Лечение заикание красноярск

У доктора Кантуева

ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ ГИПНОЗОМ

Одним из наиболее распространенных видов речевых рас­стройств у детей и взрослых является заикание. Заикание — дискоординационное нарушение речи, как пра­вило, связанное с выраженными в той или иной степени невро­логическими и невротическими расстройствами. Лица, страдаю­щие заиканием, лишены возможности нормального общения с окружающими. Постоянные затруднения в речи травмируют пси­хику больных, вызывая различные невротические расстройства. В зависимости от того, преобладают ли судороги в артику-ляторном, голосовом или дыхательном аппаратах, различают артикуляторную, голосовую и дыхательную формы заикания. Однако на практике наиболее часто встречаются смешанные формы: артикуляторно-дыхательная, дыхательно-голосовая.
Различают также два вида судорог, прерывающих речь, — кло-нические и тонические. Обычно при заикании наблюдаются оба вида судорог, при этом, если больше выражены тонические су­дороги, говорят о тоно — клоническом заикании, если преоблада­ют клонические судороги, — о клоно-тоническом заикании. При лечении заикания терапия не должна сводиться к борь­бе с отдельными симптомами, требуется устранение основной причины болезни, укрепление нервной системы и организма в целом. Формирование невроза при заикании связано с неправиль­ным развитием личности в условиях психической травматизации. Поэтому большое значение при лечении заикания приоб­ретает применение различных форм психотерапевтического воздействия: рациональной и суггестивной психотерапии, вну­шения в бодрствующем состоянии, аутогенной тренировки, самовнушения. В системе психотерапевтических мероприятий по лечению заикания наиболее эффективным является приме­нение групповой психотерапии. Учение о заикании является одной из частных проблем как патологии, так и дефектологии и вместе с тем представляет со­бой область психоневрологии и медицинской педагогики. Ста­тистические данные указывают на значительную распростра­ненность заикания среди населения (от 1,5 до 2,5%).
Трудности решения проблемы заикания в значительной сте­пени связаны с многочисленными причинами, обусловливаю­щими его возникновение. Эти трудности объясняются сочета­нием при заикании как собственно речевых нарушений различ­ной степени, так и участием в генезе заболевания и в клини­ческой картине психологических факторов, во многом определяющих его течение. Заикание обычно возникает в раннем детстве, в период фор­мирования и развития фразовой речи. Его причинами часто являются испуг, перенапряжение речевой функции, как прави­ло, у детей с известной недостаточностью нервных механизмов в регуляции речевой деятельности.
Эта недостаточность может развиваться в результате небла­гоприятно протекающей беременности, тяжелых родов, частых простудных болезней, травм головного мозга в раннем детстве. Следует также учитывать роль наследственной предрасположен­ности в виде слабости речедвигательного анализатора. В. М. Шкловским была разработана комплексная система логотерапии, в которой объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая различные варианты суг­гестивного метода с работой по перестройке нарушенных от­ношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта, невропатолога и психолога.

Диагностический период обычно продолжа­ется 10—15 дней. В это время тщательное обследование больного проводят невропатолог, дефектолог, психотерапевт и пси­холог: внимательно изучаются анамнестические и клиничес­кие данные, определяются возможные причины появления за­икания.

Перестройка патологических речевых навыков и коррекция личностных нарушений. Эта работа продолжается 1,5 — 2 месяца. Она построена следующим образом. Вначале проводятся коррекционные логопедические занятия по норма­лизации дыхательной, голосовой функции, выработка речевых «эталонов». Одновременно можно проводить аутогенную тре­нировку и рациональную психотерапию.
Примерно через 15 — 20 дней после начала логопедической и психотерапевтической работы проводится сеанс императив­ного внушения в состоянии бодрствования (сеанс эмоциональ­но-стрессовой терапии по методу К. М. Дубровского).

Дальнейшая логопедическая работа направлена:

• на коррекцию дыхания, регистра и тембра голоса;

• выработку правильного ритма и темпа речи;

• овладение «эталонами» речи.

Ввиду той роли, которую играют психологические факторы в развитии заикания, важное значение приобретают различные формы психотерапевтического воздействия: гипнотерапия, императивное внушение в состоянии бодрствования, самовну­шение и аутогенная тренировка.

