Лечение при детской шизофрении

Лечение шизофрении у детей

Детская шизофрения — это болезнь, которая дебютирует в раннем возрасте (до пубертата) на формирующейся или неравномерно развитой психике ребенка. Поэтому у детей не наблюдают полноценных бреда и галлюцинаций, характерных для взрослых. Симптоматика у них неоднозначная, атипичная. Диагностикой и лечением состояния занимается психиатр, который имеет опыт работы с детьми.

Первым признаком начавшегося шизофренического процесса у ребенка может быть диссоциативный дизонтогенез. Это неравномерность развития, когда в одних сферах наблюдаются задержки (например, поздно встал, долго не мог научиться ходить), а в других — акселерация, опережение нормы (например, рано заговорил целыми фразами).

Детская шизофрения — редкое заболевание, лечить которое должен детский психиатр с соответствующим опытом и квалификацией.

В пользу диагноза «шизофрения детский тип» также могут говорить внезапное исчезновение речи, страх одного конкретного предмета из множества одинаковых. Показателен пример мальчика одного года, который боялся одной определенной розетки. Научившись говорить, он рассказал, что из нее высовывается рука и пытается его украсть.

Основные симптомы детской шизофрении , как и взрослой, делят на:

  • позитивные — появление того, чего не бывает в норме:
    • бредоподобные фантазии, которыми ребенок поглощен практически всё время, и метафизическая интоксикация — пустые рассуждения на философские и научные темы (о смысле жизни, о существовании высшего разума);
    • галлюцинации — ощущения органов чувств, которые не имеют реальной основы;
    • негативные — исчезновение того, что формирует норму: снижение воли и мотивации, безынициативность, а также бедность и уплощение эмоциональных реакций.
    • Существует три основные формы детской шизофрении:

    • простая , при которой практически отсутствуют позитивные симптомы, а ведущими являются негативные. Дети с таким диагнозом весьма восприимчивы к лечению;
    • гебефренная , при которой на первый план выходит вычурное кривляние, протестность, импульсивность, агрессия к себе и окружающим. Без лечения такие дети практически не поддаются обучению и имеют неблагоприятный прогноз;
    • кататоническая — детям можно придавать неудобные позы, в которых они находятся длительное время (например, высоко поднимать руки над головой), характерны повторяющиеся бесцельные движения или выкрики, упрямое молчание, повторение слов, мимики, действий окружающих.
    • Как диагностировать раннюю детскую шизофрению?

      Галлюцинации у маленьких детей можно определить в основном по наблюдению за их поведением, например, избегающим. Это и есть первые симптомы шизофрении с детства.

      Бредовые идеи начинают формироваться с 10–15 лет, причем наиболее характерен бред чужих родителей. До этого возраста отмечаются лишь сверхценные идеи, например, чистоты, порядка, ритуальный порядок выполнения действий.

      Приступы шизофрении у детей могут начинаться со странных перевоплощений в играх, когда ребенок хочет быть только отрицательным персонажем, мечтает о социально осуждаемых действиях, застревает в этом воплощении и с трудом из него выходит. Особенно должны настораживать игры в неодушевленные предметы, оговоры и самооговоры.

      Для диагностики шизофрении, в том числе у детей, существуют лабораторные методы — например, Нейротест .

      Признаки шизофрении у детей постарше уже больше похожи таковые у взрослых. В пубертат часто встречается гебоидный синдром, который характеризуется многократным усилением патологических влечений (алкоголь, наркотические вещества, бродяжничество, асоциальность), половой расторможенностью, снижением эмоциональной привязанности, чувства совести и ответственности.

      Однозначно решить, ребенок болен шизофренией или нет, может только детский врач психиат р после клинического, лабораторного и инструментального обследования. После первичной врачебной беседы для подтверждения диагноза и дифференциальной диагностики доктор может назначить патопсихологическое исследование, тестирование интеллекта и эмоциональных сфер, инструментальные методы исследования (ЭЭГ, КТ, МРТ — методы нейровизуализации), а также консультации врачей других специальностей для исключения неврологической патологии или их сочетания.

      К современным методам диагностики относится Нейротест . Это лабораторное исследование (берется проба крови), которое показывает, повышен ли уровень определенных биологических веществ в головном мозге. Положительный результат говорит в пользу шизофренического процесса. Подробнее о диагностике детской шизофрении .

      Лечение шизофрении у детей раннего возраста

      В фармакотерапии детской шизофрении применяются те же группы препаратов, что и во взрослой практике:

    • нейролептики;
    • стабилизаторы настроения;
    • антидепрессанты;
    • транквилизаторы.
    • Лечение шизофрении в детском возрасте затрудняется тем, что наиболее современная часть препаратов еще не разрешена к применению в детской практике. Клинические испытания новых лекарств у маленьких пациентов сопряжены с законодательными барьерами и родительской настороженностью. Часть препаратов уже разрешены на западе, но у нас всё еще под запретом.

