Лечение заикание в минске

Психоневрологическое отделение поликлиники

Иваницкая Вера Борисовна

Сотрудники отделения:

Тимашкова Елена Аркадьевна — учитель-логопед высшей квалификационной категории;

оказывает психоневрологическую и коррекционно-педагогическую помощь при всех видах речевой патологии в сочетании с расстройствами психики на базе консультативных логопедических и психоневрологических кабинетов, дневного стационара на 5 мест по лечению заикания.

Консультации проводятся ежедневно в 2 смены, запись на прием предварительная по направлениям врачей или учителей-логопедов из районных и городских поликлиник из всех областей республики:

  • осуществляется динамическое наблюдение за пациентами с проведением курсов амбулаторного лечения;
  • проводится дифференциальная диагностика нарушений речи со сходными состояниями при раннем детском аутизме, нарушениях слуха, интеллекта;
  • оказывается консультативная помощь родителям по проведению коррекционной работы с детьми, имеющими нарушениям речи;
  • оказывается консультативная коррекционно-педагогическая помощь детям;
  • проводится отбор на лечение в стационарное психоневрологическое отделение для детей с тяжёлыми формами заикания, дизартрии, алалии, в отделение дневного пребывания по лечению логоневрозов — взрослых и подростков, страдающих заиканием;
  • проводится экспертиза речи у лиц призывного и допризывного возраста;
  • оказывается консультативно-диагностическая помощь иностранным гражданам.

На базе отделения проходят повышение квалификации учителя-логопеды республики, логопедическую преддипломную практику студенты старших курсов БГПУ им. М.Танка. В своей работе логопеды используют все новейшие методики для развития и исправления речи при таких сложных нарушениях, как алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание и другие речевые нарушения.

Используется компьютерная программа «Видимая речь». Внедрён «Метод коррекции нарушенного межполушарного взаимодействия и развития межполушарной специализации у детей с нарушениями речи и психики».

www.lor.by

Лечение заикания, логоневроза в Минске и Беларуси: статистика и возможности.

Лечение заикания в Минске и Беларуси в домашних условиях.

Занятие с BreathMaker, проводимое врачом в Москве (ЦКР) для пациента из Алматы в реальном времени (20-минутная нарезка из полуторачасового занятия). Также см. видеоурок и результаты

Аналогичная поддержка по Skype проводится в Минске и других городах Беларуси.

Запишитесь на врачебную Скайп-консультацию , чтоб доктор посмотрел-послушал Вас.


2-я часть. Релаксация речевого аппарата у ребёнка 6 лет, достигнутая в игровой форме.

Лечение логоневроза у школьницы или студентки.

После нормализации речи в реальной жизни, некоторые наши пациенты (по желанию) хотят поднять своё мастерство до максимума и начинают соревноваться с профессиональными дикторами.

Статистика нуждающихся в лечении заикания в Минске, включая детей, школьников и взрослых

Население Минска1 938 280 чел.
Всего нуждаются в лечении заикания (логоневроза) в Минске — 46 519 чел.
Из них:
Дети и школьники — 27 911 чел.
Дети и школьники с тяжёлой формой заикания — 1 954 чел.
Взрослые — 18 608 чел.
Взрослые с тяжёлой формой заикания — 1 489 чел.

Население Белоруссии9 485 300 чел.
Всего нуждаются в лечении заикания (логоневроза) в Беларуси — 227 647 чел.
Из них:
Дети и школьники — 136 588 чел.
Дети и школьники с тяжёлой формой заикания — 9 561 чел.
Взрослые — 91 059 чел.
Взрослые с тяжёлой формой заикания — 7 285 чел.

Минск и Беларусь: интересные факты.