При проведении психотерапии и особенно суггестивных методов в состоянии бодрствования нужно учитывать большое значение эмоционального фактора. Известно, что сильное эмоциональное воздействие исполь­зуется при лечении тяжелых зафиксированных болезненных проявлений, таких, как афония, мутизм, истерические парали­чи, парезы. При этом обычно применяется методика косвен­ного внушения, то есть одномоментного внушения в состоя­нии бодрствования в сочетании с какими-либо процедурами или использованием определенных медикаментозных средств. Основой метода является положительное эмоциональное от­ношение и вера больного в применяемый метод лечения. При использовании таких методов крайне важно добиться хотя бы кратковременного успеха, который убеждает больного в сохранности речи и возможности ее восстановления.
В свое время особое внимание привлек к себе «одномомен­тный метод снятия заикания», предложенный К. М. Дубровс­ким. Суть этого метода состояла в следующем: «снятие заика­ния» происходило одномоментно, за один сеанс, в течение од­ного часа. А достигнутые результаты по восстановлению речи закреплялись в течение последующих 3-4 встреч с логопедом и врачом-психотерапевтом.Применение сеансов внушения в бодрствующем состоянии при лечении заикания не вызывает возражения специалистов, хотя и не исключает в дальнейшем корригирующей работы с логопедом.Более подробно методика проведения «одномоментного снятия заикания» будет нами рассматриваться дальше.

На первом этапе лечения внушение в гипнозе проводится вначале 3 раза в неделю, а затем 1 раз в 7-10 дней.Гипнотерапия в некоторых случаях является хорошей подго­товкой пациента к проведению императивного сеанса внушения в бодрствующем состоянии по методу К. М. Дубровского.Внушение в гипнозе, подкрепленное логопедическими за­нятиями и психотерапевтическими беседами, способствует ус­транению страха перед речью. Сеансы гипнотерапии проводятся в группе 10—12 человек.

Самовнушение проводится по классической методике, пред­ложенной Э. Куэ. При этом следует добиваться, чтобы пациент не пассивно проговаривал формулу самовнушения, а старался активно представлять себя хорошо говорящим. Больной должен научиться визуализировать и вызывать у себя образ того, как он разговаривает без заикания дома, в школе, на улице и в других ситуациях. Очень важно для пациента проводить само­внушение вечером перед сном, лежа в постели, используя при­родное гипнотическое фазовое состояние транса.Аутогенная тренировка больных заиканием дает возмож­ность расслабить мышцы артикулярно-голосового аппарата, снять чувство скованности, напряжения в области диафрагмы, волнение и страх перед речью.Аутогенная тренировка активизирует внутреннюю работу и позволяет заикающимся самостоятельно заниматься дома для профилактики рецидивов. Остановимся более подробно на «одномоментном методе снятия заикания» по методике К. М. Дубровского, который руководил в Харькове Республиканским центром лечения ло-гоневрозов.

Несмотря на высокую эффективность данной методики, в настоящее время она практически не применяется из-за не­умения врачами-психотерапевтами работать с группой и в присутствии аудитории, хотя данную методику лечения заи­кания успешно использовали в своей работе В. М. Шкловс­кий и Ю. Б. Некрасова. Сеансы лечебного гипноза, которые проводил К. М. Дубровский, — это впечатляющий, театрали­зованный метод коллективно-групповой психотерапии. Сеанс проводится в актовом зале. Формируется аудитория из родственников больных, которые будут проходить лечение, и пациентов, впервые приехавших на консультацию в сопро­вождении родственников.

Первая часть сеанса проводится на фоне сильного эмоцио­нального напряжения. Каждого пациента пофамильно пригла­шают в зал, где присутствующие приветствуют его аплодисмен­тами. На столе врача лежат цветы, принесенные пациентами. Создается приподнятая, радостная, эмоционально насыщенная обстановка. Пациенты выстраиваются в одну линию вдоль стены. Врач проводит опрос больных, демонстрируя аудитории их патоло­гическую речь. При этом он тактично использует ситуацию для создания определенного эмоционального напряжения в зале, подчеркивая трудности, с которыми приходится сталкиваться в жизни заикающимся людям. Врач авторитетно заявляет, что медицина дает возможность вернуть им правильную и свобод­ную речь. Затем врач-психотерапевт рассказывает о сущности заика­ния, о том, как и почему оно возникает, разъясняет возмож­ность его устранения гипнозом. Необходимо обязательно объяснить заикающимся, почему лечение, которое они прохо­дили раньше, не возымело должного эффекта. К. М. Дубровский внушительно и образно говорит о силе слова, которое не только служит средством коммуникации меж­ду людьми, но и может иметь физиологическое, а следователь­но, и лечебное значение.
Для демонстрации проводятся пробы на внушаемость. Фиксируется внимание на могущественной силе слова психотерапевта.Затем начинается следующий этап лечения. Каждый паци­ент в присутствии всех индивидуально проверяется на внушае­мость по различным тестам (невозможность разжать руки, сжать пальцы в кулак, падение вперед, назад и т. д.). Эти тесты оказы­вают большое психологическое воздействие на всех участни­ков сеанса. По ходу сеанса К. М. Дубровский выбирал трех па­циентов, предлагая им согнуть руки в локтях, развести пальцы веером и делал соответствующие внушения:

«. Максимально развели пальцы на руках. Сейчас я дос­читаю до трех, и ваши пальцы одеревенеют. Напряже­ние растет, смотрите на свои руки, вы видите, как ваши пальцы напряжены и делаются деревянными. непод­вижными. Ваши пальцы как гвозди. Руки оцепенели. Ваши руки подчиняются только моим командам. Вы не в силах сжать пальцы в кулак. Чем сильнее вы хоти­те сжать их в кулак, тем сильнее они напрягаются. . Раз. Врач легко постукивает своим пальцем по напря­женным пальцам пациента. Пальцы как гвозди. их не согнуть. Прикосновение моей руки к вашим пальцам усиливает в них напряжение. . Два. Пальцы застывают в таком положении. насту­пает полное одеревенение. полное оцепенение. . Три. Пальцы как гвозди. их не согнуть. они вытя­нутые. ровные. неподвижные. С этого момента вы не в силах сжать пальцы в кулак. Пробуйте. у вас ни­чего не получится. »

Пациенты пытаются сжать пальцы в кулак, но они не дви­гаются. После чего врач делает следующее внушение: «. Я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам на пра­вой руке. и снимаю с них напряжение. Пальцы стали подвижными и легко сгибаются. Пальцы на правой руке подвижные, а на левой — как гвозди. Пробуйте сжи­мать пальцы в кулак. »

Пациент с удивлением обнаруживает, что пальцы на правой руке стали послушными и легко сжимаются в кулак, а на левой по-прежнему напряжены и неподвижны.

Этот феномен К. М. Дубровский использовал для того, что­бы фиксировать внимание пациента на могущественной силе слова врача, а также желая показать заикающимся пациентам свои возможности воздействовать на их психику и мышечное напряжение. Он еще раз подчеркивал, что слово обладает ог­ромной силой — с его помощью можно обрадовать и огорчить, успокоить, загипнотизировать и излечить. Например, если сло­во врача способно вызвать одеревенение рук, заставить чело­века падать назад, то точно так же своим словом и одним при­косновением своей руки он смог снять напряжение, спазмы мышц на правой руке. И таким же образом одним прикоснове­нием своей руки к их голове он сможет снять их заикание и спазмы мышц лица, расковать их речь и открыть путь к новой, правильной речи. Все эти тесты и внушения вызывают у паци­ентов состояние повышенного эмоционального напряжения. В дальнейшем по ходу сеанса врач выстраивает пациентов в шеренгу вдоль стены на расстоянии полушага и дает установку:

«. Носки и пятки поставить плотно. руки по швам. голову слегка запрокинуть назад. И внимательно слу­шать мой голос. »

Затем врач обращается к аудитории: «Подготовка к сеансу закончилась. А теперь, перед тем как начать снятие заикания, я проведу проверку состояния их нервной системы на данный момент». После этих слов он, обернувшись к пациентам, гром­ко командует:

«. Внимание. Смирно. Смотреть только мне в глаза. Ни на секунду в сторону, только на меня. Сейчас я по­дойду к каждому из вас. положу руки на вашу голову. и вы под влиянием моего взгляда. упадете назад, на стенку. »

Как только пациент начинает падать назад, делается импе­ративное внушение:

«. Заикание снято. Его больше нет. Речь будет чет­кой. громкой. плавной. . Я раз и навсегда снимаю с вас заикание, как старый изношенный сюртук. . Теперь ты будешь всегда говорить свободно. . Ты чувствуешь громадное облегчение. С тебя сорва­ны путы трудной речи. Ты свободный человек, со сво­бодной раскованной речью!»