      Детский организм по-особому воспринимает «взрослые» лекарства. Необходимо регулярно показываться лечащему психиатру , чтобы оперативно менять дозировки препаратов: сдерживать симптомы и не давать ребенку больше медикаментов, чем нужно.

      Выход из ситуации — грамотное комбинирование препаратов , официально допущенных для лечения шизофрении у детей дошкольного возраста и старших возрастных групп. Плюсом хорошей комбинации является то, что используются даже побочные действия. Например, часто используют седативный (успокаивающий) эффект нейролептика или антидепрессанта. При этом врач назначает проверенные препараты с доказанной эффективностью и изученным перечнем побочных эффектов.

      Цели лечения: свести к минимуму проявления болезни и приостановить развитие шизофренического процесса. Терапия направлена на то, чтобы шизофрения у девочки или мальчика не мешала развиваться интеллекту, не делала из ребенка изгоя и инвалида. Вместе с психологами и дефектологами детский психиатр может значительно улучшить жизнь ребенка и его близких.

      cmzmedical.ru

      Лечение при детской шизофрении

      К сожалению, многие родители, столкнувшись с «необычным поведением» своих детей, не уделяют этому должного внимания, а иногда даже «подшучивают» над странностями своего ребенка. При том, что детская шизофрения развивается постепенно, а не внезапно, и на каждом этапе развития заболевания у ребенка меняется все…

      Шизофрения – расстройство головного мозга с последующими нарушениями психики и поведения.

      Начальные стадии детской шизофрении проявляются в том, что ребенок испытывает проблемы, которые связаны с концентрацией внимания, нарушением режима сна, учебой, а также с нежеланием общаться, проявляются необоснованные страхи. Дальнейшее развитие детской шизофрении характеризуется бессвязной речью, ребенок начинает видеть или слышать вещи, не видимые и не слышимые окружающими. Периоды улучшения сменяются тяжелейшими рецидивами, характеризующиеся бессвязным мышлением, когда малыш перескакивает с одной мысли на другую без прослеживания логики. При более запущенной стадии детской шизофрении могут появиться бред, галлюцинации. Во время психотических фаз заболевания дети уверены в том, что у них сверхчеловеческие способности, или что люди следят за ними. В течении психотического приступа при детской шизофрении, ребенок может вести себя непредсказуемо и проявлять склонность к агрессии и даже суициду.

      Также можно отметить сходство нормального детского поведения в виде «шалости» с симптоматикой, проявляющейся при детской шизофрении, и зачастую родители не в силах их отличить.

      Из вышеизложенного можно сделать вывод: если вы заметили у своего ребенка какие либо отклонения, незамедлительно обратитесь к детскому нейропсихоневрологу. Только грамотный квалифицированный специалист может поставить правильный диагноз и назначить своевременное лечение.

      Диагностикой и лечением детской шизофрении на протяжении многих лет занимаются высококвалифицированные специалисты ЦЕНТРА ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ Европейской клиники «Сиена-Мед», где используются новейшие европейские методы диагностики и лечения детской шизофрении.

      Пройдя обширную консультацию в ЦЕНТРЕ ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ Европейской клиники «Сиена-Мед», детский врач-нейропсихоневролог не только поставит правильный диагноз, но и назначит максимально результативное лечение детской шизофрении как в условиях ЦЕНТРА ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ Европейской клиники «Сиена-Мед», так и в домашних условиях.

      Основным принципом ЦЕНТРА ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ Европейской клиники «Сиена-Мед» в лечении детской шизофрении является индивидуально подобранная терапия, воздействующая на все стороны патогенетического развития детской шизофрении с учетом всей психопатологической структуры болезни, с обязательной корректировкой вегетативной нервной системы и нейромедиаторного обмена.

      Имеются более 75 программ, в том числе авторских, где эффективно учитываются вышеобозначенный принцип лечения детской шизофрении, среди них комплексные программы с включением нейробиомодулирующего управления, более 22 разработок транскраниальной синхронизационной модуляции, вегетосенсорной стимуляции, коггерентации, метод цветения, эмпанически-центрированная терапия и многие другие программы и разработки, направленные на лечение детской шизофрении.

      Помните: лечение детской шизофрении должно быть начато как можно раньше, так как на ранних стадиях развития заболевания можно достичь положительного результата за более короткий срок, чем в позднем ее проявлении.

      Лечение детской шизофрении зачастую более важная задача, чем лечение шизофрении у возрастных пациентов.

      www.sienamed.ru

      Шизофрения у детей: как выявить основные признаки хронического недуга

      Одной из довольно серьезных, сложных и опасных болезней, которым подвержены дети, является шизофрения.