  1. Минск является столицей Республики Беларусь, с территорией более 400 кв. км и населением около 2 000 000. Кстати, Минск старше Москвы.
  2. Минск опережает Лондон по количеству туманных дней. Тогда как в среднем в году в Минске насчитывается 67 дней с туманами, в Лондоне — 45. А самый туманный месяц в Минске — ноябрь.
  3. Так как в Советском Союзе право строить у себя метро получали лишь города-”миллионники”, а в 1960-х, когда в Белорусской ССР возникла идея строительства подземки, Минск не дотягивал до этого статуса, минские власти использовали 2 пути решения этой проблемы. Во-первых, Минск было решено как можно скорее сделать городом-милионником, присоединив к нему пригороды, а во-вторых, советским властям будущее метро было представлено как потенциальное бомбоубежище.
  4. В Минске каждое четвёртое дерево — липа. Всего же в городе порядка 850 тыс. деревьев. Десять футбольных полей — вот какая площадь отдана в городе под посадку цветов.
  5. В Минске на всех улицах дома располагаются следующим образом — чётные — на левой, нечётные — на правой. Однако существуют 3 исключения — улицы Дорошевича, Почтовая и Пономарёва, на которых дома располагаются по ”Питерскому”, традиционному варианту — с нечётными на правой.
  6. За всю свою историю Минск сгорал дотла 18 раз.
  7. Визитная карточка Минска — Проспект Независимости. Он пересекает Минск с юго-запада на северо-восток и, помимо того что является одной из главных транспортных магистралей столицы, также и является образцом градостроительства советской эпохи. Находящиеся здесь здания относят к стилю ”сталинский ампир”. Данный гармоничный архитектурный ансамбль взят под охрану государства как комплексная историко-культурная ценность и претендует на включение в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
  8. Находящаяся в Минске Юбилейная площадь была названа, как можно было бы подумать, не в честь годовщины Октябрьской революции, Великой отечественной войны или дат, связанных с коммунистическим прошлым. Площадь была названа в честь совершенно безобидного юбилея Никейского (Вселенского) церковного собора. Юбилей с размахом праздновался всеми католиками мира в 1825 году, а уже в 1826 году площадь получила своё название.

Знаменитые люди Минска и Беларуси.

  • 7 июля 1887 года в Витебске родился белорусский и французский художник Марк Шагал. Художник работал в области живописи, станковой и книжной графики, а также театрально-декоративного, монументального, декоративно-прикладного искусства, скульптуры.
  • Также в Витебске 15 марта 1930 г. родился Жорес Иванович Алферов, российский физик, автор более 500 научных работ. Является Академиком РАН, лауреатом Нобелевской премии (2000) и обладателем множества других титулов. Часть полученной им Нобелевской премии вложил в учреждение Фонда поддержки образования и науки, целью которого является поддержка фундаментальных исследований в области физики, жизненно необходимых для развития экономики.
  • В Минске 7 ноября 1961 года родился Сергей Алейников — советский и белорусский футболист, тренер. В настоящее время является тренером итальянской команды футбольного клуба ”Крас” (6-й дивизион).
  • В деревне Белое Крупского района Минской области 3 марта 1942 года родился Владимир Васильевич Ковалёнок, летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации (1993), дважды Герой Советского Союза (1978, 1981), герой ГДР (1978), герой МНР (1981). Является одним из пионеров освоения космоса. Им было совершено 3 полета в космос — в 1977, 1978 и 1981 гг. В июле 1992 года был назначен начальником Военного Авиационного Технического Университета (бывш. Военно-воздушной инженерной академии им.Жуковского) в Москве.
    И многие другие.
  • Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

    www.dictor.ru

    Форум о заикании

    Stuttering — Независимый сайт о заикании

    Кто лечился портативным карманным аппаратом от заикания?

    Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
    Общение с представителями и авторами методик.
    Модераторы: Inkognito, Skif

    Привет ребята. Я тоже как и вы заикаюсь. Я хочу задать актуальный для меня вопрос: Кто-нибудь из вас лечился от заикания с помощью портативного карманного аппарата «АКР-01» или «Монолог» или с аппаратом «SpeechEasy»? Ну вобщем с любыми карманными аппаратами. Если лечились, то ответьте, помог ли он вам и какова его эффективность. Или просто пишите своё мнение, мысли по поводу карманных аппаратов. Ответьте если вас не затруднит, для меня это очень важно я думаю стоит ли мне покупать карманный аппарат или нет. Я нашел сайт в нем такая тема:

    «АКР-01»
    100% устраняет заикание.
    портативный, компактный аппарат «АКР-01» поможет вам обрести плавную речь!
    Созданный на основе новейших научных знаний, «АКР-01» устраняет заикание, позволяет скорректировать другие речевые расстройства
    Цена аппарата 8400 руб.

    Просто ссылки, но там мало инфы.

    И не забывайте пользоваться Поиском. У нас он работает намного лучше, чем на других форумах.

    У меня есть теперь такой аппарат. Не такой раскрученный и распиаренный, как вышеприведённые, но есть и работает, причём я результатом вполне довольна (и не только я).

    Вася , ты из Москвы? Если да, напиши мне свой телефон, я расскажу поподробнее, если нет. стучи в аську

    По-моему, такие аппараты, прежде всего, удобны в использовании. Повесил его, куртку застегнул — и иди себе, разговаривай с кем хочешь, сейчас люди с наушниками — норма. По телефону — ещё удобнее

    Плотников Евгений Владимирович.

