Лечение заикания детей дошкольного возраста

Лечение заикания детей дошкольного возраста

Профессор анатомии Меркель считал, что заикание происходит от несовершенства воли человека, которая ослабляющим образом воздействует на силу мышц речедвигательного механизма.

Были и такие авторы, которые доказывали, что заикание — это не что иное, как «дурная привычка» (Базель) или просто «воображаемая трудность» (Р.Денгардт).

С конца XIX в. все определеннее становится мнение, что заикание — это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А.Гуцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский и др.). Многие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании — это лишь следствие этих психических недостатков (Х.Лагузен, Р.Коэн, Г.Каменка, Г.Д.Неткачев и др.).

Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, как симптом состояния страха и пр.

Нельзя, однако, и в настоящее время сказать, что механизм заикания полностью разгадан. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать с разных позиций: клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических, лингвистических. Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующие: заикание — это речевое недоразвитие разного генезиса, либо это невроз или неврозоподобное состояние.

М.И.Пайкин, рассматривая механизм и сущность заикания в раннем детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс, воспитуемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов». К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода первоначального голосообразования и лепета ребенка повторение одних и тех же или сходных звуков и слоговых структур.

Р.М.Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей, называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы» (СНОСКА: Боскис Р.М. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста//Лечение душевнобольных. — М., 1940. — С. 279—290). Речевые затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (косноязычие, аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

pedlib.ru

Заикание у детей

Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильного речевого развития можно обнаружить уже у 2-3 летних детей. Важно дифференцировать естественную прерывистую или невнятную речь, свойственную детскому возрасту, от истинного заикания.

Под заиканием понимают частые перерывы в речи, навязчивые повторения букв или слогов, порой целых слов; длительные паузы, когда слово как бы «застревает» в горле.

Различают заикание тоническое, при котором наблюдаются вынужденные паузы при произношении слов, и клоническое. Тоническое обычно сопровождается напряжением челюстно-лицевых мышц, языка и гортани при вынужденных паузах. При клоническом заикании ребенок повторяет первые слоги или буквы (обычно согласные) слов, при этом тонус мышц, участвующих в формировании речи, менее выражен.

В зависимости от причин заикание делят на невротическое и неврозоподобное.

Невротический вид дефекта наблюдается при патологических изменениях в нервной системе, в частности, в подкорковых областях мозга, вызванная родовой травмой, интоксикацией плода во время беременности, перенесенными вирусными заболеваниями, ДЦП и пр.

Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие — спазмы мускулатуры и заикание.

Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.

Неврозоподобное заикание — логоневроз — проявляется при нормальной работе ЦНС. Чаще всего логоневроз является компенсаторным механизмом психики. Может проявиться после психологической травмы, стресса, вследствие сильных негативных эмоций, которые дети не в состоянии выразить, либо их выражение находится под запретом.

Этой теории может служить доказательством тот факт, что более 70% людей не заикаются или заикаются незначительно при разговоре в одиночестве.

Также признаками логоневроза может служить отсутствие пауз в речи в следующих случаях:

  • при пении, прочтении стихов нараспев;
  • при разговоре шепотом;
  • при беседе с детьми, животными, неодушевленными предметами;
  • в случае, когда пациент себя не слышит;
  • в разговоре с близкими людьми.
  • Логоневроз усиливается, когда детям приходится общаться в незнакомой обстановке, с новыми знакомыми, выступать перед группой людей.

    Заикание у детей дошкольного возраста

    Признаки заикания могут наблюдаться у детей начиная с 2-3 летнего возраста.

    Бурное развитие речевого навыка, наблюдающееся в период между 2 — 5 годами может наложить отпечаток на характер речи детей: они могут говорить быстро, бурно, «глотая» окончания слов, делая паузы в середине слова, пытаться говорить на вдохе.

    В определенный период это нормальные проявления процесса обучения речи. Однако дети, склонные к заиканию, могут показывать следующее поведение:

    1. Часто делать паузы во время речи, при этом заметно напряжение мышц лица и шеи.
    2. Мало говорить, избегать ситуаций, где надо разговаривать.
    3. Внезапно прерывать свою речь и надолго замолкать.
    4. Выглядеть подавленным и сконфуженным.
    5. Раннее выявление заикания способствует лучшему излечению от этого дефекта, уменьшает влияние неблагоприятных психологических и социальных факторов на маленькую личность.