      Ее опасность состоит и в том, что многие родители предпочитают не обращать внимания на странное поведение ребенка, списывая психиатрические симптомы на бурную фантазию или характер.

      Часто так оно и есть, но все равно стоит присмотреться к своему чаду внимательнее. Нужно помнить, что при шизофрении раннее выявление болезни и начало ее лечения крайне важны.

      Позднее обращение к врачу затрудняет и без того непростую дифференциальную диагностику. Еще одна сложность постановки диагноза заключается в несформировавшейся еще центральной нервной системе.

      Как и в случае со взрослыми, конкретные и четкие причины возникновения шизофрении у детей назвать сложно.

      Можно говорить об общих факторах:

    • генетическая предрасположенность. Есть процент вероятности передачи недуга по наследству;
    • риск рождения ребенка с этим заболеванием повышается с возрастом матери, когда она его родила;

      нездоровый психологический климат в семье: вредные зависимости, безденежье, ссоры;

      перенесенные матерью в период беременности инфекционные болезни;

    • истощение и подавленный иммунитет у матери во время зачатия и вынашивания.
    • Причины шизофрении: наследственность, стресс, алкоголь, наркотики

      Возможность узнать о наследственности

      Часто спрашивают: можно узнать, будет у ребенка наследственность шизофрении? И вправду, существует закономерность, согласно которой присутствие больных родственников повышает возможность заболевания у ребенка.

      На данный момент, ни один специалист не может точно ответить, будет ли шизофрения у ребенка с отягощенным семейным анамнезом.

      Дело в том, что пока не ясно, какие конкретно гены принимают участие в развитии шизофрении. Известно только, что в этом процессе участвуют 74 гена, что и делает ответ на вопрос о наследственности затруднительным.

      Как понять, что ребенок болен – симптомы

      Как проявляется шизофрения у детей, есть ли какие-то яркие признаки, особое поведение? Симптомы могут разниться в зависимости от формы, типа детской шизофрении.

      Признаки делят на две группы: продуктивные и негативные.

      Во время проявления продуктивных в психике запускаются совершенно новые процессы, которые у здорового человека должны отсутствовать.

      К примеру, это галлюцинации, бредовые навязчивые состояния, необоснованные страхи, которые ребенок не может отличить от реальной жизни.

      Негативными называют признаки, при которых происходит стирание личностных качеств: деструктивные изменения в характере, путанность мыслей и неспособность мышления в принципе, деградация двигательных функций.

      Галлюцинации. Чаще – слуховые, реже – визуальные. К примеру, ребенок разговаривает с вымышленными существами и слышит ответы, видит несуществующие объекты или с интересом рассматривает что-то в пустоте.

      Явления паранойи, как будто бы ребенка унижают или хотят причинить вред.

      Высокий уровень тревожности и страхи несуществующих предметов или явлений. Проявляется, в том числе, в замкнутости.

      Отстранение от социума, отказ от общения с родителями или сверстниками.

      Нарушенное мышление, которое можно выявить по речи. Ребенок не может объяснить, что конкретно имеет в виду, теряет нить диалога и путается в мыслях. Перестает использовать слова, придумывая вместо них непонятные звуковые наборы.

      Отсутствие стремления выполнять элементарные общепринятые действия. Наиболее часто проявляется в отсутствии гигиены. Наиболее заметен этот симптом у подростков. Они не моются, не меняют белья, испражняются под себя.

      Лабильность настроения (перепады). Слезы – беспричинный хохот – истерики – полная апатия, при том эти настроения меняются мгновенно.

      Какими бывают виды и стадии шизофрении у детей и подростков, расскажет видео:

      В раннем возрасте

      Ранним у ребенка считается возраст от рождения и до трех лет. В этот период можно заметить некоторые признаки психического расстройства. Об этом яснее всего скажут нарушения в области потребностей и их приоритетности.

      Ребенок может начать отказываться от кормления грудью, у него может перепутаться день и ночь, нарушиться моторные функции.

      Важно обращать внимание и на так называемые парадоксальные реакции. К примеру, малышу нет дела до грубых раздражителей, таких, как громкие и резкие звуки, пеленки, которые не поменяли или одиночество.

      В то же время, яркое недовольство вызывают ласка, тихие звуки, купание.

      Ребенок слабо коммуницирует с окружающим миром, у него нет волевых реакций. Взгляд не проявляет интереса, а голосовые реакции осуществляются как бы для себя, а не для контакта с окружающими.

      Как еще распознать шизофрению у ребенка: малыш не пытается вызвать к себе интерес, позже – не вовлекает взрослых в игры.

      О том, каковы симптомы ветрянки у детей до года, можно узнать из нашей публикации.

      Если вас интересует, какими могут быть последствия ротавируса у ребенка, прочтите данный материал.