    Если что, то это не реклама, просто личный опыт, надеюсь кому-нибудь да поможет Я заикающийся с большим стажем – заикаюсь с трёх лет, сейчас мне уже 27, то есть стаж заикания почти четверть века. Заикание у меня тяжёлой степени, точного диагноза не помню, но в армию не взяли во всяком случае из-за него. Решил в последнее время избавится от такой “радости”, перепродовал многие методики – дыхание по Стрельниковой, различные логопедические упражнения, игловкалывание и прочее. Результаты если и были, то только на уровне самоубеждения. Знакомая порекомендовала позаниматься с Плотниковым Е. В. Он является кандидатом медицинских наук, доцент, профессор кафедры педагогической психологии Минского городского института развития образования. Занимается он только со взрослыми, обычно 2-3 индивидуальных занятия в неделю по полтора часа. Полностью о результатах говорит пока рано, так как я пока не закончил курс лечения, но сдвиги есть, причём это замечаю не только я сам, но и те, с кем приходится общаться. Большинство упражнений, которые он мне давал и которые описаны ниже можно делать и самостоятельно, но всё же лучше когда специалист тебя видит, корректирует и направляет.

    Самое главное правило, которое мне было сказано на первом же тренинге – всегда и везде когда разговариваешь нужно начинать речь с короткого и быстрого вдоха животом (диафрагмой). Это не так легко как кажется, сначала мне понадобилось много времени, чтобы чётко научится делать такие вдохи, а теперь приходится всегда когда разговариваю следить за собой, так как до автоматизма ещё далеко.

    Вдох делается быстрым движением животом вперёд через рот или через нос, выдох плавный, живот медленно опускается во время выдоха. При этом плечи, грудь двигаться не должны, никаких дополнительных судорожных движений пальцами, губами и так далее то же быть не должно.

    Основная причина заикания по Плотникову – неразвитость функций мозжечка. Мозжечок отвечает за одиночные резкие движения, например когда застёгиваешь пуговицу, двигаешь пальцами, а также за обычную разговорную отрывистую речь. За ритмичную же речь, ходьбу, езду на велосипеде и т. д. отвечает эктра-пирамидальная система головного мозга (могу быть неточным с терминами, я не медик). С ней то обычно всё в порядке, поэтому заики могут хорошо петь, читать стихи, имитировать речь других людей. Но вот с обычной речью начнаются проблемы, так как она управляется из другого места. Вот это самое место – мозжечёк то есть, и нужно тренировать и развивать. Лечение проходило с помощью нескольких разнотипных мероприятий, которые я сдесь постараюсь подробно описать.

    Во-первых мне было назначено медикаментозное лечение для успокоения нервной системы и общего укрепления организма.

    1.Смесь 100 г мёда, 100 г ядер грецких орехов, 100 г сока свежей свеклы, 100 г измельчённой кураги, 100 г свежевыжатого сока алоэ (оно же столетник), 200 г холосас (концентрат шиповника), сок двух лимонов. Перемешать, хранить в стеклянной банке в холодильнике, принимать месяц по столовой ложке три раза в день после еды.

    2.Ванны с температурой воды примерно 37° C по 15-20 минут перед сном через день, 15 штук (на месяц). В одну ванну добавлять 100 г хвойного экстракта и 50 мл настойки валерианы.

    3.Пирацетам 0.4 мг, по две капсулы утром и в обед, одну вечером, принимать месяц. Пирацетам лекарство серьёзное, поэтому я бы советовал проконсультироваться с врачом перед его применением.

    4.Корень валерианы. Столовую ложку корня заваривать в стакане крутого кипятка, настаивать 40 минут, употреблять в три приёма утром, днём, вечером.

    Во-вторых, различные упражнения для пальцев, ладоней и рук. Как сказал профессор, за речь отвечают те же зоны мозга (мозжечок если конкретно), что и за движения пальцами, поэтому развивать их нужно в комплексе. Первую неделю упраднения делаются сами по себе, потом – синхронно с дыханием животом, которое описано выше.

    1.Постукивание кистями в разном темпе. Делаете ладошкой удары по столу примерно раз в 1-2 секунды. Сделав три таких удара, делаете несколько быстрых ударов, чем быстрее тем лучше. Потом снова медленные удары и так раз 5 каждой рукой, затем почерёдно один цикл левой, один правой, затем обеими руками одновременно.

    2.“Две курочки”. Стучите по столу кончиком указательного пальца, затем через 1-2 секунды средним, снова средним, снова указательным. Затем быстрые постукивания этими двумя пальцами одновременно. По 5 раз каждой рукой, поочерёдно разными руками, одновременно двумя.

    3.“Пять курочек”. То же что и предыдущее только учествуют все 5 пальцев. Неспешные постукивания от большого пальца до мизинца, затем обратно, затем быстро всеми пальцами одновременно.

    4.Ладонь-ребро. Удары по столу слачала ладонью, а затем ребром ладони. Делается пять раз правой рукой, пять раз левой, потом попеременно, потом обеими руками одновременно.

