Лечение заикания у ребенка 3 лет

Содержание:

В чем причины заикания и как верно подобрать лечение этой патологии у детей

В логопедии заикание определяется как сложное нарушение речевой деятельности, проявляемое в виде непроизвольного повторения одних и тех же звуков по несколько раз вследствие судорожных сокращений органов артикуляции. Часто также наблюдаются отклонения ритмичности речи и возникают непроизвольные остановки при произношении фразы. Проблема не является исключительно речевой, так как обычно сопровождается определенными нарушениями работы центральной нервной системы. Лечение заикания у детей зависит от причин, вызвавших данное состояние.

Наиболее распространено данное явление в детском возрасте (до 5 лет), когда речь формируется и развивается. Чаще заикание встречается у мальчиков, а сама проблема диагностируется у 3% всех детей.

Причины развития заикания

Существует множество факторов, которые влияют на развитие речи. Некоторые из них могут стать предпосылками развития заикания у ребенка.

Причины заикания у детей могут быть следующими:

  • предрасположенность на наследственном уровне (проявляется с младенчества, возникает в начале развития речевой деятельности, может сопровождаться другими симптомами, такими, как энурез, повышенная тревожность, страх по ночам);
  • повреждения головного мозга в период до рождения и во время родов (перинатальные недуги, связанные с токсикозом матери во время беременности, удушением, внутриутробной гипоксией, снижением доступа кислорода во время родов, травмами, полученными при родовой деятельности);
  • тяжелые заболевания инфекционной природы, перенесенные в детстве (менингиты, корь, коклюш, энцефалит, тиф). Чаще всего отклонение, спровоцированное инфекциями, проявляется в более позднем возрасте – около 7-8 лет (классифицируется как заикание у детей дошкольного возраста);
  • получение сильных черепно-мозговых травм;
  • гипотрофия (данное состояние может вызвать заикание как в раннем детском возрасте (для детей 3 лет), так и в более позднем (до 10 лет));
  • рахиты;
  • переучивание левши писать правой рукой;
  • факторы, влияющие на психическое состояние ребенка – страхи, конфликты, ссоры, радость или строгий стиль воспитания, свойственный родителям.
  • Потрясения психического и психологического характера могут спровоцировать заикание не только у маленьких детей, но и у подростков 14-15 лет. В некоторых случаях отклонение провоцируется повторением манеры общения человека, который заикается.

    Распространены ситуации, когда заикание у детей дошкольного возраста не является единственным заболеванием речевой системы, комбинируясь с дислалиями, дизартриями, тахилалиями, алалиями, ринолалиями.

    Разновидности отклонения

    Перед тем как вылечить заикание у ребенка, следует точно определить, к какой разновидности патологии конкретный случай относится. Заикание как патологию можно классифицировать одновременно по нескольким основаниям.

    Так, по степени выраженности симптомов выделяют заикание:

  • легкой формы (симптоматика практически не выражена, заикание может проявляться при спонтанной речи в виде запинок судорожного характера);
  • средней формы (заикание наблюдается как при монологических высказываниях, так и при ведении диалога);
  • тяжелой формы (запинки встречаются при высказываниях любого типа и характера, заикание носит затяжной характер, что делает коммуникацию сложной или практически неосуществимой).
  • Распространена классификация, рассматривающая источник заикания как таковой. Патогенетические разновидности включают:

  • заикание в форме расстройства речевого функционирования (логоневроз);
  • заикание, связанное с анатомическими или органическими сбоями работы центральной нервной системы (запинки неврозоподобного вида).
  • Заболевание может по-разному протекать в зависимости от частоты проявления соответствующих симптомов. Различают следующие виды заикания:

  • волнообразное заикание (сохраняется постоянно, но в зависимости от времени, условий и обстановки может проявляться в большей или меньшей степени).
  • рецидивирующее заикание (может на некоторое время исчезнуть, а потом появиться вновь);
  • постоянное заикание (с течением времени не исчезает и не уменьшается).
  • Последняя классификация рассматривает механизм проявления патологии. По характеру судорожного проявления рассматривают заикание:

  • клоническое (за счет частого сокращения артикуляционных мышц происходит многократное повторение одного и того же звука);
  • тоническое (связано с мышечным состоянием тонуса, которое может развиваться в тканях языка, губ и щек, что провоцирует остановку произношения);
  • смешанное (в зависимости от соотношения различают клоно-тоническое и тонико-клоническое);
  • дыхательное;
  • голосовое;
  • артикуляционное.
  • Проявления болезни

    Патология имеет четкие и явные симптомы, которые в зависимости от причины и истока развития болезни могут иметь особенности. Общими проявлениями заикания являются:

  • движения во время произношения – непроизвольные сокращения мимических мышц, моргание, раздувание носовых крыльев;
  • использование дополнительных эффектов, целью которых является снижение видимости патологии – зевание, смех, кашель;
  • судорожные явления в момент до начала речи или при произнесении слов (проявляется в неспособности сразу произнести слово или многократным повторением одного из слогов);
  • нарушения дыхания (дыхание носит поверхностный, аритмичный характер, речь начинается на глубоком вдохе или выдохе).
  • В детстве патология может также сопровождаться рядом отклонений вегетативного плана: гипергидрозом, тахикардией, нетипичным изменением цвета кожи, изменением показателей артериального давления при проговаривании слов.

    Если заикание носит неврозоподобный характер, зачастую речь носит невыразительный, монотонный характер. Темп произношения ускоренный, а в целом речевая деятельность повышена. Могут наблюдаться и другие проявления – неразборчивость почерка, невыразительность мимических и моторных действий. Особенно явно симптоматика проявляется тогда, когда ребенок устал.

    Логоневроз обычно сопровождается резким ухудшением качества речи, так как в основе данной патологии лежит состояние, связанное со значительной нагрузкой на психоэмоциональную сферу.

    Активность ребенка снижается, наблюдается фиксирование на слоге, который он не может произнести. Часто проявляется боязнь речи. Дыхательная система, как и голос, подвержена судорожным проявлениям. Патология носит непостоянный характер и в отсутствие неблагоприятного фактора снижается.

    Диагностика проблемы

    Для создания полной картины болезни, а также определения точной причины, по которой она возникла, ребенка должен обследовать не только логопед, но и детский врач, психолог, психиатр и невролог.

    Важно точно и полно собрать анамнез состояния, так как это оказывает решающее влияние на выявление истоков болезни и подбор нужной терапии. Указывается время, в которое появился дефект, факторы, этому поспособствовавшие, а также приводится информация о степени развитости ребенка в плане речевой деятельности и описывается состояние дыхательной системы.

    Ряд терапевтических анализов и исследований обязательно включает:

  • оценку речевой активности (дыхание при разговоре, темп речи и тембр голоса, отклонения моторики и произношения, наличие, тип и частоты судорог);
  • определение состояния центральной нервной системы (ЭЭГ, МРТ, реонцефалография).
  • Опционально для конкретного случая могут быть подобраны специальные дополнительные исследования.
  • Способы коррекции заикания

    Правильно и максимально быстро устранить дефект можно только у врача, так как именно медик может подобрать адекватное лечение, исходя из анамнеза заболевания.

    Участие в лечении невролога требуется только в том случае, если заболевание вызвано поражением ЦНС, психолога – если имела место ситуация, эмоционально повлиявшая на ребенка и приведшая к заиканию. В остальных случаях патологии речевой деятельности корректируются логопедом.

    Методы лечения заикания включают:

  • воздействие гипнозом;
  • иглоукалывание;
  • лечение заикания у детей в домашних условиях;
  • устройства против заикания;
  • лечение лекарственными средствами;
  • массажи, ванны;
  • гимнастика для нормализации работы системы дыхания;
  • логоритмические и логопедические упражнения.
  • Медикаментозная терапия обычно используется в качестве дополнительной, так как используемые препараты не могут устранить дефект. В зависимости от состояния больного могут назначаться таблетки гомеопатического действия, ноотропы, препараты от судорог, успокоительные и транквилизаторы.

    Посредством гипноза не лечат состояния, возникающие от заикания у детей младшего возраста. Для старших детей это один из самых действенных и простых способов вылечиться – улучшения достигаются после первого сеанса, а после 10 занятий может наступить полное излечение.

    Метод точечного массажа основан на том, что воздействие производится на активные точки организма. Начинать подобную терапию лучше как можно раньше, так как ее эффективность с возрастом может значительно снижаться.