      О скарлатине у детей расскажет эта статья и доктор Комаровский.

      В дошкольном и школьном

      В этом возрасте наиболее заметными симптомами являются беспочвенные страхи к несуществующим объектам или явлениям. Ребенок может галлюцинировать, чаще всего персонажами из сказок или чудищами.

      Характерны также:

    • беспрерывный в течение многих часов плач;
    • отсутствие интереса к ролевым играм;

      смена отсутствия движения, ступора и сильного возбуждения;

      ребенок часто говорит на несуществующих языках и совершает непонятные поступки в обычной жизни, не играя;

    • нежелание контактировать взглядами.
    • Ребенок играет в одиночестве, другие дети не вызывают у него никаких чувств. Во время игры зациклены, могут долгие часы держать в руках одну игрушку, просто вращая ее.

      Возможен вариант, когда дитя научилось ходить, но потом забыло, как это делается, и снова начало ползать.

      Больной может либо вовсе перестать проводить речевую коммуникацию с окружающими, либо оперировать наборами малопонятных фраз, но не с целью поговорить, а с целью выразить свое, лишь одному ему известное состояние.

      В подростковом

      Диагностика шизофрении у подростков имеет свои трудности для врачей, так как ряд симптомов болезни схож с обычными признаками переходного кризиса: подросток молчалив, апатичен, ему нет особого дела до происходящего вокруг, сторонится сверстников и держится одиночкой.

      Характерны также резкие перепады настроения. Но при шизофрении все это происходит на фоне галлюцинаций, бредовых навязчивых идей, необъяснимых поступков и расстройства речи.

      Под необъяснимыми дурашливыми поступками имеется в виду не симпатия к какой-нибудь подростковой субкультуре или странный костюм на вечеринку, а постоянная неизменная линия поведения, когда без объяснения он наденет, к примеру, валенки, трусы и шубу.

      Необходимо внимательно присмотреться к подростку, чтобы не перепутать симптомы болезни с обычным возрастным максимализмом.

      К примеру, подросток произносит целую несвязную речь и, думая, что она смешная, сам над ней безудержно хохочет, в то время как сам монолог не имеет никакого смысла.

      Интересный момент для диагностики – так называемый бред физического недостатка. Больной считает себя физическим уродом, думая, что у него, к примеру, одна рука намного короче другой.

      Врачи-специалисты и диагностика

      Дети, у которых проявляются симптомы шизофрении, должны пройти обследования у психиатра, который, если диагноз подтвердиться, назначит соответствующее лечение.

      Для подтверждения диагноза обычно проводят такие диагностические мероприятия:

      • МРТ поможет выявить типичные патологии структуры мозга и исключить возможные опухоли;

      ЭЭГ покажет биоэлектрическую активность головного мозга;

      дуплексное сканирование сосудов даст возможность проверить венозный отток;

      нейротесты покажут картину эффективности работы нервной системы;

    • психологические тесты исключат или подтвердят проблемы с памятью, адекватным восприятием реальности и вниманием.
    • Если вас интересует, как проявляется краснуха у детей до года, прочтите нашу публикацию.

      О лечении стоматита у детей расскажет эта статья и доктор Комаровский.

      Узнайте, как проявляется отит у детей, из данного материала.

      Шизофрения – хроническое заболевание, тем не менее, большинство ее проявлений можно нейтрализовать. Терапия состоит из нескольких этапов.

      Первый – купирующий. Он призван экстренно снять состояние психоза, а также подавить галлюцинации, бред и проч.

      Второй этап – стабилизирующий. Мероприятия во время этого этапа направлены на закрепление результата, достигнутого при купировании.

      Третий – терапия, направленная на предотвращение рецидивов. Проводится профилактика следующего психоза или хотя бы его отсрочка. Нейролептики помогут снизить негативные проявления расстройства психики.

      Медикаментозное лечение по большей части призвано снимать и такие симптомы, как галлюцинации, тремор, бред. Для этого обычно используют Галоперидол. При высоком уровне тревожности используют Левомепромазин.

      Вид и интенсивность психотерапии выбирает врач, опираясь на клиническую картину, результаты анализов и ответ больного на препараты.

      О лечении детской шизофрении расскажет видео:

      Выздоровление и жизнь в обществе

      Болезнь хроническая и метода полного излечения пока что не придумали. Зато есть масса способов облегчить ее течение и увеличить продолжительность ремиссий.

      В большинстве случаев дети с шизофренией могут учиться в обычных школах. Но иногда показано обучение по индивидуальной программе дома. Такие решения принимаются медико-педагогическими комиссиями.

      В этой статье мы рассказали о шизофрении у детей разного возраста: ее первых симптомах и признаках, причинах детской и подростковой заболеваемости, методах диагностики и лечения, дали прогноз.