      Заикание у подростков

      Проблемы с речью могут впервые проявиться и в переходном возрасте. Подростки, несмотря на кажущуюся «взрослость», очень уязвимы. Бурно растущий организм, гормональные изменения, переосмысление ценностей в этом возрасте могут существенно снизить защитные механизмы тела. Дефект речи у подросших детей может вызвать серьезные психологические комплексы, ухудшить социальные взаимодействия в коллективе, повлиять на учебный процесс и в дальнейшем — выбор профессии.

      Что делать?

      Если у родителей появились сомнения в нормальном речевом развитии ребенка, следует незамедлительно побывать на приеме у логопеда. Логопед сможет установить, в пределах нормы ли находятся отклонения в речи.

      Если родители подозревают заикание, необходимо свести к минимуму стрессовые факторы в жизни малыша, а поход к специалисту вполне может быть стрессом для дошкольника.

      Как лечить самостоятельно:

    6. отменить массажи, бассейны, кружки и секции, гостей и бурные праздники;
    7. свести к возможному минимуму телевизор и интернет. Мультфильмы смотрите только уже знакомые;
    8. книги читать также те, к которым ребенок уже успел привыкнуть;
    9. следите за режимом сна и бодрствования, отслеживайте, чтобы дошкольник «не перегуливал»;
    10. разрешать выражение эмоций, в том числе негативных, не стыдить за плач, «капризы», нытье;
    11. проговаривать стрессовые ситуации в спокойной обстановке, обсуждать их без оценочных суждений;
    12. проанализировать, не изменилась ли психологическая обстановка в семье, урегулировать отношения между супругами или другими детьми.
    13. говорите за ребенка, описывайте происходящее, рассказывайте о произошедших событиях и переживаниях, если он сам затрудняется это сделать.
    14. Ребенок с заиканием также может быть подвержен симптомам ВСД. Узнайте все о вегето-сосудистой дистонии у детей.
      Причины панических атак и заикания весьма схожи. Материал о панических атаках здесь.

      Чего делать нельзя:

      • не стоит задавать таким детям вопросов, требующих сложных ответов. Не нужно инициировать сложные диалоги;
      • ругать или стыдить малыша за дефект речи, торопить его отвечать;
      • запрещать выражение негативных эмоций;
      • акцентировать внимание на дефекте речи. Не просите его повторить правильно, без запинок, более медленно, не говорите с ним и при нем о заикании.

      В случае дошкольников именно спокойная принимающая обстановка в семье и крепкий контакт с родителями являются ключевыми моментами в решении проблем заикания. У подростков решающее значение имеет мотивация на преодоление дефекта.

      В первую очередь нужно обратиться к логопеду. В их профессиональном арсенале достаточно речевых упражнений, они помогут малышу говорить медленнее, расслаблять группы мышц во время разговора, правильно дышать и другое. Также логопед может показать упражнения родителям для повторения их дома.

      Не оставляйте ребенка одного наедине с логопедом, пока не убедитесь, что специалист установил с малышом контакт. Всегда следите за реакцией ребенка, прерывайте сеанс, если чувствуете, что он устал, встревожен или чувствует себя «не в своей тарелке».

      Также рекомендуется обратиться к психологу. Детские психологи в игровой форме помогут пережить ребенку психотравмирующие ситуации, проиграть возможные диалоги, при которых возникает заикание, увидеть внутренние «зажимы», способствующие дефекту речи. Также будет нелишним поговорить с психологом и родителям малыша, т.к. специалист может посоветовать эффективные методики психогигиены и коррекции поведения.

      Также возможны физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная физкультура, рефлексотерапия, дыхательная гимнастика.

      В видео о детском заикании приведены реальные истории из жизни, советы специалистов и многое другое:

      Как мы экономим на добавках и витаминах: пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

      www.neuroplus.ru

      Профилактика заикания

      Как известно, заикание в 99% случаев возникает в период от 2 до 5-ти лет — в период формирования сложной фразы. Уровень интеллектуального развития в это время обгоняет речевые возможности ребенка. Ребенок уже многое понимает, многое знает, но не всегда может легко выразить свои мысли.