    5.Ладонь-ребро-кулак. Аналогично предыдущему, только добавляется ещё один “стук” сжатым кулаком по столу. На каждую комбинацию (удары по столу ладошкой, ребром ладони и кулаком) делается один короткий вдох животом.

    6.“Фонарики”. Руки сгибаются в локтях, так чтобы ладони были слева и справа от лица. Пальцы слегка согнуты, ладошками рук синхронно делаются вращательные движения взад-вперёд как будто вы вкручиваете лампочку. Желательно делать движения быстро, но важнее синхронность движений левой и правой руки, так что если одна из рук быстро устаёт, то лучше делать медленно, но чётко.

    7.“Орлы-воробьи”. Руки складываются “в замок”, пальцы сначала медленно разжимаются три раза, как будто летит орёл, потом разжимаются быстро несколько раз – воробьи упорхали. На каждое медленное разжатие делается один вдох-выдох животом.

    8.Катание воображаемой ручки между ладонями. Медленно проводите ладошкой по ладошке, как будто катаете ручку или карандаш между ними. После трёх раз делаете несколько быстрых таких же движений.

    9.Смена позиций ладонь-кулак. Вытягиваете руки вперёд на уровне плеч. Одна рука сжата в кулак, вторая разжата. Одновременно сжимаете одну руку – разжимаете вторую. Так делается раз пять-десять. Одновременно с каждым сжатием-разжатием делается вдох-выдох животом.

    10.То же, что и предыдущее, но разжимать-сжимать нужно не кулак полностью, а указательный и средний пальцы.

    11.То же, что и предыдущее, но разжимать-сжимать нужно только указательные пальцы.

    12.То же, что и предыдущее, но разжимать-сжимать нужно мизинцы.

    13.То же, что и предыдущее, но разжимать-сжимать нужно мизинец и безымянный палец. Самое сложное упражнение, эти пальцы обычно тяжело поддаются.

    14.“Поздороваться” пальчиками без зрения. Рука держится так чтобы глаза её не видели. Сначала ладонь полностью разжимается чтобы растопырить пальцы, затем дотрагиваетесь большим пальцем до мизинца, затем снова полностью разжимаете ладонь, дотрагиваетесь большим до безымянного пальца и так далее.

    15.Поднять брови кверху, затем зажмуриться, так раз 10.

    16.Поочерёдно подмигивать глазами. Закрывается сначала один глаз, затем открывается, закрывается второй и так далее.

    19.Вдох – надувается одна щека – выдох. Затем снова вдох – надувается вторая и так далее раз 10.

    20.Вдох, затем губы вытянуть в трубочку, затем растянуть какбы в улыбке, затем выдох. Делается тоже раз 10.

    В-третьих, и наверно основное, упражнения для развития дыхания животом. Сначала подышать как описано выше раз 200, спокойно и размеренно, без лишнего напряжения в теле.

    Потом так же важное самостоятельное упражнение – чтение текста задом наперёд. Например есть предложение “Корова ест сено”, а вы читаете его: “сено”, “ест”, “корова”. То есть, слова идут в обратном порядке, между словами небольшие паузы и вдох диафрагмой перед каждым словом, как описано выше. Каждый день таким образом нужно прочитывать минимум пять страниц текста или больше, не повредит

    Упражнения на произнесение слов и фраз. Делается вдох, произносится на выдохе “Я” резко и утвердительно, так несколько раз со вдохом животом перед каждым “Я”. Затем несколько раз “Я?” протяжно и вопросительно, затем чередуются вопросительные и утвердительные “Я”. Потом еще то же слово произносить в трёх уровнях громкости – громко почти крича, обычно, и тихо. Затем вместо “Я” можно использовать фразы “Я хочу”, “Я ем”, “Я могу” и так далее. Затем ещё удлинять типа “Я ем рыбу”, “Я хочу спать”. Также подойдут любые часто употребляемые слова и выражения типа “да”, “нет” и т.д. Когда с этим проблем не будет стоит начать произносить слова, которые начинаются со звуков, вызывающих наибольшие затруднения, у меня например это “пр-”. Каждое слово или выражение чередуется в утвердительной и вопросительной интонации как описано выше. Всего таких слов и/или выражений нужно произносить тысячу в день. Или больше.

    Так же Плотников проводит со мной различные аутогенные тренировки, внушения против страха речи, гипноз и подобное. Также весьма интересное занятие – поведенческая терапия. Это когда вам болезненно зажимают ухо, например, а вы в это время должны произносить “Я люблю заикаться, я буду заикаться!” Чтото вроде рефлекса у собачки Павлова вырабатывается Пока рано говорить про результативность этих занятий, но думаю, что они не напрасны.