      Шизофрения – серьезный и опасный психический недуг. Если он развивается в детском возрасте, важно это вовремя заметить и обратиться к врачам. Без своевременного адекватного лечения ребенок может стать вовсе недееспособным.

      malutka.pro

      Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков

      Шизофрения — психическое заболевание, которое возникает у детей, подростков и взрослых и характеризуется наличием бреда, галлюцинаций и изменениями личности. Симптомы патологии в раннем возрасте отличаются от проявлений болезни у совершеннолетних. Чтобы поставить верный диагноз, психиатр должен разбираться в детских психических заболеваниях. Терапия осуществляется при помощи препаратов и психологической помощи.

      Шизофрения — прогредиентное психическое эндогенное заболевание, которое возникает у людей преимущественно в 20-23 года. Это расстройство характеризуется наличием личностных изменений и другими психопатологическими нарушениями. Шизофрения отличается хроническим течением. Ее выраженность варьируется от легких нарушений психики до грубых, вплоть до шизофренического дефекта.

      Точной причины возникновения этого недуга в настоящее время не установлено. Согласно проведенным исследованиям, шизофрения в 79% случаев появляется по причине наличия отягощенной наследственности. Внутриутробные инфекции, сложное течение беременности и роды также влияют на формирование этого расстройства.

      Учеными установлено, что шизофренией чаще всего страдают люди, которые родились весной и зимой. Черепно-мозговые травмы, органические поражения головного мозга могут привести к развитию этого заболевания. К факторам появления шизофрении относят следующие факторы:

      • хронические стрессы;
      • детские травмы;
      • аномалии в строении и функционировании структур головного мозга.
      • К основным симптомам шизофрении относится ассоциативный дефект, аутизм, амбивалентность и аффективная неадекватность (тетрада Блейлера). Ассоциативный дефект характеризуется отсутствием логического мышления (алогия). Аутизм — это отвлечение человека от реального и погружение в свой внутренний мир. У пациента ограничиваются интересы, он совершает стереотипные (одинаковые) действия и не реагирует на внешние раздражители, не общается с окружающими людьми.

        Амбивалентность характеризуется тем, что пациент высказывает противоположные мнения относительного одного и того же предмета/объекта. Существует три вида явления: эмоциональный, волевой и интеллектуальный. При первой форме амбивалентности отмечается наличие противоположного чувства к людям, событиям или предметам. Волевой вид проявляется в бесконечном колебании при решении какой-то либо проблемы. Интеллектуальная форма этого расстройства заключается в наличии у человека противоположных идей. Следующая группа симптомов — аффективная неадекватность, которая выражается в неадекватной реакции пациента на какие-то события.

        Выделяют 4 группы основных типа признаков шизофрении:

      • позитивные (продуктивные);
      • негативные (дефицитарные);
      • когнитивные (дезорганизованные);
      • аффективные расстройства.
      • Позитивные симптомы проявляются в виде бредовых идей, галлюцинаций, иллюзий и психомоторного возбуждения. Иллюзии — это неправильное, искаженное видение существующего в действительности объекта. Галлюцинации — возникновение различных простых (шумы, звуки) и сложных (сцены, действия) ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), которых на самом деле не существует. Наиболее часто встречаются слуховые, а зрительные обычно сочетаются с обонятельными и вкусовыми. Бред — убеждения человека, которые не соответствуют действительности. Отмечаются следующие формы: преследования (кто-то наблюдает за больным), воздействия (кто-то влияет на него извне, управляет им), ревности и величия. Неадекватное поведение — поступки пациента, которые не соответствуют социальным нормам. К нему относятся проявления деперсонализации и дереализации. В первом случае это состояние человека, при котором собственные мысли и части тела кажутся не своими, а привнесенными извне. Для дереализации характерно чрезмерное обращение внимания на незначительные, вторичные признаки предмета.

        К неадекватному поведению также относится кататония — группа двигательных расстройств, которой свойственно принятие и длительное сохранение пациентом поз. При попытке изменить его положение больной оказывает сопротивление. Также к явлениям неадекватного поведения можно отнести гебефрению — дурашливость. Такие пациенты постоянно прыгают и смеются.

        Негативные симптомы заболевания характеризуются тем, что при этом расстройстве исчезают качества, которые должны быть у здоровых людей. К этой группе признаков относится снижение активности и потеря интереса к хобби, бедность речи и мимики, замкнутость. Отмечаются эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения), нарушения мышления и отсутствие мотивации.

        При беседе пациенты постоянно перескакивают с одной темы на другую, а при прогрессировании заболевания они перестают выполнять навыки самообслуживания (чистить зубы, принимать душ). Наблюдается нарушение концентрации внимания и памяти. Суждения таких пациентов носят преимущественно абстрактный характер (когнитивные проявления). Аффективным признакам свойственно снижение настроения (суицидальные, депрессивные мысли).