      Тем не менее, в норме к 3-м годам у ребенка уже достаточно богатый словарный запас, он нередко использует в своей речи сложные фразы, но дается ему это непросто. Перед ним стоит одновременно как минимум 2 сложные задачи:

    15. подобрать нужные слова,
    16. оформить фразу грамматически.
    17. Для этого требуется много умственных и эмоциональных сил, т.к. речевого опыта у ребенка мало (представим человека, пытающегося говорить не заученные, а самостоятельные фразы на иностранном языке, который он начал изучать недавно).

      К тому же в силу возрастных особенностей эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста очень нестабильно, подвижно само по себе. Дети быстро переходят от одной эмоции к другой: смех, слезы, удивление… И такая смена настроения является нормой для 2-5-летних малышей.

      Таким образом, на детях в этом возрасте во время речи лежит двойная эмоциональная нагрузка. Стоит на эту «чувствительную» чашу весов добавить какой-то неблагоприятный фактор, можно легко спровоцировать заикание. Вот почему нужно быть очень внимательными к речи малышей, ведь каждый из них находится в группе риска возникновения заикания.

      Объективные факторы, влияющие на развитие заикания

      Есть объективные факторы, способные неблагоприятно влиять на речь:

    18. наследственная предрасположенность к заиканию,
    19. излишняя ранимость,
    20. тревожность (она тоже часто является наследственной)
    21. С этими факторами мы не в силах бороться. Но мы должны знать, что по наследству передается лишь предрасположенность к заиканию, а не само заикание, поэтому такой ребенок вполне может избежать участи заикающегося при правильном поведении взрослых.

      Профилактика заикания у детей, находящихся в зоне риска

      Если замечены первые признаки заикания:

    22. это повтор звуков или слогов в начале или конце слов или фраз,
    23. сбившееся дыхание,
    24. сильное возбуждение в момент речи,
    25. очень быстрый темп речи.
    26. То родителям, в чьих семьях есть заикающиеся, не стоит «гадать», заикание ли это, а стоит сразу обращаться к специалистам по программе «Скорая помощь».

      Вероятность возникновения заикания в их семье столь велика, что не стоит терять время, ведь именно временной фактор является в данном случае решающим (чем раньше обратились родители, тем больше шансов на успех).

      Субъективные факторы, влияющие на развитие заикания

      Есть и субъективные причины возникновения заикания — те, что напрямую зависят от нас — взрослых.

      Желание ускорить интеллектуальное и речевое развитие (разберем случай, когда ребенок развивается «по норме»). Конечно, мы обязаны заниматься с детьми: играть с ними, читать книги, вместе наблюдать, рассматривать все вокруг, объяснять смысл предметов и явлений, но мы не должны подгонять их в этом познании, сравнивая с другими детьми.

      «Соседский ребенок уже знает «Бородино» наизусть, родители с гордостью показывают его знакомым и соседям, а мой только Агнию Барто выучил, а ведь ему уже 3 года (или 4!)» — думает амбициозная мама.

      Но нельзя подгонять малыша. Всему свое время! Ему полезнее хорошо знать несколько простых сказок (уметь их рассказывать, договаривая за взрослым, обыгрывать с куклами…), чем ежедневно «проглатывать» новую информацию. Лучше меньше да лучше — это основной принцип правильного речевого развития.

      Желание ускорить интеллектуальное и речевое развитие (в случаях, когда ребенок развивается с отставанием). Если мы видим, что ребенок явно отстает в плане речи , то нам тем более хочется активно заняться его развитием, чтобы он всех догнал. С одной стороны все правильно, но предложенная нагрузка должна быть дозированной и плавной. Раз развитие задержано, значит, на это есть объективные причины (мы здесь не рассматриваем педзапущенность — «синдром Маугли»).

      Ребенок с трудом усваивает речевую информацию, значит, для лучшего усвоения она должна многократно повторяться и усложняться очень постепенно.

      Представьте, что Вам нужно срочно выучить сразу 100 иностранных слов. Вы начнете путаться, сбиваться и, как следствие, нервничать. А вот если таких слов будет несколько и вас никто не будет подгонять, причем эти простые слова будут повторяться многократно в разных речевых ситуациях, то вы, сами того не заметив, спокойно и прочно их заучите. И когда вам предложат следующие несколько слов, вы их не перепутаете с предыдущими, усвоенными прочно. То же самое происходит и с ребенком, тем более с тем, кто отстает. При грамотном подходе он постепенно догонит своих сверстников, сравняется с ними, но за более продолжительное время. Если же мы начнем давать ему задания, с которыми он справиться не в состоянии, то усилим эмоциональную напряженность и спровоцируем заикание или другие проблемы (тики, энурез…).