    Вообще всё зависит исключительно от вашей целеустремлённости и упорства, одни упражнения переделать за день чего стоит, а ведь нужно ещё всегда следить за правильностью вдохов при речи. Одним словом, если у кого есть возможность походить в Минске на занятия к Е. В. Плотникову и появился интерес после этого слегка сумбурного поста, то пишите в личку, дам его телефон.

    stuttering.su

    Лечение заикание в минске

    Сложно разобрать, что Наталья заикается. В разговоре с Денисом это уже заметно. А Валентин заикается так сильно, что наша беседа с ним длится целый час, хотя со многими другими такой же разговор длился бы минут пятнадцать. Минчанин создал клуб, где люди с заиканием помогают друг другу справляться с проблемой. «Имена» побывали на первом занятии и теперь знают, как к человеку может «приклеиться» заикание и чего потом стоит его перебороть.

    Клуб «Я говорю свободно» (ул. Мележа, д. 1, организация народного образования «Актыўным быць файна»*) создал Денис Сотников, который сам заикается. На первую встречу собралось человек десять. Сначала парни и девушки знакомились и рассказывали о своей проблеме: когда и почему стали заикаться, как пытались избавиться от этого недостатка, удалось ли это, какие методики хотят испытать. Позже приступят к более серьезным задачам: пойдут «в народ», будут знакомиться с людьми на улицах, выступать публично. Чтобы перестать заикаться, надо перестать бояться разговоров и начать верить в себя.

    Настя рассказывает, что два года работала в школе по распределению и за это время научилась разговаривать почти свободно, ведь в ее работе нередки совещания, открытые уроки и другие публичные выступления. А потом она стала социологом — и разговаривать почти не приходилось. Навык свободной речи утратился, а страх перед разговором на публику вернулся. Теперь Настя ходит в клуб, чтобы вернуть позабытые навыки.

    Лешу в четыре года испугала собака, и с тех пор он заикается уже двадцать лет. При этом он боялся идти лечиться, потому что пришлось бы знакомиться и с докторами, и с логопедами, и другими ребятами — а он этого очень стеснялся. Думал, когда вырастет, заикание пройдет само собой: взрослые уже не будут казаться такими патриархами, перед которыми язык отнимается. И вот он вырос, но заикание не прошло.

    Наталья Абакумова: «Однажды я пошла в магазин, и там на меня наорала продавщица»

    «Но это заикание у него получалось только в особо важных случаях, когда он волновался, а так он говорил очень хорошо, громко и бойко, и вообще был очень славный паренек, и лучше всех в классе рисовал лошадей, и всегда делился завтраком, и мы к нему привыкли, и никто никогда не смеялся над Горбушкой, что он заикается. И оттого, что мы над ним не смеялись, заикание у него почти совсем прошло». Виктор Драгунский, «Денискины рассказы»

    — Заикание у меня началось примерно в 4–5 лет, — такое случается у многих детей и вскоре проходит. Но однажды я пошла в магазин и там на меня наорала продавщица. Для меня это стало диким стрессом, заикание усугубилось и сохранилось на многие годы, до сих пор. С того дня я вплоть до десятого класса в магазин не ходила.

    В обычной жизни — с родственниками и друзьями-подружками, — я могла свободно разговаривать. При этом любила играть с мальчиками и вообще предпочитала мальчишечьи игры: полазить где-то, в войнушку, в футбол побегать. Но как только мне надо было что-то сказать по телефону или на уроках — включался ступор. Учителя меня старались не трогать и к доске не вызывали. К концу школы я уже научилась управлять своей речью и на экзаменах отвечала нормально. К тому времени я дважды прошла лечение в центре патологии слуха, голоса и речи на улице Сухой (сейчас — Республиканский научно-практический центр оториноларингологии. — прим. авт.) и пыталась заниматься по своей собственной методике. Мы тогда жили в центре, у кинотеатра «Мир». Я каталась в трамвае до конечной и заставляла себя преодолевать страх общения: спрашивала у пассажиров, который час, задавала другие вопросы.

    В центре на Сухой работают не с психологической подосновой заикания, а со следствием — с самой речью; но дают то, что все равно тебе нужно. Ты занимаешься в определенной обстановке, где все страхи минимизированы, где вокруг такие же люди с заиканием. Там учат плавности речи, определенному дыханию, дают упражнения на расслабление: сидишь в наушниках и пребываешь в каком-то гипнозе. И когда ты покидаешь этот центр, то какое-то время говоришь неплохо, пока твои страхи не возвращаются.