        К позитивным синдромам шизофрении относятся следующие виды:

        К негативным синдромам шизофрении можно отнести следующие:

      • нарушения мышления;
      • эмоциональные расстройства;
      • нарушения воли (абулия/гипобулия);
      • личностные изменения.
      • Нарушения мышления характеризуются разноплановостью, разорванностью и резонерством. При первом проявлении второстепенные события пациентом воспринимаются как важные. Речь расплывчатая, но больной описывает детали. Разорванность выражается в составлении предложения из не связанных по смыслу слов и словосочетаний, но грамматическая основа при этом верна. В речи пациента отмечается поток лексики (словесная окрошка). Иногда больные не могут закончить свою мысль, т. к. постоянно отклоняются от темы или перескакивают на другую. В некоторых случаях при беседе происходит потеря нити мысли. Резонерство заключается в бесплодных многочисленных рассуждениях. В речи пациенты используют собственные придуманные слова (неологизмы).

        Эмоциональные расстройства характеризуются тем, что у больных возникает холодность, жестокость и угасание реакций. Волевые нарушения проявляются в виде апатии, вялости и дефицита энергии. Человек становится пассивным и безучастным к происходящим вокруг него событиям. Абулия — это тотальные нарушения волевой сферы, гипобулия — частичные. В зависимости от течения болезни развиваются личностные изменения, при которых человек становится замкнутым и манерным.

        Существуют 4 основных формы этого расстройства: параноидная, гебефреническая, кататоническая и простая. Самым распространенным видом считается первая. Ведущим симптомом этой формы расстройства является бред, а эмоциональные признаки развиваются медленно.

        Гебефреническая шизофрения характеризуется кривляниями, неадекватным смехом больного и перепадами настроения. Отмечается быстрое изменение личности. Это заболевание появляется в возрасте от 13 до 15 лет.

        При кататонической форме шизофрении возникают двигательные нарушения. Отмечается повышенный мышечный тонус. Пациенты обнаруживают способность копировать движения, фразы и мимику окружающих их людей.

        Простая форма характеризуется тем, что бредовые идеи и галлюцинации отсутствуют. Пациенты отказываются от работы и учебы, по этой причине возникает разрыв отношений. Это расстройство появляется в подростковом и юношеском возрасте. Больные становятся безучастными к происходящим вокруг них событиям.

        Согласно проведенным исследованиям, риск заболевания шизофренией у детей и подростков в 3-4 раза выше, чем у взрослых. Шизофренический дефект в раннем возрасте характеризуется изменениями в эмоциональной сфере. У пациентов отмечается снижение яркости чувств и сопереживания.

        Дети характеризуются жестокостью к своим близким и эгоцентризмом. Межличностные отношения поверхностны. Ребенок может остаться равнодушным к смерти близкого человека и плакать над сломанным цветком. Для детей с такими особенностями эмоциональной жизни характерна симбиотиче­ская привязанность к одному из родителей с зависимостью от него.

        Аутизм проявляется в форме ухода от действительности с фиксацией на внутреннем мире. Психический инфантилизм характеризуется тем, что ребенок чрезмерно зависит от матери. У него не сформированы возрастные интересы, чувства долга и ответственности. Влечения у детей появляются с задержкой. Иногда психическая незрелость сочетается с физической, которая отражается на небольшом росте ребенка и мелких черт лица. У больных на протяжении всей жизни сохраняется детское выражение, походка и мимика.

        Психическая ригидность проявляется в виде недостаточной развитости и гибкости таких процессов, как эмоции, мышление, поведение. Отмечается нарушение переключаемости внимания. Такие дети с трудом адаптируются в новых условиях (детских садах, школах или колледжах). Больные тяжело переносят смену привычной обстановки (переезд) или режима дня, появление и формирование контактов. Возникновение нового человека в дома вызывают отрицательные эмоции и реакцию протеста. У больных детей и подростков происходит уменьшение активности. Отмечается снижение уровня работоспособности, отсутствие мотивации для выполнения какого-либо действия (апатоабулический дефект).

        Искажение развития пациента тем больше выражено, чем ранее возникла шизофрения. Существует два вида нарушений: дисгармонические и задержка психического развития (ЗПР). Первый характеризуется несоответствием сроков созревания психических и моторных функций, т. е. происходит опережение речевого и интеллектуального роста при задержке двигательного. В некоторых случаях отмечается развитие познавательных процессов в норме при невозможности воспроизведения и усвоения бытовых навыков и самообслуживания. У детей возникает резонерство — бесцельные рассуждения на любую тему. В мимике наблюдается асинхронность. Искажение развития возникает после младенческого возраста. Речь характеризуется бедностью и односложностью. Отмечается нарушение звукопроизношения, эхолалии (повторение слов окружающих людей) и шепот. Пациенты иногда подражают не только интонациям, но и тембру голоса.