    Дыхательная гимнастика направлена на формирование привычки правильного дыхания. Дыхательные упражнения при заикании действенны в ситуациях, когда патология спровоцирована неправильным, поверхностным дыханием при произнесении слов. Таким образом лечат детей от 4 лет.

    Занятия по логоритмике при заикании у детей могут скрыть дефект речи за счет тренировки голоса. При помощи логоритмического метода корректируют патологию речи у детей дошкольного возраста.

    Обычно занятия включают следующие аспекты:

  • игра на инструментах;
  • пение;
  • мышечное расслабление;
  • гимнастика для коррекции дыхания;
  • упражнения на артикуляцию.
  • Для детей с заиканием разработаны специальные приборы, позволяющие слышать собственную речь с небольшим запаздыванием. Более совершенные устройства могут отражать то, как ребенок должен произнести слово правильно или снижать громкость голоса фоновыми шумами (современные приборы способны регулировать уровень громкости голоса).

    Некоторые прибегают к лечению заикания травами – такими, как крапива, зверобой, мелисса, вереск, хмель или ромашка. Отвары на основе таких сборов оказывают мощный успокаивающий эффект. Такое воздействие требуется при заикании у детей, которое было спровоцировано психоэмоциональными негативными факторами.

    Возможные последствия патологии

    Даже при полном излечении заикания могут остаться заболевания психического характера, связанные с неспособностью преодолеть боязнь проблемы. Распространены следующие случаи следовых нарушений:

  • значительное понижение самооценки ребенка;
  • отсутствие достаточного уровня адаптации в обществе;
  • страх речевой активности (логофобия);
  • страх произнесения звука, который раньше не получалось произносить с первого раза (звукофобия).
  • В отдельных случаях профилактика и лечение могут привести к обратному эффекту, усугубив проблему.

    Как минимизировать риск развития состояния

    Необходимые меры для того чтобы лечение заикания у детей в домашних условиях было эффективным, включают в себя следующие мероприятия:

  • обеспечение ребенку нормальной психологической и эмоциональной обстановки;
  • постоянное общение с ребенком;
  • контроль над правильностью произношения слов и дыхания.
  • С ребенком лучше разговаривать достаточно медленно, но понятно и четко – так ребенок научится контролировать темп своей речи. Во избежание проявления симптомов также нежелательно перебивать детей во время разговора.

    С ранних лет лучше приучать детей к неторопливому изложению мыслей – так им будет проще научиться говорить правильно и без дефектов. Хорошо развить речь помогает чтение книг вслух с последующим пересказыванием их содержания, но если ребенок уже начал заикаться, лучше не заставлять его это делать без его желания.

    Важно создать благоприятную семейную обстановку, так как от этого напрямую зависит психологическое состояние ребенка. Нежелательны ссоры, крики и попытки наказать ребенка.

    Ребенка с дефектом речи важно хвалить даже за незначительные успехи. В то же время не стоит ребенка баловать, так как в этом случае отказ может спровоцировать появление заикания на фоне негативных эмоций. Как вылечить заикание у ребенка в конкретном случае максимально эффективно решает врач.

    Профилактические меры

    К основным общеоздоравливающим методикам профилактики речевых дефектов можно отнести:

    • ограничение взаимодействия ребенка с людьми, имеющими речевые недостатки, в особенности заикание;
    • создание нормальной психологической обстановке в доме;
    • снижение риска психологического или физического травмирования ребенка;
    • составление нормального режима дня;
    • использование мягких способов наказания за провинности;
    • письмо, чтение, пересказы и другие занятия, повышающие качество речи.
    • Если заикание когда-либо было или наблюдается в настоящее время, ребенок должен находиться под постоянным наблюдением врачей, особенно невролога и логопеда.

      Литература для чтения с ребенком должна подбираться в соответствии с возрастом, так как иначе образы могут напугать или впечатлить ребенка так, что проявятся симптомы отклонений речевой активности. Особенно это касается страшных или печальных сказок.

      То же самое относится к просмотру передач по телевизору или длительному использованию сети – нервная система ребенка не может справиться с такой нагрузкой, поэтому избыток информации может стать причиной множества отклонений, в том числе связанных с речью.

      Сразу после лечения лучше ограничить ребенка в развлечениях, так как новые сильные эмоции могут вернуть прежнее дотерапевтическое состояние.