      «Большой» стресс. Все понимают, что детям вредны стрессы. Под ними принято подразумевать сильное волнение из-за какой-то негативной причины (все понимают, что на детей не нужно кричать, их нельзя бить и т.п.). Но оказывается, довольно-таки сильное впечатление на ребенка в негативном смысле может оказать и стресс «со знаком плюс» (сильные позитивные переживания). Пример: родители захотели порадовать малыша и пригласили на Новый год Деда Мороза с мешком подарков. Ребенок был так рад, эмоции так «захлестывали» его, что он ….зазаикался (а, возможно, вдруг испугался Деда Мороза, хотя по замыслу родителей должен был обрадоваться).

      «Маленькие» стрессы. Бывает так, что ребенок живет в семье, где казалось бы явных стрессов нет, но в воздухе чувствуется напряжение («электричество»). Все сдержанны, натянуто приветливы, никто не повышает голоса…, но при этом атмосфера недоброжелательная, тяжелая. Дети всегда это чувствуют и живут в обстановке постоянного эмоционального напряжения.

      Другой случай, когда родители держат ребенка в напряжении, т.к. сами тревожатся из-за всего, преувеличивают опасности вокруг. «Сумма маленьких стрессов» по разрушительной силе ничем не отличается от одного «большого» стресса.

      Главные выводы

      Таким образом, для профилактики заикания у детей дошкольного возраста:

    27. будьте внимательны к речи детей,
    28. не будьте самонадеянны (обращайтесь к специалистам, если заметили что-то необычное),
    29. не бойтесь, если что-то случилось, действуйте спокойно (страшнее запинок в речи — страх по поводу речи, который может возникать у детей из-за неправильной реакции взрослых),
    30. будьте трудолюбивы, терпеливы, последовательны, если приходится бороться с заиканием.
    31. Речь так важна в жизни человека, что стоит трудиться на ее благо.

      www.arlilia.ru

      Почему возникает заикание у детей?

      Заикание – это болезнь или отклонение?

      Изменение ритма, плавности и темпа речи называют заиканием. К этому состоянию приводит судорога мускулов, участвующих в произношении слов. Впервые появляется заикание у детей дошкольного возраста приблизительно в 2–3 года. В этот период происходит активное развитие речи, любые отклонения дают о себе знать.

      Узнайте, чем отличается олигофрения у детей от задержки психического развития?

      Классификация

      Дефекты, возникшие при развитии мозга, приводят к органической форме. Травмы, нейроинфекции нарушают функции, вызывают задержку психического развития (см. Менингит у детей). Такие дети заикаются постоянно, причина – артикуляционные судороги. Если присоединяются невротические реакции, то форма становится смешанной. Только консультация невролога поможет ответить на вопрос, можно ли вылечить заикание у ребенка.

      Функциональная форма появляется у детей с особенностями нервной системы, склонным к неврозам, психически ранимым. Часто появляется после психотравмирующей ситуации. Для них характерны судороги дыхательных и голосовых мышц. Дети с таким типом заикания стремятся преодолеть недуг, иногда чрезмерно. Увеличенная речевая нагрузка оказывает отрицательное действие.

    32. постоянным, когда симптомы не уменьшаются и беспокоят все время;
    33. рецидивирующее: имптомы в период ремиссии практически исчезают и вновь обостряются под влиянием стресса.
    34. Почему заикание появляется?

      Точные причины заикания у детей 3 лет и старше установить тяжело. Обычно имеют место предрасполагающие и провоцирующие факторы. Причинами заикания могут быть:

    35. Родовая травма.
    36. Воздействие токсических веществ в период беременности: курение, алкоголь, профессиональные вредности.
    37. Наследственная предрасположенность.
    38. Болезни органов речи.
  • Нарушение интонации: речь монотонная, невыразительная.
  • Психосоматические реакции: энурез, потливость, покраснение лица, фобии, нервные тики, резкая смена настроения, гиперактивность.
  • Способы лечения

    Качественная диагностика и обследование определят, как вылечить заикание у детей. Психоневролог установит психологические проблемы, возможные травмирующие ситуации. Обследование мозга, изучение анамнеза позволят выявить органические причины патологии, на которые можно повлиять медикаментозно.