        Дети постоянно называют себя в третьем лице. Их игра примитивна и стереотипна (бесконечное открывание и закрывание дверей). Внимание у таких больных рассеянно.

        У них возникает агрессивность при отвлечении от действий. Они не общаются с ровесниками и не получают удовольствия от коммуникации с окружающими людьми. Дети не имеют желания и не могут одеваться и осуществляют прием пищи руками.

        Симптомы шизофрении у подростков проявляются различными симптомами. Бредовые мысли наблюдаются редко и имеют неустойчивый характер. У пациентов встречается нервная анорексия, дисморфомания (убежденность человека в наличии у себя физического недостатка), мировоззренческие расстройства. В подростковом возрасте преобладают приступообразные формы течения шизофрении, но встречаются и другие, которые наблюдаются у взрослых пациентов.

        При непрерывной вялотекущей болезни возникают навязчивые мысли, аффективные расстройства, на фоне которых прогрессируют негативные симптомы в виде обеднения эмоций, постепенной аутизации и снижения энергии. Установленный в этом возрасте диагноз в дальнейшем отвергается, поскольку наступает стойкая ремиссия (отсутствие признаков) с различными личностными нарушениями. При неблагоприятно текущей бредовой шизофрении на подростковый период приходятся ранние стадии заболевания.

        У больных возникают злокачественные формы, которые протекают с двигательным возбуждением и приводят в короткие сроки к глубокому шизофреническому дефекту. Отмечаются дурашливость, импульсивность и негативизм. У пациентов наблюдаются эхо-симптомы (повторение движений, мимики и слов окружающих людей), которые чередуются с обездвиженностью. Иногда возникают галлюцинации.

        Простая форма шизофрении в этом возрасте встречается редко. Шубообразная (приступообразно-прогредиентная) характеризуется наличием у больных навязчивостей, бредовых, галлюцинаторных и двигательных расстройств. В эмоциональной сфере наблюдаются депрессивные и маниакальные нарушения. В дальнейшем при этой форме происходит развитие личностных изменений, которые нарастают после каждого приступа.

        При рекуррентной шизофрении наблюдается периодическое возникновение аффективных расстройств. После 2-4-го приступа наступают изменения личности, которые в основном затрагивают эмоциональную сферу больного. Отмечаются депрессивные и маниакальные расстройства. После одного приступа формируется ремиссия с наличием хронического гипоманиакального состояния (небольшие проявления повышенного эмоционального фона).

        В детском возрасте самыми распространенными являются шубообразные и непрерывные формы течения шизофрении. Среди проявлений этого заболевания у детей до 10 лет в основном отсутствуют бредовые расстройства, галлюцинации, помрачение сознания. Преобладают фобии, двигательные нарушения и психосоматические патологии. Отмечаются сверхценные увлечения и фантазирование. Злокачественная непрерывная шизофрении характеризуется наличием у детей двигательных расстройств, эхо-симптомов, застываний, импульсивности в поведении, а также задержки мочи и кала. Возникает дурашливость. При такой разновидности у детей через 1 год формируется тяжелый дефект в виде умственной отсталости с кататонической (двигательной) симптоматикой и аффективными расстройствами.

        Непрерывная вялотекущая шизофрения развивается медленно и постепенно — с самых первых месяцев жизни. При этой форме обострения чередуются с периодами нормализации состояния. Наблюдаются психосоматические нарушения, тики, страхи, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), заикание, депрессивные и маниакальные расстройства. У всех пациентов проявления шизофренического дефекта выражены в дошкольном возрасте, но они развиваются до пубертатного периода. У маленьких детей возникают черты аутизма, от 7 лет — эмоциональные нарушения. В препубертатном возрасте поведение характеризуется чудаковатостью, формируется психический и физический инфантилизм.

        Продуктивность деятельности у таких больных сохранна, но активность направлена на узкий круг объектов. Чем ближе подростковый возраст, тем больше отмечается ограничение интересов. Происходит снижение активности, замедление мыслительной деятельности. Достигшие пубертатного и юношеского возраста дети-шизофреники несамостоятельны, зависимы от родителей, нуждаются в стимуляции и контроле. Такие пациенты заканчивают среднюю школу хуже ровесников. Выбор специальности осуществляется с трудом из-за больших перерывов отдыха. Приступообразная шизофрения развивается у пациентов в возрасте от 2 лет. Отмечается наличие депрессивных, маниакальных и бредовых состояний. Возникают патологическое фантазирование, страхи и фобии. Каждый пациент переносит до 10 приступов, которые длятся 1-1,5 месяца. Они характеризуются серийностью, а между ними наблюдается ремиссия с аффективными симптомами и признаками, которые свойственны неврозам. Длительность перерыва составляет более 3 лет, ее начало совпадает с юношеским возрастом. Далее возникает новый психоз, симптомы становятся более выраженными, чем ранее.