      По возможности близкие люди должны говорить с заикающимся максимально четко и плавно, чтобы по примеру он учился говорить правильно. Развитию правильного дыхания способствуют занятия танцами и пением, поэтому для заикающихся детей такие занятия очень полезны.

      Обычно такая проблема, как заикание, требует врачебного вмешательства, так как самостоятельно добиться успехов в коррекции этой патологии сложно. Для максимально эффективного лечения важно выбрать, как лечить заикание у ребенка в конкретном случае. Дефект хорошо поддается коррекции при своевременном и адекватном ее проведении.

      vseorechi.ru

      Лечение заикания и голосовых дефектов у детей

      Заикание убираю по скайпу! Логин Здоровый голос!

      Долго лечить заикание у детей нельзя! Это мучение — водить ребёнка к логопеду месяцами и годами, а с каждым днём заикание крепнет. Так делать нельзя! Заикание у детей так не уйдёт! Его нужно убрать и поставить запрет, научить говорить. Так я и делаю. Только вместе с ребёнком учу и родителей. Консультирую детей, начиная с трёхлетнего возраста.

      Уважаемые взрослые, ко мне приходят родители со своими детьми.

    • Был случай, когда родители приехали лечить заикание из другого города с сыном 5-ти лет.
    • Был случай, когда у девочки семи лет, которая пошла в первый класс, началось обострение заикания, и она не могла произнести ни единого слова без прерывания звука, и родители отпросились у учителя на десять дней.
    • Был случай, когда пришли лечить заикание с мальчиком 4-х лет, у которого звук прерывался только на определённых словах и буквах.
    • Все эти случаи были мною приняты, и мы убрали, исцелили, излечили заикание у детей. Но!

      Внимание! Бывает, что заикание само уходит у ребёнка. Но лучше делать игровые упражнения. Они даны в видео курсах.

      Потому что, если взрослый может сам, сознательно работать со своим голосом, он усидчив, он настроен на излечение, то ребёнок воспринимает заикание у себя как нечто неудобное, но не заостряет на этом внимание, потому что он познаёт жизнь, он изучает мир, ему всё интересно. И только окружив ребёнка голосовыми играми, голосовыми разминками в семье, мы создаём голосовое погружение, и ребёнок выздоравливает.

      Я видела детей в детских садах заикающимися, родители которых год водят их к логопеду. Этого делать не нужно! Заикание у детей убирается сразу, а если его не убрали, то это начало мучения для ребёнка. У ребёнка в сознании зафиксируется, что у него есть недуг, что он неправильно говорит.

      Вылечить заикание у ребенка можно только при грамотном поведении родителей — этому и учу!

      Я беседовала с родителями, которые самоотверженно сами убрали заикание ребёнку, опять же окружив его семейным миром голосовых правил:

    • отсутствие телевизора;
    • вокальные упражнения;
    • этика общения с ребёнком (нет укоров и замечаний);
    • отсутствие криков в семье;
    • протягивание звуков в речи посредством игры.
    • Полностью погружаясь в эту проблему вместе с ребёнком, можно победить недуг. Молодцы, товарищи родители. Данные истории радуют и вдохновляют других родителей. Конечно, не все случаи лечения заикания у детей можно решить самостоятельно.

      Очень переживаю за детей, когда родители заикающегося ребёнка (ребёнка с дефектами голоса и речи) отдают в логопедическую группу. Зачем собирать детей с дефектами вместе? Ребёнок в течение дня погружается в «больную» голосовую среду. Они не должны чувствовать, что у них проблема! Это у взрослых проблема — нехватка времени, чтобы срочно помочь своему малышу! Дорогие родители, взываю к вам!

      На самом деле, заикание у детей уходит сразу, а потом, благодаря родителям, мы формируем правила в семье

      И родители вместе с ребёнком восстанавливают ему голос. Правильное поведение, правильные слова, правильные упражнения. Помогите своему ребёнку!

      У меня были родители из другого города, которые не говорили при своём маленьком сыне слово «заикание», я поддержала этих родителей. Они самоотверженно выполняли с нами все упражнения, соблюдали правила занятий. Я так рада таким родителям!