    Человек заикающийся прежде всего не любит и не принимает себя, — поэтому все эти проблемы с заиканием и возникают. У кого-то они проявляются по-другому, у нас — в виде заикания. В детстве я себя из-за заикания настолько не любила, что старалась себе же сделать больнее, — сильно царапала руки. Настолько было неприятно, что ты такой вот, плюс еще очень сильно зависишь от мнения окружающих. Еще у меня была любимая игрушка, мишка, и во время игры, например, в школу ему очень сильно доставалось от меня — я вымещала на нем свою боль и агрессию. Хотя меня саму никогда не били, но вот мишка за плохую «учебу» получал изрядно. Кстати, мишка у меня не «заикался» в играх. По мере того, как я начала все больше себя уважать, я получила три высших образования, устроилась на хорошую работу, вышла замуж, у меня родились дети — заикание потихонечку уходило.

    Когда я стала ходить на занятия клуба для людей с заиканием, начала передавать свой опыт и помогать другим справиться с проблемами. Многим людям кажется, что они выбирают для себя наиболее удачную стратегию поведения. Вот я заикаюсь — и я лучше на всякий случай не буду ни с кем конфликтовать. То есть себя в чем-то ущемляют. И я стараюсь стимулировать людей, чтобы они приняли это свое заикание. Ну, заикаюсь я, но ведь от этого я не стала хуже или менее интересной.

    — Слово «заика» — обидное?

    — Раньше было очень обидно, а сейчас почти нет. Когда на меня кто-то в младших классах обзывался — я его царапала. Сейчас знаю себе цену и уже не реагирую на обиду.

    — Что способно вас вывести из равновесия настолько, что вы начинаете заикаться сильнее?

    — Обычно то, что связано с самооценкой. Недавно был случай: я могла проявить характер, но не сделала этого. Люди, с которыми я работала, повели себя непорядочно, а я им доверяла. И хоть у меня изначально были сомнения в их квалификации, я махнула на это рукой. В результате я жутко расстроилась, начала себя сильно осуждать и, как следствие, заикаться. То есть я себя в данной ситуации не любила.

    — Часто люди, слушая заикающегося человека, подсказывают слово, которое тот не может выговорить. Этим самым они приносят пользу или вред?

    — Да, это расстраивает. Начинаешь думать: что же это я — сама не могу выговорить? И опять самооценка падает. А вообще у заикающихся очень развит словарный запас. У них есть набор синонимов на те слова, которые даются им с трудом, и они знают, что на этих синонимах не заикнутся. Такой способ используют многие заикающиеся. Мне, например, нелегко даются слова, начинающиеся на «х». Вот казалось бы: «холодильник». Ну что тут сложного? Кстати, эти буквы-ступоры могут меняться: сейчас одна, через какое-то время — другая.

    Заикающиеся относятся к людям, которые умеют слушать — они прошли большую школу в этом смысле. Лично я очень люблю слушать людей.

    Денис Сотников: «Я, взрослый человек, не смог сказать парочку простейших слов!»

    «Он заикается, что ли? А мы этого не знали. Это было для нас неожиданно. Нас никто не предупредил, и поэтому наша классная дурында Соня Пузырькова на задней парте сразу захихикала своим глупым голосом. Тогда писатель слегка покраснел и сказал в сторону Соньки нормально и спокойно: — Ребята, я хотел вас предупредить, что когда я чем-нибудь взволнован или тронут, я начинаю немножко заикаться. Кому это смешно — может выйти из класса. Я не обижусь!». Виктор Драгунский, «Денискины рассказы»

    — Заикаюсь я уже давно. А в 2013 году вместе с большой группой побывал в Израиле. После экскурсии все собрались в большом зале, чтобы поделиться впечатлениями. Каждый высказывается, мол, мне все понравилось, все классно. И вот уже подошла ко мне очередь, я начинаю говорить — произношу одно слово, второе, — и у меня ступор, больше ничего не могу сказать. Я, взрослый человек, не смог сказать парочку простейших слов! После этого я понял, что надо что-то радикально менять. Я и до того ходил к врачам, в платные центры, даже по всяким бабкам-шептуньям. Был и в центре на Сухой. Если что-то и помогало, то потом проблемы снова ко мне возвращались.

    Я решил создать курсы для заикающихся, ведь заикание имеет в основе психологическую подоплеку. Заикание еще сравнивают с айсбергом: на вершине — проблемы речи, собственно заикание, а в глубине — те проблемы, которые и мешают нормально говорить. И чтобы решать эти проблемы «на глубине», надо выходить из своей привычной картины мира, нужно начать обсуждать проблему, понять ее. Два с половиной года назад, в январе, я и организовал такую группу поддержки. Придумал все не я сам — прочитал, что подобные группы уже не один десяток лет существуют по всему миру. В книге американца Джона Харрисона «Переосмысление заикания» я прочел, как создать такую группу: у него очень хорошо и подробно расписано, что делать, ведь автор сам заикался. Я почитал, вдохновился, меня какая-то муха укусила — я взял и создал это дело.