        Иногда отмечаются помрачения сознания. Усложняются бредовые и галлюцинаторные расстройства. Шизофренический дефект при этой форме возникает через 1-3 приступа. Сверхранние (младенческие) припадки переносятся пациентами в период от 3 месяцев до 1,5 лет, т. е. в раннем детском возрасте. Преимущественным симптомом являются соматические и вегетативные нарушения. Диагностируется это расстройство на основании медицинской документации детских непсихиатрических учреждений. В ней описывается состояние ребенка, при котором происходит изменение поведения, внешности, темперамента и характера. Приступы возникают после периода нормального или опережающего развития с проявлениями повышенного или ровного эмоционального фона. Они связаны с соматическими заболеваниями, которые перенес ребенок. Основными симптомами этого расстройства являются двигательные и аффективные нарушения.

        У детей-шизофреников отмечается веселый или тревожный фон настроения. Иногда возникают подавленность и отрешенность от окружающего мира. В зависимости от настроения пациента появляется двигательное возбуждение или обездвиженность, которая сопровождается повышением/понижением мышечного тонуса. У детей отмечается наличие монотонного крика приступообразного характера длительностью около 24 часов с перерывами на сон/кормление.

        Тревожный аффект проявляется в том, что дети боятся чужих людей, предметов быта, звуков. Возникают ночные страхи. Отмечается повышенная слезливость и постоянная готовность к плачу. У пациентов появляются стереотипные движения пальцев рук, раскачивания туловищем, прыжки и удары головой о кровать. Возникают нарушения сна и аппетита. Длительность отдыха сокращается, период засыпания увеличивается. Сон становится чутким и поверхностным, дети пробуждаются от малейшего шума.

        Возникает усталость в дневное время суток и бодрствование ночью. Частые проявления сверхранних приступов — срыгивания, рвота и диарея. Дети отказываются от приема пищи или происходит повышение аппетита. Отмечаются побледнение кожных покровов, морщины на лбу или возле рта. Взгляд таких детей неподвижен. Возникает замедление развития — как психического, так и физического. Затем оно происходит в прежнем нормальном темпе. Признаки гипомании возникают после 2-3 месяцев светлого промежутка. С этого момента проявления становятся стабильными и имеют неизменный характер. Отмечается отсутствие суточных колебаний настроения и депрессивных состояний. У некоторых детей наблюдаются повторные приступы в возрасте 2-3 или 8-10 лет. При этом возникает патологическое фантазирование, тревожное настроение. После их завершения аффективные симптомы у пациента сохраняются.

        Признаки шизофренического дефекта проявляются сразу после первого приступа, но они варьируются от неглубоких изменений личности до признаков умственной отсталости. Отмечается задержка развития, которая характеризуется трудностями в обучении ребенка в обычных общеобразовательных школах. Возникают страхи, эмоциональные и двигательные расстройства. Несмотря на незначительную глубину личностных изменений, дети испытывают трудности адаптации в первые годы обучения. Они не общаются с одноклассниками, неусидчивы и конфликтны. Эти проявления заставляют родителей обратиться к врачу-психиатру. По мере взросления у детей наблюдается стабилизация школьной успеваемости.

        Диагностика этого заболевания осуществляется врачом-психиатром и психологом. Важное значение имеет сбор анамнеза со стороны больного и его родителей, который заключается в изучении жалоб и причин, повлиявших на формирование шизофрении. При обследовании ребенка необходимо убедиться, что эти проявления не возникли из-за употребления пациентом лекарств и наркотиков.

        Диагноз устанавливается на основе наличия прогредиентного характера заболевания (постепенное развитие симптомов) и возникновения изменений личности. Для изучения особенностей больного прибегают к помощи психолога, который исследует пациента посредством тестирования. На основе поставленного диагноза назначается определенное лечение.

        Лечение шизофрении осуществляется комплексно — с помощью медикаментов и психотерапии. Препараты позволяют купировать симптоматику, замедлить развитие болезни и шизофренического дефекта. Особенностью терапии подростков и детей является то, что средства оказывают значительное негативное влияние на организм пациента.

        Лечение несовершеннолетних с ярко выраженными симптомами осуществляется в больнице. При легких формах этого заболевания терапия проводится амбулаторно. В зависимости от динамики болезни врач может отменить препараты. Средства назначаются специалистом с учетом возраста, веса, вида и течения болезни. Нейролептические лекарственные препараты предназначены для больных с галлюцинациями и бредовыми расстройствами. Снотворные назначаются для лечения бессонницы у пациентов. Иногда используются антидепрессанты при наличии депрессивных состояний. Чаще всего применяют следующие препараты:

        neurofob.com