Начинать сдачу экзамена следует с больных, от которых можно ожидать хорошей отраженной и диалогической речи. Первые фразы, а затем и более развернутые высказывания, про­изнесенные таким больным без заикания, не только окрыляют его самого, но и оказывают активизирующее воздействие на лечебную группу и всю аудиторию в целом, рождают в пациен­тах чувство уверенности в своих силах и в успехе лечения. Все, что говорится в процессе сеанса, — лечебные внушения специ­алиста и речь больного — все это должно быть окрашено поло­жительными, радостными эмоциями. Это разрешает состояние психологической напряженности, предшествовавшее моменту внушения. В последнее время, руководствуясь многолетним опытом проведения указанной процедуры, формулу внушения, адресо­ванную всей группе, мы произносим громким, напряженным голосом, а индивидуальное внушение — шепотом, глядя пря­мо в глаза собеседнику на близком расстоянии. Такой переход от громкого голоса к шепоту помогает длительное время кон­центрировать внимание лечебной группы и зала на проводи­мой работе, ни на минуту не позволяет кому-либо отвлечься от того, что делает и говорит специалист. Тест с падением назад и императивным внушением прово­дится с каждым пациентом индивидуально. Затем наступает важный и торжественный момент — сдача экзамена на новую, правильную речь. При сдаче экзамена врач рекомендует паци­ентам выполнять несколько «золотых правил речи»:

1. Смотреть прямо в глаза врачу.

2. Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдохе.

3. Надо говорить плавно и уверенно.

Подойдя к одному из пациентов, К М. Дубровский командует

« ..Внимание! Смотреть в глаза. Говорите громко. Я могу. Мы можем. Человек все может. »

Затем он поворачивает пациента лицом к аудитории и дает ему установку на сдачу экзамена на весь зал. Четкая и громкая речь пациента без запинок и сопутствую­щих движений производит огромное впечатление на других пациентов и родственников, сидящих в зале. И они аплодис­ментами поздравляют с успешной сдачей экзамена бывшего заикающегося. Врач торжественно поздравляет пациента, жмет ему руку, после чего накладывает «молчание на сутки». Больной может общаться с родственниками только письменно. На следующий день проводится второй сеанс гипноза «по снятию молчания» и укреплению новой, правильной речи.

Сеанс гипноза по «одномоментному снятию заикания» очень сложен по своей структуре. Используются разнообразные психотерапевтические приемы: метод «рикошета», импе­ративное внушение наяву и в гипнотическом трансе, а также со­здание стресса с приемами опосредования и потенцирования. Такие сеансы должны проводиться только в группах из 10 — 12 человек и в присутствии аудитории, что создает положитель­ный эмоциональный настрой у пациента. В дальнейшем назначается курс логопедических занятий, которые чередуются с обычными сеансами групповой психо­терапии, направленными на закрепление новой, правильной речи.

Так значит, лечение происходит не одномоментно? Разуме­ется, «разрешение» от заикания в один момент не происходит. Одномоментность состоит в том, что заикающийся, исподволь, заранее (и не в один день) подготовленный специалистами, в какой-то один момент (при кульминации лечебного воздей­ствия) вдруг чувствует себя новым человеком, с новой речью, новыми взглядами на себя и на окружающих. Но после перво­го ощущения еще сравнительно долго будет продолжаться про­цесс утверждения и закрепления новых взглядов и навыков. Ему необходимо выполнять специальные речевые упражнения, что­бы самостоятельно научиться и всегда пользоваться новой ре­чью, по-новому вести себя в общении с окружающими.