    — Приходилось ли сталкиваться с дискриминацией из-за заикания?

    — Был у меня такой случай. Я устраивался работать специалистом по общению с торговыми агентами: надо было каждый день с ними беседовать и потом оформлять заказы. Я пришел на собеседование и сразу же сказал: да, я все понимаю, на этой должности мне придется много говорить. Но я сознательно иду сюда, чтобы преодолеть свои страхи и свое заикание. Мне ответили: все нормально, не парься. И я работал две недели на испытательном сроке, разговаривал много по телефону и даже сам дискомфорта не ощущал. Как-то днем меня вызвали и сказали, что один агент сильно недоволен — я и медленный, и заикаюсь, а ему надо все быстро. И, мол, нам надо расстаться. Иногда такая дискриминация доходит до абсурда. Я по специальности — звукорежиссер. И вот я искал работу, связанную со звуком. Мне позвонили с какой-то радиостанции, я рассказал про свой опыт, знания, квалификацию, и вроде меня хотели взять. Потом я — бац! — и начал заикаться. И на том конце провода сразу говорят: «А нет, знаете, вы нам не подходите». Я переспрашиваю: но почему же? А мне отвечают: мол, вы много будете общаться с ведущими, это будет мешать. Но ведь я звукорежиссер, то есть буду в основном «общаться» с оборудованием. Но нет, отказали окончательно.

    — А можно ли избавиться от заикания полностью?

    — В принципе, можно. По крайней мере, есть немало людей, которые раньше во время разговора чуть ли не в ступор впадали, а сейчас лишь немного запинаются. Но надо понимать, что заикание — это проблема, которая проявляется лишь в социуме, при коммуникации. Когда я говорю сам с собою, с детьми или с животными — я не заикаюсь. А если надо побеседовать со взрослым человеком, начинаются проблемы. Если я разговариваю с человеком, которого уважаю, то и речь моя протекает свободнее. И когда я сам ощущаю свою значимость, тоже говорю ровнее.

    Врачи называют заикание болезнью, но мне кажется, что это от бессилия. Проще назвать что-то болезнью, чем разбираться, почему это происходит. Болезнь не исчезает в зависимости от того, с кем я разговариваю — со своим сверстником Васей или с котом. Если я плохо вижу, то я не прозрею только потому, что нахожусь в комнате один. Если бы заикание было болезнью, она проявлялась бы одинаково в любой ситуации.

    Такие группы поддержки, как наша, ставят целью как можно больше тренироваться в общении и даже перепрограммировать свои негативные эмоции, связанные с общением, на позитивные. Когда мы заикаемся, то в нас заикается какой-то внутренний ребенок: ведь в большинстве своем люди начинают заикаться еще в детстве. И это детское восприятие в нас остается. Механизм такой: мне надо побеседовать — но это для меня опасность. И мозг подает команду: ага, сейчас будет опасность, готовься — и человек начинает еще больше зажиматься. Поэтому надо приучить мозг к тому, что разговаривать — это классно, это никакая не опасность. И, как следствие, речь начинает выравниваться. Ведь разговаривать так здорово!

    Мы практикуем и публичные выступления, и все, что так или иначе связано с навыком коммуникации. Новый цикл занятий, который мы запустили с конца апреля, отличается иным подходом по сравнению с прошлыми занятиями. Раньше они проводились в формате простых встреч: люди приходили, знакомились и в следующий раз могли уже не прийти. А сейчас мы постарались сделать так, чтобы тех, кто к нам пришел один раз, зацепить, удержать; чтобы они вместе с нами достигли определенных результатов. Мы будем звонить людям, будем ходить на улицы и знакомиться, будем выступать публично. И после всего этого уже не будем такими как прежде.

    — Есть ли у вас в клубе люди, которые значительно улучшили свою речь после посещения занятий?

    Валентин Морозов: «Чтобы перестать заикаться, ушел в лес с палаткой и несколько дней молчал»

    «Дело в том, что наш Горбушкин заикался. С самого первого класса. И он не как-нибудь скромненько так заикался, нет, он был чемпионом заикания. Горбушка был неслыханный трехступенчатый заика. Прежде чем заговорить, он сначала как будто чего-то запевал потихоньку: „А-а-а-а-а-а-а“. А потом вдруг сразу он переходил на вторую ступеньку и начинал говорить первый слог нужного слова». Виктор Драгунский, «Денискины рассказы»

    — В детстве зимой я провалился под лед на реке и сильно испугался. Но сразу после этого заикание не проявилось. Первые признаки, маленькие запиночки, начались у меня где-то через год, лет с шести. Был период, когда я не обращал на это внимания, наверное, класса до пятого. С третьего по пятый классы я даже участвовал в школьных спектаклях. А потом пошло ухудшение, с каждым годом становилось все хуже и хуже.