      Заикание у детей убираю и учу членов семей поддерживать результат у ребенка

      Вместе с родителями 10 дней мы будем формировать у ребёнка новый, здоровый голос. Подчёркиваю — нельзя лечить заикание у ребенка долго! Не мучайте ребёнка! Заикание уходит сразу, потом нужно выполнять правила голосовой гииены, чтобы ребёнок забыл «старый» голос, благодаря голосовым и речевым играм. Я буду с вами.

      Дети восстанавливают голос вместе с родителями. Если вы готовы помочь своему ребёнку, звоните. Не оставляйте ребёнку эту тяжесть.

      agora9.ru

      Причины развития заикания у ребенка и методы лечения

      Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

      Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

      Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

      Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

      Причины появления заикания

      Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

    • Предрасполагающие причины, это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
      • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
      • Гипоксию плода.
      • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
      • Недоношенность разной степени.
      • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
    • Внешнее негативное воздействие, это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
      • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – энцефалиты, менингиты.
      • Травмы – ушибы головного мозга, сотрясения.
      • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
      • Инфекции дыхательных путей, отиты.
      • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
      • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
      • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
      • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
      • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.
      • В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

        Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

        Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

        Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

      • Малыш во время своего диалога часто делает паузы, при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
      • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу. Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
      • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
      • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы, быстро двигаться глазные яблоки.
      • Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

        В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

      • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
      • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
      • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.
      • Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

        Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

        Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

        Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

        Методики лечения заикания

        Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

        Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

        1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
        2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
        3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
        4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
        5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

        Медикаментозное

        Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

        Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

      • Поглаживание.
      • Разминание.
      • Растирание.
      • Поколачивание или вибрацию.
      • Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

        Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

        Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

        Упражнения

        При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

      • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
      • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
      • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
      • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.
      • Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

        Для наглядности посмотрите видео упражнений:

        Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

        12 Комментариев

        Naina

        Можно ли ребенку в три года дав ать цераксон? У нас задержка развития речи, назначили его, а в инструкции написано, что детям нельзя. Что делать?

        Здравствуйте, Наина. Вы несколько неправильно прочитали инструкцию к цераксону. Там не может быть написано «запрещено применение у детей» . Там может быть написано, что этот препарат не рекомендуют применять у детей в связи с отсутствием достоверных клинических исследований. Поэтому детям его назначают, при условии, что лечащий врач взвешивает все за и против – и возможный риск, и возможную пользу от приема препарата.
        Если у ребенка есть задержка речевого развития, то цераксон очень хорошо работает в таких случаях. Поверьте практическому опыту – у многих деток были значительные улучшения или же вообще появилась речь после приема этого препарата

        Наталья

        У меня ребёнок начал заикаться в5 лет когда начали ходить к логопед потом прекратили ходить и он прекратил заикаться иногда появлялось иногда исчезало сейчас 6 лет нам очень сильно начал заикаться при чем сам с собой сидит играет нормально говорит сказали песни надо петь поем тоже без запинок а со взрослыми несли может перестал здороваться потому что говорит у меня не получиться сказать очень сильно переживаю из за этого у невролога не были потому что нам сказали что он антидепресанты выпишет а я не хочу ребёнка пичкать этими лекарствами! Помогите пожалуйста а то боюсь замкнется в себе хотя до этого он очень общительный ребёнок был а сейчас по тихонько уходит в себя

        Здравствуйте. Лично мне ваш пост кажется странным: с одной стороны вы хотите помощи, с другой стороны даже не пытаетесь повести ребенка к неврологу, только потому, что кто-то что-то сказал про таблетки.
        Во-первых, возможно вашему ребенку и не понадобится принимать антидепрессанты, однако медикаментозное лечение судя по всему будет назначено, так как отклонения видите даже вы — не специалист.
        Во-вторых, доктора не назначают антидепрессанты (как и любые другие лекарства) только потому что им так захотелось. Препараты назначаются тогда, когда в них есть потребность. И если вы сомневаетесь в одном враче и его назначениях, то можно ребенка проконсультировать у нескольких независимых специалистов.
        Но если у вашего ребенка действительно есть неврологическое заболевание и ему необходима медицинская помощь, то сидеть дома, смотреть как ребенок заикается и уходит в себя, не показывать ребенка врачам и при этом гордиться тем, что «я не пичкала его таблетками» по меньшей мере странно, если не сказать глупо.
        Рекомендую вам проконсультировать ребенка у детского невролога, детского психолога и логопеда, пройти обследование, определиться конкретно, что с ребенком происходит, а там уже будет видно по лечению. Если вы по каким-либо причинам не хотите ребенку давать те или иные лекарства, сразу говорите об этом лечащему врачу и вместе ищите альтернативы, если это возможно.

        gulnara

        Здравствуйте. Помогите и посоветуйте . у меня племянник 5 лет сильно заикается, не может сказать даже имя. Как быть? Скоро в школу, посоветуйте.