В настоящее время многие специалисты в комплексе своей лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками и взрослыми (маленьким детям это противопоказано) исполь­зуют приемы, предложенные К. М. Дубровским. Казимир Маркович любил приводить следующее сравнение: «Есть много способов приготовления различных блюд из яйца, но вначале яйцо надо разбить». Он считал, что вначале очаг за­икания должен быть «разбит», а в дальнейшем могут проводить­ся любые логопедические занятия. В 1966 г. мне представилась возможность лично познако­миться и долгое время общаться с К. М. Дубровским и неоднок­ратно присутствовать на его сеансах по одномоментному сня­тию заикания и лечению больных от алкоголизма. Эти сеансы поражали воображение присутствующих театральностью и вы­сокой эффективностью, а также мастерством врача, доведенным до совершенства. Через час после лечения пациенты, ко­торые до этого были не способны назвать своего имени и фа­милии вслух из-за трудностей с речью, громко и уверенно про­износили на весь зал: «Шурша, шумит камыш. Мой номер те­лефона — триста тридцать три». В зале не оставалось равнодуш­ных к судьбе этих больных, к лечению и звучали громкие, восторженные аплодисменты, у некоторых родителей на гла­зах были слезы радости.
К сожалению, в то время меня интересовали другие направ­ления и аспекты в применении гипноза и не было достаточно времени, чтобы проводить эти сеансы самостоятельно. Однако методика и техника проведения сеанса гипноза К. М. Дубровс­ким произвела на меня сильное впечатление и оставила неза­бываемый след в памяти на всю жизнь. Девизом К. М. Дубров­ского было «Человек все может!».
И только спустя 20 лет, когда я прошел обучение эмоцио­нально-стрессовой терапии у доктора Довженко, ко мне при­шло новое понимание возможностей этого метода. Тогда я решил создать свою авторскую методику лечения заикаю­щихся, используя знания и опыт, полученные у А. Р. Дов­женко. Я сохранил структуру и последовательность действий во время сеанса, предложенную К. М. Дубровским, исполь­зовал свой многолетний опыт публичных выступлений с де­монстрацией гипноза и клинический опыт работы врачом-психотерапевтом. В итоге это позволило мне создать авторс­кую методику лечения заикания гипнозом, опираясь на зна­ния своих учителей.

Напоминаю: особенностями эмоционально-стрессовой психотерапии при лечении заикания являются проведение се­анса с открытыми глазами, для воздействия внушением исполь­зуется неглубокое гипнотическое трансовое состояние. Группа состоит из 10 — 12 человек, сеанс продолжается полтора часа, обязательно в присутствии родственников.

Первый сеанс лечебного гипноза по снятию заикания мы проводим в актовом зале на фоне сильного эмоционального на­пряжения. В зале находятся пациенты, которые впервые при­ехали в центр на консультацию, а также их родственники. Помощник врача торжественно зачитывает вступительное слово, где коротко говорится о враче и работе центра. Затем в зал пофамильно приглашаются пациенты, приехавшие на ле­чение, их приветствуют восторженными аплодисментами. На столе у врача лежат цветы, принесенные пациентами. В зале создается общая приподнятая, радостная, эмоционально насы­щенная обстановка

Затем в зал приглашается врач-психотерапевт, который об­ращает внимание присутствующих на то, что речь — явление социальное, поэтому лечение заикания должно проводиться только в условиях коллектива. В группе находятся дети, которые были неоднократно трав­мированы грубостью окружающих из-за дефекта их речи. И все-таки некоторых из них врач просит еще раз назвать свое имя, фамилию или прочитать вслух текст.

Врач проверяет речь пациентов. Все присутствующие видят и слышат, как мучительно трудно им дается каждое слово, каж­дая фраза. При этом врач тактично использует эту ситуацию для создания эмоционального напряжения в зале. Подчеркивая трудности, с которыми пациентам приходится сталкиваться в жизни, он сообщает: «Сегодня на ваших глазах с этих детей будет снято заикание. Через час они будут говорить свободно и уверенно, как мы с вами»*. Затем пациенты рассаживаются на стулья, а врач садится за стол, на котором лежат цветы, и начинает сеанс гипноза.

Первая часть сеанса проводится по методу эмоционально-стрессовой терапии с открытыми глазами.

«. Внимание! Носки и пятки поставили вместе. Руки положили на колени ладонями вниз. Ваши руки долж­ны лежать свободно. Никакой напряженности в руках и ногах не должно быть. Приняли удобное, расслаблен­ное положение. Сидеть неподвижно. как сейчас. на протяжении всего сеанса.

. Каждый из вас должен выбрать одну точку на моей пе­реносице, и на протяжении всего сеанса смотреть толь­ко мне в глаза. »

* Методика В. Г. Евтушенко основана на подходе К М. Дубровского. Чтобы под­черкнуть эту преемственность, мы сочли возможным сохранить в тексте некоторые по­вторы.

Происходит двойное наведение гипнотического транса с использованием приемов директивного и эриксоновского гип­ноза. Врач говорит громко, уверенно, торжественным голосом:

«. Внимание. Начинаю сеанс лечебного гипноза по снятию с вас заикания. мышечных спазмов. и страха перед речью.