    В школе учителя и одноклассники относились ко мне прекрасно, я не чувствовал себе лишним и ущербным. С тех пор, как моя речь покатилась по наклонной, вызывать на устные ответы меня стали все реже и реже. Постепенно к старшим классам я почти полностью перешел на письменную форму ответов. Как я убедился на собственном опыте, это был неправильный ход. Потому что, давая себе слабину в чем-то, уходя от ответственности, ты не развиваешься, так и остаешься в своем тесном, ограниченном мирке.

    Выпускные экзамены я сдавал письменно. На одном из устных экзаменов меня попробовали было спросить — я вышел. Так сильно волновался, что не смог даже закончить первое предложение. После школы я решил поступать в БГУИР, потому что там все экзамены были письменными. Это был мой сознательный выбор, хотя изначально я думал идти в Академию Искусств на дизайн и архитектуру: мне больше по душе творческие специальности.

    В университете речь была на стабильно плохом уровне. Преподаватели были более требовательными. Там, где надо было отвечать устно, мне не делали никаких поблажек. Я старался отвечать вместе со всеми. И только если видели, что у меня совсем никак не получается, тогда уж разрешали письменно. А вот на иностранном, например, важно еще и произношение. Но так как я не особо часто отвечал устно, то мне в итоге ставили не «отлично», а «хорошо». Хотя немецкий я знал прекрасно — и грамматику, и произношение.

    Первую работу я нашел по рекомендации друга. Он заранее объяснил работодателю, что у меня есть проблема с речью, и тот отнесся к этому с пониманием. Так я и устроился. А вообще, конечно, с дискриминацией сталкивался довольно часто, даже при собеседованиях на технические специальности, где говорить особо не нужно. Сейчас мне 35, и я работаю системным администратором.

    Я пытался что-то сделать, чтобы избавиться от своего недостатка, самостоятельно над собой работал, но ощутимых результатов это не приносило. Стоило мне начать общаться публично — все эти наработки рушились как карточный домик. Моей ошибкой, наверное, было то, что я пытался самостоятельно справиться с этой проблемой. После каждой такой попытки мой настрой и вера в себя опускались ниже плинтуса. Был даже период, когда я на несколько дней вообще обрубил все контакты с обществом и ушел в лес с рюкзаком за плечами, жил в палатке на берегу реки. И тоже работал над собой. Я понял, если не пойду навстречу собственному страху, не сдвинусь с мертвой точки.

    — Какие методы ты испробовал, пока жил в лесу? Пел и разговаривал сам с собой?

    — Нет, я соблюдал режим полнейшего молчания. Делал дыхательные упражнения, практиковал самовнушения, медитации, физические упражнения для разрядки. То есть я жил иллюзиями, что смогу перемолоть эту проблему в себе самостоятельно, без рисков, без коммуникации.

    — Ты заикаешься уже без малого 30 лет, и, несмотря на годы тренировок, тебе все еще нелегко разговаривать с другими людьми. Каким ты видишь свой дальнейший путь по избавлению от заикания?

    — С тех пор, как я стал участвовать в жизни клуба «Я говорю свободно», вижу, что добился некоторого прогресса. Сейчас публичные выступления или общение в общественном месте не вызывают у меня такого дикого стресса и «зажатия», скованности, как это было года три-четыре назад. Конечно, мне нужно еще поработать над технической составляющей речи — над темпом, дыханием, артикуляцией. Один из самых важных способов достижения цели — публичные выступления, самоанализ и умение сделать правильные выводы.

    Я понимаю, что полностью избавиться от заикания мне будет сложно. Но пока такой цели я и не ставлю. Для меня сейчас важно общаться на приемлемом для себя уровне. Пусть временами будут маленькие «спотыкалочки», но чтобы меня это абсолютно не волновало, и чтобы я мог свободно донести свою мысль всегда и везде. Я верю, что смогу этого добиться, потому что без веры эта работа была бы бессмысленной.

    …Как отмечала Наталья Абакумова, все заикающиеся — терпеливые слушатели и не менее терпеливые рассказчики, уж если взялся держать речь — надо довести ее до конца. В конце интервью Валентин признался, что, пожалуй, впервые за много лет так много разговаривал без перерыва. Ребята из клуба испытали разные методики и способы борьбы с заиканием. Кому-то больше подходят дыхательные упражнения, кому-то — аутотренинг. Но все они постепенно пришли к выводу: чтобы говорить свободно, нужно, прежде всего, говорить.

    * Клуб работает при поддержке организации народного образования «Актыўным быць файна».

    Поделитесь этой историей в социальных сетях

    imenamag.by