        Здравствуйте. Ребенок должен быть обследован и помочь может только комплексное лечение и совместный подход специалистов — невролога, логопеда и психолога.

        Дарья

        Здравствуйте! В садике предварительно поставили логоневроз, мы прошли ПМПК, выявлено заикание легкой степени выраженности, переводимся в садик компенсирующей направленности, есть группы с ОНР, есть для заикающихся. В группах с заиканием пребывание ребенка 5 дней круглосуточно. Очень переживаем, с одной стороны понимаю, что так лучше для ребенка, с другой — не будет ли это хуже для него, нужны ли такие крайние меры…

        Дарья, я категорически против изоляции ребенка от родителей и ничем не могу оправдать такую тяжелую психологическую травму, которую вы собираетесь своему ребенку нанести.
        Мне кажется, нужно понимать, что диагноз логоневроз — это не просто особенность речи (например, ребенок не выговаривает какую-либо букву), это заболевание, которое относится к группе психических и поведенческих расстройств. И по-моему мнению взять ребенка, у которого есть проблемы с психикой, и разлучить с родителями ( а по факту это так, если пять дней в неделю вы не будете видеть своего ребенка) и… что дальше? Смотреть как он сумеет с этим справиться? А вы не задумывались над тем, что на фоне такого стресса у ребенка может усугубиться проблема с речью? С точки зрения психологии нарушаются первичные базовые потребности ребенка — в безопасности и в принятии и любви, то есть во-первых, маленький ребенок вероятно решит, что мама его бросила и для него не является аргументом его якобы ненормальная речь (он вполне может считать свою речь нормальной и, кстати, пусть так и будет, нельзя акцентировать внимание на неполноценности ребенка, ни в коем случае нельзя делать из этого проблему и разговаривать с ребенком о его заикании — маленький ребенок зафиксирует это на всю жизнь и в результате вряд ли сможет избавиться от заикания вообще), а во-вторых, вы просто не сможете разговаривать со своим ребенком, обнимать, целовать его, то есть он не будет получать тех положительных эмоций, которые ему необходимы для полноценного развития. Последствия всей этой ситуации могут иметь серьезные последствия в будущем — как во время роста ребенка, так и во взрослой жизни.

        Понятно, что лечить ребенка нужно, но опять же вы должны понять, что у вашего ребенка серьезное заболевание, которое склонно к прогрессированию, и пока что никто не изобрел волшебной таблетки, которая исцелит вашего малыша и после того, как вы, родители , но в первую очередь, маленькой ребенок выстрадаете свое отсутствие в жизни друг друга, вам никто не вернет абсолютно здорового ребенка.
        Логопеды и воспитатели могут только помочь ребенку выработать технику плавной речи, то есть в лучшем случае устранить проблему заикания, дать ему возможность говорить без запинок, но насколько успешно будет продвигаться работа и сколько времени это займет, вряд ли кто-либо сможет давать какие-то гарантии. Так стоит ли действительно так рисковать психологическим состоянием ребенка… решать только вам. Лично я не стала бы так рисковать.

        Я абсолютно не против того, что ребенка необходимо поместить в коррекционную среду… Но чем оправдывается круглосуточное пребывание ребенка в садике? Неужели ночью с ним кто-то занимается по какой-то методике? Думаю, что нет.

        Мое мнение: ребенка можно отдать в такой садик, если вам разрешат забирать его вечером домой. Если нет, искать другую возможность лечить заикание — существует масса амбулаторных методик лечения заикания, было бы только желание родителей этим заниматься (например, методика доктора Арутюнян, которая дает очень хорошие результаты, или водить в садик, в котором есть логопеды и психологи, но не нужно оставлять ребенка там ночевать, либо водить ребенка индивидуально на консультации и занятия, либо другие варианты на ваш выбор).

        gidmed.com