сон, прогулки, занятия в группе с воспитателями, школьные занятия с педагогами средней общеобразовательной школы N 56) и индивидуальные реабилитационные программы, включающие лечебно – диагностические и коррекционные мероприятия для каждого пациента.

          Пациенты отделения имеют возможность посещать школьные занятия, которые проводят педагоги средней школы № 56. Занятия проводятся 4 дня в неделю по программам основного места учебы с индивидуальным подходом к учащимся. При выписке выдается табель успеваемости.

          Находясь в стационаре, все подростки занимаются в психотерапевтических группах.

          Проводятся следующие виды психотерапии:

          Ø индивидуальная психотерапия (поддерживающая, личностно-ориентированная, консультативная);

          Ø групповая личностно-ориентированная психотерапия (группа младших 11-13 лет и группа старших подростков 14-18 лет);

          Ø групповая и индивидуальная релаксационная терапия;

          Ø коррекционно-развивающие группы с элементами арт-терапии для подростков со сниженным интеллектом;

          В групповой работе используются интегративный подход, т.е. сочетание техник арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы, коммуникативные упражнения, релаксационные, психоаналитические, символдрамма.

          После выписки подростка из стационара психотерапевтическая работа продолжается в рамках амбулаторного подросткового приема.

          В целом отмечается положительная динамика у пациентов, получивших психотерапию – снижение напряженности, неконструктивных способов взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми. Вместе с тем, отмечается повышение адаптивных способностей, саморегуляции, развитие саморефлексии, повышение самооценки, уверенности в себе, развитие способности к эмпатии, пониманию переживаний других. Семейные взаимоотношения, по объективной оценке (отклик родителей) имеют положительную динамику.

          За годы работы в отделении отработана новая форма работы с родителями детей, поступающих на лечение в отделение: первичная психотерапевтическая консультация, которая проводится при поступлении подростка в стационар. Цель – знакомство с родителями и пациентом, разъяснение особенностей психотерапевтической работы и выбор формы оказания помощи подростку (индивидуальная, групповая). Во время первичной консультации оговаривается количество психотерапевтических сессий. По окончании психотерапевтической работы проводится итоговая встреча с родителями, предлагаются рекомендации по дальнейшему взаимодействию. Введение этой системы позволило реализовать командный принцип работы и индивидуальный подход к каждому пациенту, что облегчает и делает более эффективным взаимодействие с родителями. После выписки подростка из стационара психотерапевтическая работа может быть продолжена специалистами амбулаторных служб.

          тел. (3822) 72-99-95

          Детское отделение пограничных состояний и выраженных речевых расстройств

          tokpb.ru