    Логопед заикание у детей лечит при помощи специальных упражнений, направленных на формирование ритма, четкости артикуляции речи, избавление от слов-паразитов, которыми заикающиеся дети иногда заполняют паузы.

    Как лечить заикание у ребенка 5 лет не отличается от методов, применимых для младших школьников. Используется дыхательная гимнастика, которая тренирует диафрагму и дыхательную мускулатуру.

    Существуют специальные компьютерные программы для лечения. Суть заключается в воспроизведении речи с задержкой, которая произносится в микрофон. Дети пытаются подстроиться под собственный голос, происходит синхронизация и заикание устраняется.

    Лекарства от заикания у детей относятся к группе ноотропов, успокоительных, которые приводят в уравновешенное состояние нервную систему. Иногда достаточно травяных успокоительных чаев, отваров.

    Узнайте, как артикуляционная гимнастика поможет в лечении дизартрии.

    Как помочь: советы родителям

    Родители должны знать, как вылечить ребенка от заикания и что нужно сделать, чтобы помочь ему:

  • не нужно перебивать и подгонять во время разговора;
  • разговаривать нужно размеренно, спокойным голосом, избегать громких выкриков, резких движений;
  • одновременно с вышеперечисленным не должно быть привилегий заикающемуся из-за его состояния;
  • на время лечения нужно отказаться от посещения кружков и секций, массовых мероприятий;
  • за каждый самый небольшой успех нужно хвалить, меньше критиковать;
  • не стоит акцентировать внимание на патологии, разговаривать в присутствии малыша о его заикании.
  • Красивая и внятная речь является важным элементом успешной социализации ребенка. Отклонения в произношении часто вызывают насмешки со стороны других детей, приводят к снижению самооценки, нежеланию общаться с окружающими (см. Нарушение речи у детей). Приблизительно к таким же последствиям приводит заикание у детей, причины и лечение которого чаще всего определяют невролог и логопед.

    У девочек лучше развита эмоциональная устойчивость, поэтому такое нарушение речи встречается у них в 4 раза реже, чем у мальчиков. Очень важно как можно раньше выявить начинающееся отклонение и начать лечение, пока не произошло его фиксации.

    Причины, симптомы и профилактика дизартрии у детей: рекомендации родителям.

    Заикание делят на 3 формы:

    По степени тяжести разделяют на 3 формы: легкую, среднюю и тяжелую. На ее определение влияет степень социализации – при легком типе заикания практически незаметны, а при тяжелом общение сильно затруднено. Течение болезни может быть:

  • волнообразным: периоды ухудшения и улучшения чередуют друг друга;
  • Травмы головы.
  • Провоцирующие факторы:

  • Социальные причины: недостаток внимания родителей, синдром дефицита внимания, излишняя строгость, перегрузка речью, смена места жительства или детского сада, подражание заикающемуся члену семьи.
  • Психологические: испуг, ревность и обида, стрессы, эмоциональное напряжение, детские страхи, переучивание с левши на правшу.
  • Сочетание предрасполагающих и провоцирующих факторов отвечает на вопрос, почему дети заикаются.

    Проявления патологии зависят от причины, степени тяжести:

  • Речевые судороги, которые могут быть клонические, тонические и смешанные. В первом варианте они проявляются повторением первой буквы (к-к-кошка), во втором – появлением паузы в слове (к…ошка).
  • Изменение дыхания: дети дышат поверхностно, без участия диафрагмы. Постепенно она слабеет и дефект закрепляется.
  • многократное повторение слова, на котором он запнулся, может только ухудшить состояние;
  • в семье нужно создать спокойную обстановку;
  • полезно соблюдать режим дня;
  • телевизор, компьютерные игры следует максимально ограничить, особенно перед сном;
  • маленьких детей не следует загружать новыми сказками и книжками, читать лучше давно знакомые и небольшие по объему;
  • полезны занятия пением и музыкой, причем необязательно это должны быть уроки с учителем, достаточно просто иногда петь вместе знакомые песенки;
  • Лечение заикания длительное, важно не пытаться ускорить процесс, давить на дошкольника, чтобы успеть вылечиться к школе. У некоторых оно постепенно проходит после преодоления юношеского возраста.

    golmozg.ru