. Сеанс лечебного гипноза я буду проводить по высшей стадии, с открытыми глазами. Никого из вас сегодня я усыплять не буду. »

По ходу сеанса врач рассказывает о сущности заикания, о том, как и почему оно возникает под воздействием стрессов:

«Причина вашего заболевания кроется в прожитой вами жизни. Все волнения, переживания, начиная с момента рождения, оставляют след в вашей психике. Нет сомне­ния: в вашей жизни произошло нечто такое, что подей­ствовало на вашу психику и нарушило речь. Человек не мог родиться таким несчастным».

Указываются пути и возможности излечения от заикания во время сеанса гипноза.

«Помните: полному успеху излечения от заикания и не­врозов способствует то, что больной должен сам или с помощью врача по-новому осознать давно забытое пе­реживание.

Именно сознательное вызывание в памяти следов давно забытого переживания как конкретной причины ваше­го заболевания. является единственным и главным спо­собом лечения заикания.

Исцеление происходит в результате отреагирования и ус­покоения перевозбужденных нервных клеток мозга. »

По ходу сеанса подчеркивается лечебное воздействие вну­шения и слова на человека:

«. Слово — это неоценимый дар, который дала нам щедрая природа. Велика его убеждающая сила, а в гип­нозе — в 100 раз выше. »

В течение 45 минут, используя приемы косвенного и пря­мого внушения, врач создает у пациента позитивный настрой на излечение, на успех. После такого психотерапевтического воздействия он торжественно объявляет:

«. А теперь наступил важный и торжественный момент снятия с вас заикания. Оно будет проводиться стоя. Вста­ли и построились так, как вы стояли. »

Вторая часть сеанса гипноза проводится стоя. Пациенты становятся лицом к залу и друг друга не должны касаться. За­тем врач переходит к демонстрации гипнотических проб на вну­шаемость.

«. Многие из вас думают, что слово необходимо только для общения или обмена мыслями. А слово врача-гип­нотизера действует исцеляюще. Никто из вас не зна­ет. но это так, это факт. Сама жизнь говорит нам об этом.

. Невесомое, незримое слово с огромной силой влияет на мысли, чувства человека. восстанавливая его речь. . Сейчас я продемонстрирую силу воздействия моего слова на человека с лечебной целью, а также проверю вашу готовность к лечению. »

Врач демонстрирует 11 разных по сложности гипнотичес­ких приемов, чтобы наглядно показать силу своего гипноти­ческого воздействия на человека. Это значительно повышает доверие пациента к врачу и его веру в успешное восстановле­нии речи. Часть проб на внушаемость проводится с применением вер­бальных внушений, а затем врач переходит к взаимодействию с пациентом на бессознательном уровне, используя взгляд, жест и синхронное дыхание. С помощью этих тестов он еще раз про­веряет готовность пациента к лечению, углубляет его трансо-вое состояние с помощью специальной техники дыхания. Демонстрация проб на внушаемость оказывает большое пси­хологическое воздействие на тех пациентов, которые впервые приехали в центр и сидят в зале, чтобы познакомиться с мето­дом лечения. Они сами видят и слышат, как восстанавливается речь у прошедших лечение, а это уже реальность, которая мо­билизует их волю. Кроме того, это способствует созданию со­ответствующей эмоциональной обстановки на сеансе. После демонстрации гипнотических техник врач дает следующую ус­тановку.

«. Так же, как одним прикосновением своей руки к го­лове я вызываю падение человека назад, точно так же одним прикосновением своей руки я снимаю с вас заи­кание, мышечные спазмы, страх перед речью. Речь бу­дет четкая, ясная. »

Каждый пациент подходит к врачу, он делаете определен­ные пассы, углубляя гипнотический транс, и проводит специ­альный ритуал по снятию с него заикания:

«. Я снимаю с тебя заикание. Мышечные спазмы. Страх перед речью навсегда. Речь будет четкая. ясная. Ты теперь здоровый человек. »

Проделав эту процедуру с каждым из пациентов, врач сооб­щает всем присутствующим, что наступил самый важный и тор­жественный момент в их жизни:

«. Именно сейчас произойдет то, о чем вы мечтали дол­гие годы. Вы услышите свою новую, правильную речь. »

При сдаче экзамена врач рекомендует пациентам выполнять четыре «золотых правила речи»:

1. При разговоре смотреть в глаза тому, с кем говорите: дома — родителям, в школе — учителям, на улице — друзьям и то­варищам.

2. Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдо­хе.

3. Говорить следует плавно и уверенно, делая короткие оста­новки в речи. Тогда самое трудное, самое длинное предло­жение вы сможете произнести свободно.

4. Прежде чем сказать, надо построить предложение мыслен­но, а потом произносить.

Врач подходит к пациенту и дает установку:

«. Смотреть мне в глаза. Сделали вдох. Говорить на выдохе. громко и уверенно.

. Я могу. Мы можем. Человек все может. Мы сами все можем. Мы сами все можем говорить теперь. »

Затем пациент поворачивается лицом к залу и самостоятель­но сдает экзамен всему залу:

«. Даю честное слово, всегда и везде. говорить громко, четко, уверенно. Я теперь здоровый человек. На всю жизнь!»

Зал приветствует его бурными аплодисментами. Это вызы­вает незабываемые впечатления у всех присутствующих, в зале создается особая атмосфера радости, успеха. Родители положи­тельным эмоциональным настроем поддерживают своих детей, помогая им обрести уверенность в своих силах, избавиться от страха перед речью. Врач торжественно поздравляет пациента с успешной сдачей экзамена и его новой речью, жмет ему руку. После чего наклады­вает «молчание на сутки», объясняя всем присутствующим:

«. Теперь их нервные клетки мозга чистые, спокойные, как у новорожденного. Никаких речевых нагрузок. Сутки молчать. »

И специальным пассом накладывает молчание. Больной может общаться с родственниками только письменно. Когда последний пациент сдаст экзамен на новую речь, врач подводит в итоги:

«Каждый из вас сегодня по-своему успешно справился с экзаменом на правильную и свободную речь. Перед вами теперь открыты все пути! Вы теперь здоровые люди. »

Весь зал еще раз громкими и восторженными аплодисмен­тами поздравляет пациентов с успешной сдачей экзамена на новую речь. Все расстаются до следующего утра, когда будет проведен второй сеанс гипноза по снятию наложенного на них врачом молчания и укреплению новой речи. Затем врач приступает к проведению проб на внушаемость у тех пациентов, которые сегодня приехали в центр впервые и присутствовали в зале на сеансе. Каждый пациент проходит тест «Падение назад». Если пациент прошел тест успешно, то про­водится индивидуальная консультация и логопедическое иссле­дование его речи. На второй сеанс приходят только те пациенты, на которых было наложено молчание, в сопровождении родственников. Помощник врача рассаживает пациентов в зале и зачитыва­ет им письма от пациентов, которые прошли лечение от заика­ния в центре.В первой части сеанса врач наводит гипнотический транс. Затем делаются внушения на закрепление достигнутых резуль­татов речи:

«. Вы теперь здоровые люди. Всегда и везде вы будете говорить только по-новому. громко и уверенно, испы­тывая чувство радости и гордости за свою новую речь. »

Кроме того, дается установка на дальнейшие регулярные и активные тренировки дома, чтобы закрепить новую правиль­ную речь. Начинается вторая часть сеанса гипноза. Она проводится стоя. Врач снимает с пациентов наложенное им молчание. Па­циенты еще раз сдают экзамен на правильную речь. При этом врач подчеркивает:

«. Вы преодолели все трудности на пути к новой. пра­вильной речи. Вы вышли на широкую дорогу. новой жизни. Перед вами теперь открыты. все пути. Вы те­перь здоровые люди. »

В конце сеанса врач напоминает о том, как важно в даль­нейшем соблюдать режим и проводить тренировку для закреп­ления новой правильной речи.

1. После сеанса гипноза три дня говорить шепотом. В течение трех недель речевые нагрузки должны быть минимальными.

2. В течение трех месяцев во время разговора держать под язы­ком косточку от вишни.

3. В течение трех месяцев два раза в день (утром и вечером) по 10 минут читать выразительно вслух текст, стоя перед зер­калом.

4. Ежедневно вечером перед сном, лежа в постели, расслабить мышцы лица, шеи, рук и повторить формулу самовнуше­ния: «Буду говорить медленно, свободно».

5. Каждое утро делать зарядку, принимать душ.

6. Каждый день заниматься дыхательной гимнастикой и ра­ботать над артикуляцией А-О-У-И-Е-Э.

7. Занятие с логопедом по месту жительства.

8. В течение года фильмов ужасов не смотреть.

www.kantuev.ru